Как повысить успеваемость ребенка
Если вы уже разобрались с причинами неуспеваемости, то необходимо приступать к активным действиям.
Поговорите с ребенком
Для начала стоит поговорить с ребенком и убедиться, что он осознает проблему. Если успеваемость не устраивает только родителей, повысить ее точно не получится
Поэтому необходимо объяснить подростку, почему учеба — это важно.
Постарайтесь разговаривать в спокойной, комфортной атмосфере, без лишних эмоций и упреков. Возможно, подросток и сам хочет хорошо учиться, но по каким-то причинам это не получается. Обвинения точно не помогут повысить успеваемость. В результате разговора школьник должен понять, что это зона его ответственности, и самостоятельно прийти к мысли, что для изменения ситуации придется приложить усилия.
Определите уровень знаний
Чтобы улучшить успеваемость ребенка, необходимо выяснить, в чем конкретно он испытывает сложности. Для этого обычно проводятся диагностические работы по школьным предметам. В MAXIMUM Education есть бесплатная диагностика, где преподаватель проверит тест школьника и укажет на пробелы в знаниях.
Важно разобраться, какие именно школьные темы западают, какие знания, умения и навыки необходимо сформировать. Возможно, выяснится, что нужно лишь повторить некоторые темы, пройденные в прошлых классах
К сожалению, школьному учителю не всегда удается выделить время на это, и со временем проблема только усугубляется.
Поставьте цели и задачи
Повысить оценки помогут четко сформулированные и достижимые цели. Когда вы разберетесь, почему учеба дается ребенку с трудом, разработайте план устранения проблем. Например, в этом поможет метод SMART — мы рассказали о нем в статье.
Не стоит диктовать школьнику список — лучше поработать над целями и задачами вместе. Они должны быть сформулированы так, чтобы подросток точно знал, что конкретно от него требуется.
Пример хорошо сформулированной задачи: повторить тему «Правописание суффиксов прилагательных».
Ребенок понимает, что конкретно от него требуется, задача не сложная и не страшная.
Пример плохо сформулированной задачи: получить «пятерку» в четверти по русскому языку.
Непонятно, что конкретно нужно для этого сделать, задача слишком общая. Если у подростка уже есть проблемы в школе, такая задача может показаться непосильной.
Помогите организовать свое время
Научите ребенка тайм-менеджменту. Возможно, успеваемость снизилась потому, что он просто не в силах правильно организовать выполнение своих учебных задач. Продумайте режим дня и постарайтесь придерживаться его всей семьей — это точно поможет школьнику собраться. Соблюдать режим дня можно с помощью мобильных приложений, это может заинтересовать подростка.
Поддерживайте ребенка
Конечно, плохие оценки — это неприятно, однако стоит ли из-за этого портить отношения в семье? Постарайтесь поддержать подростка , даже если иногда вам кажется, что он «ничего не хочет делать», «ничем не интересуется» и вообще, плохо учится исключительно назло вам. Обязательно хвалите школьника даже за небольшие достижения, отмечайте его успехи. Постепенно это даст свои плоды как для ваших отношений, так и для успеваемости.
А что вообще значит хорошо учиться? Мы все разные, и золотая медаль или пятерки по определенным предметам, к сожалению, часто говорят об амбициях родителей, нежели о склонностях самого ребенка. Нужно понимать: если не дается какой-нибудь предмет, например химия, то это не должно восприниматься как трагедия. При этом ребенок может быть гениален, скажем, в изучении языков. Так пусть по химии у него будет стоять четверка, ведь такая отметка тоже говорит о том, что школьник старается, учится. Хорошо учиться — не означает иметь пятерки по всем предметам.
Причины снижения успеваемости в разном возрасте
Успеваемость ребенка может меняться под влиянием множества факторов. Разбор этих причин крайне важен, поскольку он помогает разработать эффективные стратегии, которые помогут детям преодолеть трудности и добиться успехов в учебе.
- Начальная школа. В первые годы обучения дети только начинают ориентироваться в школе. На их успеваемость могут повлиять изменения в распорядке дня, трудности в освоении новых предметов или даже проблемы в их социальном окружении. Например, ребенок может испытывать трудности при переходе из детского сада в первый класс из-за возросших требований. Аналогично ребенок, которому трудно завести друзей, может чувствовать себя изолированным в классе и от этого потерять интерес к школе. Эти факторы могут существенно повлиять на энтузиазм ребенка и его способность добиваться успехов в учебе.
- Средняя школа. Когда дети переходят в среднюю школу, они сталкиваются с возросшей учебной нагрузкой и повышенными ожиданиями родителей и учителей. Знакомство с новыми учителями и предметами может оказаться для некоторых детей серьезным испытанием, что приводит к дезорганизации и последующему снижению успеваемости. Кроме того, начало полового созревания влечет за собой эмоциональные и физические изменения, которые могут сбивать с толку и отвлекать. Эти изменения могут привести к проблемам с самооценкой, перепадам настроения и потере заинтересованности в учебе, что в итоге ведет к снижению успеваемости.
- Старшая школа.. Давление, связанное с необходимостью показать хорошие результаты на выпускных экзаменах, может привести к тревоге и стрессу, что негативно сказывается на успеваемости. Кроме того, в эти годы усиливается социальное влияние, поэтому давление сверстников, травля или романтические отношения, могут приглушить интерес к учебе. Кроме того, подростки могут испытывать трудности с рациональным использованием времени, поскольку им приходится совмещать дополнительные занятия, внеклассную активность, повышенную по сравнению с более ранними годами домашнюю (бытовую) нагрузку. Отсутствие баланса может привести к выгоранию и последующему снижению успеваемости.
В заключение следует отметить, что понимание причин снижения успеваемости ребенка – это первый шаг к решению проблемы.
Слишком трудно
Освоить такой большой объем предметов, выполнить все домашние задания, успеть к репетитору и в кружки по интересам… Как итог – вечером совсем нет желания садиться за книжки, хочется отдохнуть в телефоне и за просмотром смешных видео.
Если вы понимаете, что за таким поведением стоит простое выгорание и усталость (как физическая, так и эмоциональная), дайте ребенку возможность отдохнуть, разгрузите его вечером или в выходные, устроив совместный отдых.
Еще один замкнутый круг: ребенок не понимает предмет – получает плохую оценку – не хочет учиться, потому что не понимает – снова получит низкую отметку. Прирожденному гуманитарию будут легче даваться языки, а людям с математическим складом ума – точные науки. Так бывает, и это совершенно нормально.
“Расставляем приоритеты. Возможно, какие-то предметы станут больше понятными, если привлечь репетитора, который сможет найти объяснение сложным вещам интересным ребенку языком. Надо смириться с тем, что во всем ребенок вряд ли будет хорош, но вы же его от этого меньше любить не станете? Дайте ему это почувствовать”, – говорит психолог
3 Конфликт с учителем
Важно понимать, что любой подросток — это личность, со своим характером и интересами. Это правомерно и для личности учителя
Бывает несовпадение характеров, и тогда очень трудно наладить конструктивный диалог. Добавьте к этому возрастные особенности — и получается острый конфликт, который также не прибавляет желание ходить в школу и учиться.
Как помочь:
1 Разобраться в конфликтной ситуации. Попробуйте подойти к ней объективно, не занимая ничью сторону.
2 Поговорить с подростком про конструктивные способы выхода из конфликтной ситуации.
3 Наладить диалог с учителем. Покажите, что вы заинтересованы в решении конфликта и готовы помочь в этом.
Как правильно мотивировать ребенка
lass=”moduleEditorSerializer_BlockQuote__JrRXV moduleEditorSerializer_fullWidth__mc6Qt”>
Нужно искать мотивацию, ради которой ребенок захочет учиться: о чем он мечтает, куда хочет съездить, кем стать
И тогда заходить через миссию, через мечту: «Если ты мечтаешь об этом, то очень важно сейчас напрячься, чтобы потом получить желаемое»
Ольга Латынцева
психолог
По мнению Дугенцовой, гораздо сложнее будет вдохновить на учебу подростка, который предпочитает делать все наперекор родителям. В этом случае лучше всего не мотивация, а разговор о том, чего хочет подросток
Важно показать, что родитель слышит ребенка, понимает и принимает его, даже если он принес домой двойку
«Тогда никаких проблем с оценками вы у ребенка не увидите, потому что он будет знать, что его всегда поддержат, поймут, не поругают. Он будет стараться, потому что будет благодарен вам за то, что вы принимаете его таким, какой он есть», — заключила Дугенцова.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».
Семья и социализация
Воспитание имеет огромное значение! Оно необходимо с малых лет и должно формировать в ребенке важные качества. Эти качества должны проявляться в нужное время и стать основой будущей, самостоятельной жизни взрослого человека. Среди этих качеств присутствует самодисциплина, что означает развитую волю, интерес к познанию окружающего мира, уважение к людям, умудренным жизнью, правильные жизненные ценности и другие факторы. Конечно, невозможно требовать появления этих достоинств у ребенка мгновенно, да и не нужно. Характер формируется постепенно, и это формирование невозможно без заинтересованного участия самого человека.
Сложная обстановка дома может сильно выбить ребенка из колеи, на которую ему будет трудно вернуться. Обстоятельства, имеющие отношение к такой обстановке, могут касаться развода родителей, смерти родного человека, разрушительного воздействия одного из родителей или других членов семьи и тому подобного. Еще одним обстоятельством может быть переходный возраст, и плохое поведение ребенка в школе — зачастую следствие таких изменений. В этот период происходит переоценка многих событий и ценностей, что может проходить довольно тяжело, если у ребенка отсутствует заложенный правильным воспитанием «иммунитет».
Трудные отношения со сверстниками могут возникнуть по нескольким обстоятельствам, среди которых присутствует и характер самого ребенка, и то, как он был воспитан, и смог ли адаптироваться к конкретному коллективу, как может держать себя среди других ребят. Часто сложности возникают по причине несовпадения уровней развития и воспитания у детей, например, когда в классе есть хулиганы, демонстрирующие плохое поведение в школе и тем самым отрицательно влияющие на других детей.
Проблемы со здоровьем
Эти причины вызваны особенностями ребёнка. Например, если ученик не увидит написанное на доске, не слышит пояснения учителя и при этом боится или стесняется переспросить, проблемы в учёбе неизбежны.
Но не всё так очевидно. Внешне здоровый ребёнок тоже может быть неуспевающим. Детский нейропсихолог Наталья Никулина отмечает, что к ней на приём попадают дети без диагнозов, но с трудностями в обучении: не могут освоить письмо, чтение, математику.
Чем помочь ребёнку
Чтобы разобраться, в чём причина неуспеваемости или отставания, надо провести нейропсихологическую диагностику. На её основе специалист разработает индивидуальный план коррекции. Наталья Никулина приводит такой пример. Если ребёнок быстро устаёт, с трудом удерживает рабочую позу, то можно предположить снижение нейродинамических показателей, например снижение функционирования первого блока мозга, который обеспечивает оптимальное ресурсное состояние нашего организма. Нейропсихолог будет проводить на занятиях соответствующие упражнения. Родителям же стоит придерживаться рекомендаций специалиста.
Основа основ: правила идеального детского завтрака, обеда и ужина
Делимся принципами здорового питания, которые продлевают жизнь и повышают настроение.
Как вызвать желание учиться
Вам как родителю необходимо проанализировать ситуацию и попробовать ее решить.
С ребенком нужно, непременно, поговорить и по-доброму без агрессии выяснить в чем причина нежелания учиться.
Приведите ему конкретные примеры из жизни, что, если хорошо учиться в школе, то можно поступить в институт или университет, получить высшее образование, устроиться на высокооплачиваемую работу и покупать себе все, что захочется. Пусть ребенок не придаст особого значения вашим словам, но в голове у него выстроится последовательная цепочка действий.
- Если дела обстоят плохо с одним или несколькими предметами, а не со всем школьным курсов, попробуйте нанять репетитора для дополнительных занятий по темам, которые требуют усиленных занятий.
- Составьте режим дня ребенка. В таком графике все будет разложено по полочкам: и время для работы, и время для отдыха.
- Ни в коем случае не срывайтесь на ребенке, не обзывайтесь и не унижайте его. Если не получается ничего поправить в учебе помните, что чаще всего высот в жизни добиваются троечники, а не отличники.
Как улучшить успеваемость ребенка?
Чтобы улучшить успеваемость ребенка, родителям нужно придерживаться следующих рекомендаций:
- Найдите точки преткновения. Поговорите с ребенком. Попытайтесь понять, почему он стал хуже учиться. Определите, к чему он стремится в жизни. Чего боится во время учебы. Какие опасения у него вызывают самостоятельные, контрольные работы.
- Проявляйте любовь. Показывайте ребенку, что любите его. Несмотря на то, какие оценки он получает в школе. Хорошие или плохие. Не ругайте ребенка за неудовлетворительные оценки. Не оскорбляйте и не унижайте его. Подобные действия приведут только лишь к понижению самооценки. Отметки в школе это не улучшит.
- Хвалите ребенка за его стремление получить знания, а не оценку. Вы должны поощрять чадо за то, что он стремится получить знания. А не за то, что он хочет получить определенную оценку. Отметки – не главное. Главное – то, какие знания останутся в голове ребенка.
- Мотивируйте ребенка. Объясняйте, для чего ему нужно учиться. Говорите, что хорошие оценки помогут ему поступить в престижный ВУЗ. А затем – найти высокооплачиваемую работу. Как следствие, стать успешным человеком. Который сможет воплощать в реальность все свои мечты.
Не отказывайтесь от ребенка, если он плохо учится
Бывают ситуации, когда родители делают трагедию из того, что в средней школе ребенок учится на тройки. Говорят всем под ряд, что “Он не поступит в университет. Станет дворником” и так далее. Если ребенок получает плохие оценки с пятого по девятый класс – это не страшно. Самые важные года обучения – десятый и одиннадцатый.
Именно в этих классах нужно зарабатывать хорошие оценки, чтобы успешно сдать выпускные экзамены. А в средней школе двойки и тройки не так страшны, как кажутся на первый взгляд.
Как помочь детям лучше учиться
Родители не могут повлиять на микроклимат в классе, или на личность педагога, не любящего свою работу, но помочь устранить большинство причин, из-за которых ребенок стал хуже учиться, они в состоянии.
Как повысить успеваемость школьников:
- Следует ограничить нагрузку в виде дополнительных занятий, оставив не больше двух кружков, желательно с различными типами деятельности.
- Для ослабленных детей следует организовать правильный режим дня, посетить консультации врача или психолога.
- Не нужно показывать при ребенке негативного отношения к школе.
- Родителям следует интересоваться школьной программой, выполнением домашних заданий.
- Новые впечатления, экскурсии, литература, компьютерные игры, связанные с темами школьных предметов, могут развить интерес к учебе.
- Развитая речь детей, умение строить высказывания – половина успеха в учебе. Нужно больше читать детям, побуждать их рассказывать о своих впечатлениях.
- Для укрепления авторитета ребенка в классе, следует чаще интересоваться школьной жизнью, принимать вместе с детьми участие в мероприятиях.
- В любых обстоятельствах не лишайте своих детей веры в себя, а критическое отношение социума компенсируйте своей любовью.
Задаваясь вопросом: «Почему не учатся дети, что делать в такой ситуации?», следует, прежде всего, найти причины неуспеваемости и в тесном контакте с педагогами школы принять меры по их устранению.
Что же все-таки делать, если ребенок не хочет учиться в школе? — мой главный секрет
Для начала нужно для тех, кто не в курсе, просто знать, что есть альтернативы. Экстернат, домашнее или семейное обучение, вальдорф. Все они отлично себя зарекомендовали. Исчерпывающую информацию об особенностях и нюансах той или иной альтернативной системы образования можно легко найти в интернете. А так же связаться с «бывалыми», кто уже «плавал-знает». Мои дети, например, учатся на семейном образовании дома.
Что делать, если ребенок не хочет учиться? Многих из тех, кто вроде бы и согласен на альтернативу смущает больше не тот факт, что нужно будет более прицельно уделять время учёбе ребёнка. (Хотя сведущие говорят, что по факту и ничуть не более прицельно, кто как воспринимает). А то, что ужасно то, что у ребёнка появится тонна свободного времени!
Между тем, это нормально при домашнем обучении. И сюрпризом для таких ужасающихся родителей может стать то, что вообще-то ценным моментом в развитии личности ребёнка могут стать и сложные компьютерные игры и ощутимо длинные телефонные разговоры. И многочасовое слушание музыки и даже «не те» друзья.
Это опыт, представьте себе. И ребёнок имеет на него право. Что делать, если ребенок не хочет учиться? Что бы ни было, основополагающим всегда будет пример родителей! Именно глядя на то, как в семье, ребёнок сделает правильные выводы обо всём, но жить и пробовать он должен сам.
Миф о «ничего-не-делании»
Второй момент, который обычно непреодолимым контраргументом вываливается супротив альтернативному образованию, звучит как практически истеричное: «Но он же ничего не будет делать!».
Это очередной миф, засевший в головах поколения, пережившего насилие традиционным образованием и мечтавшего в детстве: «Эх, скорее б вырасти и ничегошеньки не делать из этой надоевшей учёбы!»
Между тем, жажда познания – мощнейшая природная сила, заложенная на генетическом уровне. В детском возрасте она особенно ярко проявлена. Что же делать, если ребенок не хочет учиться? И вот парадокс заключается в том, что если на ребёнка не давить, объяснять перспективы, мотивировать, давать выбор и позволять нести ответственность, он будет охотно познавать новое.
Поначалу, возможно, он и будет проявлять апатию и ничегонеделание. Если к тому моменту немало обжёгся на традиционной школьной диктатуре, но только для того, чтоб заручиться спокойствием, что обмана нет. Что теперь действительно всё по-другому. Но потом, расслабившись и сняв оборону, непременно начнёт учиться, познавать. Он просто не сможет этого не сделать.
Сложный возраст
Родителям нужно быть готовыми к тому, что к подростковому возрасту тяга к учебе у подростка может снижаться – это нормально, меняются приоритеты, появляется интерес к противоположному полу, хочется больше гулять с друзьями, нежели сидеть за книжками.
Все чаще могут звучать вопросы: а зачем мне нужен тот или иной предмет, что именно из сложных формул по физике, химии и математике мне вообще может пригодиться в жизни?
“Здесь ребенку надо помочь расставить приоритеты, но при этом услышать его. Понятно, что далеко не все из школьной программы нам пригодилось на каждый день, но многие предметы нам нужны для общего развития, “для аттестата”, а что-то – для сдачи экзаменов в вуз или колледж. Подростку надо объяснить, что сейчас это его маленькая и не всегда приятная обязанность, которая не будет длиться вечно. Но обязанности есть у всех взрослых людей”, – говорит детский психолог.
Причины школьной неуспеваемости
Не всегда с первого раза можно определить, почему ребенок плохо учится. Здесь тесно сплетаются и физиологические причины, и отношение учителя и родителей к ребенку, и моральный климат в школьном коллективе.
Неумение учиться
Эти факторы успеваемости определяют в большинстве случаев, сложится ли у ребенка учеба или в мониторинге достижений его показатели не будут радовать ни педагогов, ни родителей.
- Неумение воспринимать, сортировать и запоминать информацию – весомый аргумент для занятий с психологом.
- Неправильная организация выполнения домашней работы, неумение правильно распределять свое время и силы.
- Банальная лень, которую в начальных классах еще поддается коррекции.
- Неадекватные способы учебной работы – анализа текста, освоения правил, приемов заучивания, выполнения упражнений.
Проблемы со здоровьем – причина отставания
Эти причины плохой успеваемости не зависят от стараний ребенка или качества преподавания школьных предметов.
Задержка психического развития – недостаточно развитые память , внимание, мышление приводят к тому, что еще в начальной школе деятельность учащихся по освоению учебных навыков значительно отстает от нормы.
Особенности нервной системы. Тревожные или чересчур ранимые дети не могут собраться перед ответом, допускают нелепые ошибки в контрольных, отвечают хуже, чем могли бы.
Гиперактивность – расторможенность нервной системы, неумение концентрировать внимание, высокая подвижность психики приводят к тому, что ребенок с хорошим интеллектом плохо учится.
Общие проблемы со здоровьем – частые пропуски по болезни и недомогания не дают детям осваивать школьную программу.
Когда учитель – ключевая проблема неуспеваемости
Не только от успешного выполнения учебных планов и программ зависит хорошая успеваемость школьников. Иногда личность учителя становится причиной того, что ребенку плохо в школе:
- Педагог – случайный человек в школе, свой предмет он не знает, а, если и знает, то не умеет заинтересовать им учащихся. К сожалению, и такое бывает, учитель и дети не находят общий язык по причине его равнодушного отношения к своей работе.
- Учитель предвзято относится к ребенку, он не видит в нем никакого потенциала, ставит клеймо «двоечника» или никуда не годного хулигана, не замечает успехов или старания.
Проблемы в классе
Коллектив сверстников имеет большое значение для детей. Место, которое ребенок занимает в иерархии класса, может влиять на успеваемость школьника.
- В классе часты конфликты с участием ребенка, он тратит на их разрешение слишком много сил, остатка которых не хватает на успешную учебу.
- В коллективе «не принято» хорошо учиться, и многие дети в школе не хотят стать «белой вороной».
Наладить отношения в классе поможет тонкая индивидуальная воспитательная работа, проводимая классного руководителя в течение всего учебного года.
Родители неуспевающих детей
Интересуясь, как заставить ребенка лучше учиться, многие родители не всегда понимают свою роль в этом ответственном процессе.
В семье нередко выражается пренебрежительное отношение к школе и учителям.
Дети посещают несколько кружков или спортивных секций и не справляются с нагрузкой.
Родители не являются для детей примером в получении знаний, они не читают, имеют ограниченный круг интересов.
В семье не ведется контроль успеваемости ребенка, к его достижениям относятся равнодушно, плохих оценок тоже не замечают.
Частые ссоры или равнодушие к детям, нехватка времени на них приводят ребенка к выводу, что для получения своей доли тепла и любви нужно плохо учиться, потому что в этом случае родители хотя бы так обращают на него внимание.
В зависимости от того, что повлияло на успеваемость ребенка в школе, семье и педагогам нужно принимать меры.
Особенности детских характеров
Психологам известно о 4-х психотипах человека. Эти психологические особенности заведомо присутствуют и у детей. Если все их обобщить, то ситуации могут выглядеть примерно следующим образом. Кто-то из ребят склонен к точным наукам, а кто-то тянется к гуманитарным. Некоторые быстро схватывают новое, и потом им становится скучно, а другим необходимо не раз вернуться к пройденному материалу. Это приводит к тому, что в результате индивидуальных особенностей кто-то из ребят перестает успевать по какому-либо предмету. Но это еще не значит, что ребенок не любит данный предмет или не желает учиться — он просто не успевает за скоростью подачи учителем информации и заданий по конкретному предмету.
Хуже, если родители начинают включаться и вести эту гонку, переживать за «успеваемость», считая ее основой хорошей оценки. Школьнику может передаться такое отношение родителей и закрепиться в сознании, а в результате — его индивидуальное отношение к освоению конкретного предмета или определенной сферы в жизни будет восприниматься им как «неправильное» и тормозить процесс получения знаний.
Конечно, все вышеперечисленные факторы редко проявляются ярко в одном человеке. Чаще всего на жизнь и характер школьника, включающий и индивидуальные особенности, и наработанные качества, накладываются также внешние по отношению к ребенку обстоятельства. В этой связи родителям иногда бывает непросто понять свое чадо, про которое они вроде бы все знали, а оно внезапно (для них) изменило свое поведение.
Школьные проблемы с учебой
С началом обучения в первом классе школы или гимназии часто возникает ситуация, при которой ребенок быстро устает, становится вялым, начинает часто болеть, плохо усваивает учебный материал, долго учит уроки, сидит, но ничего не запоминает. В этом случае многие ответственные родители увеличивают время подготовки уроков, сидят над домашними заданиями до глубокой ночи, нанимают репетиторов или ходят дополнительно заниматься в школу. Но особых результатов нет. Не смотря на усиленную подготовку дома и с репетиторами, успеваемость в школе остается низкой. Со 2 класса в школе учитель начинает ставить тройки, двойки и колы, и в дневнике появляются «1», «2», «3». Часто родителей, которые с утра до вечера работают, делают вид, что проблема отсутствует, что учебным процессом должен заниматься только учитель во время уроков, и что ребенок должен сам готовить домашние задания. В результате ребенок сильно отстает от сверстников, одноклассников. Успеваемость становится все хуже, и хуже, а хочется учиться не хуже других, и у родителей планы учебы ребенка в университете рушатся. У ребенка пропадает интерес к учебе, так как он считает себя хроническим двоечником, и догнать одноклассников уже невозможно. Порочный круг замыкается. И двойки становятся лучшими друзьями таких мальчиков и девочек. Конечно, некоторые родители весь учебный процесс сваливают на бабушек или нянь. Но не нужно забывать, что учебная программа в настоящее время сильно отличается от той, которую проходили 30 или 40 лет назад. Везде используются компьютеры, новые технологии, сложные программы. И бабушки уже не тянут тяжелую программу.