Лечение
Лечение в каждом случае подбирается индивидуально. Оно может включать в себя меры одной или сразу нескольких направленностей: прием препаратов, психологическая помощь, дополнительные процедуры.
Препараты
Медикаментозной терапией лечат детей не всегда. Врач должен на основе результатов диагностики определить, необходимость лекарственных средств. Если ребенок действительно в них нуждается, то ему могут быть показан прием:
- Успокоительных. Большинство из них имеют растительное происхождение, поэтому не вредят детскому организму. Их действие сводится к снижению эмоционального напряжения ребенка. Они также способствуют нормализации сна;
- Препаратов, улучшающих кровообращение в области головного мозга. Такие лекарства благоприятно влияют на состояние сосудов, расширяя и обеспечивая их питание;
- Антипсихотических медикаментов. Необходимы для избавления ребенка от навязчивых страхов и повышенной тревожности;
- Транквилизаторов. Они также относятся к группе успокоительных лекарств, но оказывают более выраженный эффект. Устраняют эмоциональную напряженность, оказывают расслабляющий эффект. Сон, как правило, становится более глубоким и крепким;
- Кальцесодержащие комплексы. Они восполняют недостаток этого элемента в организме ребенка, что положительно сказывается на состоянии его нервной системы и работы мозга.
Какой именно препарат необходим ребенку, и в какой дозировке, определяет только лечащий врач. В противном случае, состояние может ухудшиться побочными эффектами от приема лекарств.
Семейная психотерапия
Посещение детского психолога составляет основу лечения большинства нервных расстройств у ребенка. На приеме специалист старается выяснить у пациента, что именно его беспокоит, пугает или заставляет нервничать. В данном случае психолог должен установить максимально доверительный контакт с ребенком. Если есть необходимость, то работа ведется и с родителями.
Помимо работы с внутренним миром ребенка, важно и создать условия для его жизнедеятельности. Он должен иметь нормированный распорядок дня, полноценный сон не менее 8 часов в сутки, здоровое питание, а также сбалансированный объем труда и отдыха
Народная медицина
Все народные средства, направленные на устранение признаков нервного расстройства у ребенка, заключаются в приеме травяных средств, имеющих успокоительный эффект. Наиболее популярными методами считаются:
- Настойка из пустырника. Сухую траву заваривают кипятком и процеживают через марлю. Принимают такое средство по 1-2 чайной ложке 3 раза в день. Детям до 7 лет не рекомендуется;
- Настойка из валерьяны. В данном случае кипятком заливают измельченный корень растения. Процеженное средство пьют по 1 чайной ложке 3-4 раза в день;
- Отвар ромашки. Сухие цветки заваривают кипятком, а затем настаивают 3 часа. Данный отвар можно пить даже грудничкам. При наличии неврологических нарушений ребенку рекомендуется выпивать до 150 мл в день.
Важно обратить внимание на то, что травы могут вызывать аллергические реакции, поэтому стоит предварительно убедиться в отсутствии их непереносимости ребенком
Методы лечения невроза
В терапии неврозов у детей главным методом является психотерапия
Родителям важно понять, что самостоятельно, при помощи книг, интернета или игрушек они немного достигнут, а иногда могут и навредить, усугубив течение невроза. Психотерапия это сложное системное воздействие на психику ребенка и особенности его характера, в лечении неврозов она имеет несколько направлений:
- групповая и индивидуальная терапия по изучению и коррекции психологического климата семьи
- ролевые игры с участием ребенка, помогающие обучению его преодолевать сложные ситуации
- применение арт-терапии (рисование) и составление по рисункам ребенка его психологического портрета, отслеживание динамики по изменению рисунков
- гипноз — внушение (аутогенные тренировки)
- лечение с помощью общения с животными — канистерапия (собаки), фелинотерапия (кошки), иппотерапия (лошади), дельфинотерапия.
Психотерапия направлена на то, чтобы нормализовать или существенно улучшить внутрисемейную обстановку и взаимоотношения, скорректировать воспитание. Дополнительно для коррекции психосоматического фона и достижения больших успехов в психотерапии применяют также медикаментозные препараты, рефлексотерапию и физиотерапию. Индивидуальный план лечения разрабатывается только специалистом для каждого ребенка отдельно, а при необходимости и для членов семьи.
Кто из детей и в каком возрасте наиболее подвержен неврозам
Понятно, что дети, в семьях которых нездоровая обстановка больше подвержены неврозам. Ко всему, существует такое понятие, как кризисный возраст. Отмечается в большинстве случаев поэтапно:
- 3-4 года.
- 6-8.
- 12-16 (до 19-20 лет).
Первый этап, когда происходит формирование личности ребенка. Он начинает осознавать себя – свое имя, свою роль и т.д. В этом возрасте возникают сильные истерики, обиды, капризы, которые кажутся беспричинными. Ребенок проявляет агрессию как к другим, так и к себе, родителям, родным, домашним животным и игрушкам. Следующий этап – когда ребенок идет в школу и становится более ответственным и самостоятельным. В этот период могут возникать страхи и фобии, ночные кошмары, проблемы с мочеиспусканием или дефекацией, неуверенность в себе, избегание работы или невыполнение просьб, замкнутость, непослушание и гиперактивность. В так называемом “переходном возрасте” под влиянием гормональных изменений возникают детские страхи, усугубляются фобии и появляются новые комплексы. Ребенку сложно понять, что происходит, так как меняется его тело и мышление. У мальчиков меняется голос, возникают поллюции, а у девочек начинаются месячные. У всех детей этот период проявляется по-разному и длится разное количество времени. У некоторых он длится пару лет, у других – дольше. У грудных детей кризисный период длится 3 месяца. В это время меняется режим сна, возникают невротические реакции, такие как повышенная капризность, нарушение сна и плохой аппетит.
Какие еще бывают неврозы
Различными неврозами, согласно мировой статистике, страдают от 15 до 25% детей, преимущественно мужского пола. Возрастные рамки – начиная от полутора лет и до совершеннолетия.
Неврастения – далеко не единственное расстройство нервной системы, настигающее людей в раннем возрасте. Известно довольно большое количество неврозов, симптомы и признаки которых схожи, но существуют и кардинальные отличия.
Дети дошкольного возраста и подростки могут быть подвержены таким видам нервных расстройств, как:
- невроз страха – больной начинает панически бояться темноты, огня, одиночества, смерти и т. п.;
- истерия – чаще проявляется в детском возрасте в виде криков, плача, падений на пол;
- ипохондрия – более характерна для подростков. Болезненный страх за свое здоровье, придумывание несуществующих болезней;
- невроз навязчивых движений – различные фобии сопровождаются нервными тиками: моргание, передергивание плечами, облизывание губ и др.;
- депрессивный невроз – подавленность, стремление к уединению;
- логоневроз – заикание, происходит из-за судорог мышц речевого аппарата;
- энурез – непроизвольное мочеиспускание;
- сомнамбулизм – расстройство сна, снохождение, ночные кошмары;
- анорексия – невротическое нарушение пищевого поведения.
Как уже упоминалось, к сожалению не все родители считают, что неврастения, развивающаяся у детей и подростков, может нести серьезную угрозу здоровью. Одни думают, что это временные возрастные трудности или капризы, другие вообще не замечают изменений в поведении чада.
Научные теории
Многие психоаналитики считают, что истинной причиной детских неврозов является неправильное воспитание, основанное на таких факторах, как:
- эмоциональный шантаж;
- традиционализм;
- открытые угрозы и посылы;
- отсутствие привязанностей в семье;
- нескромность родителей;
- негативное отношение взрослых к пожилым людям.
Хрупкая психика ребенка дошкольного возраста начинает затормаживать — запущенный невроз может отразиться аутизмом.
Виды навязчивых страхов у детей 5-12 лет как следствие формы невроза:
- агорафобия;
- клаустрофобия;
- акарофобия;
- акромофобия;
- гомилофобия;
- эрейтофобия;
- дисморфофобия;
- мизофобия.
Эти психические расстройства страха чего-либо сильно мешают человеку нормально жить и развиваться. Помимо них, есть еще целый сонм специфических детских страхов, из-за которых мысли маленького человека как загнанные птички — боязнь одиночества, темноты, пожара, потери родителей и т. д.
Стоит отметить кризисные возрастные периоды, где нужна психологическая профилактика и лечение:
- в 3-4 года девочки чаще страдают неврозом, чем мальчики;
- в 6-7 лет для детей дошкольников начинаются непривычные стрессовые ситуации;
- в 11-12 лет непонимание действительности способно запутать ребенка;
- неврозы у подростков 14-18 лет говорит о психологической незрелости ребенка как личности.
В последнем случае есть большая склонность к депрессии, фобиям. Детские страхи остаются, клиническая картина невроза усугубляется.
Страхи детей в психотерапии делятся на такие понятия, как навязчивые, бредовые и сверхценные. Лечение страхов во многом основано на профилактике
Навязчивые являются началом фобий, в зависимости от возраста, бредовые сам ребенок не в состоянии объяснить, а сверхценные занимают все внимание детей
К сверхценным страхам детей относится проявление страха отвечать у доски, страха перед выступлениями. Беседуя с детьми, понимая их, можно потихоньку вытеснить опасения.
Причины непослушания детей
Говоря о причинах детского непослушания, нельзя не отметить тот факт, что на капризы детей большое значение имеет реакция общества. Многие родители испытывают смущение, когда их ребенок начинает капризничать на людях. Стыд и смущение обусловлено тем, что все современные родители сами воспитывались в советские времена совершенно в других традициях, избалованностью детей, виной чему являются сами родители.
У каждого родителя есть какая-то потребность, которую он хочет удовлетворить. Плохое поведение малыша часто препятствует этому, что вызывает негодование, расстройство и даже агрессию взрослых. Причины того, почему ребенок плохо себя ведет, могут быть самыми различными.
- Самой распространенной и основной причиной непослушания детей является банальное привлечение к себе внимания. Возможно, он испытывает нехватку общения, внимания от родителей и таким образом выражает свой протест. На интуитивном уровне дети понимают, что отрицательное событие притягивает к себе больше внимания, чем положительное или нейтральное, и активно пользуются этим важным постулатом.
- Проявляя непослушание, ребенок может пытаться отстаивать свою точку зрения, доказывать свое мнение и прочее, отстаивая свое место под солнцем. Иными словами, ребенок проявляет свою самостоятельность, а родитель по каким-либо причинам его ограничивает в этом.
- Непослушание из чувства мести. Мстить дети могут абсолютно по разным причинам: может быть, родители что-либо пообещали малышу и не сдержали данного обещания, может быть, родители развелись и многое другое.
- Разочарование ребенка в своих силах также может стать причиной его плохого поведения. Ему легче отказаться от какого-либо действия, чем принять на себя ответственность и что-то делать.
- Расстройства и заболевания нервной системы ребенка. В этом случае родителям следует быть наиболее терпеливыми, ведь нервные расстройства, если их не лечить, могут иметь печальные последствия, влияющие на процессы формирования и становления личности ребенка.
Узнать о причинах детских капризов и как с ними бороться, можно здесь: Капризный ребенок: что делать?
В чем суть расстройства
Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:
- гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
- гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
- переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.
В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности.
Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.
Болезненное перенапряжение психофизиологических потенциалов выводят ребенка из привычного ритма жизни. Не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих, он заранее считает себя неспособным преодолевать трудности. Причин для создания такого состояния можно найти множество, но чаще всего это взаимоотношения с родителями.
Именно самые близкие люди неосознанно рушат внутренний мир малыша. Они не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, проявляют строгость и требовательность. Их чада пытаются соответствовать ожиданиям, но часто запросы завышены и не соответствуют их возможностям. На этом фоне складывается расстройство – неврастения.
У детей ее симптомы выражены ярко, но быстрее поддаются коррекции. У взрослых все намного сложнее. В сознательном возрасте невроз данного типа способен доставить гораздо больше проблем, чем в детстве.
Без соответствующей медицинской помощи у подростков и детей формируются проблемы с социальной адаптацией, трудности в построении отношений со сверстниками, вплоть до развития депрессии. Если же недуг замечен вовремя и приняты соответствующие меры, то приобретенные нарушения нервной системы вполне обратимы.
Диагностика и лечение депрессивного невроза у детей
Диагноз депрессивного невроза у детей и подростков устанавливает детский врач-психиатр специализированной клиники психического здоровья.
В основе диагностики – тщательный сбор анамнеза, анализ жалоб, оценка клинической картины недуга. Во время беседы с врачом родители отмечают плохой сон, вялость, повышенную тревожность ребенка, учащенное сердцебиение, ощущение дискомфорта в груди и животе.
Следует понимать, что невротическое состояние требует дифференциальной диагностики с органическими заболеваниями мозга, астено-депрессивным синдромом, возникающим при многих соматических патологиях. Для исключения болезней внутренних органов, неврологических нарушений необходимо пройти обследование у педиатра и невролога.
Патопсихологическое исследование (системный качественный анализ нарушений психики) интеллекта, мышления, эмоционально-волевой сферы и структуры личности проводит медицинский психолог.
Диагностика также может включать инструментальные методы: электроэнцефалографию (ЭЭЦ), исследование сосудов головы и шеи, магнитно-резонансную томографию, которые назначают при наличии соответствующих показаний.
Лечение детского депрессивного невроза проводит только специалист амбулаторно или в условиях клиники. Стационарное лечение необходимо при наличии суицидальных мыслей и попыток, тяжелых формах депрессии, которые требуют постоянного наблюдения врача и медицинского персонала.
Терапия должна быть комплексной с применением различных методов, направленных на устранение провоцирующих факторов и восстановление психологического самочувствия
Важно нормализовать режим дня ребенка, умственные нагрузки, обеспечить достаточный сон и полноценное питание, умеренную физическую активность. Только комплексный подход позволит добиться положительного результата терапии.
Оптимальная схема лечения включает:
Прием лекарственных препаратов для стабилизации состояния и устранения негативных симптомов. Назначают небензодиазепиновые транквилизаторы, успокаивающие средства на растительной основе, поливитаминные комплексы, ноотропы, нейролептики, психостимуляторы.
Психотерапия – обязательное дополнение к медикаментозному лечению. Благодаря работе со специалистом, удается повысить самооценку подростка, чувство полноценности, уменьшить проявления тревоги. В зависимости от конкретной ситуации применяют различные техники: индивидуальные и групповые сеансы, семейную терапию, которая направлена на разрешение конфликтной ситуации в семье и коррекцию взаимоотношений. При помощи игровых методик врач может создать определенную ситуацию и продемонстрировать ребенку правильные модели поведения. Популярна арт-терапия, приемы которой корректируют психоэмоциональное состояние подростка и избавляют от внутренних “блоков”.
Физиотерапевтические процедуры позволяют уменьшить медикаментозную нагрузку, оказывают успокаивающий и расслабляющий эффект, улучшают общее самочувствие. Наиболее эффективны: электрофорез воротниковой зоны, водные процедуры, сеансы массажа, ванны.
В процессе терапии важное значение имеет совместная работа членов семьи. Доверительные взаимоотношения и постоянная поддержка близких способствуют скорейшему выздоровлению ребенка.. При ранней диагностике и грамотной терапии с участием специалистов и родителей удается купировать симптомы, решить проблему депрессивного невроза.
При ранней диагностике и грамотной терапии с участием специалистов и родителей удается купировать симптомы, решить проблему депрессивного невроза.
+7 926 321-32-34
звоните на горячую линию, круглосуточно и без выходных
Распространенность и особенности детских тревожных расстройств
Тревога — защитная реакция организма, возникающая при ожидании негативных событий. Она подготавливает нас к встрече с опасностью и активизирует механизм борьбы или бегства. В норме эта эмоция кратковременная и контролируемая. Но если тревога зашкаливает, не поддается контролю и становится хронической, тогда ее приравнивают к тревожному расстройству. Наличие тревожного расстройства у ребенка означает, что он сталкивается с тревогой гораздо чаще и переживает ее более болезненно по сравнению со сверстниками.
Спутник многих ТР — сильных страх. Все дети периодически испытывают страх, это нормально. Страх считается признаком ТР, если он нарушает нормальную жизнь ребенка, загоняет ее в жесткие рамки. Например, ребенок с кинофобией может перестать выходить из дома из-за страха встретить на улице собаку.
По разным данным распространенность ТР в детском и подростковом возрасте составляет 9–32%. Чем старше становится ребенок, тем выше риск заболевания. У многих детей развивается не одно, а несколько тревожных расстройств.
Детское тревожное расстройство может быть как самостоятельным заболеванием, так и проявлением неврологических патологий, включая СДВГ, инфекционное поражение ЦНС, расстройства аутического спектра.
Патологические тревога и страх у детей практически всегда сопровождаются соматическими симптомами, которые связаны с нарушением работы вегетативной нервной системы. К ним относятся учащенный сердечный ритм, головные боли, тремор, тошнота, рвота, нарушения сна.
Причины детских неврозов
Причинами неврозов являются острые или хронические психические травмы; причины неврозов у детей – чаще испуг, наказание, неправильное отношение к ним со стороны родителей и учителей, разлука с матерью или отцом, помещение в детский коллектив, развод родителей, переезд на другое место жительства, перевод в новую школу.
Предрасполагающие факторы развития детского невроза: резидуально-органическая патология; акцентуация характера (крайние варианты нормы характера, при которых отдельные его черты чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость личности в отношении определенного ряда психогенных воздействий при относительно хорошей и даже повышенной устойчивости к другим); ослабленность организма соматическими заболеваниями, отрицательное эмоциональное состояние матери во время беременности; наследственная отягощенность; угроза выкидыша плода во время беременности.
Причины детского невроза внутри семьи? Внутрисемейные причины, история детского невроза
Существуют внутрисемейные причины развития невроза у ребенка, способствующие формированию невротической личности: недовольство родителей полом своего ребенка (в этом случае у ребенка высокий уровень тревожности: ему присваивают качества, которые ему не должны быть свойственны); поздний ребенок (существует зависимость между возрастом матери и наличием неврозов у ребенка, если мать в момент рождения ребенка была старше 36 лет, то его тревожность неминуемо повышается); семейные конфликты (в конфликтных семьях очень часто недовольство между супругами выливается на ребенка. Иногда ребенок чувствует вину за эти конфликты, боится оказаться их причиной; в семьях, где папа более активен, чем мама, у ребенка неврозы развиваются гораздо реже; и, напротив, в семьях, где активная мама, картина противоположная); неполные семьи (ребенку, как мальчику, так и девочке, не хватает образца поведения представителя мужского пола; отсутствие стереотипа в данном случае влечет за собой развитие невроза).
Причины нервного расстройства у детей
Нервно-психические расстройства у детей могут иметь различные корни. В некоторых случаях к этому имеется генетическая предрасположенность, но не всегда.
Спровоцировать расстройство могут:
- Заболевания ребенка, приводящие к дисфункции вегетативной нервной системы;
- Заболевания ребенка, поражающие головной мозг;
- Заболевания матери во время беременности;
- Эмоциональное состояние матери во время беременность;
- Повышенная нагрузка: физическая, умственная;
- Проблемы в семье: конфликты между родителями, развод;
- Слишком большие требования к ребенку в процессе воспитания.
Последняя причина может показаться спорной, ведь воспитание – неотъемлемая часть формирования ребенка
В данном случае важно, чтобы требования родителей были адекватными и осуществлялись в меру. Когда родители просят от ребенка слишком много, пытаются найти в нем отражение своего нереализованного потенциала и, более того давят на него, ставя слишком высокие планки, результат становится только хуже
Малыш испытывает подавленность, что непосредственно ведет к развитию нарушений в нервной системе.
Конфликты в семье часто становятся причиной нервных расстройств у детей
Очень важным фактором, который может стать причиной проблем с психикой у ребенка, является несоответствие эмоционального темперамента его и матери. Это может выразиться, как в недостатке внимания, так и в его переизбытке. Иногда женщина может отметить отсутствие эмоциональной связи с ребенком, она оказывает все необходимые действия по уходу за ним: кормит, купает, укладывает спать, но не желает лишний раз обнять его или улыбнуться ему. Но и чрезмерная опека родителей по отношению к ребенку не лучший вариант, она также несет риск формирования нестабильного нервно-психического состояния ребенка.
Наличие фобии также может подсказать родителям о возможных проблемах нервно-психического состояния у ребенка.
Виды детских тревожных расстройств
К самым распространенным ТР у детей относятся тревожно-фобические расстройства, реже встречаются генерализованное ТР, сепарационная тревога и селективный мутизм.
Тревожно-фобические расстройства (ТФР)
ТФР возникают у 5–12% детей и подростков. К ним относятся:
- Агорафобия — боязнь мест, которые невозможно быстро покинуть при развитии панической атаки. Ребенок с этим расстройством боится находиться в толпе, общественных местах. Обычная поездка в транспорте вызывают у него дрожь в теле, нехватку воздуха, панику. Как правило, детская агорафобия стартует в 15–17 лет. Из всех ТФР это самое дезадаптирующее расстройство, которое может превратить общительного ребенка в замкнутого и одинокого, заставить его сидеть дома, прогуливать школу, отказываться от общения с друзьями.
- Социальная фобия — патологический страх оказаться в центре внимания и быть негативно оцененным. Чаще всего социофобия возникает во время пубертата, когда из-за гормональной перестройки любая критика воспринимается болезненно. Приступы социальной тревоги сопровождаются соматическими симптомами — покраснением лица, тошнотой, дрожанием рук и голоса, головокружением. При социофобии возрастает риск депрессии в 3 раза, а суицидального поведения — в 6 раз. Дети с этим расстройством часто бросают школу.
- Специфические фобии — страх реальных или выдуманных объектов (животных, насекомых, сказочных персонажей), определенных ситуаций (высоты, темноты, замкнутого пространства). В эту же группу входит нозофобия — боязнь развития опасных заболеваний. При столкновении с источником страха ребенок испытывает ужас, впадает в панику. Специфические фобии чаще всего возникают до 10 лет и очень редко проходят самостоятельно. В подростковом возрасте они никуда не исчезают, а лишь меняют свое содержание.
У детей с ТФР индекс тревожности в 1,5 раза выше по сравнению со здоровыми ровесниками. Также у них более выражены такие ментальные проблемы, как незащищенность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, фрустрация, трудности в общении и депрессивность.
Генерализованное тревожное расстройство
При генерализованном ТР нет какого-то определенного объекта или события, вызывающего патологическую тревогу и страх. Дети беспокоятся о разных сферах жизни — здоровье, взаимоотношениях с одноклассниками и родителями, своей успеваемости в школе, повседневных делах. Они могут подолгу прокручивать в голове одни и те же события, часами сидеть над легкими школьными заданиями, бесконечно составлять списки текущих и будущих дел. Постоянные спутник расстройства — страх совершить ошибку.
Симптомы нервного расстройства у ребенка
Нервные заболевания могут проявляться в любом возрасте, но повышенный риск приходится на периоды возрастных кризов:
- 3-4 года;
- 6-7 лет;
- 13-18 лет.
В младшем возрасте ребенок не всегда может рассказать, что его беспокоит. В этот период родителей должны насторожить такие нехарактерные признаки, как:
- Частые капризы и состояние раздражительности;
- Быстрая утомляемость;
- Повышенная эмоциональность и ранимость;
- Упрямство и протесты;
- Ощущение постоянной напряженности и дискомфорта;
- Замкнутость.
Ребенок может начать испытывать трудности с речью, даже, если до этого времени он имел хороший словарный запас. Он также может начать проявлять интерес в каком-то определенном направлении: играть только с одной игрушкой, читать только одну книгу, рисовать одни и те же фигуры. Причем его игры становятся для него настоящей реальностью, поэтому родители могут заметить, как сильно ребенок увлечен в это время. Он может много фантазировать и действительно верить в свои фантазии. При подобных симптомах, рекомендуется пройти психологическую диагностику у детского психолога, особенно актуально это будет сделать за год до школы.
Когда ребенок посещает школу, у него могут дополнительно проявляться такие признаки, как:
- Снижение аппетита;
- Нарушение сна;
- Головокружения;
- Частые переутомления.
Стресс, плохой аппетит и нарушения сна в первую очередь снижают успеваемость в школе
Ребенку сложно концентрироваться и осуществлять умственную деятельность в полной мере.
Симптомы нервного расстройства у детей-подростков имеют наиболее серьезный характер. Неустойчивая психика в этот период приводит к тому, что у них могут наблюдаться:
- Импульсивность. Даже мелочи могут вывести их из себя;
- Чувство постоянной тревоги и страха;
- Опасение окружающих людей;
- Ненависть к себе. Нередко подростки испытывают неприязнь к своему же внешнему виду;
- Частая бессонница;
- Галлюцинации.
Из физиологических проявлений могут отмечаться сильные головные боли, нарушенное давление, признаки астмы и прочее. Самое страшное, что при отсутствии своевременного лечения, нарушенная психика может стать причиной возникновения суицидальных мыслей.
Внутренние конфликты
Невроз на самом деле очень легко заработать. Достаточно не понимать собственного ребенка. Вот почему обычно происхождение таких явлений, как невроз у женщин — они тоже имеют чувствительную душу. Психика детей как пластилин, но он требует бережного отношения.
Благодаря стрессам на работе и в быту невроз у взрослых приводит к депрессии и неврастении, но они могут пойти к психоаналитику либо просто интуитивно начать релаксационный период психотерапии. Дети же никак не в состоянии унять внутреннюю тревогу, переживания. Вроде родители знают, что указывают, знают, как будет лучше, но подросток школьного возраста, к примеру, боится не справиться с возложенными на него обязанностями.
И вот, пожалуйста, детский невроз, требующий лечения. Внутренние противоречия личностного роста вкупе с неправильным воспитанием и как итог — повышенная нервность. Типы неверного воспитания:
- гиперопека;
- авторитарное;
- неприятие и нелюбовь;
- потворство;
- контраст;
- тирания.
Конечно, биологические особенности тоже играют роль в возникновении неврозов у новорожденных. Так, невропатия может быть обусловлена тяжелой беременностью, неестественными родами, патологией. Дети, рожденные с трудностями, более подвержены срывам, и, чем старше, тем ощутимее.
Трудный возраст
У детей школьного возраста происхождение классических типов неврозов часто связано с чрезмерными нагрузками, чувством страха, давлением родителей, адаптацией в школе. Переживания чреваты заиканием и энурезом, нервическими тиками. Неврозы у подростков условно разделены на несколько нервических состояний:
- истерия;
- неврастения;
- навязчивый невроз.
При более подробном рассмотрении, для истерии характерны следующие симптомы:
- чувствительность;
- впечатлительность;
- эгоцентризм;
- эгоизм;
- внушаемость;
- резкие перепады настроения.
Истерия, как форма неврозов, часто присуща избалованным детям 3-6 лет. Родители чересчур превозносят ребенка, лишая его самостоятельности. Для дошкольников младше 3-х лет характерны также такие симптомы, как аффективно-респираторные задержки дыхания. Когда ребенок плачет, он настолько подавлен, что ему не хватает воздуха. Выглядит это как припадок астмы.
С 7-11 лет припадки превращаются в театрализованное представление с обмороками и удушьем. Самое страшное, ребенок верит в правдивость своих поступков, что в дальнейшем чревато привыканием организма к подобным инсинуациям. Необходима психотерапия и лечение.
Симптомы неврастении:
- раздражительность;
- слабость;
- утомляемость;
- невнимательность;
- головная боль по утрам;
- нарушение сна;
- ночные страхи;
- пассивность;
- бледность.
Неврастеники очень вспыльчивы и ранимы, во всем видят подвох. Недоверчивые, опасливые, в основном меланхоличные и депрессивные. Ночью переживают заново события дня, часто с криками просыпаются, испытывая озноб и холод.
Симптомы и признаки навязчивых неврозов:
- неуверенность;
- нерешительность;
- мнительность;
- опасения;
- тревожность.
Дети, болеющие формой неврозов — навязчивых состояний, боятся микробов, общения, темноты, в общем, множества символик различных фобий. Для ребенка дошкольного и школьного возраста характерны ритуальные привычки, такие как:
- частое мытье рук;
- подпрыгивание;
- похлопывание.
Причем делается это автоматически, как условные рефлексы. Показательным симптомом может быть тик. В 4-5 лет нервные подергивания носят временный характер, от нескольких недель до месяца. В дальнейшем этот симптом проходит, мгновенно проявляясь в стрессовых ситуациях.