Методика «Дембо-Рубинштейн»: самооценка младших школьников

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.

Основные параметры самооценки – это ее высота, устойчивость и реалистичность.

После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний – от нижней точки шкалы до знака “х”; высоту самооценки – от “о” до знака “-“; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.

Высота самооценки (-)

Рубинштейн Сусанна Яковлевна

Количество баллов примерно от 50 до 75 (“средний” и “высокий” уровень) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такой уровень может указывать на искажения в формировании личности – закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.

В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа.  Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?

Уровень притязаний (х)

Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальный показатель (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) – между этими отметками.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.

Соотношение между параметрами самооценки

Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы “х” должны находиться между символами “о” и “-“. Расстояние между х и о – это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. “Х” – это то, что “человек сможет”, а то, что выше нее, – “недоступно”. Ниже “х” вплоть до актуальной самооценки – то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше – невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота “кружков” должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если “кружок” находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности.

Неравномерные оценки, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

“О” – идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом “х” мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а “о” по-прежнему стоит выше “х”. Если этого не происходит, мы говорим об “инфляции мечты”.

Применение методики в работе с детьми

При работе с детьми наглядно объясняют и разбирают суть работы. Разбирается сущность задания на тренировочной шкале здоровья. После чего дети приступают к работе самостоятельно, а руководитель только объясняет непонятные моменты и следит за правильностью хода работы.

После того, как дети позиционируют себя на всех семи шкалах, им предлагают ввести собственные параметры. На другом бланке или на оборотной стороне того же дети должны сами нарисовать и отметить свое положение на шкале, параметр которой задали самостоятельно.

В работе с детьми, в отличие от работы со взрослыми и подростками, от них не требуют отметить желаемый уровень, а лишь только тот, на котором, по их мнению, они находятся в данный момент.

Исследование самооценки: оценка и интерпретация результатов

Рассматриваемая методика выявляет уровень самооценки, а также уровень притязаний человека любого возраста (ребенка-школьника, взрослого).

Уровень самооценки по шкале измеряется от знака «о» до знака «–». Показатель притязаний личности – количество баллов от «о» до «x».

Нестандартная ситуация возникает, когда уровень притязаний ниже, чем оценка личности (расстояние от «x» до «–»). В данном случае баллы записываются со знаком минус. Заключительный этап всех измерений – подсчет количества баллов.

Высота самооценки

Интерпретация самооценки по этой методике:

  • Результат находится в диапазоне от 50 до 74 баллов. Можно говорить о нормальном уровне самооценки у испытуемого. Психологи считают, что человек себя реально оценивает.
  • Число находится в диапазоне от 75 до 100 баллов – завышенная самооценка. У подростка или взрослого человека имеются отклонения, связанные с формированием личности. Необходима беседа с психологом. Перечень возможных проблем: отсутствие самокритики, повышенные требования к людям.
  • Количество баллов ниже 50, показатель свидетельствует о заниженной самооценке. Проводимые исследования свидетельствуют о наличии следующих проблем: неготовность для получения нового опыта, боязнь развития в профессиональной сфере, отсутствие веры в собственную мечту. Бывают ситуации, когда человек сам навязывает себе низкий уровень самооценки для того, чтобы иметь возможность не принимать ответственных решений. Необходима работа психолога.

Уровень притязаний

Расшифровка:

  1. Диапазон от 75 до 89 баллов – нормальный уровень притязаний. Данные говорят о том, что человек адекватно оценивает свои способности.
  2. Диапазон от 90 до 100 баллов – высокая степень притязаний. У испытуемого полностью отсутствует самокритика. Такой человек обычно уверен, что он наделен редкими выдающимися способностями.
  3. Менее 60 баллов – низкий уровень притязаний. В данном случае человек не может нормально развиваться. Наблюдается полное отсутствие стремлений для достижения целей. Испытуемому кажется, что любая идея обречена на провал.

Обязательно почитайте:

Как контролировать свои эмоции и как ими управлять: 10 эффективных правил

Дополнительные приемы к методике

При проведении индивидуального исследования,согласно методике, ведется беседа, которая спровоцирована экспериментально. Человеку предлагается объяснить каких людей он считает несчастными, а каких счастливыми. В зависимости от отметки, которую расположит на шкале испытуемый, задается вопрос почему именно это местоположение он выбирает, что мешает ему быть счастливым? Само понятие счастья также подлежит обсуждению. Аналогичным образом обсуждаются остальные шкалы.

Во время проведения исследования дополнительно анализируется поведение человека во время эксперимента. Это дает полезную информацию для интерпретации результатов.

Сильное возбуждение, стремление задать вопросы, которые не относятся к делу и привлечь к себе внимание, очень быстрое выполнение заданий показывает на тревожность, которая проявляется у человека при столкновении сильного желания оценить и понять себя с боязнью проявить свою несостоятельность. Чрезмерно медленное выполнение работы говорит о том, что выполняемое задание является для испытуемого очень значительным. Большое количество исправлений и зачеркиваний указывает на неустойчивость самооценки, на ее неопределенность

Большое количество исправлений и зачеркиваний указывает на неустойчивость самооценки, на ее неопределенность

Чрезмерно медленное выполнение работы говорит о том, что выполняемое задание является для испытуемого очень значительным. Большое количество исправлений и зачеркиваний указывает на неустойчивость самооценки, на ее неопределенность.

https://youtube.com/watch?v=0myJtJ6mcrs

Описание методики

Методика Дембо-Рубинштейн создана американским психологом Т. Дембо. Опросник разработан для выявления мнения индивида о своем счастье. После модификации опросника он стал применяться для определения самооценки личности. Методика используется в практике врачей-психотерапевтов и научных исследованиях.

В варианте, доработанном психологом С. Рубинштейн, представлены 4 основные оценочные категории, отражающие состояние здоровья, уровень интеллекта, особенности характера и представление о счастье. Количество шкал-категорий варьируется в зависимости от задач тестирования. В рамках исследования самооценки рассматриваются такие характеристики, как ее уровень, адекватность, устойчивость.

Расширение круга оценочных категорий происходит при помощи добавления таких, как «профессиональная пригодность», «авторитет», «будущее», «социальные взаимосвязи», «внешность», «успех в жизни», «воля» и других. Респондент может предлагать категорию теста самостоятельно, если считает определенное свойство, качество характера важным в контексте личной мотивации, целеполагания и достижения целей.

Набор шкал в рамках диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн расширяют за счет применения техники «Выбор ценностей». Испытуемому предлагается написать 10 ценностей, которые представляются приоритетными. Затем тестируемый ранжирует написанные категории в порядке значимости для себя. При определении оценки своей личности младшими школьниками по методике Дембо Рубинштейн целесообразно добавление таких шкал-категорий, как «почерк», «количество друзей», «общение со сверстниками».

Тестируемый определяет свое состояние, ориентируясь на выбранные шкалы в системе самооценки Дембо-Рубинштейн. При определении состояния учитывается степень выраженности свойства. Методика тестирования отличается простотой. На листе бумаги проводят черту вертикального расположения постоянной длиной 12 см, которой присваивается определенное свойство, например, «счастье».

Верхняя точка олицетворяет состояние, которое присуще счастливому человеку. Нижняя точка соответствует состоянию, которое наблюдается у несчастного человека. Индивид стремится к позитивным ценностям, расположенным наверху, стараясь избегать отрицательных ценностей, находящихся внизу. Тестируемый ставит метку на отрезке, определяя свое текущее состояние в соответствии с личными ощущениями.

Опуская отметку ниже, он акцентирует внимание на неудовлетворенности своим состоянием, поднимая выше демонстрирует ощущение довольства. Оценка, поставленная себе, субъективна. Выполнение теста и подсчет результатов – предварительный этап, который предшествует собеседованию

В ходе общения с психотерапевтом и обсуждения результатов нередко выявляется необходимость добавления дополнительной шкалы для получения развернутой картины представления о себе

Выполнение теста и подсчет результатов – предварительный этап, который предшествует собеседованию. В ходе общения с психотерапевтом и обсуждения результатов нередко выявляется необходимость добавления дополнительной шкалы для получения развернутой картины представления о себе.

Современные психологи предлагают различные модификации методики Дембо-Рубинштейн. Например, в модификации, разработанной Л. Бороздиной, испытуемый проставляет на шкале 3 отметки в отличие от единственной отметки в стандартном варианте тестирования. Единственная отметка в тесте Дембо-Рубинштейн отражает реальную оценку своей личности.

В варианте Л. Бороздиной 3 отметки отражают реальную, эталонную (желаемую), достижимую (которую объективно можно достичь) оценку своей личности. Для выявления внутренних конфликтов после диагностики самооценки по системе Дембо-Рубинштейн применяют методику Хоппе для определения уровня притязаний. Сопоставление результатов обоих тестов помогает определить наличие или отсутствие внутренних конфликтов.

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан – Психологос

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д.

Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.

Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.

Инструкция

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

6) внешность;

7) уверенность в себе.

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Задание

Изображено семь линий, длина каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально – с целым классом (или группой), так и индивидуально.

При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная – “здоровье” – не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы (“О”) до знака “х”;

б) высоту самооценки – от “0” до знака “х”;

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака “х” до знака “-“, если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов.

Наиболее оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

Результат от 90 до 100 баллов – обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 (“средняя” и “высокая” самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности.

Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности – “закрытости для опыта”, нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют “группу риска”, их, как правило, мало.

Проведение теста

Дембо Тамара Вульфовна

Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.

образец теста Дембо-Рубинштейн

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

Для удобства на бланке нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.

На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.

Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.

Особенности социального поведения детей младшего возраста

Дети младшего возраста находятся на стадии развития, где социальное поведение играет важную роль. В этом возрасте формируются основы социальных навыков и норм поведения, которые помогут ребенку успешно общаться с окружающими людьми.

Самостоятельность

Дети малого возраста начинают проявлять интерес к самостоятельности и независимости. Они стремятся делать многие вещи сами, без посторонней помощи. Например, они учатся одеваться, кушать сами, убирать игрушки и др.

  • Как кидают вперед себя старшего!
  • Быть самостоятельными стоит только при себе иметь особо
  • Управлять собой, своим временем самостоятельно.

Способность к сотрудничеству

Социальное взаимодействие и сотрудничество являются важной частью социального поведения детей младшего возраста. Они начинают учиться работать в коллективе, делиться игрушками и совместно решать проблемы

Это способствует развитию коммуникативных навыков и формированию толерантного отношения к другим людям.

  1. Способен настойчиво отстаивать свою точку зрения
  2. Из моего опыта — с воспитанниками легче работать
  3. Проявлять решительность и сострадание в отношении других лиц

Эмоциональное выражение

Дети младшего возраста еще не полностью осознают свои эмоции и не умеют правильно выражать их. Они могут проявлять яркие эмоции, как положительные, так и отрицательные. Например, радость, горе, страх, злость. Дети не всегда понимают, как контролировать эмоции и реагируют на различные ситуации им помощью плача, крика, смеха и т.д.

Положительные эмоцииОтрицательные эмоции
УлыбкаПлач
СмехЗлость
РадостьСтрах

Развитие социального поведения детей младшего возраста является одним из ключевых аспектов их общего развития. Родители и педагоги должны помочь детям научиться правильно взаимодействовать с другими людьми и контролировать свое эмоциональное состояние.

Особенности социального поведения детей младшего

Ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, запускается процесс сравнения себя с другими, желание быть лучше других, приходит осознание необходимости обучения, подчинения системе обучения, правилам поведения, чувство ответственности за их нарушение. Дети этого возраста ясно понимают смысл этих норм и правил и готовы к их выполнению. Взрослым и учителям необходимо быть очень бдительными, чтобы не упустить шанс своевременно использовать эту готовность. Он не должен бояться наказания за неисполнение правил, он должен понять необходимость их исполнения. Здесь большая роль отводится учителю и родителям

Им необходимо разъяснить ребенку о важности таких качеств как дисциплинированность, организованность и негативные последствия нерадивости и разболтанности

Постановка требований к ребенку должна всегда сопровождаться контролем выполнения этих требований ребенком. У учителя должны быть хорошо отработанные приемы контроля и поощрения исполнительности и обязательного реагирования на несоблюдение и неисполнение норм и правил. Иначе у ребенка сложится ощущение, что неукоснительное и обязательное соблюдение норм и правил вовсе необязательно и что это просто прихоть взрослых.

Отношение ребенка к правилам поведения неоднозначно. Он пытается разобраться, какие бывают правила, какие бывают меры наказания за те или иные провинности, каким образом можно избежать наказания или как отличиться, чтобы достичь высшей похвалы от учителя или родителя.

Социальная ситуация ребенка меняется, как только он выходит за рамки семьи. Круг знакомых расширяется, в жизнь ребенка вторгаются новые лица — как взрослые, так и ровесники, со своими привычками, со своим микроклиматом. Дети в этом возрасте доверчиво подчиняются авторитету взрослых, их требованиям. Они стараются копировать их манеры, поведение, рассуждения. Ребенок начинает внимательно следить за поведением окружающих его детей, такое поведение сопровождается сильным эмоциональным напряжением, чувством страха, испуга и смятения.

С началом процесса совместного обучения устанавливаются контакты с одноклассниками, это чаще всего сосед по парте, ребенок со схожими интересами. В ходе установления взаимоотношений с одноклассниками, у ребенка обнаруживаются подлинные индивидуальные особенности. Сравнивая себя с другими, ребенок пытается дать себе оценку.

Самооценка формируется через самопознание. Самооценка является неотъемлемым компонентом самопознания, то есть осознания своей значимости, своих способностей, физических сил, поступков, отношения к окружению. Самооценка формирует дальнейшее отношение ребенка к себе, в свою очередь, это влияет на его поведение в обществе. На самооценку влияют критичность, требовательность к себе и окружающим.
В период обучения в начальной школе у детей формируется самооценка.

При этом у них выявляются все виды самооценок:

  • адекватно-устойчивая;
  • завышенно-устойчивая;
  • неустойчивая (неадекватно завышенная либо заниженная).

Обладающие адекватной самооценкой дети общительны, находчивы, бодры, активны. Адекватно оценивая свои возможности они выбирают соответствующие задачи, хорошо справившись с трудной задачей — они берутся за более сложные, тем самым повышая свою самооценку.

Правильная оценка своих возможностей и способностей, вера в собственные силы характеризует детей с завышенной самооценкой. Как правило, это максимально самостоятельные дети. Им присущи такие черты личности как чрезмерная самоуверенность, бестактность, высокомерие, снобизм. Дети с неадекватно — заниженной самооценкой резко отличаются от остальных. Это робкие, неуверенные в себе школьники. Чаще всего такие дети будут избегать различного рода трудностей, в силу своей неуверенности. Если таких детей не поощрять и не подбадривать, то их них вырастают замкнутые, неуверенные в себе люди.

Развитию психических процессов способствует учебная деятельность в начальных классах. Ученики начальных классов отличаются жаждой познания окружающего мира, любознательностью, здоровым любопытством. В этот период у них ярко выражена эмоциональность восприятия. С возрастом у ребенка этот процесс становится целенаправленным и управляемым

Ученики начальных классов, не прилагая усилий, запоминают все новое, так как у них сильно развито непроизвольное внимание

Импульсивность, общая недостаточность воли – отличительная черта характера детей этого возраста. На данном этапе большое влияние на ребенка имеет коллектив. Участие в общественной жизни школы, в коллективных мероприятиях закладывают основу коллективистских отношений.

Самооценка подростка

В психологии подростка появляется новая черта – более высокий уровень самосознания по сравнению с младшим школьником, что является главным итогом переходного возраста. Самосознание направлено само на себя и является сложным психическим процессом. Человек выступает одновременно в двух лицах – познающего и познаваемого.

Самооценка как важнейшая сторона самосознания развивается в течение длительного времени и сопровождается специфическими переживаниями. Психологи, занимавшиеся этим вопросом, отмечают у подростков неуравновешенность, вспыльчивость, смену настроения.

В составе самосознания самооценка дает возможность осуществлять функцию психологической защиты и познавательную функцию.

Замечание 2

Таким образом, самооценка – это оценка самого себя, своих качеств, возможностей, способностей.

Адекватный уровень самооценки помогает подростку сформировать уверенность в себе, настойчивость, самокритичность.

Школьная успеваемость у таких подростков высокая, высоким является общественный и личный статус. Свою активность они направляют, как правило, на различные виды деятельности, интересы довольно широкие.

При сильном завышении самооценки подростки проявляют ограниченность в разных видах деятельности и имеют направленность на малосодержательное общение.

Подросток с высокой самооценкой переоценивает себя и свои возможности, в результате чего у него могут появиться необоснованные претензии, которые окружающие его люди не поддерживают. В результате подросток может замкнуться в себе, разрушая межличностные отношения.

Агрессивные подростки характеризуются повышенной тревожностью, эгоцентризмом, их самооценка либо сильно положительная, либо максимально отрицательная. Испытывая страх перед социальными контактами, они не умеют находить выход из трудных ситуаций.

Депрессивные тенденции характерны для подростков с низкой самооценкой.

На самооценку значительное влияние оказывают такие источники оценочных суждений как семья, школа, референтная группа, интимно-личностное общение.

Специалисты считают, что подростковый возраст является самым противоречивым и конфликтным этапом развития самооценки.

В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по-разному.

Замечание 3

Самооценка, таким образом, в первую очередь формируется в результате активного взаимодействия с окружающей средой.

Тест Будасси

Самооценка мужчины и женщины связана с потребностью найти свое место в социуме. Тест на самооценку Будасси предназначен для измерения самооценки в количественном выражении. Эта методика позволяет определить уровень самооценки в соотношении между идеальным и реальным Я.

Взрослый человек оценивает собственную личность, сопоставляя свои желания с достижениями и сравнивая себя с другими.

В ходе испытуемым предлагают оценить четыре блока качеств, в каждом из которых отражается один уровень активности. В заключение человек получает оценку:

  1. Оптимальную. Способности и возможности человек оценивает правильно. Он проявляет достаточно критики к себе, адекватно воспринимает успехи и неудачи, всегда ставит перед собой цели, которые пытается достичь. Во время оценки достижений такая личность учитывает свою точку зрения и предполагает, как к этому относятся другие люди.
  2. Неоптимальную. Человек завышает или занижает представление о своих возможностях. В первом случае ему кажется, что он идеален и способен на все. Это приводит к игнорированию неудач ради сохранения высокой самооценки. Такие личности отвергают все, что способно нарушить идеалистическое представление. Они искаженно воспринимают действительность, относятся к ней нерационально, а исключительно эмоционально. Если им делают замечания, то это воспринимается как придирки, а объективную оценку результатов – как несправедливо низкую.

При наличии неадекватной самооценки нарушен процесс самоуправления. Это часто становится причиной конфликтов. Если человек высокого мнения о себе, он пренебрежительно относится к другим и проявляет неуважение.

Заниженная самооценка приводит к чрезмерной критичности, чрезмерной требовательности к себе и окружающим. Это также провоцирует конфликты, так как человек не может воспринимать промахи и постоянно подчеркивает не только свои недостатки, но и других, хоть ему и кажется, что это идет на пользу.

Также онлайн можно пройти тест ваша самооценка Лихачевой Евгении. Он поможет дать грамотную оценку своему поведению и эмоциональному состоянию.

Тест состоит из 15 вопросов. Если его результаты меньше 10, то человек страдает чувством превосходства. Его самооценка завышенная, поэтому следует принимать меры и не относиться к другим предвзято, так как это приведет к конфликтным ситуациям. Высокомерие мешает наладить контакт с людьми, если от него не исправиться, то грозит одиночество. Более высокие результаты говорят о низкой самооценке.

Разнообразные тесты для определения уровня самооценки помогут лучше познать себя и определить психологические проблемы. Если наблюдаются отклонения, то нужно искать способ, как поднять самооценку. Проблема неуверенности мешает добиться успеха в жизни, чтобы избавиться от этого, нужно остановить внутреннего критика, перестать сравнивать себя с другими, пересмотреть круг общения, найти интересное занятия. По мере улучшения самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.

https://youtube.com/watch?v=qydDV1yCJeA

Как проводится тест?

Для оценки уровня самоуверенности и притязаний к себе используют четыре критерия:

  1. здоровье;
  2. характер;
  3. интеллектуальные способности;
  4. счастье (может заменяться на другие показатели).

В тесте каждый из них выглядит, как линия, на которой 100 делений. Для того чтобы провести тест самостоятельно, просто начертите четыре линии длиной по 10 сантиметров. Это можно сделать и на компьютере. Задача проходящего тест — определить актуальный, желаемый и объективный уровень.

Используйте разные обозначения для желаемого и действительного на ваш взгляд уровней: крестики, чёрточки, галочки, кружочки — это не имеет принципиального значения. Например, уровень желаемого отмечен ноликом, а уровень действительного — квадратиком. Черта — объективный уровень. С помощью линейки необходимо измерять два расстояния: от низа шкалы до кружочка, то есть уровня желаемого, и от низа шкалы до нынешнего уровня.

Расстояние от низа шкалы до желаемого уровня характеризует вашу требовательность по отношению к себе, а расстояние от низа до квадратика — самооценку. Рассчитайте расхождение между уровнем ожиданий и оценкой себя. Вы получите три цифры по каждой шкале. По желанию можно добавить дополнительную шкалу — например, внешность.

Вместо заключения

Методика «Дембо-Рубинштейн» является эффективным инструментом для измерения и развития самооценки младших школьников. Благодаря своей простоте и доступности, она может быть использована как педагогами, так и родителями для оценки и поддержки психологического развития детей.

В ходе исследования были выявлены основные принципы, на которых основывается методика «Дембо-Рубинштейн»:

Индивидуальный подход: каждый ребенок воспринимает и оценивает себя по-своему, поэтому важно учитывать его индивидуальные особенности и потребности.
Позитивный фокус: вместо концентрации на недостатках и ошибках, методика ставит целью развитие положительного отношения к себе и своим достижениям.
Степенная система: оценка самооценки происходит на основе качественных описаний, что позволяет ребенку различать разные уровни самооценки и видеть свой прогресс.

Заметными преимуществами методики являются ее простота использования и отсутствие необходимости в специальной подготовке. Результаты, полученные с помощью методики, могут быть использованы для оценки эффективности педагогических и родительских воздействий на самооценку ребенка.

В целом, методика «Дембо-Рубинштейн» позволяет обращать внимание на внутренний мир ребенка, его особенности и потребности, что способствует полноценному и гармоничному развитию. Будучи универсальным инструментом, методика может быть успешно применена в школах, детских домах, семьях и других образовательных и воспитательных учреждениях

Она помогает создать благоприятные условия для развития позитивного отношения к себе и своим достижениям, а также укрепляет доверие и взаимоотношения с родителями и педагогами

Будучи универсальным инструментом, методика может быть успешно применена в школах, детских домах, семьях и других образовательных и воспитательных учреждениях. Она помогает создать благоприятные условия для развития позитивного отношения к себе и своим достижениям, а также укрепляет доверие и взаимоотношения с родителями и педагогами.

Выводы

Используя «Лесенку» возможно

  1. определить самооценку, уровень жизненной адаптации детей;
  2. предупредить возникновение проблем, корректировать отклонение самооценки от нормы;
  3. научить учеников взаимодействовать между собой, выполняя общее задание;
  4. создавать команды, где дети самостоятельно выбирают роль, проверяют друг друга;
  5. научить ребят положительно оценивать результаты деятельности.

Самооценка – важный показатель личности. Дети младшего школьного возраста формируют представление о себе, определяют свое место среди других. Используя методы диагностики самооценки, взрослый может вовремя обнаружить проблемы в самоощущении ребенка. Результаты исследований помогают корректировать поведение школьника, учат адекватно оценивать собственные возможности, открывают новые способности, развивают процесс самопознания.

От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий