Мудрость семейного воспитания

Содержание

Слайд 1
родительское собрание

ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА:
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
4 А КЛАССА МОУ «ООШ № 21»
Моргунова Н.И.
I КВАЛ

КАТЕГОРИЯ

2010г.

Слайд 2

заострить внимание на
проблемах семейного
воспитания.

Слайд 3

дать возможность родителям по-новому взглянуть на свою семью;
раскрыть причины неблагополучия в воспитании;
призвать родителей к более внимательному отношению к своим детям.

Слайд 4
Кто из вас пробовал алкоголь?
В опросе участвовали 27 учащихся из них 75% (20
человек) пробовали алкоголь ( пиво, шампанское,
вино, водка, самогон, коктейли)
Кто предложил попробовать?

55% ( 11 чел.) – дома (папа, мама, родственники)

30% (6 чел.) – друзья

15% (3 чел.) – любопытство

Слайд 5

Сильна семья – крепка держава. Самое лучшее наследство – воспитанность

Дружная семья гору сдвинет.
На что и клад, коли в семье лад.

Слайд 6
Дети – это
грандиозная
возможность
пережить
вновь лучшие
мгновения своей
жизни
с умноженной силой.

Слайд 7

Мать уговаривает ребенка вовремя лечь
спать,но ребенок не слушается. Тогда она
обращается к отцу:
– Ну скажи сыну, чтобы он послушал меня!
Отец спокойно, не повышая голоса, говорит:
– Ты слышал, что мать сказала? Пора спать. И побыстрее, я не повторяю требования.
Сын молча отправляется спать.

Слайд 8

Ребенок редко видит отца. Утром он рано уходит на работу, вечером приходит поздно. «Заниматься воспитанием мне некогда», – говорит он. По выходным он предпочитает занимать нейтралитет: «Разбирайтесь сами».

Слайд 9

Дочь учит уроки, а младший ребенок ему мешает. Девочка прогоняет малыша, но мать ее ругает, говорит, что малышам надо уступать, ты ведь старше. Поддержанный мамой, малыш продолжает свое дело.

Слайд 10
Жизнь подростка тяжела. Он уже не безмолвное дитя, но еще и не взрослый, с правом голоса.

Слайд 11

1.Мой ребенок – уникален. Такого никогда не было и не будет. И он есть!
2.Ребенок не «готовится к жизни». Он уже живет – «здесь и теперь». Пусть живет настоящей полной детской жизнью! (Когда ему еще это удастся?!)
3.Ребенок – это уже человек, только еще не выросший. Это растущий человек. А я – выросший человек. Два человека способны понять друг друга.
4.Ребенок, как и я, имеет право быть самим собой.
5.Не бывает виновных детей, бывают дети, нуждающиеся в нашей помощи.
6.Если вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь и посоветуйтесь с самим ребенком.

Слайд 12
Использованные материалы:
1. Подросток: Проблемы воспитания детей в семье.- М; Прогресс, 1998.
2. Шенфельд Г. Должны ли дети быть трудными? – М; Знание, 2002.
3. Деллаторре А. Ошибки родителей. – М: Прогресс 2004.
4. www. Festival@1september.ru

Посмотреть все слайды

Цитаты о наказании детей

***

Не допускайте, чтобы к ребенку применялись физические меры воздействия. Нет ничего вреднее и зловещее, чем «сильные», волевые средства. Ремешок и подзатыльник, вместо умного, ласкового, доброго слова — это ржавый топор вместо хрупкого, нежного, острого резца скульптора. Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ремешок делает бесчувственными не только спину, но и сердце, чувства.

***

Там, где всё строится на наказаниях, нет самовоспитания, а без самовоспитания не может быть нормальным и воспитание вообще. Не может, потому что наказание уже освобождает воспитанника от угрызений совести, а совесть — это главный двигатель самовоспитания; где совесть спит, не может быть и речи о самовоспитании. Получивший наказание думает: мне нечего больше размышлять о своём поступке; я получил то, что положено.

***

Воспитание перестаёт быть воспитанием, когда ребёнок чувствует, что с ним поступили несправедливо. Несправедливость порождает оскорбление и негодование, подлость и лицемерие.

***

Нельзя превращать детское сердце в пугливую птичку, которая забилась в угол клетки и ждёт расправы. Сердце, чуткое к добру, справедливости, доброжелательности, не требует не только крика, но и повышения голоса.

***

Пусть над головой у ребёнка не висит меч наказания за неосторожный, опрометчивый шаг. Дети с угнетенными чувствами — это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.

***

Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ремешок делает бесчувственными не только спину, но и сердце, чувства.

Цитаты о воспитании детей в школе

***

В школе должна быть прежде всего высокая речевая культура, должна царить атмосфера большой чуткости к слову: сказанное или написанное неправильно должно звучать не только для учителя, но и для школьника таким же диссонансом, как фальшивая нота для человека, обладающего высоким музыкальным слухом. Следует посоветовать учителю начальных классов: воспитывайте у детей чуткость к эмоциональной окраске слова…

***

Криком учителя воспитывают взрослых крикунов, равнодушных к людям, бессердечных.

***

Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания — наука о нравственности, этика.

***

Крик учителя ошеломляет, оглушает ребёнка. Дети, на которых часто кричат, теряют способность воспринимать тончайшие оттенки чувств других людей и — это особенно тревожно — теряют чуткость к правде, справедливости. Крик заглушает, притупляет голос детской совести. В крике дети чувствуют растерянность и бессилие того, кто кричит. Они воспринимают крик как одно из двух — или нападение на них, учеников, или же защиту от них, боязнь, страх. И то, и другое вызывает реакцию активного протеста.

О правильном питании

Правильное питание. – Источник.

47. Общайтесь с ребенком

Многие дети любят сладости не только потому, что им нравится их вкус, но и из-за пережитых стрессов и психологических проблем. Они, как и взрослые, пытаются заесть проблемы. А сладости дарят приятные ощущения и вызывают привыкание, и с каждым днем их хочется все больше и больше.

Прежде чем забирать у ребенка очередную конфету, поговорите с ним по душам. И вообще старайтесь больше общаться с ребенком и своевременно решать его проблемы. Возможно, сладости — лишь замена родительской любви и внимания, которых ему так не хватает.

48. Не разрешайте есть перед телевизором и смотреть рекламу

Если вы обратите внимание на рекламу сладостей и напитков по телевизору, то заметите, что дети в ней танцуют, смеются, радуются. Подтекст простой: «Дети, которые кушают эту еду, счастливы»

Этот посыл проникает в подсознание многих взрослых и детей, они попадаются на удочку и начинают думать, что такая еда — это радость. Но не поддавайтесь обману

Подтекст простой: «Дети, которые кушают эту еду, счастливы». Этот посыл проникает в подсознание многих взрослых и детей, они попадаются на удочку и начинают думать, что такая еда — это радость. Но не поддавайтесь обману.

49. Откажитесь от фаст-фуда

Прежде чем выходить из дома накормите ребенка чем-нибудь полезным. Если он сыт, то меньше шансов, что он захочет пойти за гамбургером или пончиками.

Всегда берите с собой полезные перекусы, вроде орехов и фруктов. И давайте их ребенку, как только он проголодается. Введите новое правило: ваша семья больше не заходит в кафе, чтобы купить пончики и сладости. Объясните детям, что эти продукты вредят им, мешают расти большими и сильными.

50. Дети следуют вашему примеру

Если мы скажем, что вы и ваш супруг больше всего влияете на то, что едят ваши дети, вы нам поверите? Оказывается, родители отвечают за 72 процента пищи своих детей. Вы любите поесть? Чрезмерно увлекаетесь сладостями? Дети видят, что вы едите и пьете (газировку, мороженое и так далее) и как вы это делаете (быстро проглатываете обед, рассеянно жуете перед телевизором), и подражают вам. Это называется отзеркаливанием.

Научная литература однозначно свидетельствует, что дети многому учатся, наблюдая за вашим пищевым поведением

Чтобы вырастить приверженца здорового питания, важно самим питаться правильно изо дня в день

По материалам книг для родителей

P.S. Хотите узнавать о самых интересных книгах и получать скидки на новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.

Обложка поста: unsplash.com

Цитаты о воспитании детей в детском саду

***

Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями.

***

Пусть ваш воспитанник будет непокорным, своевольным – это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие.

***

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

***

Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение — одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А, среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать.

***

Будьте творцами нравственных достоинств ребёнка. Как садовник заботливо лелеет веточку культурного сорта плодового дерева, привитого к дичку, так мы, воспитатели, должны беречь и охранять в ребёнке всё хорошее.

***

Воспитание словом — самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике.

Как появилась гуманная педагогика

Трудно представить, что всемирно признанный учёный, удостоенный высоких научных степеней и правительственных наград, до седьмого класса был двоечником и не любил учиться.

Всё изменилось, когда в школу пришла новая учительница грузинского. Она не стала ставить на Шалве клеймо отстающего и не стыдила его перед классом. Вместо этого она отнеслась к нему с теплотой и уважением и проявила искренний интерес к его стихам. Через три года Амонашвили закончил школу с золотой медалью.

В институте Шалва Александрович устроился вожатым в пионерлагерь. Ставил с детьми спектакли, организовывал походы и в со временем понял, что его призвание — преподавание. В 1955 году он с отличием закончил университет и устроился в НИИ педагогики Грузии. Параллельно преподавал в школе историю, литературу и даже труд. 

В 1960-м Амонашвили защитил диссертацию по педагогике… и отказался от неё спустя несколько лет, признав, что ошибался. 

Как бы гениально ни была составлена учебная программа, её эффективность зависит исключительно от учителя — от его манеры преподавания и отношения к детям. Это открытие вдохновило Амонашвили на поиск нового подхода. В своих поисках учёный обсуждал с учениками идеи великих педагогов прошлого — Песталоцци, Ушинского, Выготского, Макаренко и талантливых современников — Занкова, Эльконина и Давыдова. Изучал психологию, философию Рерихов и основы мировых религий. Эти идеи и собственные исследования Амонашвили легли в основу гуманно-личностной педагогики. 

С 1964 года гуманно-личностный подход стал применяться в грузинских школах в качестве эксперимента, целью которого было вырастить не юных гениев и даже не сознательных членов общества, а «просто хороших людей». Результатами Амонашвили остался доволен. 

В 1970-х годах эксперимент продолжился в Москве: 40-летний доктор педагогических наук принял руководство школой для «проблемных» детей и за два года превратил её в одну из самых преуспевающих школ столицы. На вопрос комиссии, как ему это удалось, Шалва Александрович ответил, что детей надо любить и заниматься с ними. 

Педагог-новатор преподавал в Московском педагогическом университете, работал в Министерстве образования Грузии, участвовал в разработке учебной программы «Школа 2100». Амонашвили — автор более 70 книг с размышлениями о гуманной педагогике, психологии, культуре и философии. 

В настоящее время Шалва Александрович возглавляет Академию гуманной педагогики, которая разрабатывает учебные программы для детей, учителей и родителей. В 2021 году учёному исполнилось 90 лет, но он продолжает проводить семинары, читать лекции и издавать статьи. 

Его сын Паата Амонашвили продолжает дело отца: будучи президентом Международного центра гуманной педагогики, он координирует работу 200 лабораторий в России и за рубежом. 

<<Форма демодоступа>>

Цитаты о воспитании детей в семье родителями

***

Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.

***

Кое-кто из родителей (к сожалению, и отдельные педагоги) считают, что в разговоре с детьми надо всегда придерживаться какого-то детского тона; в этом тоне чуткое ухо ребенка улавливает сюсюканье. На детский лепет взрослого человека неискушенное детское сердце откликается капризами. Я всегда остерегался опасности сбиться на этот тон и, ни на мгновенье не забывая, что передо мной дети, видел в маленьком человеке будущего взрослого гражданина.

***

Никогда не поднимает руку на другого человека тот, кто в детстве близко к сердцу принимает радости и горечи другого человека, кто готов отдать свою радость, свое благополучие во имя того, чтобы отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка не знали горя, страданий.

***

Ребенок— зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

***

Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей.

***

С первого взгляда это может показаться странным и парадоксальным: в хорошей, трудовой, честной семье, у добрых, чутких, отзывчивых, сердечных родителей дети вырастают иногда равнодушными, бессердечными. Но никакого парадокса здесь нет: ребенок вырастает с каменным сердцем потому, что он лишь потребитель радостей, все радости его жизни заключаются только в том, что он берет, получает, а это самое страшное, что может быть в семейном воспитании.

***

Исключительно важным элементом семейного воспитания является трудовая закалка детей. Думается, идеалом здесь должна служить мудрая заповедь народной педагогики: ребенку надо трудиться с того момента, как он научился держать ложку в руках и нести пищу из тарелки в рот.

***

Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.

***

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

***

Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека.

***

Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться тво­рить добро.

***

Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.

***

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

***

Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство.

***

Не бойтесь детского труда, дорогие родители! Пусть не тревожит вас то, что ребёнок отнёс для поливки цветов и винограда одно маленькое ведёрко воды, другое, третье, четвёртое, что он вспотел и устал, — этот труд для него истинная радость, несравнимая ни с какими другими радостями мира.

***

Прекрасные люди вырастают в тех семьях, где отец и мать по—настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей.

***

Некогда воспитывать сына — значит некогда быть человеком.

***

Мать, помни: ты – главный воспитатель, главный педагог!

Цитаты о воспитании в жизни

***

На каждом шагу перед ребенком, подростком, юношей — камень, который можно обойти, но можно и убрать с дороги, освободив ее для других людей и расчистив тропинку к собственной совести.

***

Инженером можно стать за 5 лет, учиться же на человека надо всю жизнь.

***

Не должно быть людей незаметных, людей — безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных. Быть неповторимой личностью — это зависит в большей мере от самой личности. Надо стремиться к тому, чтобы не быть серым, незаметным.

***

Самое важное и самое трудное для человека — всегда, во всех обстоятельствах оставаться человеком. ***

***

Нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастает эгоистом, будет глухим к людям

Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость — радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке

***

Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.

***

Искусство и мастерство воспитания заключается в том, чтобы ни один камушек не остался обойденным, чтобы совесть не давала человеку покоя, если в душе зашевелится мягкое, с первого взгляда безобидное существо, имя которому — лень.

***

Труд — это, прежде всего, сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость.

***

Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость — радость потребления.

***

В чувственном познании мира в раннем детстве огромную роль играет эмоциональная память. Многочисленные факты убеждают в том, что, глубоко пережив в раннем детстве тот или иной образ, его красоту, дети запоминают его на всю жизнь.

***

Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.

***

Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежном и беззащитном цветке, деревце, в любимой книге — для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, преданности, привязанности.

По заветам Монтессори

По заветам Монтессори. — Источник.

8. Что и как мы говорим

Конечно, дети во многом отличаются от взрослых, но каждый из них — маленькая личность, которая с нами рядом и запоминает на глубинном уровне все картинки, звуки, запахи и прикосновения. Когда мы это понимаем, то более осознанно подходим к тому, какое впечатление производят на ребенка наши действия и слова.

9.  Все родители — нравственные учителя

Наша цель — показать ребенку моральные ценности и научить жить в соответствии с ними. Тогда у малыша разовьется самоуважение. В дальнейшем ему легче будет выстраивать крепкие дружеские отношения. Он будет легок и приятен в общении.

10. Не задавайте глупых вопросов

Постарайтесь никогда не задавать ребенку риторических вопросов вроде: «Сколько раз мне надо это повторять?» Ответ прост: «Я не знаю, папа, сколько раз тебе надо это повторять!» Задавая глупые вопросы, вы услышите глупые ответы.

11. Детское время

В мире малыша время идет медленнее. Подстройтесь под его ритм, останавливайтесь и вместе изучайте то, что его заинтересовала, будь то муравей или необычный цветок. Будьте терпеливы.

12. Горизонт ребенка

Помните, что ребенок воспринимает мир с высоты своего роста, то есть относительно близко к земле. Попробуйте взглянуть на мир его глазами, и вы вновь будете удивляться всему, как он.

Маленькие исследователи. — Источник.

13. Обучение не гонка

Дети учатся в собственном темпе. Как правило, чем больше родители настаивают, тем сильнее малыши сопротивляются. Напористые родители считают своих детей подтверждением своего статуса: если их малыш читает в три года, очевидно, они хорошо справляются со своими обязанностями. Но чего они добьются, если в итоге ребенок начнет молча сопротивляться обучению и учителям?

14. Как стать частью мира взрослых

Как считала Мария Монтессори: «Суть независимости — способность сделать что-то самостоятельно. Этот опыт — не  просто игра. Это настоящая работа, которую дети должны выполнять, чтобы расти». Малыши хотят быть частью мира взрослых. Работа доставляет им такое же удовольствие, как и игра, если им позволяют ею заниматься.

15. Как справиться с детским упрямством

При любой возможности давайте выбрать между двумя одинаково приемлемыми вариантами. «Ты будешь пить воду или томатный сок?» Пустое упрямство можно свести к минимуму, если дать ребенку разумную степень независимости и ответственности, чтобы он чувствовал себя взрослым и важным.

16. Доброта и вежливость

Помните золотое правило семейной жизни писателя-фантаста Роберта Хайнлайна: «Доброта и вежливость более важны между супругами и между родителями и детьми, чем между незнакомыми людьми».

17.  Помните, что ребенок — маленький человек

Он может испугаться, заскучать или почувствовать себе одиноко. Или ему приснится страшный сон. Внимательно наблюдайте за ребенком, слушайте его. И тогда вы вскоре сможете безошибочно определять, что он пытается вам сказать.

18. О правилах и строгости

Любой ребенок проверяет строгость правил. Это часть процесса взросления. Зачастую так он выражает чувства, которые не понимает, и по реакции взрослого учится справляться со своими эмоциями.

Об эмоциональном воспитании

Эмоциональное воспитание. — Источник.

1. Как сформировать здоровую самооценку

Во-первых, нужно приучить ребенка реалистично оценивать свою ответственность за ситуацию. Во-вторых, добиться того, чтобы объектом самокритики стали его отдельные поступки, а не поведение вообще.

2. Как научить оптимизму

Основу оптимизма составляют вовсе не позитивные фразы, а то, как человек трактует причины происходящего. Дети отчасти перенимают оптимизм и пессимизм у взрослых. Они, как губка, впитывают и то, что вы говорите, и то, как вы говорите. Так что первый способ помочь им — самому научиться справляться с пессимизмом.

Когда вас обуревают эмоции — ребенок это чувствует. Он воспринимает ваш дисплей эмоций, тусклый или ослепительно яркий, как указание, что надо относиться серьезно к тому, на что вы так реагируете. Эмоциональное обучение происходит именно в такой форме. Дети не только воспринимают конкретное содержание ваших поступков, но и усваивают их общий стиль.

3. Как спасти от депрессии

Для детей со склонностью к депрессии обычно характерен один из двух стилей поведения. Они ведут себя либо как задиры, которые взрываются сразу же, если не получают желаемого, либо как безвольные жертвы, которые позволяют собой помыкать и отступают, потому что не хотят никаких проблем. Неудивительно, что пассивный ребенок становится легкой добычей для забияк.

Первых надо научить сдерживаться и показать им неагрессивные пути преодоления недовольства. Вторых убедить в том, что они не беспомощны, и помочь им стать более решительными.

4. Как стать ближе с ребенком

Эмоциональное воспитание ребенка — дело непростое. Многим взрослым сложно самим говорить об эмоциях. А ведь задача родителей — научить этому детей. Есть простой способ, который подходит абсолютно всем, — это чтение книг.

Совместное чтение с детьми может стать отличным средством эмоционального воспитания. Книги помогают детям узнавать новые слова для разговора о чувствах, в них содержится множество примеров того, как разные люди справляются с порывами гнева, печали, страха.

Как стать ближе с ребенком. — Источник.

5. Как решать детские проблемы

Очень часто взрослым кажется, что детские проблемы — сущие пустяки, на которые не стоит обращать внимание. Например, кто-то обозвал малыша или ребенок волнуется перед первым выступлением с докладом

Вам кажется, что это не повод для переживания, и вы попросту игнорируете детскую проблему. И зря, в итоге малыш остается наедине с собой и замыкается в себе.

Чтобы этого не произошло, старайтесь проявлять больше сочувствия. Если вам сложно это сделать — попробуйте представить похожую ситуацию во взрослом мире. Вспомните, как обычно приходится понервничать перед первым днем на новой работе или как обидно бывает услышать насмешку в свой адрес со стороны коллег.

6. Избегайте чрезмерной критики в отношении ребенка

Многие родители, сами того не осознавая, постепенно разрушают самооценку своих детей. Они делают им ненужные замечания, одергивают, подшучивают или вмешиваются и исправляют, когда ребенок что-то делает и у него не получается с первой попытки. Часто родители навешивают ярлыки на своих детей: «неряха», «неумеха», «вредина». Все это пагубно влияет на ребенка.

Поэтому, если вам свойственно такое поведение, в следующий раз прежде чем что-то сказать или сделать, помните, что ваши слова обращены к маленькому ранимому человеку. Старайтесь меньше критиковать малыша, использовать в общении с ним сарказм. Помните: дети склонны верить родительским словам. Если вы каждый день говорите малышу, что он вредный, он начинает считать себя именно таким. Придираясь к детям, вы постепенно утрачиваете их доверие, а значит и близость с ними.

7. Право на ошибку

Позволяйте своим детям быть самостоятельными, когда они учатся чему-то новому. Не вмешивайтесь и разрешайте им ошибаться.

Вам также будет интересно

Милана Соблирова

13 июня, 2023
1 мин

Даты пересдачи ОГЭ по всем предметам в 2023 году

Что-то пошло не так в основные сроки сдачи ОГЭ? Без паники! Рассказываем, когда идти на…

47818

Елена Елесина

08 марта, 2022
3 мин

Целевое направление в вуз: как поступить на бюджет при низких баллах за ЕГЭ

Целевики поступают на льготных условиях, учатся бесплатно, получают материальную поддержку и не…

16162

Редакция Без Сменки

27 июля, 2023
1 мин

Результаты ЕГЭ-2023 по России и в Вебиуме: стобалльников стало больше

«Где можно посмотреть результаты ЕГЭ?»,  «Как проверить баллы?», «График публикации…

7982

Редакция Без Сменки

04 февраля, 2022
1 мин

«Родители настояли, чтобы я поступил в медицинский, но мне там было плохо и я перепоступил»: история Акшина

Акшин, комьюнити-менеджер в Вебиуме, на личном опыте убедился, что поменять вуз 一 процесс…

2626

Редакция Без Сменки

30 августа, 2022
1 мин

Как готовиться к ЕГЭ в 11 классе: советы выпускников

Мы попросили выпускников, которые готовились к ЕГЭ в Вебиуме в 2022 году, представить: если бы они…

1080

Дарья Мальцева

28 марта, 2023
1 мин

Баллы ОГЭ по физике: какой проходной балл в 2023 году

Проходной балл для ОГЭ по физике в 2023 году составляет 11 баллов. Получив на экзамене по физике 11…

31461

Принципы гуманно-личностной педагогики

Суть подхода бесконечно проста и сложна одновременно: ребёнка надо любить, во всех его проявлениях. 

Традиционное обучение основано на простой схеме кнута и пряника. Решил задачу — молодец, пять. Не решил — двойка и унижение. Можно ли научить ребёнка чему-нибудь таким способом? Определённо, да. Можно ли привить ему любовь знанию, а не к оценкам? Едва ли. Поэтому в концепции гуманной педагогики Амонашвили главную роль играют отношения между учеником и учителем. 

Искренний интерес и уважение к ребёнку — движущая сила воспитания. 

Амонашвили убеждён, что воспитание всегда должно предшествовать обучению. Но вырастить достойного человека при помощи отвлечённых нравоучений невозможно. Вечные ценности усваиваются в том случае, если учитель искренне верит в них и может рассказать о них ребёнку на его языке. И показать на своём примере. 

Амонашвили уверен, что каждый ребёнок рождается на Земле с определённой задачей. Работа учителя — помочь детям найти призвание и раскрыть таланты. Для этого нужно быть оптимистом — уметь видеть в них лучшее. 

При обучении важно учитывать три силы, которые вдохновляют ребёнка расти:

Страсть к развитию. Дети учатся, преодолевая трудности. Поэтому сами интуитивно ищут их — этим объясняются неразумные и даже опасные шалости младших школьников. Чтобы перенаправить эту энергию в мирное русло, обучение должно быть быть связано с трудностями, но такими, которые ребёнок в состоянии преодолеть.

Страсть к взрослению. Каждый ребёнок мечтает стать взрослым. Но какой смысл он вкладывает в понятие «взрослый», полностью зависит от его старшего окружения. Рядом с ребёнком должен быть мудрый наставник, который будет уважать его личность, общаться на равных, доверять посильные но ответственные дела

Чтобы ребёнок стал ответственным, самостоятельным и целеустремлённым, важно сотрудничать, а не давить на него. Страсть к свободе

Хотеть быть взрослым — значит хотеть независимости. Поэтому дети терпеть не могут, когда старшие слишком сильно опекают и поучают их. Но это не значит, что ребёнка вовсе не нужно ограничивать и предоставить самому себе. Амонашвили видит решение в «свободном выборе несвободы». Это как с играми — ребёнок охотно принимает их правила, то есть соглашается на ограничения. Поэтому учёба должна быть похожа на игру, где все участники на равных соблюдают условия. Это мнение разделяют и наставники «Домашней школы Фоксфорда»: 

Система Амонашвили рекомендована Министерством Образования РФ. Под эгидой Центра гуманной педагогики работают школы в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Сургуте, Нижневартовске, Благовещенске и других городах. В них не ставят оценок и не сравнивают детей между собой. Ученики не конкурируют, а учатся помогать друг другу и радоваться чужим успехам. Дети чувствуют себя полноправными участниками процесса: им предлагают самостоятельно провести урок, придумывать задания и даже создавать учебники. Ребятам не только преподают науки, но и помогают формировать духовные ценности. 

Гуманно-личностная педагогика — это не учебная программа и даже не набор методических рекомендаций. Это система взглядов на образование и воспитание, на отношения взрослых и детей в целом. Амонашвили уверен, что воспитание не может ограничиваться школой. Необходимо создать вокруг ребёнка человечную, принимающую и вдохновляющую среду. Для этого учителя, родители и другие старшие родственники должны:

  • понимать свою ответственность (достойный ли я воспитатель?);
  • осознавать цель воспитания (чему я могу научить?);
  • выполнять одни и те же правила в отношении ребёнка;
  • вести достойный образ жизни. 

Только в таком случае ребёнок получит гармоничное воспитание, которое позволит ему стать достойным человеком и с удовольствием познавать себя и мир.

Связь семейного и школьного воспитания

Наказание за плохое поведение

Бесспорно, существует взаимосвязь между воспитанием ребенка в семье и работа образовательного учреждения. Главная роль в воспитании отводится семье, а школа помогает ее усовершенствовать, нормализовать отношения внутри конкретной семьи.

Связь образовательного учреждения начинается с исследования микроклимата семьи и изучения способов воспитания. Для этого классный руководитель или социальный педагог проводит анкетирования, может лично ознакомиться, в каких условиях живет семья.

Педагоги задействуют детей и родителей в совместную деятельность: праздники, конкурсы, ярмарки.

Классные руководители проводят собрания, на которых родители:

  • получают всестороннюю информацию о своем ребенке;
  • узнают какие существуют требования к детям согласно возрасту, режим работы образовательного учреждения, о любых изменениях в правилах и уставе школы;
  • высказывают свое мнение относительно поднимаемых проблем на собрании;
  • получают профориентационную консультацию, информацию о планах на каникулы, какие есть учреждения дополнительного образования (приглашаются учителя-предметники, педагоги других учреждений, практический психолог школы);
  • коллективно разбирают конфликтную ситуации, находят способы помощи ребенку или родителю.

Еще классный руководитель проводит индивидуальные встречи, общается с родителями по телефону.

Родители имеют право присутствовать на уроке, посещать внеурочные мероприятия, получать консультацию практического психолога.

Тесная работа школы и родителей благоприятно влияет на развитие и воспитание ребенка.

Семейное воспитание влияет на жизнь каждого индивидуума. При этом воспитание должно преследовать не только такие цели как передача знаний, умений, навыков и копирование стиля поведения. Родителям следует учитывать мнение, интересы, способности ребенка, развивать умения самостоятельно принимать решения,нести за них ответственность, гармонично, встесторонне воспитывать, готовя его к жизни в социуме.

Главные правила общения с детьми. Как правильно обращаться к ребенку, чтобы он услышал и выполнил просьбы родителей, вы узнаете из видео. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий