Методика Никитиных для детей

Оборотная сторона

Дети были хорошо подготовлены к школе и в начальных классах так привыкли к ничегонеделанию, что потом, когда перешли в среднюю школу, по обыкновению продолжали бездельничать, хотя запаса их знаний уже не хватало.

Только двое детей приняли эстафету родителей. У двух дочерей по четверо детей, у одного один ребенок, у остальных по двое. По карьерной лестнице никто из детей высоко не поднялся. Обыкновенная жизнь обыкновенных людей.

Никитины относились к вопросу воспитания осознанно, анализировали успехи и неудачи, интересовались мировой педагогикой, совершенствовали свою методику, щедро делились опытом. Они дали детям максимум, на что были способны. Их система дошкольного образования была достаточно универсальной. Да, они мало приложили сил в плане эстетического воспитания детей. Елена Никитина сама в этом признается, она была некомпетентна в этом вопросе и предпочла его не затрагивать. Согласитесь, невозможно представить человека настолько универсального, чтобы пироги пек, стихи сочинял, арии распевал и виртуозно работал лобзиком.

Что касается школьного периода, то, здесь Никитины не прочувствовали, что школа это не только цитадель знания, но и социум и, входя в него, мы все подвергаемся его законам. В школе свои поведенческие правила, ценности и приоритеты, их нельзя не учитывать. Школа, пусть со своим несовершенным образовательным процессом, дает важные навыки: учит общению, налаживанию контактов, умению вписываться в социальную среду. Быть приглашенным на день рождения одноклассником, возможно, куда важнее, чем решение сложной задачки. Кроме системы воспитания, есть жизнь, идущая по своим неумолимым законам. Отец, понимая необходимость закалки, удивлялся: чем старше становились дети, тем равнодушнее они были к домашнему укладу. Малыш – трехлетка, бодро бегающий в трусах, это нормальное явление, а восьмиклассник, ходящий в трусах по дому, явление странное, почти пугающее.

Огромный поклон Елене и Борису Никитиным

В свое время они взорвали общественность своей нетрадиционной системой воспитания, показали важность семейного образования и подарили миру почти универсальную методику гармоничного развития ребенка. Все их рекомендации обоснованны, и что важно для загруженных современных родителей, почти не требуют отдельно выделенного времени для регулярных занятий

Никитины учат грамотно общаться с детьми и от этого получать огромное удовольствие. А где удовольствие, там и результат.

  • Направления воспитательной работы в школе авторская модель формирования личности

      

  • Лингвистические основы логопсихологии кратко

      

  • Сценарий нового года для средней группы в детском саду с кикиморой

      

  • Технические средства автоматизированных систем кратко

      

  • Характеристика клеточной стенки прокариот кратко

«Рамки и вкладыши»

Эта развивающая игра рассчитана на самых маленьких гениев. Забава состоит из 16 рамок с определенными вкладышами, имеющими форму геометрических фигур. Это треугольник, круг, квадрат и т.д. Начинать игру стоит с демонстрации вкладышей. Взять конкретную фигуры геометрии, назвать ее и показать ребенку. Авторы при этом рекомендуют выкладывать фигуры обязательно на однотонную поверхность. Продемонстрировав несколько видов фигур можно отдать их ребенку для самостоятельного изучения. В процессе игры можно также предложить малышу какую-нибудь коробочку или емкость, куда бы он смог складывать рисунки, а затем и доставать их обратно. Естественно со временем ребенок ознакомится и со всеми 16 фигурами комплекта. Так начиная с небольшого количество рисунков можно привлечь малыша еще до исполнения одного года. Позже, когда малыш уже подрастет, необходимо постепенно усложнять задачу: обвести контуры фигур ручкой или карандашом, или сделать двойной или тройной контур. Можно также и рисовать определенные фигурки по заказу (три треугольника, два круга) и при этом создавать конкретные смысловые картинки(елочку из треугольников, солнце из круга).

Основные принципы воспитания «по-Никитински»

Методика Никитиных предполагает, что прежде всего родители ответственны за воспитание своих детей, а не детский сад или школа. Никитины подчеркивают, что родителям следует создать в доме благоприятную атмосферу для интеллектуального и творческого развития ребенка. Причем начинать это делать нужно с возраста от 1 года. Именно с этого возраста ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Не востребованные в свое время возможности постепенно ослабевают, и в дальнейшем развить их будет трудно. Для детей личный пример родителей важен больше чем, слова. Так, если мама ребенка занимается живописью, а папа футболом, то тяга к искусству и спорту будет закономерной.

В связи с этим, взрослым важно вести здоровый образ жизни и закаляться, подавая хороший пример своим детям. В целях развития и раскрытия способностей следует создать обстановку, в которой ребенок сможет проявить себя и свободно выбрать интересное для себя занятие

Предложенные Никитиным принципы развития дают возможность уменьшить время обучения в школе.

По методике Никитиных родителям следует избегать крайностей в воспитании ребенка. Часто родители либо слишком опекают ребенка, лишая его всякой самостоятельности, либо наоборот забрасывают, уделяя ему мало внимания.

В основе своей системы Никитины определили труд, самостоятельность, творчество стремление к единению с природой. Дети должны быть свободны. Родители ни к чему не принуждают их, но всегда поддерживают и помогают в сложных ситуациях. Взрослые много общаются с детьми, подталкивают их к новым достижениям. Главной задачей родителей является подготовка ребенка ко взрослой жизни и развитие творческого мышления.

Выделяют 4 основных принципа воспитания в методике Никитиных:

Дети должны заниматься тем, к чему у них есть интерес, конечно, под контролем взрослых. Не должно быть никаких ограничений. Нужно предоставить детям полную свободу творчества. То, что окружает ребенка, должно заинтересовывать его и стимулировать к познанию нового.

Ребенок должен быть максимально самостоятельным. Родители участвуют в жизни ребенка, но не делают его слабым и зависимым. Можно, например, при выполнении какого-то задания работать вместе, но не делать все за ребенка. Оказывать помощь можно только тогда, если малыш сам ее попросит. Например, когда дети Никитиных учились ходить, родители не поддерживали их. Таким образом ребенок, полагаясь лишь на свои силы, учился группироваться при падении, мягко приземляться.

Необходимо сочетать физическое и умственное развитие

Такая методика позволяет окрепнуть слабым детям.

Хвалить ребенка за успехи и не акцентировать внимание на неудачах. Все успешные достижения отмечаются и приветствуются.

Подобный подход к развитию способностей формирует самостоятельность, инициативность, любознательность, ответственность. Никитины не ставили перед собой цель вырастить одаренных детей. Их система воспитания подходит для каждого ребенка и позволяет научить малышей многим занятиям раньше положенного по нормам срока. Кроме того, большой акцент в их системе делается на получении не только теоретических, но и практических навыков, которые можно будет применять в любой жизненной ситуации.

Ошибки Никитиных и минусы системы

Система Никитиных, хотя и была основана на глубоких исследованиях, создавалась динамически. Конечно, ошибок было не избежать. Видимые промахи оперативно исправлялись авторами. Но время выявило ряд непредвиденных, заранее невидимых ошибок воспитания по-никитински:

  • Большая сосредоточенность на детях.
  • Семейный изолированный от социума мир, как следствие — неумение вписаться в школу, отсутствие друзей.
  • Подмена жизни игрой.
  • Чрезмерная увлеченность развитием интеллектуальных, творческих способностей, физических возможностей, трудовых навыков.
  • Отсутствие эстетического и нравственного воспитания.
  • Неготовность к преодолению трудностей и самостоятельной добыче знаний.

Жизнь нивелировала эти промахи, но переработке система не подвергалась, поскольку авторов уже нет, а продолжателей еще нет.

Судьба системы Никитиных

В 1970-1980 гг. методика Никитиных вызывала бурный интерес: книги расходились миллионными тиражами, в год их дом посещало свыше 1000 гостей, встречи и лекции были переполнены желающими. Поддерживали педагогические идеи Никитиных:

  • академик Н.А. Амосов — кардиохирург, геронтолог;
  • профессор И.А. Аршавский —  физиолог;

Но официальная педагогика не признавала достижений Никитиных ни в процессе создания системы,  ни сегодня. Напротив, государством чинились всякие препятствия семье, распространению и популяризации их педагогики:

  • была развернута клевета в прессе и на ТВ;
  • детсадам и школам было запрещено применять методы Никитина;
  • Борис Павлович неоднократно беспричинно увольнялся с работы.

До сих пор не заинтересовала гипотеза Никитиных НУВЭРС ни АПН, ни Минобразования, ни Минздрав. О системе новаторской семьи официальная педагогика забыла. Напротив, в Германии системно издаются книги педагога, создан  «Институт Б.П. Никитина», в Японии методики широко используются в детсадах.

Никитин предполагал, что на его живом опыте будут учиться другие, которые пойдут дальше и продолжат его дело. Но истинных продолжателей-разработчиков дела Никитина нет (кроме его детей, которые пользуются системой в своих семьях, пропагандируют систему родителей). В России же вопрос о выживании системы воспитания Никитиных остается открытым.

Физическое и трудовое развитие ребенка

Никитины рассматривали тело ребенка, как инструмент познания, который требует тщательного ухода: закаливание, спорт, физкультура, отсутствие перегрузки одеждой и едой, предоставление спортивных снарядов.

Физическое развитие ребенка тесно связано с трудовым.

Труд — важный компонент воспитания. Организовывают его родители через игру и совместные действия:

  • домашние мастерские;
  • детские инструменты;
  • общие домашние дела;
  • походы, поездки, путешествия;
  • замена карманных денег на трудовые.

Раннее вовлечение в труд усиливало физические нагрузки, укрепляя организм и иммунитет. Труд предлагался по возрасту, но был обязательным для всех.

Примеры игр по методике Никитиных

Игра «Сложи узор»

В комплекте этой игры – 16 кубиков одинакового размера. Стандарт – 3 х 3 х 3 см. При этом грани каждого кубика окрашены в 4 цвета, а две из 6 граней (противоположные) окрашены разными цветами по диагонали. Таким образом, задействованы всего 4 цвета.

Из кубиков можно составлять разные узоры, подбирая цвета в любом порядке.

Переставляя кубики, можно создавать большое количество вариантов картин, узоров, схем, придумывая им названия.

В этой игре есть три стандартных задания: составить аналогичный узор по заданной (нарисованной) схеме, затем составить (зарисовать) схему по сложенному кубиками узору, и третье – придумать новые узоры из 9 или 16 кубиков.

Схемы — задания на готовых карточках к игре могут быть подобраны в натуральную величину так, чтобы их можно было закрывать кубиками.

С малышами ясельного возраста можно играть в «Сложи узор», используя сначала 4 кубика, составляя одноцветные картинки, затем постепенно вводить следующие кубики, усложняя узор. Можно предложить составить самому простой узор и придумать ему название.

Воспитанникам старшего дошкольного возраста можно устроить увлекательные соревнования по игре «Сложи узор». Если разделить их на несколько команд, раздать по комплекту кубиков, то дети с удовольствием будут ждать от ведущего новое задание и складывать узоры по схеме. А воспитатель может подводить итоги в таблице, какая команда сложила быстрее, какая правильнее, а какая придумала больше новых узоров.

Б.П

Никитин предлагает взрослым обратить внимание на один очень важный момент: как мы достаем коробку с кубиками, бережно раскладываем или шумно вываливаем все сразу, так и дети будут либо бережно собирать кубики после игры, либо разбрасывать их по комнате. Обращение с предметами откладывается в детской памяти, малышам свойственно во всем подражать взрослым

Играя в «Сложи узор», малыши учатся самостоятельно мыслить, контролировать и оценивать себя, видеть собственные ошибки.

Игра «Рамки и вкладыши Монтессори»

Основу этой игры преимущественно составляют педагогические разработки итальянского педагога М. Монтессори. Б.П. Никитин лишь несколько изменил комплектность и условия. Игровые задания знакомят дошкольников с геометрическими фигурами, подготавливают детские ручки к письму, развивают логическое мышление.

Игровой комплект состоит из квадратных пластинок – рамок размером 10 х 10 см толщиной около 2 мм. Каждая рамка имеет в центре отверстие, в которое вставляется вкладыш соответствующей геометрической формы и подходящего размера, но отличающийся по цвету.

Вот список фигур:

  1. Круг
  2. Квадрат
  3. Равносторонний треугольник
  4. Эллипс
  5. Прямоугольник
  6. Ромб
  7. Трапеция
  8. Четырехугольник с неправильными сторонами и одним прямым углом
  9. Параллелограмм
  10. Равнобедренный треугольник
  11. Шестиугольник
  12. Пятиконечная звезда
  13. Прямоугольный равнобедренный треугольник
  14. Пятиугольник
  15. Неправильный шестиугольник
  16. Разносторонний треугольник.

Количество рамок и игровые задачи к каждой игре подготавливаются в соответствии с возрастом и возможностями деток.

Варианты заданий:

  • Найти вкладыши и вставить в рамочки
  • Обвести контуры фигурок (по рамке, по вкладышу)
  • Раскрасить фигурки цветными карандашами
  • Обвести фигурки двойным контуром
  • Создать орнамент из фигурок
  • Угадать фигурку на ощупь
  • Вставить вкладыши в рамочки с закрытыми глазками
  • Разложить рамочки и фигурки – вкладыши по свойствам.

Игра «Обезьянки»

Эта замечательная игра основана на способности малышей к подражанию. Дети часто копируют поведение взрослых, перенимая тем самым привычки, способы обращения с предметами, эмоции

У дошкольников младшего возраста очень развиты такие качества, как внимание, наблюдение за взрослыми, способность к подражанию. С возрастом эти качества меняются

Игра «Обезьянки» позволяет оценить, насколько внимателен ребенок, или же это качество угасает.

 В результате дети развивают внимание, учатся повторять действия ведущего. Усложнять игру можно вводя новые фигурки, в том числе разных цветов

Список никитинских игр и головоломок достаточно большой. Все они направлены на развитие логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения. Детские таланты необходимо развивать с раннего возраста, создавая творческую среду и увлекая ребенка интеллектуальными играми. Так считают Лена и Борис Никитины. И в этом с ними согласны все педагоги.

Плюсы и минусы

К числу преимуществ методики можно отнести следующее.

  • Такой подход позволяет добиться комплексного физического и интеллектуального развития.
  • Способствует совершенствованию логики, сообразительности, пространственного мышления, фантазии, памяти, умения находить нестандартные пути.
  • Учит малышей быть самостоятельными, настойчивыми и целеустремленными с ранних лет.
  • Помогает получить базовые знания о важнейших абстрактных понятиях, что в дальнейшем будет полезно на школьной скамье.

Следует отметить, что методика не лишена и отельных недостатков.

  • Выполнение упражнений и игры осуществляются при взаимодействии малыша и родителей, что, конечно, весьма полезно, но ограничивает общение ребенка со сверстниками.
  • Развитие дошкольника не будет всесторонним при использовании исключительно методики Никитиных, поэтому ее следует дополнять рекомендациями других педагогов.
  • Система ориентирована на домашнее воспитание, поэтому нередко дети, которые развивались исключительно по данной методике, оказываются неготовыми к школьной жизни.
  • Из-за отсутствия сюжетных и ролевых игр малыш не учится играть, в течение всего дня он тренирует свой мозг, что ведет к существенным затратам энергии, вызывает усталость. Такой ребенок лишается многих светлых моментов детства.

Отметим, что недостатков у методики гораздо меньше, чем положительных моментов, и они могут быть без проблем сняты заботливыми родителями, которые дадут возможность своему ребенку пообщаться с ровесниками, поиграть с ними так, как того хочет сам малыш, отдохнуть.

Как формировать развитие ребёнка: особенности воспитания

С первых дней жизни Никитины использовали различные закаливающие процедуры. Они предоставляли детям свободу движения, приучали ходить босиком и обливаться холодной водой. Такими простыми мерами семья Никитиных значительно уменьшила количество простудных и вирусных инфекций.

Физиологическое здоровье и нормальное развитие оказалось не единственным достижением родителей. Оказалось, что крепкие здоровые дети отличаются высокими творческими способностями. На фоне физического развития прекрасно формировались логика и мышление.

Позже об этой взаимосвязи писали врачи и физиологи: развитие мозга основывается на движении. А развитие физиологической системы для ребёнка является основой развития всех других систем организма (нервной, психической, умственной). То есть, если малыш мало ползает, много времени лежит в пелёнках, он не только позже садится и позже начинает ходить, но и позже учит буквы, позже начинает читать и позднее становится способен осваивать сложные науки (физику, химию, высшую математику).

Кроме физического развития и закаливания, родители использовали специальные игры, которые заставляют ребёнка думать и находить решения. Они развивали мышление и творческий потенциал. Игры получили название игр Никитиных. Эти игры заложили основу для развития творческих способностей детей.

Что важно для развития ребёнка?

В воспитании детей педагоги-новаторы основывались на следующих принципах:

  • Необходимо создавать детям благоприятные условия для развития, при которых способности легко формируются. К примеру: малыш ещё не знает нот, но вместе с мамой может слушать детские песни, музыкальные сказки. Или другой пример: ребёнок ещё не говорит, но в его игрушках уже есть кубики с буквами. Вместе с первыми словами он будет осваивать буквенные начертания.
  • Опережающие условия – формируют интерес и стремление к обучению. Музыканты растут в семьях музыкантов, а художники – у родителей-художников. И не только из-за наследственных способностей. Они с детства слышат музыку, видят краски или рассматривают математические таблицы.
  • Развитие творческих способностей возможно при свободе выбора занятий. Не должно быть заорганизованности, когда день ребёнка расписан от и до. Всегда должно быть время для собственного выбора, для того, что ребёнок хочет. А это – не поддаётся расписанию. Однако не должно быть и другой крайности – заброшенности и отсутствия каких-либо занятий, «полной свободы».
  • Интерес родителей к достижениям и занятиям ребёнка. Только при наличии интереса мамы и папы к детской деятельности, развитие ребёнка будет наиболее успешным. Не нужно уповать на самосознательность. Психология детства проста: мне не нужно то, что не нужно никому. И ещё: обязательно детские успехи должны быть встречены похвалой родителей.
  • Занятия должны проводятся в свободной форме. Решая пример, ребёнок может сидеть на полу, кувыркаться на турнике или висеть на канате. Движение – основа развития.

А теперь расскажем, какие занятия проводили Никитины со своими детьми.

Взгляд изнутри

В процессе наблюдения за детьми, супруги обнаружили одну интересную вещь. Дети развивались быстрее, если для них создавались такие условия, которые опережали бы развитие. На стенах в комнатах висели различные наглядные пособия: географические карты, таблица химических элементов (именно эта таблица по утверждению Бориса Никитина вызвала у одного из его сыновей такой интерес, что он впоследствии стал успешным химиком), детям очень рано давался самодельный алфавит.

В квартире был оборудован спортивный уголок для активных игр, и даже не просто уголок, а настоящий спорткомплекс (Никитины особое внимание уделяли физподготовке и закаливанию). Дети рано и беспрепятственно знакомились с различными хозяйственными инструментами, в том числе такими «опасными» как ножницы, игла, молоток, для ручного труда была сделана специальная мастерская… Всё это Никитины называли обогащенной обстановкой для детей, утверждая, что только в такой обстановке ребенок сможет проявить и максимально развить данный ему от природы потенциал.. С понятием обогащенной обстановки неразрывно связан такой термин как НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей (более подробно об этом написано в работе Никитина «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей»)

Никитины были уверены в том, что абсолютно каждый здоровый ребенок наделен от рождения огромными возможностями развития способностей буквально во всех видах деятельности

С понятием обогащенной обстановки неразрывно связан такой термин как НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей (более подробно об этом написано в работе Никитина «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей»). Никитины были уверены в том, что абсолютно каждый здоровый ребенок наделен от рождения огромными возможностями развития способностей буквально во всех видах деятельности.

Однако такая способность не остается с ним неизменной на протяжении всей жизни, а с возрастом постепенно угасает. Проще говоря, чем старше становится человек, тем трудней ему становится что-то познать, понять и тем больше времени на это требуется. Именно в этом заложен смысл создания обогащенной среды, которая опережала бы развитие ребенка. В последние годы гипотеза о НУВЭРСе была подтверждена экспериментально.

В понятие обогащенной обстановки входит не только создание универсальной развивающей среды, но и некая система принципов и убеждений, которая подробно изложена в книгах самого Бориса Никитина.

Супруги, поначалу сами того не осознавая, ставили в процессе воспитания детей единственную цель: не мешать ребенку развиваться, не давить на него, навязывая свое мнение, а наблюдать и, при необходимости, создавать дополнительные условия для оптимального развития того или иного умения в какой-либо области человеческого познания (в этом пункте методика Никитиных схожа с методикой Монтессори). Предоставление ребенку свободного пути развития особенно отчетливо наблюдалось в таких специфических особенностях системы как отсутствие уроков либо какого-то специального времени, выделенного для развивающих занятий.

То же самое касалось и физических упражнений. Дети могли заниматься, чем захотят, когда захотят и сколько захотят, чередуя развивающие занятия с занятиями в спортивном уголке. Малыши «ползункового» возраста могли перемещаться по квартире беспрепятственно, им разрешалось играть с любыми предметами и вещами (кроме двух категорий запретных вещей, о которых пойдет речь ниже). Запретов как таковых не было в принципе. Их отсутствие объяснялось убежденностью супругов в том, что беспрепятственное познание ребенком мира позволяет ему развиваться самостоятельно, тем самым вырабатывая активную жизненную позицию.

Какие же категории вещей относились к запретным? Первая включала чужие вещи (в буквальном понимании этого слова), а также личные вещи каждого из членов семьи. Вторая – ценные вещи, то есть те, которые дорого стоят и в то же время их легко сломать или испортить (к примеру, пишущая машинка). Но все же даже запретные вещи не прятались в недра шкафа или высоко на полку. Просто при первом же знакомстве с ними ребенку объяснялось, что трогать эти вещи нельзя (зато можно разглядывать вместе с мамой, папой или с кем-то из старших детей). Помня о своем правиле отсутствия запретов, родители старались отобрать в запретные категории только действительно необходимые вещи, поэтому их было немного.

Развивающие игры по методике Никитиных

Принципы, которые нужно использовать во время развивающих игр:

  • Нет определенной программы, ребенок сам может выбрать сферу деятельности, которая ему более близка.
  • Игры не должны находиться в свободном доступе, нужно поддерживать интерес ребенка.
  • Объяснять или подсказывать решения задачи нельзя. Ребенок должен самостоятельно прийти к правильному ответу.
  • Требовать решение задания  нельзя. Не каждое задание может быть под силу ребенку в данный период его жизни.
  •  Решение задания – вещь, которую можно потрогать и увидеть (рисунок, узор, сооружение).
  • Возможность заниматься творческой деятельностью, создавая на основе имеющихся развивающих игр новые.
  • Двигаться от простого к сложному.
  • Участие взрослых в играх с детьми. Вы должны показать заинтересованность, тогда и ваш ребенок будет играть с удовольствием вместе с вами.

Развивающие игры Никитиных направлены на развитие логического и образного мышления. Они представлены в виде головоломок, нацеленных на узнавание и достраивание образов.

Игра – это набор задач, которые можно решить с помощью кубиков, деталей из конструктора, кирпичиков… Задачи даются таким образом, чтобы познакомить ребенка с существованием различных способов передачи информации. Также следует заметить, что задачи расположены от простого к сложному и имеют широкий диапазон использования (от 2-3 лет до взрослой жизни).

Эти игры можно подстраивать под свой уровень заинтересованности и успеваемости. Разные игры развивают разные качества, которые в совокупности помогают стать ребенку сообразительным и изобретательным.

Как вызвать в ребенке желание заниматься

Методика Никитиных отвечает на важный вопрос всех родителей – как вызвать желание заниматься у ребенка?

Во-первых, следует вводить новые занятия, как только появляются для этого необходимые условия. Например, если обучать ребенка английскому языку с раннего возраста, то он будет знать его как родной. Родители должны поддерживать ребенка в его стремлении к познанию нового, хвалить, а также помогать в выполнении трудных задач.

Во-вторых, ребенку важно предоставить кроме детских игрушек предметы домашнего обихода, которые обычно используют взрослые. Никитины разрешали своим детям брать все за исключением чужих и ценных вещей

В качестве развивающих предметов можно использовать: часы с большим циферблатом, глобус, арифметические таблицы, весы, линейка, настенные карты.

Часто у детей не получается выполнить новые неизвестные для них действия и задания. Никитины рекомендуют не упрекать и не ругать детей, а успокоить, подбодрить и мотивировать на новые достижения.

Последователи.

В народных массах книги Никитиных пользовались небывалым успехом. Но государство чинило всяческие препятствия развитию этой методики. Главу семьи постоянно увольняли с работы, игры запрещались для использования в детских садах. В итоге последователями принципов воспитания стали только дети Елены и Бориса. Хотя в Германии книги передовых педагогов перепечатываются до сих пор. А в Японии система Никитина наоборот широко развита.

В книгах Никитины утверждали, что умственного развития не удастся добиться без физического. Поэтому у них дома было множество детских спортивных снарядов. Каждый ребёнок сам выбирал, на каком из них ему хочется заниматься в данный момент. Не нужно зацикливаться исключительно на данной системе. Чтобы добиться гармоничного развития личности маленького человечка, используйте и другие развивающие методы.

Игра «Сложи узор»

В следующую игру, по словам Никитиных, могут играть дети от 2 лет. Хотя, по отзывам родителей, и дошкольникам более старшего возраста интересно создавать узоры по образцу.

Игра представлена в виде 16 кубиков совершенно одинакового размера, каждая из граней которых покрашена в однотонный — синий, белый, желтый и красный — цвета. Остальные имеют диагональное разделение. Помимо того, они имеют контрастные оттенки (желто-синий и красно-белый).

В дополнение к коробке с игрой прилагается понятная инструкция, в которой представлены узоры методики Никитина различной сложности.

С помощью такого обучающего развлечения можно развить пространственное и художественные и конструкторские способности, а также фантазию и внимание. Названная игра пришлась по вкусу родителям малышей, более того, они обнаружили, что создать такие кубики можно и самостоятельно. Для этой цели подойдут любые кубики из картона, дерева или пластмассы

Их грани можно окрасить или обклеить с помощью цветной бумаги

Для этой цели подойдут любые кубики из картона, дерева или пластмассы. Их грани можно окрасить или обклеить с помощью цветной бумаги.

Особенности развивающих игр для детей по методике Никитиных

Помощь взрослого, воспитателя или родителя, требуется только в самом начале, когда надо предложить игру ребенку, вовлечь, заинтересовать. Здесь есть небольшой психологический момент – надо угадать настроение малыша, чтобы ему было интересно и комфортно играть в условиях новой развивающей среды.

  • Каждая игра состоит из нескольких задач, ребенок должен найти решение с помощью фигурок, деталей, картинок и т.п.
  • Задачи могут быть представлены в различных формах (рисунки, чертежи, конструкции, модели и т.п.), так они стимулируют познание разных способов передачи информации.
  • Игровые задачи следует вводить с возрастанием уровня сложности.
  • Игровые задания имеют разный диапазон трудностей, от простых, для 2 — 3 летних малышей, до сложных для взрослого игрока. Поэтому игры Никитиных интересны в любом возрасте.
  • Поэтапное усложнение игровых задач стимулирует интеллектуальное развитие ребенка, заставляя думать, идти вперед, самостоятельно развиваясь в творческом поиске.
  • Взрослый ни в коем случае не должен вмешиваться в игру ребенка, не должен подсказывать, позволяя самому искать решение проблемной ситуации.
  • От ребенка не следует требовать немедленного решения игровой задачи. Он должен дойти до всего сам, пусть даже через день, неделю, месяц.
  • Ответ на игровое задание должен быть наглядным, осязаемым, в виде схемы, рисунка, модели, таким, чтобы ребенок сам мог убедиться в своей правоте, в своем правильном выборе решения.
  • Развивающие игры не должны быть ограничены предлагаемыми заданиями, их можно дополнять, придумывать свои, новые, а можно разработать самим более сложные игры или более творческие.
  • Интеллектуальные игры помогают выяснить предел своих возможностей.

Таким образом, цель развивающих игр по методике Никитиных заключается в формировании у детей разных интеллектуальных качеств: памяти, внимания, пространственного воображения, способности к логическим вычислениям, поиска закономерностей, умения классифицировать, находить свои ошибки. Играя, ребенок учится быть сообразительным, изобретательным, развивает творческое мышление.

Вместо заключения

Методика Никитиных для детей — это одна из разных систем, которые помогают родителям развивать интеллектуальные способности своих детей. Взрослые, которые используют эту методику, всегда могут найти новые игры и задания, чтобы помочь ребенку в его познании и воспитании.

Одна из главных особенностей методики Никитиных — это возможность справляться с разными заданиями и играми, которые сложны для детей других возрастов. Родителям никто не заставлял быть тренерами и создать систему сложных заданий в домашних условиях. Методика Никитиных дает возможность ребенку начать познавать новым способом окружающий мир, и в то же время развивать разные стороны его интеллекта.

Важно помнить, что родители должны быть готовы к сложному, а иногда и очень сложному пути развития ребенка. Никаких гарантий, что ребенок будет успешным в учебе и в жизни после закрытия программы, не дает никто

Но статистика показывает, что дети, которые прошли методику Никитиных, часто имеют высокий IQ и справляются со сложными заданиями в школе.

В системе обучения Никитиных можно найти разные интеллектуальные игры. Например, кубик с узорами, который ребенок должен собрать из квадратных частей. Это сложное задание, которое требует внимания и сосредоточенности. Еще одно задание, которое делает методику Никитиных интересной для детей — это закаливание слабых чувств. Ребенок должен через разные упражнения развивать разные стороны своего интеллекта.

Игры в доме

Родители, обучая своего ребенка при помощи методики Никитиных, могут включать игры в повседневную жизнь. Это может быть обычная арифметика или решение логических задач

Важно, чтобы игры были интересными и понятными для ребенка. Игры помогают развитию памяти, вниманию и мотивации

Рекомендуется проводить время с ребенком, рассказывая ему интересные истории или читая книгу вместе. Также можно поиграть в настольные игры или спортивные игры.

Никитинские методики включают интеллектуальные и различные физические упражнения. Передача системы этой методики от родителей к детям позволяет сформировать у ребенка навык построения системы познания, т.е. организовать умственную деятельность по-новому, получает возможность с самого детства приобщаться к знаниям и изучать все новое и интересное для него. Педагоги рассказывают: «Человек, наблюдающий за ребенком, обнаружит, что ребенок начинает довольно быстро выполнять сложные задания, которые считал до этого неразрешимыми.»

Методика Никитиных для детей не оставит равнодушными ни одну семью, и поможет создать систему развития, которая на протяжении долгого времени будет радовать ребенка и родителей. В процессе использования этой методики, ребенок открывает для себя новые грани своего интеллекта, что сделает его более успешным и уверенным в себе в будущем.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий