Основные направления деятельности классного руководителя
Деятельность классного руководителя начинается изучением класса и отдельно каждого учащегося.
Изучение детей в классе может достичь своей цель и дать нужные результаты, только если оно соответствует нескольким требованиям:
изучение учеников повышает качество их воспитания и обучения. На основании систематического изучения можно творчески подходить к выбору наиболее эффективных форм и методов воспитательного влияния на первичный коллектив и на его отдельных членов. Необходимо организовывать воспитательную работу с детьми, учитывая их особенности;
сочетание изучения учеников с воспитательным влиянием на них. Классным руководителем проектируется развитие положительных качеств, и преодолеваются отрицательные черты в характере и поведении учеников;
изучать необходимо планомерно и систематически;
изучать учеников необходимо в естественных условиях их жизнедеятельности;
в процессе изучения классный руководитель использует разнообразные методы и приемы
На основании изучения должны быть намечены пути преодоления отрицательных качеств и закрепления положительных черт в характере и поведении школьников;
изучение включает и ознакомление с условиями жизни и быта;
изучение требует рассматривать не отдельные черты, а целостную личность;
в процессе изучения внимание следует акцентировать на положительных чертах характера и поведения, а не на отрицательных.
Иными словами, соблюдая перечисленные требования, можно значительно повысить эффективность изучения учеников.
Права
Классный руководитель имеет право:
4.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
– на сокращенную продолжительность рабочего времени;
– на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
– на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
– на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
– на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
– на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
– на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
– на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения ;
– на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
4.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
4.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
4.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководства).
4.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
4.7. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе.
4.8. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.
4.9. Поощрять обучающихся в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.
4.10. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских организаций, инспекций по делам несовершеннолетних.
4.11. .
Права классного руководителя
Наряду с обязанностями классное руководство предполагает и наличие определенных прав, прописываемых в должностной инструкции.
Данный вид педагогической деятельности предусматривает оплату раз в месяц из двух источников: федерального и местного бюджета. На федеративном уровне по состоянию на начало 2023 года эта сумма была равна пяти тысячам рублей. Размер доплаты из местного бюджета зависит от конкретного субъекта Российской Федерации.
Среди основных прав можно перечислить следующие:
- участие в мероприятиях, направленных на выявление профессионального мастерства;
- повышение своей квалификации как педагога, воспитателя, психолога, организатора мероприятий на различных курсах;
- взаимодействие с учителями, преподающими в подопечном классе, и координация их работы;
- присутствие на уроках своего класса с целью наблюдения за взаимодействием учителя с коллективом и/или отдельными учениками, и его дальнейшей корректировки для повышения эффективности учебного процесса;
- приглашение законных представителей учащихся для беседы с ними в отношении вопросов, находящихся в компетенции классного руководителя;
- право на выбор приоритетных направлений и технологий своей деятельности как воспитателя;
- право на выбор проводимых с воспитательной целью мероприятий с подопечным классом, а также на самостоятельную их организацию с использованием школьной инфраструктуры;
- участие в процессе совершенствования условий образовательной деятельности и воспитательного процесса;
- право ознакомиться с поданными на него жалобами и выступать в защиту собственных интересов;
- право на соблюдение конфиденциальности в отношении него при проведении мероприятий по расследованию происшествий;
- право на защиту собственной чести и достоинства (в том числе в вышестоящих инстанциях).
Должностные обязанности
Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:
3.1. Ведет журнал успеваемости обучающихся.
3.2. Ведет “личные дела” обучающихся и следит за их оформлением.
3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных.
3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой и другим общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в уставе общеобразовательной организации.
3.5. Организует порядок питания обучающихся.
3.6. Формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).
3.7. Осуществляет контроль за посещаемостью занятий.
3.8. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости обучающихся.
3.9. Создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора обучающихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т. д.).
3.10. Способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения обучающихся, корректирует и регулирует их.
3.11. Оказывает помощь обучающимся в процессе адаптации к обучению.
3.12. Проводит тематические классные часы периодичностью раз в месяц, собрания, беседы с обучающимися.
3.13
Обеспечивает защиту и охрану прав обучающихся, особенно уделяя внимание “трудным” детям и детям, оставшимся без попечения родителей, активно сотрудничая с социальным педагогом
3.14. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей.
3.15. Осуществляет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору обучающимися дальнейшей профессии.
3.16. Организует и проводит родительские собрания периодичностью раз в четверть.
3.17. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.
3.18. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.
3.19. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
3.20. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
3.21. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.
3.22. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.
3.23. Систематически повышает свой профессиональный уровень.
3.24. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.
3.25. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
3.26. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
3.27. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
3.28. .
Ответственность классного руководителя
Любое должностное лицо, наделенное определенными обязанностями, в той или иной мере несет ответственность за свои действия во время их исполнения, а также за последствия их ненадлежащего исполнения. Давайте разберемся, за что ответственен классный руководитель. Он может быть привлечен:
- К материальной ответственности — если он своими действиями (либо бездействием) нанес ущерб школьному имуществу, сотруднику школы или ученику.
- К ответственности вплоть до увольнения за использование ненадлежащих воспитательных приемов, включая психическое или физическое насилие; за совершение иных действий, несовместимых с моральным обликом педагога.
- К дисциплинарной ответственности — за нарушение установленных в школе правил, неисполнение распоряжений и прописанных в инструкции должностных обязанностей.
Кроме того, классный руководитель отвечает:
Обязанности классного руководителя по ФГОС
Обязанности классного руководителя по ФГОС включают следующие функции:
- Организация системы воспитания и образования класса. Руководитель выполняет общие функции по организации и контролю учебно-воспитательного процесса, следит за соблюдением ФГОС и структуры учебного плана.
- Разработка и реализация деятельности классного коллектива. Классный руководитель осуществляет организацию и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование коллектива и развитие духовно-нравственных ценностей учащихся.
- Консультирование и поддержка учащихся и их родителей. Руководитель осуществляет консультационную работу с учащимися и их родителями, оказывает им психолого-педагогическую поддержку, помогает в решении проблем и вопросов, связанных с учебой и воспитанием.
1. Общие положения и примерная должностная инструкция классного руководителя по ФГОС должны быть представлены в письменной форме. Данный документ должен содержать подробные указания о функциях, обязанностях и правах классного руководителя, а также о его роли в организации и руководстве классом.
2. Структура должностной инструкции классного руководителя по ФГОС должна быть логичной и последовательной. В ней должны быть указаны функции по организации воспитательно-образовательного процесса, работе с классным коллективом и родителями, участию в внеклассных мероприятиях, консультированию учащихся и т.д.
Функции классного руководителя
Педагог в качестве руководителя классного коллектива должен реализовывать свои функции по отношению ко всему классу в целом и каждому ученику отдельно.
Круг функциональных обязанностей классного руководителя в школе состоит из:
Аналитической функции:
- анализировать и оценивать индивидуальность ученика;
- анализировать и оценивать уровень воспитанности ученика;
- изучить и проанализировать состояние и условия семейного воспитания;
- изучить и проанализировать становление и формирование классного коллектива, подростковых групп и объединений, которые обеспечивают социализацию каждого ребенка;
- изучать и анализировать воспитательные влияния окружающей среды и учащихся класса, группы или объединения.
Прогностической функции:
- представлять образ желаемого результата воспитательной работы;
- прогнозировать уровень индивидуального развития ребенка;
- выстраивать модель воспитательной подсистемы, с учетом миссии образовательного учреждения, принятие ценностей, воспитательной концепции и ресурсных возможностей;
- выстраивать иерархию ближних и дальних целей деятельности детского сообщества и отдельных учеников.
Организационно-коррекционной функции:
- обеспечивать связь общеобразовательного учреждения и семьи, устанавливать контакты с родителями, оказывать им помощь;
- проводить консультации и беседы с родителями учеников;
- взаимодействовать с педагогами, которые работают в классе, осуществлять воспитательную деятельность посредством проведения малых педсоветов, тематических встреч и педагогических консилиумов;
- стимулировать и учитывать разнообразную деятельность учеников, включая систему дополнительного образования детей;
- вести документацию.
Коммуникативной функции:
- регулировать межличностные отношения детей;
- устанавливать оптимальные отношения между учениками и учителями;
- содействовать общему благоприятному климату внутри коллектива;
- помогать ученикам устанавливать отношения с окружающими людьми;
- вместе с социальным педагогом и психологом корректировать поведение социально дезадаптированных детей и подростков.
Замечание 1
Воспитательные задачи формулируются классным руководителем на основании возраста детей и взаимоотношений внутри класса с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.
Перечень обязанностей классного руководителя
Обязанностей у классного руководителя достаточно много. Те, что являются общими для всех педагогов, прописаны в законе об образовании. С имеющими отношение непосредственно к классному руководству можно ознакомиться в методических рекомендациях.
Остановимся на основных из них.
- Оформление документации: ведение классного журнала (он может быть представлен как в бумажном, так и электронном виде) и написание плана по работе с детьми. При планировании мероприятий педагог должен руководствоваться соответствующими нормативными актами, соблюдая выдвигаемые ими требования.
- Взаимодействие с администрацией и учительским коллективом школы с целью выработки единого подхода к воспитательным мерам, принципам обучения детей для защиты их интересов, повышения уровня успеваемости всего класса и каждого ученика в отдельности.
- Проведение родительских собраний. Работа с родителями или иными представителями детей: помощь в решении конфликтных ситуаций с преподавателями, согласование действий в отношении воспитания учеников, совершенствование педагогических знаний и навыков у их родителей.
- Выявление детей, находящихся в сложной жизненной ситуации и участие в организации для них социальной поддержки совместно с уполномоченными социальными органами. Моральная поддержка детей, проживающих в семьях с трудными жизненными обстоятельствами.
- Проведение мероприятий, направленных на объединение детей в сплоченный коллектив, создание психологически благоприятной обстановки в классе. Повышение значимости коллективных достижений в глазах детей (в отношении учебы, спорта, творчества).
- Воспитание детей в духе толерантности, обучение принципам общения в многонациональной среде с представителями разных культур.
- Выстраивание доверительных отношений с учениками, работа по профилактике деструктивных отношений среди детей, а при необходимости — принятие мер по их исправлению.
- Помощь детям в прохождении адаптационного периода при вливании в новый коллектив.
- Обеспечение безопасного нахождения учащихся (как в школе, так и во время проведения внешкольных мероприятий).
- Привитие ученикам принципов здорового образа жизни, поощрение занятий физкультурой и спортом, участия в спортивных состязаниях (включая их организацию и проведение).
- Помощь в создании условий для надлежащего выполнения школьниками их учебных обязанностей. Организация мероприятий, направленных на повышение заинтересованности учащихся в саморазвитии, в успешной учебе, а также те, что помогают им максимально проявить себя в науке, творчестве, спорте, социально-общественной деятельности, выявить способности, сформировать и развить сильные личностные качества.
- Организация (при помощи и поддержке профориентационных служб) мероприятий, призванных выявить склонности детей к той или иной профессиональной деятельности. Это могут быть экскурсии в производственные и учебные заведения, классные часы с участием представителей разных профессий, работа с психологом по профориентации.
Обязанности организационного типа, выполняемые классным руководителем по своей периодичности делятся на:
- ежедневные;
- еженедельные;
- ежемесячные;
- осуществляемые каждую учебную четверть.
Так, педагогу приходится каждый день контролировать посещаемость занятий учащимися, следить за выполнением подопечными внутришкольных правил и норм, выступать в качестве посредника между учителями-предметниками и учениками при возникновении спорных вопросов, предотвращать конфликтные ситуации, возникающие в школьном коллективе среди детей.
Раз в неделю по расписанию учителю положено проводить в руководимом им коллективе учеников классный тематический час.
В течение месяца классный руководитель должен провести два или более воспитательных мероприятия, в том числе одно из них — в рамках всей школы.
Не менее чем один раз в течение учебной четверти должно быть проведено родительское собрание. Обычно оно проводится ближе к концу четверти, когда уже есть ясная картина предварительной успеваемости с возможностью исправить положение дел при активном участии родителей.
Деятельность классного руководителя
Определение 1
Классный руководитель – это школьный педагог, который реализует функции организатора жизни учащихся, осуществляет деятельность, направленную на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания между учениками, их родителями, учителями и другими участниками образовательной деятельности.
Направления работы классного руководителя представляют:
- процесс воспитания в учебной деятельности;
- внешкольную воспитательную деятельность посредством взаимодействия с семьей ученика, детскими и юношескими организациями и объединениями.
Содержание работы классного руководителя определяется основными типами деятельности: педагогическим мониторингом, проектированием, организацией и диагностикой.
Каждый тип деятельности предполагает акцентирование внимания на формировании, корректировке и развитии отношений, которые складываются между участниками целостной педагогической деятельности. Именно отношения и представляют содержание воспитание, представляя центр внимания педагогической деятельности учителя, степень сформированности отношений – ведущий показатель результативности и его воспитательных усилий.
Система воспитательной работы классного руководителя – это совокупность его последовательных действий, которые реализутся определенным образом на протяжении учебного года, и адекватно поставленных целей.
К условиям успешности деятельности классного руководителя можно отнести:
- новый, высокий уровень профессиональной подготовки, который предполагает наличие мастерства и исследовательской компетентности;
- мотивация деятельности, с ориентированием на результат, а не на процесс;
- возможность проявлять самостоятельность и творчество;
- необходимость оценивать свою деятельность по результату.
Ответственность
Классный руководитель несет ответственность:
5.1. За нарушение Устава общеобразовательной организации.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
5.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
5.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.5. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с .
Руководитель кадровой службы
Согласовано:
С инструкцией ознакомлен: