Источник данного вида деятельности
Деятельность, посвященная воспитанию подрастающих поколений, контролируется условиями общества, совершенствуется, изменяется. Пренатальная общность и клановая система предполагали передачу младшим морального и материального опыта через работу и взаимодействие со старшими.
В то время опыт был ключевым и основным способом передачи информации, при этом отличаясь простотой. Соответственно, не было особой необходимости выделять воспитательную работу в специализированной сфере, которой должен доверять профессионал. В то время не было ни учреждений, ни лиц, ответственных за воспитание.
Как можно узнать из публикаций, кратко описывающих историю педагогики и образования, официальные источники дошли до наших дней, сообщая о существовании древнеегипетской школы. Считается, что эта информация дошла до нас из глубины веков: школа существовала за два с половиной тысячелетия до начала нынешней эры.
Примечание 1
Ответственность за обучение в первом учебном заведении была возложена на священнический класс. Однако в большинстве семей детей обучали родители или другие родственники.
Согласно публикациям, посвященным краткому описанию истории педагогики и образования, после выхода из родового строя воспитание стало социальной функцией, получившей полную самостоятельность. В те времена уже существовала необходимость в обобщении накопленного цивилизацией опыта в аспектах воспитания подрастающего поколения.
Примечание 2
Как известно современному человеку, еще Фалес в древности говорил об образовательных аспектах. Довольно любопытно, и более того, придумано на практике и в наши дни, авторство которого, как полагают, принадлежит Эпикуру, Сократу.
Не менее значимы размышления и сочинения Платона, Гераклита. Аристотель, Демокрит сыграли свою роль в развитии образования как науки. Период развития древнегреческого общества — это время, когда впервые появился термин «педагогика».
Примечание 3
Со временем именно он сохранился в истории как главное слово, отражающее педагогическую науку. Тогда же формировались и другие термины: гимназия, школа.
История развития педагогики начинается с Сократа. Этот древнегреческий деятель почитается как основоположник науки. Информация, которой он учил диалогу, полемике, ставил перед собой цель сформировать способность мыслить в аудитории, подчиняясь логике, дошла до наших дней.
Известно, что во время своих исследований философ провоцировал слушателей задуматься о спорном объекте так, чтобы они сами поняли абсурдность оригинальной формулировки. Он лишь направлял зрителей, чтобы она сама достигла правильного исхода рассуждений.
Этот метод был даже назван в честь древнегреческого мыслителя; сегодня он также известен как сократовский. Подход основан на вопросах и ответах, через которые реализуется обучение мышлению, подчиняясь логике.
Понятие педагогической системы. Его структура. Иерархия педагогических систем
Всем известно, что процесс образования и воспитания
происходит в различных объединениях людей: в семье, в школьном классе, в
студиях и кружках, в неформальных группах.
Эти ассоциации, по сути, являются социальными системами. С
помощью термина «педагогическая система» мы можем отразить и обобщить
различные организации педагогов и воспитателей, учителей и учеников.
Педагогическая система (далее ПС) — это совокупность
взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям
воспитания, обучения и образования подрастающих поколений и взрослых.
Структурные компоненты — это обязательные и постоянные
составляющие ПС: субъект деятельности, субъект-объект деятельности, их
отношения.
Функциональные компоненты изменяются в различных ПС: цель,
содержание, методы, средства, формы организации деятельности.
Такой системный подход позволяет целостно (во взаимосвязи)
рассматривать, планировать и организовывать различные объединения людей с точки
зрения их взаимодействия для раскрытия взаимосвязей управления.
Можно предположить, что ПС возникает тогда, когда есть
потребность в образовании, воспитании и просвещении некоторых групп людей.
В то же время ПС — это сложная, постоянно изменяющаяся
система социального управления, в которой решаются педагогические и
воспитательные задачи, достигаются педагогические цели.
Существует четкая иерархия педагогических систем, которая
представлена ниже.
Крупные ПС образования в стране (система высшего и среднего
специального образования) подчиняют себе средние ПС, такие как государственные
и частные школы, внешкольные учреждения. В свою очередь, им подчиняются
небольшие ПС: Классы, учебные группы, ученические производственные отряды и
бригады, кружки, секции, группы по интересам.
К малым СП относятся учащиеся, учителя, родители, которые
непосредственно вовлечены в образовательный процесс.
«В небольших педагогических системах учителя и ученики
взаимодействуют напрямую. Их гражданские и дидактические отношения реализуются
в повседневном общении.
Учителя направляют учебный процесс в подсистемах, участвуют
в организации различных объединений учащихся, устанавливают соответствующие
(или не очень соответствующие) педагогические отношения, которые способствуют
либо позитивному становлению учащихся, формированию и закреплению положительных
черт характера и форм поведения, отражающих соответствующий уровень
потребностей и мотивационный план личности; либо способствуют формированию
девиантного (отклоняющегося) поведения на фоне зачастую негативных
эмоциональных состояний, приводящих к расколу Как правило, деятельность учителя
является одним из эффективных способов оказания помощи осужденным.
Фактором педагогической поддержки является грамотная
организация учащихся на различные виды школьной и внеклассной работы на основе
их индивидуально-типологических особенностей» (Л.Ф. Спирин).
В любой ПС всегда есть девять основных компонентов: цель
деятельности, субъект педагогической деятельности (тот, кто управляет
системой), субъект-объект деятельности (тот, кем управляют: ребенок, ученик,
студент), отношения «субъект-субъект-объект», содержание
деятельности, методы деятельности, средства обучения, формы организации и
результат деятельности. Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимодействуют.
Каждый из ПС возникает с определенными целями и выполняет
определенные функции. Например, рассмотрим цели малого ПС — спортивного
отделения: укреплять здоровье студентов, развивать их физические качества — и
большого ПС — педагогического института: профессионально готовить человека к
овладению педагогической специальностью.
Это означает, что ПС различаются в основном по своим целям.
В системе есть как управляющие педагогические системы (учителя, воспитатели),
так и управляемые педагогические системы (ученики).
Сделаем уточнение: личность каждого ученика — это не только
объект педагогической деятельности, но и субъект собственной деятельности,
саморазвития, самовоспитания. В образовательном процессе студенты участвуют в
конкретных видах деятельности (образовательной, эстетической, трудовой,
спортивной и т.д.). В этой деятельности действительно происходит саморазвитие и
формирование личности.
Структура педагогической деятельности
Как и любой вид деятельности, педагогическая деятельность имеет свою структуру. Структура педагогической деятельности может быть представлена следующим образом:
- мотивация;
- предмет педагогической деятельности;
- педагогические средства и способы решения поставленных задач;
- продукт и результат педагогической деятельности.
Мотивация занимает важное место в структуре любой, в том числе и педагогической, деятельности. Мотивы педагогической деятельности могут быть выделены в три большие группы:
- мотивы долженствования;
- мотивы заинтересованности и увлечённости преподаваемым предметом;
- мотивы увлечённости общением с детьми («любовь к детям).
Характер доминирования данных мотивов позволяет выделить четыре группы учителей:
- с преобладанием мотивов долженствования;
- с доминированием интереса к преподаваемому предмету;
- с доминированием потребности общения с детьми;
- без ведущего мотива.
Педагоги, составляющие последнюю группу, имеют самую высокую квалификацию и авторитет.
Уточнение видов профессиональных мотивов учителя, обширная область факторов позволяет назвать следующие:
- материальные стимулы;
- побуждения, связанные с самоутверждением;
- профессиональные мотивы;
- мотивы личностной самореализации.
Предмет педагогической деятельности представляется в организации учебной деятельности обучающихся, которая направлена на освоение учащимися предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.
Средства педагогической деятельности:
Среди способов передачи социального опыта выделяются: объяснение, показ, совместная работа, непосредственная практика обучающегося, тренинги и т.д.
Готовые работы на аналогичную тему
Продуктом педагогической деятельности является формируемый у учащегося индивидуальный опыт, представленный совокупностью компонентов (аксиологический, нравственно-этический, эмоционально-смысловой, предметный, оценочный). Продукт педагогической деятельности может быть оценен во время проведения экзаменов, зачётов, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.
Результат педагогической деятельности выражается в развитии обучающегося, его личностном и интеллектуальном совершенствовании, становлении его как личности, как субъекта учебной деятельности.
Виды педагогической деятельности
В профессиональной терминологии классификация видов педагогической деятельности представлена двумя основными понятиями: «воспитание» и «обучение». Воспитание — это целенаправленная воспитательная работа, в то время как обучение — это организованное преподавание.
Многие теоретики едины во мнении, что воспитательная и педагогическая деятельность — тождественные понятия, аргументируя это единством воспитания и обучения. Но на практике преподавание имеет временные рамки, конкретные цели и методы их достижения.
Воспитательная работа в ДОУ, в отличие от школы и училища, не стремится к прямому достижению конкретной цели, ведь результаты работы воспитателя могут проявиться не сразу, а даже после выпуска ребенка из детского сада.
Педагогическая деятельность реализуется на протяжении всего нахождения ребенка в детском саду. Помимо режимных моментов существует организационная и самостоятельная деятельность дошкольников.
Педагоги образовательных учреждений постоянно совершенствуются и особую помощь в этом оказывает аналитико-оценочная деятельность. Специалист проводит самоанализ, изучает результаты своих действий и действия воспитанников. Сравнительный анализ позволяет обнаружить недочеты, расхождения с запланированными показателями и своевременно скорректировать направления воспитательной работы. По объективности этого вида педагогической деятельности можно судить о профессиональной зрелости человека.
Творчество педагога — основа его профессиональной самореализации. Творческая составляющая проникает во все виды педагогической деятельности, наполняя их новым содержанием. Это источник энергии и вдохновения, наполняющий специалиста оптимизмом и гуманностью. В профессии педагога творчество играет одну из главных ролей. Именно оно лежит в основе подготовки и проведения занятий, участия в конкурсах, семинарах, проектах. Творчески активный педагог в большей мере способствует достижению целей, которые предписывает образовательная программа. При организации занятий в школах и детских садах используется интерактивный формат, что является не только требованием ГОСТа, но и мощным инструментом обучения.
Видовая структура педагогической деятельности послужила основой для выделения главных функций педагога:
- обучающая;
- воспитательная;
- развивающая;
- общественно-педагогическая.
Именно функции предписывают представителям сферы образования направления для применения профессиональных знаний и умений. Так, для работы педагога характерна и социально-педагогическая направленность.
В соответствии с этим формулируются и центральные функции педагога — целеполагание, диагностирование, прогнозирование, проектирование, планирование, информирование, организация, оценка и контроль, корректировка, анализ и исследования.
Что такое педагогическая деятельность
Педагогическая деятельность — это особый вид деятельности взрослых граждан, полезный для общества, сознательно направленный на подготовку детей к жизни в соответствии с существующими политическими, экономическими, эстетическими, нравственными и другими целями.
В рамках этой работы организуется объективный процесс воспитания. Функции социальной и образовательной деятельности направлены на совершенствование и ускорение подготовки подрастающего поколения к жизни. Это связано с тем, что преподаватели, реализуя свои задачи, используют теоретические знания и практический опыт в рамках системы специальных учреждений.
Многие авторы рассматривают отделение каждой функции профессиональной педагогической деятельности в отрыве от других, сохраняя при этом их взаимосвязь. В общей системе обучения сформировались три компонента:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- Коммуникативный.
- Организационный.
- Конструктивный.
Для реализации каждой функции педагогической деятельности педагогическое мастерство, способности и стремления играют ключевую роль.
Общая характеристика
Конструктивные функции профессиональной педагогической деятельности подразделяются на:
- Эксплуатационные. Они включают в себя планирование собственных действий учителя и поведенческих действий ученика.
- Существенные. В рамках реализации данной функции профессионально-педагогической деятельности педагога осуществляется подбор и расстановка материалов, планирование и построение всего учебного процесса.
- Материальные. В рамках данного направления осуществляется проектирование учебно-методической базы всего процесса.
Организационный аспект предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на вовлечение детей в различную работу, формирование коллектива. Особое значение имеет коммуникативная образовательная деятельность. Функции педагогической деятельности в данном направлении ориентированы на установление образовательных связей с педагогом, детьми, коллегами, родителями, представителями общественности.
Виды и функции педагогической деятельности реализуются при наличии постоянной обратной связи. За счет нее учитель получает своевременную информацию о результатах достижения поставленных целей. В связи с этим контрольно-оценочная составляющая также включается в совокупность элементов, из которых формируется педагогическая деятельность. Функции педагогической деятельности реализуют педагоги любой специальности. Каждый из них должен обладать соответствующими навыками и квалификацией.