Когда начинать финансовое воспитание ребенка?

Платить наличными или переводить на карту?

Лучший инструмент обучения детей управлению деньгами — это наличные деньги! Во-первых, наличные деньги (купюры и монеты) притягательны для детей, а во-вторых, реальные деньги более понятны детям, чем невидимые глазу, виртуальные или фейковые.

Оплачивая покупки картами или с помощью мобильных телефонов, вы даете детям ложный сигнал о том, что деньги появляются из ниоткуда и не заканчиваются. Сам концепт того, что за вещи нужно платить, уходит из внимания. С наличными дети будут видеть, что деньги реальны, и что их становиться меньше, когда вы оплачиваете покупки.

В старших классах можно начинать использовать для обучения дебетовые карты.

Что такое финансовая грамотность?

Финансовая грамотность — это комплекс знаний, умений и установок, которые позволяют эффективно управлять средствами и принимать ответственные решения в сфере денег. Она включает в себя следующие аспекты:

  • умение считать деньги, проценты, скидки, налоги, кредиты и другие величины, связанные с повседневной экономикой;

  • знание основных понятий и терминов, используемых в экономике: доход, расход, трата, бюджет, сбережение, инвестиция, валюта, банк, страхование и т.д.;

  • способность планировать свои средства, контролировать траты, экономить и инвестировать средства, избегать долгов и рисков;

  • умение анализировать экономическую ситуацию, сравнивать альтернативы, прогнозировать последствия и принимать рациональные решения в экономической сфере;

  • ценности и убеждения, отношение, формирующееся под влиянием семьи, общества и среды обитания.

Финансовая грамотность является важным фактором для успешной адаптации в современном мире, где деньги играют большую роль во всех сферах жизни.

Сколько денег давать?

Вопрос животрепещущий для многих родителей: сколько давать карманных денег ребенку и как часто?

В первую очередь следует определиться родителям: на что этих денег ребенку должно хватать? Для одних мам и пап важно, чтобы хватало на походы в магазин за продуктами и мелкие радости, другие дают на минимальное обеспечение самого ребенка: на канцтовары, носки, косметические средства, проезд. Сколько давать – вопрос индивидуальный

Поинтересуйтесь у родственников или знакомых, сколько денег они дают своим детям, чтобы ребенок не чувствовал себя сильно ущемленным, если сумма его карманных финансов будет меньше, чем у сверстников, или, наоборот, богачом

Сколько давать – вопрос индивидуальный. Поинтересуйтесь у родственников или знакомых, сколько денег они дают своим детям, чтобы ребенок не чувствовал себя сильно ущемленным, если сумма его карманных финансов будет меньше, чем у сверстников, или, наоборот, богачом.

Отслеживайте свой уровень комфорта: карманные деньги не должны быть в ущерб бюджету семьи. В России 76% родителей из опрашиваемой группы дают детям от 7 до 10 лет в среднем 1000 рублей в месяц согласно статистике, только 10% взрослых увеличивают эту сумму до 3000 рублей .

При выделении денег на крупные покупки предоставляйте выбор: телефон или велосипед. Обозначьте сумму, на которую чадо может рассчитывать, это даст ему хорошую пищу для размышлений. Он научится договариваться с самим собой, искать компромиссы, отметать ненужные и навязанные желания.

Какие существуют методы обучения финансовой грамотности

В нашей семье мы используем следующие средства:

  1. Копилка (об этом я уже писала немного выше).
  2.  Обучение в игровой деятельности. Существует масса игр, в которых ребенок может участвовать в процессе денежного обращения и узнавать основные законы денег. Например, игра в магазин. Или в банк. При этом фантазия родителя и фантазия ребенка может очень сильно разнообразить эти игры. Можно взять игрушки в качестве покупателей, можно нарисовать денежные знаки и это будет дополнительная тренировка навыков рисования, раскрашивания, вырезания ножницами. Можно построить магазин из подушек и т.д.
  3. Обучение посредством сказки. Во многих сказках за освобождение принцессы, царь дает мешок золота или полцарства в придачу или еще какое-нибудь материальное вознаграждение. Мой сын, например, очень хочет спасти царевну от какого-нибудь злодея. А когда я спрашиваю – почему? Он честно отвечает, чтобы получить мешок денег. Также имеет смысл сочинять свои сказки с той моралью, которую вы хотите донести до ребенка. Например, что воровать деньги нельзя, что зарабатывать нужно хорошими и добрыми делами, что деньги – это лишь средства достижения определенных целей и т.д.
  4. Включение ребенка в бытовые дела семьи. Об этом читайте более подробно в следующем разделе.

КОГДА НАЧИНАТЬ ФИНАНСОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?

Формирование финансовой грамотности у детей стоит начать примерно со школы. Дети в 4-5 лет не понимают, что значит «дорого». Часто они не просят, а требуют купить им что-либо. Не стоит за это ругать малыша, он ещё просто не понимает цену деньгам.

Если вы позволяете вашему ребёнку поступать по-своему, то он может начать в будущем манипулировать людьми. Это часто происходят в семьях, где родители так заняты, что откупаются от сына или дочери дорогими вещами. Помните, нет ничего ценнее родительского внимания. Такие дети часто с помощью истерик и слёз добиваются своего. И тут возникает дилемма: с одной стороны, ребёнок, который требует подтвердить вашу любовь к нему, с другой – большой урон по кошельку. И если мама не купит дочери новую игрушку, она чувствует вину перед ней.

Отсюда напрашивается вывод, что иногда нужно твердо отказывать ребёнку. Но при этом нужно спокойно объяснить, почему сейчас вы не купите сыну новую машинку. И никогда не говорите малышу, что у вас нет денег или что вы не будете тратить их на ерунду. Лучше просто уйти из магазина, как только начались слёзы.

Как научить ребенка копить деньги?

На индивидуальных консультациях родители часто спрашивают, как научить ребенка копить деньги?

После внедрения карманных денег, а так же всех остальных видов дохода, ребенок точно знает, сколько у него имеется денег и сколько будет получено в определенный период. И поэтому он может планировать свои расходы и в случае более высокой стоимости планируемой покупки, ребенок откладывает нужное количество денег. Таким образом, он начинает копить. 

Также можно научить ребенка системе распределения всех доходов 50-40-10. Система заключается в следующем: все доходы ребенка, кроме целевых, распределяются в следующих направлениях: 50% – «Золотая курица» (создание капитала, в дальнейшем инвестирование), 40% – на цели (желания из списка, проработанные в цели), 10% – текущие вложения (вкусняшки и развлечения). Такая система распределения доходов позволяет грамотно распределить все деньги и решить финансовые задачи: накопления, сохранения и потребления.

В нашем клубе «Юный миллионер» мы обучаем детей всем описанным выше навыкам, а также обучаем родителей помогать своим детям, внедрять эти навыки в ежедневное пользование.

Неудачный случай для обучения

Был очень интересный случай с автоматом с мягкими игрушками, которые вытаскиваются с помощью «лапы».

Я прекрасно знаю, что автомат настроен таким образом, что игрушку оттуда не достанешь (хотя бывают случаи, но редко), но у нашего сына такого опыта не было.

Я позволила Денису попробовать несколько раз достать игрушку. Даже немного помогала настроить траекторию «лапы», но все разы игрушка соскальзывала и падала, не попадая в корзину.

Денис убедился, что игрушку не достать и стал спокойно проходить мимо этих автоматов.

Но однажды, перед нами девочка решила попытать счастье и мы остановились, чтобы в очередной раз убедиться в том, что это обман.

И что же?! Девочка достала игрушку и довольная пошла домой.

А я поняла, что придется еще раз дать ребенку получить свой опыт.

И мы договорились, что он пробует один раз и, если у него не получается, то больше выбрасывать деньги мы не будем.

И, потратив, еще одну десятку, мы вновь убедились в коварности «дяди» и успокоились.

Можно тысячу раз говорить что-то ребенку, а можно дать получить свой опыт и сделать свои выводы.

Рекомендации родителям

Эти рекомендации помогут родителям выстроить доверительные отношения с детьми в процессе обучения ребенка правильному поведению с финансами:

Давайте деньги в оговоренный срок с установленной периодичностью. Ребенок научится рассчитывать расходы и не просить пополнить счет или выдать купюры, как только предыдущий лимит у него исчерпался. Это дисциплинирует и детей, и родителей. К тому же ребенок учится соблюдать договоренности и избежит тревожности за свои планы.
Расскажите, как приумножить деньги. Покажите, как в приложении можно открыть вклад, на который будут начисляться проценты, объясните, что такое кэшбэк, инвестиции и акции. Расскажите, как можно завести целевую копилку и объясните, что малыш через какое-то время может сам исполнить свою маленькую мечту.
Не забирайте деньги – это нечестно. Если берете в долг – отдавайте, этим вы проявите к ребенку уважение, а у него не сформируется опасение, что деньги так просто может забрать кто-то, кто сильнее. Соответственно он вряд ли сам будет так поступать по отношению к более слабым.
Помогите завести копилку в мобильном банке или купите красивый кошелек или копилку ребенку. Объясните, как можно копить, откладывать, делить деньги на накопительную часть и ту, которую можно потратить.
Расскажите о том, как тратить деньги с пользой. Например, часть карманных средств в виде небольшого доната или кэшбэк направлять на благотворительность – на помощь людям, детям, животным.
Не говорите, что денег нет – ребенку не нужно знать обо всех проблемах взрослых, даже в разговорах о формировании семейного бюджета. «Нет денег» – это установка, которая прочно фиксируется на подкорке и дает чувство тревожности у ребенка, даже когда он вырастает, становится взрослым и дефицита финансов не испытывает. Он может жить с ощущением, что деньги вот-вот закончатся, ему на что-то не хватит, у кого-то чего-то больше и т.д.
Не ругайте за глупую, на ваш взгляд, покупку

Возможно, для ребенка она была не такой уж неважной, раз он потратил на нее собственные деньги. Родителям стоит поговорить об этом с ребенком, помочь сделать выводы

Превратите неудачу в ценный опыт.

Воспринимайте ребенка как самостоятельного человека – это здорово помогает ему научиться ответственности, а вам обрести спокойствие и проще относиться к его неудачам и искренне радоваться победам.

Что должен знать о деньгах ребёнок?

Воспитание финансовой грамотности служит гарантией того, что у ребёнка будет хорошее будущее. Став учениками, дети получают карманные деньги, которыми должны оплачивать поездки в транспорте, завтраки, обеды и прочее. Это обстоятельство можно использовать для продолжения обучению финансовой грамотности. Вот что полезно делать:

  • формировать у первоклассника понятие бюджета. Необходимое количество денег разумно выдавать раз в неделю, объясняя их целевое назначение. В случае, если маленький транжира в первый же день потратит все на конфеты, восполнять брешь не нужно. Ребёнок должен осознать, что должен укладываться в рамки выделенной ему суммы;
  • провести беседу о том, что можно и что нельзя приобретать. Фраза «Купи, что хочешь» может привести и к сигаретному ларьку;
  • не путать бюджетные и личные деньги ребёнка, например, подаренные, которые он может потратить по своему усмотрению. Родители в подобном случае должны деликатно, без давления, подвести сына или дочку к правильному решению.

Нельзя поощрять дополнительными карманными деньгами хорошую успеваемость или лишать за плохие отметки. Для формирования адекватной самооценки есть множество других способов, например, специальные развивающие занятия.

Дальнейший план мероприятий состоит в вовлечении детей в обсуждение семейного бюджета, совместные походы в магазин, обсуждения цены и качества товаров. Усилия, потраченные на обучение финансовой грамотности в детском возрасте, всегда окупаются рациональными поступками в будущем.

Основы финансовой грамотности для школьников

Финансовая грамотность для школьников важна так же, как учёба. Когда ребёнок идет в школу, то ему необходимо давать деньги на обед в столовой, на проезд в общественном транспорте. Определите эту сумму заранее, обговорите с ребёнком, на что уйдут деньги. Выдавайте их раз в неделю, чтобы малыш научился их распределять. Если у него это не вышло, не стоит вновь спонсировать его, иначе ребёнок не научится на своих ошибках.

Помните, что в школьном возрасте ребёнок уже может начать зарабатывать. Это может быть раздача листовок, мытье полов, сидение с младшим братом друга. Те деньги, которые он сам заработает, принадлежат только ему. Это так называемые независимые средства. Родители должны быть готовы к тому, что подросток может потратить их на что угодно. Вы не имеете права отбирать у ребёнка то, что он заработал своими силами.

Резюме

Научить ребенка чему-то, в частности финансовой грамотности, можно только в том случае, если родители владеют предметом. Правильно обращаться с деньгами – это базовый навык современного человека, который хочет поддерживать достойный уровень комфортной жизни и быть в финансовой безопасности в любой ситуации.

В условиях стремительно меняющегося мира стоит держать нос по ветру и адаптироваться к новым видам финансового поведения, анализировать ситуацию и действовать в зависимости от условий здесь и сейчас

Для этого важно постоянно учиться и быстро схватывать новую информацию

Чтобы прокачать навыки быстрого обучения и трансформации знаний в практику, приглашаем вас на программу «Самообразование», после изучения которой вы будете как орешки щелкать новые приемы финансового поведения и без колебаний внедрять их в жизнь. А находить нужные потоки информации, оценивать их и отсеивать лишние поможет программа «Критическое мышление».

Позаботьтесь о благополучном будущем своих детей уже сегодня! А для закрепления материала статьи пройдите небольшой тест:

Что включает в себя финансовое воспитание детей

Условно можно разделить финансовое воспитание на такие блоки, как финансовые установки, привычки, распределение и контроль денег и достижение финансовых целей. 

Установки

Формирование правильных установок начинается еще с 2-3 лет, когда ребенок уже способен ориентироваться в окружающем мире. Для этого нужно внимательно следить за тем, что вы говорите о деньгах. Не обязательно именно ребёнку, а вообще внутри семьи. Не используйте такие выражения как «Это очень дорого», «Мы никогда себе это не сможем позволить», «От денег все беды», «Деньги — зло». Замените их на установки, демонстрирующие более сильную позицию: «Сейчас это не в нашем приоритете», «Бюджет на этот месяц уже распределён», «Как мы можем себе это позволить?», «За какой срок мы сможем накопить на эту цель?», «Деньги сами по себе не плохи и не хороши, это только инструмент для достижения целей». 

Не реагируйте на любую просьбу ребёнка что-то купить раздражением и отказом. Так у него сформируется убеждение, что денег всегда не хватает. Что они — самая большая ценность. И, что самое пагубное, что иметь свои желания — это плохо.

Реагируйте на просьбы ребёнка пониманием их желаний

Детям важно знать, что их потребности учитываются. Объясните, что в этом месяце расходы уже расписаны и его желание, к сожалению, не в списке

Попробуйте помочь ребенку найти варианты, чтобы воплотить в жизнь его мечту, например:

  • попросить это в подарок на праздник;
  • откладывать;
  • найти похожую вещь, но дешевле;
  • продать что-то, чем не пользуешься.

Ребёнку всегда должно быть понятно, почему желаемое нельзя приобрести сейчас и какая есть альтернатива.

Привычки

Главные финансовые привычки, которые вы можете воспитать в ребёнке — это привычка считать свои деньги и привычка откладывать их. Прививать их можно с того возраста, когда вы начнёте давать ребёнку карманные деньги. То есть, как правило, с 6-7 лет. Помогите ребёнку разобраться, сколько он может позволить себе на свои карманные деньги. Составьте вместе с ним «финансовый план». Какую часть карманных денег можно тратить, а какую он будет откладывать, чтобы достичь цели. А также посчитайте вместе, когда он сможет ее достичь. Подумайте, как можно ускорить этот процесс.

Распределение средств и контроль над финансами 

Эти навыки так же приобретаются в процессе формирования привычек считать и копить деньги. Важный момент состоит в том, чтобы не идти на поводу у ребёнка, если он быстро потратил все карманные деньги, и просит у вас еще. Это тот случай, когда жалеть ребёнка не нужно

Такие финансовые ошибки совершать очень важно, чтобы научиться более ответственно подходить к своим тратам. Объясните, что такое импульсивные покупки, почему они происходят и к чему могут привести

Разъясните, что не можете дать еще карманных денег из-за четкого месячного бюджета. И что придётся обойтись без покупок до следующей порции карманных денег.

Откройте Домашнюю бухгалтерию вместе с ребёнком и объясните, как вы копите на то, что вам важно. Например, на отпуск всей семей

Эти разговоры могут помочь ребёнку понять, что вы можете сократить расходы в одной области, чтобы потратить их в другом, более важном, месте.

Достижение финансовых целей

К 10-14 годам у ребёнка должно сформироваться понимание, как достигать финансовых целей с помощью экономии, накоплений и заработка.

Важно объяснять детям, что труд – это способ получения денег. При этом все психологи говорят, что нельзя «оплачивать» оценки или домашние обязанности ребенка

Лучше найти иной способ заработка. В крайнем случае, можно финансово поощрять инициативу по дополнительной работе по дому. Но только той работе, которую ребенок не должен был делать, но выполнил по своему желанию.

Как часто давать деньги?

Тем, кто помладше, в частности дошколятам и ученикам 1-4 классов, деньги можно давать 1-2 раза в неделю маленькими суммами на целевые покупки. Некоторые малыши начинают копить уже в этом возрасте.

Детям постарше, от 5 класса, есть смысл давать карманные деньги раз-два в месяц, просчитав все необходимые траты за этот период. Такой способ поможет научиться финансовому планированию к студенчеству и взрослой жизни.

Стоит учитывать, что деньги у ребенка могут кончиться раньше: купил лишнее, потерял, отдал другу. Не злитесь на чадо, помните, что карманные деньги – это деньги ребенка, он может распоряжаться ими как угодно. Пусть он ошибется в детстве на мелкую сумму в пару сотен, чем во взрослой жизни на сотню тысяч или миллионов.

Подготовиться к финансовым ошибкам ребенка – задача родителей, причем не самая легкая.

Что ребенок должен знать о деньгах

Помните знаменитый детский стишок про муху, которая по полю пошла и денежку нашла. Заканчивается он так: «Пошла муха на базар и купила самовар». Но каждый ли малыш осознает, что собой представляют деньги?

В нашей стране к деньгам всегда относились с осторожностью, а говорить о них на людях было неприлично. Во времена СССР уважительное отношение к деньгам считалось моветоном

Каждый ребенок должен был знать о деньгах лишь то, что обсуждать этот вопрос нехорошо. Однако считалось нормальным на любую детскую просьбу, считавшуюся капризом, отвечать, что в семье нет средств на новую игрушку или сладости.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Сейчас в России стали по-другому относиться к деньгам. Это слово перестало быть запретным, и его можно часто услышать в быту. Поэтому опыт родителей в денежном воспитании необходимо скорректировать. Мамы и папы должны действовать так, чтобы у их малыша сложилось верное отношение к деньгам. Прежде чем ответить на вопрос, что ребенок должен знать о деньгах, определимся с важными нюансами.

Прежде всего, денежные единицы — это не просто бумажки. До трехлетнего возраста дети не осознают, какую ценность представляют финансы. Малыши думают, что деньги — это просто разноцветные билетики, которые можно отдать, получив взамен сладости или куклу. Следует донести до них, что монетки — не обычные металлические кружочки.

Затем ребенок должен знать о деньгах то, что их может быть недостаточно или вообще не быть. В этом случае придется экономить: не покупать машинки, конфеты, не ходить в детские развлекательные центры. Поговорите с дошкольником, чтобы решить, от чего можно отказаться, чтобы избежать лишних трат. Например, можно сходить в парк на прогулку, при этом не покупать дорогостоящие игрушки (их он получит попозже). Научите малыша совместно планировать бюджет, выставляя правильные приоритеты.

Кроме того, сыну или дочке необходимо пояснить, что такое бюджет вашей семьи. Конечно, это может быть сложно для понимания, но ваш отпрыск должен знать, что бюджет тратится и на него тоже, а ведь деньги ограничены в своем количестве.

Конечно, вы можете потратить чуть больше, чем планировалось. Однако не рекомендуется всегда идти на поводу у детей. Поговорите с ними и донесите, что кроме их желаний (еще один пистолетик, ненужная игрушечная лошадка) есть семейные траты, например покупка продуктов питания. Ребенок должен знать о деньгах то, что вы не будете покупать все, что ему захочется. Но можно выбрать одну игрушку, о которой он мечтает. Именно эту вещь родители смогут подарить на праздник в ближайшее время.

Для начала определитесь, будете ли вы говорить с детьми о деньгах. Ни в коем случае не допускайте ситуаций, в которых они видят, как мама с папой ссорятся из-за денег, обвиняя друг друга в растратах семейного бюджета или недостаточном заработке.

Приобщать детей к финансовым вопросам можно только после того, как родители договорятся между собой. Когда малышу 2 года, все, что он должен знать о деньгах, — это то, что отец каждый день ходит на работу, трудится и получает деньги, покупает еду и игрушки.

К четырем годам ваш сын или дочка уже способны осознать, что для покупки дорогостоящей вещи нужно подождать, пока накопится требуемая сумма. В 5 лет ребенок осваивает основы счета. Поэтому, составляя перечень всего, что нужно купить, попросите его помочь вам. Пусть в этом списке будут полезные лакомства для вашего малыша.

С каждым годом дети все яснее осознают, что во взрослой жизни материальная сторона играет ключевую роль. Нельзя допускать того, чтобы они видели, как мама с папой обсуждают, что не смогут прокормить еще одного ребенка.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Должны ли дети участвовать в формировании бюджета вашей семьи? Конечно, финансовые споры не должны касаться ребенка. Но некоторые вопросы можно решать всем вместе. Как только старшие пришли к консенсусу о крупных семейных тратах, можно позвать ребенка. Например, чтобы подумать, куда отправиться на выходные — в горы или поплавать на надувных лодках.

Чего не стоит делать

Для начала давайте сразу, на берегу, решим, как не надо формировать у ребенка отношения с деньгами.

Формировать негативные установки

Дети до 10 лет не всё понимают, но всё запоминают. И делают очень короткие выводы. Поэтому «Я ухожу и оставляю тебя, чтобы зарабатывать деньги», «Заработать деньги честно нельзя», «Мы бедные, деньги к нам не идут» — все это может заложить у ребенка неверное представление о деньгах, даже до понимания их сути.

Требовать не по возрасту

Для формирования финансовой грамотности у детей главное — последовательность и игры «по возрасту». Даже когда перед нами очень умный ребенок, стоит понимать, что каждому периоду развития — свой образ мыслей. Если мы начнем его торопить, единственный вывод будет: «Я не справляюсь».

Ругать за «деньги»

Для ребенка до пяти лет все — игра. Для него нет правильной игры и неправильной. Поэтому если часто ругать за то, что ребенок испортил дорогую вещь или относится к дорогой игрушке слишком беспечно, можно вернуться к пункту один.

Финансовая грамотнос­ть для детей дошкол­ьного возраста

Интересно, что образовательные программы создают не только для школьников, но и для подопечных детских садов. Оказывается, разработки образовательных методических материалов в этом направлении для детсадовцев ведутся более 20 лет. Правда, не централизованно по рекомендациям министерства образования и Центробанка, а педагогами и коллективами в частном порядке.

Необходимость знакомства дошкольников с основами экономики возникла как идея повышения уровня финансовой грамотности с ранних лет, пока как таковых денег у ребенка еще либо нет, либо есть, но в очень ограниченном количестве – редко можно встретить малыша, которому дают на карманные расходы. И все же, экономика и дошкольник связаны – дети слышат дома о росте цен, мама с папой могут обосновывать целесообразность покупки не такой игрушки, какую хочет ребенок, а другой, потому что, например, денег на желаемую сейчас нет.

Некоторые дошколята на день рождения получают конверт с деньгами и, конечно, знают, как его «правильно» потратить. Основы финансовой грамотности на этом этапе помогают избежать таких проблем, как постоянные «купи», истерики в магазине у витрины с игрушками, неоправданно высокие запросы на развлечения, вкусняшки и т.д. . Уже в 5-7 лет ребенку можно объяснять, как приумножать достаток семьи и его карманные деньги.

Образовательные программы финансовой грамотности для детей могут быть составлены по-разному ввиду отсутствия единого стандарта, а объединяет их общий принцип – доступность подачи информации и игровое сопровождение для закрепления навыков на практике.

Хороший пример такой программы – учебно-методическое пособие «Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей», которое используют в детском саду №20 в Калининграде . Она предполагает обучение и малышей, и их мам и пап – составители методички убивают двух зайцев одновременно. В рамках этого обучения финансовой грамотности детей затрагивают такие темы, как:

  • совместные покупки;
  • выбор товаров;
  • способы потратить деньги с пользой.

Дети узнают:

  • что такое бартер;
  • как считать деньги;
  • как уберечь деньги от «ловушек» в виде хотелок и спонтанных трат;
  • что такое кредиты.

В результате обучения у детей формируется понимание, как стоит обращаться с деньгами и какие ошибки при этом могут возникать. Педагоги приводят причинно-следственные связи и в игровой форме с детьми воспроизводят разные ситуации: когда есть деньги, когда они закончились, когда купил вроде бы нужную игрушку, а потом разочаровался в ней, и т.д. У детей возникает интерес к теме, к школе они подходят уже как ответственные носители карманных сбережений, а не транжиры.

Вы можете узнать, ведется ли в вашем детском саду формирование финансо­вой грамотности детей дошкольного возрас­та – обычно эта информация есть на сайте ДОУ. Наличие такой программы может быть весомым преимуществом при выборе дошкольного воспитательного учреждения.

С какого возраста давать деньги ребенку?

Законодательство разрешает совершать мелкие бытовые сделки детям с шести лет . Шестилетка уже может ходить за хлебом.

Первые деньги на карманные расходы нужно давать, уже рассказав ребенку о мире товарно-денежных отношений и рынка :

  1. Расскажите о том, что можно покупать в магазине: какие продукты как называются, зачем нужны.
  2. Какие отделы есть в магазинах, какие товары в них выставлены, как искать то, что нужно.
  3. Научите понимать номинал купюр и считать деньги. Неплохо, если ребенок может сам отсчитать нужную сумму в пределах стоимости молока, хлеба или шоколадки.
  4. Научите сопоставлять стоимость товара и номинал купюр, сумму денег в кошельке, чтобы не случилось неприятной ситуации: есть 30 рублей, а шоколадка стоит 40, пришел на кассу и расстроился.

Если просто так дать шестилетнему ребенку деньги, с которыми он только знает, что надо идти в магазин, а что делать дальше – не знает, ничем хорошим это точно не кончится. Основы финансовой гр­амотности детей дошк­ольного возраста закладываются с первыми карманными деньгами и первыми инструкциями от взрослых – одно без другого невозможно.

Понять, что родительский банковский счет или кошелек не бездонные, поможет посвящение ребенка 10-11 лет в семейный бюджет. Рассказывайте о доходах и расходах – оплату коммунальных платежей, ипотеки, секций, абонементов, продуктов и т.д. Пусть ребенок узнает, сколько денег остается у родителей после совершения обязательных платежей, обсуждайте с ним это .

Игры для обучения

Лучший способ обучить ребенка чему-либо – это игра. В начальной школе на игровой деятельности в разной степени строится весь процесс обучения. Освоение финансовой грамотности – не исключение. Предлагаем несколько вариантов полезных игр, которые познакомят ребенка с миром торгово-денежных отношений и рынков.

«Магазин»

Игра в магазин элементарна, подойдет для самых маленьких детей. Если ребята играют в нее сами по себе, то только воспроизводят покупателя и продавца в своем восприятии. Если в процесс включить взрослого, он поможет разобраться детально во всех нюансах:

  • познакомит с понятиями «товар», «касса», «деньги», «сдача», «продавец», «сумма», «чек» и т.д.;
  • покажет культуру общения в магазине, как попросить, спросить и т.д.;
  • поможет посчитать деньги – сумму и сдачу.

Для большей реалистичности рекомендуем сделать имитацию денег с каким-то номиналом, так будет интереснее отсчитывать нужное количество купюр для расчета и сдачи.

Преимущества игры в «магазин» – она не ограничивает участников, играть можно дома, в гостях, на улице, в детском саду, продавая абсолютно все вокруг, если нет специального игрового реквизита.

«Денежный поток»

Настольная игра для дошкольников «Денежный поток» изобретена Робертом Кийосаки для повышения финансовой грамотности людей. Она показывает ребенку, как заставить деньги работать на себя.

В ходе игры дети и взрослые учатся обращаться с финансами, организовывать хороший финансовый старт и пассивный доход. Участники действия инвестируют, получают зарплату, занимаются благотворительностью, в итоге достигают цели. Кто первый – тот молодец. «Денежный поток» – это практическое пособие по финансовой грамотности, основам экономики, финансовым операциям. Кроме того, ребенок учится искать выходы из нестандартных и кризисных ситуаций.

«Монополия»

Игра для школьников и взрослых «Монополия» показывает детям, как с одной стартовой позиции, в которой все участники равны, одни становятся богатыми, а другие теряют все, что нажили в ходе инвестирования, ведения бизнеса, получения прибыли при движении к монополии – хозяйствованию на рынке. «Монополия» способствует формированию предпринимательского мышления.

«Экономикус»

Еще одна игра для повышения финансовой грамотности у детей – «Экономикус». Есть две версии: попроще, подходящая для дошколят и начального звена, и посложнее – для старшеклассников.

Задача участников игры – построить бизнес. На старте у всех по две компании. В ходе игры соперникам предстоит покупать новый бизнес, инвестировать. Победителем станет тот участник, который сможет заполучить максимум репутационных звезд за доминирование в отрасли.

На первый взгляд может показаться, что карточные игры далеки от реальной практики. На самом деле, у ребенка формируются новые нейронные связи на узнавании новых стратегий, алгоритмов, в том числе обращению с финансами, которые постепенно переходят в реальную жизнь.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий