Процесс разработки ежедневного плана
Технология составления ежедневного календарно-тематического плана подразумевает, что педагогом будут учтены следующие моменты:
- описаны виды работы во время проведения режимных моментов с утра, днём и после дневного сна;
- оформление отвечает эстетическим требованиям к составлению подобного рода документов (грамотность, аккуратность, а также соответствие принятым стандартам оформления ежедневных планов в конкретном детском саду, к примеру, на отдельных листах А4, в амбарной книге и т.п.);
- планирование отображается принцип соотношения эмоциональной, интеллектуальной и физической нагрузки (например, если в первой половине дня есть занятие по физкультуре, то после дневного сна не стоит планировать активные виды деятельности — подвижные или театрализованные игры);
- содержание учебно-воспитательного материала должно равномерно усложняться;
- малыши должны быть задействованы в разных видах активности;
- для проработки тем необходимо привлекать все группы приёмов, используемые в работе с дошкольниками.
Этапы составления ежедневного календарно-тематического плана
Традиционно ежедневное планирование включает шесть этапов реализации образовательного процесса.
Пребывание в детском саду должно быть продуктивным, то есть нести пользу для физического, интеллектуального и эмоционально-волевого развития ребёнка
Таблица: особенности составления ежедневного планирования для средней группы
Этап | Цели | Принципы работы |
Утро | Создание эмоционально комфортной атмосферы в группе |
|
Занятия |
| |
Прогулка |
|
|
Чтение художественной литературы |
|
|
Воспитание культурно-гигиенических навыков | В этот блок входят:
Если в детском саду такая практика есть, то в этот блок включаются закаливающие мероприятия. | |
Вечер | Дать положительный эмоциональный заряд на посещение сада завтра. | Этот этап планирования включает такие виды деятельности, как:
|
Как оформить ежедневный план
Стандартно в ежедневный календарно-тематический план входят:
- титульный лист, на котором указаны название детского сада, имена педагога и лица, принимающего и утверждающего план;
- перечень ребят в группе;
- список видов работы с семьями воспитанников;
- расписание учебно-воспитательных занятий на неделю;
- перечень занятий на 7 дней;
- список занятий по каждому дню с указанием даты проведения;
- перечень видов совместной с педагогом деятельности;
- перечень видов самостоятельной работы;
- план проведения зарядок, а также физкультминуток, дыхательных и пальчиковых упражнений.
Таблица: пример составления ежедневного плана в старшей группе (фрагменты)
Автор — Дементьева Ю.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад №177», г. Воронеж.
Дата:Понедельник,10 апреля («Природа вокруг нас») | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | ||
Первая половинадня:приёмдетей;игры;утренняягимнастика;КГН;труд;прогулка. | Формы организациисовместнойдеятельности |
| Слайдовая презентация: «Что и где растёт?» | Беседа: «Поговорим о погоде в выходные дни». |
| ||
Самостоятельная деятельность | Работа с календарём природы | Раскраски на тему: «Природа и мы» | |||||
Организацияобразовательной деятельности | 9:00 – 9:20 рисование(композиция «Весенний лес»);9:35 – 10:00 занятие физкультурой по плану специалиста16:20 – 16:45 музыка (по плану специалиста). | ||||||
Организацияпредметно-пространственной развивающей средыдля поддержкидетскойинициативы | Слайдовые презентации: «Что растёт в лесу?», «Кто живёт в лесу?», раскраски по теме, книги: Е.Серова «Ландыш», Е.Серова «Одуванчик». Атрибуты для игр. | ||||||
Вторая половинадня:КГН;игры;совместнаяи самостоятельнаядеятельность;прогулка. | Формы организациисовместнойдеятельности | КГН: закрепление умений аккуратно одеваться, умываться, опрятно заправлять постель. | Слайдовая презентация: «Кто живёт в лесу?» | Чтение: Е.Серова «Ландыш», Е.Серова «Одуванчик» | Рассматривание картины П. Яблоновского «Весна». |
| |
Самостоятельная деятельность | Раскраски на тему: «Природа и мы». | ||||||
Вторник,11 апреля («Природа родного края») | Социально-коммуникативноеразвитие | Познавательноеразвитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическоеразвитие | Физическоеразвитие | ||
Первая половинадня:приёмдетей;игры;утренняягимнастика;КГН;Труд;прогулка | Формы организациисовместнойдеятельности. | Беседы о взаимосвязях в природе: «Найди растение», «Найди, что опишу». |
| Словесные игры: «Опиши предмет» |
| ||
Самостоятельная деятельность | Конструктор | Свободное рисование | |||||
Организацияобразовательной деятельности | 15:15 – 15:40Окружающий мир:«Что нас окружает» | 11:05 – 11:2511:35 – 12:00Развитие речи;Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм». | Физкультурапо плану специалиста | ||||
Организацияпредметно-пространственной развивающей средыдля поддержкидетскойинициативы | Атрибуты для дидактических игр, настольно-печатных, трафареты.Слайдовые презентации по теме.Просмотр обучающих мультфильмов по теме. | ||||||
Вторая половинадня:КГН;игры;совместнаяи самостоятельнаядеятельность;прогулка. | Формы организациисовместнойдеятельности. | КГН: закрепление умений быстро и аккуратно одеваться, заправлять постель. |
| Словесные игры: «Опиши цветок» | Коллаж «Цветочное царство». | Гимнастика после сна | |
Самостоятельная деятельность | Поможем накрыть на стол. |
| Свободное рисование | П/и по выбору |
Ежедневное планирование является организующим началом в работе с детьми. С помощью такого плана педагог не только распределяет формы взаимодействия с детьми между видами деятельности, но и получает возможность разнообразить набор методических средств
Что касается последнего, то здесь важно учитывать психолого-педагогические особенности конкретной возрастной категории малышей. При соблюдении этого требования образовательный процесс в ДОУ становится максимально продуктивным для достижения учебно-воспитательных целей