Нужен ли школьный психолог?

«Истинных левшей крайне мало!»

– Ну а теперь мы с вами поговорим. В целом у вашего ребёнка неплохое развитие. Но некоторые проблемы с пространственной ориентацией…

– Признаться честно, они иногда и у меня возникают, особенно в незнакомых городах…

– Но вы с ней занимайтесь. Учите находить по картинкам дорогу, прячьте дома предметы и говорите, сколько шагов налево или направо ей надо сделать, чтобы найти предмет. И я так понимаю, она у вас левша, да? И всегда рисует левой рукой?

– Да, всегда.

– А не пробовали учить правой?

– Пробовали, она жалуется, что ей неудобно…

– Так вот, я знаю, что сейчас мода не переучивать левшей. Я и сама была левшой, но меня переучили («гм…, — подумала я, — похоже, это не прошло бесследно…», –  но снова благоразумно промолчала). Так вот, на самом деле истинных левшей крайне мало. Таких как Левша, который, знаете, блоху подковал? («Привет Лескову!» — подумала я)). А обычно левшество возникает у детей, у которых проблемы в одном из полушарий мозга… Как у вас прошёл первый год жизни?

– Прекрасно прошёл!

– А не было никаких судорог, удуший?

– Не было. А что – левша – это ненормально?

– Я вам ещё раз повторяю – истинных левшей крайне мало. Обычно это плохая работа одного из полушарий. Всё равно – учите ребёнка пользоваться правой рукой. В идеале – если она будет уметь равноценно пользоваться обеими руками. Это хорошо развивает оба полушария, позволяет человеку быть более гармоничной личностью…

И развивайте у ребёнка пространственную ориентацию…

И она ещё минут десять объясняла, как её развивать и как учить ребёнка пользоваться обеими руками.

А мне очень интересно, как это психолог, просто глядя на то, как мой ребёнок рисует левой рукой, определила, что перед ней – не истинно левша, а, с большой вероятностью, экземпляр с нарушением работы одного из полушария…

И я тут же вспомнила, как когда-то… много лет назад, пришла в нашу районную клинику попросить направления на операцию по поводу врождённой катаракты…

– А зачем вам, такой молодой, операция? Вы будете ходить ко мне, мы будем с вами заниматься гимнастикой – и всё будет хорошо…

– Но… понимаете… катаракта врождённая… гимнастика не поможет…

– Много вы знаете, – возмутилась окулист. – Вы что – врач?

Каждый раз, когда я пересказываю окулистам эту историю, они громко смеются. А мне так хочется плакать!..

Зачем психолог в школе. Чем он занимается-то?

«…Вбегает ко мне учительница второго класса, и в голосе у нее истерика: “Пойдите, сделайте с ним что-нибудь!” Ну, это у нас всегда так. Урока не проходит, чтобы кто-то не забежал. Вхожу в класс, а Максим под партой сидит, рисует там своих роботов, которых полк одинаковых. “Здоровые так себя не ведут!” – не тихо говорит учительница. Я глазами ей делаю “тсс!”, а вслух говорю: “Не будем делать поспешных выводов”. Беру Макса поговорить, порисовать. И понимаю, что нужно разговаривать с родителями».

Школьный психолог – фигура, окруженная мифами и тайнами. Никто до конца не знает, чем он занимается: ни учителя, ни родители, ни дети, ни даже директор. Поэтому одним это дает повод думать, что это такой бездельник, который «вообще ничего не делает, только бумажки пишет», а другим – демонизировать его образ, придавая ему всемогущество влияния на судьбу ребенка.

На самом деле все не так уж сложно. Работы у психолога много. Он работает со всеми «участниками педагогического процесса»: учениками, учителями, администрацией и родителями.

Основные направления таковы:

Я решил поговорить с родителями о том, что мне нужен психолог. Что мне сказать, чтобы они согласились?

Родители могут принять такую новость на свой счёт и начать винить себя. Ещё они боятся, что вы станете жаловаться на них постороннему человеку, и родителям это неприятно

От них можно услышать: «А что, ты не можешь поговорить с нами? Это мы виноваты? Ты будем там о нас рассказывать?» Поэтому важно донести до мамы и папы, что дело не в них. А даже если в них, то нужно сказать об этом мягко, без претензий

Когда будете разговаривать с родителями, не обвиняйте их. Говорите только о себе и своих чувствах, в этом вам помогут «Я-высказывания».

К этим высказывания можно добавить: «Я самостоятельно не справляюсь. Чувствую, что мне нужна помощь». В таких словах нет ничего стыдного: всем нужна поддержка.  

Вам также будет интересно

Дарья Храпова

06 сентября, 2022
2 мин

Что такое студсовет, какие бонусы он даёт и как в него попасть

Когда вы поступаете в университет, полезно заранее знать о своих возможностях: где можно…

5232

Настя Лукина

28 августа, 2023
1 мин

Разбор демоверсии ЕГЭ-2024 по физике

25 августа запомнится… выходом демоверсий! В этой статье мы разобрали демоверсию ЕГЭ 2024 по…

1817

Милана Соблирова

27 декабря, 2022
1 мин

Всё о баллах ОГЭ 2023: максимальные, проходные, пороги по профилю

Рассказываем про максимальные и проходные баллы ОГЭ 2023 по всем предметам, а также пороги по…

52463

Дарья Храпова

08 августа, 2023
1 мин

Изменения в ЕГЭ в 2024 году: новые правила проведения итоговых экзаменов

Министерство Просвещения утвердило новый порядок проведения ЕГЭ. В этой статье разбираем, что…

7112

Анна Кузьмина

03 ноября, 2023
1 мин

Гид по профессиям: как стать математиком

В этой статье рассказываем, как математики могут повлиять на развитие искусственного интеллекта и…

285

Светлана Финагенова

26 мая, 2022
2 мин

Как закрыть долги по учёбе: пошаговое руководство

Сессия на носу, а долгов по учёбе уже скопилось на целый вагон и маленькую тележку? Как их…

17588

Можно ли отказаться от медицинского вмешательства?

В Российской Федерации каждый человек имеет право на защиту своего здоровья и обязанность заботиться о своем физическом и психическом благополучии. Однако существуют ситуации, когда возникает вопрос о необходимости медицинского вмешательства. Но что делать, если человек не желает принимать участие в такой процедуре?

Конституционное право на свободу личности

Каждый человек имеет право на защиту своего достоинства, жизни и здоровья. Согласно статье 21 Конституции РФ, никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Отказ от медицинского вмешательства

В случае, если человек не согласен на медицинское вмешательство, он имеет право отказаться от него. Однако стоит учитывать, что есть определенные исключения, когда отказ не может быть принят.

  • Если медицинское вмешательство необходимо для спасения жизни человека;
  • Если медицинское вмешательство требуется для предотвращения тяжелого ущерба для здоровья;
  • Если отказ от медицинского вмешательства угрожает жизни или здоровью других людей.

Процедура оспаривания

В случае, если человек не согласен на медицинское вмешательство, он может обратиться в суд с запросом о признании его права на отказ от данной процедуры. Суд будет рассматривать дело и принимать решение на основе законодательства и обстоятельств дела.

Однако стоит помнить, что каждый случай индивидуален, и решение принимается с учетом конкретных обстоятельств. Для защиты своих прав и интересов рекомендуется обратиться к юристу, специализирующемуся на медицинском праве.

Зачем проводятся психологические тестирования на уроках?

В общих психологических тестах встречаются странные вопросы, да и отвечать на них иногда не очень хочется. Эти тесты могут на что-то повлиять?

Марина Мицкевич: «Психологические тестирования проводятся в основном по запросу школы — как проходит адаптация, например, или каковы интересы будущих выпускников. Эти данные нужны для сравнительного анализа, чтобы посмотреть, как развиваются учащиеся. Все данные остаются в школе. Если речь идёт об адаптации, особенностях интеллектуального развития или психологическом здоровье, то эти данные часто используют для оценки эффективности педагогического состава. По сути, для учащихся эти тесты не влияют ни на что, но вы всегда можете использовать эту информацию на пользу себе».

Галина Прутковская: «У каждого теста есть статистическая норма. Если ученик «выбивается» из показателей, то психолог может пригласить его на беседу, чтобы узнать, что происходит, и чем он может помочь. 

Например, если у ребенка повышенный уровень тревоги, то психолог может помочь ученику научиться с ней справляться. Или если ребенок показывает низкую мотивацию к обучению, негативное отношение к школе, то специалист постарается найти причину и устранить ее совместно с учеником.

Также психолог составляет аналитическую справку по каждому классу и дает рекомендации педагогам, как лучше взаимодействовать с учениками, чтобы сделать обучение более комфортным. К сожалению, это не означает, что все учителя тут же перестроятся на новый лад, но мы стараемся».

Подборка статей и подкастов, которые помогут справиться со стрессом во время учёбы и другими проблемами: 

Я чувствую, значит, живу

Некоторые ситуации выходят далеко за порог учреждения. В прошлом году на всю страну прославились приморские дети из школы с эстетическим циклом, устроившие вечеринку в стенах учреждения. Директор школы чуть ли не отправила себя на плаху вместе с недостойными учениками, чем разжалобила холодные сердца чиновников и вызвала волну остроумных высказываний в интернете. Вывод не утешающий: взрослые не видят, не чувствуют, не понимают подрастающего поколения.

– Я глубоко убеждена, что у школьников должно быть психологическое сопровождение, – сказала в интервью «АиФ-Приморью» психолог Евгения Дьякова. – Чтобы подрастающий человек мог выразить свои чувства, был в контакте со своими желаниями и потребностями. Как часто мы живём чужими ожиданиями, стандартами, установками. И теряем себя в социуме как личность, уникальность.

Специалисты замечают – взрослые по степени внутренних проблем от детей не отстают, при этом глушат проблемы антидепрессантами, алкоголем, шопоголизмом, игроманией.

– Хочется, чтобы к психологу приходили не только на грани срыва, – заключает собеседник. – В каждой семье, даже самой образцовой есть над чем поработать.

Нестандартное мышление: идущий человечек и тающая свечка

Но мы не так уж просты, мы тоже немало озадачили психолога.

Она протянула дочке листок, на котором были изображены: солнце, фонарик, лампочка и свеча.

–  Как думаешь, что здесь лишнее? – спросила психолог.

–  Свеча.

Глаза у психолога явно расширились:

–  Да?! А почему?

–  Потому что свеча тает, а остальные предметы – нет.

–  Гм… –  тут психолог явно задумалась и как-то особенно посмотрела на моего ребёнка. – Да, верно, и так тоже можно сказать. Но это не правильный ответ… Подумай хорошенько, чем отличаются эти предметы?

–  Фонарик, лампочка и свеча сделаны человеком, а солнце – это природа.

–  Вот теперь правильно!

Потом психолог попросила дочку нарисовать на белом листике бумаги (срисовать по образцу) некие геометрические фигуры, а затем нарисовать (уже от себя) на том же листе человечка.

Дочка нарисовала. Вот такого.

Глаза у психолога снова полезли на лоб.

– А почему он боком?

– А он идёт, –  ответила дочка.

Тут психолог обратила на меня изумлённый взгляд:

– Я впервые вижу, чтобы ребёнок  на просьбу нарисовать человечка, нарисовал его боком! Обычно рисуют прямо (видимо, таких слов, как в профиль и в анфас она не знала – или просто забыла от изумления)). Я сперва подумала, что она рисует человечка с одной рукой, а потом она нарисовала вторую, и оказывается – он изображён сбоку!

Тут уж настала моя очередь удивляться:

– Это что – ненормально?

– Нет, почему же… – замялась психолог. – Но я работаю в школе уже много лет – и ни разу ни один ребёнок так не нарисовал…

– И что из этого следует? – поинтересовалась я.

– Не знаю, – развела руками психолог. – Я сама удивлена. Приду домой и буду искать такой случай, о чём это говорит.

– Разве это плохо?

– Нет, наверное. Но понимаете, я никогда с таким не сталкивалась… Вот, видите?

И тут психолог веером, словно карты, развернула передом мной нарисованных другими дошколятами человечков. Все, как один стояли по стойке смирно, глядя прямо на нас. А наш человечек был не просто нарисован боком. Он ещё и шагал…

– И потому я сильно удивлена, – продолжала психолог. – Но я это не к тому говорю, чтобы вы вышли на улицу и у всех спрашивали, что это значит («гм… представляю, какого мнения психолог об умственной полноценности родителей дошколят» –подумала я, благоразумно промолчав))… Я просто и сама не знаю, впервые такое вижу… Но… (тут психолог с глубокомысленным видом всмотрелась в рисунок моей дочки), наверное, это неплохо – вот видите – с левой стороны листа – это будущее («гм… гм.. конечно, вижу, где же ему ещё быть, этому будущему?» – снова подумала я)). Человечек устремлён в будущее, а это – хорошо…

– Думаю, в школе особых проблем у вас не будет, – вынесла свой вердикт психолог.

И тут, видимо, я как-то не так на неё взглянула, потому что психолог тут же поправилась:

– Думаю, что у вас вообще не будет проблем…

«Да, – невольно подумалось мне, – я тоже так думаю, уважаемая госпожа психолог. Если только подобного рода педагоги не создадут (или не придумают) ребёнку какие-то проблемы.

– Пусть ребёнок подождёт в коридоре, а мы с вами поговорим.

– Но… (я только хотела сказать, что никогда не оставляю дочку нигде одну, как психолог открыла дверь и выставила мою несколько растерявшуюся дочь вон).

– Только обещай мне, что не будешь бегать по лестнице! – строго сказала психолог.

– И вообще никуда не отходи от двери! – жалобно успела проблеять я в захлопывающуюся дверь…

Орава буйных

Новость по теме

Ребята из скандально прославившейся школы № 74 сняли трогательный клип

– Только где они есть? – возмущается родительница из Владивостока Елена Рутинина. – За классное руководство доплату сократили почти в два раза, сегодня мало кто хочет брать на себя ораву буйных, невоспитанных детей, проводить с ними мероприятия, готовить к олимпиадам. Преподаватели групп продлённого дня отказываются делать с детьми домашнее задание. Я вижу не человеческие, а замученные лица учителей. Зарплаты по-прежнему низкие. Кто пойдёт работать за копейки? Поэтому ставки психологов и сократили.

– Будут ли это действительно психологи, а не загнанные за маленькую ставки несчастные люди? – спрашивает многодетная мама Диана Романенко. – Понимающие, что делать и зачем? Чтобы дети не были для специалиста одним сплошным потоком, а тесты и тренинги – для галочки. Школьники нуждаются в индивидуальном подходе.

– Учителя стремятся «убежать» в репетиторство, а психологу легче устроиться в частный центр, – добавила собеседник.

Если я пойду к психологу, это автоматически будет значить, что я больной?

Нет. Раз вы решили обратиться к специалисту, значит, вы взрослый человек и вы берёте на себя ответственность за своё состояние. Осознанность и забота о себе — это круто. 

С чувствами бывает сложно разобраться, когда нет опыта, который помог бы это преодолеть. Влюбиться, сдать экзамены, бросить хобби, завести собаку, рассориться вдребезги с другом — события, которые тяжело пережить даже взрослому. А если с вами такое происходит впервые, то становится совсем сложно. В этих случаях признать, что нужен психолог, — это взвешенное и зрелое решение. Вы молодец.

Благодарим психолога Анфису Белову за профессиональные ответы, которые приведены в этой статье.

Зачем нужна психология в школе. Эссе «Зачем нужен психолог в образовании»

Татьяна Алехина Эссе «Зачем нужен психолог в образовании»

В современном обществе профессия психолога крайне востребована , поскольку грамотная психологическая помощь порой необходима людям всех возрастов. А базовые знания психологии не помешают в повседневной жизни каждому. Для такой профессии нужно не только желание, но и доброта, неравнодушие к людям, умение слушать и слышать людей, логика, сообразительность , умение делать выводы и самое главное – стрессоустойчивость. Сколько не прошло бы времени психологи всегда будут нужны . Они решают наши проблемы, которые никто не может решить. Психология – это наука о душе , о том какие мы все одновременно разные и одинаковые. Каждый педагог в системе образования занимает свое определенное место, психолог отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может. В условиях реализации ФГОС целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, а психолого -педагогическое сопровождение на всех ступенях обучения становится не только желательным, но и необходимым. Психолог координирует взаимодействие всех участников образовательного процесса , опираясь на профессиональные знания о возрастных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития . Психолог – это человек , который обладает духовно-нравственными качествами, специалист высокого уровня, уверенного в своем призвании, таланте и способностях, человек, вызывающий, прежде всего, доверие.

Психолог в образовании – в детских садах , общеобразовательных и спортивных школах , гимназиях, лицеях работает с детьми и педагогическим коллективом, помогая воспитанникам, учащимся познавать себя, выстраивать отношения со сверстниками, учителями, родителями, а учителям помогает найти оптимальные формы обучения и воспитания. Одному нужно помочь развить память и внимательность, другому наладить отношения с отцом или матерью, третьему нужно научиться любить или дружить. В образовании психолог консультирует учеников, родителей и учителей, проводит тестирование, обучающие игры и тренинги, ведет клубы общения, преподает психологию и многое другое , налаживая общение и помогая ученикам познавать себя и мир людей.

Таким образом , роль психологов в современном обществе очень большая. Психологи помогают обществу в целом правильно развиваться, а каждому человеку в частности адаптироваться к внешней среде, разобраться в себе , быть эффективным в своей деятельности.

Только психолог , способен обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей, подростков и юношества в меняющихся условиях. Все новое обычно вызывает опасения и тревогу, поэтому учителя, ученики и родители остро нуждаются в эмоциональной поддержке, научной и практической и помощи психолога . Психолог подскажет , поддержит, поможет.

Школьный психолог и его обязанности

Основная функция психолога в школе или детском саду – обеспечение психологического здоровья детей, выявление и решение проблем в коллективе или у отдельных учеников. Этот сотрудник заботится о том, чтобы детям было комфортно в процессе учебы, помогает преодолеть жизненные трудности.

Главные обязанности сотрудников школьной психологической службы:

  • психологическая диагностика;
  • коррекционная и профилактическая работа;
  • проведение индивидуальных консультаций для учеников, педагогов и родителей;
  • проведение тренингов;
  • посещение педсоветов и родительских собраний;
  • профориентация;
  • ведение документации, отчетности;
  • работа с будущими первоклассниками.

Спектр проблем, с которыми работает школьный психолог, очень обширен. Среди них:

  • агрессивное поведение;
  • закрытость и замкнутость;
  • очень низкая мотивация к учебе, плохая успеваемость;
  • наличие вредных привычек;
  • страхи разного рода;
  • невнимательность и неусидчивость;
  • гиперактивность;
  • неуверенность в себе;
  • психосоматические проблемы.

Приведем несколько примеров, когда дети нуждаются в особом внимании и участии школьного психолога:

  1. Ребенок постоянно обижает одноклассников, срывает уроки, взрослые совсем не являются для него авторитетом.
  2. Ученик часто пропускает школу без уважительной причины.
  3. Один из членов коллектива является изгоем. Дети его игнорируют, издеваются.

В первом и втором случаях чаще всего проводится длительная индивидуальная работа с учеником и родителями. В последнем случае – специалист работает с целым коллективом или группой детей, а также помогает ученику, которого обижают. Методики могут быть самые разные, в зависимости от нюансов каждой отдельной ситуации.

Коррекционная работа психолога может проводиться не только по запросу учителя, администрации школы или родителей, но также и по желанию самого ученика. Подростки, например, могут осознанно попросить помощи школьного психолога в сложной ситуации. Конечно, если этот специалист будет вызывать доверие и симпатию. Для них – это взрослый человек, не являющийся учителем или родителем, с которым можно обсудить волнующие вопросы

Это очень важно, особенно во время переходного возраста. Несколько распространенных проблем, с которыми подростки обращаются к психологу:

  1. «Родители меня не понимают».
  2. «Ко мне относятся как к маленькому ребенку».
  3. «У меня нет друзей».
  4. «Меня игнорируют одноклассники».

В некоторых школах есть социальные педагоги, которые занимаются вопросами неблагополучных семей и трудных подростков. Они работают с детьми на территории школы, а при необходимости – даже посещают подопечных на дому. Исследуют жилищные условия, обстановку в семье, отношения между близкими школьнику людьми. На основе полученных данных – проводится коррекционная работа.

Методы и приемы, которые использует психолог в своей работе чаще всего:

  • индивидуальная или групповая беседа;
  • проведение всевозможных тестирований;
  • проведение коррекционных занятий;

Все сведения, полученные в процессе работы с детьми и взрослыми с помощью бесед и тестов, помогают выявить проблемные группы или классы, а также отдельных учеников, нуждающихся в помощи и регулярных коррекционных занятиях. Результаты исследований дают возможность выстроить дальнейшую работу, спланировать мероприятия.

У психолога обязательно есть расписание и план занятий. Он использует готовые программы, но дополняет их собственными наработками. Каждый конкретный случай индивидуален, и нужно уметь внести коррективы в процессе работы.

Занятия включают в себя разные упражнения – рисунки, ролевые игры и другие задания, способные выявить проблему или решить ее.

Я слышал, что главное в работе с психологом — это доверие. Насколько я должен доверять психологу, чтобы мне стало легче?

Насколько можете — настолько и доверяйте. Откровенность невозможно выжать из себя насильно. Ещё доверие — это то, что создают двое, а не один. В работе психолога есть принципы, которые помогают клиенту раскрыться и не переживать за свою безопасность

Неважно, взрослый вы или ребёнок — эти правила распространяются на все виды терапии: 

  • Уважение и беспристрастность — психолог понимает, что вы с ним равны. Он не будет смеяться над вашими проблемами и не станет осуждать ваши взгляды. 
  • Конфиденциальность — психолог без вашего согласия никому и ничего не должен про вас рассказывать.
  • Самоопределение клиента — вы можете выбирать, хотите работать с этим психологом или нет. Специалист не имеет права вам помешать, если вы захотите уйти. 

Психолог в школе зарплата. Из чего складывается зарплата специалиста в России

Заработная плата российского специалиста в области психологии начинается от 9000 — 12 000 рублей. Средний “потолок” по заработку – 65 000 — 70 000 рублей . Зарплата складывается из нескольких важных факторов, в зависимости от каждого из которых и формируется будущий оклад работника.

  1. Опыт работы . Очень важным критерием является трудовой стаж будущего сотрудника. Если он только окончил ВУЗ или другое учебное учреждение, то максимум, на который можно рассчитывать — это 20 000 рублей. Минимальный оклад начинается с 9 000. Заработок тех, кто уже более-менее утвердился в этой профессии, немного выше. Например, психологи с трехлетним стажем получают от 20 000 до 35 000. С пятилетним – от 35 000 до 45 000, а те, кто работает в этой сфере более 5 лет, могут рассчитывать на оклад в 45 000 и выше.
  2. Регион РФ , в котором проживает и работает специалист, тоже играет немаловажную роль. Люди, выполняющие одну и ту же работу с одинаковыми обязанностями, в Москве могут зарабатывать гораздо больше, чем в городе поменьше или где-нибудь в глубинке.
  3. Место работы . Психолог, занимающийся частной практикой, зарабатывает намного больше чем тот же сотрудник, работающий в государственном учреждении. Как правило, частники получают от 25 000 до 60 000 рублей, в то время как соцработники на государственных должностях – до 30 000.
  4. Уровень сложности работы . Больше всего зарплата зависит от типа государственного учреждения: в детских садах и школах зарплаты существенно ниже, чем в других областях психологии. На заработок повыше могут рассчитывать специалисты в МЧС и частных учреждениях. Самой высокой зарплатой могут похвастаться те, кто работает в прокуратуре, суде и всячески связан с расследованием преступлений.

Вместо эпилога, спустя 6 лет

Моя дочка подросла. Она учится уже в 6-м классе. Все 6 лет учёбы — круглая отличница (за все годы только 1 год окончила с одной четвёркой), у неё куча всяких грамот, она призёр и победитель Олимпиад. А ещё староста класса. Увлекается английским языком и мечтает стать инженером. Как папа. И как Леонардо да Винчи. И до сих пор пишет левой рукой…

А та загадочная женщина, школьный психолог, в школе уже давно не работает. Её уволили.

Нет, мы не жаловались. И вообще это не связано с нами.

Надеюсь, она поменяла сферу деятельности. Потому что таких странных людей, на мой взгляд, крайне нежелательно подпускать к детям…

Схожие записи:

Галина Шефер, сайт «Графоманим на двоих», 2013. Копирование текста и фото возможно только с письменного разрешения автора. Все права защищены.

Лучший способ сказать автору «спасибо»: поделиться ссылкой на этот пост в соцсетях и/или написать комментарий!

Post Views: 2 639

Левая, правая где сторона?..

Сначала психолог стала тестировать ребёнка всякими картинками и вопросами…

Вот так выглядел угол её кабинета (рисунок мой, чисто схематично, надо было сделать фото, но я тупо постеснялась).

Она спросила у ребёнка – что находится слева от кресла? Дочка ответила:

– Стол.

– А справа?

– Стена.

Глаза психолога округлились.

– Да? А обычно говорят, что стул.

Я бы ещё могла поспорить насчёт того, что находится слева, а что справа. Потому что если я сяду в кресло (или представлю себя на месте кресла, то всё будет наоборот). Но пусть прямо сейчас меня убьёт молнией или ещё чем-нибудь, если с одной стороны от кресла не стена!

Потому что стул стоит ПЕРЕД креслом, или я чего-то упустила в своём образовании…

Вот и представьте себе, что в голове у этого психолога…

Зачем нужен школьный психолог?

Чем именно должен заниматься психолог в школе, часто не понимают не только родители, но и сам педагогический коллектив. Я думаю, каждый школьный психолог сталкивался с ситуацией, когда учитель приводил к нему «непослушного» ученика с ожиданиями, что он в кратчайшие сроки сделает из «хулигана» послушного, спокойного и примерного ученика. 

Что же входит в компетенцию школьного психолога:

  • диагностика;
  • просветительская деятельность (объяснять, что такое психология, зачем нужна, чем конкретно занимаются на уроках психологии);
  • рекомендации педагогам касательно формирования учебного процесса, учитывая индивидуальные особенности ребенка или класса в целом;
  • рекомендации ученикам по результатам тестирования или по их индивидуальному запросу;
  • консультативная работа по запросу школьников;
  • рекомендации родителям;
  • информационная работа — информировать родителей и учителей о психологических особенностях детей разного возраста;
  • профориентационная работа — исследование способностей школьников;
  • тренинговая работа — групповая работа по раскрытию внутреннего потенциала, саморазвитию, пониманию себя.

Есть много обидных стереотипов о психологах в школе, которые часто формируют сами же учителя. Вот некоторые из них:

  • психологи в школах ничем не заняты;
  • ничего не умеют толкового и полезного;
  • если есть проблемные ученики — это ответственность только психолога;
  • школьными психологами работают только молодые девушки после института, а потом уходят в декрет.

Мне очень хочется встать на защиту школьных психологов, которых часто бросают в школу без какой либо поддержки и разъяснения их зоны ответственности.

Иногда молодые специалисты не имеют элементарных методик и прочих материалов для работы.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Психотерапевт Юрий Панасенко:

– По идее, в школе должен работать психолог имеющий узконаправленное образование. В не человек, который прошел курсы психологического обучения, и считает себя гуру. Кто виноват, что дети доведены до отчаяния? С какого перпепугу психолог имеет отношение к низкому социальному уровню жизни, нестабильности? Давайте научимся сначала трусы шить, а потом будем шубу примерять. Дети беспризорные, голодные, брошенные – вот какие проблемы нужно решать в первую очередь. Зачем работать для галочки, позиционируя себя как развитое демократическое общество. Это буйная профанация, далекая от правды.

Может ли школьный психолог рассказать кому-то о моей проблеме?

Если я расскажу, например, о проблемах в классе, это обязательно дойдёт до классного руководителя? Или психолог никому ничего не расскажет?

Марина Мицкевич: «Данные плановой диагностики передаются классным руководителям и родителям по запросу. Как правило, плановая диагностика проводится для выявления различных особенностей учащихся. Это делается для улучшения образовательного процесса, чтобы учитель мог учитывать особенности восприятия, интересов или психологических особенностей ребят.

Личная диагностика, то есть диагностика по индивидуальному запросу, не разглашается учителям и администрации, но может быть передана родителям по индивидуальному запросу (пока вам не исполнится 18 лет). А вот ваша личная информация — то о чём вы рассказываете психологу, строго конфиденциальна. Исключение — вам грозит реальная опасность, или вы сами можете навредить себе или кому-то. 

Важно отметить, что исключение не касается того, что уже случилось. Это значит, что если вы пришли и рассказали о некотором травмирующем событии в прошлом, психолог не имеет права передавать информацию третьим лицам

Конфиденциальность беседы может быть нарушена только в случае предотвращения беды».

Галина Прутковская: «В практике школьного педагога-психолога существует ряд тем, о которых он обязан сообщить администрации школы и родителям ученика: суицидальные мысли и намерения, преступная деятельность, возможное нанесение вреда здоровью себе или окружающим, об этом психолог предупреждает ученика в начале консультации. Любая другая информация остается клиентской тайной. Результаты беседы с учеником могут быть переданы родителям и/или учителям только с согласия ребенка». 

Образование детского психолога

Школьный психолог, как правило, имеет высшее психолого-педагогическое образование. Но это может быть и гуманитарное образование с углубленным знанием психологии. В колледжах и техникумах нельзя выучиться на психолога, среднее специальное образование дает возможность только преподавать в начальных классах. Но, окончив среднее учебное заведение, можно облегчить себе поступление в вуз. Также в этом случае появляется возможность работать и одновременно учиться заочно или дистанционно.

Получить высшее заочное образование по специальности «Психолог» можно в таких вузах:

  • Университет Синергия;
  • Московский институт экономики, политики и права;
  • Университет истории культур;
  • Московский гуманитарный институт имени Е.Р. Дашковой;
  • НОУ ВПО Высшая школа психологии;

Психолог должен подтверждать или повышать квалификацию раз в несколько лет. Это можно делать дистанционно или заочно в специальных центрах последипломного образования или при некоторых университетах.

Получить бесплатное заочное образование в области психологии практически невозможно. Бюджетные места обычно есть только на очных факультетах. Но стоимость заочного и дистанционного обучения в разы ниже очной, к тому же студент может параллельно работать, оплачивая свою учебу.

При желании, в сети Интернет можно найти много бесплатных, но очень полезных курсов по психологии. Это актуально для тех, кому не важен официальный документ об окончании курса.

«Мне было так страшно!»

Когда мы, наконец, попрощались, я вышла в коридор. Дочка бросилась ко мне с расширенными от ужаса глазами:

– Мама, мне было так страшно!

– Ты испугалась психолога?

– Нет, я боялась стоять тут одна! Тут какая-то тётя ходила и всё на меня смотрела! Я боялась, что она меня заберёт! – дочка прильнула ко мне, за малым не зарыдав.

Когда я пересказала всё это мужу, он, как вежливый человек, даже не стал материться. Он просто сказал:

– Не надо было оставлять её одну! Мало ли что сказала психолог, у них у всех самих с головой непорядок…

По понятным причинам не пишу ни имя психолога, ни номер школы – моему ребёнку там ещё учиться. Хотя первое моё желание было – спуститься на первый этаж и забрать документы.

Если уже первый визит к психологу мог настолько травмировать ребёнка… Мы ведь и правда никогда – даже на минуту – не оставляли дочку одну в незнакомом месте… Да и вообще нигде…

А по поводу идущего в будущее человечка…

Честно говоря, мне немного страшно, что такие люди будут рядом с моим ребёнком. Что специалист, мнящий себя знатоком человеческих душ, может вот так запросто выставить маленького испуганного человечка за дверь в незнакомом месте. Если так может поступить психолог, то что же удивляться вахтёрам, которые могут выгнать ребёнка зимой на мороз из его же подъезда? И это у меня всё по поводу идущего в будущее человечка…

P.S. Нет, не всё. Я очень жалею, что не записала на видео или хотя бы на диктофон это собеседование с психологом (плохой из меня, видно журналист и блогер, однако кто бы мог подумать, что всё будет настолько неожиданным и интересным…). Но я ничего не придумала, всё так и было…

P.P.S. Мой муж сильно удивился, что психолога так потряс идущий человечек на рисунке моей дочери. «Она что, человечков на светофоре никогда не видела? – негодовал муж. – Или на улицу никогда не выходила, не видела идущих людей? Да я их каждый день вижу!»

P.P.P.S. А когда я спросила у дочки, почему она нарисовала идущего человечка, она пожала плечами: «Так захотелось…» А потом добавила: «Я хотела ему ещё в руке букет цветочков нарисовать, чтобы он шёл такой радостный, улыбающийся, с цветочками, но потом передумала…» Представляете, какие мысли были бы у психолога, если бы ребёнок ещё и цветочки нарисовал? Это бы уж точно не уложилось бы ни в какие шаблонные нормы человека, привыкшего мыслить согласно готовым результатам тестов…

P.P.P.P.S. Вернувшись домой, я включила телевизор… По «Моей Планете» шёл анонс фильма о Леонардо да Винчи… Он что-то писал на листе бумаги левой рукой… Его-то не водили  в детстве к школьному психологу…

А Вы как думаете – нужны ли такие детские психологи в школах?

Я не психолог и к психологии дышу ровно, но в следующий раз расскажу всё, что узнала о психологическом тесте «рисуем человека», и что означает идущий человечек…

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий