Воспитание культуры поведения в ясельной группе ДОУ
Придя в детский сад, малыши сталкиваются со множеством новых людей: это воспитатели, няня, работники ДОУ, другие ребятишки. Научить детей правильно себя вести, проявлять доброжелательность, положительные эмоции при общении с окружающими является одной из важных задач педагога на этом этапе. Адаптация, вхождение в новые условия пройдут гораздо легче, если воспитатель в игровой, ненавязчивой форме покажет малышам, как необходимо вести себя при встрече и расставании, в различных ситуациях, которые могут возникнуть при общении со сверстниками, обучит детишек словам вежливости: «добрый день», «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста».
Не менее важным является формирование представлений о том, что окружающие люди тоже имеют свои желания, интересы, с которыми малышу нужно считаться. Ознакомление с этими сторонами социальной жизни проводится в виде дидактических игр, упражнений: «Кукла Маша пришла в детский сад», «Попроси игрушку», «Поделись игрушкой» и т. д.
Взаимодействие без конфликта- также часть общей культуры человека
Составляем карточки по КГН для младшего возраста
Освоение окружающего мира, социализация ребенка реализуется в ходе НОД и режимных моментов. Формирование КГН в группе раннего возраста отражает картотека режимных моментов, что облегчает задачу педагога при составлении плана. Тематические карточки по КГН содержат название мероприятия, задачи, содержание работы.
Актуальность воспитания культуры поведения в раннем дошкольном возрасте
С предметами гигиены ребенок знакомится с рождения. Мыло, полотенце, салфеточки, платочки использует мама, ухаживая за ребенком. Чуть позже малышам начинают прививать навыки культурного поведения. В ДОУ основы культуры и гигиены осваиваются воспитанниками в ходе непрерывной образовательной деятельности.
Важно! Полученные навыки способствуют социализации, принятию малыша обществом
Как научить ребенка мыть руки
Формулировка целей для НОД в младшей группе должна включать формирование целостного процесса мытья рук.
Результат: формирование навыка личной гигиены, мытье рук.
Оборудование: игрушка — резиновый заяц.
Содержание работы: взрослый говорит: «Мы гуляли, мы играли, наши ручки замарали. Нужно ручки нам помыть, Зайку мыться научить. Давайте покажем Зайчику, как мыть ручки». Игрушку ставят рядом с умывальником. Взрослый показывает, как правильно мыть руки. Потом дети моют руки. В завершение Зайчик хвалит и благодарит детей.
Взрослым следует поощрять случаи, когда ребенок проявляет самостоятельность. Но как быть, если малыш увлекся? Многим детям нравится процесс намыливания рук, они готовы делать это каждые пять минут. Родителям и педагогам потребуется терпение и смекалка, чтобы отвлечь малыша от этого занятия.
Как научить ребенка аккуратно есть
Прием пищи малышу в ясельной группе тоже нужно осваивать, а в младшей требуется приучать воспитанников к аккуратности. Одна из задач режимных моментов в ДОУ — сформировать навыки самообслуживания в процессе приема пищи у детей 2-3 лет.
НОД «Чаепитие у Маши»
Некоторые упражнения используют и во время еды, и в ходе НОД: «Послушная ложка», «Каша — сила наша», «Чистый ротик». Задачи при этом могут меняться:
- Формировать умение правильно держать ложку;
- научиться аккуратно набирать кашу, пюре;
- формировать навык пользоваться салфеткой.
Важно! Взрослый показывает на игрушках, как Мишка вытер ротик после еды. Дома мама показывает малышу, как она набирает кашу в ложку
Наглядность в процессе обучения дошкольников играет важную роль.
Как привить малышу навыки самообслуживания
Чтобы сформировать навыки самообслуживания у детей 2-3 лет, используют игровые методы, чтение художественной литературы. Потешки оказывают большую помощь: «Лейся, водица, мы пришли умыться! Капнем мыла на ладошку мы совсем-совсем немножко!»
Зима приносит такие неприятности, как насморк. Малыш должен уметь пользоваться носовым платком. Попробуйте заранее отработать на игрушках гигиенические навыки.
Дидактическое упражнение «Варя заболела»
Результат: формирование КГН по использованию носового платка.
Формирование навыков самообслуживания
Оборудование: кукла Варя, носовой платок.
«Правильно, нужно достать носовой платок. Вот он у Вари в кармашке», — достав платок, взрослый демонстрирует на кукле, как им пользоваться. Затем интересуется у детей, есть ли у них платочки, и предлагает им повторить действия.
Формирование КГН — процесс не быстрый. Планирование на сентябрь, декабрь, май включает одинаковые дидактические упражнения по формированию и закреплению навыков самообслуживания. Постепенное приучение к самообслуживанию помогает воспитанников самоутвердиться, почувствовать себя старше. Если поддерживать постоянный интерес к занятиям по формированию КГН, то полезные навыки превращаются в привычку.
Ход занятия
Дети входят, здороваются.Воспитатель: Ребятки, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Поздоровайтесь сними. (Здравствуйте). Давайте покажем гостям, как мы делаем зарядку. Звучит музыка, дети делают движения в соответствии с текстом песни.
Малыши, малыши дружные ребятки,
Малыши, малыши вышли на зарядку.
Вот так, вот так вышли на зарядку.
Вот так, вот сделали зарядку.
Воспитатель: Ребятки, а зачем нужно делать зарядку? (чтобы не болеть, быть сильным).
Правильно. Наши девочки будут красивыми, стройными. А у мальчиков появится много силы. Они будут ловкими, сильными.
А если кто-то от зарядки
Убегает без оглядки
Тот не станет нипочем
Настоящим силачем.
Ребята, мы сегодня с вами ждали гостей, убрались в группе. А что это такое
здесь лежит. Посмотрите (показывает грязное полотенце) какое грязное полотенце?
Кто не моет руки с мылом?
От среды и до среды?
На мохнатом полотенце
Отпечатались следы.
Ну-ка детки, покажите мне свои руки. Я посмотрю на грязнулю, который испачкал полотенце. У …. чистые руки, и у, и у …. –у всех ребяток чистые руки.
Кто же тогда испачкал полотенце? Наверное, он спрятался. Давайте его поищем. Здесь нет и здесь нет. Смотрите, да это наша кукла Маша.
Ну-ка, Маша, покажи свои руки.
Так вот кто испачкал полотенце!
Маша, а почему ты плачешь? Маша говорит, что ее Петя пригласил в гости, а она ела конфету и испачкалась, и не умеет мыть руки, и вода закончилась.
Мы ругать ее не будем
То, что было позабудем
Позабудем то, что было
А научим мыться с мылом.
Ребята давайте научим Машу
мыть руки. А что нам для этого надо? (вода, мыло).
А чем мы будем вытирать руки? (полотенцем).
Давайте позовем водичку. Как льется водичка? (с-с-с-).Произнесение звука -с-громко –тихо.
А вот и водичка.
Какой водой будем мыть Маше руки теплой или холодной?
Прежде чем мы начнем мыть руки надо что сделать? (Засучить рукава).
Зачем надо закатывать рукава? (чтобы не намочить рукава).
Сначала покажем, как надо мыть руки. А ты, Маша смотри внимательно.
Чтение потешки «Водичка, водичка.»
Водичка, водичка
Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели.
Чтоб смеялся роток
Чтоб кусался зубок.
А вот теперь давайте помоем ручки нашей Маше.
Сначала нужно намочить руки, затем намылить мылом, а теперь смоем мыло водичкой.
Чтение потешки «Как водичка вниз течет».
Как водичка вниз течет –Так и Маша вверх растет.
И вода –то –из ключа.
Чище светлого луча.
Вот и Маша чище всех.
Воспитатель: Вот ребята, какое мы с вами доброе дело сделали –научили Машу мыть руки.
И она нам говорит большое спасибо.
А что это у Маши в кармашке лежит? (платочек). А зачем нам нужны платочки? (вытирать нос). Правильно. А когда нам еще нужны платочки? (Когда мы кашляем, чихаем).
А еще у меня есть расческа. Что мы делаем с расческой? (расчесываем волосы) Правильно. Волосы надо расчесывать, чтобы они не путались, были красивыми. Вот вы у меня какие красивые.
Давайте расчешем куклу Машу, чтобы она тоже была красивая.
Чтение потешки
«Расти коса до пояса
Не вырони ни волоса.
Расти косонька до пят
Все волосоньки в ряд.
Расти коса не путайся
Маша маму слушайся!
А теперь мы завяжем Маше бант. Какого цвета бантик? (Красного)
Какая Маша стала у нас красивая!
Она говорит всем большое спасибо.
Чему мы научили Машу? (Мы научили Машу мыть руки).
А чем мыли руки? (Водой, мылом).
А чем вытирали? (Полотенцем).
Ребята, а давайте вместе с Машей пойдем в гости к Пете А так как в гости с пустыми руками не ходят, мы подарим Ване подарок. Полотенце, расческу и мыло положим в красивую коробочку.
А теперь нам пора уходить.
Давайте
попрощаемся с гостями. Что мы скажем? (До свидания)
Ход занятия
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, я слышу, кто-то плачет. (За дверью раздаётся плач.)
Кто же там за дверью?
Дети: Откроем дверь и посмотрим. (Появляется испачканная кукла Катя.)
Воспитатель: Посмотрите, кто это?
Дети: Это наша кукла Катя.
Воспитатель: Почему ты плачешь, Катя? Что с тобой случилось (Кукла Катя объясняет, что она шла к ребятам в гости, но от того, что спешила, упала и испачкалась.)
Воспитатель: Катя, не переживай! Наши ребята умеют мыть руки и лицо, они научат тебя умываться! И ты будешь чистой и опрятной.
Воспитатель: ребята, давайте расскажем Кате, как надо правильно мыть руки. Что сначала мы делаем?
Дети: Надо закатать рукава, чтобы не намочить рубашку, платье.
Воспитатель: Правильно, надо закатать рукава. Ребята, покажите Кате, как надо закатывать рукава.
Чтение потешки (движения соответственно тексту).
Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить.
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
Воспитатель: Рукава закатали. А затем, что делаем?
Дети: Открываем кран и мочим руки.
Воспитатель: Ребята, что надо взять, чтобы хорошо вымыть свои руки и лицо?
Дети: Мыло.
Воспитатель: А для чего нужно мыло?
Дети: Мыло смывает всю грязь и убивает микробы.
Воспитатель: Как мы моем руки?
Дети: Сначала руки смочим водой, потом намылим мылом, делаем мыльные перчатки, потрём одну ладошку о другую. А после этого смываем водой. Затем моем лицо.
Воспитатель: Вот мы умылись, смыли с рук мыло, что нужно делать дальше?
Дети: Стряхнуть руки замочком над раковиной. Снять полотенце и вытереть лицо и руки.
Воспитатель: Ребята, покажите Кате, как надо стряхивать замочком руки. Для чего вам нужно полотенце?
Дети: Чтобы насухо вытирать руки и лицо.
Воспитатель: Катя, мы с ребятами тебе покажем, как надо умываться. Дети вместе с воспитателем проговаривают потешку с движениями «Водичка, водичка…»
Физкультминутка «Водичка, водичка…»
Водичка, водичка, (подставить ладошки «под струю воды»)
Умой моё личико, (помыть лицо водой).
Чтобы глазки блестели, (протереть глаза кулачками)
Чтобы щечки краснели, (слегка протереть щечки ладонями)
Чтоб смеялся роток, (улыбаются)
Чтоб кусался зубок (сомкнуть губы, «ам»)
Воспитатель: Ребята, подойдем к умывальнику и научим куклу Катю правильно умываться. А ты, Катя, смотри и запоминай. (Дети идут к умывальникам. Закатывают рукава, открывают кран, намыливают ладошки, трут их друг о друга, смывают мыльную пену, моют лицо, затем встряхивают руки и идут к полотенцам, чтобы насухо вытереть руки и лицо). Молодцы ребята, умылись, стали чистые. (Кукла Катя умывается и благодарит ребят за то, что они научили её).
Заключительная часть
Актуальность воспитания культуры поведения в раннем дошкольном возрасте
Психологи считают, что на время от рождения до трёх лет жизни ребёнка приходится сензитивный, то есть наиболее благоприятный для восприятия период усвоения порядка. Именно до трёх лет малышу легче всего усвоить распорядок дня со всеми гигиеническими процедурами и элементарные нормы поведения в ближайшем окружении, и они войдут у него в стойкую привычку. Естественно, это возможно, если в детском саду и дома будет проводиться систематическая, планомерная работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается ещё до поступления ребёнка в детский сад, в семейном кругу
Педагоги дошкольного образовательного учреждения ведут эту работу, опираясь на знание детской психологии и физиологии, требования образовательных программ и дают советы родителям, поскольку только в постоянном сотрудничестве семьи и детского сада возможно осуществлять воспитание культуры маленького человека наиболее полно и эффективно.
Главные правила, которыми должен руководствоваться педагог при воспитании культуры поведения детей:
Соответствие подаваемого материала возрасту детей, их психологическим и физиологическим особенностям. Так, разыгрывая небольшую сценку в кукольном театре на тему чистоты и порядка, не следует брать неодушевлённые предметы в качестве героев. Малыши ясельной группы не поймут сценки с ожившими мылом, полотенцем, зубной щёткой. Персонажами в небольшой сценке могут быть Зайка, Лисичка, Поросёнок, кукла мальчик или девочка, Колобок, Котёнок. То же касается и художественных произведений. Стихотворения, слова физкультминуток должны быть короткими, ритмичными, содержать только главную информацию. Очень удачно будет использование малых фольклорных форм: потешек, прибауток, загадок.
Обязательное использование наглядности, причём не столько изображений, сколько самих предметов. Детям необходимо увидеть настоящие мыло, полотенце, гребешок. Воспитатель должен предоставить детворе возможность исследовать предметы, определить их свойства: «мыло ароматное, полотенце мягкое, вода тёплая».
Выработка культурно-гигиенических навыков проводится в течение всего дня, в разные режимные моменты: во время утреннего приёма, прогулок, игр, занятий, приёма пищи, подготовки ко сну. Нельзя сказать: «Сегодня мы выучили слова вежливости, работу можно прекратить»
Обязательно найдётся момент, который можно использовать для воспитания культуры поведения, закрепления полученных знаний и навыков.
Для детей раннего возраста очень важно поведение педагога. В любой момент пребывания с детьми воспитатель должен контролировать себя и свои действия, быть примером детям
На прогулку, особенно после дождя, летом, ранней весной следует брать с собой влажные салфетки, следить, чтобы у каждого ребёнка был носовой платок. К примеру, после дождя могут остаться лужи, ребёнок испачкал руки, исследуя такой интересный природный объект. Педагог помогает малышу устранить непорядок при помощи влажных салфеток. Но куда девать их после использования? Разумеется, бросать на игровой площадке мусор нельзя. Приходится искать урну и выбрасывать мусор в неё. Таким образом малыши учатся аккуратно вести себя в окружающей среде, не мусорить, что также является проявлением культуры человека.
Обязательное поощрение, создание ситуации успеха. Даже маленький ребёнок — личность, и в силу возможностей стремится к достижению целей. Поддержать его в этих стремлениях, создать условия для дальнейшего развития — обязанность педагога. Похвала, фиксирование положительного результата в работе с малышами необходимы. «Вы старались, хорошо вымыли руки после прогулки, посмотрите на свои ручки: они стали ароматными, чистыми, теперь и за стол садиться будет приятно».
В ясельной группе (третий год жизни детей) работу ведут по двум основным направлениям:
- воспитание культуры общения;
- формирование культурно-гигиенических навыков.
Воспитание культурно-гигиенических навыков в группе детей третьего года жизни
Формирование собственно культурно-гигиенических проводится во время различных режимных моментов
Приём пищи
За обедом. завтраком, полдником детей учат ровно сидеть за столом, не разговаривать во время еды, не вертеться, не смеяться, не шалить. Причём слово «не» употребляют мало, чтобы не побуждать детей упрямиться, действоать неперекор (ведь начинается кризис трёх лет). Воспитатель приучает ребёнка следовать положительным примерам, хвалит за проявленную аккуратность, послушание: «Ваня умеет красиво сидеть за столом, молодец. И Оля, и Люда тоже будут сидеть ровно, не шуметь».
Постоянно закрепляют последовательность употребления блюд. Некоторые дети, особенно новички, во время обеда стремятся сначала съесть сладкое (блинчики, сырники) или выпить компот, а вот первые блюда есть отказываются
Скорее всего, и в семье детей мало внимания уделяется употреблению супов, щей, поэтому работу нужно вести не только с детьми, но и с родителями, объясняя им важность первых блюд в питании ребёнка
Малыши ещё могут разливать и крошить еду, но их за это не ругают, а хвалят тех, кто поел аккуратно, приучая к порядку напримере сверстников. После еды детям предлагают воспользоваться салфеткой, напоминают: нужно благодарить за то, что их покормили.
Случается, ясельные детишки засыпают за столом во время обеда — в таком случае стоит поговорить с родителями о корректировке режима дня малыша и строгом соблюдении времени дневного сна дома
Индивидуальная гигиена
Детей учат мыть руки и лицо, используя воду, мыло, полотенце (индивидуальное). Уже на третьем году жизни малыши могут запомнить, где находится их личное полотенце, брать его и с помощью взрослого вешать на место.
Обращается внимание на пользование индивидуальными предметами гигиены, такими как носовой платок, расчёска, горшок. Носовые платки дети приносят из дому, кладут в кармашек на одежде и используют по мере надобности (часто при напоминании педагога)
Расчёски родители приносят в детский сад не для всех детишек, эти предметы нужны в ясельной группе лишь тем, у кого достаточно густые и длинные волосы, чаще девочкам. Хранить расчёски, гребни можно в специально сшитой из плотной ткани расчёсочнице с кармашками или в верхних ячейках полотенечниц, помеченных картинками, чтобы дети их узнавали и приучались брать свою расчёску. Расчёсывают детей, делают причёски (косы, хвостики) воспитатель и няня. Но после того как ребёнок причёсан, стоит предложить ему посмотреть на себя в зеркало, полюбоваться аккуратным видом причёски. Можно предложить малышу самостоятельно расчесать чёлку.
Уже в ясельной группе дети могут запосмнить личную картинку и класть предметы гигиены в нужный кармашек
В открытых шкафчиках с ячейками по числу детей хранятся и ночные вазы (горшки). Их также маркируют картинками, учат детей брать свой горшок. И горшки, и расчёски дезинфицируют в соответствии с правилами СанПин.