Что в многонациональном социуме становится воспитательным идеалом
Определяя значение воспитательной деятельности для того, чтобы личность развивалась в жизни общества, глава Российской Федерации подчеркивает, что духовное единение людей и моральные ценности, которые их объединяют, становятся такими же важными факторами для развития общества, как стабильность в политике и экономике. Любое общество пользуется возможностью ставить перед собой и плодотворно решать задачи любого масштаба только тогда, когда оно само обладает общепризнанной системой нравственного характера, направленной на уважение ко всем языкам на своей территории, сохранение самобытности существующих в обществе культур и культурных ценностей.
То же касается сохранения памяти о деяниях предков на всех этапах истории отечества. Такое богатство становится для всех национальностей в отдельности и общества в целом надежным фундаментом единства, суверенитета государства, а также обладает способностью крепко объединить каждую семью, каждую социальную группу в повседневных делах, укрепить политические и экономические взаимоотношения народов.
Образованию и духовно-нравственному воспитанию, в том числе и молодого поколения, глава Российской Федерации отводит основополагающую роль, поскольку без этого никакое единение общества в стране не представляется возможным. Многочисленные внутренние и внешние распри настойчиво требуют укрепления солидарности в нашем социуме, увеличения справедливости и доверия людей к государственным органам. Только от этого зависит то, как мы будем жить в России сейчас и потом.
Формирование духовного мира индивида начинается уже с рождения маленького человечка. Сначала ответственность за это берут на себя семья и улица, изобилующая различными неформальными сообществами. Затем их роль переходит к учреждениям:
- дошкольным;
- школьным;
- дополнительного образования;
- искусства;
- армии;
- трудовым коллективам.
Всюду человек черпает для себя что-то новое, как негативное, так и позитивное, делая выводы из происходящего, и занимает ту или иную жизненную позицию. В том чтобы она стала соответствующей государственной и общественной политике, обе эти структуры ― семейная и общественная ― играют свою роль.
С чего начинается воспитание и развитие современного общества
Воспитание и развитие социально активного человека в российских дошкольниках и школьниках будет наиболее эффективным для реализации планов президента, поскольку только в детском возрасте личность беспрепятственно впитывает в себя основные требования, предъявляемые ему обществом.
Суть в том, что воспитательный процесс в дошкольных и школьных учреждениях более систематизирован и последователен, чем где-либо и когда-либо еще. Максимальное развитие духовных и нравственных качеств в подрастающем человеке здесь обеспечено самим укладом организованной образовательно-воспитательной жизни.
Дошкольник и школьник в рамках своих учреждений исключительно зависимы от окружающей среды, и уже поэтому не могут с ней не считаться. Хотя бы потому, что здесь они проводят основное время своей жизни, большее, чем в семейном кругу, на улице или где-либо еще.
Кратко этот процесс излагается так: только в сфере дошкольного и школьного образования будет централизованно и разумно сосредоточено воздействие на духовную, интеллектуальную, культурную и гражданскую жизнь огромных масс учеников. В конечном итоге оно и будет своеобразным индикатором эффективности образовательной системы.
К тому же в школьном возрасте и сам ребенок, в силу повышенной эмоциональной чувствительности к внешним воздействиям, воспринимает правила наиболее четко, быстро и остро. В более старшем возрасте этот процесс уже заторможен, а поэтому менее эффективен.
По убеждению Л. С. Выготского, при переходе от младшего возраста к более старшему потребности перестраиваются быстро. В то время как духовные ценности остаются относительно стабильными. И если они с каким-то изъяном, исправить их потом становится очень тяжело, а иногда невозможно.
В этом смысле представляется важной позиция президента Путина, касающаяся прав ребенка в России. Президент заявил, что подрастающее поколение в стране будет воспитываться в духе не только защиты интересов и прав детей, но и привития им патриотических чувств, моральных, нравственных и духовных ценностей
Он подчеркнул, что в современной России этим жизненно важным проблемам государство уделяет большое внимание. Так, происходит совершенствование образовательного законодательства, усиливается институт уполномоченных по правам ребенка, контролируются все неправомерные действия, совершенные по отношению к подрастающему поколению граждан страны
Главной задачей государства его глава считает привитие молодым людям, растущим в России, еще с детства ее исконных ценностей, являющихся основополагающими в их будущей взрослой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание, его современные проблемы
Социально-нравственное воспитание закладывает базовые характеристики личности, которые позже дают о себе знать, проявляясь в поведении и деятельности. Развитые нравственные качества реализуются через уважительное отношение к ценностям общества, стремление быть полезным. Нравственный человек придерживается определенных рамок и целей.
Сегодня молодое поколение окружено множеством как позитивных, так и негативных влияний. Сильное воздействие оказывают средства массовой коммуникации, различные явления среди окружения. На еще неокрепший интеллект, молодые чувства, несформированную сферу нравственности производят впечатление такие базовые «ценности» современности как стремление к наживе, желание бесконечно потреблять и развлекаться. Следование им разрушает страну и неокрепшие души.
Родители слишком заняты, всецело полагаются на школу, школа же устранилась от воспитания, занимается только преподаванием. Учебное заведение должно не только учить, но и воспитывать человека. Основой развития должны стать литература, отечественная история. Бывает, что учителя негуманитарных предметов, химии или физики, становятся для воспитанников нравственными идеалами. Преподаватель, который ведет себя в соответствии с тем кодексом, который декларирует, становится старшим другом и образцом для взрослеющих детей.
Главные национальные ценности народов России
Министерство среднего образования Российской Федерации согласно утвержденным стандартам, опираясь на национальные и культурные традиции этносов, населяющих Россию, относит к базовым нравственным ценностям следующие:
- огромную территорию страны;
- ее самые большие в мире природные ресурсы;
- гражданскую общность;
- семейные ценности;
- труд;
- свободу религиозных воззрений;
- достижения науки и искусства;
- приверженность общечеловеческим ценностям.
Все это воспитывается в личности и воспроизводится в социуме через:
- привитие любви к родине и служение ей на семейном и государственном уровне;
- социальную солидарность, выражающуюся в доверии ко всем людям, милосердии, справедливости, личном достоинстве;
- гражданскую ответственность, активно поддерживающую правовые отношения в обществе, законопослушность, терпимость к другим народам и религиям;
- любовь к семье, уважение к близким, стремление к продолжению рода, заботу о детях и родителях;
- настойчивое стремление к честному труду, творческому отношению к делу, личную целеустремленность;
- приверженность к научным знаниям, способствующую стремлению к истине;
- понятие обо всех традиционных религиях, существующих в России, уважение и терпимость к их приверженцам;
- стремление к красоте, гармонии и развитию своего духовного мира посредством литературы и всех видов искусств;
- любовь к природе, поддержание ее чистоты, воспитание экологического сознания;
- стремление к миру во всем мире, к международному сотрудничеству.
На этих ценностях и должен выстраиваться процесс воспитания гражданственной личности в дошкольных и школьных учреждениях современной Российской Федерации.
Преемственные взаимосвязи семьи и школы
Одной из характерных особенностей духовно-нравственного воспитания нужно считать принцип преемственности, сотрудничества между учебным учреждением и семьей. Развитие ребенка берет начало в семье, школа не подменяет собой этот процесс, а усиливает его.
Учителям необходимо изучать семейный воспитательный потенциал, при необходимости, содействовать гражданскому воспитанию не только детей, но и их родителей. Для этого привлекаются нестандартные формы родительских собраний, используются творческие домашние задания, родителей приобщают к школьным мероприятиям, вовлекают в органы управления.
При условиях, когда воспитательный семейный потенциал ограничен, недостаточная работа школы может привести к тому, что ребенок окажется под влиянием неформальных молодежных групп, на его нравственный облик в большой степени будет давить далекое от совершенства информационное пространство, что грозит потерей идентичности, моральной несостоятельностью личности.
Цели и тактические задачи воспитания гражданственной личности
Целью политики государства согласно новой концепции становится создание централизованного многонационального государства, объединенного:
- общей властной организацией, имеющей вертикальную и горизонтальную систему подотчетности и контроля;
- совместными территориями, разделенными только по национальному, религиозному и федеральному принципам;
- экономическим и военным потенциалом для развития и защиты отечества.
Как вспомогательные задачи выступают:
- Идентичность на национальных уровнях. Ее достижение помогает бесконфликтному существованию различных народов и личностей, их патриотизму; появлению гордости не только за малую родину, где родился и вырос гражданин, но и за всю страну; готовности служить ей, занимая общественно важную позицию.
- Формирование общества из нравственных и деятельных граждан, способных организовываться на всех уровнях — от муниципального до федерального. Только так это общество отстоит свои права и проведет интересы не только посредством исполнительной власти, но и через общественный контроль исполнения законов. Сознательный гражданин — вот что становится идеалом по-настоящему гражданского общества.
- Воспитание и развитие согласия граждан на уровне этносов. В многонациональной России это необходимое условие мирного взаимоотношения различных национальностей, культур, народов. Оно обеспечивает всеобщее согласие граждан, а также развитие и стабильность для каждого народа и гражданина.
- Развитие социализации общества через усвоение каждым его гражданином во время трудовой деятельности наилучших образцов социального опыта, выработанных поколениями, и желание воспроизводить и улучшать этот опыт через воспитание и образование потомков.
Из этого следует, что высшей целью воспитания и развития личности в обществе становится достижение определенного воспитательного образца, устраивающего все нации, основанного на всеобщих ценностях, включающих в себя:
- моральные ценности каждой нации;
- нравственные и религиозные традиции социума на уровне каждой из существующих национальных групп;
- духовно-нравственный потенциал отдельной личности, способствующий социализации общества.