Стоит ли современным родителям использовать суперкарточки по методике Домана-Маниченко

Карточки Домана для получения энциклопедических знаний

С помощью методики Домана ребенок может получить начальные энциклопедические знания. Сам Доман говорил, что обширные объяснения малышу ни к чему, достаточно лишь кратко изложить доступную информацию.

Правила работы с карточками для получения энциклопедических знаний:

  1. Занятие включает в себя демонстрацию 10 карточек 3 раза в день. Картинка четкая, без посторонних изображений. Со временем количество изучаемых за день карточек увеличивается до 120.
  2. Показывая карточку, взрослый четко и внятно проговаривает название предмета.
  3. Со временем изученные карточки откладываются, заменяясь новыми. Показывать ребенку уже известные предметы не следует.

Методика Домана

Глен Доман – известный военный врач и педагог. Его методика обучения больных детей родила идею о создании метода раннего развития ребенка.

Активизируя орган зрения, развитие Г. Домана стимулирует работу и других органов чувств. Благодаря этому ребенок развивается намного быстрее, демонстрируя неограниченные способности человека.

Чтение по Г. Доману предполагает чтение слов целиком. Малыш видит, как пишется слово, запоминает его звучание.

Впоследствии они приходят к понятию буквы самостоятельно и начинают читать другие слова. То же самое касается обучению счету. Глен Доман показывал детям карточки с определенным количеством кружков и четко называл число. Впоследствии дети уже могли отличать 56 кружков от 57 и т.д. Таким образом, воспринимается не цифра, а общее количество предметов.

Чтение по Г. Доману и его методика раннего развития ребенка показали хорошие результаты. Таким способом были воспитаны несколько десятков нобелевских лауреатов.

Однако в этой методике находят и свои недостатки. Главным из них названа однобокость развития, когда активно стимулируется только зрение, и остаются без внимания обоняние, осязание, слух, вкус и т.д.

Еще один недостаток состоит в том, что слова показываются без иллюстраций. У малыша еще мало опыта в жизни, и значения многих слов ему не известны. Слово дается ему без образного сопровождения. Считается, что тем самым стимулируется развитие абстрактного мышления. Но достоверность этого факта до конца не доказана: кстати, дети с ярко выраженным образным мышлением плохо воспринимают эту методику.

В методике Домана ребенок чувствует себя пассивным. Он не является активным участником процесса обучения. В результате есть опасения, что малыш привыкнет получать готовые знания и не будет отыскивать их самостоятельно в будущем.

Несмотря на противоречия, методика раннего развития ребенка Глена Домана нашла своих последователей и новаторов. Одним из них стал педагог и психолог из России Андрей Маниченко.

Скачать книги бесплатно:

Вальдорфская школа

Педагогика равных возможностей, а именно так называют эту методику, возникла как часть антропософии – науки, разработанной Рудольфом Штайнером в начале XX века. В местечке Вальдорф при табачной фабрике ученый открыл первую школу для детей сотрудников.

Вальдорфская методика огромное внимание уделяет народной культуре и всем видам художественной деятельности. Дети в детском саду поют, танцуют, слушают сказки, участвуют в театрализованных представлениях, изготавливают куклы

Кроме того, вальдорфская педагогика не одобряет раннее развитие. Вот несколько любопытных ограничений:

  • запрет на преждевременное (до 7 лет) обучение и интеллектуальные нагрузки. Малыши должны играть, как можно дольше оставаясь в своем сказочном мире;
  • отказ от телевидения, компьютеров – дети быстро впадают в зависимость от техники, которая разрушает их духовность и душевность;
  • нельзя оценивать детские поступки, иначе ребенок будет действовать под внешним давлением педагогов и родителей, ожидая похвалы или осуждения.

История вопроса

Получив в 1940 г. научную степень по физической терапии в Пенсильванском университете, Доман посвятил себя лечению и реабилитации детей с различными повреждениями головного мозга. На протяжении пятнадцати лет, занимаясь безнадежно больными, он добился потрясающих результатов и совершил ряд удивительных открытий. В случаях, когда процесс развития и роста мозга остановлен (как при глубоком поражении мозга) или замедлен (как при средней тяжести поражения), его можно заставить работать. Только для этого нужно воздействовать на него через один из доступных нам каналов проникновения информации – зрение, слух, осязание. И оказалось, что, процесс роста и развития мозга можно усилить и ускорить! Доман предлагал стимулировать центральную нервную систему и мозг при помощи зрительного восприятия (визуально), слуха (аудиально) и путем осязания (тактильно). Детям с отсталым умственным и физическим развитием с определенной периодичностью показывали картинки, написанные на карточках слова, одновременно озвучивая их, учили ползать, висеть на брусьях, в то время как они вообще не могли двигаться. Занятия Домана позволяли частично или полностью восстановить двигательную активность маленьких пациентов, помогали детям с нарушением мыслительной способности получить образование, а иногда даже превзойти своих здоровых сверстников.

В 1955 году нейрофизиолог Глен Доман вместе с группой ученых основывает Институт развития человеческого потенциала в Филадельфии. К началу 60-х результаты исследований этого научного центра становятся широко известны, а сам Доман называет их “мягкой революцией” в науке. Разрабатывая систему реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы, он пришел к выводу, что наиболее эффективно можно влиять на развитие мозга в период его активного роста – до 6-7 лет. Причем, уже после трех лет этот процесс замедляется, а после семи практически прекращается. Следовательно, чем младше ребенок, тем проще его обучать. “Еще проще приобщить к знаниям ребенка в возрасте до одного года” – считает Доман . Так возникла идея использовать опыт стимуляции умственных процессов для работы с нормальными детьми.

Вот уже несколько десятилетий Глен Доман и его единомышленники обучают детей и их родителей, используя уникальную методику, направленную на стимуляцию мозговой активности. Результаты таких занятий буквально потрясают: маленькие ученики к четырем годам читают и понимают тексты на нескольких иностранных языках, играют на различных музыкальных инструментах, демонстрируют блестящие математические способности, выполняют гимнастические упражнения, ныряют и плавают.

Но, пожалуй, самое удивительное в том, что автор методики предлагает овладеть ею всем родителям, которые желают дать своим детям энциклопедические знания. Знаменитый нейрофизиолог считает, что каждая мать или отец способны воспитать гениальных детей. Задаче обучения родителей посвящены специальные курсы для беременных, семинарские занятия для родителей, у которых уже есть дети, и, наконец, множество книг Глена Домана.

«Музыкальная» методика Железновых

«Музыка с мамой» – именно так называется цикл занятий для раннего музыкального воспитания, разработанный отцом и дочерью Железновыми. В программу входят упражнения по развитию моторики, речи, тактильных ощущений и музыкального слуха.

По мнению авторов, музыка должна сопровождать все виды деятельности ребенка:

  • подвижные игры;
  • пальчиковую гимнастику;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • зарядку и массаж.

Приступать к упражнениям можно уже с первых недель жизни младенца. Мамы занимаются по этой методике дома (приобретя аудио- и видеоуроки) или с педагогом в небольших группах.

Минусов у метода Железновых нет, ведь всем известно о позитивной роли музыки и пения в развитии ребенка.

Навіть за півхвилини можна багато чому навчити

У порівняння людського мозку, Глен Доман ставить досконалий комп’ютер, який підводить підсумки, виходячи з фактів. Він вважає, що абсолютно марно щось довго пояснювати дитині і чекати від нього потім розумних думок і вірних рішень про скоєних вчинках. Дитині необхідно надавати точну, доступну, чітку інформацію. Для пояснення сказаного він наводить наступний приклад.

Дивлячись на собаку, дитина цікавиться у вас про неї. Що ви можете зробити:

  • відмахнутися від нього зі словами: «Відчепися, мені ніколи»;
  • повідомити дитині: «Це гав-гав»;
  • коротко відповісти: «Це собака»;
  • сказати: «Це собака породи сенбернар»;
  • продемонструвати картинки з собаками;
  • показати картинки з різними породами собак і сказати: «Дивися, тут всюди зображені тварини, яких називають собаки, але вони можуть бути різними. Є пудель, німецька вівчарка, доберман, чау-чау, такса» і т. д.

З останнього відповіді малюк зможе сам зробити маленьке відкриття для себе, зрозумівши, що у всіх собак є спільні риси – це кількість лап, наявність хвоста, вовни, але при цьому вони можуть відрізнятися за кольором, розміром, довжиною шерсті, хвоста, формою вух та ін Таким чином, всього за півхвилини дитина зможе здійснити величезну інтелектуальну роботу і прискорити діяльність мозку.

Намагайтеся давати малюку більш розгорнуті відповіді, прості для розуміння і засновані на фактах

Общие знания

В чем цель жизни? В разностороннем развитии, в изучении окружающего всего мира, а не его отдельных частей. Разделение на гуманитариев и на тех, кому ближе математика, по мнению Домана, неверно.

Ошибка родителей заключается в том, что они тратят время на объяснения, рассказы. С пеленок дети еще ничего не знают и воспринимают только «голые» факты. По программе они умещены в 10 разделов.

  • Биология – в комплекте карточки Домана: животные, растения, птицы и т. д.
  • География – города России и другие.
  • Анатомия – строение и части тела, органы.
  • Искусство – картины, живопись.
  • Литература – писатели, классика.
  • Музыка – композиторы.
  • Язык – объект и его перевод.
  • Математика – карточки с точками, обозначающими число.
  • История – правители, разные времена, значимые события.
  • Общие знания – профессии, орудия труда, общественный транспорт.

Каждое занятие должно дополняться новой информацией. То есть нужно не просто показывать ребенку карточку с изображением льва, а рассказывать о нем от простого к сложному.

Пример: у этого зверя густая грива. Лев – царь зверей, сильное и красивое животное. Это хищник, который питается другими зверями. Львы живут в прайдах, где несколько львиц и один самец.

Если будете делать развивающие карточки своими руками, уделяйте внимание четкости изображения. На картинке может быть только один предмет: если транспорт, то одно авто (грузовик, автобус)

Если профессии, то конкретные (повар, врач). Размер должен быть большим. Подходящие параметры – 28х28 см.

Суть методики

Секрет дидактики Домана заключается в объединении закономерностей педагогических и физиологических законов усвоения знаний. Особенный ребенок ограничен в возможностях работы мозга. Ему необходима помощь.

Доман считал, что тренировку мышц и насыщение мозга новой информацией нужно проводить одновременно. Поэтому предлагал совместить активные физические упражнения с интеллектуальными занятиями. Начинать реабилитацию детей с отклонениями в развитии нужно с пеленок: чем раньше, тем лучше.

В программу американского нейрофизиолога входят следующие блоки:

1. Стимуляция физического развития с рождения

Это ползание по скользкой горке. Ребенок должен находиться в треке с 1–2 месяцев по 3–4 часа в день. Младенец трется о бортики животом, бедрами, предплечьями. Преодолевает значительные расстояния. Это идеальная среда для раннего физического развития. Такие дети обязательно будут хорошо ползать до полугода, рано начнут ходить и говорить.

2. Развитие чувства баланса, равновесия

Мамам предлагается крутить, вертеть ребеночка, переворачивать вверх тормашками, давать возможность ползать по полу, перебираться через валики. До 3 лет нужно научить ребенка плавать.

3. Интеллектуальные занятия с рождения

Глен Доман считал, что мозг человека — это компьютер. Его нельзя оставлять в бездействии. Если мозг постоянно не получает новую информацию, он перестает функционировать правильно. Поэтому задача родителей — снабжать ребенка интеллектуальной пищей ежедневно. Сделать это можно за 30 секунд в день. Например, не назвать одну породу кошки, а показать 10 карточек с изображениями разных кошек. А ребенок сам сделает вывод о том, что у этих животных есть лапы, хвост, они лохматые, пушистые.

4. Уроки по чтению и счету

Это базовые умения. Доман говорил, что чтение по слогам дети усваивают гораздо сложнее, чем восприятие целых слов. Поэтому он предлагал родителям обучать малышей грамоте с рождения с помощью карточек. В результате дети запоминают образ слова, могут найти и прочесть его в тексте. Постепенно слова сменяются словосочетаниями, предложениями и книгами. Счету грудничков обучают с помощью изображений точек от 1 до 100.

Если соединить между собой все блоки, уделять занятиям по развитию интеллекта около 2 минут в день, а физическим упражнениям все остальное время, ребенок к 3,5 года достигнет уровня развития шестилетнего дошкольника.

Основные идеи методики раннего обучения

По мнению Глена Домана, успех обучения обусловлен именно ранним возрастом учеников.

Раскрывать потенциал ребенка нужно уже с пеленок.
Самый авторитетный учитель – родитель, искренне желающий обучить своего малыша. Благоприятные условия – домашние, привычные.
Такой невероятной тяги к познаниям, как в детстве, человек не испытывает больше никогда. Малютки легко усваивают информацию в большом объеме.
Фактический рост мозга прекращается к 6 годам

К этому времени нужно «вместить» туда как можно больше знаний.
Внимание родителей – лучший подарок для детей. Поэтому совместное обучение дарит ребенку не только новые познания, но и общение с любимыми людьми.

Карапузы, которые узнали, что такое суперкарточки по методике Домана-Маниченко с раннего возраста, уже к 2–4 годам считали, читали и были эрудированнее, чем сверстники. Они отличали профессии, знали общественный транспорт, животных, птиц.

Плюсы и минусы

Отзывы преподавателей и приверженцев методики развития Домана утверждают, что она дает детям хорошую интеллектуальную базу для продолжения обучения в школе. Их отличает интерес к учебе, отличная память, высокая скорость мышления.

Занятия могут проводиться в домашних условиях, что очень удобно для родителей. Да и мама лучше всех остальных людей знает своего ребенка и может подстроить программу под него. Небольшое количество времени, в течение которого карточки демонстрируются малышу, не обременяют его, он не успевает заскучать. А периодичность показа позволяет информации хорошо усвоиться в сознании ребенка.

Занятия можно проводить с ребенком уже с первых месяцев, они помогут развить его зрительные навыки, слуховое восприятие и концентрацию внимания. Первые результаты навыков чтения и счета, как утверждают создатели программы, будут видны приблизительно через 6-12 месяцев после начала занятий.

Однако многие современные психологи и педагоги отмечают, что возможности малышей обучаться, воспринимать и перерабатывать информацию формируются постепенно. И даже если родители при помощи методики Домана вместят в мозг ребенка большое количество информации, то научить его осознанно использовать эти знания очень сложно.

Кроме того, ученые отмечают спорность подхода к обучению чтению. Ребенок запоминает слово как картинку, в определенном цвете и размере, и вряд ли сможет узнать его в новом шрифте и цвете. Да и незнакомые слова он уже не сможет прочитать, сложив знакомые буквы и слоги. Обучение счету тоже весьма абстрактно. Ведь для детей очень важны тактильные чувства, им хочется многое пробовать на ощупь и на вкус, а это в методике Домана никак не предусмотрено.

Использовать или нет методику Домана-Маниченко для своего ребенка, решать только родителям малыша. Некоторые способы изучения окружающего мира вполне можно позаимствовать у этого метода. Польза от этого, несомненно, будет, поскольку ребенок станет регулярно получать новую информацию, необходимую для тренировки мозга и памяти. Но для эффективности можно сочетать методы Домана и с дрфугими методиками обучения и развития.

https://youtube.com/watch?v=55q_oeMrmno

Правила раннего обучения

Чтобы методика Глена Домана приводила к ожидаемым результатам, автор рекомендует придерживаться простых, но очень важных советов.

  • Чем младше малыш, тем легче его обучить. Поэтому начинайте заниматься сразу с пеленок.
  • Вам или ребенку неинтересны такие темы, как профессии или математика? Для вас есть другие – биология, транспорт, география.
  • Не настаивайте на том, чтобы кроха демонстрировал свои знания. Цель обучения – дать информацию, а не постоянно проверять ее усваивание.
  • Заранее готовьтесь к занятию. Заниматься нужно в подходящей обстановке (выключите телевизор, уберите телефоны, музыку и другие отвлекающие факторы).
  • Хвалите и поощряйте ребенка, открыто радуйтесь его успехам. Используйте обращения «умница», «молодчина» и т. д.
  • Уроки должны быть регулярными, важна система. Вводите как можно больше информации. Например, профессии – врач, доктор. Кто и чем занимается, с какой целью? Транспорт – мотоцикл и автомобиль. Сходства, отличия, за счет чего движутся?
  • Если вам не нравится процесс обучения, не насилуйте себя. Такой подход не приведет к положительным результатам.
  • Оканчивайте домашние уроки при первых проявлениях усталости маленького ученика (начал зевать, отвлекаться, перемещаться).

Помните, малыши более восприимчивы к игре, система менее эффективна. Превратите ваши занятия в увлекательный процесс, которого ребенок будет ждать с нетерпением! Тогда вы будете заниматься с удовольствием, что приведет к максимальной результативности.

Плюсы и минусы методики

Казалось бы, методика Глена Домана дает отличные результаты, используется в США более 60 лет, значит, точно должна оцениваться педагогами, врачами, родителями положительно. Но нет, в методике известного нейрофизиолога находят не только плюсы, но и минусы. Как воспринимать точку зрения специалистов, решать вам.

Плюсы

Если рассматривать метод Домана как старт к успешному развитию интеллекта у ребенка раннего возраста, то выделяются следующие преимущества:

  1. Начинать уроки по чтению, приобретению разноплановых знаний о мире, счету можно с грудничкового возраста, даже с 2–3 месяцев. В итоге детсадовец овладеет школьными знаниями задолго до первого класса. Например, игра “Предлоги” помогает расширить кругозор и увеличить словарный запас.
  2. Мама и папа проводят много времени с малышом, занимаются его развитием постоянно.
  3. Ребенок ежедневно узнает огромное количество информации. Если применять карточки по чтению, счету и развитию кругозора с раннего возраста, то по уровню интеллекта, ассоциативного мышления дошкольник обгонит своих сверстников.
  4. Благодаря вниманию к физическим упражнениям, малыши учатся выполнять массу новых движений. Это сказывается на их физподготовке, здоровье в целом.
  5. В процессе рассматривания карточек с картинками, словами ребенок активно развивает зрительную память. Слушая, как мама произносит названия предметов, — слуховую.
  6. Малыши учатся быстро. На показ пары карточек уходит несколько секунд. Метод Домана отменяет скучное сидение за столом с учителем, наглядные пособия можно демонстрировать в любом месте: на улице, дома, в кроватке, во время еды.

Рассматривать систему американского нейрофизиолога как механическое перекладывание картинок-бормоталок с места на место, демонстрацию без цели нельзя. Если уделять обучению достаточное количество времени, ребенок получит толчок к развитию интеллекта, совершит работу над собой.

Например, рассматривая овощи и фрукты, детсадовцы получают наглядное представление о плодах разной величины, цвете, назначении. Подкрепляйте теорию практикой: рассказывайте, что в супе сегодня картофель, а на полдник десерт из клубники. Разноплановое преподнесение связанной между собой информации даст положительный результат.

Минусы

Отрицательных моментов не меньше, чем положительных:

  1. В процессе обучения ребенок пассивен. Ему не нужно «добывать» информацию, делать выводы, анализировать. Родители приносят ему все на «блюдечке». Пассивность которая присутствует в “чтении с пелёнок” сказывается на дальнейшем обучении в школе, притупляется любознательность, познавательная активность.
  2. Курс занятий не учитывает индивидуальные потребности ребенка, его интересы на данный момент. Все дети занимаются по единой программе.
  3. Младенец не развивает творческий потенциал. Не играет в игрушки, не лепит, не поет, не рисует.
  4. Насыщенность курса слишком высока для маленьких детей. Выдержать такую нагрузку могут далеко не все дошкольники, а тем более груднички.
  5. Методика построена на механической зрительной и слуховой памяти. Остальные органы чувств не задействованы.
  6. Родители, по задумке Домана, должны сконцентрироваться на показе карточек. Играть с маленьким почемучкой, читать, разговаривать некогда. Из процесса воспитания маленькой личности автоматически выбрасывается эстетическая, моральная составляющая.

Особенно негативно к системе обучения по Доману относятся невропатологи. Врачи выступают против раннего развития детей, считая такие занятия причиной энуреза, тиков, депрессий, навязчивых движений. То есть усердие родителей приводит к отклонениям в психическом здоровье в худшую сторону. Это мнение трудно доказать, но опровергнуть тоже нельзя.

Методика Масару Ибука

Японский предприниматель, инженер, сооснователь корпорации Sony и не думал становиться педагогом. Но у внезапно заболевшего сына обнаружилась задержка в развитии, и отцу пришла идея разработать собственную концепцию воспитания, которая показала удивительные результаты.

По мнению Ибука, главная задача родителей – реализовать безграничные детские возможности, развить у малыша склонности и задатки, сделать его жизнь радостной и полной впечатлений. Именно для этого нужно раннее обучение музыке и иностранным языкам. Однако совершенно необязательно воспитывать из ребенка великого скрипача или лингвиста.

Как появилась методика раннего развития Гленна Домана

Гленн Доман — врач из США. Отучившись на физиотерапевта, он впоследствии увлёкся изучением человеческого мозга, в частности, детского.

Свою жизнь Гленн Доман посвятил исследованию человеческого мозга, стал основателем Института развития человеческого потенциала

Учёный разработал специальную программу реабилитации для детей-инвалидов с патологиями нервной системы. В процессе работы он пришёл к выводу, что мозг развивается лишь в условиях его постоянной стимуляции.

Применяя свою методику на маленьких пациентах, Доман добился положительных результатов — детский мозг (а точнее, его здоровые клетки) начал работать. Ребята с диагнозом «умственная отсталость» стали двигаться, садиться, говорить и даже читать.

Впоследствии врач решил опробовать свою методику и на здоровых детях. Всё началось с того, что здоровые братики и сестрички больных малышей с интересом присоединялись к занятиям и также достигали внушительных результатов. Ребята 2–4 лет свободно читали, считали, проявляли эрудицию в различных областях и были замечательно развиты физически.

Ключевое правило системы Домана — с ранних лет и даже месяцев жизни ребёнка следует заставлять как можно больше двигаться и напрягать мозг. Как результат интеллект станет развиваться быстрыми темпами. Двигательная же активность важна потому, что способствует развитию мозга.

Альтернативное мнение

Некоторые современные врачи и педагоги не согласны, что методику Домана следует применять на здоровых детях. Она изначально ориентирована на малышей с повреждениями мозга, то есть, тех, у кого в силу заболевания существует информационный дефицит. Вот его-то и надо восполнять.

Здоровые же, нормально развивающиеся дети не имеют такого информационного дефицита, поскольку они могут его удовлетворить самостоятельно (малыш сам может перевернуться, приподняться, сесть, подползти и пр., когда он этого хочет). А при его отсутствии добиться внимания к занятиям довольно сложно.

Макаренко о воспитании детей

Труды советского педагога Антона Макаренко, перевоспитавшего немало беспризорников, стали основой для создания коммунистической педагогики. Ее целью было воспитание настоящих патриотов, образованных граждан, людей с чувством долга и достоинства.

Несмотря на спорность этой педагогической системы, некоторые полезные уроки мы можем извлечь и для развития собственных детей.

К примеру, Макаренко считал, что:

отношения детей и родителей должны быть дружными, основанными на любви и уважении;
необходимо разработать четкий режим дня для ребенка и приучать его к труду;
если дети помогают по дому, то они вырастут честными, заботливыми, бережливыми и ответственными;
важно уделять внимание и эстетической стороне воспитания, если родители хотят воспитать всесторонне развитого человека.

И напоследок: мы не агитируем за определенную систему воспитания. Каждый малыш – уникальная личность, развивающаяся в своем темпе и обладающая природными задатками и способностями. Воспитывайте детей с любовью, выбирайте лучший метод раннего развития, глядя на ребенка, и помните, что занятия должны доставлять ему удовольствие.

Автор и суть методики

Гленн Доман – это врач-физиотерапевт, посвятивший свою жизнь исследованиям потенциала человека и разработке восстанавливающих методик для малышей, страдающих заболеваниями нервной системы. Многие его положения на практике оказались весьма эффективными, и Доман пошел дальше – предложил ряд идей для раннего развития совершенно здоровых малышей. Однако современные исследования доказали, что многие его выводы ошибочны, поскольку не учитывают специфику мозга детей. Адаптирована методика для русских детей Андреем Маниченко, поэтому и носит двойное название.

Чаще всего родители пользуются методом раннего обучения малышей чтению при помощи карточек, содержащих изображения и подписи к ним. Коротко основные положения можно сформулировать так:

  • наличие прямой взаимосвязи интеллектуального и физического развития ребенка;
  • тренировки должны проводиться регулярно;
  • обязательно использовать тренажеры и дидактические пособия, в частности уже упомянутые карточки.

Положения в целом разумны, но часть идей Домана была подвержена критике. В частности его предложение заниматься с малышами до года на специальных «треках», длиной от 30 до 90 см вызывают у мам изумление, ведь кроха еще не может даже держать собственную голову, для него довольно проблематично проползти по такой «дорожке». Подобные тренировки, согласно методике, должны занимать не менее 4 часов в день, что весьма утомительно для малыша.

Также для самых маленьких предлагаются задания для развития мануальных и двигательных навыков и поддержания равновесия.

Учимся читать

Вы познакомились с букварем в 5 или 6 лет? Методика «Чтение» по Доману позволяет обучать детей с пеленок (с 6 месяцев). Поможет вам «читалка»!

Как заниматься с таким крохой, и как это возможно? Примерно так же, как малыши учатся понимать и воспроизводить речь. Сначала малютка видит слово и слышит его произношение.

Постепенно оно «сохраняется» в памяти и при очередном просмотре карапуз уже узнает знакомое сочетание букв. Законы чтения дитя изучит самостоятельно, благодаря способности анализировать и сопоставлять.

Обучение начинается от простого к сложному – сначала это знакомые малютке слова (члены семьи, бутылочки и любимые игрушки), затем словосочетания, предложения, а потом такая «читалка» распространяется и на книги.

Если вы захотите сделать карточки для занятия своими руками, то придерживайтесь такого же оформления, как у экземпляров из комплекта «Умница»:

  • размер – 10х50 см;
  • шрифт – высота 7,5 см, толщина 1,5 см (постепенно уменьшается);
  • цвет букв – красный (через некоторое время сменяется черным).

Математика по Доману

Сначала вы знакомите ребенка с количествами, при этом демонстрируя ему не абстрактную цифру, а число точек, соответствующее названному числу. Для детских глазок подойдут белые картонные карточки с большими красными, хаотично разбросанными точками. Постепенно осваивайте счет до ста, демонстрируя карточки в разнобой. Да-да, кроха способен одновременно увидеть 100 точек на карточке, пока вы тихонечко сверяетесь с подписью на обороте! Следующие этапы занятий: решение примеров, задач, а затем уже знакомство с цифрами, которое завершится очень быстро. Всего за несколько месяцев регулярного обучения математике вы получите впечатляющие результаты

А наряду с получением математических знаний, ребенок развивает интеллект, феноменальную память, навыки устного счета, внимание, пространственное восприятие, зрение

Карточки как основа для метода Домана

В основе использования метода Глена Домана лежат специальные
карточки. Их можно легко найти в продаже, но также не составит труда сделать их
самостоятельно. Более того, индивидуальное изготовление помогает не только
сэкономить, но и значительно расширяет список потенциальных предметов для
изучения. Вы также всегда можете актуализировать материал, вводить новые темы,
чтобы обучение не стояло на месте.

Карточки Глена Домана

Самый просто вариант поиска карточек – скачивание готовых из
сети. В открытом доступе есть масса вариантов карт, но, если будете их
печатать, рекомендуем использовать именно цветной принтер.

Существует ряд требований к карточкам, которые стоит учитывать как при их поиске в открытом доступе, так и при индивидуальном изготовлении.

К этому списку относятся такие правила, как:

Создавайте четкое разграничение по категориям. Это могут быть животные, различные предметы или слова – все что вы посчитаете нужным.

При распечатывании или изготовлении своими силами стоит использовать только матовую бумагу

Для ребенка важно, чтобы на карте совсем не было бликов – в таком случае будет исключен потенциальный риск искажений.

С задней стороны нужно обозначить, что именно указано на карте
Лучше всего использовать двухстороннюю печать, чтобы можно было следить за тем, к чему именно ваш ребенок прикладывает внимание.

Учитывайте требования к размерам. Начинать стоит с карточек, размеры которых не менее 28х28 см
При этом высота букв должна быть не менее 7,5 см для нормального восприятия текста детскими глазами.

Не пытайтесь сразу сделать много карточек

Стоит первоначально определить список тем, которые будут использоваться, подготовить по каждой до 10 карт. По мере прогресса обучения, можно добавлять новые карточки.

Помните о важности заметности как текста, так и картинки на карточке. Изображение должно быть четким, корректным

Так буквы обязательно наносятся красным цветом. Не стоит экономить на печати, потому что это важно для ребенка.

Вальдорфская методика раннего развития

Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна. Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.

Основные принципы методики:

Главный принцип – это «неопережение», т.е. ребенок должен развиваться в своем темпе, с упором на качество, а не на количество.
Дети играют и работают только с натуральными материалами. Пластмассовые и электронные игрушки, различные гаджеты исключены
Вся атмосфера наполнена домашним уютом, ведь детей окружает естественность: дощатые полы и мебель, самотканые коврики, тряпичные куклы, деревянные и соломенные игрушки.
Большое значение придается психологическому комфорту ребенка, а значит, педагог Вальдорфского детского сада или школы должен уметь создать доверительную обстановку в коллективе.
Особое внимание уделяется занятиям различными видами искусств: музыкой, пением, живописью, лепкой и рукоделием

Вальдорфскую педагогику можно назвать скорее гуманитарной.
Дети очень много играют, преимущественно самостоятельно (взрослые лишь поддерживают интерес детей к игре)
Кроме того, они участвуют во взрослой трудовой деятельности – готовке, уборке, садоводстве.
Отсутствуют принуждение, наказания и осуждение ребенка.
Важной частью Вальдорфской педагогики являются праздники, проводящиеся в духе народных традиций.

Учим ребёнка считать по Доману

Согласно методике Глена Домана, родители и дети считают по-разному: взрослый человек представляет себе конкретную цифру, а малыш видит количество яблок, конфет и пр.

Вот почему на карточках, которые будут демонстрироваться ребёнку, автор изображал не цифры, а красные точки, которые соответствуют этому числу. Так детям будет проще учиться счёту.

Демонстрационный материал состоит из белых карточек, размер которых примерно 27 на 27 сантиметров. Диаметр красных кружочков составляет чуть меньше 2 сантиметров. Потребуется 100 подобных карточек, на которых будут располагаться от 1 до 100 кружков.

Обучение счёту напоминает привитие навыка чтения и включает следующие действия:

  • ребёнку показывают быстро карточки с кружками;
  • занятие состоит из трёх сеансов по 5 карточек;
  • каждый день нужно добавлять две новые карточки и удалять из сеанса 2 карточки со знакомыми цифрами;
  • затем взрослый вводит дополнительные картинки с большим количеством кружков и увеличивает их число.

Метод счёта Домана предполагает, что если ребёнок будет смотреть регулярно карточки с изображёнными кружочками, то совсем скоро он научится устанавливать количество предметов автоматически. Это позволит ему выполнять математические операции с большими числами.

Basic postulates

  1. The kid is the center of all activities, everything around himrolling. This means that a mother should adapt to his individual pace of learning, encourage his activity and try not to tire him with visual material.
  2. The game is the main way of learning, development andrecreation. A child at this age best perceives information in a play activity, therefore, display and reading of cards must also take place in a playful way.
  3. Consistent development of the child. Domana-Manichenko method in its arsenal has a large number of series of cards. All of them are ordered in such a way that the child is studying the concepts and objects of the world around him. You can not show the baby first light cards, and then images for learning to read. Training should be phased.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий