Вредные стереотипы о воспитании девочек и мальчиков
Не знаю, откуда взялся этот стереотип, но многие родители, няни, воспитатели и даже учителя в школе зачастую руководствуются ним как правилом. И это ужасно. С рождения и до 5 лет мальчикам нужно столько же ласки, нежности и любви, сколько и девочкам. До этого возраста они должны быть «мамиными сыночками». Это необходимо, чтобы у мальчика сформировалась здоровая психика.
После 5 лет его «мужское начало» возьмет свое и мальчик уже сам будет дозировать количество нежностей от мамы. А ей лишь останется удовлетворять эту потребность по мере необходимости.
Мальчикам «войнушки» и машинки, девочкам — «дочки-матери» и куклы. А если мальчику хочется поиграть с куклой, а девочке побегать с игрушечным пистолетом? Значит, с ними что-то не так? Если дочке нравится крутиться возле папы в гараже, когда он чинит машину, а сыну помогать маме лепить пирожки — это тоже вне нормы?
Очевидно же, что такие утверждения нелепы. Но некоторые родители, особенно папы, действительно так думают. Они стараются на корню пресечь «скверные наклонности» своих детей: «Что ты с кастрюлями возишься, как баба, пошли со мной в гараж, ты же пацан!», «В железках ковыряться — не женское дело. Пойди лучше маме помоги на кухне».
Мужественность мальчика никак не пострадает от умения вкусно готовить. И девочка не потеряет свою женственность, если будет знать, как починить машину или поменять перегоревшую лампочку. Поэтому как минимум нелогично разделять игры и игрушки на мальчуковые и девчачьи.
Умение договариваться, решать конфликты словами необходимо и мальчикам, и девочкам в равной степени. Но большинство пап с младенчества «вдалбливают» сыновьям противоположное: «Настоящий мужик — сильный, с крепким ударом. Не можешь постоять за себя силой — ты слабак».
А девочкам не помешает умение физически защитить себя. Но не все родители соглашаются записать дочь на секцию карате, самбо или бокса. Танцы — да, музыка — да, вокал — да, театральный — куда ни шло. Драки — ни в коем случае.
«Мальчики не плачут, не жалуются, не закатывают истерик» — такие слова от мам и пап в адрес сыновей я слышу везде — на детских площадках, в пиццерии, в магазинах. Не сомневаюсь, что и дома родители дают такие же наставления. Почему этот стереотип вреден, даже опасен, я подробно расскажу ниже.
В основном так считают мамы девочек. Дескать, ну что мальчик — одел-обул, накормил-напоил, а всему, что нужно, он и сам научится. Другое дело девочка. Её столькому нужно научить, столько всего объяснить — как женственной быть, как о семье заботиться, как с мужчинами общаться и о себе, любимой, не забывать…
Этот стереотип, наверное, самый странный и безосновательный. Забота и ответственное воспитание нужно всем детям, независимо от их пола. Возможно, в чем-то маме действительно немного легче с сыном, потому что в его воспитании отец участвует чуть больше, чем в воспитании дочки. Но с другой стороны, маме проще понять потребности девочки, ведь она может вспомнить себя маленькой.
По поводу того, кто из родителей должен воспитывать девочку, а кто мальчика, а как они должны это делать существует масса стереотипов. Перечислять и опровергать их я не буду. Сразу перейду к правильным вариантам распределения родительских задач в воспитании девочек и мальчиков.
Марина Романенко: «Хорошая и правильная мать – это утопия»
«Профессиональный родитель не ломает ребенка и любит ту начинку, с которой он пришел», – уверена основательница «Первой детской академии» Марина Романенко.
Десять лет назад она решила передать знания об осознанном воспитании детей и запустила в сети «Академию профессионального родительства». Что поможет раскрыть потенциал ребенка, как на детей влияет поведение родителей, – ответы на эти и другие вопросы студенты «Академии» получают в течение двухмесячного онлайн-курса.
Мы решили узнать у Марины о ее личном опыте осознанного родительства. В интервью WoMo она рассказала о трех заповедях профессионального родителя, своем понимании счастливого и успешного ребенка, и о том, почему мать не должна зазвездиться.
Родитель – это профессия?
А почему нет? Я иногда говорю родителям: «Поднимите руки те, кто, поступив с ребенком одним способом, потом мучительно думал, что можно было сделать иначе». Всегда лес рук. Если бы родители умели обращаться с детьми, то мы не видели бы детей, которых наказывают.
У меня в блоге на «Family is…» есть ролик о том, почему нельзя наказывать детей. Я просто говорю: «Бить нельзя». А в ответ мне уйма комментариев: «Нас били, и нормально». В такие моменты мне хочется сказать: «Декларацию прав человека почитайте!»
Это до шести месяцев у родителей нет претензий к ребенку. Он спит, гуляет, а если еще и не плачет каждые две минуты, то вообще золото. Но уже к двум годам родительские терпение и любовь куда-то исчезают. Да, мы все выросли в неидеальных условиях.
Поэтому родитель – это профессия. Да, в ней много тонкостей. Но когда ты их знаешь, разбираться в ситуации становится легче.
Нырять глубоко не надо, но пытаться понять стоит. И тогда количество конфликтов в семье уменьшится в разы, радости станет больше, и родители начнут смотреть на своих детей совсем по-другому.
На ваш взгляд, профессиональный родитель – он какой?
Это родитель, который заранее и на много лет вперед простил все, что натворит его ребенок. Это родитель, который не ломает ребенка, и любит ту начинку, с которой он пришел. У нас с мужем четверо детей. И это очень неудобные дети, потому что они свободные.
Воспитание мальчика
Марина Романенко называет три важных позиции при воспитании мальчика с самого раннего возраста, как только он проявит свою личность.
- Мама по отношению к сыну должна:
- Уважать выбор ребенка
- Просить о помощи
- Научиться терпеливо ждать
- Всегда верить в его силы и никогда не сомневаться
- Не заменять папу и не проявлять жесткость (если в этом нет жизненной необходимости)
А папам позволительна большая жесткость (без насилия, разумеется) – «пацан сказал – пацан сделал»
Fotolia
Воспитание девочки
Мама:
- Меньше строгости больше проявления любви и нежности
- Выставлять границы дозволенного
- Научить будущую женщину гибкости
Папа, по мнению психолога, вообще ничего не должен запрещать дочери. Только холить и лелеять, не забывать говорить вслух, что она красавица и умница. Не должен папа проявлять строгость к девочке
Безусловно, климат в семье бывает разный, не редкость в наши дни неполные семьи, причем чаще всего отсутствует папа и мама изо всех сил пытается выполнять сразу две роли.
Можно выбирать разные стратегии воспитания, соглашаться или не соглашаться с гендерным походом, но если не учитывать заложенные природой особенности маленького человека, то когда он вырастет, ему очень сложно будет стать счастливым человеком и сделать счастливым тех, кто будет рядом с ним.
Чего больше в материнстве: плюсов или минусов? Отвечает психологТоп-5 мифов о семейной жизни
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.
Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ «Об авторских и смежных правах — «Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.»
В чем же заключается отличие в воспитании девочек и мальчиков?
Мальчики и девочки отличаются не только физиологией. У них разные потребности, разные генетически заложенные способности. Даже их психика работает по-разному. Родителям обязательно нужно об этом знать и помнить. Так они смогут вырастить из своего сына или дочери человека с набором качеств, необходимых для полноценной счастливой жизни.
Вот лишь несколько таких отличий:
- Физическое и умственное развитие. Девочки развиваются быстрее — это факт. В одном возрасте дети разных полов имеют разный уровень способностей. Это заметно не только в садиковской группе или в начальных классах школы. Даже в паре разнополых близнецов в среднем до подросткового возраста сестра опережает брата в развитии.
- Способность к общению. Девочки более контактные по своей природе. Это заметно с раннего возраста. Они легко знакомятся с детьми на детской площадке, быстрее адаптируются в коллективе в садике и в школе. Мальчики же более робкие. Их нужно учить коммуницировать, показывать на примере, как знакомиться, как общаться.
- Отношения с другими людьми. Мальчики и девочки строят отношения по-разному. Мальчишки в этом плане категоричны — есть друзья и есть враги, с друзьями нужно дружить, с врагами воевать. Все четко и ясно. У девочек всё более запутанно: с одними они просто дружат, с другими дружат против третьих. Они редко враждуют открыто, но их «подпольные войны» могут тянуться долго. Эту разницу в отношениях с окружающими детям нужно объяснять.
- Способность выдерживать эмоциональное напряжение. У мальчиков она низкая. Бесполезно вразумлять его долгими воспитательными беседами, призывать к ответственности, апеллировать к совести. Он может почувствовать себя виноватым за драку с другим мальчиком, но это чувство улетучится за несколько секунд. Девочки переживают эмоции долго и глубоко. Поэтому родителям нужно бережно относиться к их психике.
Отличия в обучении девочек и мальчиков
Мозг мальчиков и девочек работает не одинаково. И речь не о том, что кто-то умнее, кто-то глупее. Просто одни и те же задачи они решают по-разному. Родители и педагоги должны это учитывать при обучении детей разных полов.
Вот лишь несколько примеров, почему мальчики и девочки нуждаются в разном подходе:
- Мальчикам проще выполнять задачи в одиночку или в команде с другими мальчиками, девочкам легче работать в смешанных группах;
- Девочки более усидчивы, мальчикам перерывы и смена деятельности нужны чаще;
- Для девочек педагог более авторитетная личность, чем для мальчиков. Степень влияния учителя на них разная;
Мальчики в первую очередь воспринимают факты, девочки обязательно учитывают контекст. Если сказать мальчику, что герой рассказа добрый человек, он просто согласится с этим. Девочке нужно обосновать это утверждение;
- Девочек нужно хвалить за достижения в целом, мальчикам нужно точно указывать, что именно они сделали хорошо.
При обучении мальчиков и девочек нельзя сравнивать. В одном возрасте их способности отличаются. Девочки развиваются быстрее мальчиков-ровесников.
В начальной школе мальчикам учиться сложнее, чем девочкам. И не только потому что их биологический возраст немного притормаживает. Большинство педагогов в младшей школе — женщины, и им даже на физиологическом уровне трудно учитывать особенности развития мальчиков. Плюс они не могут применять свой детский опыт, чтобы понять чувства и потребности маленьких мужчин.
Надеюсь, что эта статья помогла вам лучше понять потребности вашего сына или дочери, «странности» их поведения. Если вы хотите узнать больше о том, в чем нуждается именно ваш ребенок и как правильно закрыть его потребности, приходите ко мне на онлайн-консультацию. Помните: у родителей есть множество возможностей помочь ребёнку расти счастливым и стать успешным во взрослой жизни. Не упускайте их!
Просмотров: 1948
Как воспитывать Мальчика и Девочку: В Чем Разница? Прямой эфир | Family is..
Как воспитывать Мальчика и Девочку: В Чем Разница? | Family is… Подробнее
Разные Взгляды на Воспитание Детей: Как Не Ссориться с Мужем. Как Воспитывать Мальчика и Девочку Подробнее
Воспитание мальчиков. Бесценная информация! Подробнее
Как воспитывать мальчика и девочку? Разница в воспитании Подробнее
Торсунов О.Г. Иерархия отношений в семье. Ошибки в воспитании девочки и мальчика Подробнее
Как воспитывать мальчика и девочку? Разница в воспитании мальчика и девочки. Сатья дас Подробнее
Разница в воспитании девочек и мальчиков. Сатья дас. Подробнее
Мальчики и девочки в школе. Важные отличия. Т. Черниговская Подробнее
ЛАБКОВСКИЙ — ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК Подробнее
Воспитание девочек и немного о мальчиках. (ссылки под видео) Подробнее
Воспитание мальчиков и девочек: в чем разница? Подробнее
Мальчики и девочки, отличия в воспитании. Подробнее
ВТОРОЙ РЕБЕНОК: ошибки родителей, которые не стоит повторять | Family is… Подробнее
3 Запрета, Которые Разрушают Ребенка | Family is… ENG SUB Подробнее
Активный и Гиперактивный Ребенок. В Чем Разница и Что Делать Family is… Подробнее
Как Не Кричать На Ребенка | Почему Вы Кричите И Как Перестать Это Делать? Family is… Подробнее
Правила жизни с подростком от психолога Марины Романенко
Сегодня время ускорилось, дети стали более напористы, они знают чего хотят, знают,что они родились во время, когда все быстро и бурно развивается. И они готовы к быстрым переменам. Многие родители искренне верят, что школа — это место, где ребенок получит знания для будущего.
Да, лет 40-60 назад школа была таким местом, ведь не было интернета, телефоны не у всех… Но сейчас мир стал открытым, и школа не всегда успевает за ним, не дает возможности узнать все. В итоге родителям часто приходится нанимать репетитора. Нужно абсолютно четко понимать, что школа ≠ образование. Стратегия школа — институт — работа уже не работает.
В мире с изобилием, где стоматологи, аптеки, конструкторские и архитектурные бюро на каждом шагу, нужна другая стратегия.
1. Нам родителям нужно смотреть, к чему есть склонность у ребенка
Увидев его желание чем-то заниматься, дайте ему возможность в этом расти. Нужно сказать ребенку: «Пробуй себя во всем, что ты хочешь, а я буду помогать». Второе, что нужно сказать детям: «Когда найдешь то, что тебе нравится, стань в этом лучшим!». И третье — «Будь полезным людям!».
Ведь если в будущем он как профи будет с любовью делать свое дело, с любовью относиться к людям, к нему выстроятся очереди.
И вот, лет 10 назад, когда моя мама увидела, что я счастлива в том, что делаю, что я успешна, она спросила: «Откуда же ты знала?». У ребенка есть это чувство — понимание того, какое направление ЕГО. Подростковый возраст — период, когда вы не можете запрещать, вы можете что-то предлагать, но выбор остается за ними.
2. Поддерживайте своего подростка
Общество их осуждает, потому что они не так одеваются, не так думают, не то говорят, что всем хотелось бы. Я не говорю, что дети должны сесть вам на голову, но я всегда говорю: их нужно носить на руках. Самая главная цель подросткового возраста для ребенка — понять то, кто он такой и как он хочет жить.
И вот это мы, родители, должны им разрешить, их нужно поддержать — да, вот таких ершистых, думающих не так, как мы. Ну а кто еще их поддержит, если не мы с вами? Они должны понять ваш уклад жизни — подходит ли он для них.
Им нужно попробовать на вкус другую жизнь, другие разговоры, общение с другими людьми, — они сами должны выбрать то, как хотят жить.
3. Позволяйте им читать то, что они хотят
Неважно, что читают дети, важно, что читают вообще и сколько. Книг должно быть много, и они должны быть разные
Чтобы стать профи, например, нужно прочитать не менее 200 специализированных книг.
Еще лучше, если они будут читать книги в оригинале, так они не только совершенствуют язык, изучают другую культуру, но и становятся более гибкими, что в условиях нашего мира является ценным качеством для человека.
4. Знакомьте их с потрясающими людьми
В подростковом возрасте родители перестают быть авторитетами, дети ищут тех, кто их вдохновляет
Это могут быть учителя, родители друзей, герои фильмов, — очень важно, кто все эти люди
Рекомендую знакомить детей с людьми, которые увлечены своим делом, с теми, кто покажет им новые другие горизонты.
Я просила людей из своего окружения общаться со своим с сыном на темы, когда понимала, что не могу до него достучаться.
— WоMо-портрет: Марина Романенко