Незнакомый человек пристает к ребенку: что делать детям

Безопасность подростков

Для детей раннего подросткового возраста (с десяти-одиннадцати лет) ключевую роль играет сохранение контакта с ребенком. Доверительные отношения — это высокая вероятность, что ребенок расскажет правду о том что с ним происходит. Мы не можем застраховать детей от всех ошибок. Наша задача хотя бы знать, что ребенок помнит о наших предостережениях и доверяет тем знаниям, которые мы ему дали.

Повторюсь, проблема в том, что у родителей во времена нашей всеобщей занятости нет времени научить ребенка узнавать себя: свои интересы, свои границы, свои возможности. Становясь подростком, он начинает пробовать и определять эти рамки, но уже на другом уровне — гораздо менее безопасном, чем в дошкольном возрасте.

Современные средства похищения

В этом случае ребенок должен знать:

  • Во время общения в интернете никому и никогда не сообщать своих персональных данных — телефона и адреса. А лучше и фамилию установить вымышленную;
  • Не следует сообщать незнакомым людям о своих привычках и предпочтениях, особенно о том, где ребенок любит гулять;
  • Без лишней нужды не стоит размещать свои фото;
  • Если кто-то просит сообщить свой номер телефона, то можно ответить так: «Если разрешат родители». Злодеи не жалуют внимания от родителей и скорее всего общение сразу прекратится;
  • Никогда не стоит ходить на встречи в интернет-знакомыми в одиночку. Только в сопровождении взрослых;

В случае, если над ребенком насмехаются, угрожают, настаивают о встрече — следует сразу сообщить родителям. Скорее всего это довольно опасный человек, и если вашему ребенку удалось избежать встречи с ним, то лучше сообщить в полицию, чтобы предотвратить возможных вред в отношении других детей.

Как действовать родителю, когда ребенок боится посторонних людей

Я бы обозначила следующий план действий: успокоиться, оценить ситуацию, перестать подкреплять страхи ребенка своим поведением и, если нужно, обратиться за помощью.

Во-первых, героине нужно успокоиться. Состояние родителя передается ребенку. Настрой взрослого на позитив придаст малышу смелости. А если испуганный ребенок видит страх, неуверенность на лице мамы, он начинает бояться еще больше. «Даже взрослый не может справиться с ситуацией, похоже, все совсем плохо…» — чувствует дите и начинает вести себя еще хуже. Действия ребенка вызывают у женщины новую волну негативных мыслей. Часто она начинает думать, что ребенок все время боится чужих, и вслух делится переживаниями с подругами и знакомыми. Малыш слышит разговоры, видит, как сильно мама волнуется, и напрягается еще сильней. Все, круг замкнулся.

  • Помечтать о приятном для себя.
  • Подробнее расспросить подругу, что у нее в жизни хорошего. Радость, как и страх, «заразна».
  • Внимательно посмотреть по сторонам, дела на благо других тоже поднимают настроение.
  • Полезно подумать о сильных сторонах дочери: она предсказуема в своем поведении, осторожна, у нее есть свое мнение — это ценно!

Из практики психолога знаю, что отключить страшные картины маме мешают вещи в ее внутреннем мире, часто — из детства. Память устроена так, что неприятное забывается. Поэтому маме может быть сложно вспомнить ситуацию, с которой все началось, сложно связать прошлый опыт с настоящим.

Одна женщина, чей ребенок боится чужих людей, излишне оберегала девочку. Родные и знакомые говорили ей, что такая опека вредна для ребенка. Мама соглашалась с ними, но ничего поделать не могла. В своем окружении женщина не находила понимания, ей говорили: «Это же так просто, не потакать дочери!».

Она чувствовала себя никчемной матерью, пока не обратилась ко мне. Выслушав, я предложила поискать причины проблемы не только в настоящем, но и в прошлом. И маму осенило! Она вспомнила, как воспитательница закрывала ее в темной кладовке. Маленькой девочкой женщина испытала настоящий ужас. И теперь она защищала дочь от любой, даже мнимой, опасности. Мы проиграли ситуацию с помощью фигурок в песочнице, и женщина сказала злой воспитательнице все, что давно хотела. Завершила историю и перестала переживать. И ребенок стал более открытым, общительным.

Как только родитель разрушил (или пошатнул) замкнутый круг тревоги между собой и ребенком, нужно разобраться с причиной страха.

Как научить ребенка правилам безопасности

Мы, взрослые люди очень часто и много запрещаем детям. Даже сами того не замечая. Это и не ешь много сладкого, не ходи без шапки и не сиди долго перед теликом. Но есть такие правила, к которым нужно относиться очень серьезно. Это правило можно назвать:

Правило чужого человека:

  1. Постоянно пояснять детям, что если они самостоятельно выходят за пределы дома без взрослого сопровождения, то им могут встретиться очень плохие люди. Не просто плохие, как Баба Яга, или Шапокляк, а по-настоящему плохие;
  2. Эти люди никогда не знают ни жалости ни любви. Они не поддаются на уговоры и слезы;
  3. Их невозможно исправить и переубедить;
  4. Распознать таких людей среди толпы невозможно — они выглядят как самые обычные люди: соседи, продавцы, просто прохожие;
  5. В их арсенале много разных уловок. Так например, просьба о помощи, предложение сниматься в кино и сообщение о беде с родными и близкими ребенка;
  6. Абсолютно на любые предложения чужого, пусть даже самого милого и симпатичного человека нужно отвечать отказом. Даже если совсем ненадолго и «тут два шага»;
  7. Никогда не пытаться попробовать проверить, что же будет все-таки если не послушаться.

Следует пояснить ребенку, что в этом случае все правила приличия и вежливости отменяются. И если это был никакой не злодей, а нормальный взрослый человек, то он все правильно поймет, а некоторые даже порадуются за умное дитя.

Особым аристократам можно воспользоваться фразой: «Родители запрещают мне разговаривать, ходить, ездить с чужими. Извините».

Кроме того:

  • Если предстоит войти в подъезд один на один с незнакомцем, то лучше подождать на улице кого-либо из соседей, а после войти;
  • Никогда не проверять наличие негодяев в темных углах, за гаражами и в повалах;
  • Не садится в автомобиль к незнакомым людям;
  • Не пользоваться лифтом вместе с чужим.

Что нельзя делать, если ребенок боится других людей

Недопустимо наказывать ребенка за то, что он плачет и прячется — ведь малыш не хочет «насолить взрослому». Он хочет общаться и радовать маму… Он не специально, он по-другому не может. Поэтому наказывать его не за что.

Некоторые могут, как Ваня, вести себя хорошо, опасаясь наказания. Но в этом случае проблема «уйдет внутрь»: ребенок будет капризничать без повода, грызть ногти, часто болеть, плохо спать. Не все родители поймут, что эти неприятности появились из-за «задавленного» страха. Большинство детей от насилия взрослых начинают бояться еще больше и вести себя еще хуже.

Относитесь к «плохому» поведению спокойно, а за маленькие шаги в борьбе со страхом хвалите. Плакал, а потом затих на секунду: «О, как я рада тишине!». Повернулся, чтобы рассмотреть незнакомца: «Ура! Как приятно дяде видеть твои глазки!». Дети стремятся повторить то, что радует взрослых. Используйте эту особенность.

Когда дети боятся чужих людей, не стоит их стыдить, называть трусом, говорить: «Это совсем не страшно». К страху прибавляется вина, с двумя чувствами справиться еще сложнее. Взрослому, который любит стыдить, ребенок перестает рассказывать о проблемах. Он старается решить все сам, опасаясь получить очередную «порцию» нравоучений.

Если с повзрослевшим Ваней случится что-то действительно страшное, например, его будут травить или вымогать у него деньги, мама не узнает об этом и не сможет помочь

Важно донести до ребенка, что иногда боятся все, даже взрослые. Смелый человек отличается от труса тем, что может признать проблему и перебороть страх

Не стоит силой заставлять общаться с незнакомыми, а тем более оставлять с тем, кого ребенок боится. Проявите доброжелательность к чужому, дайте ребенку время присмотреться. Дождитесь, пока малыш сам пойдет на контакт. Полезно рассказать незнакомцу об особенностях ребенка. Начните с комплимента, чтобы расположить к себе собеседника, а затем попросите подождать, пока чадо освоится

Мама Аня могла бы ответить свекрови следующее: «Благодарю вас за внимание к воспитанию нашего ребенка. Вы, наверное, знаете, что память у детей короткая

Подождите чуть-чуть, она освоится и начнет общаться с вами, а пока прошу к столу».

Эпилог

Самые ужасные случаи происходят, когда никого нет поблизости. В этом случае злоумышленнику ничего не помешает схватить ребенка, или даже достать оружие. Тут уже мало чем можно будет спастись. Поэтому следует постоянно пояснять ребенку, что в таких местах попросту лучше всего не оказываться:

  • Стройки;
  • Пустыри;
  • Гаражные кооперативы;
  • Заброшенные здания;
  • Чердаки;
  • Непроходные места в парках;
  • Подвалы.

Конечно, эта статья покажется страшной. Но лучше быть подготовленным, чем оказаться врасплох в плохой ситуации

Важно твердо вложить в сознание своих детей то, что они неприкосновенны ни при каких условиях. И помнить вышеизложенные рекомендации

Взрослый хватает ребенка за руки и уводит с собой

На улице 16-летнего Кирилла окликнул незнакомец, сказал, что заблудился, и попросил показать дорогу к нужному ему дому. Кирилл указал примерное направление и хотел уйти. Однако мужчина продолжал настаивать, что его нужно проводить, стал хватать Кирилла за рюкзак, за руки. Кирилл растерялся: он не хотел быть невежливым, но идти куда-то с чужим человеком было страшновато. Как ему быть в этой ситуации? 

Никогда не говорите фразу «Старших надо уважать» – 8 вещей, которые могут спасти ребенку жизнь

Наталья Безкорсая: 

— Есть жизненно важное правило: взрослый человек не должен обращаться к ребенку на улице ни по какому вопросу (а подросток, напомню, все еще ребенок, даже если давно перерос маму и говорит басом). Свои проблемы взрослый человек решит сам или с помощью других взрослых. 

Сначала Кирилл повел себя абсолютно верно: он указал направление, но не пошел провожать мужчину. Когда тот продолжил настаивать, мальчику нужно было громко сказать: «Я вас не знаю, я с вами никуда не пойду»

Есть вариант уйти быстро и молча, но гораздо лучше в этой ситуации привлечь внимание прохожих. В случае чего они смогут помочь. 

Когда ситуация стала критической, Кириллу нужно было спасаться бегством.

Ребенок должен знать: в опасной ситуации правила хорошего тона не работают.

Бросить рюкзак, какие бы ценные вещи там ни хранились, если нужно, быстро скинуть куртку — и бежать в безопасное людное место, звать на помощь. 

Когда незнакомец хватает за руки, тащит, нужно кричать, царапаться, пинаться, падать на землю и хвататься за все возможные предметы. Тащить лежащего человека очень тяжело, даже если он достаточно хрупкого телосложения

Если получится, стоит схватить камень или что-то тяжелое, разбить стекло в машине, в доме, то есть привлечь внимание любым способом. Главное — не позволить себя увести. 

Родителям:

Дорогие родители! Обязательно поговорите с ребенком о том, что ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ – НЕ СТЫДНО, НЕ НЕЛОВКО И НЕ ВЫСТАВЛЯЕТ РЕБЕНКА В КАКОМ-ТО НЕПРАВИЛЬНОМ СВЕТЕ! Помощь может понадобиться и взрослому, и ребенку, и мы все люди, а человеческое общество во многом базируется на принципах поддержки и взаимопомощи

Но дети часто стесняются побеспокоить незнакомых людей, а также им неловко показать, что они в чем-то подозревают взрослого человека.
Не учите детей тому, что всех взрослых надо слушаться! Это приводит к тому, что ребенок робеет, когда к нему обращается незнакомый человек и требует, чтобы он шел за ним и делал то, что он говорит, и подчиняется.
Наши дети часто не умеют кричать и вообще боятся производить шум, привлекать к себе внимание, потому что мы постоянно объясняем им, что в общественных местах надо вести себя прилично, нельзя шуметь, доставлять дискомфорт другим и так далее. Объясните, что есть ситуации, когда это делать НЕОБХОДИМО! Они называются экстремальными и требуют мгновенной и нестандартной реакции.
Постарайтесь донести до ребенка мысль, что его жизнь и здоровье важнее всего, вообще всего, в том числе неловкой ситуации, беспокойства для окружающих и так далее.
Ребенку старше 10 лет можно объяснить (без лишних подробностей!), что есть такие люди (преступники), которые хотят сделать ребенку больно

Ребенку постарше, который уже знает о половых взаимоотношениях взрослых людей, можно объяснить, что эти отношения касаются исключительно взрослых, но есть такие больные люди, которые испытывают влечение к детям. Это очень серьезное преступление, за которое полагается или длительное тюремное заключение, или принудительное психиатрическое лечение. Если ребенок столкнулся с таким человеком, его задача – как можно скорее прервать контакт с ним, убежать и немедленно рассказать вам.
ВСЕГДА встречайте ребенка, если он вдруг об этом попросил. Не выспрашивайте подробности – просто как можно скорее организуйте его встречу. Не стыдите и не объясняйте, что он уже большой и дойдет сам.
Постарайтесь по возможности встречать ребенка у входа в подъезд.
Установите на мобильный ребенка приложение, которое позволяет не только вам отслеживать его местонахождение, но и дает ему возможность подать сигнал тревоги вам.
Следите за тем, чтобы ребенок уходил из дома ТОЛЬКО с полностью заряженным мобильным телефоном.
Договоритесь о том, что ребенок постоянно вам звонит – когда выходит из школы, когда собирается зайти в подъезд.
Договоритесь с ним о том, что он ВСЕГДА звонит вам, если задерживается. Если его нет спустя полчаса после назначенного времени, начинайте искать: звоните друзьям, одноклассникам, учителям, тренерам, пройдите по его маршруту, оставив кого-то дома на случай, если он вернется, пока вас нет. Обращайтесь в полицию (112, 102) и к нам, в «Лиза Алерт».
Не показывайте это видео маленьким детям – это может их напугать так сильно, что они будут вообще бояться заходить в подъезд, бояться всех незнакомых взрослых мужчин и так далее. И нет, это не есть хороший результат – невроз лечить сложно.
И самое главное: постарайтесь не отпускать детей младше 10 лет одних в школу, в гости, на кружок. Это касается не только нашей сферы безопасности, но и дорожного движения: обычно до этого возраста ребенок еще не умеет оперативно оценивать обстановку, прогнозировать события и быстро реагировать на внезапные изменения и необычные ситуации. Это единственная мера безопасности, которая гарантирует стопроцентную защиту ребенка от подобных случаев.

Как правильно рассказать ребенку об опасности

Безопасному поведению нельзя научить через картинки, плакаты и страшилки. Ему нужно учиться в жизни, на примерах, в общении со взрослыми, в совместной деятельности.

Начинать разговоры о безопасном поведении стоит также с пяти лет. Но страшилки приводят исключительно к страхам и тревоге. Это неэффективный путь борьбы за его безопасность. Не запугивайте ребенка, объясняйте.

1 На собственном примере

Гуляя вместе, обращайте внимание малыша на то, что происходит вокруг вас и на свое поведение. Ведете через дорогу — почему не идете на красный свет, а ждете зеленого?

Задавайте ребенку вопросы, чтобы удостовериться, что он понимает, почему вы делаете что-то связанное с опасностью тем или иным образом. «Почему нельзя идти на красный свет?», «Что нужно сделать, когда переходишь дорогу? Почему нужно посмотреть именно в эту сторону?».

2 В игре. Ситуации также можно разыгрывать в сюжетно-ролевой игре. Например, кому-то из персонажей предлагают вкусную конфету и заманивают с собой. Он соглашается или отказывается. Мы обсуждаем с ребенком возможные последствия и опасность такого решения. Зайчик пошел за волком, который обещал морковку, а тот его съел.

3 В наблюдении за другими. Ситуацию с «нехорошими дядями и тетями» я бы рекомендовал объяснять следующим образом: «Обычно люди нормальные и доброжелательные. Заметь, они без дела не подходят к нам, не лезут в чужую жизнь. Но бывают люди, которым что-то нужно от других. Они могут подходить и предлагать тебе что-то, что обычно другие незнакомцы предлагать не станут. Они могут вести себя как родные или хорошо знакомые. Не стоит соглашаться на их предложения. Надо обезопасить себя и на всякий случай бежать от них в сторону, где ты видишь скопление других людей. Или звать на помощь».

Ребенок в шесть лет должен знать свое полное имя, домашний адрес и помнить (или носить с собой) номер телефона родителей.

Детям:

Не надо проверять, идет ли действительно человек за тобой или нет – если у тебя есть хоть малейшее подозрение, что тебя преследуют, немедленно начинай действовать:

  1. Звони родителям и говори им о том, что происходит. Заранее договорись с ними о ключевых словах, которые указывают на то, что у тебя проблемы, но ты не можешь об этом говорить (если есть вероятность, что этот человек услышит ваш разговор), или без объяснений попроси тебя встретить.
  2. Смело звони по номеру экстренных служб, если ты не чувствуешь себя в безопасности – кто-то незнакомый тебя преследует и настойчиво хочет с тобой пообщаться. Набери номер 112, сразу скажи свое имя и фамилию, чтобы оператор был уверен, что этот звонок – не баловство, расскажи, что происходит, и постарайся объяснить, где. Если оператор не поверит и повесит трубку, звони еще раз и еще, пока ты не поймешь, что тебя услышали.
  3. Не вступай в контакт с незнакомым человеком, который хочет с тобой общаться, не отвечай на его вопросы, не реагируй ни на какие предложения и просьбы о помощи. Заготовь с родителями несколько фраз, которые позволят тебе прекратить этот диалог: «Мне мама не разрешает разговаривать с незнакомыми», «Извините, я спешу» или просто молча уходи – ты имеешь на это полное право. Если человеку действительно нужна помощь, ему поможет другой взрослый человек. Ты не должен помогать чужому человеку!
  4. Ни в коем случае не уходи в безлюдное, плохо освещенное место, если за тобой кто-то идет, даже в том случае, если твоя дорога к дому идет через него. Вернись в школу или на кружок, если они рядом, зайди в магазин, банк, салон красоты и попроси сотрудников этого места тебе помочь – позвонить родителям, побыть рядом с тобой до их приезда. Ты помнишь наизусть телефоны родителей на случай, если у тебя нет телефона, ты его забыл или он сел?
  5. Обращаться за помощью желательно к человеку с ребенком, полицейскому, охраннику, сотруднику места, куда ты зашел.
  6. Категорически нельзя заходить в подъезд или в лифт с человеком, который тебя преследует! Более того – это делать нельзя ни с каким незнакомым человеком! Отнесись также с подозрением к тому, кто стоит рядом с подъездом, но не заходит вовнутрь, явно чего-то или кого-то поджидая. Не заходи с ним в подъезд!
  7. Если случилось худшее и человек на тебя напал – пытается зажимать рот, бить, душить и так далее, помни: для спасения хороши ВСЕ средства! Поэтому кричи как можно громче: «Я вас не знаю! Вы чужой!», кусайся, отбивайся, звони и стучи в двери жильцов, даже незнакомых! Твоя задача – убежать от него, сделай для этого все возможное!

Темно, а подросток идет домой один

Тренировка по танцам у Аси заканчивается в семь часов вечера, зимой в это время уже темно. Она возвращается одна, хотя родители готовы ее встречать. Ася категорически отказывается: ей уже 15, не маленькая. В опасности, которые есть в темноте, она не верит. Время-то детское, что с ней может случиться? 

Комментирует Наталья Безкорсая: 

Наталья Безкорсая

— Какой бы взрослой и самостоятельной ни считала себя Ася, она все еще ребенок. Главное правило безопасного перемещения в темноте: идти нужно по освещенным, людным местам

Не важно, кто именно идет: девочка или мальчик, женщина или мужчина. Если есть выбор между коротким путем через темный парк и длинным по улице, где ходят другие люди, надо выбирать длинный, нельзя пытаться сэкономить время в ущерб безопасности

И уж точно нельзя сворачивать в гаражи, на стройки, к заброшенным зданиям.

Хорошо, когда Асиным друзьям с ней по пути: вероятность того, что в беду попадет вся компания, гораздо меньше. Если остальные ребята живут в другой стороне, девочка может отправить родителям сообщение о том, что выходит с тренировки. Будет понятно, через какое время она окажется дома. Если этого не произойдет, родители смогут быстро отправиться на поиски и, возможно, предотвратить беду. 

В сети, под информацией о нападениях на одиноких девушек, нередко встречаются осуждающие комментарии: «не так оделась», «сама виновата», «спровоцировала преступника».

Важно понимать — и объяснить детям, — что виноват всегда только преступник

Однако факторы риска все же есть

Привлечь ненужное внимание может подросток в модной брендовой одежде, с массивными дорогими украшениями, с гаджетами, которыми он пользуется в людных местах. То есть подсвечивать темную дорогу фонариком на айфоне последней модели точно не стоит. 

Какие приемы самообороны может освоить ребенок?

Во многих пособиях рекомендуется кричать, кусаться, пинаться, то есть оказывать яростное сопротивление. Конкретизируем общие рекомендации в конкретную схему сопротивления.

Во-первых, жизненно важно громко кричать: «Ты чужой, я тебя не знаю!»

Во-вторых, нужно сжать в кулак захваченную руку, положить на этот кулак свою свободную руку, не сгибая запястья

Обратив внимание на положение большого пальца нападающего, необходимо свободной рукой резко дернуть захваченную руку в направлении большого пальца противника. Используя не только силу обеих рук, но и всего тела, как можно резче разворачиваемся в сторону большого пальца противника

При этом наша рука вырывается из захвата противника.

Описание выглядит длинным и громоздким. Сам прием длится доли секунды (если ребенок отработал его на папе или маме минимум несколько сот раз).

В-третьих, если противник так силен, что вырваться очень трудно, задача ребенка – ослабить захват. Этому может способствовать удар ногой по голени или колену. Следует учесть, что удары ногой по колену могут привести к тяжелой травме нападающего.

Удары же в голень, как правило, не приводят к последующим травмам, при этом эффективно вводя нападающего в состояние болевого шока независимо от массы и размеров атакуемого взрослого противника. 

Такие удары требуют чувства равновесия, поскольку необходима определенная точность. Ребенку трудно соблюсти все правила удара, поэтому можно для начала ограничиться упрощенным вариантом. Наносится удар примерно так, как бьют по футбольному мячу. Родители могут приготовить какой-нибудь мягкий, но достаточно прочный и жесткий предмет (проще всего купить макивару) и попросить ребенка попрактиковаться в ударах ногой. Тренер по самообороне поможет «поставить» удар правильно, и задача ребенка будет заключаться в его дальнейшей отработке и совершенствовании.

Опять-таки заметим, что чудес не бывает. Ни разу не ударявшая ногой даже по мячу девочка просто не попадет по ноге взрослого субъекта. Если же она пройдет соответствующий курс по обучению удару и потом попрактикуется под руководством родителей или инструктора, эффект будет замечательным. Увлекшаяся процессом обучения второклассница может так ударить зазевавшегося на секунду партнера, что он неделю будет прихрамывать и ругать себя за сдвинутую в сторону макивару, открывшую его голень для удара.

Отработка, отработка и еще раз отработка. Потом навыки необходимо «освежать в мышечной памяти», чтобы быть всегда в готовности.

В-четвертых, стремительный бег в безопасном направлении. Бежать нужно быстро, постоянно меняя направление движения, чтобы тяжелый взрослый противник вынужден был терять время, совершая маневры на поворотах. Чем больше ребенок тренируется в беге, тем больше у него шансов убежать даже от взрослого преследователя. Ловкий, подвижный и маневренный ребенок не даст ему ни одного шанса.

После выхода из опасной ситуации ребенок должен рассказать родителям или опекающим взрослым о столкновении с незнакомцем, стараясь, хотя бы примерно, описать приметы злоумышленника.

Не забываем, что во время всей операции освобождения ребенку нужно продолжать орать во весь голос: «Ты чужой! Я тебя не знаю! Отпусти!»

Родителям, желающим ознакомиться с различными схемами боя, обогатить свой арсенал самооборонщика и выбрать приемы для обучения и подготовки своих детей, рекомендую обраться к следующей книге: Степанов М.В., Майоров О.В. Защитный код: Как выжить в нашем городе. – М.: Грифон, 2007. – 496 с.

Итак, крик плюс удар в голень плюс освобождение от захвата плюс стремительный бег в безопасном направлении – составляющие минимальной системы самообороны ребенка в случае попытки его захвата за руку взрослым человеком.

Но для того, чтобы эта система работала, необходимо все эти действия отрабатывать: многократно и в полную силу. Уйти с родителями в лес и кричать во всю мощь легких, бесконечно вырывать свою руку из папиных и маминых захватов, пинать по макиваре и бегать на короткие и длинные дистанции.

Тогда ребенок при необходимости сможет действовать агрессивно, решительно и результативно.

Фото – фотобанк Лори

Расскажите ребенку об опасностях. Кто такие «свои», а кто «чужие»?

«Чужой» — это любой человек, которого не знает ни ребенок, ни вы сами

Независимо от того, как этот человек выглядит, ведет себя, кем представляется, неважно, молодой он или старый, мужчина это или женщина, или даже ребенок.

«Свои» — это мама, папа, бабушки и дедушки, другие родственники. Кроме того, «свои» — это те, с кем родители разрешили разговаривать, с кем сами познакомили ребенка.

Прежде чем общаться с чужим человеком, ребенок должен спросить разрешения у мамы (папы, бабушки или дедушки — сами обозначьте этот круг лиц). Даже если вы сами знаете человека, а ребенок видит его в первый раз, научите его, что он должен спрашивать у вас разрешения, прежде чем разговаривать с этим человеком, брать у него подарок, идти с ним куда-то.

Если ваш ребенок еще мал и только-только научился отличать «своих» и «чужих», поддерживайте в нем настороженное отношение к чужим, незнакомым людям. Если он прячется за вас при встрече нового человека, не высмеивайте «скромнягу» и не выталкивайте его вперед. Уважайте своего ребенка. Тогда и он научится уважать себя и свои желания.

Если уводят другого ребенка

Ваш ребенок должен помнить, что те же самые действия годятся и в случае, если похищают другого ребенка. Ведь очень часто бывает так, что после того, как чей-то ребенок пропал, выясняется, что все происходящее наблюдали его друзья. Они испугались, либо попросту ничего не заподозрили, а рассказали обо всем только тогда, когда время уже было упущено.

Так нельзя делать. В случае, если ваш ребенок видит, как его друга уводит посторонний человек, а вокруг нет никого взрослых, то ни при каких обстоятельствах не надо идти за ними

Важно как можно быстрее, со всех ног бежать туда, где есть взрослые, а лучше полиция. Это может быть ближайший магазин, почта, двор, остановка общественного транспорта

От быстроты действий зависит спасение ребенка.

Требуется:

  • Как можно быстрее найти взрослого человека и четко сообщить, например: «Моего друга увел незнакомец. Они идут в сквер», или «Мою подругу похитил чужой человек, они уехали на желтой машине, номер такой-то, позвоните в полицию!»;
  • Если ребенку кажется, что взрослый и сам растерян, то нужно срочно искать другого;
  • Чтобы запомнить приметы негодяя или номер машины, нужно его постоянно повторять в поисках помощи.

От оперативного реагирования зависит жизнь и здоровье украденного ребенка.

Чему учить с раннего детства

Для того, чтобы ребенок понимал, «что такое хорошо и что такое плохо», ему нужно знать, какие бывают ситуации и как на них реагировать. Есть несколько вещей, которым стоит научить ребенка еще в дошкольном возрасте:

Телесная неприкосновенность

Нужно учить ребенка, что существует телесная неприкосновенность, и если ему неприятны чьи-то прикосновения, ребенок вправе отказаться от них, даже если это объятия родственников. Рассказывайте ребенку и об интимной неприкосновенности.

Умение говорить «нет»

Родителям стоит иногда позволять ребенку проявлять свою позицию, давать возможность сказать «нет», если ребенок чего-то не хочет и это не угрожает его здоровью и жизни. Только так ваши дети смогут научиться не стесняться, не бояться говорить «нет» и отстаивать свои границы перед незнакомцами

Также важно научить детей отличать приятное от «навязываемого приятного», то есть понимать, когда что-то действительно нравится, а когда другой человек пытается склонить или заставить что-то делать. Объясните ребенку: если кто-то говорит: «Тебе это приятно», вовсе не значит, что это правда, и ситуации, когда тебе делают неприятно с улыбкой, шуточками и уговорами, нужно пресекать и ни в коем случае не думать, что «он же хочет как лучше, наверное, это со мной что-то не так»

Крик в случае опасности

Потренируйтесь с ребенком или подростком кричать в случае опасности. Мы обычно запрещаем детям шуметь, повышать голос, и в случае, когда нужно позвать на помощь, ребенок теряется и боится наказания, поскольку еще не всегда может осознать все последствия опасной ситуации и понять, что они гораздо страшнее. Да и взрослому человеку сложно закричать, если он никогда этого не делал.

Уверенность в себе

Важно, чтобы ребенок был уверен в себе и в своем праве отказаться от знакомства. И если, например, взрослый мужчина говорит девочке: «Какая красивая девушка» – она должна понимать, что это не единственный человек, который заметил, что она действительно красивая, и это не значит, что теперь она должна ему жизнь, руку и сердце

За комплимент достаточно просто сказать «спасибо», если он вам приятен, он ни к чему не обязывает.

Четкая позиция относительно общения с незнакомыми людьми и знакомства на улице

Проговорите и решите вместе с ребенком, что допустимо, что нет. Приемлемо ли знакомиться на улице? С кем? До какого момента стоит продолжать общение? Перекинуться парой вежливых фраз или подсказать дорогу – можно, но разрешать проводить себя до дома или дать свой телефон – категорически нет, и так далее. Обсудите конкретные ситуации, возможные реакции и пределы допустимого в них. Если приятный сверстник хочет познакомиться – это одна история, если человек девочке неприятен или это взрослый парень/мужчина – совсем другая.

Внимание чужого взрослого к ребенку – ненормально

Усиленное внимание чужого взрослого к ребенку – попытка познакомиться, попросить помощи и т.д. – неприемлемо

Подростку, например, может льстить, что к нему проявляет внимание взрослый человек. Но это уловка. Не всегда преступники оказываются «страшными дядьками», которыми мы пугаем детей. Чаще они мило разговаривают, интересуются ребенком и пытаются подружиться

Важно не поддаваться и помнить правило: никаких знакомств с чужими взрослыми

Отдельно стоит упомянуть о домогательствах, при которых взрослый пытается трогать ребенка или словами склонить его к действиям сексуального характера

Ребенок должен понимать, что такое внимание взрослого ненормально и опасно. А это значит, что взрослый осознанно совершает преступление

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий