Методика образования детей по Николаевой С.Н.
«С. Н. Николаева „Юный эколог“ — подготовительная группа» — это труд, в котором автор предлагает использование следующих групп методов в комплексе, чтобы на практике повышать уровень экологического образования детей и развивать экологическую направленность их личностей:
- Воспитателю и ребенку надо вместе заниматься созданием и поддержкой необходимых условий жизни, которых требуют живые существа.
- Наблюдать — значит чувственно познавать природу. С помощью такого метода достигается осуществление прямого контакта с миром живой природы.
- Моделирование поможет реализовать поставленные цели.
- Использование словесно-литературного метода специфично в связи с особенностями речи малышей.
С.Н.Николаева реализует поставленные в программе задачи таким образом:
- Предлагает знакомить детей с природой на основе научных фактов.
- Заводить в детском саду животных и наблюдать за ними, создавать необходимые условия для их полноценного существования.
- Учить детей ухаживать за комнатными растениями путем организации зеленой зоны.
- Наблюдать за природой и таким образом чувственно познавать природу.
- Понедельно изучать сезонные явления природы.
- Наблюдать, как растут и развиваются живые существа.
- Проводить опыты.
- Использовать моделирование и наглядные пособия.
- Ввести использование сюжетно-ролевых игр.
- Заниматься организацией комплексных мероприятий на экологическую тематику.
- Создавать и поддерживать условия, в которых живые существа смогут жить в детском учреждении.
- Учиться восстанавливать предметы (чинить игрушки, книги).
- Создавать рисунки для обмена впечатлениями от общения с природой.
- Добровольно контактировать с растительным и животным миром: наблюдать, давать оценку односторонними суждениями, любоваться, гладить зверей, ухаживать за ними, приручать и дрессировать.
- Проводить собственные эксперименты, используя объекты природы, наблюдать и строить высказывания.
- Спрашивать, сообщать, участвовать в беседах, диалогах, передавать информацию, впечатления, уточнять свои представления об экологии и природе словами.
- Просматривать книги, картины, телепередачи на природоведческие темы.
Дополнительная информация! Автор методики обучения разработала целостную систему, позволяющую реализовать экологическое воспитание детей в возрасте 2 −7 лет в детском саду и семье.
Благодаря использованию приложения «Юный эколог» практики могут успешно заняться формированием основ начала экологической культуры у воспитанников дошкольных учреждений. Конечный результат такого воспитания — человек будущего, для которого природа — это не просто абстрактное понятие, а среда обитания, которую надо беречь и охранять.
Мальчик изучает растения
Дополнительная информация! Ознакомиться с технологией можно онлайн.
Автор книги, педагог Николаева Светлана Николаевна предлагает методику экологического образования, которая состоит из двух основных моментов
Она считает, что важно передать знания по экологии и модифицировать их в отношения
Для успешной реализации такой цели Светлана Николаевна разработала специальную программу «Юный эколог» для подготовительной группы. Ориентировочно, читателями её труда должны стать практики, занимающиеся дошкольным воспитанием, преподаватели и студенты пединститутов и педагогических училищ.
Привитие экологической культуры в детсадовском учреждении, по мнению автора — обязанность воспитателя
Поэтому именно ему важно понимать значение экологических проблем и причин, их породивших
Методика разработана для детей, начиная с младшего детсадовского возраста — подготовительной группы. Это труд, в котором автор предлагает использование предоставленных групп методов в комплексе, чтобы на практике повышать уровень экологического образования детей и развивать экологическую направленность их личностей.
Программа С.Н. Николаевой “Юный эколог”
Программа «Юный эколог» направлена на формирование основ экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. Программа построена с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др).
Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.
Принципы реализации программы:
- постепенное наращивание объема материала;
- первоочередное использование природного окружения: растении и животных зеленой зоны детского сада и участков;
- продвижение детей от единичных сенсорных впечатлений к многообразию этих впечатлений, затем – к конкретным представлениям, затем – к обобщению представлений;
- широкое использование разных видов практической деятельности;
- подача познавательного материала с помощью приемов, вызывающих у детей интерес и положительные эмоции.
В программу включены разделы: «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»; «Рекомендации по распределению материала по возрастным группам». А также раскрыты условия, соблюдение которых способствует успешной реализации программы «Юный эколог» в практике работы детского сада. Даны практические рекомендации по созданию развивающей эколого-предметной среды в дошкольном учреждении. Приведен широкий иллюстративный материал, который взят за основу для создания необходимых наглядных пособий. Планируемые результаты по освоению данной программы соответствуют целевым ориентирам, обозначенными в ФГОС ДО, а именно:
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
ребенок склонен наблюдать, экспериментировать;
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
В программе «Юный эколог» выделяются два аспекта содержания экологического воспитания: передача экологических знаний и их трансформация в отношение.
«Экологическое воспитание дошкольников» состоит из 7 разделов.
Раздел 1 — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах.
Разделы 2, 3 — познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Эти законы можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать, приобщиться к ним в своем поведении и жить в соответствии с ними на Земле.
Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных.
В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.
Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой.
В разделе 7 даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.
Экологические знания — не самоцель, а лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувствительной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.
С.Н. Николаева “Программа экологического воспитания””Юный эколог” система работы с детьми 4-5 лет”Юный эколог” система работы с детьми 5-6 лет”Юный эколог” система работы с детьми 6-7 летПерспективное планирование “Юный эколог” 4-5 летПерспективное планирование “Юный эколог” 5-6 лет