Особенности организации НОД по теме «День Победы»
Тема «9 Мая» является сквозной для НОД по всем образовательным направлениям.
Таблица: занятия для рассмотрения темы «9 Мая»
Направление образования | НОД | Контекст изучения темы «День Победы» |
Познавательное | Ознакомление с окружающим миром | Влияние событий ВОВ на историю страны и судьбу каждой семьи. |
Речевое | Развитие речи | Изучение закреплённых программой литературных произведений по теме. |
Физическое | Физкультура | Реализация задач общей физической подготовки детей, в частности выполнение упражнений на ловкость, выносливость. |
Художественно-эстетическое | Музыка | Обсуждение текстов разучиваемых песен. |
Рисование | Изучение особенностей графического изображения парада, военной техники, солдат. | |
Лепка | Практика создания объёмных фигур на тему войны: техники, солдат. |
Занятия, посвящённые Дню Победы, могут проводиться не только в стенах детского сада, но и в местной библиотеке, в Парке Победы, у военных памятников
Принципы подготовки НОД
Для каждого занятия по теме «9 Мая» есть свои нюансы выбора формы работы. Например, на занятии по физкультуре дети смогут на время перевоплотиться в солдат советской армии для выполнения «курса молодого бойца» в подвижных играх. То есть, с одной стороны, будут реализовываться задачи физического развития, а с другой — творческие способности, в частности, умение перевоплощаться в тот или иной образ. При этом задачи речевого развития будут осуществляться опосредованно. И, наоборот, на развитии речи, музыке дети будут больше говорить, чем заниматься физподготовкой. Свои тонкости есть и при выборе содержания НОД. Для составления сценария занятия возраст детей является определяющим. Поэтому основным принципом подготовки материалов для занятия на тему «День Победы» является доступность. Другими словами, не стоит тратить время на объяснение детям, что такое «парад», «ветеран» – с этими понятиями ребята уже знакомы по второй младшей и средней группам
Однако и акцентировать внимание на таких, безусловно, важных явлениях войны, как, например, холокост тоже не стоит — этот материал изучается в школе, и дошколята просто не смогут его осмыслить в силу возраста
Следующий важный принцип подготовки занятия — уместность выбора заданий. Так, для подготовки раскрасок, загадок по теме «Военные профессии» можно воспользоваться материалами к разработкам НОД в преддверии 23 Февраля.
В старшей группе тема ВОВ приобретает более личный характер, чем раньше. То есть дети пытаются осмыслить материал через призму собственных оценочных суждений, которые вырабатываются в том числе и с помощью привлечения заданий на поиск и презентацию материалов, касающихся воевавших или трудившихся в тылу родственников дошколят.
При подготовке НОД также нужно иметь в виду важность эмоционального настроя. Учитывая трагизм темы, нельзя забывать, что работа ведётся с детьми, а значит, на занятии должны царить позитивные настроения
Для этого опытные методисты рекомендуют делать акцент на том, что День Победы — это праздник, и начать занятие можно с вопроса: «А вы знаете, к какому празднику готовится наша страна?»
Соблюдение принципов подготовки НОД обеспечит интерес ребят к теме в процессе занятия
Алгоритм выстраивания конспекта НОД
Три этапа занятия в контексте разработки темы «День Победы» можно обыграть следующим образом:
- вводная часть, то есть актуализация опорных знаний – стихотворения, загадки по теме;
- основная часть, то есть углубление знаний — информационный блок (в том числе и на основе чтения художественной литературы по теме) с беседой, играми, выполнением творческого задания;
- заключительная часть — декламация, исполнение песни, оценка работы детей и рефлексия.
НОД по ознакомлению с окружающим миром
В разработке Золотарёвой Г.Н. «Взрослым и детям нужен мир на всей планете» отрабатывается интересный приём на обогащение сенсорного опыта ребят: педагог просит ребят перечислить звуки, которые они могут слышать сегодня на улице и сравнить их с записью звуков войны.
Разработка Роденковой С.Н. «Великий праздник — День Победы!» содержательной информационной справкой об основных событиях и выдающихся участниках ВОВ с подводкой к игровому блоку.
Занятие в форме беседы с показом слайдов предлагает воспитатель Зайцева Е.М. в разработке «День Победы».
Конспект «Никто не забыт» педагога Лыгина Н. интересен тем, что он выстроен на основе материалов о земляках-героях ВОВ.
НОД по развитию речи
Сценарий занятия Истоминой М.А. «9 Мая — День Победы» предполагает отработку умения ребят давать полный ответ на вопрос по тексту — рассказу воспитателя или отрывку из литературного произведения.
Разработка Бабчук Т. «День Победы» предполагает акцент на расширение словарного запаса ребят, отработку умения давать определения понятиям («подвиг», «герой» и пр.).
В конспекте «Этот День Победы» Аряниной В.В. информационные блоки и беседа по ним дополняются декламацией.
НОД по физкультуре
В разработке инструктора по физкультуре Захаровой Е. «Салют, Победа!» представлен вариант комбинации выполнения физических упражнений и игр с декламацией.
Педагог по физкультуре Куликова С.А. в разработке «День Победы» представляет вариант организации командных соревнований, а в качестве задания на закрепление изученного материала и рефлексию предлагает детям выполнить поделку из бумаги.
В сценарии НОД «Мы помним, мы гордимся…» педагог Курышкина Л.Я. предлагает интересное упражнение «Росток» на релаксацию после выполнения комплекса основных заданий на физическое развитие.
НОД по музыке
В разработке занятия «9 Мая — День Победы» музыкальный руководитель Столярчук Е.С. даёт содержательные и лаконичные подводки к исполнению песен и музыкально-ритмической композиции.
В «Конспекте музыкального занятия ко Дню Победы» А. Брылевой дети не только исполняют, но и слушают песни о войне, обсуждают их, а также обобщают классификацию жанров музыкальных произведений.
Разработка НОД на тему «Священная война» Семенихиной Ю.В. опирается на выстраивание информационного блока в соответствии с содержанием песни «Священная война».
НОД по рисованию и лепке
Занятие по рисованию может быть составлено так, что бо́льшую часть времени дети обсуждают, как они понимают, что такое война, рассматривают фотографии военных лет, называют памятники — символы ВОВ, а рисунком-раскраской эти знания закрепляют. Детально ознакомится с такой структурой занятия можно в разработке «9 Мая — День Победы» Шараповой А. Рисование на тему Дня Победы может быть нетрадиционным. Работа над техникой цветной граттаж представлена в конспекте Максимовой А.В. «Салют над городом».
В разработке Самоделкиной А. «Символы Победы» педагог описывает этапы выполнения поделки в технике пластилинографии: дети выкладывают символы Победы (голубя, георгиевскую ленту, Вечный огонь) разноцветными пластилиновыми шариками. Этапы работы над барельефной лепкой «Самолёт» представлены в разработке «День Победы» Шудри Н.А.
Видео: фрагмент занятия по рисованию нетрадиционным способом «Салют Победы»
Смотрите это видео на YouTube
НОД ко Дню Победы в старшей группе проводится по всем образовательным направлениям. И задача педагога так выстроить сценарии занятий, чтобы в каждом из них тема открывалась для детей новыми гранями. Тогда поставленные цели и задачи патриотического воспитания в контексте изучения праздника «День Победы» будут максимально реализованы.
Предварительный просмотр:
НОД в старшей группе «Этот День Победы»
«Этот День Победы».
Цель:Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы. Обогащать духовный мир ребёнка через обращение к героическому прошлому нашей страны.
Коррекционно- развивающие:
Продолжать работать над развитием связной речи, совершенствовать диалогическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы.
Воспитательные:
Воспитывать чувство уважения, сопереживания к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Предварительная работа:Чтение книг о событиях Великой Отечественной войны, рассматривание иллюстраций, пословицы, песни о войне.
Оборудование: Плакаты военных лет, аудиозаписи песен «Священная война »(муз. А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача) «День Победы »,
Картинки с изображением салюта, альбомные листы, краски, зубные щётки.
Ход занятия:
Дети, давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу, чтобы у нас с вами было хорошее настроение.
Послушайте какой теме будет посвящено занятие.
Воспитатель: – Тем, кто шёл в бой за Родину,
выстоял и победил …
Тем, кто навека, безымянный канулв фашистском плену.
Всем тем, кто ушёлв бессмертие и победил, посвящается наше занятие.
Что это за праздник, кто знает?
Воспитатель: За многолетнюю историю нашей России произошло много событий. На нашу Родину ни раз нападали враги. 22 июня 1941 года на нашу страну напал враг- фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война.
Ребята, что такое война?
(это горе и страх, смерть и разруха) .
Воспитатель: -Внезапно огромные силы двинулись на нашу Родину: танки, пехота, самолёты. Бомбили города, больницы, школы.
В те грозные дни везде звучала песня «Священная война » (слушание записи) .
Мужчины уходили воевать, защищать свою землю, прогонять врага. А женщины и даже дети работали день и ночь, чтобы у солдат была одежда, еда, оружие.
Ребята, что хотели сделать фашисты с нашей страной?
(хотели уничтожить, а людей сделать рабами) .
Некоторые города и сёла фашисты сожгли полностью, не осталось ни одного дома, ни одного человека. Много погибло солдат, женщин и детей.
Победа досталась нашему народу дорогой ценой. Память о всех погибших принято чтить минутой молчания.
Давайте и мы почтим память погибших за Родину воинов.
(дети встают, минута молчания) .
Вот с тех времён, каждый год в этот день люди празднуют День Победы.
9 мая все люди и ветераны войны, оставшиеся в живыходевают свои ордена и медали выходят на парад Победы. (слушание аудиозаписи «День Победы ».
А заканчивается День Победы праздничным салютом.(показ картинок) .
Сегодня мы тоже нарисуем праздничный салют.
Физ. минутка: «Как солдаты».
Встали ровненько, ребята,
Пошагали как солдаты
Влево, вправо наклонились.
На носочках потянулись,
Раз-рывок,
Два-рывок,
Отдохнул ты наш дружок?
Помаши кистями дружно,
Рисовать сейчас нам нужно.
Рисование техникой набрызг «Салют в честь дня победы.»
Рефлексия:
Какие у нас получились красивые рисунки! Мы их подарим 9 мая ветеранам, оставшимся в живых. И вообще, если вы в этот день увидите человека с орденами и медалями скажите ему «спасибо »за то, что он защитил нашу Родину от врагов и обеспечил наше счастливое детство.
Я тоже в честь уважения наших ветеранов сочинила стихотворение и прочту его вам:
Всё люди нарядны, их лица светлы.
Идут все с цветами бойцам, поклониться,
Что жизнь оставляли с врагами в бою,
Они защищали Отчизну родную,
Себя подставляли под пули врага,
Чтоб дети смеялись,
Чтоб солнце светило,
И мир был на свете
Везде и всегда!
Тематическое занятие к 9 мая – День Победы в детском саду
Программа тематического занятия «День победы» для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель. Девятого мая все жители нашей страны отмечают радостный праздник — День Победы в Великой Отечественной войне. Давно закончилась война, позади остались трудные годы, но мы с благодарностью вспоминаем всех, кто защищал Родину и добился мира на Земле. В этот день все радуются, а в столице нашей Родины Москве возлагают венки к могиле Неизвестного солдата, а вечером бывает праздничный салют. Поедем в Москву на праздник!
Дети садятся в «поезд» и под музыку «Поезд» (Н. Метлов, В. Герчик, Л. Банникова, Е. Тиличеева) «едут» в Москву.
Воспитатель. Вот мы и в Москве! Поселимся в гостинице. (Дети рассаживаются на стульях.) Мы с вами на десятом этаже. Посмотрите, в окна видны Красная площадь, Кремль, его башни и рубиновые звезды на них. Это — самая главная площадь нашей страны. Давайте споем «Песню о Родине» Аркадия Филиппенко на слова Т. Волгиной.
Дети исполняют эту песню или любую другую из разученного репертуара.
Воспитатель. Многие из вас знают стихи о Родине, Москве, Кремле, Красной площади и парадах, которые здесь бывает. Почитайте их!
Исполняются 3—4 стихотворения программного репертуара.
Воспитатель.
За все, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то.
Л. Некрасова
Воспитатель и дети поют любую песню о мире, Дне Победы, которую они разучивали на музыкальных занятиях.
Воспитатель. В День Победы вечером на Красной площади в Москве — народное гулянье, на других площадях выступают артисты, в парках культуры и отдыха люди танцуют, поют песни, участвуют в аттракционах. И мы будем веселиться!
Проводится одна-две пляски, исполняется праздничная песня из программного репертуара и одна-две игры или аттракцион.
Затем воспитатель говорит: «Уже стемнело. Сейчас небо озарится разноцветными искрами праздничного салюта!» Споем песню: «Искорки салюта», муз. Т. Попатенко, ст. 3. Александровой.
Детям раздаются «салютики». Еще лучше, если они заранее разложены за спинкой стульев, на которых сидят дети.
Исполняется упражнение-композиция «Салют» (любое из материала музыкальных занятий на музыку или В. Герчик, или Е.Тиличееврой, или М.Красева, или Д.Кабалевского, или К.Маскова).
Воспитатель. Окончился праздничный день, и нам пора возвращаться домой»
Дети садятся в «поезд» и «уезжают».
Приложение.
Упражнение «Салют»
Музыка К. Мяскова
Музыка А. Дети с салютиками в руках легким бегом перестраиваются в два полукруга.
Музыка Б. 1~4-й такты. Дети делают четыре шага вперед, резким взмахом поднимая руки вверх и плавно опуская вниз.
5~8-й такты. Дети кружатся вокруг себя на повторение музыки.
1—4-й такты. Делают четыре шага назад, резкий взмах руками вверх, и медленно опускают руки вниз.
5~8-й такты. Дети кружатся.
Музыка А. Дети образуют два круга.
Музыка Б. Повторяются те же движения в двух кругах.
Музыка А. Дети образуют один большой круг.
Музыка Б. Повторяются те же движения в кругу.
Музыка А. Дети разбегаются по залу и останавливаются лицом к зрителям.
Музыка Б. Повторяются те же движения.
Автор движений А. Зимина.
В: Как вы думаете, каким должен быть защитник Родины? (Ответы детей.)Конечно, защитник должен быть смелым, ловким, сильным и дисциплинированным.
Для того чтобы проверить, какие вы ловкие и умелые я приглашаю вас пройти обучение в необычной школе – школе молодого бойца. Вы готовы? Тогда в путь!«Полоса препятствий»Под музыку дети идут по залу, по полосе препятствий: переправа через реку (ходьба по скамейке), переход болота (прыжки из обруча в обруч, обойди мины, ходьба змейкой между кеглями), марш-бросок (бег по кругу).Ведущая: Молодцы! С первым испытанием вы справились успешно!Следующее испытание «Учебная тревога»Участвуют 3-4 мальчика. На противоположной стороне зала стоят стульчики с обмундированием, нужно добежать, надеть тельняшку, пилотку, взять автомат и вернуться обратно.Ведущая: Для того чтобы боец был сильный, он должен хорошо кушать, вот для этого у нас есть полевая кухня.Эстафета для девочек «Полевая кухня»(Одна команда варит суп, другая компот из муляжей овощей и фруктов)Ведущая: Молодцы, девочки! С такими поварами наши бойцы будут всегда сыты.Конкурс «Меткий стрелок»Делятся на две команды, какая команда оденет больше колец на кольцеброс.Конкурс «Саперы»Участвуют 3-4 ребёнка, с завязанными глазами нужно собрать кубики.Конкурс для девочек «Перевяжи раненого»Участвуют 3 и 3 мальчика, девочки должны перевязать бинтом раненого солдата.Ведущая: Ребята, я поздравляю вас с успешным окончанием школы молодого бойца!
Вы доказали нам что вы ловкие, умелые, я хочу вам всем вручить медали.
Награждение участников.Исполнение песни «Прадедушка»
Источникиhttp://50ds.ru/vospitatel/1517-zanyatie-po-razvitiyu-rechi-v-starshey-gruppe-9-maya–den-pobedy.htmlhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2012/06/05/integrirovannoe-fizkulturnoe-zanyatie-posvyashchennoe-dnyu-pobedyhttp://www.vampodarok.com/stihi.php?cat=2023http://www.razvitierebenka.com/2012/05/9.html#.VUYFAPDnNkg