Родители в рисунке
Родители обычно изображаются парой, отец – выше и слева, мать – ниже и справа, далее следуют другие фигуры – в порядке значимости. Изображение пары может иметь разный смысл – в зависимости от реальной ситуации. Например, если родители расстались, а ребенок рисует папу и маму вместе, таким образом он выражает желание, чтобы союз восстановился. Если рисует одного родителя, с которым живет, значит, он принял ситуацию, привык к ней. Иногда мать, которая постороннему наблюдателю (и себе самой) кажется любящей, высокоморальной и заботливой, воспринимается ребенком как человек подавляющий, не позволяющий ему быть самостоятельным. Если у ребенка сложился образ одного из родителей как доминирующего, агрессивного, подавляющего, пугающего, он склонен придавать его фигуре большие размеры по сравнению с другими (без учета их реальных размеров), часто такая фигура дополняется очень длинными руками. И наоборот, не воспринимающийся родитель рисуется с маленькими ручками или вообще без них.
Развиваем способности
Склонность и талант к рисованию можно заметить , когда малышу около 3-4 лет. Для того, чтобы выявить у ребенка таланты, нужно предлагать ему разные виды творчества, периодически к ним возвращаясь. Если вы поняли, что ваш малыш склонен к рисованию, у него это не только получается, но и доставляет удовольствие сам процесс, начните заниматься. Обязательно приобретите краски, кисти, карандаши, бумагу.
Не нужно делать акцент только на рисование. Воображение, абстрактное мышление, фантазия развивается и при занятиях другими видами творчества. Лепите, клейте, делайте аппликации. Рисуйте нестандартными способами: на воде, пальцем по крупе, на стекле, палочкой на песке и т.д. В обыденных играх используйте фантазию, ведь оригинальное мышление, наблюдательность, нестандартный взгляд на вещи – составляющие гармоничного творческого развития.
Поддерживайте ребенка в его начинаниях, креативных высказываниях и действиях, не переусердствуйте в критике. Делайте домашние выставки.
Подумайте о курсах и спецшколах. Ходите в музеи, посещайте выставки, наслаждайтесь выездами на природу, все это способствует приобщению ребенка к прекрасному.
Помните, ваша поддержка, внимание и наставления помогут ребенку правильно развиваться как психологически, так и творчески. По теме: О чем говорит детский рисунок. По теме: О чем говорит детский рисунок
По теме: О чем говорит детский рисунок
по рисунку ребенка
Посмотрите, как рисует ребенок: как использует пространство листа (рисует всех вместе или делит лист на квадраты для каждого персонажа)? Проводит уверенные, четкие линии или делает мелкие робкие штрихи, рисует небрежно, слабо нажимая на карандаш? Ребенок, чувствующий себя в семье неуверенно, часто выражает это в виде линии, проведенной под всеми фигурами, создавая им опору. Чем сильнее нестабильность чувственных отношений, тем больше он ощущает необходимость создания надежной основы – хотя бы в виде жирной линии. Иногда он проводит линию только под одной фигурой (которую отождествляет с собой) – неуверенное состояние проявляется именно у этого персонажа. Наиболее привлекательный персонаж можно определить по следующим признакам: он рисуется первым, причем слева; он выше и крупнее остальных; выполнен с большей любовью, каждая деталь доведена до конца; остальные фигуры повернуты в его сторону и смотрят на него. Ребенок, используя символы в виде стены, реки, дороги или геометрических фигур, отделяет персонажей друг от друга. Это говорит о разделении, понимаемом как изоляция или ограничение в общении между данными персонажами, о непонимании. Изображение между героями рисунка опасных для жизни предметов (даже игрушечных): ножницы, столовые нижи, мечи и т.д. – указывают на агрессию, наличие проблемы соперничества.