Общие рекомендации по патриотическому воспитанию дошкольника
Старайтесь обращать внимание своего чада на красоту города во время прогулок. Рассказывайте ему о том, какие объекты расположены на вашей улице, обсудите с ним предназначение каждого из них
Например, вы можете просветить ребенка о работе общественных организаций, таких как: детские сады, школы, магазины, почты, библиотеки, банки и т.д.
Если есть интересные факты, обязательно поведайте об этом ребенку, особенно если информация подходит по возрасту (к примеру, что-то любопытное о детском саде или магазине, в котором вы часто закупаетесь).
Будет весьма полезным понаблюдать вместе с дошкольником за работой сотрудников тех или иных учреждений, которые вы вместе посещаете. Донесите до ребенка ценность труда этих и любых других работников.
Необходимо с малых лет прививать мысль о том, что каждый труд почетен и должен хорошо оплачиваться, независимо от рода деятельности при условии, что не нарушаются законы страны и не причиняется какой-либо вред окружающим людям.
Не менее важным является участие вместе с ребенком в мероприятиях по благоустройству двора, озеленению окружающего пространства.
Учите ребенка ценить чистоту и красоту, отучайте мусорить, где бы вы ни находились. Поощряйте маленького человека за примерное поведение как дома, так и в общественных местах, за его искреннее желание поддерживать комфортную обстановку, порядок, чистоту и уют.
Когда вы говорите о родном городе или стране, отмечайте не только реальные и непреувеличенные положительные моменты, но также аргументированно и объективно указывайте на недостатки и проблемы, решение которых требует участия неравнодушных граждан, искренне любящих свою Родину и имеющих активную гражданскую позицию
Объясните малышу, как это важно — быть активным, сочувствующим человеком, и наоборот, как это плохо — быть отчужденным обывателем, которого не волнует и не интересует происходящее вокруг него
Объясняйте своему чаду важность помощи окружающим людям и животным, оказавшимся в беде. Прививайте эмпатию, способность оценивать как свои собственные поступки, так и поступки других людей
Читайте своему ребенку книги о культуре, языке и традициях своего народа. рассказывайте о важных исторических событиях, через которые прошла страна. Говорите с ребенком о вещах, которыми можете честно гордиться и восхищаться. Если на долю ваших предков выпали испытания, с которыми они успешно справились, сохранив честь и достоинство, то об этом, конечно же, следует рассказать.
Однако не стоит искажать факты, приукрашивая или преувеличивая их, ведь целью таких бесед является объективное просвещение, а не воспитание высокомерия и зазнайства в купе с пренебрежительным отношением к другим народам и культурам. Любовь к отчизне должна строиться на честности, в первую очередь, и одинаково уважительном отношении как к своему родному краю, так и к другим странам и народам, проживающим в них.
И еще одна полезная рекомендация – не забывайте о собственном просвещении, расширяйте свой кругозор, тренируйте критическое и логическое мышление и старайтесь передать накопленные знания ребенку, обучайте его приобретенным вами навыкам.
Приобщение дошкольника к истории, традициям и культуре родной страны
В условиях глобализации культуры все более актуальным становится вопрос сохранения самобытных культур разных стран и народов. Порой требуется не только сохранение, но и возрождение национального самосознания
Важно, чтобы каждая личность ощущала принадлежность к своему народу, знала свои корни, историю. Только в этом случае можно говорить об истинных патриотических чувствах и духовном богатстве человека
Многовековое культурное достояние, созданное нашими предками, должно передаваться будущим поколениям, чтобы дети знали, как жили и чем дышали их предки. Именно при таком условии удастся воспитать в ребятах высокую нравственную культуру, любовь и уважение к себе и другим людям. А это, в свою очередь, является базой для формирования таких важных качеств любого человека, как гуманизм и толерантность, без которых нельзя считаться истинным гражданином и патриотом своей страны.
Воспитание и обучение наших детей должно быть в том числе направлено на изучение истории России, традиций проживающих здесь народов. Рекомендуется приобщать дошкольников к участию в сохранении и возрождении национальной культуры. Отличный способ сблизить ребенка с народной культурой – познакомить его с русскими народными танцами, с фольклором.
Следует донести до сознания ребят, что они являются носителями русской народной культуры, и фольклор справляется с этой задачей как нельзя лучше. Ведь именно в народном творчестве отражена жизнь простых людей с их многовековым опытом, духовным миром, чувствами, мыслями. Наши предки столетиями накапливали культурный и житейский багаж и воплощали его в русском танце, русской музыке, русской песне и фольклоре, чтобы передать это богатство своим потомкам. Прекрасно, если ваш ребенок перенимает данный опыт, который постепенно становится частью жизни совсем еще юного человека.
С давних времен в народном творчестве особое место занимали размышления о душе, совести, справедливости, доброте, правде, стыде и других важнейших человеческих проявлениях. На Руси всегда порицались нравственные преступления, такие как: гнев, скупость, воровство, зависть, ложь, жестокость.
Неприятие всех этих явлений всегда составляло основу духовных ценностей, который осознавались народом как единое целое, проходя красной нитью через весь фольклор. Изучите пословицы, поговорки, сказки, и вы увидите, что каждая из них полна мудрости. Эти произведения народного творчества по сути являлись жизненным кодексом, служившим людям идеальным примером и ориентиром в их повседневной жизни.
Безусловно, дары предков сохраняют свою актуальность и вряд ли когда-нибудь ее утратят. Тем более если речь идет о становлении личности ребенка, который посредством духовно богатой народной культуры впитывает примеры нравственных поступков, приобретает навыки культурного поведения, учится понимать добро и красоту (знакомство с народным искусством дает ребятам понимание словесной, музыкальной, изобразительной эстетики), отличать их от противоположных явлений.
Например: сказки учат понимать добро и зло, объясняя эти понятия столь эмоционально, однозначно и наглядно, что у ребенка не остается сомнений, какую сторону выбрать и кому сочувствовать – конечно же, положительным персонажам, стоящим на стороне добра, мудрости и милосердия. Другой пример: рассматривая произведения искусства, будь то картины, скульптуры, работы ДПИ, дети испытывают позитивные чувства, учатся понимать прекрасное.
Жизнеутверждающие фольклорные произведения полны ярких образов и красок, что настраивают детей на позитивный лад: потешки и прибаутки веселят мягким и добрым юмором, колыбельные песни успокаивают, пляски, игры и хороводы вызывают искреннюю улыбку и звонкий смех.
Народные игры воспитывают в ребенке сознательную дисциплину, волю, настойчивость, упорство – все эти качества помогают в преодолении жизненных трудностей. Кроме того, подобные развлечения учат ребят быть честными.
Помимо прочего, изучение народной культуры раскрывает и развивает в детях воображение и творческие способности.
Чем раньше начнется приобщение ребенка к ценностям народной культуры, тем лучше. Известно, что детские впечатления самые сильные и наиболее запоминающиеся (буквально на всю жизнь). В детстве люди максимально открыты для новой информации, они доверчивы и любознательны. Именно в детстве, особенно в дошкольном возрасте появляется возможность по-настоящему погрузиться в национальную культуру, приобщиться к бытовым традициям.
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»
Поэтому так важно донести до детей, что они являются носителями народной культуры и национальных традиций
Краткие итоги
Дошкольный период – важнейший период в нравственном становлении личности. Общаясь с близкими, проводя с ними время, маленький человек получает первые уроки любви к Родине. Именно с отношения к отцу, матери, бабушке, дедушке, братьям и сестрам начинает формироваться патриотическое чувство. Ребенок ощущает себя частью маленького мира, заключенного в его семье, отчем доме и ближайшем окружении. Со временем детское сознание охватывает все больше пространства, и ребенок начинает понимать, что и двор, и детский сад, и город и вообще вся страна – это и есть его Родина.
Ребенок каждый день открывает для себя что-то новое. Каждое из этих откровений наполнено особой эмоцией, что свойственно лишь детскому неопытному сознанию. Пусть он еще не способен в полной мере осознать полученную информацию, на эмоциональном уровне эти знания работают прекрасно, оказывая существенное влияние на становление личности.
Таким образом, чувство патриотизма начинается с детского восхищения от увиденного или услышанного, что вызывает неподдельное изумление, отклик в сердце. И задача взрослых состоит в том, чтобы отбирать из всей массы полученного ребенком эмоционального опыта те впечатления, которые более всего доступны: окружающая природа, люди, события, городская обстановка и т.д.
Дайте возможность ребенку выразить накопленный опыт в чувствах, общении, играх, труде. Побуждайте его к рисованию, лепке, сочинительству. Творчество – один из самых эффективных способов выражения и закрепления знаний.
Внимательно относитесь к вопросам дошкольника, поощряйте его любознательность, развивайте наблюдательность, аналитические способности и критическое мышление. Проявляйте активность и неравнодушие.
Формируйте у ребенка элементарные знания о правах человека: праве на жизнь, неприкосновенность личности,
уважение чести и достоинства, свободное выражение своих мыслей, мнения, взглядов, праве на свободу вероисповедания, передвижения и выбор места жительства, праве на владение имуществом, неприкосновенность частной собственности, свободный труд, неприкосновенность жилища и так далее.
Родителям следует помнить, что их жизнь служит примером для детей, включая суждения о различных явлениях и событиях. Отношение взрослых ко всему, что происходит вокруг, часто становится убеждением ребенка.
Мировоззрение родителей лежит в основе семейного воспитания: именно в семье ребенок чувствует свою причастность к жизни общества, к истории своего народа. Со временем он начинает осознавать себя ребенком не только своих родителей, но и страны, в которой родился.
Дети – это наше будущее
Поэтому очень важно своевременно научить их любить, уважать и беречь все, что создано предыдущими поколениями. Дошкольный возраст идеально подходит для этого
Невероятно актуальным остается вопрос нравственного воспитания будущего патриота. Стремление человека к добру, свету, истине, любви и красоте – это фундамент, на котором строится личность. Дошкольный период представляет собой стартовый этап, на котором закладываются все гуманистические начала, делающие человека более устойчивым к нежелательным влияниям.
В основе нравственно-патриотического воспитания дошкольника должно лежать обучение правилам и культуре общения, умению выстраивать прочные социальные связи.
Соблюдая все вышеперечисленные рекомендации, вам удастся вырастить здоровую, высоконравственную личность, настоящего патриота своей страны, деятельного, ответственного человека и гражданина.