Польза подвижных народных игр для развития дошкольников

Слайд 11Особенности организации народных подвижных игр. Содержание игр должно соответствовать уровню развития

и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить чётко её содержание и правила. Отдельные моменты можно и проиграть. После объяснения сразу переходят к ходу игры, уточняет то, что недостаточно дети запомнили

Если игра хорошо детям знакома, то педагог предоставляет им самим вспомнить правила игры, обращает внимание лишь на важные моменты. В младших группах при разучивании новой игры роль водящего педагог берёт на себя

Правила игры педагог должен излагать кратко, ясно, так как дети стремятся начать быстрее играть.

хьаьша лораве

На ровной площадке чертят три круга, один внутри другого, как показано на рисунке. В середине среднего круга, самого маленького, должен встать «гость». «Хозяин», который сторожит «гостя», располагается во втором круге. За пределами третьего круга находится группа озорников-ребят, именуемых «разбойниками».

Старания «разбойников» направлены на вытеснение «гостя» из своего круга. Смысл игры как раз и состоит в этом. У «разбойников» есть мяч. Они могут этот мяч трижды передать друг другу и лишь после этого только бить им гостя. Тот, кто, забывшись, собьется с этого счета, то есть отправит и в четвертый раз мяч не в «гостя», а передаст «разбойнику», выходит из игры. «Хозяина», сумевшего трижды перехватить мяч, летящий в «гостя», игроки начинают возносить криками: «Герой! Герой! Герой!».

Если мяч «разбойника» попадет в «гостя», то «хозяин» занимает место «гостя», а «гость» вливается в ряды «разбойников», а тот, кто бил, становится «хозяином». Если после трех попыток мяч не попадает в «гостя», «хозяин» и «гость» меняются местами.

Во время игры «хозяин» может бегать по своей части круга, отбивать мяч руками и ногами, подставлять под мяч корпус тела. «Гость» может приседать на месте, но не может сходить с него.

Примеры игр

Вот несколько русских народных игр, которые подойдут для малышей 3 – 4 лет (их часто используют в младших группах детских садов):

Для этой игры нужно небольшое пространство, ограниченное, например, ограждением, с ровной поверхностью, без опасных препятствий. Выбирают водящего и завязывают ему глаза плотной материей (платком, шарфом). Теперь его задача – найти и осалить кого-нибудь. Игроки не должны выходить за пределы площадки и по очереди окликают водящего, называя по имени, либо же обозначают свое местонахождение хлопками в ладоши. Тот, до кого дотронется водящий, меняется с ним ролями.

Сначала котом может быть взрослый, а по мере освоения правил – кто-то из детей.

Следующие русские народные игры подойдут для участников постарше.

Прогресс уводит от корней

Чем больше у нас возможностей для создания комфорта, облегчения труда, общения или обучения посредством компьютерного экрана, тем больше на второй план отходят прогулки и подвижные игры. И тем сильнее мы отдаляемся от своих истинных корней – национальной культуры, традиций, которые отражаются не только в труде или проведении традиционных праздников, но и в народных играх для детей. Это – национальное богатство народа, часть его истории, которая способствует духовному обогащению, формированию уважения к культуре Родины и других стран. То есть воспитанию интернациональных и патриотических чувств у дошкольников, начиная с раннего возраста.

Посредством народных игр сохраняются и передаются не только традиции или обычаи народа (игры являются частью фольклорного наследия, будучи тесно связанными с песнями, танцами, сказками, потешками, народными загадками), но и общечеловеческие ценности. Они помогают ребенку войти в социум, усвоить трудовой, нравственный, эстетический опыт наших предков, ведь отражают образ жизни, быта, обычаев народа. Соответственно, ребенок получает представления о таких понятиях, как:

  • честь;
  • мужество;
  • смелость;
  • воля;
  • выдержка;
  • стремление к победе.

Участие в народных играх формирует у детей желание быть сильными, выносливыми, ловкими, находчивыми, учит проявлять выдумку и смекалку, делает малышей дисциплинированными, развивает эмоциональную сферу, даже приучает к труду.

Кроме того, в таких забавах дети учатся:

  • управлять своими действиями и движениями;
  • принимать установленные правила;
  • соблюдать их;
  • фантазировать;
  • объективно и справедливо оценивать поступки – свои и других детей;
  • интересоваться народным творчеством.

А поскольку игры проводятся на свежем воздухе и стимулируют двигательную активность детишек, они способствуют укреплению их здоровья.

Родителям полезно знать

Организуя народные игры для детворы, взрослым нужно соблюдать несколько важных условий:

  • возраст тех, кому предстоят те или иные игровые испытания, должен отвечать степени сложности игровых действий;
  • место для проведения развлечений должно соответствовать требованиям, предъявляемым той или иной игрой (наличие определенной открытой площади, укрытий, возвышений);
  • число играющих (существуют игры с четным или нечетным количеством игроков, предполагающие малое или большое число участников);
  • наличие необходимого инвентаря, если он предусмотрен правилами.

Кроме того, важно подбирать игровые комбинации таким образом, чтобы у каждого ребенка из играющей компании была возможность проявить свои лучшие качества и победить хотя бы раз. Ведь качества эти у каждого свои

Кто-то быстрее, кто-то сильнее, кто-то сообразительнее. А если ребенок систематически только проигрывает, это отбивает у него желание играть вообще, бьет по самооценке, может стать причиной замкнутости, конфликтов со сверстниками, комплекса неполноценности.

Пользу такие игры несут не только детворе, но и родителям. Они помогают:

  • принимать ребенка таким, какой он есть;
  • верить в него, прививая лучшие качества;
  • говорить с ребенком на одном языке;
  • сгладить чувство превосходства взрослых;
  • установить доверительные отношения со своим чадом.

Прогресс уводит от корней

Чем больше у нас возможностей для создания комфорта, облегчения труда, общения или обучения посредством компьютерного экрана, тем больше на второй план отходят прогулки и подвижные игры. И тем сильнее мы отдаляемся от своих истинных корней – национальной культуры, традиций, которые отражаются не только в труде или проведении традиционных праздников, но и в народных играх для детей. Это – национальное богатство народа, часть его истории, которая способствует духовному обогащению, формированию уважения к культуре Родины и других стран. То есть воспитанию интернациональных и патриотических чувств у дошкольников, начиная с раннего возраста.

Посредством народных игр сохраняются и передаются не только традиции или обычаи народа (игры являются частью фольклорного наследия, будучи тесно связанными с песнями, танцами, сказками, потешками, народными загадками), но и общечеловеческие ценности. Они помогают ребенку войти в социум, усвоить трудовой, нравственный, эстетический опыт наших предков, ведь отражают образ жизни, быта, обычаев народа. Соответственно, ребенок получает представления о таких понятиях, как:

  • честь,
  • мужество,
  • смелость,
  • воля,
  • выдержка,
  • стремление к победе.

Участие в народных играх формирует у детей желание быть сильными, выносливыми, ловкими, находчивыми, учит проявлять выдумку и смекалку, делает малышей дисциплинированными, развивает эмоциональную сферу, даже приучает к труду.

Кроме того, в таких забавах дети учатся:

  • управлять своими действиями и движениями,
  • принимать установленные правила,
  • соблюдать их,
  • фантазировать,
  • объективно и справедливо оценивать поступки – свои и других детей,
  • интересоваться народным творчеством.

А поскольку игры проводятся на свежем воздухе и стимулируют двигательную активность детишек, они способствуют укреплению их здоровья.

Новогодняя шкатулка

Ведущий зачитывает детям по 3 подсказки, с помощью которых следует угадать сюрпризы, лежащие в нарядной шкатулке.

Самые догадливые получают сладкие призы.

Не ёлка, а нарядная; Не музыкант, а играть любит; Не малышка, а «мама» говорит. (Кукла) Не арбуз, а круглый; Не заяц, а прыгает; Не велосипед, а катится. (Мяч) Не гномик, а в колпачке; Не машина, а заправляется; Не художник, а рисует. (Фломастер) Не лисица, а рыжая; Не вафля, а хрустящая; Не крот, а под землёй сидит. (Морковь) Не торт, а сладкий; Не негр, а темнокожий; Не апельсин, а с дольками. (Шоколад) Не ковш, а зачерпывает; Не дверь, а с ручкой; Не повар, а кормит. (Ложка) Не тарелка, а круглая; Не цапля, а на одной ноге стоит; Не колесо, а раскрученная. (Юла) Не пёрышко, а лёгкий; Не снежинка, а летит; Не почка, а лопается. (Воздушный шар) Не линейка, а тонкая; Не мама, а заботливая; Не крокодил, а зубаста. (Расчёска) Не вата, а белое; Не снег, а холодное; Не сахар, а сладкое. (Мороженое)

Гилли Данда / Липпа

Гилли Данда это старая версия современного бейсбола и крикета. Когда-то его слава соответствовала крикету в Индии. Все, что для этого требуется, — это две палки разного размера. Меньшая палка называется Гилли и более длинный, который используется для удара по Гилли называется Данда. Цель состоит в том, чтобы перевернуть Гилли в воздух с Данда. В то время как Гилли находится в воздухе, игрок должен ударить его Данда так далеко, насколько возможно. Игроку также необходимо бежать, чтобы коснуться заранее определенной точки, прежде чем противник сможет возложить руки на нее. Гилли. В нее могут играть многие люди одновременно.

Прогресс уводит от корней

Чем больше у нас возможностей для создания комфорта, облегчения труда, общения или обучения посредством компьютерного экрана, тем больше на второй план отходят прогулки и подвижные игры. И тем сильнее мы отдаляемся от своих истинных корней – национальной культуры, традиций, которые отражаются не только в труде или проведении традиционных праздников, но и в народных играх для детей. Это – национальное богатство народа, часть его истории, которая способствует духовному обогащению, формированию уважения к культуре Родины и других стран. То есть воспитанию интернациональных и патриотических чувств у дошкольников, начиная с раннего возраста.

Посредством народных игр сохраняются и передаются не только традиции или обычаи народа (игры являются частью фольклорного наследия, будучи тесно связанными с песнями, танцами, сказками, потешками, народными загадками), но и общечеловеческие ценности. Они помогают ребенку войти в социум, усвоить трудовой, нравственный, эстетический опыт наших предков, ведь отражают образ жизни, быта, обычаев народа. Соответственно, ребенок получает представления о таких понятиях, как:

  • честь;
  • мужество;
  • смелость;
  • воля;
  • выдержка;
  • стремление к победе.

Участие в народных играх формирует у детей желание быть сильными, выносливыми, ловкими, находчивыми, учит проявлять выдумку и смекалку, делает малышей дисциплинированными, развивает эмоциональную сферу, даже приучает к труду.

Кроме того, в таких забавах дети учатся:

  • управлять своими действиями и движениями;
  • принимать установленные правила;
  • соблюдать их;
  • фантазировать;
  • объективно и справедливо оценивать поступки – свои и других детей;
  • интересоваться народным творчеством.

А поскольку игры проводятся на свежем воздухе и стимулируют двигательную активность детишек, они способствуют укреплению их здоровья.

Гуськи

Играющие становятся в тесный круг. В середине круга становится «дедка», выбранный по жребию, в руках у него бумажка и платок. «Дедка» машет платком, дети начинают петь: 

Сошлись гуси — гусаки вокруг дедки у реки, 
Стали гоготати, дедке кричати: 
«Дедка, дедка пощади, нас гусяток, не щипли, 
Дай нам платочек, денег мешочек». 

«Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит: «На сумочку подержи, денежки не оброни», другому он дает платок: « На, платочек подержи, мне головку завяжи, раз пятнадцать поверни». Получивший платок завязывает дедке глаза, а потом раскручивает его. В это время дети передают друг другу бумажку (раскручивание деда и передачу бумажки заканчивают одновременно). Дети кричат дедке: «Дедка слепой, бумажка пропала!» «Дедка» старается угадать у кого бумажка. Если отгадал, «дедкой» становится тот, у кого была бумажка.

Слайд 12Особенности организации народных подвижных игр. При объяснении игры должны применяться средства

выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости. Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на команды провести жеребьёвку

В процессе игры педагог следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибка. Руководя игрой, педагог воспитывает нравственные качества ребёнка: формирует у него правильную самооценку своим действиям, взаимоотношениям детей друг с другом, умение прийти на выручку, учит преодолевать трудности. Главная задача воспитателя при проведении народных игр научить детей играть активно и самостоятельно.

Какими бывают традиционные игры народов?

Если говорить о народных играх как о части фольклорного наследия, то они разделяются по своей форме на несколько основных видов.

Пальчиковые. Представляют собой сочетание ритмичных потешек с движениями пальчиков и ладошек малыша. Да-да, знакомые всем «Сорока-ворона» и «Коза рогатая» – типичные народные пальчиковые игры. Их главная особенность – возрастной рубеж. Актуальны они для деток самого младшего возраста – до 2–3 лет – и направлены, прежде всего, на развитие мелкой моторики малыша

Предполагается тесный контакт его с родителями (или бабушками, дедушками), что важно также для эмоционального развития ребенка. Драматические

В их основе – диалоговые действия нескольких персонажей. Это своего рода игровые пьесы, герои которых – люди или животные, обладающие присущими им в природе качествами (ум, сила, храбрость, трусость, хитрость). Такие игры проходят обычно в сопровождении песенок.
Состязательные. Их отличительная особенность, как понятно из названия, – наличие состязательного момента, установка на утверждение превосходства и победу. Простые состязания выявляют самых-самых в беге, ловкости, прыжках, более сложные предполагают применение того или иного инвентаря: мячей, скакалок, веревок, камешков. В таких играх обычно выбор ведущих происходит при помощи считалок. Подвижные игры в большинстве своем именно состязательные.
Хороводные. Это игры, представляющие собой коллективное хореографическое действо, сопровождающееся песенным исполнением: играющие двигаются специальным шагом по кругу (или друг другу навстречу) шеренгами. В такие хороводы часто включены элементы пляски, пантомимы, хлопки в ладоши, притопы, прыжки, присядки.

Абсолютное большинство таких игр – коллективные, подразумевающие участие большего или меньшего количества игроков.

Слайд 23«Золотые ворота»Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые

руки вверх). Для того, чтобы выбрать пару детей на роль «ворот», воспользуйтесь детской считалкой. Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один):«Золотые ворота, проходите, детвора:Первый раз прощается,Второй раз воспрещается,А на третий раз не пропустим вас!»Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков Они становятся новыми воротами.

Солнышко-ведерышко

Игры на Пасху.

Гори солнце ярче, летом будет жарче.  А зима теплее, а весна милее! 

На первые две строчки девочки ведут хоровод, а на две другие поворачиваются друг к другу и делают поклон. Затем подходят ближе к солнцу (водящему). Он говорит: «Горячо» и догоняет их. Солнце дотрагивается до спящих — они просыпаются.

Золотые ворота

Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:

Золотые ворота Пропускают не всегда! Первый раз прощается, Второй раз запрещается, А на третий раз Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».

Детская подвижная игра из Ганы: «Пилоло!»

У маленьких жителей сельских районов Ганы, — государства в Западной Африке, мало игрушек, но они находят много способов повеселиться.

  • Количество игроков: шестеро.
  • Возраст: старше 4 лет.
  • Что понадобится: палочки, камушки или по одной монетке на игрока.

Правила. Назначается ведущий и судья, затем определяется финишная прямая. Дети отворачиваются и ждут, пока ведущий спрячет монетки или камушки. Когда он крикнет «Пилоло!» («Искать!»), судья включает секундомер, а игроки находят монетки, затем бегут с ними к финишу. Прибежавший первым получает одно очко. Затем монетки собирают, назначают новых ведущего и судью, игра продолжается. Выигрывает тот, кто набрал больше очков. Запоминать количество очков должен судья.

ког текхош адар

Условия труда горца требуют умения хорошо ходить в горах и в лесу

Это умение особенно важно было при перегоне отар, стад и табунов с одного места на другое по склонам крутых гор, в любое время года и в любую погоду. Игра «Бег, волоча ногу» представляет собой игру-состязание, хорошо развивающую такое умение. Играют дети школьного возраста, от 6 до 40 человек

Участники делятся на две команды: «охотников» и «зверей». Каждый «охотник» выбирает себе партнера из команды «зверей» и играет с ним до конца игры. На площадке проводятся три параллельные линии. Первая из них – старт для «охотников», вторая – старт для «зверей», третья – общий финиш. Расстояние между линиями зависит от размера площадки и состава играющих. «Охотники» и «звери» принимают на старте исходное положение: упор присев, одна нога в сторону. По сигналу начинается бег (на руках и одной ноге, волоча вторую ногу) «охотников» и «зверей». Каждый «охотник», крича: «Лови! Догоняй!», – стремится до финишной линии догнать своего партнера-«зверя». Игрок, изменивший во время бега положение «упор присев одна нога в сторону», считается проигравшим. Ловить можно только до линии финиша. Не пойманные «звери», а также догнавшие своих «зверей» «охотники» считаются победителями. Проигравшие катают победителей на спине условленное расстояние

Играют дети школьного возраста, от 6 до 40 человек. Участники делятся на две команды: «охотников» и «зверей». Каждый «охотник» выбирает себе партнера из команды «зверей» и играет с ним до конца игры. На площадке проводятся три параллельные линии. Первая из них – старт для «охотников», вторая – старт для «зверей», третья – общий финиш. Расстояние между линиями зависит от размера площадки и состава играющих. «Охотники» и «звери» принимают на старте исходное положение: упор присев, одна нога в сторону. По сигналу начинается бег (на руках и одной ноге, волоча вторую ногу) «охотников» и «зверей». Каждый «охотник», крича: «Лови! Догоняй!», – стремится до финишной линии догнать своего партнера-«зверя». Игрок, изменивший во время бега положение «упор присев одна нога в сторону», считается проигравшим. Ловить можно только до линии финиша. Не пойманные «звери», а также догнавшие своих «зверей» «охотники» считаются победителями. Проигравшие катают победителей на спине условленное расстояние

Какими бывают традиционные игры народов?

Если говорить о народных играх как о части фольклорного наследия, то они разделяются по своей форме на несколько основных видов.

Пальчиковые. Представляют собой сочетание ритмичных потешек с движениями пальчиков и ладошек малыша. Да-да, знакомые всем «Сорока-ворона» и «Коза рогатая» – типичные народные пальчиковые игры. Их главная особенность – возрастной рубеж. Актуальны они для деток самого младшего возраста – до 2–3 лет – и направлены, прежде всего, на развитие мелкой моторики малыша

Предполагается тесный контакт его с родителями (или бабушками, дедушками), что важно также для эмоционального развития ребенка.

Драматические. В их основе – диалоговые действия нескольких персонажей

Это своего рода игровые пьесы, герои которых – люди или животные, обладающие присущими им в природе качествами (ум, сила, храбрость, трусость, хитрость). Такие игры проходят обычно в сопровождении песенок.

Состязательные. Их отличительная особенность, как понятно из названия, – наличие состязательного момента, установка на утверждение превосходства и победу. Простые состязания выявляют самых-самых в беге, ловкости, прыжках; более сложные предполагают применение того или иного инвентаря: мячей, скакалок, веревок, камешков. В таких играх обычно выбор ведущих происходит при помощи считалок. Подвижные игры в большинстве своем именно состязательные.

Хороводные. Это игры, представляющие собой коллективное хореографическое действо, сопровождающееся песенным исполнением: играющие двигаются специальным шагом по кругу (или друг другу навстречу) шеренгами. В такие хороводы часто включены элементы пляски, пантомимы, хлопки в ладоши, притопы, прыжки, присядки.

Абсолютное большинство таких игр – коллективные, подразумевающие участие большего или меньшего количества игроков.

Бабки

В качестве инвентаря для игры «Бабки» использовались очищенные кости нижних надкостных суставов копытных домашних животных (коров, свиней, овец) и одна большая кость, используемая в роли биты, обычно для тяжести залитая свинцом или чугуном. Участвовать в игре могли от двух до десяти детей, каждый со своей битой и несколькими бабками. На ровной поверхности расчерчивалось игровое поле, в специальном окне (линия кона) расставлялись кости (бабки) в определенной последовательности, каждую из которых нужно было выбить битой определенным образом

Это эмоциональная и увлекательная старинная русская игра, которая совершенствовала навыки метания, развивала силу, скорость, глазомер, воспитывала выдержку и внимание

Народные игры как метод физического воспитания и развития дошкольников

Определение 1

Народные игры – это разновидность игровой деятельности, отвечающая национальным особенностям и характерная для определенного народа.

Народные игры являются важным аспектом воспитательного процесса. Они способствуют не только развитию физических качеств, но и нравственному воспитанию и культурному обогащению, принятию норм социального поведения, общему гуманистическому развитию индивида.

Использование народных игр в воспитательном процессе дошкольной образовательной организации актуально потому, что в ходе игровой деятельности применяются разные аспекты национальных культур народов, населяющих конкретный регион. Это повышает мотивацию детей к игровому процессу, поскольку, он становится более увлекательным и близким для ребенка, в нем он видит черты из повседневной жизнедеятельности, какие-то национальные особенности, традиции, которые соблюдаются в его семье.

Посредством народных игр происходит установление взаимоотношений и взаимодействия между дошкольниками разных возрастов и социальных статусов. Выделяют три аспекта взаимоотношений дошкольников, реализуемых в ходе народной игры:

Речевое взаимодействие

Дети общаются между собой, учатся строить положительные коммуникативные связи, учитывать интересы и потребности друг друга, брать в во внимание чужое мнение и чужую точку зрения принимать за единственно верную.
Ритмическое взаимодействие. Дети учатся действовать в такт друг с другом, выполнять синхронные движения в соответствии с ритмом и мелодией.
Совместные двигательные операции

В ходе игр осваиваются разнообразные движения. Часть из них выполняется в парах или группах.

В дошкольной педагогике применяется огромный арсенал игровых средств, и народные игры занимают в них ведущее положение.

Как средство физического воспитания дошкольников, народные игры выполняют следующую функциональную роль:

  1. Народная игра – побудитель к действию. Она позволяет ребенку удовлетворить свои познавательные и эмоциональные потребности, реализовать свой физический потенциал, развить двигательные навыки;
  2. Развитие физических качеств личности, необходимых дошкольнику определенной возрастной группы;
  3. Активизация познавательной активности. Физическое развитие напрямую связано с интеллектуальным. Поэтому, развиваясь физически, ребенок совершенствует свой интеллект;
  4. Образный характер народных игр способствует раскрытию физического потенциала ребенка, мотивирует его к физической активности;
  5. Воспитание значимых психофизических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, координации движений;
  6. Разнообразие игровых действий и ситуаций, динамика и эмоциональный компонент игры упрощают освоение дошкольниками движений, совершаемых взрослыми;
  7. Развитие опорно-двигательного аппарата за счет адекватной физической нагрузки, не угрожающей здоровью детей;
  8. Повышение двигательной активности дошкольника, приводящее к развитию нервно-психических процессов, укреплению мускулатуры.

Рисунок 1. Влияние подвижных игр на развитие основных физических качеств. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

С Новым годом

Ребята делятся на команды по 11 человек, каждому участнику вручают по фломастеру или маркеру. Для каждой команды на одинаковом расстоянии расположены мольберты с ватманом. Каждый участник должен пропрыгать в мешке, как волк в мультфильме «Ну, Погоди!» до мольберта и написать по букве, чтобы в конце получилась фраза «С Новым годом». Итак, по команде «старт» первые участники прыгают в мешке до мольберта и пишут по букве «С», затем прыгают обратно и передают эстафету вторым участникам, вторые пишут букву «Н», третьи — «О» и так далее. Команда, которая быстрее закончит эстафету и напишет «С Новым годом», и победит.

Прогресс уводит от корней

Чем больше у нас возможностей для создания комфорта, облегчения труда, общения или обучения посредством компьютерного экрана, тем больше на второй план отходят прогулки и подвижные игры. И тем сильнее мы отдаляемся от своих истинных корней – национальной культуры, традиций, которые отражаются не только в труде или проведении традиционных праздников, но и в народных играх для детей. Это – национальное богатство народа, часть его истории, которая способствует духовному обогащению, формированию уважения к культуре Родины и других стран. То есть воспитанию интернациональных и патриотических чувств у дошкольников, начиная с раннего возраста.

Посредством народных игр сохраняются и передаются не только традиции или обычаи народа (игры являются частью фольклорного наследия, будучи тесно связанными с песнями, танцами, сказками, потешками, народными загадками), но и общечеловеческие ценности. Они помогают ребенку войти в социум, усвоить трудовой, нравственный, эстетический опыт наших предков, ведь отражают образ жизни, быта, обычаев народа. Соответственно, ребенок получает представления о таких понятиях, как:

  • честь;
  • мужество;
  • смелость;
  • воля;
  • выдержка;
  • стремление к победе.

Участие в народных играх формирует у детей желание быть сильными, выносливыми, ловкими, находчивыми, учит проявлять выдумку и смекалку, делает малышей дисциплинированными, развивает эмоциональную сферу, даже приучает к труду.

Кроме того, в таких забавах дети учатся:

  • управлять своими действиями и движениями;
  • принимать установленные правила;
  • соблюдать их;
  • фантазировать;
  • объективно и справедливо оценивать поступки – свои и других детей;
  • интересоваться народным творчеством.

А поскольку игры проводятся на свежем воздухе и стимулируют двигательную активность детишек, они способствуют укреплению их здоровья.

Игры народов мира

У каждого народа есть свои колоритные игры, отражающие особенности быта, традиций, культурные ценности. Вот несколько примеров.

Липкие пни (игра башкирская)

Ведущих (собственно, это и есть «липкие пеньки») выбирают несколько (3–4). Они рассаживаются хаотично по всей игровой площадке. Вставать и сходить со своих мест им запрещено. Их задача – постараться дотронуться до кого-либо из пробегающих мимо игроков, которые резвятся вокруг них, стараясь не приближаться. Тот, к кому «пенек» «прилипнет» (до кого дотронется ведущий), тоже становится «пеньком».

Перетяну! (Игра народов Севера)

На земле проводят две черты на расстоянии 3–4 метра. Играющие делятся на две команды, каждая становится за одной из линий так, чтобы смотреть в лицо соперникам. Устанавливают очередность выхода участников. Согласно ей, каждый игрок выкрикивает: «Перетяну!». Затем бежит к соперникам, которые вытягивают вперед по одной руке. Подбежавший, схватив кого-либо за руку, старается перетянуть его за линию своей команды. Когда это удается, перетянутый игрок переходит в команду соперников, то есть команду игрока, который его перетянул. Если же перетягивают подбежавшего, то в команду соперников переходит он (то есть в ту команду, игрока которой он вызвался перетянуть). Игра заканчивается, когда какая-либо команда перетянет к себе всех соперников.

Угадай и догони (игра татарская)

Играющие садятся в ряд. Перед ними садится водящий, которому завязали глаза. Любой из игроков может подойти к нему, тронуть за руку или плечо и шепотом произнести его имя. Задача водящего — угадать, кто дотронулся. Если он игрока угадал – тот должен снова дотронуться до него. Тогда водящий снимает с глаз повязку и гонится за ним. Если же не угадал – к нему подходит другой игрок. Поймав игрока, водящий садится в конце ряда, а пойманный занимает место водящего. Если не поймал – снова надевает повязку, трогать его выходит другой игрок.

Шапку надень (игра дагестанская)

Активная роль здесь у двух участников, остальные сидят и считают шаги.

Одного игрока сажают на стул, второй отходит от него на 10 шагов. Затем ему надевают повязку на глаза, дают в руки головной убор (шапку, кепку), поворачивают один раз кругом. Теперь его задача – сделать те же 10 шагов и надеть шапку на сидящего игрока. Это получится, только если направление ходьбы он выбрал правильно. Водящему нельзя подсматривать, а остальным игрокам – помогать ему подсказками. Когда шапка будет надета, выбирают следующую пару играющих.

Народные игры – прекрасное средство не только для физического развития детей, но и для воспитания в них многих полезных качеств. Играя с детьми в такие игры, мы укрепляем связь поколений, передаем детям основы национального фольклора, учим любить и ценить свою историю, уважать культуру других народов.

Развлечения по народным играм

Такие забавы — отличный способ организовать досуг в детском саду, что позволяет сплотить малышей, выявить их лидерские качества, и, что самое важное, организовать интересное времяпрепровождение. При этом игры могут быть частью учебно-воспитательного процесса, о чём уже упоминалось, а могут использоваться в качестве:

  • способа скоротать время до обеда, если из-за погоды не ходили на улицу или не было занятий;
  • составной части тематического праздника (например, «День Ивана Купалы», «Праздник берёзки» и пр.);
  • перехода от одного вида работы к другому (от занятий по изучению окружающего мира к музыкальному);
  • элемента утренника;
  • номера для конкурса на лучший проект по народным играм;
  • компонента фестиваля народных игр и пр.

Фестиваль досуга

На занятиях или в промежутках между ними воспитатель может использовать не более чем 1–3 игры, а при таких условиях сложно показать малышам всё многообразие традиционных игр. Поэтому в календарно-тематическом планировании работы группы отводится время и под фестиваль народных забав, формат которого позволяет использовать до 5–6 игр. На фестивале ребята знакомятся с забавами каких-то конкретных народов или с играми, построенными по одному принципу (хороводные, сидячие и т. д.). Полезно также, если дети и воспитатели подготовят соответствующие теме костюмы.

Элементы национального костюма делают фестиваль народных игр красочным и ярким мероприятием

Таблица: фрагмент сценария развлечения «Фестиваль народных игр», автор Марина Желиба

Название игрыУдочка
ОписаниеВесёлая детская игра со скакалкой или канатом на выносливость и координацию движений. В неё можно играть очень большой группой.
ИнвентарьИз дополнительных предметов понадобится скакалка (можно также использовать верёвочку, на конце которой привязан мешочек с песком).
Правила
  1. Перед началом игры выбирается водящий.
  2. Все ребята становятся в круг, а водящий в центр круга со скакалкой в руках.
  3. Он начинает вращать скакалку так, чтобы та скользила по полу, делая круг за кругом под ногами играющих.
  4. Игроки подпрыгивают, стараясь, чтобы она не задела кого-либо из них.
  5. Пойманным игрок считается в том случае, если скакалка коснулась его не выше голеностопа.
  6. Игроки не должны приближаться к водящему во время прыжков.
  7. Тот, кто заденет скакалку, становится в середину и начинает вращать верёвку, а бывший водящий занимает его место.
  8. Можно использовать другой вариант этой игры, которая будет носить соревновательный характер — задевший верёвку игрок выбывает из игры.
  9. Победителями становятся 2–3 последних игрока, которые не задели верёвочки.
Переход к следующей части мероприятия1-й скоморох говорит второму: «Может, мы с тобой сразимся, узнаем, кто сильнее ты или я? А вы, ребята, потом сами сможете поиграть в эту игру на участке».2-й скоморох: «Поиграем в русскую народную игру “Петушиные бои”. На земле нарисован круг диаметром 2 метра. Из каждой команды по одному участнику входят в круг и, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга…».

Народные игры — это инструмент, который не только развлекает малышей, но и является полноценным учебно-воспитательным элементом. Разминка ли это между другими занятиями или целый фестиваль народных забав, при грамотном планировании и учёте возрастных особенностей своих воспитанников педагог способен организовать полезное и красивое мероприятие, отвечающее многим задачам дошкольного учреждения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий