Вундеркиндов не создашь искусственно
Во многом «эффект Моцарта» захватил Америку и мир в 2000-х годах из-за того, что за 20 лет до этого уже эксплуатировалась псевдонаучная идея о том, что большая часть интеллекта людей развивается в первые несколько лет их жизни. Вследствие этого в США в 1980-х родители включали своим новорожденным детям курсы по высшей математике и иностранным языкам. Даже сейчас существует масса роликов и брошюр на эту тему.
Однако исследования доказывают обратное: лучше всего младенцы учатся во время обычной игры. Сначала должно развиться умение познавать мир. Только после этого ребенок будет готов к получению знаний. Включать же музыку детям можно любую. Главное, чтоб параллельно младенец мог самостоятельно ползать, рисовать и играть.
Немного о музыкальной терапии
Музыка способна благоприятно влиять на организм, оказывая и психологическое, и физиологическое воздействие. Физиологическое воздействие основано на способности мускулатуры и нервной системы усваивать ритм. Музыка выступает ритмическим раздражителем и стимулирует физиологические процессы. Через слуховой анализатор она поступает в кору головного мозга, откуда распространяется на подкорные центры, спинной мозг, вегетативную систему и внутренние органы. В качестве раздражителя музыка способна воздействовать на частоту дыхательных движений и пульса в зависимости от тембра, силы и высоты звука. Каждый элемент музыки влияет непосредственно на разную систему организма.
- Ритм музыки нормализует биологические ритмы, благодаря чему способствует хорошему самочувствию, гармонии. Когда ритм музыки реже ритма пульса – мелодия расслабляет и успокаивает, в обратном случае музыка производит возбуждающий эффект, может вызывать отрицательные эмоции.
- Минорная тональность может вызвать подавляющее и депрессивное состояние, мажорная наоборот – поднять настроение, повысить артериальное давление, тонус мышц.
- Высокочастотные звуки отрицательно воздействуют на познавательные процессы, поскольку вызывают резонанс в мозге. Если длительно слушать музыку с частотой 3000-8000 герц, возможно полное истощение организма. Звуки среднего диапазона стимулируют эмоциональное состояние, дыхание и сердечную деятельность. Низкочастотные звуки (125-750 герц) вызывают напряжение, спазмы мышц, не позволяют сконцентрироваться.
- Дисгармоничное сочетание звуков, именуемое диссонанс, раздражает и возбуждает, а вот гармоничные сочетания (консонансы) – успокаивают.
Музыкотерапия является одним из направлений современной психологии. Музыку используют для коррекции поведения, эмоционального состояния, при различных проблемах психологического характера. Музыка в качестве инструмента оказывающего благоприятное воздействие на организм человека способна гармонизировать состояние ребенка: скорректировать отклонения в психоэмоциональном состоянии и личностном развитии, снять напряжение, утомление. Правильно подобранная музыка помогает скорректировать множество проблем.
- Для уменьшения неуверенности и тревоги включайте ребенку мажорные мелодии, в темпе ниже среднего: «Мазурка» Шопена, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.
- Гиперактивным и детям с нервным возбуждением поможет тихая спокойная музыка: «Симфония ля-минор» и «Лунная соната» Бетховена, «Кантата 2» Баха.
- Расслабляют звуки фортепиано, скрипки и флейты, вальсы в ритме три четверти, звуки природы: Вивальди, «Колыбельная» Брамса, вторая часть «Симфонии 6» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта, «Свет луны» Дебюсси.
- Непослушным и агрессивным детям нужно слушать «Симфонию» Гайдна, «Итальянский концерт» Баха.
Как слушать для лучшего эффекта:
- Включайте музыку на 15-30 минут, лучше всего перед сном или после пробуждения;
- При прослушивании ребенок не должен быть занят серьезными делами, пусть просто слушает или занимается чем-то приятным.
Опровержение через опыт
Несмотря на огромный энтузиазм, ученые не смогли повторить результаты исследования 1993 года. В нескольких научных работах : “эффект Моцарта” крайне невелик и длится не больше часа. Чуть более поздний эксперимент выявил важную вещь: студенты, слушавшие Моцарта, были в состоянии эмоционального возбуждения из-за музыки. Оно ненадолго ускорило ум, что привело к лучшему результату в мыслительной задаче. Как авторы книги «50 великих мифов популярной психологии», когда исследователи использовали статистические методы, чтобы уравнять эффект эмоционального возбуждения в трех экспериментальных уровнях, “эффект Моцарта” исчез. То есть к ускорению мышления с такой же долей вероятности привел бы любой вызывающий эмоции стимул: от чашки чая до приятного сообщения от близкого человека.
Природа и музыка
Слушать онлайн
Немало музыкальных произведений посвящено природным явлениям и временам года.
- Д. Кабалевский. Грустный дождик
- С. Прокофьев. Дождь и радуга
- С. Майкапар. Эхо в горах
- Т. Попатенко. Листопад
- М. Красев. Падают листья
- П. Чайковский. Времена года
- С. Прокофьев. Утро
- Э. Григ. Вечер в горах
- Э. Григ. Летний вечер
- А. Шнитке. Ночь
- А. Аренский. Лесной ручей
- И. Штраус. Весенние голоса
- Г. Свиридов. Весна и осень
- А. Вивальди. Времена года
- Э. Григ. Утро
- М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке
- С. Прокофьев. Вечер
- Р. Шуман. Вечером
- Ц. Кюи. Зима
- Р. Шуман. Зимой
- Г. Свиридов. Тройка
- П. Чайковский. 1-я симфония «Зимние rрезы»
- Л. Бетховен. 6-я симфония, 4-я часть «Гроза»
- Н. Римский-Корсаков. Океан (опера «Садко»)
Одни музыкальные произведения действуют успокаивающе, улучшают сон, помогают снять нервное напряжение. Другие, наоборот, возбуждают ребенка. Это стоит учитывать перед прослушиванием, особенно перед сном.
Помимо классической музыки, полезно слушать с ребенком:
- колыбельные,
- музыку из мультфильмов и детских фильмов,
- звуки природы.
Представленные музыкальные произведения — это пример, то, с чего можно начать. Со временем у вашего малыша появятся любимые произведения и авторы.
П.И. Чайковский «Детский альбом»
Титульный лист прижизненного издания «Детского альбома» П. И. Чайковского
Сборник включает 24 пьесы для исполнения маленьким пианистом. Он посвящен племяннику композитора В.Л. Давыдову. Это первое обращение композитора к детской теме. Позже П.И. Чайковский напишет для детей цикл «Детские песни» и балет «Щелкунчик».
Все названия пьес говорят о том, что перед нами произведения для детей:
- 1.«Утренняя молитва»
- 2. «Зимнее утро»
- 3. «Мама»
- 4. «Игра в лошадки»
- 5. «Марш деревянных солдатиков»
- 6. «Болезнь куклы»
- 7. «Похороны куклы»
- 8. «Вальс»
- 9. «Новая кукла»
- 10. «Мазурка»
- 11. «Русская песня»
- 12. «Мужик на гармонике играет»
- 13. «Камаринская»
- 14. «Полька»
- 15. «Итальянская песенка»
- 16. «Старинная французская песенка»
- 17. «Немецкая песенка»
- 18. «Неаполитанская песенка»
- 19. «Нянина сказка»
- 20. «Баба Яга»
- 21. «Сладкая греза»
- 22. «Песня жаворонка»
- 23. «Шарманщик поет»
- 24. «В церкви»
История создания альбома
П.И. Чайковский очень любил детей, он часто общался с детьми своей сестры А.И. Давыдовой, когда гостил у них в Каменке. Его племянник Володя Давыдов был очень музыкальным ребёнком. В одном из писем Чайковский писал: «Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом».
Шедевры классики:
Володя Давыдов
Сам композитор заботился при издании альбома и о формате сборника, и о картинках, которые должны были сопровождать ноты.
Некоторые пьесы цикла создавались на фольклорном материале. Например, в «Неаполитанской песенке» и в «Итальянской песенке» Чайковский использовал народные итальянские мелодии. Кстати, тема «Неаполитанской песенки» звучит и в третьем действии балета «Лебединое озеро». В пьесе «Шарманщик поёт» также звучит народный (венецианский) мотив. В «Русской песне» композитор обратился к русской народной плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка». Пьеса «Камаринская» построена на мелодии известной русской плясовой.
В «Старинной французской песенке» звучит подлинная французская мелодия (в дальнейшем композитор использовал эту мелодию, несколько видоизменив ее, в хоре менестрелей из II действия оперы «Орлеанская дева»). Тирольский мотив использован в «Немецкой песенке». В пьесе «Мужик на гармонике играет» слышны интонации русских однорядовых гармоник.
Сюжетные линии цикла «Детский альбом»
Они явно просматриваются и как бы составляют целый день ребёнка с момента его пробуждения до сна.
Утро. Пьесы «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама».
День. Игры и детские занятия. Пьесы «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков».
Трилогия, посвящённая кукле. Пьесы «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».
Увлекательные музыкальные путешествия по Италии, Франции, Германии. Пьесы «Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка». Но не забываем и родные напевы («Русская песня», «Камаринская»).
День ребёнка завершается. Пьесы «Нянина сказка», в которой невозможно без «Бабы Яги». И затем пьеса «Сладкая греза».
В альбоме есть и пейзажные зарисовки (пьеса «Песнь жаворонка»), и бытовые («Шарманщик поёт»), а также танцы «Вальс», «Полька», «Мазурка». Цикл завершается пьесой «В церкви», как бы перекликаясь с «Утренней молитвой».
Хотя музыкальный цикл «Детский альбом» адресован детям, его исполнителями нередко становились и взрослые: Я. Флиер, М. Плетнёв и др.
Как слушать? Когда начинать?
Слушать классическую музыку можно начинать с самого рождения. Или даже до рождения, ведь, находясь у мамы под сердцем, малыш уже все слышит и запоминает. Но если ваш малыш уже не новорожденный, вы все равно никуда не опоздали. Не задумываясь, приступайте к прослушиванию музыки прямо сейчас, в этом деле начинать никогда не поздно!
Вы можете иногда включать музыку пока занимаетесь делами по хозяйству, а малыш смотрит на вас из своего гамака или стульчика. И малыш развивается, и у вас немного времени для домашних дел появляется. Включать музыку также можно фоном во время игр, массажа, купания и т.д. Однако помните, что музыка не должна играть постоянно. Включайте музыку 1-2 раза в день, минут на 15-30.
Время от времени обращайте внимание малыша на произведения, давая короткие характеристики: «Посмотри какая медленная (быстрая, веселая, грустная, громкая, тихая) музыка», «Эту музыку написал Шуберт». Подбирайте как можно больше слов для характеристики мелодии, таким образом вы благотворно влияете на развитие речи ребенка
С 1,5 лет музыкальные занятия с малышом можно сделать более разнообразными и интересными, подробнее об этом можно прочитать в статье «Музыкальные игры для детей от 1,5 лет».
Вовлекайте кроху не только как пассивного слушателя, но и как активного: предлагайте потанцевать под музыку, потопать ножками, похлопать в ладоши.
С музыкой по жизни
Выбор музыки это лишь первый этап. В первое время музыка для ребенка будет играть лишь роль фона, и он может совсем не обращать на нее внимания, продолжая играться, рисовать или заниматься поделками. Но и такое пассивное слушание будет откладывать в подсознании ребенка. В ваших руках помочь ему сделать шаг вперед и «услышать» музыку – воспринимать ее осмысленно и осознавать удовольствие от ее прослушивания. Для начала можете вместе с малышом потанцевать под музыку, если он не хочет – потанцуйте сами, это непременно его привлечет. Затем можно сыграть в игру «На что похоже?», при этом малыш угадывает, какой звук он слышит: пение птичек, звук дождя, шелест листьев. Для этого упражнения выбирайте, например, те же «Времена года» Чайковского или Вивальди. Бессюжетные пьесы позволяют поиграть воображению, тогда ребенок сам может придумать совершенно любую историю на основе услышанного.
Затем можно приурочить отдельные любимые музыкальные отрывки к ежедневным ритуалам, например, отправляться за стол под звуки одной мелодии, засыпать под звуки другой, третья будет выступать музыкальным фоном для творческих занятий. Конечно, нужно не переусердствовать, а сделать так, чтобы музыка приносила малышу удовольствие, а не превратилась в надоедливый шум. Со временем малыш привыкнет жить под музыку, начнет различать разные мелодии, их оттенки, наполнит свой внутренний мир, будет тоньше чувствовать.
После трех лет малыш способен слушать музыку «просто так». А развитая сообразительность часто позволяет ему самостоятельно включать любимые композиции на любом устройстве. Придет время, и вы увидите, что ваш ребенок уже более получаса слушает красивую классическую музыку и получает от этого явное удовольствие. Это будет сигналом для организации домашнего концерта. Для этого всей семье нужно на некоторое время отложить свои дела, и всем вместе удобно расположившись послушать красивую классическую композицию. Прекрасно будет, если вы позволите ребенку прочувствовать всю атмосферу концерта – нарядно оденетесь, приглушите свет и запалите свечи. К 5-6 годам можно отправляться слушать живые концерты классической музыки.
Как нужно слушать музыку
Для начала следует запомнить одно простое правило – слушать классическую музыку нужно не отвлекаясь на другие занятия, а также нужно хотеть ее слушать. Стремиться нужно к тому, чтобы следить за происходящим в музыке от начала до завершения произведения, ничего не упуская из виду. Если вы научитесь слушать музыку, то вы сможете научить этому и вашего малыша, а музыка наградит благодарного слушателя, подарив ему ни на что не похожее новое чувство или настроение.
Вместе с ребенком не начинайте с крупных произведений, поскольку у маленьких слушателей еще недостаточно дисциплинированно внимание и развит навык слежения слухом за звуками. Отдавайте предпочтение небольшим композициям
Музыка может быть вокальной и инструментальной. Первую слушать легче, поскольку она сама объясняет слушателю, о чем хотел рассказать композитор. Инструментальная музыка рассказывает все без слов. Например, Чайковский в своем цикле «Детский альбом» передал всевозможные картины из жизни ребенка: «Новая кукла», «Болезнь куклы», «Игра в лошадки», «Мама», «Зимнее утро» и другие зарисовки. Циклы, адресованные самым юным слушателя, есть и у других композиторов, например, «Детская музыка» Прокофьева, «Альбом для юношества» Шумана, «Детский альбом» Гречанинова, произведения для самых маленьких Майкапара – «Пастушок», «В садике».
К прослушанным мелодиям нужно периодически возвращаться и с каждым разом вы будете все больше нового в них открывать и все лучше их понимать. Для прослушивания классической музыки можно выделить определенное время и слушать ее регулярно. Такие занятия музыкой должны быть неспешными и при их проведении ребенок должен быть сосредоточен только на музыке. А когда вы увидите, что время, проведенное ребенком за прослушиванием музыки, увеличилось – непременно сводите его в концертный зал, для юного ценителя классических произведений это станет настоящим праздником. Сама атмосфера театров особым образом воздействует на любого слушателя, кроме того, малыш увидит, как рождаются звуки музыки.
Классическая музыка для детей с возможностью прослушать произведение
И.-С.Бах. «Органный концерт до мажор». Исполняет Лондонский симфонический оркестр под управлением Андре Превена. ( Скачать mp3 )
Прослушать:
И.-С.Бах. «Фантазия». Исполняет Анастасия Сидельникова. ( Скачать mp3 )
Прослушать:
Л.Бетховен. «Гроза». Исполняет Симфонический оркестр Мариинского театра. (Скачать mp3 )
Прослушать:
А.Вивальди. «Весна». Исполняет Исполняет Лондонский симфонический оркестр под управлением Андре Превена. (Скачать mp3 )
Прослушать:
А.Вивальди. «Осень». Исполняет Лондонский симфонический оркестр под управлением Андре Превена. (Скачать mp3 )
Прослушать:
Г.-Ф.Гендель. «Пассакалья». Исполняет Московский государственный академический Симфонический оркестр под управлением П.Когана. (Скачать mp3)
Прослушать:
К.Глюк. «Мелодия из оперы «Орфей и Эвредика». Исполняет Симфонический оркестр Берлинского радио. (Скачать mp3)
Прослушать:
А.Вивальди. «Зима». Исполняет Лондонский симфонический оркестр под управлением Андре Превена. (Скачать mp3 )
Прослушать:
С.Прокофьев. «Фея Зимы из балета «Золушка». Исполняет Оркестр music Aetema. (Скачать mp3 )
Прослушать:
А.Лядов. «Баба Яга». Исполняет Московский государственный академический Симфонический оркестр под управлением П.Когана. (Скачать mp3 )
Прослушать:
С.Прокофьев. «Фея Весны из балета «Золушка». Исполняет Оркестр music Aetema. (Скачать mp3)
Прослушать:
Г.Свиридов. «Тройка». Исполняет Симфонический оркестр под управлением В.Федосеева. (Скачать mp3 )
Прослушать:
К.Сен-Санс. «Аквариум». Исполняет Симфонический оркестр Мариинского театра. ( Скачать mp3 )
Прослушать:
К.Сен-Санс. «Лебедь». Исполняет Симфонический оркестр Мариинского театра. (Скачать mp3 )
Прослушать:
П.Чайковский. «Зимние грёзы». Исполняет Московский государственный академический Симфонический оркестр под управлением П.Когана. (Скачать mp3 )
Прослушать:
П.Чайковский. «Подснежник». Исполняет Денис Мацуев. (Скачать mp3 )
Прослушать:
П.Чайковский. «Старинная французская песенка». Исполняет Наталия Трулль. (Скачать mp3 )
Прослушать:
П.Чайковский. «Танец феи Драже из балета «Щелкунчик». Исполняет Государственный симфонический оркестр СССР, дирижёр: Е.Светланов. (Скачать mp3 )
Прослушать:
П.Чайковский. «Фея Серебра из балета «Спящая Красавица». Исполняет Государственный симфонический оркестр СССР, дирижёр: Е.Светланов. (Скачать mp3 )
Прослушать:
На странице используются аудиофайлы с сайта Jamendo (Creative Commons) – одной из самых больших музыкальных платформ для скачивания и прослушивания бесплатной музыки. 410 тысяч аудиофайлов формата mp3 от 30 тысяч музыкантов.Jamendo – это свободное сообщество музыкантов более чем 150 стран.
Какая классическая музыка для малышей подходит лучше всего? Что включать?
При выборе композиций для малыша руководствуйтесь такими правилами: музыка должна быть светлой, гармоничной, умиротворенной и приятной на слух. Лучше избегать трагических и тревожных композиций.
Немецкие ученые, изучающие влияние классической музыки на малышей, в основном рекомендуют давать слушать младенцам Моцарта, Шуберта, Гайдна, Баха. Особенно выделяют произведения Моцарта, их отличает простота и гармоничность. Этот великий композитор приступил к работе в возрасте четырех лет, возможно, поэтому он наилучшим образом сумел передать то настроение, которое порадовало бы детей. Поэтому из творчества Моцарта ребенку можно включать практически все, пожалуй, только за исключением «Реквиема».
Примерный список классических произведений для прослушивания с малышом (классическую музыку из списка одним архивом можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ)
- Моцарт «Колыбельная», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро», «Турецкий марш», «Дон жуан», да и практически все его произведения, за исключением трагических;
- Вивальди «Времена года»;
- Произведения Баха (не в исполнении органа);
- Чайковский «Детский альбом», «Времена года», музыка из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»;
- Прокофьев «Детская музыка», вальс из балета «Золушка»;
- Шопен «Мазурка», «Прелюдия №15» («Капли дождя»);
- Штраус «Увертюра к оперетте «Летучая мышь», «Императорский вальс», «Венский вальс»;
- Шуберт «Вечерняя серенада», вальсы;
- Бетховен «Лунная соната», «К Элизе»;
- Брамс «Венгерский танец №5», «Венгерский танец №1»;
- Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»;
- Лядов «Музыкальная табакерка»;
- Рахманинов «Итальянская полька»;
- Лист «Грезы любви»;
- Грибоедов «Вальс»;
- Верди Триумфальный марш.
Если вы хотите с помощью музыки скорректировать психоэмоциональное состояние ребенка, вот несколько рекомендаций:
- Чтобы снять эмоциональное напряжение, успокоить малыша, а также гиперактивным детям подойдут Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля-минор», ода «К радости», Бах «Итальянский концерт», «Кантата №2», Чайковский «Сентиментальный вальс», Моцарт «Маленькая ночная серенада» 2 часть, Дебюсси «Лунный свет», Шуберт «Аве Мария», Брамс «Колыбельная», «Зима» из «Времен года» Вивальди.
- И наоборот, если вам необходимо немного активизировать ребенка, а также малышам, которые плохо сосут, помогут «Весна» из «Времен года» Вивальди, Чайковский «Спящая красавица», «Марш оловянных солдатиков» из балета «Щелкунчик» Чайковского, Бетховен увертюра «Эгмонт», Лист «Венгерская рапсодия №2», произведения Моцарта, Шуберта, Гайдна в темпе «аллегро» и «аллегро модерато».
В чём важность прослушивания классики
При рождении ребенка музыка является отдельной частью его мира. И хоть он еще не способен различать настроение, ритм мелодии, она проникает в его подсознание, незаметно влияет на его настроение. Последнее подтверждено психологами, по их утверждениям разные мелодии влияют на настроение ребенка по-разному; если же музыка окружает малыша постоянно, она может по-разному повлиять на формирование его личности. Также специалисты утверждают, что наиболее благотворно на психику детей влияют детские песни, колыбельные и, конечно же, классическая музыка. Мелодия классических произведений имеет несколько преимуществ перед таковой в песнях в стиле поп, это, например, богатство оттенков, гармония и интонация.
Конечно, написанную в наше время музыку слушать намного проще, ей присуща динамика и четкий ритм, к ней легко привыкнуть. А вот к классической музыке нужно приучиться, в чем малышу легко могут помочь родители. Для начала нужно определить, какую музыку включать детям. Среди общих правил следующие: до трехлетнего возраста не стоит включать ребенку минорные композиции с трагической, тревожной и грустной мелодией, какими бы красивыми они не были. Малышам больше подойдут оптимистичные и умиротворенные композиции, которые, как считают психологи, позитивно настраивают и позволяют детям почувствовать, что их окружает уютный и радостный мир.
Еще несколько советов для ваших музыкальных занятий
- Сейчас продается немало сборников классической музыки для малышей, где произведения записаны в «специальной детской» аранжировке. Существует распространенное мнение, что для детей нужно все упрощать. Но это не так. Как я уже писала ранее, к какой музыке вы приобщите малыша с младенчества, такую он и будет воспринимать позднее. Малышам нужно предлагать вещи не проще, а лучше по качеству. Поэтому старайтесь избегать подобных сборников и включайте музыку в оригинале.
- Не давайте малышу слушать музыку через наушники. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.
- Какой бы хорошей ни была ваша подборка классических произведений, никогда не забывайте петь вашему малышу. Ведь мамин голос для него – самая приятная мелодия.
У меня самой за плечами 10 лет музыкальной школы, поэтому классическая музыка сопровождает меня по жизни уже довольно давно. И, естественно, когда родилась дочь, вопрос о том, включать ли ей классику, даже не стоял. Не могу сказать, что мы слушаем музыку каждый день, но делаем это регулярно и с удовольствием, особенно любим «активное» прослушивание с притопами и прихлопами:) С 1,5 лет мы добавили в наши музыкальные занятия много нового и интересного, об этом обязательно расскажу позднее в отдельной статье.
Приятного вам прослушивания и гармонии в душе! До встречи на страницах блога! Рекомендую также почитать:
Искренне ваша, Яна Разначенко
Э. Григ «Пер Гюнт»
Норвежский композитор Эдвард Григ не создал специальных детских циклов, но его музыка настолько проста и доступна детям, что её понимают даже малыши 5-6 лет. Особенно близко к сердцу принимают они пьесы из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» – «Песню Сольвейг», «В пещере горного короля», «Танец Анитры» и др.
П.И. Чайковский писал: «В музыке Грига, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величаво широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик».
Музыка о животных
Слушать онлайн
Для занятий с ребенком отлично подходят композиции о животных. Дети учатся находить в музыке характерные черты зверей и птиц, опираясь на темп, динамику, регистр, интонации.
Эти композиции можно использовать для музыкальных игр. Например, изображать животное под соответствующую мелодию.
Одно из самых известных произведений – «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса. Состоит из 14 частей:
- Интродукция и королевский марш львов
- Курицы и петухи
- Антилопы (быстрые животные)
- Черепахи
- Слон
- Кенгуру
- Аквариум
- Персонажи с длинными ушами
- Кукушка в глубине леса
- Птичник
- Пианисты
- Ископаемые
- Лебедь
- Финал
Но и многие другие композиторы не обошли тему животных стороной:
- В. Ребиков. Лягушка
- М. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов
- А. Аренский Кукушка
- Л.К. Дакен. Кукушка
- С. Прокофьев. Шествие кузнечиков
- С. Прокофьев. Кузнечики и стрекозы
- Д. Кабалевский. Ежик
- Д. Кабалевский. Хромой козлик
- Д. Кабалевский. Танец молодого бегемота
- Д. Кабалевский. Зайчик дразнит медвежонка
- С. Майкапар. Мотылек
- А. Аренский. Расскажи, мотылек
- Э. Григ. Бабочка
- Ф. Куперен. Бабочки
- М. Старокадомский. Зайчик
- А. Лядов. Зайчик
- А. Жилинский. Марш зайчат
- А. Аренский. Птичка летает
- Э. Григ. Птичка
- П. Чайковский. Песня жаворонка
- М. Глинка. Жаворонок
- Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля
- М. Равель. Печальные птицы
П.И. Чайковский «Детские песни»
16 песен для детей
История создания
Успех «Детского альбома» вдохновил П.И. Чайковского на создание другого альбома для детей. Этому также способствовал сборник стихов поэта А. Плещеева «Подснежник», который он подарил Чайковскому с надписью: «Петру Ильичу Чайковскому в знак уважения и благодарности за его прекрасную музыку на мои плохие стихи». Чайковский уже был к тому времени автором нескольких романсов на стихи Плещеева. В этой книге было много стихов о детской жизни или посвященных детям, назидательным сюжетам. Эти стихи и побудили композитора к созданию песен. Стихотворения Плещеева дополнены текстами И. Сурикова и С. Аксакова. В отличие от «Детского альбома», «Детские песни» предназначены не для исполнения, а для слушания детьми.
Содержание сборника
В его основе – отношения взрослого и ребенка, как это видится взрослому. Выделяются мотивы Весны, Птиц и Сада (песня «Мой садик»), но как свойственный взрослому человеку взгляд на детство, несущее надежду. Мотивы Сострадания и Бога связаны с теми нравственными ценностями, которые любящий взрослый хотел бы передать своим детям. В «Легенде» мотив трактован символически и служит раскрытию темы страданий Христа. Песню «Легенда» («Был у Христа младенца сад») Чайковский и Танеев переложили позже и для хора.
Иногда П.И. Чайковский сам переделывал некоторые стихи сборника или дописывал их. Песня «Кукушка» – перевод басни Х. Геллерта. Забавный диалог кукушки и скворца у Чайковского превращается в весёлую и поучительную песню-сценку. Песня «Цветок» – вольный перевод из сборника французского детского писателя Л. Ратисбонна перекликается по содержанию с известной сказкой Х.К. Андерсена «Пятеро из одного стручка».