Составление ежедневного планирования в старшей группе детского сада

Процесс разработки ежедневного плана

Технология составления ежедневного календарно-тематического плана подразумевает, что педагогом будут учтены следующие моменты:

  • описаны виды работы во время проведения режимных моментов с утра, днём и после дневного сна;
  • оформление отвечает эстетическим требованиям к составлению подобного рода документов (грамотность, аккуратность, а также соответствие принятым стандартам оформления ежедневных планов в конкретном детском саду, к примеру, на отдельных листах А4, в амбарной книге и т.п.);
  • планирование отображается принцип соотношения эмоциональной, интеллектуальной и физической нагрузки (например, если в первой половине дня есть занятие по физкультуре, то после дневного сна не стоит планировать активные виды деятельности — подвижные или театрализованные игры);
  • содержание учебно-воспитательного материала должно равномерно усложняться;
  • малыши должны быть задействованы в разных видах активности;
  • для проработки тем необходимо привлекать все группы приёмов, используемые в работе с дошкольниками.

Этапы составления ежедневного календарно-тематического плана

Традиционно ежедневное планирование включает шесть этапов реализации образовательного процесса.

Пребывание в детском саду должно быть продуктивным, то есть нести пользу для физического, интеллектуального и эмоционально-волевого развития ребёнка

Таблица: особенности составления ежедневного планирования для средней группы

ЭтапЦелиПринципы работы
УтроСоздание эмоционально комфортной атмосферы в группе
  1. Все виды активности должны быть хорошо знакомы ребятам.
  2. Обязательная проработка комплекса утренней гимнастики.
  3. Виды деятельности планируются исходя из запросов детей (игры, общение, индивидуальная работы и пр.).
  4. Любой вид деятельности не должен длиться дольше 15–20 минут.
  5. Деятельность, требующая длительной подготовки, например, выполнение аппликаций, поделок, на утро не планируется.
  6. Длительные игры (сюжетно-ролевые, строительные) также не включаются в перечень видов работ.
  7. Трудовая деятельность с применением колюще-режущих предметов не включается в перечень видов деятельности с утра.
Занятия
  1. Краткая запись темы занятий.
  2. Развёрнутое описание триединой цели каждого занятия (обучающей, развивающей и воспитательной).
  3. Указание интегрируемых областей: первой пишется основная, а затем в скобках сопутствующие.
  4. Указание средств и оборудования для каждого занятия.
  5. Описание целей дидактических игр.
Прогулка
  • обеспечение активной, разнообразной деятельности;
  • снятие утомления.
  1. Если до прогулки было динамичное занятие (физкультура, хореография), то начинать нужно с наблюдения (за погодой, транспортом, деятельностью людей и пр.). Если перед выходом на улицу было статичное занятие (развитие речи, математика), то начинаем со спортивной игры.
  2. Обязательными элементами прогулки в средней группе являются подвижная игра, наблюдение, труд (в парах или малых группах), беседы по воспитанию нравственных качеств, а также индивидуальная работа.
Чтение художественной литературы
  • расширение кругозора;
  • воспитание литературного вкуса;
  • стимулирование желания научиться читать.
  1. Текст можно сочетать с отрывками из мультфильмов, если по конкретному произведению есть такая возможность.
  2. Отрывки для чтения не должны быть слишком объёмными.
  3. После завершения чтения детям предлагается 3–4 вопроса репродуктивного и проблемного характера.
Воспитание культурно-гигиенических навыковВ этот блок входят:

  • мытьё рук;
  • правила поведения за столом;
  • раздевание, одевание;
  • самообслуживание.

Если в детском саду такая практика есть, то в этот блок включаются закаливающие мероприятия.

ВечерДать положительный эмоциональный заряд на посещение сада завтра.Этот этап планирования включает такие виды деятельности, как:

  • все виды игр (дидактические, подвижные, театрализованные) с привлечением новых игрушек;
  • праздники и развлечения (проводятся один раз в неделю);
  • разучивание стихотворений, песен;
  • трудовая деятельность (к примеру, полив цветов, уборка игрушек);
  • индивидуальная работа;
  • чтение;
  • взаимодействие с родителями;
  • прогулка (является альтернативой какому-либо другому виду деятельности в вечернее время, так как возможна только в хорошую погоду).

Как оформить ежедневный план

Стандартно в ежедневный календарно-тематический план входят:

  • титульный лист, на котором указаны название детского сада, имена педагога и лица, принимающего и утверждающего план;
  • перечень ребят в группе;
  • список видов работы с семьями воспитанников;
  • расписание учебно-воспитательных занятий на неделю;
  • перечень занятий на 7 дней;
  • список занятий по каждому дню с указанием даты проведения;
  • перечень видов совместной с педагогом деятельности;
  • перечень видов самостоятельной работы;
  • план проведения зарядок, а также физкультминуток, дыхательных и пальчиковых упражнений.

Таблица: пример составления ежедневного плана в старшей группе (фрагменты)

Автор — Дементьева Ю.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад №177», г. Воронеж.

Дата:Понедельник,10 апреля («Природа вокруг нас»)Социально-коммуникативное развитиеПознавательное развитиеРечевое развитиеХудожественно-эстетическое развитиеФизическое развитие
Первая половинадня:приёмдетей;игры;утренняягимнастика;КГН;труд;прогулка.Формы организациисовместнойдеятельности
  • беседа: «Как я провёл выходные дни»;
  • дидактическая игра: «Найди растение».
Слайдовая презентация: «Что и где растёт?»Беседа: «Поговорим о погоде в выходные дни».
  • утренняя гимнастика;
  • гимнастика для укрепления мышц глаз «Бабочки».
Самостоятельная деятельностьРабота с календарём природыРаскраски на тему: «Природа и мы»
Организацияобразовательной деятельности9:00 – 9:20 рисование(композиция «Весенний лес»);9:35 – 10:00 занятие физкультурой по плану специалиста16:20 – 16:45 музыка (по плану специалиста).
Организацияпредметно-пространственной развивающей средыдля поддержкидетскойинициативыСлайдовые презентации: «Что растёт в лесу?», «Кто живёт в лесу?», раскраски по теме, книги: Е.Серова «Ландыш», Е.Серова «Одуванчик». Атрибуты для игр.
Вторая половинадня:КГН;игры;совместнаяи самостоятельнаядеятельность;прогулка.Формы организациисовместнойдеятельностиКГН: закрепление умений аккуратно одеваться, умываться, опрятно заправлять постель.Слайдовая презентация: «Кто живёт в лесу?»Чтение: Е.Серова «Ландыш», Е.Серова «Одуванчик»Рассматривание картины П. Яблоновского «Весна».
  • Гимнастика после сна;
  • подвижные игры «Солнышко и дождик», «Цветы и ветер».
Самостоятельная деятельностьРаскраски на тему: «Природа и мы».
Вторник,11 апреля («Природа родного края»)Социально-коммуникативноеразвитиеПознавательноеразвитиеРечевое развитиеХудожественно-эстетическоеразвитиеФизическоеразвитие
Первая половинадня:приёмдетей;игры;утренняягимнастика;КГН;Труд;прогулкаФормы организациисовместнойдеятельности.Беседы о взаимосвязях в природе: «Найди растение», «Найди, что опишу».
  • слайдовая презентация «Лес»;
  • мини-беседа «Какие бывают леса?» (хвойные, лиственные).
Словесные игры: «Опиши предмет»
  • утренняя гимнастика;
  • п/и «Растения», «Са­довник»;пальчиковые игры: «Наши алые цветы».
Самостоятельная деятельностьКонструкторСвободное рисование
Организацияобразовательной деятельности15:15 – 15:40Окружающий мир:«Что нас окружает»11:05 – 11:2511:35 – 12:00Развитие речи;Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм».Физкультурапо плану специалиста
Организацияпредметно-пространственной развивающей средыдля поддержкидетскойинициативыАтрибуты для дидактических игр, настольно-печатных, трафареты.Слайдовые презентации по теме.Просмотр обучающих мультфильмов по теме.
Вторая половинадня:КГН;игры;совместнаяи самостоятельнаядеятельность;прогулка.Формы организациисовместнойдеятельности.КГН: закрепление умений быстро и аккуратно одеваться, заправлять постель.
  • просмотр слайдовой презентации «Луг»;
  • знакомство с правилами охраны природы.
Словесные игры: «Опиши цветок»Коллаж «Цветочное царство».Гимнастика после сна
Самостоятельная деятельностьПоможем накрыть на стол.
  • конструктор;
  • настольно-печатные игры, мозаики, пазлы.
Свободное рисованиеП/и по выбору

Ежедневное планирование является организующим началом в работе с детьми. С помощью такого плана педагог не только распределяет формы взаимодействия с детьми между видами деятельности, но и получает возможность разнообразить набор методических средств

Что касается последнего, то здесь важно учитывать психолого-педагогические особенности конкретной возрастной категории малышей. При соблюдении этого требования образовательный процесс в ДОУ становится максимально продуктивным для достижения учебно-воспитательных целей

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий