Методики Никитиных для раннего развития детей: описание, преимущества и недостатки

Взгляд изнутри

В процессе наблюдения за детьми, супруги обнаружили одну интересную вещь. Дети развивались быстрее, если для них создавались такие условия, которые опережали бы развитие. На стенах в комнатах висели различные наглядные пособия: географические карты, таблица химических элементов (именно эта таблица по утверждению Бориса Никитина вызвала у одного из его сыновей такой интерес, что он впоследствии стал успешным химиком), детям очень рано давался самодельный алфавит.

В квартире был оборудован спортивный уголок для активных игр, и даже не просто уголок, а настоящий спорткомплекс (Никитины особое внимание уделяли физподготовке и закаливанию). Дети рано и беспрепятственно знакомились с различными хозяйственными инструментами, в том числе такими «опасными» как ножницы, игла, молоток, для ручного труда была сделана специальная мастерская… Всё это Никитины называли обогащенной обстановкой для детей, утверждая, что только в такой обстановке ребенок сможет проявить и максимально развить данный ему от природы потенциал.. С понятием обогащенной обстановки неразрывно связан такой термин как НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей (более подробно об этом написано в работе Никитина «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей»)

Никитины были уверены в том, что абсолютно каждый здоровый ребенок наделен от рождения огромными возможностями развития способностей буквально во всех видах деятельности

С понятием обогащенной обстановки неразрывно связан такой термин как НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей (более подробно об этом написано в работе Никитина «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей»). Никитины были уверены в том, что абсолютно каждый здоровый ребенок наделен от рождения огромными возможностями развития способностей буквально во всех видах деятельности.

Однако такая способность не остается с ним неизменной на протяжении всей жизни, а с возрастом постепенно угасает. Проще говоря, чем старше становится человек, тем трудней ему становится что-то познать, понять и тем больше времени на это требуется. Именно в этом заложен смысл создания обогащенной среды, которая опережала бы развитие ребенка. В последние годы гипотеза о НУВЭРСе была подтверждена экспериментально.

В понятие обогащенной обстановки входит не только создание универсальной развивающей среды, но и некая система принципов и убеждений, которая подробно изложена в книгах самого Бориса Никитина.

Супруги, поначалу сами того не осознавая, ставили в процессе воспитания детей единственную цель: не мешать ребенку развиваться, не давить на него, навязывая свое мнение, а наблюдать и, при необходимости, создавать дополнительные условия для оптимального развития того или иного умения в какой-либо области человеческого познания (в этом пункте методика Никитиных схожа с методикой Монтессори). Предоставление ребенку свободного пути развития особенно отчетливо наблюдалось в таких специфических особенностях системы как отсутствие уроков либо какого-то специального времени, выделенного для развивающих занятий.

То же самое касалось и физических упражнений. Дети могли заниматься, чем захотят, когда захотят и сколько захотят, чередуя развивающие занятия с занятиями в спортивном уголке. Малыши «ползункового» возраста могли перемещаться по квартире беспрепятственно, им разрешалось играть с любыми предметами и вещами (кроме двух категорий запретных вещей, о которых пойдет речь ниже). Запретов как таковых не было в принципе. Их отсутствие объяснялось убежденностью супругов в том, что беспрепятственное познание ребенком мира позволяет ему развиваться самостоятельно, тем самым вырабатывая активную жизненную позицию.

Какие же категории вещей относились к запретным? Первая включала чужие вещи (в буквальном понимании этого слова), а также личные вещи каждого из членов семьи. Вторая – ценные вещи, то есть те, которые дорого стоят и в то же время их легко сломать или испортить (к примеру, пишущая машинка). Но все же даже запретные вещи не прятались в недра шкафа или высоко на полку. Просто при первом же знакомстве с ними ребенку объяснялось, что трогать эти вещи нельзя (зато можно разглядывать вместе с мамой, папой или с кем-то из старших детей). Помня о своем правиле отсутствия запретов, родители старались отобрать в запретные категории только действительно необходимые вещи, поэтому их было немного.

«Кубики для всех»

Эти кубики даже не кубики в их классическом понимании. Игра содержит фигуры разного цвета и разной формы, которые можно объединить в большой куб. А можно из них собрать другие фигурки. Это если импровизировать. В заданиях же все выглядит практически так же, как в «Уникубе». Нужно собрать определенную модель. Задание выполняется по рисунку-образцу – воспринимать задание на слух и представлять в голове образ, который необходимо собрать (причем на протяжении всего выполнения задания удерживая его в памяти) слишком сложно.

Игра – прямо-таки тренажер памяти, логики и пространственного мышления. Выполнить задания гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд, поэтому внимательно следите за состоянием ребенка в процессе игры и прекращайте её, если видите, что ребенок не может справиться или устал.

Что такое кубики Никитина

Знаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам. Среди основных его задач – развитие самостоятельности, стремления к созданию нового, тренировка логического и абстрактного мышления. Деревянные или пластиковые никитинские кубики продаются по 16 штук в наборе.

Каждая фигура имеет 6 граней, которые раскрашены в разные цвета. Как правило, это красный, зеленый, синий и желтый. Ребенку нужно собрать одно-, двух-, трех- или четырехцветные картинки, основываясь на заданиях из специального альбома. Методика Никитина предполагает разные варианты задачек, например, «Сложи узор», «Кубики для всех», «Кирпичики», «Сложи квадрат» и «Уникуб».

Как играть

Суть игр заключается в том, чтобы складывать картинки из кубиков в узор или фигуру. Задания отличаются друг от друга по уровню сложности. Самое простое задание – сложить фигуры в квадрат размером 4:4. Позднее, когда ребенок освоится, можно складывать узоры с множеством граней. Например, можно построить башенку или змейку, елочку, дом, цветок, дерево. Готовые очертания рисунков будут похожи на какой-либо предмет или просто напоминать интересный узор.

В своей книге «Ступеньки творчества, или развивающие игры» Никитин рекомендует организовать игру так, чтобы занятия доставляли удовольствие самому ребенку – головоломка должна заинтересовать малыша, чтобы в будущем он сам тянулся собирать новые фигурки. Самым маленьким можно одновременно рассказывать сказку или увлекательную историю, связанную с собираемой фигурой. Блоки Никитина подходят для сбора любых разноцветных узоров.

Однако не стоит мешать детям подсказками: лучше, если малыш сам придумает фигурку, даже если она будет отличаться от заданного образца. Ошибки тоже лучше искать самостоятельно.

Кроме того, Борис Никитин дает родителям несколько советов:

  • Во время занятий воздерживайтесь от замечаний, если у ребенка что-то не получается.
  • Если ребенок не может справиться с упражнением, значит, оно для него еще лишком сложное и приступать к его выполнению рано. Рекомендуется сделать перерыв, а потом начинать с более легких примеров.
  • Если в семье несколько детей, лучше, если собственные комплекты будут у каждого.
  • Не перенасыщайте детей этой игрой. Со временем она надоест, тогда стоит вернуться к кубиками через пару месяцев.
  • Когда малыш перейдет к фигуркам, можно будет ему предложить делать зарисовки получившихся предметов.
  • Можно устраивать соревнования по собиранию фигур на время, так дети почувствуют легкий азарт и желание сделать как можно лучше.

Какими должны быть игры?

Главная особенность игр Никитиных – их многофункциональность. Такие занятия дают деткам свободу творчества, заинтересовывают, зачастую, не только малышей, но и более взрослых братьев и сестёр. И даже… родителей! Задания отличаются уровнем сложности, сначала – более лёгкие, затем – более сложные. Такое построение игр даёт возможность малышу постоянно развиваться, добиваться своих целей.

Для решения задач малышу предлагаются кубики, кирпичики, квадратики, детали конструктора. Сами задачи выглядят как модель или плоскостной рисунок, чертёж или текст, который сначала придётся читать тем, кто уже умеет – братишкам. Сестрёнкам или маме с папой. Малыш уже усвоил, что передавать информацию можно разными способами? Отлично!

Сложность заданий постоянно возрастает – сначала задания вполне доступны двух-трёх летнему ребёнку. А самые сложные задачки могут показаться занятными даже среднему… взрослому человеку! То, что задания усложняются постепенно – позволяет ребёнку плавно развиваться в течение многих лет, воспитывать в себе творческие способности. Играете с ребёнком по методике Никитиных? Соблюдаёте правила.

Нельзя рассказывать ребёнку, как решить ту и ли иную задачу. До способа и хода решения малыш должен додуматься сам. Совсем нельзя подсказывать. Ведь только самостоятельно решив то или иное задания, ваш отпрыск получит новые практические знания, научится быть наблюдательным, самостоятельным.

Задача не поддалась решению с первого раза? Ни в коем случае не ругайте его! Предложите задачку через недельку-другую, даже через месяц. Хвалите его за более успешные попытки выполнить задание.

Задание выполнено? Малыш в полной мере сможет оценить результаты своего труда, увидев рисунок, узор или сооружение из кубиков, кирпичей или деталей конструктора. То есть правильное решение всегда можно увидеть и потрогать. И даже самостоятельно оценить, насколько правильно выполнено задание.

Большинство заданий не ограничиваются играми, упомянутыми в методичках. Пособия Никитиных оставляют большой простор для творчества и детям, и их родителям!

Основная особенность игр по методике Никитиных в том, что они построены от более простых заданий к более сложным задачам. В процессе решения задач лучше использовать игру, вовлекая в неё и старших детей, взрослых. Однако, ребёнку нельзя подсказывать ход решения задач, тем более выполнять задания вместо него.

Предоставьте ребёнку свободу творчества, старайтесь и саамы выдумать новые интересные задания. Нельзя ругать ребёнка за неудачу, лучше похвалите за успешно выполненное задание. Неплохой сборник игр, разработанных Борисом Никитиным, называется «Интеллектуальные игры». Самыми популярными среди двух — трёхлетних малышей считаются игры «Рамки и вкладыши», «Сложи узор», «Сложи квадрат»… Более взрослым деткам можно предложить игры «Дроби» и «Уникуб».

Впрочем, если у вас уже есть опыт общения с этой системой раннего развития – расскажите, а как вы играете со своим малышом? И каких успехов он уже успел добиться?

Что должны сделать родители?

Как у нас заведено? Предки всегда заняты: зарабатывают денежку или занимаются своими делами. Детки растут сами по себе с гаджетами в обнимку. Воспитывают малышню бабушки с дедушками или чужие тети. С лет 2-3-х их отдают в руки государства. А там как повезет.

Родители, желаете ли вы вырастить здорового и способного ребенка? Так это зависит от вас! Сознательное, вдумчивое отношение к своим отцовским обязанностям – ваш путеводитель. Помогите маленькому в первых шагах на ступеньках творчества.

Главные секреты развития, по принципах Никитиных:

  • помогая малышу, взрослому самому необходимо включить мозги и заняться творчеством;
  • постараться не опоздать с развитием;
  • не навязывать воспитание;
  • поддерживать любую заинтересованность;
  • показывать на личном примере «что такое хорошо».

Организуйте домашнее пространство таким образом, чтобы максимально помочь малышу постигать окружающий мир.

Итак, в доме должны быть:

  • художественные и технические книги, словари, схемы, карты энциклопедии для интеллектуального развития;
  • умные игрушки, кубики, конструкторы для развития логического мышления;
  • спортивный уголок, экипированный спортинвентарем для физкультурных занятий;
  • рабочая мастерская с различными инструментами для наработки практических навыков.

Окружение как стимул к раннему развитию

Пик популярности никитинской системы детского развития пришелся на 70-е-80-е годы прошлого столетия: тогда книги этих педагогов-практиков расходились миллионными тиражами, а сами они выступали на крупных лекциях. Позже о Борисе Павловиче и Лене Алексеевне Никитиных узнали за рубежом: истоками «сознательного родительства» прониклись семьи в Японии, Германии и других странах.

Примечательно, что сами Никитины свою систему воспитания и образования детей системой вовсе не считали, они лишь стремились, по их собственным словам, создать для детей «творческую и здоровую среду» для всестороннего и гармоничного развития. В основе их взглядов — не только педагогические концепции других ученых (например, Марии Монтессори), но и ценный практический опыт воспитания семерых, помноженный на здравый смысл и традиционные подходы к физическому воспитанию детей.

Взгляды супругов Никитиных на физическое развитие детей можно обозначить основным принципом естественности и близости к природе — сегодня эти идеи близки многим родителям и отражены в разных концепциях, например, в теории «естественного родительства». В самом процессе воспитания и развития детей Никитины использовали очень емкий термин — «раннее начало». По мнению педагогов, в каждом ребенке с рождения заложены самые разные способности и с младенчества они находятся в очень тесной связи, так что развитие одних умений и навыков автоматически ведет к совершенствованию других. Иными словами, активное физическое развитие (ползание, хождение, плавание) ведет за собой навык речи и стремление к исследованию, а, значит, задействует и интеллектуальные способности. Главное — создать насыщенную и интересную домашнюю среду, в которой ребенок сам сможет развиваться. Роль родителей в этом процессе — лишь сопровождать ребенка на его пути к познанию и развитию, без давления и, тем более, насилия.

Что формировало ту самую насыщенную среду для детей самих Никитиных? Известно, что в их доме были обширная библиотека, географические карты, математические таблицы и таблица Менделеева и, конечно, разнообразные развивающие игры, созданные заботливыми родителями.

Как формировать развитие ребёнка: особенности воспитания

С первых дней жизни Никитины использовали различные закаливающие процедуры. Они предоставляли детям свободу движения, приучали ходить босиком и обливаться холодной водой. Такими простыми мерами семья Никитиных значительно уменьшила количество простудных и вирусных инфекций.

Физиологическое здоровье и нормальное развитие оказалось не единственным достижением родителей. Оказалось, что крепкие здоровые дети отличаются высокими творческими способностями. На фоне физического развития прекрасно формировались логика и мышление.

Позже об этой взаимосвязи писали врачи и физиологи: развитие мозга основывается на движении. А развитие физиологической системы для ребёнка является основой развития всех других систем организма (нервной, психической, умственной). То есть, если малыш мало ползает, много времени лежит в пелёнках, он не только позже садится и позже начинает ходить, но и позже учит буквы, позже начинает читать и позднее становится способен осваивать сложные науки (физику, химию, высшую математику).

Кроме физического развития и закаливания, родители использовали специальные игры, которые заставляют ребёнка думать и находить решения. Они развивали мышление и творческий потенциал. Игры получили название игр Никитиных. Эти игры заложили основу для развития творческих способностей детей.

Что важно для развития ребёнка?

В воспитании детей педагоги-новаторы основывались на следующих принципах:

  • Необходимо создавать детям благоприятные условия для развития, при которых способности легко формируются. К примеру: малыш ещё не знает нот, но вместе с мамой может слушать детские песни, музыкальные сказки. Или другой пример: ребёнок ещё не говорит, но в его игрушках уже есть кубики с буквами. Вместе с первыми словами он будет осваивать буквенные начертания.
  • Опережающие условия – формируют интерес и стремление к обучению. Музыканты растут в семьях музыкантов, а художники – у родителей-художников. И не только из-за наследственных способностей. Они с детства слышат музыку, видят краски или рассматривают математические таблицы.
  • Развитие творческих способностей возможно при свободе выбора занятий. Не должно быть заорганизованности, когда день ребёнка расписан от и до. Всегда должно быть время для собственного выбора, для того, что ребёнок хочет. А это – не поддаётся расписанию. Однако не должно быть и другой крайности – заброшенности и отсутствия каких-либо занятий, «полной свободы».
  • Интерес родителей к достижениям и занятиям ребёнка. Только при наличии интереса мамы и папы к детской деятельности, развитие ребёнка будет наиболее успешным. Не нужно уповать на самосознательность. Психология детства проста: мне не нужно то, что не нужно никому. И ещё: обязательно детские успехи должны быть встречены похвалой родителей.
  • Занятия должны проводятся в свободной форме. Решая пример, ребёнок может сидеть на полу, кувыркаться на турнике или висеть на канате. Движение – основа развития.

А теперь расскажем, какие занятия проводили Никитины со своими детьми.

Развивающие игры для детей до 3 лет по системе воспитания семьи Никитиных

В методике присутствуют разные логические игры. Но чаще всего системы воспитания детей до 3 лет включают в себя применение следующих развлечений:

набор «Сложи узор» – согласно методике Никитиных, в набор входит 16 кубиков одинакового размера. Их грани окрашены в 4 цвета. Родители выкладывают из кубиков узор. Задача ребенка – повторить рисунок. Это упражнение развивает логические операции: синтез и анализ, а также пространственное мышление;

игра «Кубики для всех» – простой комплект для развлечения. Рассчитан на самых маленьких. Малыш выбирает любую фигуру из кубиков в специальной книжке-инструкции и затем старается по образцу собрать аналогичный предмет;

набор «Уникуб» – сложное задание, развивающее у ребенка воображение. Взрослый называет предмет, который должен быть собран, а ребенок выполняет поставленную перед ним задачу. Главное правило, малыш все должен сделать самостоятельно, родители не должны вмешиваться в процесс.

Основные принципы воспитания «по-никитински»

По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая – это заорганизованность. То есть, сверхзаботливый уход и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается.

Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Подобный подход ведет к депривации (психологическому голоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, в итоге, к умственной отсталости.

В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость природе и творчество. Ребята – хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни.

Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом.

Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности.

Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами.

В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще – в самой жизни детей.

У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят.

Лена Андреевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.

Примеры игр по методике Никитиных

Игра «Сложи узор»

В комплекте этой игры – 16 кубиков одинакового размера. Стандарт – 3 х 3 х 3 см. При этом грани каждого кубика окрашены в 4 цвета, а две из 6 граней (противоположные) окрашены разными цветами по диагонали. Таким образом, задействованы всего 4 цвета.

Из кубиков можно составлять разные узоры, подбирая цвета в любом порядке.

Переставляя кубики, можно создавать большое количество вариантов картин, узоров, схем, придумывая им названия.

В этой игре есть три стандартных задания: составить аналогичный узор по заданной (нарисованной) схеме, затем составить (зарисовать) схему по сложенному кубиками узору, и третье – придумать новые узоры из 9 или 16 кубиков.

Схемы — задания на готовых карточках к игре могут быть подобраны в натуральную величину так, чтобы их можно было закрывать кубиками.

С малышами ясельного возраста можно играть в «Сложи узор», используя сначала 4 кубика, составляя одноцветные картинки, затем постепенно вводить следующие кубики, усложняя узор. Можно предложить составить самому простой узор и придумать ему название.

Воспитанникам старшего дошкольного возраста можно устроить увлекательные соревнования по игре «Сложи узор». Если разделить их на несколько команд, раздать по комплекту кубиков, то дети с удовольствием будут ждать от ведущего новое задание и складывать узоры по схеме. А воспитатель может подводить итоги в таблице, какая команда сложила быстрее, какая правильнее, а какая придумала больше новых узоров.

Б.П

Никитин предлагает взрослым обратить внимание на один очень важный момент: как мы достаем коробку с кубиками, бережно раскладываем или шумно вываливаем все сразу, так и дети будут либо бережно собирать кубики после игры, либо разбрасывать их по комнате. Обращение с предметами откладывается в детской памяти, малышам свойственно во всем подражать взрослым

Играя в «Сложи узор», малыши учатся самостоятельно мыслить, контролировать и оценивать себя, видеть собственные ошибки.

Игра «Рамки и вкладыши Монтессори»

Основу этой игры преимущественно составляют педагогические разработки итальянского педагога М. Монтессори. Б.П. Никитин лишь несколько изменил комплектность и условия. Игровые задания знакомят дошкольников с геометрическими фигурами, подготавливают детские ручки к письму, развивают логическое мышление.

Игровой комплект состоит из квадратных пластинок – рамок размером 10 х 10 см толщиной около 2 мм. Каждая рамка имеет в центре отверстие, в которое вставляется вкладыш соответствующей геометрической формы и подходящего размера, но отличающийся по цвету.

Вот список фигур:

  1. Круг
  2. Квадрат
  3. Равносторонний треугольник
  4. Эллипс
  5. Прямоугольник
  6. Ромб
  7. Трапеция
  8. Четырехугольник с неправильными сторонами и одним прямым углом
  9. Параллелограмм
  10. Равнобедренный треугольник
  11. Шестиугольник
  12. Пятиконечная звезда
  13. Прямоугольный равнобедренный треугольник
  14. Пятиугольник
  15. Неправильный шестиугольник
  16. Разносторонний треугольник.

Количество рамок и игровые задачи к каждой игре подготавливаются в соответствии с возрастом и возможностями деток.

Варианты заданий:

  • Найти вкладыши и вставить в рамочки
  • Обвести контуры фигурок (по рамке, по вкладышу)
  • Раскрасить фигурки цветными карандашами
  • Обвести фигурки двойным контуром
  • Создать орнамент из фигурок
  • Угадать фигурку на ощупь
  • Вставить вкладыши в рамочки с закрытыми глазками
  • Разложить рамочки и фигурки – вкладыши по свойствам.

Игра «Обезьянки»

Эта замечательная игра основана на способности малышей к подражанию. Дети часто копируют поведение взрослых, перенимая тем самым привычки, способы обращения с предметами, эмоции

У дошкольников младшего возраста очень развиты такие качества, как внимание, наблюдение за взрослыми, способность к подражанию. С возрастом эти качества меняются

Игра «Обезьянки» позволяет оценить, насколько внимателен ребенок, или же это качество угасает.

 В результате дети развивают внимание, учатся повторять действия ведущего. Усложнять игру можно вводя новые фигурки, в том числе разных цветов

Список никитинских игр и головоломок достаточно большой. Все они направлены на развитие логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения. Детские таланты необходимо развивать с раннего возраста, создавая творческую среду и увлекая ребенка интеллектуальными играми. Так считают Лена и Борис Никитины. И в этом с ними согласны все педагоги.

Спорт и закаливание — основа здоровья

Никитины закаливали даже самых маленьких детей, вынося их голенькими на улицу. Это вызвало огромных резонанс в обществе: кто-то был в ужасе, а кто-то, наоборот пел хвалебные дифирамбы. Напоминаем читателям, что закаливание очень полезно, но начинать нужно постепенно.

Спорт и закаливание — основа здоровья

Дети играют и развиваются.

Дети играют и развиваются.

Старшие и младшие играют и трудятся вместе. Все равны и все друг-друга поддерживают.

Старшие и младшие играют и трудятся вместе

В большой семье огромное воспитательное значение играет труд. Дети помогают родителям в выполнении повседневных дел. Помощь взрослым воспитывает сострадание, дисциплину, трудолюбие, осознанность и терпение.

Семья Никитиных «поход за водой»

Принципы метода в воспитании детей до года

Цель методики, рассчитанной на детский возраст до года, состоит в том, чтобы создать максимально необходимые условия для ребёнка. Для этого возраста больше характерно физиологическое развитие, которое является основой для дальнейшего роста интеллекта. Начало внедрения методики Никитиных — это даже не младенчество, не роды, а всё время от момента зачатия.

Физическое развитие детей в возрасте до года — основа их дальнейшего интеллектуального роста

Основополагающие нюансы развития до года

  1. Атмосфера в семье. Каждый ребёнок должен быть желанным и воспитываться в любви и согласии между родителями.
  2. Беременность. В этот период необходимо соблюдение определённых условий: отказ от никотина, алкоголя и лекарственных препаратов, активный образ жизни будущей мамы, обязательное общение с плодом.
  3. Роды. Они должны проходить без применения медикаментов, предпочтительно, в домашних условиях. Прикладывание к груди осуществляется сразу же после рождения (ещё до того, как выйдет послед).
  4. Кормление ребёнка. До момента прорезывания первого зуба малыш должен получать только материнское молоко и чистую воду. Кормление происходит по требованию. С самого начала введения прикорма нет необходимости разогревать еду до определённой температуры.
  5. Контакт с матерью. С рождения до полутора лет ребёнок должен контактировать с мамой максимально часто, включая ночной период (совместный сон).
  6. Врождённые рефлексы. Ни в коем случае нельзя препятствовать развитию двигательных рефлексов (ползание, хватание, плавание, попытки самостоятельно сидеть, ходить), независимо от того насколько рано они проявляются.
  7. Обстановка, способствующая развитию. Спортивные снаряды — естественный предмет обихода. Наличие в постоянном доступе конструкторов, манипулятивных игр, канцелярии (краски, карандаши, пластилин и т. д.).
  8. Свобода в познании. Не ограничивать ребёнка в передвижении, ползании. Манеж — максимум на час в день.
  9. Закаливания. С самого рождения после купания в тёплой воде необходимо обливание прохладной либо всего тельца, либо только ножек ребёнка.
  10. Сон на воздухе. В любую погоду, при любом морозе дневной сон должен проходить на свежем воздухе.
  11. Отсутствие стерильности. Уборка помещения самая обычная. Никакой специальной стерильности.
  12. Гигиена. Кроме стандартного ежедневного купания, Никитины приучали детей к туалету с рождения, высаживая их над тазиком даже в ночное время.
  13. Лёгкая одежда. Она не должна сковывать движений. Дома, где температура около +20 градусов, дети ходят босиком и в нижнем белье. Младенцы в помещении не носят шапочки, тельце по возможности максимально контактирует с воздухом. При этом открытые форточки — нормальное явление.
  14. Техника безопасности. Самый лучший способ дать ребёнку понять, что какой-то предмет опасен — позволить ему проконтактивать с ним. Вы не сможете контролировать малыша 24 часа в сутки и уберечь его от, например, проливания на себя кипятка из чайника. Но если кроха прикоснётся к горячему и получит небольшие болевые ощущения, он точно будет помнить об опасности.

Как видите, методы воспитания Никитиными своих детей до года кажутся жестокими и небезопасными. Многие из современных родителей представить не могут, что их ребёнок может находиться на улице при температуре +10 без тёплой шапки и полной зимней экипировки. Конечно, можно впадать в панику при виде малыша, облизывающего погремушку, которую вы мыли с мылом целый час назад, а можно взглянуть на факты. Факты таковы, что на практике дети Никитиных всегда обладали крепким здоровьем и опережали сверстников в развитии.

Какую игру по методике Никитиных предложить детям первой?

Если в распоряжении воспитателей есть несколько развивающих интеллектуальных «никитинских игр», то желательно сначала разобраться с каждой из них самому, чтобы выяснить комплектацию, уровень сложности. Можно попробовать поиграть самим, чтобы оценить диапазон задач и требуемое время. С учетом возраста, темперамента и характера малыша или группы воспитанников следует вводить сначала самые легкие игровые задания, двигаясь к более сложным

Например, если малыши освоились с игрой «Сложи узор», то периодически через несколько дней следует вводить игры «Обезьянки», «Рамки Монтессори», «Точечки», «Внимание» и другие

Воспитателей может заинтересовать вопрос, можно ли занять группу детей, предложив им сразу несколько разных игр по методике Никитиных? Сам Борис Никитин утверждает, что это возможно в том случае, если из трех игр минимум две уже освоены и интерес у воспитанников есть. При этом нежелательно отводить для игровой деятельности определенное время – 5, 10 минут, создавать временные рамки и останавливать. Пока у ребенка есть интерес и ему не делают замечаний, пусть решает логические задачи и доводит дело до конца.

«Сложи узор»

Этот игровой набор пользуется заслуженной популярностью. Состоит он из 16 кубиков одинакового размера, грани которых выкрашены в четыре различных цвета. Есть грани однотонные, двухцветных в двух вариациях (фрагменты различного окраса размещены диагонально или по прямой линии), 3- и 4-цветные. Задача ребенка – сложить из них узор, при этом на начальном этапе можно использовать готовые варианты из книжки-инструкции, а после – проявлять фантазию, самостоятельно придумывать всевозможные комбинации. Лучший возраст для выполнения упражнений с узорами – от 4 до 8 лет.

Борис Павлович Никитин предлагал идти путем «от простого к сложному» и использовать следующие виды и формы работы:

  • У малышей в возрасте 1,5-2 лет лучше всего получается подражать, поэтому взрослый может показать пример – сложить из кубиков «дорожку», башенку, поезд или другую простую фигуру.
  • В 2-4 года можно смело приступать к работе с цветами, предложив ребенку повторить заранее придуманный родителем гармоничный узор, это может быть как «дорожка», так и «квадрат». С каждым занятием сами узоры должны становится сложнее.
  • Усложненный вариант игры – сложить узор по готовой иллюстрации, но менять цвета (например, на карточке рисунок сине-белый, а ребенку надо сложить красно-желтый).
  • Как только ребенок без проблем начнет собирать такие сложные вариации, как «пила», «фонарик», «горки», следует предложить ему срисовать получившийся узор с кубиков на листок бумаги в клетку.
  • Наконец, наиболее сложная форма работы – придумать узор, разложив кубики в необходимом порядке, перерисовать его и закрасить.

Игра «Сложи узор» интересна детям, помогает развить в них интеллект, способность к анализу и синтезу, умение мыслить логически, комбинировать цвета и формы.

«Сложи квадрат»

Дидактический материал имеет три уровня сложности, представляет собой набор из 12 квадратов, каждый из которых окрашен в собственный цвет и причудливым образом разрезан на части. Задача ребенка проста – собрать целый квадрат, от него потребуется выбрать «кусочки» необходимого цвета и сложить из них правильную фигуру. Начинать работу с самым простым вариантом головоломки «Сложи квадрат» можно с двух лет.

Набор «Дроби»

Сделать его можно своими руками, используя плотный картон или фанеру, или приобрести готовый вариант.

«Дроби» представляет собой 12 кругов, окрашенных в различные цвета:

  • целые круги;
  • разделенные на сегменты – «дольки».

В зависимости от возраста и способностей можно предложить ребенку несколько вариантов игры с набором «Дроби»:

  • разложить кусочки по цветам;
  • составить из них круг, составить круг из деталей различных цветов;
  • разложить в ряд детали от меньшей к большей;
  • разместить фрагменты от большего к меньшему, разместить их стопкой.

Набор помогает не только развить мышление и сообразительность, но и получить первые знания о дробях, что, несомненно, поможет в процессе обучения – ведь, как отмечают педагоги, тема дробных чисел чаще всего дается неподготовленным детям с трудом. Заниматься с набором лучше всего в возрасте от 3 до 7 лет.

Методика раннего развития детей, созданная супругами Никитиными, позволяет не только подготовить малыша к школе и в ненавязчивой легкой форме пояснить ему то, что потом будут требовать учителя, но и научить ребенка самостоятельности, развить  стремление решать задачи, полагаясь только на себя, на собственный интеллект.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий