Эстетическое воспитание в семье
Задача родителей – научить ребенка видеть, слышать и понимать все то, что его окружает. Развивать художественный вкус, научиться определять красоту вокруг необходимо с раннего детства. Нужно постараться заинтересовать ребенка лепкой и рисованием, попробовать свои силы в пении или музыке.
Способность к восприятию красоты, наслаждению произведениями искусства, а позднее к самостоятельному творчеству рождается постепенно. Одни дети обнаруживают тягу к рисованию, другие – к музыке, таланты проявляются по мере того, как ребята становятся способны воспринять и понять прекрасное.
В условиях семьи важно продуманно организовать эстетическое воспитание. Художественным способностям ребенка может навредить чрезмерное тщеславие родителей, которые на все лады расхваливают свое чадо
Раздутое самомнение становится препятствием для учебы, заглушает талант. Результатом становится то, что более скромные, но настойчивые ровесники со временем достигают больших творческих успехов.
Родителям необходимо вдумчиво выбирать материал для осмысления. Часами работающее радио, телевизор дают поверхностные впечатления, не заставляют размышлять. Художественная литература предоставляет яркие образы, демонстрирует логику сюжета. Дошкольники жадно слушают сказки и мировую классику, умению выразительно читать учатся на примерах художественного чтения известных артистов.
Даже самые выдающиеся произведения могут оставить равнодушными, если не прозвучат в должном исполнении. То же относится и к живописи, скульптуре, музыке.
Особенности развития технического творчества дошкольников
Техническое творчество учит ребенка дошкольного возраста не только усидчивости и терпению, но и помогает развить определённые способности:
- Умение находить нестандартные решения, поставленных перед ними задач, и подбирать средство для этих решений.
- Планировать свою деятельность.
- Сравнивать, находить различия и сходства, обобщать.
- Выделять части и объединять их в целое.
- Анализировать свои действия пошагово, делать выводы, давать отчет своим действиям, предполагать дальнейшие варианты развития событий, исправлять недостатки, выявлять достоинства и использовать их в будущем.
Помимо этого, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, получают опыт работы в коллективе, учатся договариваться, искать выход из сложившейся ситуации и развивают фантазию.
Обратите внимание! Основным видом активности дошкольника по ФГОС является игра, которая неразрывно связана с игрушкой. Одно вытекает из другого: игрушка зарождает игровую деятельность, а игровая деятельность развивая, привлекает новые игрушки
Поэтому техническим творчеством с крохами лучше заниматься через игру. Игра помогает увлечь дошкольника, заинтересовать его и достигнуть необходимого результата.
Оптимальным вариантом для технического творчества малышей являются:
- магнитные конструкторы;
- строительные наборы;
- различные кубики;
- блочные конструкторы;
- наборы для моделирования;
- конструкторы с суставным креплением;
- конструкторы с болтовым креплением.
Инновационные технологии в ДОУ для раскрытия творческого потенциала дошкольников
Инновационные технологии в детском саду, это использование современных компонентов для усовершенствования образовательного процесса.
К основным видам инновационных технологий в ДОУ педагогика относит:
- Проектная деятельность. Проект разрабатывается совместно с воспитателем, помогает дошкольнику приобрести новые знания и систематизировать уже имеющиеся. Сами проекты классифицируются по нескольким признакам.
- Технологии, ориентированные на личность. Задача воспитателя подобрать методику, игры и занятия, позволяющие максимально раскрыть конкретного ребёнка.
- Информационно-коммуникативные технологии. Заключаются в использовании на занятиях персональных компьютеров, проекторов, планшетов, интерактивных досок и прочего. Техника помогает привлечь малышей. Происходит формирование у них новых навыков. С помощью неё можно осуществлять просмотр обучающих роликов, фильмов, мультфильмов. Улучшает образовательный процесс и презентация.
- Здоровьесберегающие технологии. Заключаются в проведение тематических бесед, утренних зарядок, проведении физкультминуток, спортивных праздников и иных спортивных мероприятий.
- Исследовательская деятельность. Исследовательская работа похожа на курсовой проект. Учит дошкольника исследовать окружающий мир, разбираться в поставленной задаче, находить проблему и давать ей определение. Основной деятельность в данном случае является эксперимент, который способствует развитию мышления крохи.
- Коррекционные технологии. Направлены на снятие эмоционального напряжения в группе. Может использоваться расслабляющая музыка, цветотерапия, специальные игры и упражнения.
- Игровые технологии. Занимают главенствующую роль в связи с тем, что игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. При этом игра обладает познавательной и развивающей функцией.
Художественное и эстетическое развитие дошкольника помогает сделать из ребенка всесторонне развитую личность, способную ценить и видеть красоту вокруг себя, создавать прекрасное своими руками.
Эстетическое воспитание и искусство
В обыденном сознании само понятие «эстетическое воспитание» часто сводится, по существу, к художественному. Между тем художественное и теоретическое эстетическое воспитания отнюдь не исчерпывают этого понятия. Больше того, оно никак не может быть сведено и к воздействию на личность всех видов и жанров искусства, хотя роль искусства в эстетическом и, прежде всего в художественном воспитании, несомненно, является главенствующей.
Определяя цель такого воспитания в нашем обществе, часто говорят, что она состоит в формировании всесторонне гармонически развитой личности. Эстетическое развитие является существенной стороной всестороннего и гармонического роста личности.
Под эстетически развитой личностью понимается личность, достигшая высокого уровня эстетической культуры, что определяется рядом показателей, которые отнюдь не сводятся только к художественной эрудиции. Именно формирование эстетически развитой личности является специфической целью эстетического воспитания в нашем обществе.
Уровень эстетической культуры личности — сложное структурное образование, включающее ряд взаимосвязанных между собой элементов.
В него входит как теоретическое освоение эстетики, истории и теории различных видов искусства, так и, главным образом, практическое знакомство со многими классическими и современными художественными произведениями, то есть весь запас знаний, воспринятый личностью в течение жизни, а также закрепленной в памяти художественной информации.
Эти практические знания произведений искусства мы чаще всего и называем художественной эрудицией человека. Но одной ее, пусть весьма обширной, недостаточно, чтобы быть высокоразвитой в эстетическом отношении личностью. Еще Гераклит утверждал, что «многознание не научает быть мудрым», хотя знакомство со многими классическими и современными художественными произведениями, историей и теорией искусства, а также закономерностями их развития — естественная предпосылка достаточного уровня эстетической культуры.
Эстетическое отражение действительности — это оценочный вид познания. Для характеристики уровня эстетической культуры индивида не безразлично, что он в действительности и в искусстве оценивает как прекрасное или как безобразное, над чем смеется, а от чего приходит в восхищение.
Следовательно, вторым важнейшим элементом уровня культуры личности будет уровень ее эстетических и художественных оценочных представлений. К уровню первых относятся:
1) развитость способности эстетического и художественного восприятия;
2) развитость эстетического и художественного вкуса;
3) характер эстетических идеалов личности.
Все эти элементы тесно связаны между собой.
Способность к эстетическому восприятию явлений природы появилась гораздо позднее, чем эстетическая оценка изделий человеческих рук и плодов человеческого труда. Это результат достаточно сложного и долгого развития чувств.
Многие жанры классического и современного искусства, отдельные произведения его требуют серьезной подготовки и достаточного уровня культуры для их глубокого освоения. Это большинство произведений симфонической, инструментальной и оперной музыки, философский и психологический романы, трагедия, эпос, сложные метафорические образы современного стихосложения, символический язык классического танца и многое другое. Достаточная для современного человека культура художественного восприятия достигается лишь в результате целенаправленного эстетического воспитания и в школе, и в музее, и в лекториях и особенно с помощью современных средств массовой информации и пропаганды, а также в результате длительного процесса самообразования и самовоспитания.
В целом развитость способности к эстетическому и художественному восприятию действительности и искусства есть фундамент и первичный показатель уровня эстетических и художественных оценочных представлений личности.
Цели и задачи эстетического воспитания
Эстетическое воспитание призвано способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.
Методы и инструменты эстетического воспитания формирует наука эстетика.
Определение 2
Эстетика – наука, изучающая закономерности художественного освоения внешнего мира личностью. Эстетика описывает сущность и формы восприятия и преобразования действительности, роль искусства в развитии общества.
Определение 3
Итог эстетического воспитания – сформированное эстетическое сознание и эстетическое поведение личности.
Ключевым элементом эстетического сознания являются эстетические чувства: оценка, вкус, идеалы. Именно они позволяют эстетическому сознанию как форме общественного сознания реализоваться через художественно-эмоциональное познание действительности. Выражается эстетическое познание в творчестве и эстетических взглядах.
Определение 4
Целью эстетического школьного воспитания является привитие навыка воспринимать и понимать красоту.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Здоровая личность способна различать истинную красоту и безобразное; гармонично развитый человек не остается равнодушным, замечая прекрасное в окружающем мире
Именно эти способности важно взрастить в детях
Эстетическое восприятие создает определенные эмоции, а потому необходимо формировать для учащихся комфортные и благоприятные для проживания этих эмоций условия. Нужно развивать в детях умение полноценно воспринимать произведения искусства, что предполагает также и теоретическую подготовку, например, при изучении скульптуры, музыки, изобразительного искусства. Научившись восприятию прекрасного, учащийся также должен быть способным проанализировать его, дать сравнительную оценку с увиденным ранее. Собственно, все вышеназванное и есть эстетическое мышление, уровень которого связана с умственным воспитанием в целом, навыком мыслить.
Отметим также такой важный момент: одновременно с развитием навыка эстетического восприятия важно привить способность эстетически относиться к окружающему миру. Люди должны не просто уметь наслаждаться красотой природы, произведениями искусства, но и беречь их
Эстетическое воспитание также предполагает обучение эстетике поведения, уважительного отношения к себе, своему внешнему виду, манерам поведения, культуре речи и проявления эмоций.
Приобщение к искусству. Методические рекомендации
Понимание искусства – качество не врожденное, его воспитывают. Чтобы малыш научился воспринимать классическую музыку, он должен слушать ее с раннего детства. Ее нужно тщательно подбирать, включать нечасто. По достижении 3-4 лет, можно попробовать обсуждать услышанное, рассказывать ребенку о музыке и музыкальных инструментах.
Малыши начинают знакомиться с живописью, просматривая иллюстрации к сказкам. Чуть позже художественные произведения подбираются с учетом возраста. Лучше, если это будут близкие и понятные сюжеты, герои или животные.
Знакомство с театром можно начать с 1,5 лет. Театр кукол делает представления не дольше получаса, самые маленькие не успевают утомиться.
Музеи, филармонию, балет дети посещают с 4-5 лет. Лучше выбирать детские тематические музеи, представления, концерты.
Когда родители собираются с ребенком в театр или музей, нужно объяснить ему, как следует себя вести в этом важном месте. Перед мероприятием следует покормить малыша, чтобы потом чувство голода не мешало восприятию прекрасного
Желательно, чтобы путь к «обители муз» не был слишком утомительным. Одежда должна быть продуманной и красивой, это подчеркнет важность события, запомнится.
После культурного мероприятия обязательно нужно обсудить с малышом увиденное, услышанное. Пусть он расскажет о своих впечатлениях, ответит, хочет ли еще в будущем побывать на выставке или в театре. Если ребенок не выказывает восторга, не стоит торопиться с организацией следующего культпохода. Возьмите паузу, организуйте мероприятие через некоторое время.
Воспитание искусством
Какими бы ни были приемы воспитания, важно, чтобы им были обеспечены необходимые условия:
- развивающая среда;
- тесное взаимодействие с природой, искусством;
- условия для реализации творческого начала.
В младшем возрасте эстетическое воспитание отличается тем, что дети воспринимают все окружающее чувствами. Для них форма и содержание предмета неразрывны. Если ребенку что-то нравится, он испытывает восторг, радость. Задача воспитателя направить это простое душевное движение от обычного восприятия к глубокому пониманию гармонии, красоты, формированию эстетического вкуса.
Важно
Правильное музыкально-эстетическое воспитание учит детей не только разбираться в прекрасном, но и находить красивое в повседневной жизни: бытовых явлениях, природе, работе, одежде.
Задачи эстетического воспитания
Способность замечать то, что людей окружает, будь то веточка, жучок, шум водопада или пение птички, – это основа воспитания эстетических чувств, что не ограничивается искусством. Если ребенок любит природу, гармония которой несравнима с созданным человеком, он сможет получить удовольствие от произведения музыки или живописи.
Эстетическое воспитание проявляется и в быту. На личность ребенка оказывает впечатление дом, в котором он живет, то, как едят, одеваются, общаются его родители. Грамотная речь, красиво сервированный стол, аккуратно одетые и причесанные родители – все это составляющие воспитания, которое не является простой суммой знаний
Умение рисовать, играть на скрипке тоже важно, но главное – видеть гармонию вокруг, участвовать в ее созидании
Цель развития культуры личности – взрастить в ней:
- восприятие, способность находить прекрасное в явлениях природы, искусстве, отношениях;
- чувства, дающие эмоциональную оценку всего, что окружает;
- потребности, необходимость эстетических переживаний, созерцания и анализа прекрасного, участие в его создании;
- вкусы, умение анализировать все, что окружает на предмет соответствия эстетическим эталонам;
- идеалы, представления о красоте природы, прекрасного в человеке, искусстве.
Методы приобщения к прекрасному
Самым действенным приемом эстетического воспитания признается личный пример. Воспитатели, родители закладывают основу, передают воспитанникам самые важные критерии художественного сознания. Наряду с личным примером, который включает в себя стиль поведения, манеру общаться, набор моральных качеств, внешний облик, к методам относятся:
- беседы;
- уроки и дополнительные занятия в кружках, студиях;
- участие в экскурсиях;
- походы в театры, музеи, на выставки, работа на фестивалях и конкурсах, утренниках, вечерах;
- творческие домашние задания.
Что такое эстетическое воспитание?
Под эстетическим воспитанием дошкольников чаще всего понимается одно из направлений современной педагогики, призванное сформировать в человеке способность видеть и понимать прекрасное, его роль, ценность и значимость в жизни. Художественно-эстетическое воспитание начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всего жизненного пути, претерпевая некоторые изменения (например, смену целей, задач, методов организации и т.д.).
«Эстетика» представляет собой довольно широкую категорию, охватывающую многие стороны и аспекты жизни человека.
Методы эстетического воспитания очень разнообразные
Успешное художественно-эстетическое воспитание позволяет ребенку успешно и гармонично развиваться, совершенствуя художественный вкус в литературе, музыке, живописи и других видах искусства; культуру поведения, внешнего вида и т.д. Поскольку эстетика в равной степени затрагивает понятие прекрасного в форме и содержании, во внутреннем мире человека и его общественной жизни, задачи эстетического воспитания масштабны и многогранны. Ребенок приобретает навыки восприятия прекрасного, оценки (на ранних этапах), а впоследствии учится и создавать продукты, имеющие ту или иную эстетическую ценность.
Причем, следует уточнить, что в данном случае категорию «прекрасное» следует несколько отграничить от «красивого». Если представление о красоте менялось со временем и было использовано для характеристики формы, то прекрасное затрагивает содержание и остается неизменным даже по прошествии веков. «Прекрасное» – это глобальная категория, в которую изначально входят и гуманизм, и совершенство, и духовность.
Детям доступны все средства эстетического воспитания
Цели художественного-воспитания
- Формирование в ребенке комплексной эстетической культуры.
- Способность дошкольников замечать различные проявления прекрасного в окружающем мире.
- Способность давать эмоциональную оценку прекрасному.
- Формирование потребности в ощущении, созерцании, оценке прекрасного.
- Формирование навыков и потребностей в созидании прекрасного.
- Формирование художественного вкуса, проявляющегося в умении сопоставить и соотнести явления и предметы окружающей действительности с принятыми эстетическими идеалами.
- Наличие четкого представления о прекрасном во всех его проявлениях, сформированных идеалов.
Задачи художественного воспитания
Рассуждая о художественном воспитании ребенка, необходимо выделить в нем как общие цели, так и менее масштабные, но значимые задачи:
- Воспитание всесторонне развитой гармоничной личности.
- Развитие умения видеть прекрасное и понимать его ценность.
- Развитие потребности в совершенствовании своих творческих способностей и навыков.
Основные задачи эстетического воспитания
Средства художественно-эстетического воспитания
- Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация).
- Драматургия (театральные постановки).
- Литература.
- Средства массовой информации (Телевидение, Интернет, газеты, журналы).
- Музыка.
- Природа.
Развитие художественных споспобностей – один из методов эстетического воспитания
Методы эстетического воспитания
Важнейшие методы художественно эстетического воспитания и развития дошкольников:
- Участие в кружковой деятельности (студиях, кружках и т.д.).
- Посещение дошкольных образовательных учреждений.
- Посещение тематических выставок, экскурсий.
- Личный пример.
Преемственность эстетического воспитания
Полноценное решение задач по эстетическому воспитанию осуществимо только при объединении усилий сада, школы и семьи. Ребенок не обязательно станет музыкантом или выдающимся художником, но у каждого необходимо пробуждать интерес к искусству, эстетический вкус, любовь к музыке, элементарные навыки рисования.
Воспитатели дают советы родителям о том, какие условия нужно создать дома для правильного эстетического воспитания. Не всегда родители придают должное значение эстетике быта, правильно выбирают тональность общения друг с другом и детьми. Преподаватель мягко помогает осознать необходимость чтения, прослушивания музыкальных записей.
У воспитанников дома должно быть все необходимое для проявления себя в творчестве: альбомы с карандашами и красками, развивающие игры, книги. Достижение преемственности в воспитательных вопросах между детским учреждением и семьей закладывает основу духовной культуры, обладателем которой должна стать современная молодежь.
Мероприятия в библиотеках
В наше время библиотеки незаслуженно забыты и не пользуются особой популярностью. А меж тем, именно здесь нередко проводятся довольно интересные мероприятия, направленные на формирование и развитие у малышей художественного вкуса. Дополнительное их преимущество – посещение на бесплатной основе. Отметим, что подобные мероприятия будут интересны детям постарше – старшим дошкольникам и младшим школьникам.
Посещение библиотечных вечеров встреч и презентаций научит ребенка любить книги, уважительно относится к печатному слову, посещение тематических выставок позволит определиться с собственными интересами. А проводимые литературные и поэтические вечера познакомят с творчеством поэтов и писателей.
Семья – главный фактор эстетического воспитания
Специфическое воздействие семейного коллектива – обязательное условие всестороннего и своевременного развития личности. Расширяется постепенно кругозор малыша, приобретается первый опыт, осваиваются первые трудовые навыки, приобретается умение организации досуга, воспитывается будущий семьянин.
Для полноценного эстетического развития у ребенка сначала должна сформироваться эмоциональная сфера.
Эстетическая восприимчивость закладывается уже в те моменты, когда грудничок видит лицо мамы, протягивает ручки к яркой игрушке, пританцовывает при звуках ритмичной музыки. Обвиняя взрослых детей в черствости, эмоциональной невосприимчивости родители забывают, что когда-то не отреагировали на восторженные восклицания ребенка по поводу вспорхнувшей бабочки, не остановились полюбоваться цветком, не заострили внимание на жизни муравейника. В семье закладываются основы наблюдательности, обогащающей представление о предметах, их форме, окраске, различиях и сходстве.
В семье закладываются основы наблюдательности, обогащающей представление о предметах, их форме, окраске, различиях и сходстве.
Эстетическая восприимчивость развивается, когда родители привлекают внимание малыша облачком на небе, цветом листьев на дереве, праздничным оформлением городских улиц. Сегодня ребенок выбирает чашку по цвету и узору, старается не разбить
Завтра он будет избирателен ко многим «взрослым» вещам и явлениям, сможет аргументировать свой выбор, дать им эстетическую оценку. Продуманная организация творческих занятий – то, что доступно отцу, матери, станет в будущем прочным фундаментом личности.
Что это такое?
Слово «эстетика» имеет древнегреческое происхождение и означает «чувственное восприятие». А эстетическое воспитание – это развитие в ребенке способности к восприятию, пониманию, анализу прекрасного как в искусстве, так и в повседневной жизни, а также стремления создавать собственные произведения.
Отметим, что слова «прекрасное» и «красивое» не синонимичны, поскольку второе касается прежде всего формы, внешнего выражения, в то время как прекрасное можно находить даже в самых обыденных вещах, оно включает в себя гармонию, духовность, возвышенность.
Воспитывать в малыше стремление замечать прелесть окружающего мира, любовь к произведениям искусства следует постоянно и целенаправленно с первых месяцев его жизни
Важно не сосредотачиваться на развитии художественно-музыкального восприятия, а поставить своей целью формирование гармоничной личности
Кроме своего прямого назначения, эстетическое воспитание детей позволяет сформировать у них:
- мышление;
- воображение;
- память;
- систему интересов;
- восприятие;
- нравственные качества;
- активное отношение к жизни.
И, конечно, ребенок учится познавать искусство, стремиться создавать собственные произведения.
Дома
С самого раннего детства дети имеют определенную тягу к красоте, их привлекают ярко оформленные игрушки, блестящие и разноцветные предметы. Малыши получают настоящее удовольствие, прослушивая музыку или стишки, сказки, которые читает им мама. Эти импульсы, пока неосознанные, постепенно становятся сознательными, но лишь в том случае, если родители помогут крохе сформировать гармоничный вкус, творческие и художественные способности, эстетические представления. Только так можно будет добиться того, что личность ребенка будет развитой, а он сам – счастливым.
В детском саду
В ДОУ также колоссальное значение имеет работа по воспитанию стремления к прекрасному. Для этого должны быть созданы необходимые условия, проводиться определенные формы занятий – создание поделок, рисование, лепка, прослушивание доступных детям классических художественных произведений и беседа по прослушанному. Поэтому эстетическое воспитание дошкольников – задача, одновременно стоящая перед родителями и воспитателями.