Релаксация в системе кинезиологии для детей раннего и младшего возраста в ДОУ
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. • Упражнения на релаксацию
способствуют расслаблению, снятию напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервнойсистемы ребенка .
Кинезиологические
упражнения можно использовать как на самих коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек, так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий, в период адаптации, при нарушении сна и гиперактивности.
Данная разработка может послужить практическим пособием для воспитателей, использоваться как картотека специалистоми, работающими с детьми с ОВЗ.
Упражнения на релаксацию для детей раннего возраста
(2-3года) 1. Тропинка.
По тропинке мы шагаем
И в ладошки ударяем: хлоп-хлоп-хлоп!
А теперь домой пойдем
И немножко отдохнем.
Ходьба в разных направлениях с хлопками сменяется покоем. Дети садятся на стульчики, спокойно сидят в течение 1-2 минут.
2. Грибок
Мы в лесок пойдем,
Мы грибок найдем!
Вот он маленький какой,
Скоро вырастет большой!
Дети ходят по группе, сопровождая слова движениями, садятся на корточки, на последних словах выпрямляются, встают на носочки и поднимают руки вверх. Выполняют 2-3 раза.
3. Дождик
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
К нам в окошко постучи.
Дети сжимают кулачки, затем раскрывают ладошки, делают «домик»
над головой, затем садятся на стульчики, прячутся от дождика.
4. Морковка
Вот вам морковка, красная головка.
Вот вам и репка, желтая и крепкая.
Вот вам кабачок – круглый бочок!
Дети встают в круг, выполняют наклоны вперед, на слово «вот»
— вытягивают руки вперед. Ложатся на ковер, воспитатель гладит«кабачок» , детки отдыхают 1-2 минуты.
5. Котик
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Мягкая, пушистая,
Беленькая, чистая.
Дети рассматривают мишку, водят хоровод с ним, затем передают друг другу и гладят его меховую шубку.
6. Ручки-ножки
Хлоп-хлоп, где наши ручки?
Топ-топ, где наши ножки?
Хлоп-хлоп, вот наши ручки!
Топ-топ, вот наши ножки!
Дети встают в круг, выполняют движения, в конце упражнения уронить ручки вниз
Кнопки мозга
Следующие три упражнения заслуживают отдельного внимания. Выполняемые вместе, они словно включают наш организм. При этом улучшается кровообращение мозга, синхронизируется работа обоих полушарий, улучшается сенсорное восприятие, значительно повышается концентрация внимания. Эти три простых упражнения помогают снять умственное и нервное напряжение, сосредоточиться на запоминании чего-то нового. Это «трио» весьма полезно для детей с гиперактивностью.
Выполнить эти задания малышу будет не так-то просто, особенно если у него раньше не было опыта подобных упражнений. Поэтому от взрослых потребуется максимум внимания и терпения.
Выполнять все задания нужно каждой рукой примерно по 25–30 секунд.
- Указательный палец одной руки массирует точку в центре носогубной складки над верхней губой, средний – точку под нижней губой – симметричную верхней. Ладошка другой руки находится на пупке. Выполняя такой массаж, нужно переводить глаза по квадратной траектории (слева наверх, затем справа вниз). Далее руки нужно поменять и повторить все сначала.
- Указательным и средним пальцем (вместе) левой руки надавливают под нижней губой. Пальцы другой руки массируют копчик. Точно так же руки нужно поменять.
- Ладошку одной руки кладем на пупок, а пальцы другой должны массировать копчик. Через 20–30 секунд меняем руки.
Занятия с детьми
В дошкольных образовательных учреждениях эта система используется довольно широко. Например, во время физических занятий детям предлагаются упражнения, направленные на координацию между конечностями, глазами, головой. Это могут быть асимметричные движения (одна рука гладит – другая бьет), движения, выполняемые с закрытыми глазами (дотронуться до носа, уха, постоять на одной ноге), движения, выполняемые сначала поочередно рукой или ногой, и затем – вместе обеими.
На уроках рисования могут использоваться приемы рисования другой рукой или обеими в зеркальном отображении, рисование с закрытыми глазами, обведение контура в одном, а затем в другом направлении каждой рукой по очереди.
На уроках по развитию речи широко применяются различные пальчиковые игры, направленные на улучшение моторики мелких мышц и ловкости пальцев.
В познавательных и игровых занятиях используются различные пособия, помогающие детям освоить одновременные скоординированные движения обеими руками. Например, детям 3-4 лет предлагают папки с зеркальным отображением различных предметов. Такие аппликации могут состоять из кнопок, клавиш, бумажных или текстильных деталей, геометрических фигур, шнуров, лесенок и т. д. Ребенок по очереди трогает, нажимает, обводит каждую деталь сначала одной рукой, потом другой, потом двумя. При этом в качестве дополнительных стимуляторов для других зон мозга могут выступать стихотворное или музыкальное сопровождение, проговаривание самим ребенком действий или стихов, иллюстрирующих их.
Специальные кинезиологические занятия проводятся по определенной схеме.
- Сначала детей настраивают на предстоящую работу. Для этого подходят так называемые упражнения-растяжки. Это несколько заданий, направленных на максимальное напряжение, а затем расслабление определенных мышц.
- После того как малыши настроятся на выполнение заданий взрослого, им предлагается несколько дыхательных упражнений, способствующих развитию чувства ритма и самоконтроля.
- Далее подключаются упражнение, сочетающие движение с отслеживанием глазами. Они стимулируют взаимодействие полушарий, снимают мышечные зажимы.
- В конце занятия выполняются задания на релаксацию, чтобы снять мышечное напряжение и расслабить малышей.
При систематических занятиях для усложнения при выполнении упражнений используют разные приемы:
- ускорение темпа;
- исключение зрительно-речевого контроля (выполнение упражнений с закрытыми глазами, слегка прикушенным языком);
- наоборот – подключение к движениям рук движений языка или глаз;
- подключение к двигательным упражнениям дыхательных;
- подключение визуализации (мысленного представления какой-то картинки).
Упражнения на растяжку
Для растяжки можно использовать упражнение «Снеговик», при котором ребенок представляет себя сначала слепленной снежной фигурой, а затем начинает «таять», причем сначала растает и повиснет голова, затем опустятся плечи, расслабятся руки. Финал тренировки – ученик мягко опускается на пол – теперь он стал талой водой.
Исходное положение упражнения «Дерево» – на корточках, обхватив руками ноги и наклонив к ним колени. Это – семя, которое должно постепенно прорасти и стать деревом. Ребенок медленно поднимается на ноги, распрямляет туловище, вытягивает вверх руки.
В тренировке «Сорви яблоки» ребенок должен срывать воображаемые яблоки, которые расположены прямо над ним, а также справа или слева вверху. Нужно потянуться рукой в нужную сторону, сделать резкий вдох, сорвать яблоко, нагнуться и положить его на пол, а затем медленно выдохнуть.
Дома, с родителями
Три предыдущих упражнения хорошо подходят для домашнего выполнения, особенно если ребенка нужно быстро успокоить и включить в работу. Следующие несколько примеров подходят именно для домашней работы, поскольку ребенку нужна физическая помощь взрослого.
- Пусть малыш сядет на пол, притянет коленки к себе и обхватит их, спрятав голову в колени. Скажите ему, что он – цыпленок, и сейчас будет вылупляться из своего яйца на свет. Роль скорлупы на себя берет мама. Она садится сзади своего чада и обхватывает руками и ногами. Теперь «цыпленок» начинает «вылупляться», преодолевая прочность «скорлупы».
- Малыш лежит на полу спиной. Ему нужно почувствовать пол тактильно каждой частью тела (затылком, шеей, плечами и т.д.) и описать словами, что он чувствует (пол теплый, холодный, ровный, бугристый, жесткий, мягкий). После этого мама берет одну руку малыша и немного ее растягивает, затем другую руку, затем – каждую ногу по очереди. Теперь ребенок представляет, что он – натянутая струна. Он должен растягивать сначала обе руки в стороны, затем обе ноги, затем – правую и левую часть тела по очереди (тянутся нога, бок и рука). Спина остается расслабленной, не выгибается.
- Ребенок лежит на спине, смотрит точно перед собой, голова неподвижна. Мама берет небольшой яркий предмет и начинает двигать его перед глазами малыша сначала по основным направлениям, затем по диагоналям. Ребенок следит за предметом, не двигая головой. Сначала предмет находится на расстоянии вытянутой руки от ребенка, затем – вдвое меньше, и в конце – практически у переносицы. Упражнение делают медленно (на счет до 7), предмет фиксируют в каждом крайнем положении на тот же счет.
Итак, кинезиология – наука о сложных механизмах взаимодействия структур головного мозга и способах их гармонизации. Занимаясь с ребенком кинезиологическими упражнениями, можно в значительной степени повысить его интеллект именно за счет налаживания этой взаимосвязи между отделами мозга.
Дома, с родителями
Три предыдущих упражнения хорошо подходят для домашнего выполнения, особенно если ребенка нужно быстро успокоить и включить в работу. Следующие несколько примеров подходят именно для домашней работы, поскольку ребенку нужна физическая помощь взрослого.
- Пусть малыш сядет на пол, притянет коленки к себе и обхватит их, спрятав голову в колени. Скажите ему, что он – цыпленок, и сейчас будет вылупляться из своего яйца на свет. Роль скорлупы на себя берет мама. Она садится сзади своего чада и обхватывает руками и ногами. Теперь «цыпленок» начинает «вылупляться», преодолевая прочность «скорлупы».
- Малыш лежит на полу спиной. Ему нужно почувствовать пол тактильно каждой частью тела (затылком, шеей, плечами и т.д.) и описать словами, что он чувствует (пол теплый, холодный, ровный, бугристый, жесткий, мягкий). После этого мама берет одну руку малыша и немного ее растягивает, затем другую руку, затем – каждую ногу по очереди. Теперь ребенок представляет, что он – натянутая струна. Он должен растягивать сначала обе руки в стороны, затем обе ноги, затем – правую и левую часть тела по очереди (тянутся нога, бок и рука). Спина остается расслабленной, не выгибается.
- Ребенок лежит на спине, смотрит точно перед собой, голова неподвижна. Мама берет небольшой яркий предмет и начинает двигать его перед глазами малыша сначала по основным направлениям, затем по диагоналям. Ребенок следит за предметом, не двигая головой. Сначала предмет находится на расстоянии вытянутой руки от ребенка, затем – вдвое меньше, и в конце – практически у переносицы. Упражнение делают медленно (на счет до 7), предмет фиксируют в каждом крайнем положении на тот же счет.
Итак, кинезиология – наука о сложных механизмах взаимодействия структур головного мозга и способах их гармонизации. Занимаясь с ребенком кинезиологическими упражнениями, можно в значительной степени повысить его интеллект именно за счет налаживания этой взаимосвязи между отделами мозга.
Занятия с детьми
В дошкольных образовательных учреждениях эта система используется довольно широко. Например, во время физических занятий детям предлагаются упражнения, направленные на координацию между конечностями, глазами, головой. Это могут быть асимметричные движения (одна рука гладит – другая бьет), движения, выполняемые с закрытыми глазами (дотронуться до носа, уха, постоять на одной ноге), движения, выполняемые сначала поочередно рукой или ногой, и затем – вместе обеими.
На уроках рисования могут использоваться приемы рисования другой рукой или обеими в зеркальном отображении, рисование с закрытыми глазами, обведение контура в одном, а затем в другом направлении каждой рукой по очереди.
На уроках по развитию речи широко применяются различные пальчиковые игры, направленные на улучшение моторики мелких мышц и ловкости пальцев.
В познавательных и игровых занятиях используются различные пособия, помогающие детям освоить одновременные скоординированные движения обеими руками. Например, детям 3-4 лет предлагают папки с зеркальным отображением различных предметов. Такие аппликации могут состоять из кнопок, клавиш, бумажных или текстильных деталей, геометрических фигур, шнуров, лесенок и т. д. Ребенок по очереди трогает, нажимает, обводит каждую деталь сначала одной рукой, потом другой, потом двумя. При этом в качестве дополнительных стимуляторов для других зон мозга могут выступать стихотворное или музыкальное сопровождение, проговаривание самим ребенком действий или стихов, иллюстрирующих их.
Специальные кинезиологические занятия проводятся по определенной схеме.
- Сначала детей настраивают на предстоящую работу. Для этого подходят так называемые упражнения-растяжки. Это несколько заданий, направленных на максимальное напряжение, а затем расслабление определенных мышц.
- После того как малыши настроятся на выполнение заданий взрослого, им предлагается несколько дыхательных упражнений, способствующих развитию чувства ритма и самоконтроля.
- Далее подключаются упражнение, сочетающие движение с отслеживанием глазами. Они стимулируют взаимодействие полушарий, снимают мышечные зажимы.
- В конце занятия выполняются задания на релаксацию, чтобы снять мышечное напряжение и расслабить малышей.
При систематических занятиях для усложнения при выполнении упражнений используют разные приемы:
- ускорение темпа;
- исключение зрительно-речевого контроля (выполнение упражнений с закрытыми глазами, слегка прикушенным языком);
- наоборот – подключение к движениям рук движений языка или глаз;
- подключение к двигательным упражнениям дыхательных;
- подключение визуализации (мысленного представления какой-то картинки).
Используйте кинезиологические упражнения со своим малышом дома. Ниже будут приведены различные примеры занятий, способствующих достижению разных эффектов (концентрация, расслабление, моторика). Особенно актуально это, если ваш малыш не посещает детский сад.
Но и в противном случае такие занятия не помешают
Даже без систематического выполнения: они могут сконцентрировать ребенка в нужный момент, успокоить, расслабить, повысить его внимание, настроить на работу. Единственное, что вам для этого нужно сделать – сначала освоить каждое упражнение самостоятельно, понять, какие ощущения оно вызывает, какие органы задействует, какой результат дает. После этого вы сможете давать своему дошкольнику более четкую инструкцию по выполнению каждого задания (чувствуешь, как напрягается …, глаза должны следить за …, вдох должен быть глубоким и медленным и т
д.)
После этого вы сможете давать своему дошкольнику более четкую инструкцию по выполнению каждого задания (чувствуешь, как напрягается …, глаза должны следить за …, вдох должен быть глубоким и медленным и т. д.).
Дыхательные упражнения
В тренировке «Свеча» ребенок сидит за столом, делает вдох и одним выдохом задувает находящиеся перед ним воображаемые свечи, причем это может быть как одна большая свечка, так и 3-5 маленьких. Мелкие свечи также нужно задуть сразу, выпуская воздух небольшими порциями.
В упражнении «Дышим носом» ребенок закрывает пальцем правую ноздрю и левой делает вдох. Выдохнуть воздух нужно через открытую правую ноздрю. Затем тренировка повторяется, только закрывается уже левая ноздря.
Для тренировки «Ныряльщик» нужно в положении стоя сделать вдох, закрыть пальцами нос и задержать дыхание. После этого ребенок приседает, как бы ныряя в воду. Нужно досчитать до пяти и «вынырнуть» – нос освобождается, делается выдох.
Упражнение «Надуй шарик» делается лежа. Нужно максимально расслабить мышцы живота, а затем начать вдох, при этом внутри тела будет надуваться воображаемый шарик. Затем следует задержать на пару секунд дыхание и выдохнуть, втягивая при этом живот.
Зачем нужна пальчиковая гимнастика для детей 5, 6, 7 лет
Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.
При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет
Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.
Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.
Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
Читай также: Жестикуляция помогает детям думать
Занятия с детьми
В дошкольных образовательных учреждениях эта система используется довольно широко. Например, во время физических занятий детям предлагаются упражнения, направленные на координацию между конечностями, глазами, головой. Это могут быть асимметричные движения (одна рука гладит – другая бьет), движения, выполняемые с закрытыми глазами (дотронуться до носа, уха, постоять на одной ноге), движения, выполняемые сначала поочередно рукой или ногой, и затем – вместе обеими.
На уроках рисования могут использоваться приемы рисования другой рукой или обеими в зеркальном отображении, рисование с закрытыми глазами, обведение контура в одном, а затем в другом направлении каждой рукой по очереди.
На уроках по развитию речи широко применяются различные пальчиковые игры, направленные на улучшение моторики мелких мышц и ловкости пальцев.
В познавательных и игровых занятиях используются различные пособия, помогающие детям освоить одновременные скоординированные движения обеими руками. Например, детям 3-4 лет предлагают папки с зеркальным отображением различных предметов. Такие аппликации могут состоять из кнопок, клавиш, бумажных или текстильных деталей, геометрических фигур, шнуров, лесенок и т. д. Ребенок по очереди трогает, нажимает, обводит каждую деталь сначала одной рукой, потом другой, потом двумя. При этом в качестве дополнительных стимуляторов для других зон мозга могут выступать стихотворное или музыкальное сопровождение, проговаривание самим ребенком действий или стихов, иллюстрирующих их.
Специальные кинезиологические занятия проводятся по определенной схеме.
- Сначала детей настраивают на предстоящую работу. Для этого подходят так называемые упражнения-растяжки. Это несколько заданий, направленных на максимальное напряжение, а затем расслабление определенных мышц.
- После того как малыши настроятся на выполнение заданий взрослого, им предлагается несколько дыхательных упражнений, способствующих развитию чувства ритма и самоконтроля.
- Далее подключаются упражнение, сочетающие движение с отслеживанием глазами. Они стимулируют взаимодействие полушарий, снимают мышечные зажимы.
- В конце занятия выполняются задания на релаксацию, чтобы снять мышечное напряжение и расслабить малышей.
При систематических занятиях для усложнения при выполнении упражнений используют разные приемы:
- ускорение темпа;
- исключение зрительно-речевого контроля (выполнение упражнений с закрытыми глазами, слегка прикушенным языком);
- наоборот – подключение к движениям рук движений языка или глаз;
- подключение к двигательным упражнениям дыхательных;
- подключение визуализации (мысленного представления какой-то картинки).
Кинезиология: упражнения для детей дома
Можно ли заниматься кинезиологической гимнастикой дома? Будет ли она также эффективна? Нет особой разницы, где делать кинезиологические упражнения.
Интересно! Под наблюдением психолога, педагога в детском саду или родителей методика будет одинаково эффективна и полезна. Она поможет ребёнку полноценно развиваться вне зависимости от места занятий и людей, которые ее проводят.
Как провести эффективное занятие с ребёнком дошкольного возраста:
- Сперва необходимо подготовить ребёнка к усердной работе. Для этого обычно используются растяжки, которые помогут расслабиться и настроиться на занятие.
- Затем следуют дыхательные упражнения. Они поспособствуют поступлению кислорода в мозг и улучшению работы дыхательной системы.
- Глазодвигательные движения будут способствовать укреплению связи между двумя полушариями.
- Телесные упражнения необходимы, чтобы развивать крупную и мелкую моторику, улучшать концентрацию внимания, сосредоточенность и память ребёнка.
- В заключение следует уделить немного времени упражнениям для релаксации или расслабляющему массажу, чтобы снять напряжение мышц.
Кинезиология полезна как для детей, так и для взрослых. Эта уникальная методика может помочь абсолютно любому человеку улучшить состояние своего физического и психоэмоционального здоровья. Занимаясь с ребёнком кинезиологическими упражнениями, можно значительно повысить его интеллект за счёт улучшения связи между полушариями мозга.
Комплекс упражнений
Упражнения по кинезотерапии для маленьких детей очень просты в исполнении, любой ребёнок, хоть в 2-3 или 3-4 года и более старший смогут без особых затруднений выполнить их.
Важно! Развитие будет ощутимо только в том случае, если направлять работу от развития тела ребёнка к его мышлению, ни в коем случае не наоборот
Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения помогут развить самоконтроль и улучшить дыхательную систему:
- Свеча. Начальная позиция — сидя за столом. Дошкольник должен представить, что перед ним стоит свеча. Затем нужно сделать большой вдох и постараться единым выдохом задуть пламя воображаемой свечи. После этого ребёнку необходимо представить перед собой 5 небольших свечек и также постараться сделать огромный вдох и задуть их порционным чередованием выдоха.
- Ныряльщик. Начальная позиция — стоя. Сделать глубокий вдох и задержать дыхание, зажав нос пальцами. Присесть, представляя, что он ныряет в море. Затем досчитать до пяти, встать (вынырнуть из воды), убрать руки от носа и сделать медленный выдох.
- Дыхание носом. Начальная позиция — стоя или лёжа на спине. Поочерёдно дышать только через левую, а потом через другую ноздрю, закрывая её при этом пальцем одноимённой руки, остальные пальцы должны смотреть кончиками вверх. Дыхание во время данного занятия должно быть размеренным и глубоким.
Задувание свечи
Глазодвигательные упражнения
Этот тип разминки позволят улучшить зрение, зрительное и кинестетическое восприятие окружающего мира:
- Глаз-путешественник. Педагог размещает в разных углах помещения несколько картинок. Это могут быть изображения зверей, растений, игрушек и т. п. Начальная позиция — стоя. Дошкольник должен, не мотая головой, найти глазами картинку, которую назовёт педагог.
- Восьмёрка. Поднять правую руку до уровня глаз, сжимая пальцы в кулачек (третий и второй пальцы вытянуты). Провести перед собой большую горизонтальную восьмёрку (или знак бесконечности). Следом использовать язык, т. е. вместе с глазами повторять движение пальцев рук с вытянутым языком.
Движение глазами
Телесные упражнения
- Фонарик. Выставить руки перед собой. Поочерёдно сжимать пальцы одной руки, не используя другую. Затем поменять руки. Повторять в течение двух минут.
- Кольцо. Поочерёдно и насколько возможно интенсивнее вращать пальцы, соединяя большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем, образуя кольцо. Сначала двигаться в одну сторону, потом в другую. Позже можно усложнить задачу, выполняя упражнение всеми руками одновременно.
- Кулак-ребро-ладонь. Сжать ладошку в кулак, разжать и поставить выпрямленную руку с согнутым пальцем на торец, распрямить ладошку полностью и положить на горизонтальную поверхность. Повторить 4-5 раз.
- Мельница. Одновременное вращение разноимённых руки и ноги вперёд-назад. Выполнять вместе с поворотами взора во все стороны поочередно. Повторять 1-2 минуты.
- Упражнение лезгинка для детей. Левая рука согнута в кулачек, один палец смотрит влево, кулачек развёрнут по направлению к себе. Правую ладонь выпрямить и дотронуться ею до мизинца левой руки. Затем поменять руки.
Основные кинезиологические упражнения с кистями рук
Одним из самых известных упражнений является «Ухо – нос». Ребенок должен одной рукой взяться за нос, а правой – за ухо на той же стороне тела. По сигналу воспитателя нужно хлопнуть в ладоши и сменить руки (теперь другая рука держится за «свое» ухо, а вторая касается носа).
Для тренировки «Змейка» ребенок скрещивает ладони и держит их напротив своей груди ладонями к телу. Сначала он с закрытыми глазами должен назвать руку и палец, к которым касается преподаватель. Во втором варианте ученик должен подвигать одним из пальцев (его называет учитель). Остальные пальцы остаются неподвижными.
В упражнении «Колечко» образуют кольцо из большого и поочередно всеми другими пальцами. Пальцы перебираются многократно в прямом и обратном порядке. Начинающие выполняют такую тренировку отдельно правой и левой, опытные ученики – обеими руками сразу.
«Ладонь-ребро-кулак» – еще одно известное упражнение, при котором ребенок должен последовательно сменять три указанных положения руки на поверхности парты или стола. В «разложенном» положении руку кладут на стол ладонью на парту, на ребро и в кулак она ставится так, чтобы мизинец находился внизу. Выполнять тренировку нужно сначала каждой рукой поочередно, затем обеими руками одновременно. Полный цикл смены положений нужно повторить 8-10 раз.
Расслабляющая тренировка
В упражнении «Дирижер» ребенок представляет себя дирижером симфонического оркестра, но он не только двигает руками в такт звучащей музыки, но также «пропускает сквозь себя» энергию, наполняется силой.
Можно также расслабляться используя практику «Полет на облаке», представляя себя в удобной позе на большом пушистом, как огромная подушка, облаке. Ребенок мысленно поднимается в небо и отправляется в путешествие к месту, где ему будет хорошо. Позже облако аккуратно спустит своего пассажира на землю. Похожее упражнение – «Ковер-самолет», при котором ребенок совершает воображаемое путешествие на этом сказочном транспортном средстве.
Для чего используют такие упражнения?
Кинезиологию можно назвать неким сплавом из теории и практики физиотерапии, натуропатии, акупунктуры, гомеопатии, восточной медицины, хиропрактики и других областей знаний о нашем здоровье. Она основана на улучшении взаимодействия полушарий мозга, что приводит к общей гармонизации в работе систем организма.
Использование упражнений кинезиологии позволяет:
укреплять здоровье; повышать тонус; снижать усталость, утомляемость и раздражительность; улучшать психоэмоциональное состояние; понижать чрезмерную активность; повышать концентрацию и умственную работоспособность; улучшать память; стимулировать развитие слуха и речи; улучшать внимание, мышление; развивать восприятие, пространственные представления, воображение. Из этого можно сделать вывод, что кинезиологические упражнения для дошкольников не менее полезны, чем для взрослых. Особенно – для детей, имеющих различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т
д.). При систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются
Особенно – для детей, имеющих различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т. д.). При систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются
Из этого можно сделать вывод, что кинезиологические упражнения для дошкольников не менее полезны, чем для взрослых. Особенно – для детей, имеющих различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т. д.). При систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются.
Благодаря такому широкому действию эта методика используется самыми разными специалистами:
- педагогами;
- педиатрами;
- психологами;
- нейропсихологами;
- дефектологами;
- логопедами.
Существует множество различных упражнений, помогающих решать конкретные задачи. Кинезиология в логопедии, к примеру, включает в себя следующие приемы:
- упражнения на общую двигательную активность;
- артикуляционная гимнастика;
- игры на восприятие и дифференциацию звуков и шумов;
- игры на улучшение координации между правой, левой рукой, языком, глазами;
- дыхательные игры;
- упражнения на закрепление пространственных понятий (право, лево, впереди, сзади; ближе, чем; правее и т. д.);
- упражнения на развитие произвольности;
- пальчиковые игры.
Двигательные тренировки для тела
В упражнении «Перекрестное марширование» ребенок шагает на одном месте, высоко поднимая колени. Нужно попеременно дотрагиваться руками сначала до противоположной, затем до «своей», а затем снова до противоположной ноги и т. д. Для каждого этапа нужно сделать по пять-восемь пар шагов левой и правой ногой.
В тренировке «Мельница» нужно одновременно вращать рукой и противоположной ей ногой вперед, а затем назад. Можно усложнить упражнение, добавив вращение глаз в разные стороны. Движения стоит продолжать в течение пары минут.
Для «Паровозика» одну руку кладут на грудь, а вторую сгибают в локте и делают ею и этим же плечом 10 кругов вперед и 10 назад. Затем руки меняют. А для «Робота» ребенок становится лицом к стене, упираясь в нее руками на уровне глаз, ноги расставлены. Необходимо передвигаться вдоль стены приставными шагами, в одну, затем в другую сторону, при этом руки и ноги сначала двигаются параллельно друг другу, а затем при перемещении правой руки должна перемещаться левая нога, и наоборот.