Контакт установлен
Новорожденные начинают реагировать на людей, как только появились на свет. Уже в первые часы после рождения малыш может сосредоточенно рассматривать лицо человека, если оно находится в 20 – 25 см от его глаз. На таком расстоянии он видит лицо матери, когда она кормит ребенка.
Малыш может одарить вас рефлекторной улыбкой, которая вызывается легким прикосновением к его щеке.
К концу первого месяца жизни ребенок начинает откликаться на голоса, поворачивая голову в сторону, откуда они раздаются, учится устанавливать контакт глаз.
Социальная улыбка, адресованная взрослому в ответ на его ласковое обращение, появляется у младенцев на втором месяце и достигает своего расцвета в три месяца, когда малыш охотно улыбается любому человеку. К этому же возрасту ребенок начинает гулить, особенно в минуты ласкового общения с ним. Социальная улыбка и гуление — важные вехи в психическом развитии младенца, так как они сигнализируют о начале настоящей коммуникации между малышом и взрослым.
Как понять, что у малыша формируются контакты с людьми:
Смотрит в глаза взрослому (примерно к концу третьей недели жизни), выражая интерес и давая понять, что настроен на коммуникацию;
Отвечает улыбкой на действия взрослого (в конце первого месяца жизни), демонстрируя удовольствие от общения;
Оживляется, чтобы привлечь внимание взрослого (на третьем месяце жизни);
Гулит, вокализирует в паузах между обращенными к нему репликами взрослого.
Как растет малыш в 9 месяцев
Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.
В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет»
Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое»
Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.
Физическое развитие:
- Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки, пытается открывать ящики;
- Ходит, держась за опору;
- Садится из положения лежа и ложится из положения сидя;
- Повторяет движения за взрослым — поднимает и опускает руки, хлопает в ладоши;
- Совершенствует действия с мелкими предметами — вынимает их и снова вкладывает в емкость, открывает (снимает) крышечки.
Психоэмоциональное развитие:
- Радуется в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку);
- Понимает значение слова «нет»;
- Находит предмет вне зависимости от его местонахождения;
- Понимает и выполняет простые инструкции — «ложись», «вставай», «брось», «на», «дай»;
- Знает название и назначение отдельных предметов — чашки, ложки, бутылочки, расчески.
Трудности с установлением контакта
Несмотря на все усилия будущих родителей, иногда установление первого контакта может быть отсрочено по разным причинам. Что это за причины?
Образ реального ребенка не совпал с образом ангелочка из ваших фантазий, сформировавшимся во время томительного ожидания малыша. Он не розовощекий, совсем не похож ни на одного из вас, у него вытянутая голова, и он вовсе не так мил. Родители, терпение! После жизни в водной среде и путешествия по родовым путям малыш действительно может не обладать ангельской внешностью, но щеки — дело наживное, а родные черты будут узнаваться, когда кроха начнет улыбаться или хмуриться в ответ на ваше к нему обращение.
У мамы гормональная буря или послеродовая депрессия. Уход за ребенком, прикладывание его к груди, совместное пребывание помогут привести эмоциональный фон в порядок.
Процесс родов отнял у мамы огромное количество сил и энергии. Ей нужно отдохнуть, хорошо, если на это время заботу о малыше возьмет на себя папа
Важно, тем не менее, чтобы ребенку был обеспечен телесный контакт с мамой и прикладывание к груди. Последнее необходимо для слаженной работы гормонов, способствующих лактации и установлению крепкой эмоциональной связи.
Новорожденному потребовался специальный медицинский уход, и он находится в палате интенсивной терапии
Ничего важнее родительской поддержки для него сейчас нет, поэтому старайтесь как можно больше находиться рядом с малышом, гладьте его, берите на руки, разговаривайте с ним, смотрите на него: это успокоит младенца и сделает ваш контакт более близким.
Какова бы ни была причина, важно поскорее определить проблему и устранить ее. Обратитесь за помощью к родственникам, медицинскому персоналу в роддоме или другим специалистам — неонатологу и психологу
Поддержка и добрый совет помогут вам наладить связь с вашим ребенком.
Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?
Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.
Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой
С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.
Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.
Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.
Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд
С какого возраста: с 1 года.
Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.
Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.
Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками
С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.
Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.
Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.
Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.
Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах
С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.
Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.
Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой
С какого возраста: как только малыш научится читать.
Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.
Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.
Может ли ребенок замолчать из-за прививок?
Многие родители спрашивают, действительно, ли прививки могут привести к резкому откату в психоречевом и речевом развитии. На самом деле современной науке не известно ни одного достоверного исследования, доказывающего, что вакцины наносят развитию ребенку подобный вред. Спровоцировать исчезновение речи может несоблюдение условий вакцинации: прививать можно только здорового ребенка с сильным иммунитетом при отсутствии неврологических патологий. В группе риска находятся дети, пережившие кислородное голодание во время беременности и родов, имеющие органические пороки ЦНС и сердца, тяжелые заболевания дыхательной системы, страдающие атопическим дерматитом, а также часто болеющие простудными заболеваниями, малыши. Перед каждой вакцинацией обязательно обследуйте полностью ребенка у врача, которому вы доверяете.
В любом случае, когда ребенок внезапно замолчал, лучше перестраховаться и показать его хотя бы педиатру, чтобы исключить серьезные патологии и не упустить время. Перед визитом проанализируйте, что могло стать причиной исчезновения речи, это поможет врачу быстрее поставить правильный диагноз и оказать необходимую помощь.
Как проверить, слышит ли малыш?
Звуки, которые окружают нас в повседневной жизни, в том числе и звуки речи, имеют разную громкость и разную частоту звучания. Громкость звуков в акустике измеряется в Децибелах, а частота звучания — в Герцах.
В зависимости от их физической характеристики звуки бывают:
- низкочастотными — звук проезжающего грузовика, звучание отбойного молотка, а в речи — звук , .
- среднечастотными — звучание рояля, плач младенца, а в речи — звуки , .
- высокочастотными — шелест листвы, пение птиц; речевые звуки — , , .
При нарушении слуха у человека снижается способность воспринимать звуки определенных частот, в первую очередь — высокочастотные звуки.
Для проведения обследования необходимо приготовить:
1) Три одинаковые баночки из-под фотопленки, или капсулы из-под киндер-сюрприза. В банку № 1 на одну треть засыпьте манку, в баночку № 2 — гречку, в баночку № 3 — горох.
2) Вам потребуется игрушка-пищалка, которая наверняка есть у вашего малыша. В исследовании, которое вы будете проводить, пищащая игрушка является звуковым стимулом с высокочастотным звучанием, а коробочки с крупами передают звуки разной громкости звучания:
- манка — приблизительно 30 — 40 Дб;
- гречка — приблизительно 50 — 60 Дб;
- горох — приблизительно 70 — 80 Дб.
Как стимулировать малыша к беседе
Перед каждым родителем стоит серьезная задача – научить своего малыша общаться при помощи человеческой речи. Гуление – важный этап развития и формирования разговорных навыков. Конечно, заставить дитя агукать насильно не удастся, но почему бы не побудить его к общению?
Как научить ребенка агукать?
Постоянные беседы. Следует с самого рождения говорить с малышом – комментировать действия, рассказывать о своих чувствах, делиться переживаниями
О чем именно будет идти речь – неважно. В результате подобных бесед малыши знакомятся с различными эмоциональными окрасками, и чем их будет больше, тем лучше.
Подражание
Все дети – известные «повторюшки», которые в любом возрасте наблюдают за родителями и повторяют их действия. При разговоре с грудничком этим следует воспользоваться. Когда ребенок начинает гулить, можно повторять за ним звуки, приглашая к диалогу, затем постепенно включать в беседу новые.
Массаж ладоней. Пальчиковые игры и массирование ладошек способствует развитию моторики рук, которая тесно связана с речевыми способностями детей.
Отличное решение для развития речи малыша – народное творчество, обладающее характерной напевностью. Сколько прибауток, стишков и песенок нам знакомо с детства? Все они прекрасно обыгрывают агуканье и побуждают кроху лепетать вместе с мамой.
Фольклор прост для восприятия малышей, вот почему дети в любом возрасте с удовольствием подхватывают такие игры, как: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки!» или «Гуси, гуси! Га-га-га! Есть хотите? Да-да-да!». Пройдет всего пара месяцев, и кроха начнет узнавать любимые прибаутки, подпевая на радость маме и папе.
Контакт папы и новорожденного
Хорошо, если папа будущего ребенка присутствовал на родах, помогал жене, массировал ей спину, держал за руку, перерезал пуповину. Все это эмоционально вовлекало его в происходящее, заранее настраивало на встречу с малышом, готовило морально.
Отцы имеют свой собственный, уникальный подход к общению с ребенком. Установление контакта с малышом после рождения пробуждает в папе чувствительность. Она другая, чем у мам, равно как и чувство защищенности, которое отцы дарят своим детям, иное, нежели то, что дает ребенку мама
Заботливое участие отца в уходе за новорожденным, как и сама отцовская любовь, важно ребенку не меньше, чем материнская забота
Вот что можно посоветовать папам для налаживания контакта с новорожденным:
- Заботьтесь о малыше: кормите из бутылочки (если это актуально для вашей семьи), купайте, переодевайте, выходите на прогулку.
- Поддерживайте тактильный контакт, при каждом удобном случае гладьте малыша, берите его на руки, дайте поспать у вас на груди.
- Проводите время наедине с малышом, когда присутствие третьих лиц не мешает вам выражать открыто свои эмоции.
Любой папа может стать таким же заботливым, как и мама. Несмотря на то, что у отцов гормональная связь не такая крепкая, как у матерей, и они способны на установление сильной привязанности к своим детям в период новорожденности.
Если ребенок не агукает в 3 месяца
В том случае, когда ребенок не начинает агукать в конце первого месяца жизни – нет смысла проявлять беспокойство
А вот если и в три месяца он не начинает произносить свои первые звуки, то стоит проконсультироваться по этому вопросу с детским врачом и уделить этому факту пристальное внимание
Может случиться и так, что дети сначала весьма активно агукают, а затем по какой-то причине перестают это делать. Это говорит о том, что они готовятся к освоению новой порции речевых навыков. Уже через некоторое время гуление вернется, но уже с новыми звуками и эмоциями. Хотя иногда причиной этого явления могут стать стрессы или иные факторы.
Если малыш отказывается болтать на протяжении длительного времени, в особенности вплоть до восьми месяцев, необходимо исключить возникновение нарушений неврологического характера или в слуховом аппарате. В этом случае педиатр направит малыша на консультацию к более узким специалистам, которые помогут разобраться в проблеме и устранить причины задержки в речевом развитии.
Если же малыш активно улыбается и гулит, завидев родителей и других знакомых ему взрослых, то он не только радует родителей. Ведь этим он дает им понять, что его эмоциональное и физиологическое развитие протекает нормально.
Ребёнок перестал гулить и агукать в 4 месяца
Отсутствие гуления – не является показателем нарушений в развитии. Каждый ребёнок индивидуален. Если ребёнок в 4 месяца мало гулит или не гулит совсем, но при этом его общее состояние не нарушено, переживать не стоит. Жизнерадостный, активный, хорошо прибавляющий в весе, коммуникабельный ребёнок может начать гулить позже установленных норм. Чтобы исключить вероятность каких – либо осложнений, необходимо посетить отоларинголога. Отсутствие объективных причин нарушения речевого и слухового аппарата, должны успокоить родителей.
Интересное: Влияет Ли Уреаплазма У Женщин На Зачатие
Ребенок не агукает в 4 месяца — стоит ли опасаться
Дети в хорошем настроении агукают часто и очень эмоционально. В четыре месяца они уже активно двигаются и громко смеются. Когда подгузники сухие, малыш сыт, здоров, а мама рядом, он с удовольствием общается на языке знакомых ему звуков. Но если кроха в комфортных для него условиях вдруг замолчал, перестал агукать, просто мычит или взвизгивает, понаблюдайте за ним в течение нескольких дней.
Причиной такого внезапного молчание могут быть психологические проблемы. У детей тоже бывают стрессы. Любой негатив в семье отражается на речевом развитии. Спровоцировать молчание может недостаток внимания. Если родители всегда заняты и уделают ребёнку мало времени, он может отреагировать молчанием. Есть и физиологические факторы:
- Незрелость речевого аппарата.
- Проблемы со слухом.
- Неразвитость мимических мышц.
- Неврологические расстройства.
- Последствия перенесённых заболеваний.
Чтобы исключить вероятность отклонений и успокоиться, посетите педиатра. Специалисты помогут выявить и своевременно устранить проблемы со здоровьем.
Нередки случаи, когда ребенок не агукает в 4 месяца и даже не пытается произносить новые звуки. Такое поведение тоже должно насторожить. Что касается непривычного и неожиданного для родителей молчания малыша, по мнению педиатров, такая перемена считается одним из вариантов нормы. Это всего лишь подготовительный этап к освоению новых речевых навыков. Дети всегда делают то, что им нравится и доставляет удовольствие. В какой-то момент им скучно просто агукать
Малыш начинает понимать, что звуками можно привлечь к себе внимание и с любопытством изучает новые голосовые возможности: визжание, цоканье языком, мычание, громкий смех и т. д
Кроме того, в этом возрасте детки активно наблюдают за взрослыми. Они подключают внимание, прислушиваются, к тому, что говорят родители, впитывают информацию, мимику и движения. Им просто некогда отвлекаться на агуканье в процессе детального изучения окружающих людей и пространства.
Почему дети сжимают пальчики в кулачки?
Все дети рождаются с повышенным мышечным тонусом. Связано это с вынужденным напряжением мышц плода в матке к концу беременности: из-за того, что ему становится тесно, ребенок вынужден поджимать руки и ноги к туловищу, приняв при этом характерную «позу эмбриона». В результате происходит физиологическое усиление тонуса сгибателей, которое сохраняется на протяжении нескольких месяцев после рождения. Мягкий бережный уход за малышом, поглаживание ручек и ножек, начиная с 10 дня, приводит к постепенному расслаблению мускулатуры.
Мышечное напряжение может быть следствием воздействия некоторых факторов. К причинам истинного (патологического) гипертонуса относятся:
- беременность, отягощенная вирусными заболеваниями, токсоплазмозом, хроническими болезнями матери;
- тяжелое течение беременности, осложненное токсикозом, угрозой прерывания беременности;
- алкогольная или наркотическая зависимость у беременной женщины, курение;
- родовые травмы;
- внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание);
- резус-конфликт между новорожденным и матерью;
- повышенная нейрорефлекторная возбудимость.
Чаще всего к развитию истинного гипертонуса приводит родовая травма, полученная в результате срочных или тяжелых родов, при неправильном акушерском пособии в родах и т.д. Мягкость некоторых костей черепа, открытые роднички, размер головки ребенка, который превышает диаметр родовых путей, — все это способствуют тому, что даже незначительные препятствия и задержки при родах могут стать причиной механических травм черепа новорожденного. Следствием этого являются недостаточное кровоснабжение головного мозга, гипоксия, нарушение трофики тканей, повышение внутричерепного давления, недоразвитие структур головного мозга.
Двигательные нарушения у детей
Проблемы с координацией – это неспецифический симптом, который встречается у детей разного возраста. За этим симптомом может скрываться серьезная патология. Подобное состояние может развиваться по причине несогласованной работы головного мозга и мышц.
Очень часто нарушение координации и не способность удерживать равновесие свидетельствует о заболеваниях опорно-двигательной или центральной нервной системы у ребенка.
Проявляются подобные нарушения следующими признаками:
- Движения ребенка несимметричны;
- Он не способен удерживать тело в стабильном положении;
- наблюдается несогласованность в движении мышц;
- при выполнении элементарных действий наблюдается неточность исполнения;
- Ребенок часто падает при ходьбе;
- Походка ребенка с нарушенной координацией неуверенная, поэтому он широко расставляет ножки.
У деток с ДЦП часто наблюдаются патологические рефлексы, они совершают хаотичные беспорядочные движения. Но могут, наоборот, из-за повышенного мышечного тонуса испытывать трудности даже при выполнении простых действий. Все перечисленные проблемы могут комбинироваться в разных вариациях.
Конечно, двигательные нарушения у детей разного возраста принципиально отличаются, что сильно затрудняет диагностику. Поэтому для уточнения степени тяжести проблемы необходима консультация опытного невролога.
Как научить навыку?
Чтобы малыш начал гулить, важно выполнять с ним простые упражнения, благодаря которым вскоре он начнет издавать певучие, протяжные звуки. Пойте песенки
Колыбельные, спокойные детские попевки помогут малышу закрепить опыт гуления и скорее начать агукать. Сочетание протяжных гласных с примесями отрывистых согласных являются сильным стимулом развития речи малыша
Пойте песенки. Колыбельные, спокойные детские попевки помогут малышу закрепить опыт гуления и скорее начать агукать. Сочетание протяжных гласных с примесями отрывистых согласных являются сильным стимулом развития речи малыша.
- Делайте массажи. Массаж ладошек и пальчиков, а также ступней младенца помогут начать ему скорее заговорить (также вам будет интересно узнать, когда ребенок начинает говорить). Содержащиеся на кончиках пальцев нервные окончания напрямую связаны с развитием речи. Лёгкий массаж можно начать делать с первых дней жизни крохи, а в более взрослом возрасте (от 6 месяцев) можно под наблюдением взрослых давать ему играть с крупами (фасоль, горох, пшено и т.д.), что является лучшей методикой развития мелкой и крупной моторики.
- Читайте стишки, сказки, потешки и другие детские произведения. Это будет развивать не только речь малыша, но и память.
Гиперопека или безразличие со стороны родителей
Если родители перегибают палку в вопросах воспитания, проявляют нетерпимость или непонимание, то ребенок инстинктивно старается избегать любого общения с ними. С посторонними взрослыми и сверстниками на площадке или в детском саду он часто продолжает вести себя как обычно.
Решение: В этом случае необходима помощь психолога, причем желательно, чтобы на сеанс пришли оба родителя и ребенок. Маме и папе следует пересмотреть свое поведение и отношение к малышу. Скорее всего, причина действительно в слишком завышенных требованиях или, наоборот, полном пренебрежении к интересам сына или дочери. Излишняя опека не дает ребенку выразить свое мнение, и здесь молчание следует рассматривать, как знак протеста.
Ручной ребенок. Почему тактильный контакт действительно важен?
Для новорожденного очень важен тактильный опыт, причем это не только ношение на руках и контакт «кожа к коже». Это любые прикосновения, любой физический контакт: прикосновения, поглаживания, похлопывания, поцелуи, укачивание и прочее.
Контактов не бывает слишком много!
Трогайте щёчки, пальчики, ручки, стопочки, ушки. Гладьте по головке, плечикам, животику, спинке, ягодицам. Всё тело малыша в ваших руках. Гормоны радости выработаются у обоих участников этого процесса.
Во время общения с малышом он ощущает не только прикосновения, но воспринимает звуки и запахи. Это неотъемлемые компоненты любого физического контакта, а значит, стимулы для развития головного мозга и формирования новых нейронных связей.
Игры на развитие артикуляционного аппарата
Музыкальные игры помогают ребёнку развивать речевое дыхание и дают возможность вырабатывать протяжное произнесение гласных звуков и чёткое произношение согласных звуков. Могут помочь следующие занятия:
- песенки с повторением слогов, например: «Пи-пи-пи-пи-питание! А уж потом — воспи-пи-питание»;
- игрушки, которые воспроизводят звуки животных — их стоит повторять вместе;
- музыкальные инструменты в игре: нужно просить ребёнка сказать название инструмента и повторить звуки, которые он издаёт.
Пальчиковые игры – это изображение каких-либо стишков или историй при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее задействовать речевой центр. В пальчиковых играх используются различные движения руками – поднимание и опускание ладошек, хлопание в ладоши, а также загибание и разгибание пальчиков. Знакомые всем с детства «Ладушки, ладушки» и «Гуси летели» отлично подойдут для таких упражнений. Больше примеров пальчиковых игр в статье.
Артикуляционная гимнастика направлена на развитие подвижности речевых органов. В неё включаются упражнения для языка, щёк, губ и мимические упражнения. Подойдут следующие занятия:
- Гримасы: стоя вместе перед зеркалом, широко улыбаться, показывать язык, надувать щёки.
- Несложные игры на дыхание: сдуть обёртку от конфетки с ладошки, выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчик.
- Игры с языком: прятать и показывать язык, делать круговые движения языком как стрелка часов, пытаться достать языком до кончика носа.
Что делать, если малыш не агукает?
Со скольки месяцев младенцы начинают гулить, мы уже описали выше. Но нельзя рассчитывать на конкретный срок и не стоит впадать в панику, если по достижении 2-3 месячного возраста родители еще не услышали гуление ребенка – все зависит, конечно, от индивидуальных особенностей развития малыша. Несколько недель не должны стать серьезным поводом для беспокойства, ведь то, в каком возрасте ребенок начинает агукать – понятие относительное.
Теперь мамы и папы знают, в каком возрасте дети начинают говорить первое «агу». В случае, если в 4-7 месяцев малыш так и не начал агукать и гулить, это может быть признаком нарушения слуха или патологий в развитии речевого аппарата. В таком случае обязательно следует проконсультироваться с педиатром, который назначит все необходимые анализы и проведет обследование.
Но мало знать, когда начинают агукать малыши, ведь в некоторых случаях возникает несколько иная ситуация – ребенок полноценно развивается, агукает, но потом резко прекращает и замолкает. Чаще всего такое внезапное молчание бывает связано с испугом или стрессовой ситуацией, развитием определенного заболевания. В любом случае, нужно проконсультироваться с педиатром, который поможет определить причину молчания и устранить проблему.
Как поспособствовать развитию гуления
Если ребенок в 3-4 месяца мало гулит, родители могут сделать следующее:
Важно! Чтобы достичь успеха в развитии у ребенка гуления, необходимо создать благоприятную с психологической точки зрения обстановку. Для этого необходимо, чтобы у всех членов семьи был положительный эмоциональный настрой
Упражнение для стимуляции гуления
Также рекомендуется:
- Позволять малышу экспериментировать. Пусть кроха учит новые слова столько времени, сколько ему требуется, и пробует воспроизводить самые различные комбинации.
- Убрать источники шума: выключить телевизор и радио, закрыть окно, чтобы карапуз мог сосредоточиться на копировании и повторении голосовых сигналов.
Гуление – важнейший навык, которым должен обладать каждый ребенок в первые месяцы своей жизни, так как подобное умение является предпосылкой правильного развития речи у малыша. Если кроха не гулит к третьему-четвертому месяцу, стоит показать его врачу (лишним точно не будет). Также необходимо развивать этот навык у ребенка самостоятельно, стараясь как можно больше разговаривать с ним, регулярно проводить стимулирующие упражнения.
Методы поощрения ребёнка «разговаривать»
«Собака! Это фиолетовая собака. Гав-гав!»;
- включайте зрительный контакт с ребёнком, пока он разговаривает с вами. Когда он болтает, смотрите малышу в глаза, улыбайтесь и отвечайте;
- подражайте болтовне ребёнка. Если вы слышите, как он подражает звуки, которые вы издаете, повторяйте его снова и снова. Повторение может показаться простым и глупым, но это очень интересно для крохи. Оно поощряет его практику вокализации, а также учит малыша, что звуки не просто забавны, но являются и способом общения;
- задавайте много вопросов.
«Должны ли мы пойти в парк или на игровую площадку?»
«Как ты думаешь, бабушка хотела бы, чтобы на этой поздравительной открытке были цветы или птички?»
Затем сами отвечайте.
«Да, я думаю, бабушка хотела бы этих симпатичных птичек».
Да, вы говорите сами с собой, но в то же время вы моделируете разговор «вопрос-ответ»;
если не знаете, о чем поговорить, рассказывайте ребёнку, что вы (и он) делаете.
«Мамочка надевает куртку! Теперь давай надевать варежки — одну, две — и уютную шапочку. Как насчёт этой, с фиолетовыми цветами?»
Пока младенец не понимает, о чем вы ему говорите, но со временем он начнёт это делать.
читайте книги. Книги — это супер-источник новых слов для ребёнка.Чтение позволяет малышу слышать, как звучат фразы.
Таким образом, гуление и агуканье являются строительными блоками для понимания речи и языка. И даже самые глупые звуки и шумы помогают ребёнку практиковать артикуляционные движения, которые ему понадобятся для развития его речи.
С достаточной практикой и поддержкой от вас, лепет ребёнка в конечном итоге будет совершенствоваться, создавая первые основные слова маленького человека.
103583
Во сколько месяцев ребенок начинает агукать и улыбаться (смеяться)
От мам и из литературы можно узнать, что существует два «термина» — гуление и агуканье (или гуканье). Чем они друг от друга отличаются? В принципе, ничем
Обратите внимание на то, как ведет себя малыш в вашем присутствии, когда вы с ним ласково разговариваете и ему улыбаетесь. То, во сколько месяцев ребенок начинает агукать, насколько быстро развивается, зависит именно от вас — взрослых
Дети очень восприимчивы к вниманию членов семьи. С ребенком нельзя молчать. И пусть он не понимает смысл вашей речи пока, но интонации очень даже различает. Сроки, когда начинают агукать недоношенные дети, ничем не отличаются от стандартных — после 1 месяца жизни. Но только в случае спокойной атмосферы в семье и внимания. Возраст, во сколько дети начинают агукать, разнится. И позднее начало агуканья не говорит о низком интеллекте ребенка или психических отклонениях.
Попробуйте улыбнуться ребенку, сказать несколько нежных слов, назвать ласково по имени, и заметите, что ребенок гулит — активно шевелит ручками и ножками, улыбается и протяжно произносит «агууу», «аууу» и подобные сочетания преимущественно гласных букв. Активные шевеления носят название комплекс оживления. Он появляется на втором месяце жизни. Хотя первые тихие «агу» можно услышать раньше, примерно с 3 недель от рождения. Любой здоровый ребенок должен начать агукать к 3 месяцам. С 3 и до 5 месяцев количество произносимых звуков становится все многообразнее. Появляется больше согласных букв, их сочетаний — «кх», «гх» и т. д. С 5-6 месяцев появляется лепет, он сменяет агуканье — это когда ребенок повторяет разные слоги — «ма-ма-ма», «тя-тя-тя» и т. д.
Когда ребенок агукает, то обычно и улыбается. Нередко малыши с самого раннего возраста выбирают себе «любимчика» в семье, которому улыбаются чаще. И обычно таким любимчиком становится не мама и не папа, а старший ребенок. Смеяться же в голос малыш начинает позднее, с 3-4 месяцев. Хотя иногда звуки смеха вы можете услышать раньше, когда он спит и, видимо, видит красочные и добрые сны. Чаще в голос смеются дети, в семьях которых принято громко смеяться. Они копируют взрослых.
Когда же миг придет желанный
Для определения, правильно ли развивается новорожденная кроха, важно все. И как малыш набирает в весе, и как спит, и как ест, и как реагирует на окружающий мир
Одним из показателей, что все идет хорошо, также является воспроизведение ребенком первых звуков.
Плач, попискивание, вздохи, кряхтение, которые он издает с первых секунд жизни, в расчет не берутся
А вот на произношение самых легких гласных уже обращается внимание. Принято считать, что нормально развивающийся, здоровый ребенок в месяц агукает
Но четкого срока «ровно через 4 недели после рождения» тут нет. Каждый человек (и новорожденный кроха тоже) уникален, у каждого есть свои отличительные способности, не являющиеся отклонением. То есть если малыш бодр, хорошо ест, правильно набирает вес, но в месяц не агукает – это еще не повод бить тревогу. Просто пока у него не получается гортанно произнести что-нибудь членораздельное. Зафиксированы случаи, когда дети начинают агукать только месяцам к трем или позже, и при этом они абсолютно здоровы.