Скачки развития ребенка после года
65 неделя — мир принципов
В 14-15 месяцев малыш учится думать о разных способах достижения своих целей и о последствиях его решений. Для получения желаемого он начинает повторять за другими, капризничать и ныть. Вы можете заметить, что кроха иногда становится агрессивным, когда пробует уговорить взрослых делать то, что ему нужно.
Признаки скачка роста будут аналогичными, как и в прошлый раз:
- Частая смена настроения, истерики
- Ребенка тяжело переключить с негативных эмоций
- Ревность к маме, не отпускает ее
- Переменчивый аппетит
- Тревожный сон
Сон
В этот период сон может пострадать из-за появления проблем с дисциплиной. Ребенок пробует вести себя в отношении сна так, чтобы получить желаемое: «Я хочу бодрствовать дольше — буду протестовать во время укладывания», «Хочу, чтобы мама была ночью рядом, — стану кричать, выбираться из кроватки или плакать.»
Обратите внимание: как только малыш увидит, что взрослые подкрепляют такое поведение, оно войдет у него в привычку. Поэтому ваша цель сейчас — установить четкие правила в отношении сна
75 неделя — мир систем
Во время этого скачка роста, который происходит около 17 месяцев, ваш ребенок усваивает такое понятие, как «система». Например, что его семья отличается от семьи друга, его машинки не такие, как у другого мальчика на площадке. Малыш начинает понимать различия, ему интересно изучать все вокруг.
Также он учится понимать, что он сам выбирает, как себя вести: помогать, быть терпеливым, честным, заботиться о ком-то или наоборот. С этого возраста у ребенка начинают закладываться ценности и нормы поведения.
К концу скачка вы заметите, что ребенок стал более спокойным, уверенным, начал больше играть самостоятельно и легче отпускать вас. Он осознает, что мама всегда вернется, когда уходит.
Сон
То, что ребенок привыкнет ожидать от моментов сна в этом возрасте, будет влиять на то, как он будет относиться к отдыху в будущем. В этом возрасте он проверяет границы дозволенного. И в первую очередь, в отношении сна
Поэтому сейчас важно оставаться последовательными в своих действиях и показывать ребенку, что можно и что нельзя. Пока что он сам еще не имеет об этом представления
Это задача родителей.
Какой из скачков роста переживает ваш малыш сейчас? С каким трудностями столкнулись?
Понравиласть статья? Оцените:
Голосов: 9
Четвертый скачок роста — освоение пространства
15–19-я недели
Лейтмотив: «Я понимаю как»
Что теперь умеет малыш:
может не просто взять игрушку и сжать ее руками, но и дотянуться до предмета, повертеть в руках, рассмотреть со всех сторон;
не просто гулит, а может впервые произнести «мама» или «папа»;
может начать ползать, его спектр возможностей по познанию мира существенно расширяется.
Особенности поведения
Карапуз понимает, что некоторые события могут происходить по его желанию — это удивляет и пугает его. Он норовит сползти вниз, находясь у вас на руках, во время плача стремится принять позу новорожденного.
Что делать родителям?
Имейте в виду: раньше крохе было достаточно, что его носят на руках, теперь, чтобы отвлечь его, нужно постоянно с ним чем-то заниматься, придумывать новые развлечения. Только телесного контакта становится мало.
Совет психолога:
Важно, как организована среда малыша: бывает, что при всем обилии игрушек у него нет удачных. Они слишком большие, слишком яркие, слишком громкие
Случается, ребенок ударит погремушкой себя и перестает проявлять к ней интерес — пугается. Игрушки должны быть компактные, легкие, удобные для захвата. Большие и яркие дети оценят позже.
Десятый скачок роста — мир систем
72–75-я недели
Лейтмотив: «Я, ты, мы, они»
Что теперь умеет малыш:
начинает проявлять гибкость в применении принципов и примеряться к обстоятельствам. В этом возрасте начинается формирование совести;
понимает, что его действия приводят к определенным событиям, что он обладает властью над вещами, способен принимать решения;
отмечает, что другие люди имеют отличные от его предпочтения;
замечает различия между своими и чужими;
рисует окружающие предметы, себя.
Особенности поведения
Более возбудим, хочет находиться с мамой все дни напролет. Порой ребенок может показаться вам просто невыносимым в своей настойчивости.
Что делать родителям?
Дайте выход его энергии. Дурачьтесь вместе, устраивайте шумные игры, пускайте мыльные пузыри, бегайте. Это период, когда ребенок выбирает, что ему интересно. Будьте внимательны, наблюдайте, пытайтесь разобраться, какими способностями и склонностями он наделен. Поощряйте его новые умения и интересы. Позвольте ребенку познакомиться с разнообразными системами. Сейчас он стремится к порядку — дайте ему возможность насладиться этим: купите пазлы, объясните, как их собирать.
Совет психолога:
Когда пошел годовалый ребенок, видно, что он бежит, куда его ноги несут — под ним земля вертится. А полуторагодовалый конкретно двигается из пункта А в пункт Б, у него есть четкий маршрут. Он может споткнуться по дороге, но он понимает, куда ему надо. Это качественно другой уровень.
Таблица роста и веса ребенка до года по данным ВОЗ
Если ваш ребенок находится на грудном вскармливании, ознакомьтесь со следующей таблицей роста и веса, разработанной ВОЗ в 2006 г.
Показатели веса ребенка, выше или ниже табличных до 12-14%, следует расценивать как нормальные. При больших отклонениях веса стоит проконсультироваться с врачом для возможной коррекции питания. Рост ребенка – менее «гибкий» параметр, при отклонениях его значения свыше 10% от табличных есть смысл посоветоваться с врачом.
Согласно данным ВОЗ, основанным на изучении развития грудных детей, матери которых не курили во время беременности и грудного вскармливания, в большинстве случаев ребенок больше всего прибывает в весе в первые 2-3 месяца, порой даже до 2 кг за месяц. Минимальная прибавка в этот период составляют 460 г в месяц. В 4-6 месяцев груднички начинают активно познавать мир, переворачиваясь и пытаясь ползать, и прибавки в весе уменьшаются до 400-600 г/месяц. В 6-9 месяцев (когда большинство детей умеют перемещаться в пространстве с помощью ползания) малыш прибавляет в месяц еще меньше — 300-500 г, а после 9, когда дети учатся ходить, нормальным считается прибавлять в весе по 100-300 г/месяц.
Если все-таки вас одолевают сомнения касательно физического развития малыша, помните – важно обращать внимание не на соответствие каждого параметра «нормальным» цифрам, а именно на соотношение роста и веса. Если у малыша хороший аппетит, регулярный стул и моча светлого цвета, ребенок энергичен и его психомоторное развитие в норме – проблемы, скорее всего, нет
Но развитие ребенка не происходит равномерно. Все дети развиваются скачками. То кажется, что долгое время не происходит никаких перемен в развитии крохи, а потом вдруг неожиданно у ребенка появляется какой-то новый навык, происходит очередной скачок. На самом деле появлению каждого нового навыка у ребенка предшествует довольно долгий подготовительный период. Речь может идти примерно о неделе. И эта неделя – настоящий кризис для малыша, а часто и для напуганных родителей ребенка.
Эти кризисы развития детей настолько заметны и закономерны, что создан даже специальный календарь кризисов ребенка.
Но не стоит пугаться – поскольку каждый такой кризис является следствием бурного развития ребенка, эти кризисные недели складываются скорее в календарь скачков развития ребенка. Каждый кризис – это скачок развития нервной системы, скачок роста мозга, появление новых способностей у ребенка. Для малыша это сравнимо с открытием нового, абсолютно неизвестного ребенку мира. И это пугает ребенка.
Кризисы развития заставляют ребенка чувствовать себя взволнованным. Происходящие с ним и окружающим его миром перемены слишком стремительны. Они непонятны ребенку, и он напуган. Во время кризиса ребенок нуждается во внимании и помощи взрослых. Наберитесь терпения. В ваших силах помочь своему малышу легче и быстрее пройти каждый кризис, каждый скачок роста.
Таблица скачков роста показывает, как распределены скачки развития по неделям жизни малыша. Недели, выделенные цветом, показывают кризис. Тучкой обозначено самое тяжелое время. За кризисом следует солнышко – это спокойный период для малыша, окончание кризиса, развитие ребенка благополучно пережило очередной скачок. До следующего скачка и соответствующего ему кризиса будет довольно спокойное время закрепления малышом своих новых навыков.
Скачки развития у детей происходят примерно в одном и том же возрасте. До 1,5 лет ребенок переживает 10 таких скачков. Поначалу каждый кризис короткий и они часто меняются. Постепенно интервалы между кризисными периодами у ребенка удлиняются, но и длительность каждого скачка тоже увеличиваются.
Если ребенок родился раньше срока, то смотрите календарь скачков роста начиная с даты, когда ребенок должен был родиться. Если же ребенок родился позже срока, то начинайте отсчет раньше. Каждый кризис обычно сопровождаются тревогами, капризами, ухудшениями сна, слезами.
Для беспомощных малышей вес и рост – жизненно важные показатели, особенно в возрасте до 12 месяцев. Именно тогда закладываются основы развития организма, здоровье на многие годы вперед, и любое отклонение +/- служит поводом для беспокойства. Самостоятельно контролировать ситуацию, следить, сколько набирает новорожденный (таблица с приростом массы тела дана далее), помогут точные медицинские весы – профильные, в которых учтены все нюансы физиологии ребенка от нескольких недель и выше.
Как рассчитать кризисную неделю от даты рождения
С помощью специальных онлайн калькуляторов можно рассчитать даты, на которые выпадут особенно кризисные моменты. Зная номера сложных недель, можно легко самостоятельно посчитать и составить свой календарь эмоциональных расстройств.
Интересно! Если ребенок родился раньше или позже срока, с разницей больше недели, тогда отсчет необходимо начинать не от дня рождения, а от предполагаемой даты родов, которую доктор ставил во время УЗИ.
Мамина поддержка
Календарь и симптомы скачков роста у грудничков помогут маме грамотно отделять тревожные сигналы недомогания от кризисов, связанных с развитием ребенка. Рассчитывая номера непростых недель, мама должна за первый день такой недели принимать не понедельник, а тот день, в который родился ребенок. Если малыш появился на свет в четверг, значит, с четверга по четверг будет длиться кризисная неделя.
Самыми напряженными считаются следующие номера недель:
- 5;
- 8;
- 12;
- 19;
- 26;
- 37;
- 46
Принимая во внимание расчет критических периодов, мама сможет адекватно реагировать на внезапную смену настроения своего грудничка. Расшифровка поведения младенца облегчит мамин труд в поисках лекарства от грусти и поможет ей самой успокоиться
Только счастливая и уверенная в себе мама может обеспечить своему малышу здоровый рост и развитие.
Календарь расчета скачков
Для того чтобы определить, когда ждать наступления той или иной фазы, существует специальный календарь. Несмотря на то, что все малыши индивидуальны, такие явления происходят в одно и то же время. Как было сказано ранее, их восемь. Поначалу фазы будут короткими и наступают они одна за другой. Если ваша кроха появилась на свет позже положенного срока, сдвиньте отсчет на несколько дней
Неважно, какой характер или темперамент у малыша – все проходят данные периоды. Если ваша кроха подвижная и чересчур активная, от вас потребуется больше внимания, так как скачки будут сопровождаться вспышками плача и плохого настроения
Таким образом первого кризиса стоит ждать после четырех недель развития. На восьмой неделе начинаются узоры, на двенадцатой – плавные переходы, на девятнадцатой – фаза большого напряжения. На 26-ой неделе ожидайте период взаимосвязи, а до 40-ой проявятся последовательности. С 55-ой недели ждите мир программ.
Второй скачок роста — познание своего тела
8–9-я недели (пик 8-я неделя)
Лейтмотив: «Вот я какой!»
Что теперь умеет малыш:
держит голову, поворачивает ее, следя за предметом;
обнаруживает, что у него есть руки, ноги, внимательно их изучает;
различает звуки, вкус, запахи;
удерживает игрушку в руках;
пытается перевернуться со спины на живот и обратно;
ему любопытно все, что двигается;
громко заявляет о себе, привлекая внимание.
Особенности поведения
Мир стал для карапуза настолько большим и разнообразным, объем информации так велик, что это приводит его в замешательство. Где спасение? Конечно, рядом с мамой. И если познавать все, то только вместе с ней. Вот он и требует ее постоянно и так рад, когда она реагирует на него.
Что делать родителям?
Берите на руки малыша и носите по квартире, вынимайте из коляски на улице, показывайте различные предметы, людей, объясняете, что и кто это. Давайте крохе в руки игрушку. Пусть он изучает себя. Перебирайте с ним пальчики, прикасайтесь к его ушкам, носику, глазкам, показывайте их на себе и произносите, как все называется. Реагируйте на то, что кроха произносит, отвечайте, давайте ему понять, что вы его слышите. Разговаривайте с ним о том, что видите и делаете. Включайте музыку, спокойную классическую, когда малыш засыпает или беспокоится и капризничает, можно подобрать записи шума моря, пения птиц. В период бодрствования попробуйте что-то ритмичное. Но не навязывайте ему то, что нравится вам. Наблюдайте за тем, к чему проявляет интерес сам малыш, и следуйте за ним. Расширяйте горизонты, которые важны именно ребенку.
Совет психолога:
В 6–7 недель происходит так называемое зрительное развитие руки, ребенок начинает внимательно смотреть на свои пальцы, кулачки. Он еще не понимает, что они его. Он не должен находиться все время на руках мамы, хотя этого-то ему и хочется. Так кроха и правда видит много чего интересного, но в этом случае у него медленно происходит зрительное открытие руки. Его нужно обязательно класть полежать. Тогда уже месяца в три он сможет сам держать погремушку и рассматривать ее сознательно.
Физиологическое развитие детей до года
Стремительное развитие можно легко связать с календарем скачков роста у детей до года. Всего за год груднички вырастают более, чем на 20 см. Стремительно увеличивается обхват головы, по которому можно судить о том, насколько быстро растет мозг ребенка.
Нормы развития ребенка от плода в животе до года новорожденного
Физическое развитие детей первого года жизни
Возраст, мес. | Приобретенные физические навыки | Отличительные черты возраста |
1 | В этом возрасте заканчивается период новорожденности, ребенок больше не концентрируется на безусловных рефлексах. Он учится поднимать голову, лежа на животе. | Ребенку открывается окружающий мир. Он осознает, что, кроме его личных потребностей, есть свет и тьма, тишина и звуки. Это новшество становится толчком к первому кризису. |
2 | Удерживать голову ребенку удается дольше, он начинает понимать, откуда исходит громкий звук, и поворачивает в его сторону голову. | Первая осознанная улыбка говорит о том, что начинает развиваться психоэмоциональное восприятие мира. |
3 | Малыши, лежа на животе, начинают пробовать приподниматься на руках, переворачиваться со спины на живот и обратно. | Любые неудачные попытки будут настоящей катастрофой для грудничка. |
4 | В этом возрасте дети учатся брать некрупные предметы и тянуть их в рот. | Возраст большим количеством нервных срывов не отличается. |
5 | Впервые ребенок пробует занять вертикальное положение, опираясь на подушки или локти. | Отмечается резкая смена настроения малыша, связанная с нежеланием лежать на спине. |
6 | Существенно снижается продолжительность сна, ребенок может сидеть с опорой. | Перестройка режимов сна и бодрствования, а также стремление постоянно сидеть не могут пройти бесследно для психики малыша. |
7 | Умение брать игрушки вносит существенное разнообразие в досуг ребенка. | Грудничок чаще спокоен, чем раздражен. |
8 | Навык вставать с опорой увлекает ребенка, и он не устает тренироваться снова и снова. | Попытки ходить приставным шагом у опоры не всегда венчаются успехом, что существенно расстраивает малыша и нередко становится причиной истерик. |
9 | Уже отчеканенный приставной шаг становится основным занятием. | Большую часть времени ребенок доволен. Он наслаждается умением вставать и передвигаться в вертикальном положении. |
10 | Наскучивший приставной шаг хочется превратить в передвижение без опоры. | Неудачные попытки порождают громкие истерики. |
11 | В этом возрасте дети тренируют прямохождение. | Обычно этот возраст не включает каких-либо кризисных моментов. |
12 |
Важно! Каждый скачок роста у грудничков календарь не может точно предсказать. Нельзя забывать о том, что все малыши индивидуальны и развиваются с некоторыми отклонениями от общепринятых сроков
Скачок развития в год
55 неделя — мир программ
Первые признаки скачка можно заметить около 51 недели, в 11 месяцев, его пик приходится на 53 неделю, а новые навыки появляются к 55 неделе.
Происходят большие изменения в умственном развитии малыша. Он готов изучать мир программ. Если до этого он воспринимал мир в категориях и последовательностях (одно событие следует за другим), то теперь он понимает смысл «если-тогда»: событие, которые произойдет следующим, зависит от того, что случится сейчас.
Также ребенок воспринимает серию действий как одно событие. Он понимает, что грязную тарелку кладут в воду, моют губкой, вытирают полотенцем, и это все называется «помыть посуду». Кроха знает, что значит одеваться, садиться кушать, гулять, ходить в магазин.
Он пробует находить различные решения для тех или иных задач.
Признаки скачка роста в этот период:
- Малыша легко расстроить — его настроение часто меняется.
- Он чаще может плакать
- Кроха капризнее, чем обычно
- Временами он может не отходить от вас — происходит обострение сепарационной тревоги, что сказывается и на сне.
В период скачка часто портится дневной сон, а продолжительность сна в целом сокращается. Дети в этом возрасте начинают просыпаться раньше обычного утром.
Так как сон для годовалого ребенка — расставание с вами, он может начать сопротивляться укладыванию. Засыпание, как правило, затягивается, а спит малыш беспокойно.
Чтобы пережить этот период, сохраняйте последовательные ритуалы на засыпание и пробуждение, не допускайте накопление усталости у ребенка, придерживайтесь спокойного бодрствования перед укладыванием, организуйте дневные сны по часам.
Проверьте свое эмоциональное состояние. Если вы встревожены, напряжены, расстроены, ребенок переймет эти эмоции. Во время укладывания ведите себя спокойно и уверенно. Тогда и малышу будет легче вас отпустить.
Научитесь прощаться с ребенком, когда уходите. Не стоит тайно уходить, пока он не видит. Иначе со временем малыш не будет совсем вас отпускать и станет ходить за вами по дому. Произнесите теплое и любящее: «Пока, мама скоро вернется,» — и позвольте ребенку увидеть, что вы выходите из дома. Он поймет, что, когда вы говорите «пока», это значит, что вы уходите, но вернетесь.
Успокаивайте, но не создавайте новых негативных привычек. Если малыш не укладывается на дневной сон или просыпается всю ночь в слезах, его нужно успокоить. Но делайте это правильно — в такие моменты не нужно читать книг, включать мультфильмы, класть к себе в кровать или ложиться рядом с его постелью. Так сепарационная тревога пройдет, а негативная ассоциация останется.
Восьмой скачок роста — самостоятельный поиск решений
51–55-я недели
Лейтмотив: «Я знаю как»
Что теперь умеет малыш:
находит собственные подходы к решению каких-либо задач;
понимает, что такое стирать, звонить, одеться, сесть за стол, сходить в магазин;
знает, что достичь этого можно разными путями.
Особенности поведения
Большинство детей требуют внимания, постоянных занятий. У малыша может резко меняться настроение. Он уходит в себя, задумывается, мечтает, может уставиться в пустоту
Или, напротив, вредничать, привлекать к себе внимание непослушанием, особенно когда вы заняты. Может разозлиться, если запрещаете что-то
Что делать родителям?
Дайте ребенку возможность выполнять с вами «взрослые» дела: накрывайте на стол, доставайте продукты, просите что-то принести. Ребенка хорошо успокаивает вода — дайте ему возможность с ней повозиться: разрешите помыть посуду, искупать куклу, игрушку.
Совет психолога:
Каприз — это целенаправленное поведение, направленное на получение результата, когда малыш знает, что должен вести себя хорошо, но ведет себя плохо. После года у ребенка могут появляться первые признаки негативизма.
Физическое развитие детей раннего возраста
Ранний возраст ребенка — это период от одного до трёх лет. Физическое развитие детей раннего возраста характеризуется интенсивностью. В этот период наблюдается существенное увеличение росто-весовых показателей, активные рост и развитие внутренних органов, интенсивное развитие двигательной сферы.
Вес и рост
Каждый месяц ребёнок в возрасте от одного до двух лет прибавляет в весе около 200-250 грамм и вырастает приблизительно на один сантиметр. Прирост немного замедляется на третьем году жизни и составляет около 8 см и 2,5 кг веса за год. Замедление обусловлено тем, что большая часть энергии в этот период направлена на развитие внутренних органов и систем, а также на активную двигательную деятельность.
Двигательная активность
Развитие опорно-двигательного аппарата у детей раннего возраста характеризуется процессами минерализации костной ткани, нормализацией мышечного тонуса. Тело ребёнка приобретает желаемую устойчивость в вертикальном положении, становятся выполнимыми сложные движения с приложением силовых затрат, усовершенствуется мелкая моторика. На период с 2-х до 3-х лет приходится максимум двигательной активности.
Развитие внутренних органов
В раннем возрасте происходит интенсивное развитие центральной нервной системы, что позволяет ребёнку длительное время концентрировать своё внимание на одном предмете. Периоды, когда ребёнок бодрствует, увеличиваются до шести-восьми часов
Помимо этого, изменяется работа пищеварительной системы, повышается тонус кишечника, усиливается перистальтика. В изменениях, затрагивающих выделительную систему, стоит отметить увеличение объёма мочевого пузыря в два-три раза.
Кризис 3 лет
Физиология. В 3 года происходит первая гормональная перестройка организма. Ядра промежуточного мозга и гипофиза активизируются, это способствует интенсивно протекающим процессам познания.
Психология. Кризис 3 лет – один из самых острых. Ребенок трудно управляем, его поведение практически не поддается коррекции. Его самые популярные слова – «Не хочу» и «Не буду». Вы говорите, что пора домой, – он убегает. Вы просите сложить игрушки – он их разбрасывает. Ваш отказ в удовлетворении какой-то просьбы вызывает демонстративный протест – ребенок кричит, топает ногами, может замахнуться и ударить. Не бойтесь, это форма нормального взросления: ребенок начинает ощущать себя личностью, но выражает самостоятельность доступными ему средствами.
Что делать? Не пытаться демонстрировать силу и власть – это может закрепить негативное поведение и черты характера. Найдите в себе силы проявлять терпение, иногда ребенок сам хочет перестать плохо себя вести, но еще не умеет этого сделать
Вы можете помочь ему, например переключить внимание. Также попробуйте выявить объективные причины такого поведения, может быть, в вашей семье слишком строгие правила или ребенка обижают другие дети
В то же время установите четкие границы того, чего делать нельзя, и не отступайте от этого – в противном случае ребенок начнет вами манипулировать. Во время истерик оставляйте его наедине с собой – без «зрителей» капризы проходят быстрее.
При правильном поведении взрослых кризис 3-леток проходит через год-полтора.
Периодичность скачков роста
Скачки роста у детей до года – это периоды, в которые родители отмечают существенные изменения в поведении и умениях малыша. С каждой мамой бывало так, что она однажды утром просыпалась и понимала, что сегодня ребенка будто подменили – он не дает ей отойти надолго, требует игрушку или не помещается в любимый комбинезон. Перед каждой новой ступенью развития организм набирает силы и копит потенциал, чтобы в какой-то момент удивить себя и родителей новым умением.
В течение первого года жизни может наблюдаться до 7 скачков развития у ребенка:
- С первым родители столкнутся сразу после завершения периода новорожденности – после 28 дня жизни;
- Второй раз малыш поменяет поведение и станет немного другим в 2 месяца;
- К середине 3 месяца произойдет еще один сачок, который не останется незамеченным;
- В 5 месяцев мама станет замечать, что гулять с малышом стало сложнее. Это самый сложный четвертый скачок. Он возникает, потому что малыш уже хорошо держит головку и хочет сесть, но пока еще не может, отсюда яркий кризис;
- Пятый скачок наступит сразу после того, как грудничку исполнится полгода;
- В шестой раз наступит кризис после 8 месяцев, когда малыш уверенно сядет и начнет воспринимать мир в вертикальной плоскости;
- Самый последний, седьмой скачок, наступает, когда ребенку исполняется 10 месяцев. В этом возрасте почти все дети умеют стоять и уже пробовали делать первые шаги, но уверенно ходить пока не могут, что становится причиной нервных кризисов.
Если мама ведет дневник развития малыша, в ее записях сам собой образуется календарь скачков развития ребенка, основанный на заметках о том, что в определенные дни малыш был особенно нервным без видимых причин.
Малыш расстроился
Важно! Взрослым не следует срываться на малышей. Повышенная капризность никак не связана с порчей характера
Дети сами страдают от того, что их психика претерпевает резкие изменения, поэтому в такие моменты крохи нуждаются в поддержке и заботе еще больше.
Первый скачок роста — новые ощущения
5-я неделя
Лейтмотив: «Слышу, вижу, чувствую, не могу объяснить»
Что теперь умеет малыш:
улыбается;
рассматривает предметы в его поле зрения;
внимательно прислушивается к звукам и произносит собственные;
реагирует на прикосновения.
Особенности поведения
Плачет без повода, капризничает. А все потому, что однажды, проснувшись, малыш обнаружил, что мир вокруг стал другим. Единственное понятное для него и близкое существо — мама. Вот и требует он настойчивым криком ее постоянного внимания. Часто ложится на живот: для него такая поза еще и символ защищенности.
Что делать родителям?
Сохраняйте спокойствие. Берите малыша на руки, прижимайте к себе. Не стоит в этот период прерывать кормление грудью. Если придерживались графиков кормления и сна, в кризисный период от них лучше отказаться.
Развивайте умения ребенка. «Зеркальте» его поведение: он улыбается — улыбайтесь в ответ. Разговаривайте с малышом, произносите слоги: «ма, па, ба, да», реагируйте на его звуки, повторяйте за ним. Карапуз сейчас начинает внимательно рассматривать того, кто с ним общается, узнает маму, папу — обозначайте того, кто с ним беседует, нянчится. Помните, что ребенок в этот период различает предметы на расстоянии около 30 сантиметров. Не торопите события — не пытайтесь показать все игрушки одновременно. Выберите сегодня одну, завтра другую. Приближайте ее к малышу, затем отведите сначала в одну, затем в другую сторону. Зрительная гимнастика должна быть непродолжительной — минуты 2–3. Развивайте тактильные ощущения карапуза: дайте ему почувствовать предметы с различными поверхностями.