Статистика
Ёмкость структуры корня
Количество структурных типов корня :
- инициалей – 63:
0; б(р, л)-, в(р, л)-, г(в, р, л, н)-, д(в, л, р)-, ж(л, р)-, з(в, л, м? н, р)-, к(в, л, р)-, л-, м-, н-, п(л, р)-, р-,
с(в, л, м(р), н, п, р?, к(в, р), т(в?, р)-, т(в, л, р)-, х(в, л, м?, р)-, ц(в)-, ч(л, р)-, ш(в? л, м? н? р)-, щ-
(по-видимому, среди исконных отсутствует инициаль шт-, хотя по закону восходящей звучности она допустима); - медиалей – 13 (7 из них смягчают инициаль):
-а-, -е(ё)-, -ять-, -и-, -о-, -у-, юс большой, -ъ-, -ы-, -ь-, -ю-, j-юс большой, -я- (юс малый);
кроме того, в русском языке имеются несколько слов с медиалью -э-, причем без инициаля:
междометие эй и местоимения с начальным, скорее всего, тоже междометным э- – э-вон, э-кий, э-то; - финалей (пока без сочетаний) – 18: -б, -в, -г, -д, (-ж), -з, -й, -к, (-л, -м, -н), -п, -р, -с, -т, -х, (-ц, -ч), -ш, -щ.
Корни по частям речи
Количество корней по присущим им грамматическим категориям:
- глаголов – ?
- звукоподражаний (отмечены волной справа) – ?
- существительных – ?
- прилагательных – ?
- наречий – ?
- (предлогов) – 2: пере(ч), сквоз;
- (местоимений) – 3: аз/я(з), вес/вс, сам/св/себ;
- числительных – ?
- (частицы и союзы)?
Как писал Ю.В. Кнорозов (http://philology.ru/linguistics1/knorozov-82.htm), общее количество морфем в любом языке не зависит от количества фонем и синхронно не превышает 1500.
Стабильность количества морфем определяется свойствами человеческого мозга. Превышение критического количества создает трудности для запоминания (оперативной памяти).
В свою очередь, значительное уменьшение числа морфем повлечет за собой удлинение словоформ и создаст трудности для их распознавания (т. е. для восприятия устной речи).
Возможное число сочетаний фонем резко ограничено законами образования морфем в данном языке (фиксированные ограничения).
Морфема – наименьшая семантическая единица языка, и поэтому она обычно является предельным референтом знака письма.
Каждая группа тождественных морфем характеризуется позициями этих морфем в ряду (адресами) и частотой.
Все морфемы можно подразделить на корневые и служебные. Такое подразделение имеет относительный характер,
так как в ряде случаев корневые морфемы могут употребляться в качестве служебных.
Слогокорневая таблица исконной русской лексики
Самый “логичный” из славянских языков –
старославянский –
по грамматике, словообразованию и фонетическим преобразованиям.
В старославянском языке праславянский материал полностью преобразился по закону восходящей звучности,
что позволяет все славянские корни четко расположить по ограниченному набору слогов в слогокорневую (морфонологическую) таблицу.
Мы так поступим и с русскими корнями (если они отличаются от старославянских – они будут указаны в скобках).
Для наглядности в эту таблицу не будем включать предлоги, местоимения, союзы, частицы, междометия, звукоподражания,
а также (пока) общеславянские заимствования (но они все даются в разделах ниже).
При этом фономорфологическую структуру славянского корня (в старославянском варианте) представим в терминах китайской морфонологии.
Будем называть инициалями начальные согласные и их сочетания (по закону восходящей звучности – типа STR-,
где S – щелевой, T – смычный, R – сонорный), медиалями – гласные или слогообразующие сонорные,
а финалями – конечные согласные и их сочетания (тоже типа STR-).
При этом следует иметть ввиду, что слогообразующие сонорные не сочетаются с другими сонорными (ни до, ни после).
Ини-циаль | А (Я-) | Е, Ё | Е = Ять (Ѣ) | И | О | У, Ю- | У = Юс б. (Ѫ), Ю- (Ѭ) | -Ю | Я = Юс м. (Ѧ, Ѩ-) | Ы (+И-) | -Ъ (?-) | -Ь (И-) |
(Й-) | абл- (ябл-), агн- (ягн-),агод- (ягод-), алк-/лак- | |||||||||||
Б- | ба-, баб-, бал-, бан- | бедьр-/брьц-(бедр-/бёдер-/берц-),бе?й-/бой-/бь-/би-,бер-/бор-/бр-/бир- | бег-, бед-, бел-,бес- | боб-, боб(ьр)-,бог-, бок-, бол-,бол(ьш)-, бос- | буз-/боз- | бык-, быс-тр- | бъд-/буд-(бд-/бод-/буд-) | |||||
БЛ- | благ- (болог-) | блев- | близ- | блуд-/бляд- | блюд-/блюс-,блюд- | блях- | блът-/блат-(болт-/болот-),блъх- (блох-) | |||||
БР- | брад- (бород-),бразд- (борозд-) | брег- (берег-),брег- (берег-),бред- (беред-),брез- (берёз-) | бръз- (борз-) | |||||||||
В- | ||||||||||||
ВЛ- | ||||||||||||
ВР- | ||||||||||||
Г- | ||||||||||||
ГВ- | ||||||||||||
ГЛ- | ||||||||||||
ГН- | ||||||||||||
ГР- | ||||||||||||
Д- | ||||||||||||
ДВ- | ||||||||||||
ДЛ- | ||||||||||||
ДР- | ||||||||||||
Ж- | ||||||||||||
ЖЛ-? | ||||||||||||
ЖР- | ||||||||||||
З- | ||||||||||||
ЗВ- | ||||||||||||
ЗД-? | ||||||||||||
ЗЛ- | ||||||||||||
ЗМ- | ||||||||||||
ЗН- | ||||||||||||
ЗР- | ||||||||||||
К- | ||||||||||||
КВ- | ||||||||||||
КЛ- | ||||||||||||
КН- | ||||||||||||
КР- | ||||||||||||
Л- | ||||||||||||
М- | ||||||||||||
Н- | ||||||||||||
П- | ||||||||||||
ПЛ- | ||||||||||||
ПР- | ||||||||||||
Р- | ||||||||||||
С- | ||||||||||||
СВ- | ||||||||||||
СЛ- | ||||||||||||
СМ- | ||||||||||||
СН- | ||||||||||||
СР- | ||||||||||||
СК- | ||||||||||||
СКВ- | ||||||||||||
СКР- | ||||||||||||
СП- | ||||||||||||
СТ- | ||||||||||||
СТВ- | ||||||||||||
СТР- | ||||||||||||
Т- | ||||||||||||
ТВ- | ||||||||||||
ТЛ-? | ||||||||||||
ТР-? | ||||||||||||
Х- | ||||||||||||
ХВ- | ||||||||||||
ХЛ- | ||||||||||||
ХМ- | ||||||||||||
ХН- | ||||||||||||
ХР- | ||||||||||||
Ц- | ||||||||||||
Ч- | ||||||||||||
Ш- | ||||||||||||
ШВ- | ||||||||||||
ШЛ- | ||||||||||||
ШМ- | ||||||||||||
ШН- | ||||||||||||
ШР- | ||||||||||||
ШТ- | ||||||||||||
Щ- |
Как определить корень слова
Существует несколько подходов и признаков, которые могут помочь определить основу слова:
Анализ морфологических изменений: рассмотрите слово в различных грамматических формах и постарайтесь выделить общую основу корня
Например, в словах «люблю», «любил», «любит» основа «люб-» остается неизменной.
Исключение аффиксов (аффикс – это часть слова, имеющая грамматическое значение и видоизменяющая значение корня (напр., в слове под-локот-ник части под- и -ник – это аффиксы): при анализе слова обратите внимание на приставки, суффиксы и окончания. Удалите эти морфемы и посмотрите, какая часть остается
Например, в слове «приготовить» можно удалить приставку «при-» и окончание «-ить», оставив основу «готов-».
Поиск носителей значения: проанализируйте различные слова с похожим значением и посмотрите, есть ли у них общие корни. Например, у слов «сад», «садовник», «садить» имеется общая основа «сад-».
Словарные источники: консультируйтесь со словарем, где указаны основы слов. Словари обычно помогают определить корень и указывают его форму.
Обращение к этимологии: рассмотрите происхождение слова и историческую связь с другими языками. Это может дать хорошую подсказку. Например, слово «библиотека» имеет корень «библио-», связанный с греческим словом «βιβλίον» (книга).
Важно отметить, что определение ядра слова может быть сложным, особенно в случае сложных или заимствованных слов. Иногда одно слово может иметь несколько корней, что добавляет сложности в анализе
Определение ядра требует практики и знания языка, поэтому рекомендуется обращаться к учебным материалам для изучения правил и консультироваться с носителями языка для более точного определения.
Сущность корня в русском языке
Корень слова является его устойчивой частью, которая обладает лексическим значением и часто совпадает с его основным значением. Например, корень слова «дерево» означает растение с прямостоячим стволом и ветвями, а к нему могут добавляться приставки и суффиксы для образования других слов, например: «поддерево», «деревянный», «деревце».
Корень может быть изменяемым или неизменяемым. Изменяемый корень может претерпевать фонетические и морфологические изменения при образовании разных форм слова. Неизменяемый корень остается постоянным во всех формах слова.
Чтобы определить корень слова, нужно проанализировать его морфологическую и семантическую структуру. Морфологический анализ позволяет выделить основу слова, а далее определить его корень. Например, в слове «вершиной» основой является «вершин-«, а корень — «верш».
В русском языке существует множество различных типов корней. Некоторые из них представлены следующими группами:
- Окончательные корни — присутствуют в окончании слова. Например, в слове «дома» окончательный корень — «а».
- Переходные корни — претерпевают изменения при образовании разных форм слова. Например, в слове «играю» переходный корень — «игра-«.
- Инфинитивные корни — совпадают с основой глагола в инфинитивной форме. Например, в слове «говорить» инфинитивный корень — «говор-«.
- Непроизводные корни — не могут быть произведены путем добавления приставок и суффиксов. Например, в слове «речь» непроизводный корень — «реч-«.
Знание и понимание сущности корня позволяет лучше понять и использовать русский язык, а также более глубоко изучать его словообразовательную систему.
Определение корня
Корень — это основная часть слова, которая содержит его основной смысловой элемент. Корень является одним из конструктивных элементов слова, наряду с приставками, суффиксами и окончаниями. Он является неизменяемой частью слова и содержит его главное значение.
Корени могут быть разного вида и классифицироваться по разным признакам. Например, можно выделить корни по их происхождению: древние (праславянские) и заимствованные (из других языков). Также корени могут быть классифицированы по части речи, к которой они относятся.
Основная функция корня состоит в обозначении значения слова. Корень может быть самостоятельным словом (например, «дом»), а также использоваться в сочетании с другими конструктивными элементами для образования новых слов (например, «домик», «задомик», «поддомик»).
В русском языке существуют различные типы корней, включая соединительные (лексический и грамматический) и основные.
- Лексический корень представляет собой самостоятельное слово или базовую форму слова, от которого образуются другие слова.
- Грамматический корень служит для образования форм слова и не существует самостоятельно.
- Основа — это полная форма слова, включая корень и морфологические признаки (окончания, приставки и суффиксы).
Например, в слове «домик» корень «дом» является лексическим корнем, у него нет никаких приставок или суффиксов. В слове «поддомик» лексический корень «дом» соединяется с приставкой «под-» и суффиксом «-ик». Основой данного слова является сочетание всех его составляющих: «поддомик».
Как правильно писать корень слова
Правописание корня слова регулируется несколькими очень важными правилами.
Первое говорит, что если в корне есть безударная гласная, то ее нужно проверить, подобрав слово с таким же корнем, где она стояло бы под ударением. Например, слово лесник проверяется с помощью однокоренного лес.
Также важно помнить, что есть слова, в которых буквы в корне могут чередоваться, при этом они все равно остаются однокоренными. Правописание таких корней будет зависеть от ударной/безударной позиции или от суффикса, который за ними следует
В русском языке также есть много слов, где правописание корня нельзя просто проверить – они называются словарными, и их следует запомнить.
Что мы узнали?
Корень слова – это та его часть, в которой заключено его значение. В русском языке есть слова с одним и тем же корнем – они называются однокоренными, а также родственными. Правописание корней определяется несколькими правилами: безударную гласную в коре можно проверить, поставив ее в ударное положение, иногда они чередуются, и это чередование зависит от того, использован после корня суффикс или нет, а также от того, в ударном или безударном положении находится корень. Некоторые слова имеют корни, не подчиняющиеся правилам – они называются словарными и их написание нужно просто запомнить.
/5
Вопрос 1 из 5
Понятие корня в лингвистике
В русском языке корень может быть односложным или многосложным. Односложные корни являются базовыми элементами словообразования и не могут быть разбиты на более мелкие части. Например, в слове «дом» корнем является «дом-«. Многосложные корни состоят из нескольких морфем и имеют более сложную структуру. Например, в слове «подводный» корень «вод-» несет основное значение «вода», а приставка «под-» указывает на некоторое отношение к воде.
Корень является основой для образования других словоформ, таких как приставка, суффикс и окончание. Изменение корня может изменить значение слова или его грамматические характеристики. Например, в слове «читать» корнем является «чита-«. Если добавить приставку «про-«, мы получим новое слово «прочитать» с другим значением. Если добавить окончание «-ет», мы получим форму глагола в 3-ем лице единственного числа настоящего времени: «читает».
Таким образом, понимание корня в лингвистике позволяет разбираться в структуре и значении слова, а также понимать процессы словообразования и изменения словоформ в языке. Изучение корня является важным аспектом изучения лексикологии и морфологии.
Примеры слов с корнем | Значение корня |
---|---|
дом | жилище, постройка |
читать | воспринимать письменный текст и понимать его содержание |
прочитать | воспринять письменный текст и понять его содержание до конца |
Правописание корней
Существует три группы корней в русском языке, каждая из которых отличается в правописании.
Первая группа
В этой группе — корни с безударными проверяемыми гласными, где выбор гласной зависит от способа проверки с использованием других слов или форм того же слова.
К примеру, в слове «звезда» корень «звезд-» имеет безударный гласный «е», но в форме «звёздный» гласный заменяется на «ё» из-за наличия ударения. Аналогично в слове «скреплять» корень «скрепл-» имеет безударное «е», но в форме «скрепка» гласный находится под ударением.
Существует также особое правило для глагольных корней. При выборе написания «о» или «а» в безударных глагольных корнях не следует использовать глаголы несовершенного вида с суффиксом «-ыва-» или «-ива-» для проверки. К примеру, в слове «бросать» корень «брос-» имеет безударное «о», но в форме «бросить» гласный заменяется на «и», а не на «а», как в форме «набрасывать».
Вторая группа
Это корни с безударными непроверяемыми гласными, правописание которых следует проверять в орфографическом словаре. Вот примеры таких слов: эксперимент, президент, корнишон, аккомпаниатор, дилетант, декларация и т.д.
Так как правильное написание безударных непроверяемых гласных не может быть легко выведено из других слов или форм, важно обращаться к словарным источникам для подтверждения правильного написания этих частей слов. Третья группа
Третья группа
Здесь находятся корни с чередованием, где правописание зависит от наличия/отсутствия суффиксов, ударения и последующей согласной корня. В них гласные могут меняться между собой в различных формах слова или при образовании словоизменительных форм.
Типы чередования гласных в корнях:
- Чередование е//и: здесь гласные «е» и «и» чередуются в зависимости от наличия или отсутствия суффикса «-а-». Например, в слове «собирать» корень «бир» имеет гласный «и», но в форме «соберет» гласный заменяется на «е». Это также применимо к словам «обдирать» («дир» ) и «обдерёт» («дер» ) или «замирать» («мир» ) и «замереть» («мер» ).
- Чередование о//а: в некоторых корнях происходит чередование гласных «о» и «а» в зависимости от ударения. Например, в слове «загорел» корень «гор» имеет безударный гласный «о», но при ударении в форме «загар» гласный заменяется на «а». Аналогичные примеры включают слова «заря» («зар» ) и «зорька» («зор» ) или «наклонять» («клон» ) и «кланяться» («клан» ).
- Чередование между е//и и о//а: некоторые корни могут чередовать гласные между «е» // «и» и «о» // «а» в различных формах слова. Например, в слове «творить» корень «твор» имеет гласные «а» и «о» в разных формах, например, «творение» и «утварь».
В каждой из этих групп есть исключения, на которые необходимо обратить внимание. Применение этих правил поможет соблюдать правописание корней и слов в русском языке
Как искать корень слова
Для того чтобы правильно выделить основные морфемы, недостаточно просто знать, что такое корень слова. Здесь необходимо грамотно уметь подбирать однокоренные, родственные слова.
Такие слова не обязательно принадлежат к определенной части речи, это могут быть все знаменательные. Так, однокоренными будут лексемы: “свет” – “светлый” – “светить” – “светло”; “зелень” – “зеленый” – “зеленеть” – “зелено”; “мир” – “мировой” – “мирить” – “мирно”.
Как выделить корень слова? Правило гласит, что следует вникнуть в его лексическое значение, подобрать родственные слова и понаблюдать, какая часть у них повторяется. Таким образом легко можно понять, где находится основная морфема. Иногда помогает изначальное «отсечение» приставки, флексии и суффикса, особенно если они имеют один вариант.
Например, в слове “подорожник” приставка по- (она не имеет других вариантов и легко визуализируется) и суффикс ник-, который также очень характерен для существительных. Остается корень -дорож-. Докажем это, подобрав однокоренные слова: дорожка, дорожный.
Последний пример также показывает, что в корнях случается чередование. Это продиктовано историческим изменениями языка. Варьироваться могут как согласные, так и гласные звуки.
Дорога – дорожка.
Сухой – сушить.
Рука – ручка.
Собирать – собрать – соберу.
Умереть – умирать.
Блистательный – блестеть.
Зная, что такое корень слова и как его правильно искать, можно смело делать морфемный разбор таких слов, не боясь ошибиться.
Дом – вот что такое корень слова. Иногда с перестановкой мебели, но всё равно – дом, родина. Сопоставляя мы находим все морфологические двери и входим в бесконечные и интереснейшие покои русского языка. Слово обычно составлено из основы и его окончания. В основе находятся приставка, корень и суффикс, так называемые морфемы, то есть минимальные части слова, которые уже невозможно расчленять. Корневая морфема имеет лексическое значение, у остальных – значение грамматическое либо словообразовательное.
в русском языке
Всем нам известно, что в самом начале было Слово. И это наверняка был корень, то есть главная и определяющая часть. Основным лексическим значением распоряжается именно он. – это главная морфема, имеющая общую часть со всеми родственными словами. Он обязательно есть в каждом слове, даже без присутствия остальных морфем. А вот остальные морфемы без корня не живут! Например: дом
, добавляем суффикс – домик.
Ну и что такое это вот ик
без корня дом
?!
Примеры значений корня
1. Корень «люб-«
Значение: выражение чувства, привязанности или привлечения к кому-либо или чему-либо.
Примеры слов:
- Любить — испытывать чувство глубокой привязанности и привлечения к кому-либо или чему-либо.
- Любовь — состояние, характеризующееся глубокой привязанностью и привлечением к кому-либо или чему-либо.
- Любимый — человек или предмет, к которому испытывается особая привязанность и привлечение.
2. Корень «уч-«
Значение: процесс освоения знаний и умений, образование, обучение.
Примеры слов:
- Учиться — процесс получения знаний и умений через обучение.
- Учба — процесс освоения знаний и умений, образование.
- Ученый — человек, который занимается научными исследованиями и получением новых знаний.
3. Корень «пис-«
Значение: создание письменного текста, запись.
Примеры слов:
- Писать — процесс создания письменного текста.
- Письмо — письменное послание.
- Писатель — человек, занимающийся созданием письменных произведений.
Корневая морфема и её свойства
Чтобы разобраться, что такое однокоренные слова в русском языке, для начала нужно разобраться с их морфологическим составом.
Корнем принято называть основную часть, придающую смысл. Именно в этой морфеме заключено лексическое и этимологическое значение всех однокоренных терминов. В отличие от других частей, корень является обязательной частью для каждого понятия. В то же время есть множество лексем, не имеющих приставок (пишет, читает, стол, снег), суффиксов (плохой, лужа, книга), окончаний (мел, пол, остров). Основа их может состоять только из одного корня и иметь самостоятельное значение.
В языке встречается большое количество терминов, которые не образуют однокоренных групп. Их главная морфемная часть стоит в единственном варианте — какао, какаду, жабо, очень, увы. Чаще всего они имеют иностранное происхождение или являются географическими названиями.
Многие лексемы состоят только из корня и не подразумевают прибавления других частей. Это могут быть:
- Несклоняемые — какао, атташе, алоэ.
- Неизменяемые прилагательные — беж, реглан.
- Служебные — но, под, если, между и пр.
- Наречия — весьма, очень.
- Междометия — ах, эй, ага, алло.
Большинство корней могут употребляться в речи как самостоятельные единицы или в сочетании с аффиксами. Такая разновидность называется свободной. Есть морфемы, которые применяются только в сочетании с приставками, суффиксами и окончаниями. Они называются связанными. Примеры: агит- (агитация, агитировать), изол- (изоляция, изолированный), спекул- (спекулирует, спекуляция)
Чтобы найти корень, необходимо выполнить следующие условия:
- Найти несколько родственных понятий.
- Выделить часть, которая объединяет их по звучанию и лексическому значению.
Корень слова: его разновидности
Корень слова представляет собой основу, на которую могут добавляться приставки и суффиксы для образования новых слов. Существуют различные типы корней, в зависимости от своей структуры и функций.
Рассмотрим основные разновидности корней:
- Главный корень
Примеры: дерево, книга, подумать.
— это основной смысловой элемент слова. Он часто обозначает основное понятие, выражает его смысловую основу и является неотъемлемой частью большинства слов.
- Префиксальный корень
Примеры: переписать (префикс «пере-«), недолго (префикс «не-«).
— это приставка, добавляемая к главному корню, чтобы изменить его значение или сделать слово новым. Префиксы могут выражать различные оттенки значения.
- Суффиксальный корень
Примеры: книжка (суффикс «-ка»), мальчишка (суффикс «-шка»).
— это суффикс, добавляемый к главному корню, чтобы изменить его часть речи, падеж, число и т.д. Суффиксы могут также изменять значение слова.
- Родовой корень
Примеры: цветочек (родовой корень «цвет»), деревянный (родовой корень «дерево»).
— это часть слова, добавляемая перед главным корнем, чтобы указать его родовую принадлежность. Родовые корни часто присутствуют в производных от основного слова.
- Псевдокорень
Примеры: ун- («уни-«, «уна-«), непере-, много-.
— это часть слова, которая визуально представляет собой корень, но не несет смысловую нагрузку и не может быть использована самостоятельно.
Корни являются важной составной частью слова и играют огромную роль в его значении и построении
Библиографические источники (и их сокращения)
Табличный корнеслов создавался на основе языковой памяти автора сайта – как обычного носителя русского языка.
Я шел от клетки к клетке в таблице и вспоминал – какие есть слова и корни для этой слоговой ячейки.
Фактически, это составление активного корнеслова языка (точнее, корнеслова активного словарного фонда).
Вслед за этим планируется дополнить корнеслов, в первую очередь, из следующих этимологических словарей:
- Корнеслов Шимкевича – как первый серьезный опыт такого рода
и самый компактный этимологический словарь. - Этимологический словарь Шанского – также как компактный и профессиональный словарь,
и, не смотря на свою компактность, имеющий много редких слов и корней. - Историко-этимологический словарь Черных – как замечательный труд,
в котором собраны примеры из других славянских языков и представлены праславянские реконструкции. - Этимологический словарь Преображенского,
в котором приведены также праиндоевропейские реконструкции. - Этимологический словарь Фасмера – как самый полный
(но из него надо выделить исконную часть).
Затем планируется проанализировать другие этимологические словари и труды по этимологии, представленные в
библиографии о русских словарях, которую автор составил сначала
для своего универсального сайта,
а потом перевёл сюда, на Словород – новый сайт о русском словострое.
Некоторые из этих источников можно загрузить на странице словарей.
Вслед за обработкой русских этимологических словарей наступит черед общеславянских – как русских (особенно,
ЭССЯ Трубачева), так и зарубежных.
А затем – словарей праиндоевропейского
и праностратического языков.
Ниже представлен список сокращённых обозначений книг, упоминаемых в Корнеслове и в описаниях других словарей:
- Бер., ЛСР: Беринда П. Лексикон славено-роський. 1627, 1653 (Цит. по ЕСУМ, ЭСБМ, СлРЯ XI—XVII и др.) –
см. Источники по старославянской лексике
на родственном веб-проекте “Лексиконы”. - ДНД: Древненовгородский диалект, Зализняк.
- ИЭС, Черн.: Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского литературного языка. 1—2. М., 1994.
- КЭС, Шан.: Н. М. Шанский, В. В. Иванов, Г. В. Шанская. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971.
- НОС: Псковский областной словарь с историческими данными. Новгород, 1992-2010.
- ПОС: Псковский областной словарь с историческими данными. Вып. 1—13. Л.; СПб., 1967—2003.
- СПИ: Слово о плъку Игореве.
- ТСЖ, Д: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.
2-е изд. Т. 1—4. СПб.; М., 1880—1882 (М., 1955). - ШЭС: Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. Школьный этимологический словарь русского языка. М., 2004.
- ЭСП, Преобр.: Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. 2010.
- ЭСРЯ МГУ: Этимологический словарь русского языка /
Под ред. Н. М. Шанского. Т. 1—2, вып. 1—8. М., 1962—1982. - ЭССЯ МГУ, Труб.: Этимологический словарь славянских языков /
Под ред. Н. М. Шанского. Т. 1—2, вып. 1—8. М., 1962—1982. - ЭСФ, Фасм.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. 1-4. М., 1986–1987.
- ЭСЦ, Цыг.: Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. Киев, 1989.
- ЭСШ, Шап.: Шапошников А.К.
Этимологический словарь современного русского языка. 1-2. М., 2010.
Слово без корня
Есть в русском языке одно уникальное слово, которое корня не содержит: “вынуть”. Зная, что такое корень слова, сложно себе такое представить! Однако так было не всегда.
Этимологически у данного слова корень имеется, однако, он утратился в процессе эволюции языка. Оно раньше писалось по-другому – “вынять”. Со временем язык развивался, стали возникать такие глаголы, как “сунуть”, “дунуть”, “тронуть”. По аналогии с ними изменился и “вынять” – он стал писаться и произноситься как «вынуть». Так что теперь формально данная лексема состоит лишь из приставки вы-, суффикса -ну- и флексии -ть. Корень выделяется только этимологически.
Корень и суффикс: как их отличить?
Корень и суффикс — это разные составные части слова, которые имеют собственное значение и выполняют различные функции в русском языке. Определение корня и суффикса поможет лучше понять структуру слова и правильно проводить его анализ.
Корень — это основная лексическая часть слова, которая содержит его основное значение и может быть самостоятельным словом. Корень может быть как одиночным, так и состоять из нескольких морфем. Основное правило для определения корня в слове — это то, что при отделении от него суффикса или приставки, его значение сохраняется.
Примеры:
- Книга (корень «книг»)
- Лес (корень «лес»)
- Письмо (корень «письм»)
- Солнце (корень «солнц»)
Суффикс — это морфема, которая прикрепляется к корню слова и изменяет его лексическое значение, образуя новую форму слова. Суффикс может добавляться в конце или, в некоторых случаях, в середине слова.
Примеры:
- Книга (суффикс «а»)
- Лесной (суффикс «ой»)
- Письмица (суффикс «иц»)
- Солнца (суффикс «а»)
Если сомневаетесь — какая морфема в слове является корнем, а какая — суффиксом, воспользуйтесь правилом: при отделении суффикса от корня, корень сохраняет свое значение и может быть самостоятельным словом.
Зная разницу между корнем и суффиксом, можно лучше понимать структуру слова и анализировать его форму и значение на более глубоком уровне.
Какие бывают морфемы
Морфемы включают корень, суффикс, суффикс, связующую гласную, префикс и суффикс. Они делятся на две группы: Саженцы и стебли.
Словообразовательные морфемы — это те морфемы, которые используются для образования новых слов.
К этим морфемам относятся словообразовательные суффиксы, суффиксы и префиксы.
Пример №1.
Морфемы — это те морфемы, которые используются для образования новых форм слов.
К этим морфемам относятся суффиксы, суффиксы и суффиксы.
Пример №2.
Давайте теперь проанализируем каждый тип морфем отдельно, на примерах.
Корень
Корень является самой важной частью слова и содержит лексическое значение всех однокоренных слов. Корень — самая важная морфема
Хотя слово не может иметь суффиксов, префиксов или даже окончаний, оно не может существовать без корня. Исключением является слово «take out», которое не имеет этой морфемы. Корень также связывает все однокоренные слова и придает им смысл
Корень — самая важная морфема. Хотя слово не может иметь суффиксов, префиксов или даже окончаний, оно не может существовать без корня. Исключением является слово «take out», которое не имеет этой морфемы. Корень также связывает все однокоренные слова и придает им смысл.
Пример №3.
- -мороз-/-морож-:МорозМороз,МорозЧтобы,МорозОбморожение,замороженныйзамороженный, дляМорозки
- -клад-: выСокровищанакопление,СокровищаКаменная кладка, дляСокровищаКаменная кладка, отСокровищаной
- -мест-:Запчастио, изЗапчастиЧтобы,Запчастиный
Прочитайте следующие слова и отметьте их корни.
Рыбак, еженедельник, похищение, похищение, беспокойство, приятный, левый, помощник, стол, укус, граница.
Окончание
Суффикс — это изменяемая субстантивная часть слова, которая используется для образования форм и соединения слов в предложении и в словосочетаниях.
Он указывает по крайней мере на одну характеристику слова, а именно лицо, число, род или падеж.
Пример 4.
go: gone (fem.), gone (m.), gone o (cf.
Префикс — это существительное, которое предшествует корневому слову или другому префиксу и используется для образования новых слов.
Префикс — это частица, образующая слова. Мы можем использовать его для образования последовательностей слов с одним и тем же корнем и разными значениями.
Пример № 5.
идти: at to go, by to go, under to go, for to go
talk: from talk, under talk, once talk, for talk, y talk.
Прочитайте следующие слова и отметьте префиксы, которые в них встречаются.
Приставка
Прыгайте, уклоняйтесь, подбегайте, бегите, блокируйте, успокаивайте, сигнализируйте, шепчите, молчите, побеждайте, устраняйте.
Позвольте мне сразу же объяснить это на примере. Что означает буква «л»? Ничего. В голове ничего нет. Что означает слово «le»? Ничего. Что означает слово «лес»? Упс! В голове сразу же «вспыхивает» образ — вы сразу же видите высокие сосны, густые стволы деревьев, словом, вы видите лес.
Получается, что «лес» — именно эти три буквы — самая маленькая часть слова, которая что-то значит, то есть она «важна», то есть содержит лексическое значение слова, то есть вы представляете себе что-то, когда слышите/читаете эти три буквы.
Это слово можно «увеличить», добавив его:
Но «меньшая» часть, соединяющая все слова, по-прежнему будет «лес».
Эта меньшая часть является корнем.
Существует две стратегии. Наиболее популярным является сбор корневых слов. Тот, кто не изменится, будет корнем. Например, вам нужно найти корень слова «подводный». Мы будем искать один и тот же корень: Под водой, вода, вода, вода. Корень — «вода».