Что такое лэпбук для развития речи и мелкой моторики у старших дошкольников?

Секреты оформления

Многие мамы сомневаются, стоит ли привлекать ребенка к работе над лэпбуком или лучше преподнести ему готовую папку в качестве подарка-сюрприза? Решать только вам, но, как показывает практика, совершенно все дети любят делать поделки в различных техниках. И да, пускай готовое пособие будет выглядеть неидеально, но ведь его цель – научить ребенка чему-то новому и увлечь на продолжительное время. Поэтому, если есть возможность, обязательно делайте лэпбук не только для ребенка, но и вместе с ним. Интересная идея для тех, кто решил использовать распечатки с принтера: выбирайте черно-белые контурные рисунки, которые дочь или сын раскрасит самостоятельно. Попробуйте использовать для декора своей полезной поделки различные техники – пускай лэпбук будет украшен сразу и аппликацией, и рисунками. Можно приклеить внутрь и не слишком объемный декор, например, фигурки из ткани, плоские пуговички или блестки.

Примеры наполнения

При раскрытии стандартной папки из картона у вас получается два или три листа А4 для заполнения. Какой же обучающий материал на них разместить? Лэпбук позволяет собрать в одно пособие самые разнообразные варианты развивающих занятий для дошкольников. Для вдохновения можете посмотреть настольные игры и рабочие тетради, которые уже есть у вашего ребенка. В зависимости от его возраста это могут быть такие задания, как «собери пару из двух карточек», ребусы, элементы для раскрашивания, счетный материал, «найди отличия». Не забывайте и о логических задачах и загадках – предложите ребенку короткие истории или стишки, после прослушивания которых нужно будет дать правильный ответ. Лэпбук для дошкольников – это и красочный конспект. Систематизируйте основную информацию по выбранной теме, используя схемы и картинки, списки и таблички.

Лэпбук с чистыми листами: креативное творчество с детьми

Лэпбук — это интересный проект, который объединяет в себе элементы скрапбукинга и дневника. Он позволяет создать уникальное и запоминающееся пространство, где можно организовать и хранить различные воспоминания, идеи, рисунки и многое другое.

Список материалов:

  1. Блокнот или тетрадь с чистыми листами (лучше выбрать жесткую обложку).
  2. Ножницы, клей.
  3. Ленты, бумажные и тканевые.
  4. Карточки различных цветов и текстур.
  5. Фломастеры, цветные карандаши, маркеры и краски.
  6. Стикеры, наклейки, бумажные вырубки и другие декоративные элементы.
  7. Фотографии и печатные изображения (необязательно, но могут добавить особую изюминку).

Выберите блокнот или тетрадь с чистыми листами с подходящим размером и обложкой. Жесткая обложка обеспечит дополнительную прочность и стабильность лэпбука. Проведите с детьми обсуждение темы или идеи для лэпбука. Может быть это будет отдых на море, праздники, семейные мероприятия или любые другие особенные события. Подготовьте материалы. Разрежьте ленты на нужные размеры, нарежьте карточки на полоски или фигурки, чтобы использовать их в дальнейшем в декоре лэпбука.

Первая страница: создайте заглавную страницу с темой или заголовком вашего лэпбука. Используйте яркие цвета, стикеры или наклейки для добавления эффектных элементов. Далее можно создать различные разделы. Например, вы можете создать страницы для фотографий, рисунков, записей или важных событий.

Разнообразьте каждую страницу с помощью фотографий, рисунков, наклеек и декоративных элементов. Дайте детям возможность выразить свою индивидуальность и творчество. Используйте разнообразные материалы для создания текстур и объема на страницах лэпбука. Например, можно приклеить нитки или бумажные вырубки, чтобы добавить интересные детали.

Лэпбук как форма работы

В дословном переводе («лэп» — колено, «бук» — книга) лэпбук обозначает «наколенная книга». Это самодельная книжка-раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся дверок и окошек.

Главное условие — вся информация, собранная в лэпбуке, должна соответствовать определенной теме. Весь материал, который ребенок должен усвоить, подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, графиков, стишков, игр.

Основная ценность такого дидактического средства заключается в том, что в создании лэпбука большое участие принимает сам ребенок. Ему предоставляется полная свобода в оформлении своей книжки — любые его идеи только приветствуются. Поэтому лэпбук получается ярким, красочным, а главное, очень интересным. Такую книгу можно пересматривать многократно и всегда это будет увлекательно.

Лэпбук создается не за один раз, а собирается в течение изучения целой темы. Это отличное средство для закрепления пройденного материала. Его можно использовать для любых образовательных занятий.

Лэпбук — это учебное пособие, поэтому его содержание должно соответствовать определенным требованиям. Работа над созданием лэпбука аналогична работе над проектом и проходит в определенной последовательности:

  • выбор темы;
  • определение, что уже известно по теме, составление плана поиска новой информации;
  • проработка макета книги;
  • изучение темы, подбор материала и оформление лэпбука. 

Материалы для наполнения лэпбука по развитию речи

Конечно, наполнение речевого лэпбука будет различаться в зависимости от возраста дошкольников.

Для младших дошкольников

  1. Блок «Артикуляционная гимнастика». В младшем дошкольном возрасте идёт активное становление детской речи, поэтому такие упражнения будут иметь большое значение для формирования речевого аппарата. В блок входят карточки с описаниями упражнений, которые воспитатель использует в работе с малышами.

  2. Картинки, изображающие различные предметы и объекты окружающего мира. Педагог демонстрирует карточки, а дети должны называть изображённые объекты. Постепенно можно усложнять задания, например, классифицировать предметы на живые и неживые.

  3. «Назови одним словом». Это набор карточек, обозначающих группы предметов (овощи, фрукты, одежда, посуда и пр.). Ребёнок должен назвать каждый предмет, а затем группу одним словом.

  4. «Один-много». Цель упражнения: учить согласовывать существительные в единственном и множественном числе, правильно называть их. На одних карточках изображены предметы, а на других по два таких же предмета.

  5. «Назови детёныша». Нужно соотнести карточку с животным с его детёнышем и правильно назвать его. Задание можно усложнять: пусть малыша покажет, какие звуки произносит данное животное, где оно живёт, что любит делать.

  6. «Скажи какой». Карточки с изображениями человека и различных объектов в разном настроении. Ребёнок должен подобрать определения (радостный, печальный и пр.).

  7. «Опиши действие». Малышам предлагаются картинки, где изображается узнаваемые действия, которые нужно назвать.

  8. «Назови ласково». Картинки с предметами, от названия которых нужно образовать уменьшительно-ласкательную форму (мяч-мячик, кукла-куколка).
  9. «Противоположности». Задача — подобрать антонимы к словам.

  10. «Расскажи сказку». Детым предлагаются герои сказок (например, вырезанные из картона фигуры), с их помощью нужно разыграть простую сказку («Репка, «Колобок», «Теремок»).

  11. «Составь сказку по картинкам». Сюжет тех же самых сказок дети воспроизводят по картинкам.

  12. Сенсорная дорожка. Известно, что с развитием речи тесно связана мелкая моторика, поэтому можно включить в лэпбук небольшой блок (семечки, крупы и пр.) для стимулирования детских пальчиков.

  13. Подборка пальчиковых игр (они также стимулируют мелкую моторику).

Для старших дошкольников и подготовительной группы

Варианты заданий могут быть следующими:

  1. «Расскажи о профессии». По отдельному атрибуту каждой профессии дошкольник должен о ней рассказать.

  2. Мнемотаблицы для чтения и заучивания стихотворений.

  3. Чистоговорки (сопровождаются картинками).

  4. Скороговорки (кстати, их также можно представить в виде мнемотаблиц).

  5. Составление рассказа по серии картинок. В отличие от младшего возраста это не сюжеты знакомых сказок, которые легко восстановить по памяти.

  6. «Собери пословицу». Задача дошкольника — составить пословицу из двух половинок (картинки с подписями).

  7. Драматизация сказок (берутся уже более сложные произведения согласно возрасту).

  8. Набор букв для составления слов.
  9. «Составь из слов предложение» (из карточек со словами дети составляют простые предложения из 3–4 слов).
  10. «Сложи букву». В качестве материала могут быть счётные палочки или картонные полоски.
  11. «Найди звук в слове» (предлагаются картинки, и по заданию педагога ребёнок находит в слове гласный или согласный звук).

  12. Составление рассказов по мнемотаблицам, например, «Время года», «Животное».
  13. Загадки.
  14. Ребусы.

Тематический лэпбук

Лэпбук можно построить вокруг определённой темы и уже на её основе развивать детскую речь. Пример тому — пособие «Божья коровка» для средней группы. Оно включает в себя познавательную информацию про это насекомое, по которой воспитатель беседует с ребятами (стадии развития божьей коровки), сказки, потешки, загадки о ней, картинки для составления рассказа и раскраски.

Пособие можно построить вокруг узкой темы, которая подходит для развития детской речи

Лэпбук для дошкольников: мастер-класс с пошаговыми инструкциями

Возьмите картонную папку, внутренние части ее обклейте цветной бумагой или картоном. Теперь самое время заняться подготовкой наполнения нашего лэпбука. Очень хорошо, если внутри будут и общие данные в виде краткого конспекта по изучаемой теме, и задания для самостоятельной работы. К примеру, если вы делаете лэпбук по ПДД для дошкольников – сделайте карточки с наиболее важными правилами и поместите их в отдельный кармашек. Отдельно подготовьте задания – загадки по выбранной теме, какие-то не слишком сложные задачи. Удобней всего разложить карточки в приклеенные к основе кармашки. Также можно использовать и другие варианты оформления – сложите прямоугольный лист гармошкой, сделайте с открывающимися окошками, конвертики, используйте объемный двусторонний скотч для того, чтоб выделить отдельные элементы. Не забудьте украсить и обложку – на нее можно приклеить красивую распечатку по выбранной теме, нарисовать рисунок или сделать аппликацию, а для малышей, которые уже умеют читать, подойдет и «взрослая» книжная обложка с названием.

Особенности оформления лэпбука: шаблоны, фон, кармашки

Конечно же, речевой лэпбук нужно креативно оформить. Начать следует с поиска оригинального названия, например, можно использовать такие варианты:

  • «Речевичок».
  • «Развивайка».
  • «Волшебная страна».
  • «Весёлый язычок».
  • «Говоруша».
  • «Волшебная страна».
  • «Говорим правильно».

Детское внимание всегда привлекает необычная обложка. В младшем возрасте на неё можно просто поместить крупную забавную картинку. В младшем возрасте на обложку можно просто поместить забавных зверюшек

В младшем возрасте на обложку можно просто поместить забавных зверюшек

На обложке лэпбука для будущих школьников можно расположить буквы. Это может быть аппликация.

На обложку лэпбука для старших дошкольников можно поместить буквы

Если обложка распашная, её можно красиво завязать на батник или придумать замочек, например, на основе липучки.

Распашную обложку можно закрыть на замочек или завязать на бантик или сделать замочек из липучки

Можно сделать лэпбук в виде книжки на пружинке (наподобие перекидного календаря).

Лэпбук можно просто листать, как перекидной календарь

Как всегда беспроигрышным будет вариант в виде домика (он подходит к любой теме).

Всегда интересно смотрятся лэпбуки в виде домиков

Можно смастерить пособие в виде большой буквы, например, «Я». Конечно же, это вариант для старшего возраста.

Лэпбуку можно придать форму какой-нибудь буквы

Что касается внутреннего оформления пособия, то можно предложить такие интересные идеи:

  • Интерактивные круги. Например, на большом нижнем круге можно пометить животных, а на внутреннем — детёнышей. Вращая верхнюю часть, ребёнок соотносит маму и детёныша.

  • Цветочек, например, из чистоговорок.

  • Книжки-раскладушки.

  • Выдвижные ленты.

Если есть возможность, картинки и карточки лучше заламинировать

Информационный лэпбук с карточками

Информационные лэпбуки с карточками являются удивительным и интерактивным способом организации и представления информации. Они позволяют вам визуализировать и структурировать данные, заметки, идеи или даже учебный материал.

Список материалов:

  1. Карточки или кусочки картона
  2. Ножницы
  3. Клей или двухсторонний скотч
  4. Ручка или маркеры
  5. Набор изображений, фотографий или рисунков
  6. Ленточка или резинка для связывания лэпбука

Подготовка материалов:

  • Приготовьте карточки или кусочки картона нужного размера для каждой карточки лэпбука.
  • Размер карточек можно выбрать в зависимости от вашего предпочтения или назначения лэпбука.
  • Соберите изображения, фотографии или рисунки, которые вы хотите использовать для украшения и иллюстрации карточек.
  • Приготовьте клей или двухсторонний скотч, чтобы закрепить изображения на карточках.

Создание карточек:

  • Разместите одну карточку перед собой и решите, какую информацию или тему вы хотите представить на этой карточке.
  • Напишите заголовок или ключевое слово в верхней части карточки, отражающее тему или содержание.
  • Закрепите изображение, фотографию или рисунок, который соответствует теме карточки, с помощью клея или двухстороннего скотча.
  • Добавьте дополнительные информационные буллеты, графики или тексты, которые помогут вам структурировать и представить информацию.
  • Повторите этот процесс для каждой карточки, создавая уникальные темы или категории для каждой из них.

Укладка карточек в лэпбук:

  • После создания всех карточек, упорядочьте их в логическом порядке или по связанным темам.
  • Поместите карточки вместе в стопку, чтобы создать информационный лэпбук.
  • Если вам нужно сохранить порядок карточек, свяжите их ленточкой или резинкой в верхней части, чтобы предотвратить их перемещение.

Мы рассмотрели несколько интересных идей, которые помогут вам воплотить в жизнь вашу креативность и создать уникальное устройство. Помните, что самое главное – это вдохновение и творческая фантазия. Не бойтесь экспериментировать с различными материалами и дизайнами, чтобы получить результат, который отражает вашу индивидуальность. Так что не откладывайте на потом – возьмите инструменты в руки и приступайте к созданию вашего собственного уникального лэпбука!

Лэпбук как оригинальное инновационное пособие, красивое и полезное

Автором пособия считают американку Тэмми Дюби. Она придумала наполнить небольшую папку разнообразными картинками, кармашками, стишками и бумажными поделками для закрепления и сохранения информации, которую освоила со своими детьми. Фото первых лэпбуков попало в интернет и это пособие стало достоянием всех неравнодушных родителей, воспитателей и учителей. Лэпбукинг (изготовление лэпбуков) признан инновационной технологией, имеющей множество достоинств.

Само название пособия переводят с английского то как «наколенная книга», то как «складная книга», причём оба варианта совершенно справедливы. Лэпбуки имеют небольшие размеры (обычно формата А4 в сложенном виде) и ребёнку удобно рассматривать их, держа на коленях. Кроме того, эти чудо-книжки полны загадок и секретов, они раскладываются и имеют множество кармашков, вкладышей, блокнотов, которые в свою очередь раскрываются, что очень по вкусу маленьким исследователям и любителям тайн.

Изучение лэпбука начинается с рассматривания всех спрятанных в нём богатств

Какие игровые элементы включают в макет и почему

Лэпбуки для дошкольников отличаются большим (по сравнению со школьным) наличием игровых элементов. Это вращающиеся круги, открывающиеся окошки, движущиеся детали и фигурки. Первое впечатление от лэпбука обычно и у детей, и у взрослых: это забава, развлечение. Но так и должно быть, ведь дети дошкольного возраста познают мир играя. Первые два-три занятия с лэпбуком обязательно будут посвящены изучению его замечательных свойств и возможностей как игрушки, и лишь после этого малыши будут способны постигать содержащиеся в нём полезные сведения

Торопить детей не стоит, непроизвольная память и внимание у них очень развиты, и незаметно для себя, манипулируя с кармашками, кругами и картинками, они усвоят достаточно обширную долю информации

Именно благодаря таким необычным элементам лэпбуки очень нравятся малышам

Преимущества для дошкольников и педагогов

Следует отметить две существенных особенности лэпбука:

Обычно титульный лист папки уже сообщает о её теме

Цели использования лэпбуков также очень разноплановые. Это и закрепление всего, что дети узнали в ходе осуществления проекта, и обучение сбору и систематизации информации, и развитие творчества и креативности, и воспитание бережного отношения к продукту, изготовленного коллективно, уважения к общему труду. Одной из важнейших задач пособия считают стимуляцию у детей познавательной активности, стремления узнавать и запоминать новое, а в старшем дошкольном возрасте — пробуждения желания учиться.

Как сделать лэпбук?

Итак, лэпбук – пособие самодельное. И делать его нужно непременно с ребенком, чтобы он непосредственно участвовал в создании образов, структуры папки, вырезал карточки, раскрашивал и т. д.

Вместе с ребенком выбирают тему и продумывают план, включающий в себя необходимые материалы. Затем обсуждают макет – определяют, как будет представлен каждый пункт плана: в виде игры, книжечки, стихотворения, задания. Вместе с ребенком подготавливают их (можно скачать тематические картинки, карточки, игры в интернете) – рисуют, складывают, вырезают, клеят. Все это размещают в папку в той последовательности, которую выберет сам ребенок. В конце работы нужно ярко украсить обложку папки.

Для общего развития лепбуки могут стать незаменимыми пособиями. Это не просто «обучалка», это – приключенческо-познавательная книга, которую малыш фактически сделал сам (был художником, дизайнером, составителем, отчасти изготовителем). А значит, отношение к такому пособию будет совсем иным: интерес к нему не угаснет долго. Этим и должны воспользоваться взрослые, чтобы вытянуть из такой «умной папки» максимальную пользу для ребенка.

Составление плана для будущего лэпбука

После того как дети выбрали тему, им нужно составить план работы. Ведь лэпбук — это не просто книга с яркими картинками. Это структурированное, логически продуманное учебное пособие. Предложите детям подумать и записать ответы на следующие вопросы:

  1. Что должно включать в себя лэпбук, чтобы полностью раскрыть тему?

  2. Как можно подать выбранную для лэпбука информацию в интересной форме?

  3. Какими должны быть емкости для карточек с информацией? В виде конвертов, бумажных карманов, дверок или, может, в виде объемных фигур в технике оригами?

  4. Как можно украсить лэпбук, чтобы дизайн дополнял его текстовую составляющую?

  5. Какой будет обложка лэпбука?

Так дети лучше будут понимать, как будет выглядеть конечный продукт. 

Как сделать своими руками

Соорудить любой лэпбук можно самостоятельно. Для этого ознакомьтесь с технологией ее создания, определитесь с тематикой и запаситесь необходимыми материалами, инструментами. Первый раз воспользуйтесь готовыми шаблонами, предоставленными в электронном виде в интернете, но потом пробуйте делать все сами, привлекая к увлекательному процессу детей.

Из чего сделать

Приступая к созданию познавательного дидактического бумажного лэпбука, приготовьте такие материалы:

  1. Картонную папку. Купите или сделайте самостоятельно из ватмана.
  2. Цветную бумагу, картон, фоамиран, разные куски ткани.
  3. Ножницы, клей.
  4. Скотч, степлер, нитки.
  5. Карточки, картинки, изображения животных, людей и т.д. Вырежьте их, нарисуйте или распечатайте на цветном принтере.
  6. Карандаши, краски, фломастеры, маркеры.

Макет

Следующий этап – прорисовка макета (того, как будет выглядеть лэпбук). Для этого сложите сразу вашу папку так, чтобы она потом открывалась, разворачивалась, и простым карандашом набросайте места, где будут кармашки, книжечки, картинки, в каком виде и размере все это будет представлено. Далее вам останется склеить все детали и прикрепить к заготовке.

Идеи

Разнообразить свою интерактивную «наколенную книгу», сделать ее интереснее, возможно благодаря разным идеям по оригинальному созданию тематических зон. Например, задействуйте конверты разных размеров и форм, можно взять упаковку для дисков или сделать их своими руками. Очень необычно выглядят книжки-гармошки, разрезные блокноты, карточки-разделители и открывающиеся окошки. Однако больше всего детям нравятся вращающиеся детали и элементы с множеством открываний.

Как делать поэтапно

Итак, подробная пошаговая инструкция по созданию бумажной интерактивной папки выглядит следующим образом:

  1. Определитесь с тематикой.
  2. Подготовьте макет и все необходимые материалы.
  3. Далее нужно сделать кармашки для лэпбука, конверты, книжки, гармошки, карточки, изображения, фигурки и т.д.
  4. Приклейте заготовки к макету по намеченному плану.

Технология лэпбук для дошкольников

По сравнению со старшими детьми, дошкольникам трудно воспринимать информацию на слух, особенно, когда ее много. «Наколенные книги» помогают сделать занятия яркими, эмоциональными и увлекательными при помощи визуального, тактильного восприятия. Лэпбук для детей дошкольного возраста способствует развитию памяти, творческих способностей, коммуникативных навыков. С помощью творческого задания дети с удовольствием изучают тему, повторяют пройденное, систематизируют полученные сведения.

Благодаря своей красочности, папка содействует воспитанию в ребенке художественно-эстетических навыков, приобщая к сфере искусства. Технология создания лэпбука по дошкольному образованию состоит из следующих этапов:

Выбор темы. Она может быть какой угодно

Обратите внимание, что деткам младшей группы детского сада информацию можно подавать в глобальном виде, например, общие сведения о животных. Ребятам постарше нужна конкретика, то есть лэпбук нужно составлять о каком-то одном животном

Составление плана. Определитесь с тем, какие моменты, факты вы хотите осветить, раскрыть. Создание макета. Нарисуйте уменьшенную копию будущей книжки-раскладушки в подробностях. Поклейка лэпбука.

Энциклопедический лэпбук для детей

Энциклопедический лэпбук — это замечательный творческий проект, который поможет детям расширить свои знания и развить творческие навыки. Лэпбук — это своеобразная комбинация альбома, книги и атласа, в которой каждая страница является отдельной тематической секцией.

Список материалов:

  1. Твердый картон или скрапбумага для обложки лэпбука.
  2. Цветные листы бумаги разных размеров для страниц.
  3. Ножницы и канцелярский нож.
  4. Клей или двухсторонний скотч.
  5. Карандаши, фломастеры, цветные карандаши, акварельные краски или любые другие рисовальные материалы.
  6. Разнообразные украшения: наклейки, стразы, ленты и т.д.
  7. Линейка и кисточка для нанесения клея или краски.
  8. Дополнительные материалы: фотографии, вырезки из журналов, стикеры и т.д., чтобы украсить страницы лэпбука.

Подготовьте обложку:

Возьмите твердый картон или скрапбумагу нужного размера и сделайте две крышки для лэпбука. Украсьте их по своему вкусу с помощью рисунков, наклеек или других украшений. Затем проклейте крышки на линейке, чтобы создать обложку.

Создайте страницы:

Измерьте и вырежьте листы бумаги нужного размера для страниц лэпбука. Выберите различные цвета бумаги, чтобы сделать каждую страницу уникальной и отличимой от других. Можно оставить страницы пустыми для рисования и записей или использовать их для вставки фотографий и вырезок из журналов.

Решите, какие темы или разделы вы хотите включить в свой энциклопедический лэпбук. Например, вы можете создать разделы о животных, растениях, географии, истории и т.д. Разделите страницы соответствующим образом.

Заполните страницы:

Начните с одной тематической секции и заполните ее информацией и иллюстрациями. Напишите краткую информацию о выбранной теме, нарисуйте иллюстрации или вставьте фотографии. Можно использовать стикеры или вырезки из журналов для украшения страниц.

Продолжайте с другими темами:

Переходите к следующей тематической секции и повторяйте шаг 4. Продолжайте добавлять новые страницы и заполнять их информацией и иллюстрациями, пока не достигнете желаемого объема лэпбука.

Украшение и завершение:

Когда все страницы заполнены, пройдитесь по лэпбуку и добавьте дополнительные украшения, если это необходимо. Убедитесь, что все страницы хорошо закреплены и что лэпбук выглядит завершенным и привлекательным.

Как сделать своими руками

Соорудить любой лэпбук можно самостоятельно. Для этого ознакомьтесь с технологией ее создания, определитесь с тематикой и запаситесь необходимыми материалами, инструментами. Первый раз воспользуйтесь готовыми шаблонами, предоставленными в электронном виде в интернете, но потом пробуйте делать все сами, привлекая к увлекательному процессу детей.

Из чего сделать

Приступая к созданию познавательного дидактического бумажного лэпбука, приготовьте такие материалы:

  1. Картонную папку. Купите или сделайте самостоятельно из ватмана.
  2. Цветную бумагу, картон, фоамиран, разные куски ткани.
  3. Ножницы, клей.
  4. Скотч, степлер, нитки.
  5. Карточки, картинки, изображения животных, людей и т.д. Вырежьте их, нарисуйте или распечатайте на цветном принтере.
  6. Карандаши, краски, фломастеры, маркеры.

Макет

Следующий этап – прорисовка макета (того, как будет выглядеть лэпбук). Для этого сложите сразу вашу папку так, чтобы она потом открывалась, разворачивалась, и простым карандашом набросайте места, где будут кармашки, книжечки, картинки, в каком виде и размере все это будет представлено. Далее вам останется склеить все детали и прикрепить к заготовке.

Идеи

Разнообразить свою интерактивную «наколенную книгу», сделать ее интереснее, возможно благодаря разным идеям по оригинальному созданию тематических зон. Например, задействуйте конверты разных размеров и форм, можно взять упаковку для дисков или сделать их своими руками. Очень необычно выглядят книжки-гармошки, разрезные блокноты, карточки-разделители и открывающиеся окошки. Однако больше всего детям нравятся вращающиеся детали и элементы с множеством открываний.

Как делать поэтапно

Итак, подробная пошаговая инструкция по созданию бумажной интерактивной папки выглядит следующим образом:

  1. Определитесь с тематикой.
  2. Подготовьте макет и все необходимые материалы.
  3. Далее нужно сделать кармашки для лэпбука, конверты, книжки, гармошки, карточки, изображения, фигурки и т.д.
  4. Приклейте заготовки к макету по намеченному плану.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Лэпбук, как средство познания для детей дошкольного возраста.

«Изготовление интерактивной папки «ЛЭПБУК (Lapbook)».

Цель: Познакомить с видами и этапами изготовления лэпбука.

Проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет.

Не так давно в современной педагогике появилось новое средство обучения – лэпбук.

Лэпбук (lapbook) – в переводе с английского означает «книга на коленях», это интерактивная самодельная книга или папка, которая содержит внутри множество кармашков, книжек-раскладушек, картинок, конвертиков, окошек, дверок и других деталей, которые очень нравится детям. Все материалы лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функцию. Лэпбуки заслуживают особенного пристального внимания, как технология дошкольного образования.

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

  • информативен
  • полифункционален
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого)
  • обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой, правилами и т. д.
  • его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, способствуя развитию познавательных процессов, творческого мышления, любознательности, воображения, моторики, пространственной ориентировки, обогащению словарного запаса, развитию фразовой речи. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.

Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.)

Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.

Важно помнить:

  1. Что готовый лэпбук должен быть удобным в использовании для ребенка, то есть его размеры не должны быть слишком велики, так как это вызовет затруднения в использовании, а также не должны быть слишком маленькими, это усложнит восприятие материала.
  2. Наполнение должно быть практичным и прочным, соответственно лэпбук должен быть обклеен, игры и наполнение заламинированы или обклеены скотчем.
  3. Наполнение должно быть интересным и нести не только игровой, но и обучающий характер.
  4. Лэпбук может пополнятся и дорабатываться исходя из возраста и потребностей детей. То есть при изучении определенного наполнения лэпбука, например, по животным, можно добавлять новые, не изученные ранее материалы, тем самым расширяя знания детей.

Для создания данного лэпбука понадобятся такие материалы:

  • Коробка из которой будем вырезать основу лэпбука
  • Клей — карандаш и ПВА
  • Скотч, ножницы
  • Куски обоев, плотная клеёнка (для изготовления кармашков)
  • Цветная бумага и картон
  • Для знаков (упаковка круглая)
  • Материал для заполнения (стихи, загадки, игры, правила)

Начало работы:

  1. вырезаем основу лэпбука из картона
  2. обклеиваем обоями и цветной бумагой
  3. из плотной клеёнки делаем кармашки
  4. карточки. Знаки, картинки — ламинируются.
  5. размещаем подобранный материала

В данном лэпбуке использованы: правила дорожного движения, игра «Цвет светофора», разрезная картинка «Автомобиль», картинки с дорожными знаками, стихи и загадки, игра «Автомобильное лото», игра «Собери по схеме», назови части машины, раскраски.

Литература:

  • Блохина Е. Лэпбук– «наколенная книга»/Е.Блохина,Т. Лиханова//Обруч. –Москва, 2015, № 4.
  • Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений Н.А. Рыжова. — М.: Линка-Пресс, 2004.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства науки и образования РФ от 17 октября 2013г. №1155).
Следующая >
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий