Суть планирования в ДОУ
Согласно должностной инструкции педработник детского сада составляет два вида пакетов документов:
- обязательный, куда входят график посещаемости ребят и планирование учебно-воспитательного сотрудничества с ними;
- рекомендуемый, куда включаются такие документы, как общие данные по группе (список по именам, расписание работы с детьми), методическая база (материалы для мониторинга, диагностические карты по разным направлениям учебно-воспитательной активности и пр.), а также нормативные акты, должностные инструкции.
Планирование в целом — это неотъемлемый компонент пакета обязательных документов, определяющий этапы психолого-педагогического сотрудничества педагогов с малышами. Планы могут быть нескольких видов.
Все виды деятельности малышей и педагога в детском саду должны быть тщательно спланированы
Таблица: виды планирования на примере старшей группы
Название разновидности плана и его реализация в старшей группе | Суть | Кто разрабатывает |
Годовой | Отражает принципы осуществления процесса обучения в ДОУ, обозначенные в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), а также утверждённые муниципальными органами законодательной власти, базирующиеся на инновации в психолого-педагогической практике управления ходом учебно-воспитательной работы. | Методический совет ДОУ |
Тематический | Даёт представление о порядке рассмотрения тем по разным образовательным областям на период учебного года для каждой возрастной группы. | Воспитатель или специалист узкой направленности (логопед, инструктор по физкультуре и др.) совместно с методистом ДОУ. |
Комплексный (комплексно-тематический) | Предлагает список видов активности под каждую из тем учебного плана по всем векторам образовательной деятельности. Комплексный план призван показать целостность учебно-воспитательного процесса для детей конкретного возраста. | Методист ДОУ |
Перспективный | Представляет алгоритм осуществления миссии образовательного процесса по месяцам. Такое распределение видов работы по времени позволяет некоторым методистам называть перспективный план месячным. | Воспитатель или специалист узкого профиля |
Календарно-тематический | Даёт последовательность изучения информационных блоков учебной программы по тем знаниям, умениям и навыкам, которые должны быть освоены воспитанниками в процессе разработки каждой темы. Календарно-тематический план подразумевает составление списка методических материалов для проведения занятий. | Воспитатель или узкий специалист с обязательной опорой на годовое и перспективное планирование. |
Недельный | Предполагает составление списка видов работы по каждому вектору процесса обучения (познание, социализация, развитие физических способностей, развитие речи, эстетическое развитие) для освоения конкретной темы. | Педагог |
Ежедневный | Даёт детальное описание видов и приёмов работы по тем векторам обучения, которые являются приоритетными в конкретный день. Опирается на недельный план. | |
План по занятиям (поурочный), например, по музыке | Представляет собой ежедневный план, который уточняется по каждому уроку в рамках каждого учебно-воспитательного вектора. | |
Методический | Даёт перечень мероприятий, направленных на координацию взаимодействия педагогов с ребятами, их мамами и папами, а также воспитателей с узкими специалистами и педагогов друг с другом. | Методист |
Планирование позволяет методически грамотно распределить виды работы по темам и занятиям
Варианты написания планирования
Под способами подразумевается форма записи планирования:
- текст или развёрнутый план (развёрнутая форма записи, удобна для составления временных планов);
- таблица (все аспекты плана располагаются в соответствующих графах, что облегчает его использование);
- блоки или модули (стадии рассмотрения темы распределяются по блокам — образовательная деятельность при выполнении распорядка дня, культурно-досуговая деятельность, непосредственно образовательная деятельность — НОД, дополнительное образование или вариативная часть учебного плана, к примеру, деятельность кружков, – педагог лишь уточняет тематику или ход выполнения конкретной образовательной задачи).
Остановимся на методике составления двух видов планов, которые необходимы (!) для составления недельного, ежедневного и поурочного алгоритмов работы с малышами — календарно-тематическом и тематическом.
Ход прогулки:
Ребята,сейчас мы с вами отправимся в гости к солнышку
,а поедем мы на паровозике (Дети становятся в паровозик,держась за скакалку с обеих сторон и,двигаясь за воспитателем,поют песню)
Паровоз,паровоз,маленький,блестящий,
Он вагоны повез,будто настоящий.
Кто едет в поезде?Плюшевые мишки,
Зайцы пушистые,куклы,да мартышки.
Вот какой паровоз к празднику купили
Вот какой паровоз деткам подарили!Ту-ту-у-у!
Вот мы и приехали. Детки,а сейчас на улице жарко или холодно?Конечно,жарко,а почему?Правильно,потому,что светит солнышко
и время года сейчас-лето. А летом ярко светит солнышко
,поют птички,слышите-как весело они чирикают-это они радуются лету. А еще летом порхают разноцветные бабочки,перелетают с цветка на цветок,и тоже радуются лету и солнышку
. А давайте позороваемся с солнышком
и помашем ему ручкой. Здравствуй,солнышко
!
(проводится
игра малой подвижности “Солнышко
“)
Солнышко лучистое
,
Мы тебя встречаем!
Солнышко лучистое
,
В гости приглашаем
!
(дети манят солнышко руками к себе
)
Солнышко лучистое
,
Попляши-ка с нами!
Мы в ладошки хлопаем,
Топаем ногами!
(дети хлопают в ладоши,топают ногами)
Ой,вы слышите?Кто-то плачет,да это же маленькая белочка. Что же случилось?Она собрала полную корзину шишек и нечаянно их рассыпала,а давайте поможем белке собрать шишки. (Дети собирают шишки в корзинку)
Вот какие молодцы,помогли белочке!
Ребята,мне кажется,что на небе появились тучки и собирается идти дождик,прячтесь скорее под зонтик (проводится подвижная игра
“Солнышко и дождик
“)
Посмотрите,какая большая горка с песком у нас в песочнице. Дождик намочил песочек и из него хорошо лепить куличики. Давайте покажем солнышку
как дети умеют печь куличи. (игры с песком,после них дети моют руки и пьют воду)
Вот как жарко летом,а посмотрите на наши цветочки,они тоже хотят пить. Что же делать,как помочь цветам?Конечно,их нужно полить. Давайте возьмем леечки и напоим цветочки. (дети с воспитателем поливают цветы)
Спасибо,детки!Вот какие радостные цветочки,а давайте покажем им как мы умеем играть ппальчиками. (проводится
пальчиковая гимнастика “Цветы”)
(руки соеденены ладонями,медленно раскрывают пальцы)
Наши алые цветы
Раскрывают лепестки
(покачивают кистями ручек)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(медленно закрывают пальчики)
Наши алые цветы
Закрывают лепестки.
И солнышку
покажем как детки играют пальчиками!
Утро красное пришло
Солнце ясное взошло
.
Стали лучики светить
Малых деток веселить.
(пальчики разгибаются по одному)
Прилетели тучки,
Спрятались лучики.
(пальчики прячутся в кулак)
.
А давайте сделаем солнышку подарок
?Мы надуем много мыльных пузырей,ветерок подхватит их и отнесет прямо к солнцу
(дети выдувают пузыри)
Смотрите,прямо в небо летят пузырики,высоко-высоко!
Ну,вот и пришла пора возвращаться деткам в группу
, солнышко приглашаем к нам в гости
,берутся руками за скакалку и “паровозиком” возвращаются в группу
(солнышко
присутствует у детей целый день)
Публикации по теме:
Игра-инсценировка «Гостьюшка» для проведения в летний период
Игра- инсценировка «Гостьюшка». В летний период. В игре могут участвовать дети средней, старшей и подготовительной к школе групп. Гостьюшка.
Конспект НОД по музыке во второй младшей группе «В гости к солнышку»
Цель: Учить применять свои знания в решении образовательных задач. Образовательные области. 1. Познание. 2. Музыка. 3. Коммуникация. Программное.
Конспект НОД во второй младшей группе по образовательной области: «Физическое развитие «В гости к солнышку»
Конспект НОД во второй младшей группе по физическому развитию: “В гости к солнышку” Цель: Совершенствовать двигательные умения и навыки.
Конспект прогулки во второй младшей группе «В гости к солнышку»
Конспект прогулки во 2 младшей группе «В гости к солнышку» Цель: укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное.
Конспект проведения прогулки «Наблюдение за светофором» во второй младшей группе
“Наблюдение за светофором” Цель: Закрепить знания детей о том, что светофор управляет сложным движением транспорта и пешеходов на улицах.
Образец составления календарно-тематического плана для старшей группы
Составлением плана занимаются оба воспитателя группы: один пишет на пять дней, затем другой, после чего снова первый — так осуществляется принцип единства подхода и требований к малышам. Ознакомиться с примером составления календарно-тематического плана для старшей группы можно здесь.
План — это залог удачно проведённого занятия, на котором решены все поставленные задачи
Планирование имеет ключевое значение для осуществления учебно-воспитательного процесса в детском саду. От правильности его составления зависят не только результаты выполнения образовательной программы, но и организация жизни малышей в детском саду в целом. Приучаясь работать по определённым алгоритмам, дети легче адаптируются к обучению в школе, кроме того, они учатся быть дисциплинированными, что является важным качеством личности человека.
Таблица: нормы оформления календарно-тематического плана для отдельных видов учебно-воспитательной деятельности
Вид деятельности | Что прописывается в плане |
ФЭМП, ФЦКМ, развитие речи |
|
Урок музыки |
|
Занятия физической культурой |
|
Уроки изобразительного искусства |
|
Прогулка | До обеда:
|
После дневного сна:
|
Для разных видов деятельности в плане указываются условия её реализации, например, материалы и оборудование для выполнения поделок на занятиях по изобразительному искусству
Миссия составления календарно-тематического планирования
Этот вид плана представляет содержание ежедневной методической работы, отражает интересы и потребности малышей, что позволяет осуществлять индивидуальный подход. Миссия написания календарно-тематического плана состоит в:
- последовательном выполнении программы обучения и воспитания по всем векторам образовательного взаимодействия с ребятами;
- систематизации работы с подопечными детского сада;
- достижении поставленных образовательной программой целей и задач с возможностью отслеживать динамику этого процесса (например, в сентябре во второй младшей группе дети знают 2–3 подвижные игры, к концу календарного года — 5–6).
Задачи написания календарно-тематического планирования заключаются в:
- обеспечении связи теории и практики сотрудничества с детьми (к примеру, применение инновационных технологий в работе — ИКТ, или внедрение технологии проектов в освоение той или иной темы);
- решении задач, поставленных программой, через комбинацию видов сотрудничества с ребятами, самостоятельную деятельность малышей, а также через выстраивание стратегии работы с семьями детей;
- выстраивании порядка реализации задач учебно-воспитательного процесса и в рамках НОД (непосредственной образовательной деятельности, то есть занятий), и при выполнении режимных моментов, подготовки и проведения развлечений и пр.;
- выборе оптимальных приёмов сочетания видов образовательной деятельности для малышей того или иного возраста (например, в младших и средней группах это игровая активность, в старших — акцент на познание, но обязательно в игровой форме);
- интеграции векторов процесса образования в соответствии с возрастной категорией и особенностями личностного развития малышей (к примеру, акцент на работу в мини-группах для старших дошкольников, у которых есть сложности с социализацией, в частности в выстраивании взаимоотношений с одногодками).
Планирование позволяет найти оптимальные пути интеграции образовательных областей