Логопедические занятия в детском саду: как провести правильно

Можно ли заниматься дома и когда начинать логопедические игры

Некоторые родители предпочитают заниматься с детьми дома самостоятельно. Для этого требуется терпение и понимание. Начинать занятия нужно с 2—3 лет, когда ребенок сможет осознанно повторять задания за родителями. Длительность занятия не должна превышать 15—20 минут

Важно, чтобы оно проходило в игровой форме, так материал проще усваивается

Примерные занятия по изучению звуков:

  1. Четко произнести тот или иной звук.
  2. Выяснить, как при этом работают язык, губы.
  3. Предложить ребенку найти слова, которые начинаются с этого звука.
  4. Нарисовать букву, вылепить ее или вырезать из бумаги.

Рекомендуется выполнять общую артикуляционную гимнастику. Упражнения делаются 10—15 минут перед зеркалом. Каждое задание выполняется 5 раз:

Помимо этого, следует уделить внимание дыхательной гимнастике, играм на внимательность (хлопнуть в ладоши, когда будет произнесен нужный звук или слово), подвижным играм для рук

Структура индивидуального логопедического занятия,

Организация: МУ центр ”Доверие”

Населенный пункт: г. Ярославль

Идивидуальные занятия проводятся мною в центре психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие».

Продолжительность индивидуального занятия с детьми старшего дошкольного возраста составляет 30 минут, а с младшими школьниками 40 минут. Индивидуальная работа включает три блока.

Первый блок занятия – подготовительный (пропедевтический).

Он включает нетрадиционную артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие дыхания и голоса, логопедический массаж, упражнения на развитие мелкой моторики.

1.Нетрадиционная артикуляционная гимнастика выполняется с пробкой от шампанского.( И.Б. Карелина «Я учусь правильно говорить».) Эти упражнения развивают артикуляционную моторику, общую и мелкую моторику, учат согласовывать речь с движением.

2. Далее выполняются упражнения на развитие дыхания. Они выполняются для нормализации речевого дыхания, формирования сильного, длительного экономного выдоха.

3.Упражнения для развития голоса выполняются для его нормализации.

4.Логопедический массаж выполняю с помощью зубной щетки, он является более щадящим. Проводится для нормализации мышечного тонуса общей мимической и артикуляционной мускулатуры ( он уменьшает проявление высокого тонуса или наоборот тонизирует слабые мышцы речевого аппарата). И.Б. Карелина, А.В. Карелин «Логопедический массаж». Архипова Е.Ф. «Логопедический массаж при дизартрии»

5.Развитие тонких дифференцированных движений в пальцах рук. С этой целью проводится пальцевая гимнастика, упражнение «выложи из палочек, ниток», игры – застежки, су – джок. В работах Бернштейна Н. А., Кольцовой М. М. указывается на прямую взаимосвязь, и корреляционную зависимость моторных функций рук и качеств произносительной стороны речи, т. к. одни и те же зоны мозга иннервируют мышцы органов артикуляции и мышцы пальцев рук.
 

Второй блок. Основной.

1. Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой по методике Архиповой Е.Ф. «Дерево».

2. Формирование правильных артикуляционных уклада дефектно произносимых звуков. Для этого использую зрительные опоры артикуляции звуков.

3.Далее выполняем упражнения на развитие фонематического слуха. Учу ребенка различать на слух дефектно произносимые звуки. (И. Б. Карелина «Я учусь правильно говорить»).

4.Постановку звуков осуществляю традиционными в логопедии способами.

5. Автоматизацию звуков осуществляю поэтапно в слогах, словах, предложениях.

6. Дифференциацию поставленных звуков с оппозиционными фонемами осуществляю для предупреждения смешений звуков в речи и предупреждения дисграфических ошибок в школьном возрасте. 7.Отрабатываю слова сложной звукослоговой структуры. 8.Тренировку правильных произносительных навыков осуществляю в различных речевых ситуациях, с использованием разнообразного лексико-грамматического материала. Использую игры которые вызывают наибольший интерес у детей (подвижные, сюжетно – ролевые, игры – драматизации). Эти игры позволяют не только автоматизировать звуки, но и развить все стороны речи: лексики, грамматики, способствуют формированию эмоциональной сферы. Лященко М.Ю. «Игры для автоматизации звуков и развития речевых навыков у детей дошкольного возраста».

Третий блок. Домашнее задание.
Включает материал для закреплений знаний, умений, навыков полученных на индивидуальных занятиях.

Желаю успехов.

Опубликовано: 02.11.2020

Групповые логопедические занятия для детей

Фронтальные или групповые логопедические занятия проводятся с детьми, имеющими разные отклонения в речевом развитии, и это может быть не только нарушение произношения звуков. Это могут быть и слуховые проблемы (ребенок не различает парные звуки), и нарушение речи, грамматики, не связное произношение слов. В этом случае набирается группа из 6 – 8 человек. Возраст детей должен быть одинаковым и речевые проблемы тоже. На таких логопедических занятиях дети, в первую очередь, накапливают словарный запас и развивают свой фонематический слух. Их  учат вести связную речь и отрабатывают на практике то, что делалось на индивидуальных занятиях. Дети, занимающиеся в группе, часто параллельно занимаются с логопедом индивидуально.

Схема самоанализа логопедического занятия

1. Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.

2. Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.

3. Характеристика логопедом ребенка (группы).

4. Мотивировка отбора материала для данного занятия.

5. Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных

детьми на занятии.

6. Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содержанию занятия.

7. Удовлетворенность или не удовлетворенность логопеда занятием (его отдельными частями).

8. Меры, намечаемые логопедом по устранению отмеченных недостатков.

9. Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.

10. Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.

Этот перечень вопросов, конечно, нельзя назвать исчерпывающим. Возможно проведение анализа и самоанализа не по всем параметрам, а, например, по двум-трем из перечисленных. Это зависит от того, какую задачу ставит перед собой логопед

Важно только, чтобы самоанализ проходил сразу после занятия, под влиянием свежих впечатлений. Он лежит в основе начала подготовки к новому занятию. Схема экспертной оценки логопедического занятия

Схема экспертной оценки логопедического занятия

Объект

Критерии

Учитель-логопед

Уровень профессиональной деятельности; оптимальность выбранного стиля общения с дошкольниками; качество речи логопеда: темп, дикция, эмоциональность; внешний вид; мимика; жесты

Дошкольники с речевыми нарушениями (объект-субъект деятельности)

Речевая и познавательная активность, самостоятельность; степень организованности и заинтересованности;

Содержание деятельности учителя-логопеда и дошкольников

Степень реализации принципов общедидактических и специальной педагогики (принципы развития, учета симптоматики нарушения и структуры дефекта и т.д.)

Способы взаимодействия логопеда и детей

Рациональность, эффективность использования времени; эффективность воздействия наглядности; степень оптимального сочетания разных форм деятельности детей (подгрупповых, индивидуальных)

Главная коррекционная цель занятия в соотношении с его результатом

Реальность, достижимость цели занятия; определение того, что и в какой степени способствовало развитию, воспитанию и коррекции речевых и других недостатков у детей

Такой анализ подчеркивает двусторонний характер коррекционного процесса: его эффективность зависит не только от индивидуально-типологических особенностей детей, но и от уровня профессионально-личностных качеств, профессиональных знаний и умений логопеда. Использование экспертной оценки позволяет выделить следующие типичные недочеты и ошибки в проведении логопедических занятий с детьми:

Затруднения в реализации дифференцированного подхода (не учитываются стартовые характеристики, индивидуальные особенности и темп развития отдельных дошкольников; основное внимание логопеда направлено лишь на 30-35% состава группы – преимущественно на хорошо успевающих детей); Односторонняя направленность деятельности логопеда, который все занятие «берет на себя»; это нарушает формирование обратной связи: от ребенка к логопеду; Формальный подход к реализации принципа наглядности (материал демонстрируется не вовремя, задолго до того момента, как он будет необходим по логике построения занятия); Затруднения в реализации принципов доступности и посильности (занижение, завышение требований к детям). На эти проблемы и рекомендуется обращать внимание при планировании и проведении логопедических занятий

 Степанова О.А

На эти проблемы и рекомендуется обращать внимание при планировании и проведении логопедических занятий.  Степанова О.А. Справочник учителя-логопеда ДОУ

– М.: ТЦ Сфера, 2009

Справочник учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2009

 Степанова О.А. Справочник учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2009

Материал подготовлен Ириной Ереминой

Share |

Организация подгруппового занятия

В данные группы входят дети с идентичными лексическими нарушениями.

Внимание уделяется развитию словарного запаса и грамотного произношения.
С детьми, имеющими серьезные речевые нарушения, проводятся углубленные индивидуальные занятия.
Занятие не должно длиться больше 30 минут.

Обратите внимание! Работа логопеда должна быть согласована с работой воспитателя

Анализ подгруппового логопедического занятия

Анализ логопедического занятия в подгруппе проводится согласно установленным протоколам. По завершению проводится анализ образовательной программы в ДОУ.

В анализ входят:

  • соответствие тематики системе образования;
  • четкость постановки целей и задач;
  • особенность речевого и общего поведения ребенка на занятии;
  • характеристика преподавателя.

Дополнительная информация! В заключении делается оценка, как проведена групповая работа.

Структура логопедического занятия по ФГОС в ДОУ, временные этапы

Составители ФГОС в первую очередь учитывают индивидуальный подход к ребенку и игровую подачу.

В структуре:

  • развитие ориентации в пространстве — 5 минут;
  • развитие всех видов памяти — 5 минут;
  • артикуляция, голос, дыхание — 5минут;
  • определение темы детьми — 5 минут;
  • фонетика и слоги — 5 минут;
  • итоги — 2 минуты;
  • оценка работы — 3 минуты.

Внимание! Оценивается степень усваиваемости материала детьми, а не работа педагога

Применение иллюстраций на уроке

При анализе фронтального занятия логопед должен найти подход к ребенку, фокусируя его внимание. Схема оценки:

Схема оценки:

Схема оценки:

  1. Тема занятия: дифференциация согласных звуков на примере «с», «з».
  2. Цели: научить различать звуки в паронимах, воспринимать на слух, проявлять доброту и отзывчивость, разработка мыслительной деятельности.
  3. Оценка соответствия материала задачам и целям.
  4. Реакция логопеда на неверные ответы.
  5. Соответствие специфики программы возрасту детей.
  6. Применение иллюстраций.
  7. Осуществление дифференциального подхода.
  8. Применение игровой методики.
  9. Работа над ошибками.
  10. Работа ребенка и педагога.
  11. Результат.

Активизация речевого развития детей дошкольного возраста

Обратите внимание! На основе анализа проводится оценка эффективности работы логопеда

Практическая логопедия и ее роль в коррекции динамике речевого развития

По практической логопедии написан целый ряд учебников, пособий и монографий, направленных на коррекцию динамики речи и устранение ее дефектов. В целом, эта отрасль посвящена методам, способам и практическим советам для узкопрофильных специалистов. Практическая логопедия и есть то воплощение целей, которые преследует логопедия как наука в целом. Некоторые из учебных пособий имеют более широкую целевую аудиторию и рассчитаны так же на родителей, гувернеров, и других лиц, принимающих непосредственное участие в процессе воспитания ребенка. Заниматься с малышом можно с 3-4 лет, и при правильном подходе методики дают ощутимые результаты. В ходе воспитательного процесса широко применяются общедидактические принципы логопедии.

Структура логопедического занятия при ринолалии

1. Оргмомент.

2. Нормализация моторики нижней челюсти.

3. Массаж твёрдого и мягкого нёба.

4. Гимнастика для мышц мягкого нёба и мышц задней стенки глотки.

5. Массаж лица.

6. Массаж губы (после хейлопластики).

7. Мимическая гимнастика.

8. Артикуляционная гимнастика: для губ, для языка с целью распластать язык, продвинуть вперёд, чтобы он был широким.

9. Дыхательная гимнастика.

10. Работа над голосом.

11. Объявление темы.

12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

14. Домашнее задание.

15. Итог логопедического занятия.

Какие варианты и приемы использует наука

Методы, которые использует эта отрасль науки, позволяют осуществлять основную логопедическую практическую деятельность, подкрепленную теоретическими знаниями. Все методы логопедии, как показала практика, могут быть разделены на группы:

1. Методы организации процессов изучения речевых механизмов (сравнение, комплексное изучение, исследование в динамике).

2. Эмпирические (основанные на приобретенном опыте) методы. В частности, это наблюдение, эксперимент и изучение в психодинамике. Также к ним относится метод биографический, основанный на сборе, систематизации и анализе данных, и праксиметрические примеры по рассмотрению деятельности речи.

3. Методы, связанные с анализом и обработкой посредством ЭВМ данных, полученных в ходе применения количественного и качественного методов.

4. Методы интерпретации, изучающие пути применения теории на практике в отношении изучаемых явлений.

Структура логопедического занятия по ФГОС в ДОУ, временные этапы

Составители ФГОС в первую очередь учитывают индивидуальный подход к ребенку и игровую подачу.

В структуре:

  • развитие ориентации в пространстве — 5 минут;
  • развитие всех видов памяти — 5 минут;
  • артикуляция, голос, дыхание — 5минут;
  • определение темы детьми — 5 минут;
  • фонетика и слоги — 5 минут;
  • итоги — 2 минуты;
  • оценка работы — 3 минуты.

Внимание! Оценивается степень усваиваемости материала детьми, а не работа педагога

Применение иллюстраций на уроке

При анализе фронтального занятия логопед должен найти подход к ребенку, фокусируя его внимание. Схема оценки:. Схема оценки:

Схема оценки:

  1. Тема занятия: дифференциация согласных звуков на примере «с», «з».
  2. Цели: научить различать звуки в паронимах, воспринимать на слух, проявлять доброту и отзывчивость, разработка мыслительной деятельности.
  3. Оценка соответствия материала задачам и целям.
  4. Реакция логопеда на неверные ответы.
  5. Соответствие специфики программы возрасту детей.
  6. Применение иллюстраций.
  7. Осуществление дифференциального подхода.
  8. Применение игровой методики.
  9. Работа над ошибками.
  10. Работа ребенка и педагога.
  11. Результат.

Активизация речевого развития детей дошкольного возраста

Обратите внимание! На основе анализа проводится оценка эффективности работы логопеда

Самостоятельный анализ логопедического занятия в ДОУ

Самоанализ занятий по логопедии является важным элементом в деятельности педагога. Это основной способ повышения квалификации. Качество самоанализа зависит от критического отношения логопеда к своим занятиям, от привычки к рефлексии своих действий.

Критерии и оценки занятий по логопедии

Проводя самоанализ логопедического занятия в школе или детском саду, логопед должен ответить себе на такие вопросы:

  • Какова мотивация отбора материала для конкретного занятия
  • Дать характеристику группы в целом
  • Совпадают ли цели занятия с намеченным планом
  • Какова психологическая оценка заданий, которые дети выполняли на занятии
  • Какова педагогическая выполненных упражнений
  • Охарактеризовать свою общую удовлетворенность занятием
  • Оценить результаты и наметить меры по устранению недоработок

Важно! Самооценка является условием творческой работы преподавателя-логопеда. В проведении самоанализа поможет технологическая карта самоанализа логопедического занятия. Самоанализ логопедического занятия в детском саду образец

Самоанализ логопедического занятия в детском саду образец

Как измерить результативность занятия по логопедии

Результативность занятий с логопедом можно оценить с трех позиций:

С позиции обучения.

Анализируется полнота и качество усвоенного материала, умение применить знания на практике. Рассматривается насколько осознанно ребенок усвоил материал. Важным аспектом является дисциплина.

С позиции воспитания и развития.

Проводится оценка личного развития обучающегося, умения оценивать свои и чужие поступки, оценка самостоятельности. Анализируется помощь педагога в развитии творческих способностей ребенка, социальной адаптации, нравственных устоев.

С позиции психологической защищенности в течении занятия.

Оценивается активность ребенка на занятиях, отсутствие негативных эмоций, чувства того, что он тут не по своей воле, отсутствие нервно-эмоциональной напряженности на уроке.

Развитие детской речи — одна из главных целей обучения детей дошкольного возраста. Самые быстрые и хорошие результаты можно получить благодаря совместной работе логопеда, воспитателя и родителей. Занятия в логопедических группах, проработка домашнего задания дома, дополнительные онлайн уроки могут существенно ускорить исправление дефектов речи. Четкая речь — залог хороших отношений со сверстниками.

Логопедические упражнения для занятий дома

Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:

Развитие фонематического слуха

Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать фонематический слух. К ним можно отнести:

  • подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
  • подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
  • составление звуковой схемы слова;
  • придумывание рифм и коротких стихов;
  • проговаривание речевок и скороговорок.

Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:

  • маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
  • ножницы для вырезания;
  • пластилин;
  • бумагу для оригами.

Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества — отличные способы совершенствования мелкой моторики вне индивидуальных занятий.

Артикуляционная гимнастика

Специальные упражнения для языка необходимо выполнять каждый день, если есть какие-либо проблемы с произношением. Для домашних занятий лучше всего подобрать комплекс упражнений со стихотворным описанием, картинками.

Делайте разминку для язычка каждый день, обязательно перед зеркалом (это позволяет малышу самому наблюдать за процессом, оценивая его успешность). Если есть проблемы с одним или двумя звуками, то артикуляционную гимнастику стоит подбирать под них. Такие можно найти в тематических рабочих тетрадях по логопедии.

Основные задачи коррекционно-развивающего обучения

1. Речевое развитие

  • Обогащение и накопление словарного запаса.
  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
  • Развитие и совершенствование связной речи, речевого общения.

2. Познавательное развитие

Сенсорное развитие

Развитие психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, эмоциональная сфера). Развитие моторики (общей и мелкой)

Ознакомление с окружающей действительностью. Ознакомление с художественной литературой.

Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу разновозрастной группы детей, обеспечить единство требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

Анализ логопедического занятия

Анализ занятия выявляет эффективность организаторских способностей логопеда. При обнаружении недочётов в подготовке или проведении занятия намечаются коррективы в методической деятельности педагога.

Оценивать составляющие занятия можно при помощи балльной системы. Для этого заполняется технологическая карта.

Бланки самоанализа заполняются самим логопедом и хранятся в методической папке специалиста

Таблица: фрагменты анализа логопедического занятия

Составляющая занятияАнализ
Мотивация воспитанниковПринцип мотивации к учению достигался через методы:

  • постановки законченных инструкций,
  • включение в занятие современных реалий,
  • создание условий для достижения, а не получения похвалы,
  • проблемные задания, познавательные вопросы.
Дидактические целиРеализованы. Дети, учитывая их индивидуальные особенности, справились. Во время занятия у детей упражнялись и развивались различные психические процессы, а также развитие зрительного внимания (пространственно-временные представления, вербальной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логического мышления).
Коррекционно-развивающие упражненияБыли включены задания, предполагающие самостоятельную обработку информации, дозирована поэтапная помощь педагога, перенос способа обработки информации на своё индивидуальное задание. Принципы развития и коррекции высших психических функций представляло собой:

  • включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций,
  • задания с опорой на несколько анализаторов.
Источник

Грамотная и красивая речь является показателем развития интеллектуальных способностей. Случается, что ребёнок испытывает трудности в произнесении отдельных звуков или при построении фраз. Своевременное диагностирование речевых дефектов и занятия со специалистом помогут избежать серьёзных проблем в дальнейшем.

Самостоятельный анализ занятия в ДОУ по ФГОС

Образец урока рисования в полной мере отражает процесс контроля педагогической работы. Но воспитатель может оценивать свою деятельность самостоятельно. В этом случае надо действовать в соответствии с тем же планом. Например, как проводится самоанализ занятия по определению времени.

Сначала педагог формулирует общую тему урока. Затем ставит цели, которых необходимо достигнуть в процессе работы. Они могут быть конкретными: научиться узнавать время по часам, иметь представление о приборах, измеряющих время

И развивающими: активизировать память и внимание, развить логическое мышление, определить причину и следствие

Затем поставить перед собой задачи. Скорее всего, они будут воспитательными.

  • Осмыслить применение технологий: информационных, игровых, личностных, коммуникационных.
  • Отследить взаимосвязь всех производимых действий.
  • Описать порядок работы и инструменты для ее осуществления.
  • Проанализировать действия детей, их реакцию, восприятие занятия и педагога.
  • Отметить, способствовала ли обстановка в группе сохранению здоровья воспитанников.

Индивидуальные логопедические занятия для детей

Обычно, индивидуальные логопедические занятия проводятся с детьми, у которых нарушено произношение отдельных звуков. При помощи различных упражнений и игр логопед будет заниматься исправлением дефектов. Причем сюда входят не только упражнения для языка, но и для пальцев. Известно, что мелкая моторика влияет на речевую активность человека, чем больше она развита, тем лучше говорит и мыслит человек. На занятиях по развитию речи могут проводиться пальчиковые игры, упражнения под музыку, особенно это актуально для детей заикающихся. Дети, которые заикаются, просто не умеют правильно распределить свое дыхание, но когда начинают петь, заикание проходит само собой, потому что они начинают правильно дышать. Чем быстрее ребенок поймет это и научиться контролировать свое дыхание, тем больше вероятность, что заикание пройдет раз и навсегда.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий