Если ребёнку 3 месяца
В три месяца мама с малышом совершают ещё один плановый визит к неврологу. В это время врач уже оценивает другие важные параметры, например, умение держать головку, поворачиваться с живота на спинку, комплекс оживления на речь и пр. Кроме того, в три месяца специалист уже решает вопрос о допуске малыша к прививке (против АКДС и полиомиелита): на основании состояния ребёнка даёт разрешение либо медицинский отвод.
Три месяца — время второго планового визита к неврологу, во время которого врач оценивает уже другие важные параметры
Конечно, мама трёхмесячного малыша уже более опытная, знает многие важные моменты. Тем не менее, во время данного планового визита к неврологу можно задать ему следующие уточняющие вопросы:
- Хорошо ли мой малыш держит головку?
- Разрешать ли ему засовывать пальчики в рот или препятствовать этому?
- Почему ребёнок не улыбается? Возможно, он выражает радость, удовольствие как-то иначе?
- Как много звуков должен произносить кроха в этом возрасте?
- Какими должны быть кулачки малыша: крепко сжатыми или расслабленными?
- Должен ли малыш удерживать в руке погремушку? Как долго?
- Сколько он должен спать, что делать, если сон беспокойный?
- Что делать, если малыш спит только с укачиванием или при катании в коляске, то есть его нужно постоянно «качать»?
- В каких случаях нам нужно прийти на внеплановый приём?
Нарушение памяти и внимания
U-mama: Ребенку 5 лет, мальчик. Диагнозы РЦОН, НДМП, дизартрия. На учёте у невролога, проходит лечение ноотропными, амплипульс, электростимуляции и прочие процедуры, массаж, начали заниматься с логопедом. Проблема, которая меня насторожила плюсом к имеющимся с речью, это плохая память. Он с трудом рассказывает стихи (в основном придумывает), не запомнил счёт, буквы не знает и нет особого желания это все запоминать. Это следствие наших диагнозов? Или самостоятельная проблема, которую надо решать ещё какими-то методами? И какими? Или куда можно обратиться ещё?
А.М.: Как правило, диагнозы, которые вы указали, могут сопровождаться расстройством памяти, внимания у ребенка. В этой ситуации можно порекомендовать занятия с нейропсихологом – педагогом, который поможет ребенку успешно усвоить материал, запоминать информацию, стимулировать речевое развитие. Возможно также проведение нейропсихологического тестирования, во время которого нейропсихолог определяет расположение «очага поражения» и подбирает упражнения, направленные на тренировку той или иной функции
Наряду с этим очень важно соблюдение режима дня у ребенка. В частности, будет полезным ограничение просмотра мультфильмов
U-mama: Сын 12 лет не хочет учиться. Проблем с запоминанием нет, быстро учит стихи. Но там, где надо прикладывать усилия – математика, история (даты, определения) и т.п. – проблемы. По математике может решать задание, разобрав со мной принцип решения, выучив правило. На следующий день в подобном же задании делает ошибки. Год назад невролог поставила церебростенический синдром, дефицит внимания, пропили глиатилин и нейромультивит (отеч.аналог). Пришли к ней через полгода – ничего больше не назначила. Подскажите, что можно принимать для поддержания внимания, усидчивости?
А.М.: Традиционно вопросы, связанные с обучением, относятся к наиболее сложным. В первую очередь, если имеются проблемы с обучением у ребенка, необходимо исключить причины соматического характера: исключить латентное железодефицитное состояние в ходе приема у врача-педиатра, патологию со стороны сердечно-сосудистой системы, нарушение ритма. Важным является режим дня: сбалансированное питание, достаточная продолжительность сна, дозированная физическая нагрузка, ограничение просмотра ТВ, гаджетов и др.
Наряду с этим необходимо оценить нейропсихологический статус – на приеме у нейропсихолога, педагог проводит тестирование, оценивает особенности развития ребенка, создает индивидуальный план развития памяти, внимания. Значимая роль отводится также занятиям с психологом.
Быстрых очевидных результатов в вопросах решения трудностей в обучении не бывает. На это требуется время. Ноотропная терапия в данной ситуации относится к дополнительным методам лечения, назначается очно.
Энурез
Энурез (второе название – недержание мочи) – неспособность человека «дотерпеть» до туалета, постоянная борьба с мокрыми простынями.
Приучение малыша к горшку является одним из этапов общего психического и физического развития ребенка. Возраст, в котором уже можно говорить об энурезе у ребенка, должен составлять не менее 4-5 лет.
Причины энуреза самые различные – психическая травма, аномалии развития мочевыводящих путей, недоразвитие пояснично-крестцового отдела позвоночника, неправильный режим дня, нерациональное питание, эндокринные нарушения, задержка созревания нервной системы.
Энурез может быть как самостоятельным заболеванием, так и проявлением какой-либо другой болезни. Различают энурез дневной и ночной, первичный и вторичный. При первичном энурезе отмечается отсутствие предшествующего контроля за опорожнением мочевого пузыря. О вторичном энурезе говорят в том случае, если человек, как минимум, 6 месяцев контролировал процесс мочеиспускания, а потом опять начал мочиться в штаны или постель, вследствие влияния урологических, неврологических, психических или эндокринных заболеваний.
При энурезе отмечаются стойкие нарушения сна, проблемы с засыпанием и пробуждением, чрезмерно глубокий сон, ночные страхи, сноговорение и снохождение. Если такого ребенка разбудить насильно, то можно наблюдать нарушение ориентации с двигательным возбуждением, страхами.
Симптомы, при которых стоит обратиться к неврологу
- Головные боли – внезапные, резкие, нарастающие.
- Головокружения, обмороки, предобморочное состояние.
- Боли в конечностях, спине, шее, теле.
- Стреляющие лицевые боли – при порывах ветра, прикосновениях, во время разговора или пережевывания пищи.
- Мышечная слабость.
- Шаткость походки, общее нарушение координации движений.
- Нарушения сна, включая бессонницу.
- Нарушения зрения – двоение в глаза, выпадение частей полей зрения, размытые контуры предметов и людей, «островки» слепоты.
- Нарушения речи – невозможность управлять языком и губами, неспособность строить грамотные фразы, отсутствие речи, измененная громкость голоса.
- Неконтролируемые движения руками или головой, речевые тики, неконтролируемое покашливание или шмыганье носом во время разговора.
- Опущение века.
- Ухудшение памяти.
Какие вопросы можно задать детскому неврологу, если малышу 1 месяц
Конечно, квалифицированный невролог на приёме сам задаёт маме новорождённого множество вопросов и объясняет ей состояние ребёнка. Однако многих женщин беспокоят определённые моменты, которые хотелось бы прояснить. Можно обозначить следующие распространённые вопросы:
- Что сделать, чтобы мой ребёнок лучше спал? Врач расскажет про некоторые «хитрости», которые помогут маме в этом деле (конечно, если плохой сон не связан с патологиями в развитии малыша). Например, он должен быть обязательно сыт. Нужно не просто чаще менять крохе подгузник, но и стараться подмывать его после акта дефекации или мочеиспускания. Также на пользу пойдёт лёгкий поглаживающий массаж. Детская комната всегда должна хорошо проветриваться.
Многие мамы хотели бы знать, как улучшить сон грудничка
Нужен ли моему малышу массаж? Некоторые мамы убеждены, что нужно его делать едва ли не с рождения, просто для профилактики. Можно ли уже делать гимнастику? Если да, то какую? Достаточно ли активен новорождённый? Как сделать, чтобы он меньше срыгивал? Почему ребёнок так сильно потеет?
Многие мамы обеспокоены, что их малыш сильно потеет
Не слишком ли сильно у него дрожит подбородок и дёргаются ручки и ножки? Должны ли мы срочно обратиться к неврологу, если кроха нечаянно упадёт с кровати или коляски? Не все мамы знают, что в таких случаях нужно на всякий случай немедленно показать малыша врачу, даже если нет видимой травмы. Если уж ребёнок на какое-то время потерял сознание или открылась рвота, то срочно нужно вызывать скорую. В каких ещё ситуациях нам следует незамедлительно идти на приём к неврологу? Речь идёт о длительном крике без видимой причины, сильном нарушении сна, судорогах и пр.
Почему ребёнок не может учиться хорошо?
Физическая перегрузка. Если ваш сын или дочь помимо школы посещает множество кружков, то возможно ему просто не хватает сил осуществить всё задуманное. Тут может быть два выхода: либо отказаться от посещения каких-то кружков или секций, либо помочь ребёнку правильно распределить время на работу и отдых. Обязательно научите его правильно отдыхать. Объясните в доступной форме, что телевизор и компьютерные игры – это не отдых, а дополнительная нагрузка на глаза, мозг и нервную систему человека. И вместо этого лучше совершить прогулку перед сном.
Умственная перегрузка. Некоторым детям трудно даются отдельные предметы, и им приходится прилагать огромные усилия для освоения этих предметов. Одни не умеют пересказывать, поэтому учат большое количество текстов наизусть. Другие, не понимая алгоритмов расчетов, решают примеры и уравнения более сложными путями. Третьи медлительны или наоборот очень активны, и не могут подстроиться под заданный темп урока. Постарайтесь выявить такого рода проблемы. Посоветуйтесь с учителями и найдите вместе способы помочь наверстать упущенное.
Эмоциональная перегрузка. Есть дети, которые очень тяжело реагируют на критику со стороны учителей и сверстников. Либо их слишком часто критикуют родители. У таких детей со временем развивается невроз, который мешает им спокойно воспринимать мир.
Неврологические проблемы. Нередки случаи, когда неврологические заболевания остаются незамеченными в грудничковом возрасте. Тут многое зависит от наблюдательности родителей и врачей. Есть заболевания, симптомы которых практически незаметны, и выявляются такие заболевания только при обследовании. Именно поэтому необходимы осмотры детского невролога в 1, 3, 6, 9, 12 месяцев.
А в садике всё было нормально… В детском саду требования, предъявляемые к малышам не столь высоки – им не приходится подолгу сидеть за партой, много думать, хранить в голове большое количество не всегда интересной информации. Поэтому внешне кажется, что всё в порядке. В школе резко возрастает объём информации, требования становятся более жёсткими.
График обязательного посещения невролога
Детский невролог должен осматривать новорожденного раз в 3 месяца в первый год его жизни. Специалист оценивает темпы развития ребенка и корректирует при необходимости график прививок. Последующие приемы проходят в важные этапы формирования психики ребенка:
- 4-5 лет;
- 7 лет;
- 13-14 лет.
Осмотр невролога рекомендуется проводить хотя бы раз в год в течение всей жизни ребенка. На осмотре врач проверяет эмоциональные и двигательные функции ребенка, а также отслеживает психоэмоциональное состояние матери. Нередко проблемы нервной системы детей связаны с беспокойным поведением родителей.
Трехлетний возраст ребенка считается важным и опасным в вопросе формирования нервной системы. В этот период у детей появляются первые невротические состояния:
- навязчивые страхи;
- нарушения сна
- навязчивые движения (нетипичное моргание, всхлипывание, вздохи и прочее).
Подобные проблемы часто связаны с неправильным общением родителей и ребенка, невролог может вовремя выявить и скорректировать данную проблему.
В клинике «Сердолик» в Новосибирске вы сможете выбрать опытного детского невролога, который сможет исключить патологию или не допустить ее развития.
Что должно насторожить – когда обращаться к детскому неврологу?
Наиболее часто к детскому неврологу обращаются в следующих случаях: – ребенок беспокоен, засыпает тяжело, сон поверхностный, часто просыпается; – у новорожденного ребенка трясутся подбородок и ручки при возбуждении, плаче или в спокойном состоянии часто и много срыгивает; – при опоре на “цыпочки” или стопу поджимает пальчики; – при повышении температуры тела подергивания (судороги) и др.
-ребенок отстает в развитии по сравнению со сверстниками, трудности в адаптации и обучении в школе.
• Родители должны обратить внимание на симптомы, которые могут быть предвестниками серьезных заболеваний :
- Головная боль
- Обмороки, приступы с потерей сознания.
- Нарушения сна
- Тики (непроизвольные подергивания мышц лица и тела)
- Судорожные приступы, иногда приступы замирания, навязчивые, повторяющиеся движения, необычное поведение.
- Двигательные нарушения, чрезмерная активность, иногда вялость
• Проблемы развития, среди которых:
- Задержка развития на 1 году жизни
- Задержка становления речевой функции
- Заикание
- Ночное недержание мочи
- Гиперактивность
Родители не всегда могут адекватно оценить развитие, рост, становление нервной системы у своего малыша. Иногда капризы, нежелание подчиняться, плохой сон, энурез у деток старше 3-х лет, кривляния, плохая успеваемость, плохая адаптация в коллективе и другое скрывают за собой определенные нарушения в нервной системе. Если вовремя их не скорректировать это остается и осложняется с течением времени и дальнейшего роста малыша. Многие проблемы благополучно решаются детскими психологами. Иногда успех приносит семейная психотерапия, ведь наши дети -это отражение нас и наших психологических проблем. Иногда требуется квалифицированная помощь детского невролога.
Но самое главное, что существуют определенные временные интервалы, когда рекомендуется профилактически консультироваться у доктора, это периоды жизни ребенка, когда происходят определенные этапы развития нервной системы, периоды становления. Рекомендуется посетить детского невролога в 1 мес, 3 мес, 6 мес, 1год, 3-4 года, 6-7 лет, 13-14 лет.
График обязательного посещения невролога
Чтобы всесторонне оценить темпы развития малыша, родители должны посетить детского невролога в 1 месяц, в 3 месяца, в 6 месяцев и в 1 год. Кроме того, консультации невролога в этот период нужны для решения вопроса о начале и графике прививок. С года до трех лет ребенка надо приводить на осмотр раз в полгода. До 6 лет следует показываться неврологу хотя бы раз в год. Это при условии, что в целом у ребенка все хорошо.
Осмотр врачом обычно проводится по плану: общее состояние (самочувствие, сон, аппетит), оценка нервной возбудимости, двигательной активности и эмоций младенца. Далее проверка зрения, слуха, осязания, изучение рефлексов и мышечного тонуса
Врач обращает внимание и на психоэмоциональное состояние мамы ребенка — зачастую проблемы со здоровьем малыша возникают из-за слишком неспокойных родителей
Основания для внепланового визита
Можно и нужно обратиться к врачу, если ребенок легко и быстро возбуждается и трудно успокаивается, плохо спит, плохо ест, плохо набирает вес, обильно срыгивает, испытывает судороги, вообще часто и сильно плачет без видимых причин. Дрожание конечностей и подбородка у малыша в период новорожденности и раннего возраста также может быть признаком проблем с нервной системой. Иногда, правда, подобные явления характерны и для совершенно здоровых деток. Поэтому этот вопрос должен решать только специалист.
Родителям следует помнить, что первые три года жизни ребёнка являются самыми важными в успешном формировании нервной системы ребёнка. В это время активно развиваются структуры головного мозга, закладываются основы крупной и мелкой моторики, совершенствуются психоневрологические функции. Не стоит занимать пассивную выжидательную позицию, если неврологические отклонения у ребёнка обнаружены — в этом случае можно упустить драгоценное время сенситивного (особо чувствительного) возраста, когда многое поправимо.
Кризис трех лет
Следующий «критический» период, в который ребенку нужна консультация невролога, — это возраст 3 года. К этому моменту у многих детей возникают различные невротические состояния — появляются страхи, навязчивые непроизвольные движения (вздохи, моргание глазами, покашливания, без простудного заболевания), нарушения сна, головные боли. Многие из этих проблем являются следствием неправильного общения с ребенком родителей, и невролог может помочь это выявить.
Готовимся к школе
В 4–5 лет частыми причинами обращения к неврологу становятся энурез, нарушения речевого развития и координации
Крайне важно устранить их до того момента, как ребенок пойдет в школу. Ведь в школьном периоде его «поджидают» другие невротические расстройства, связанные в первую очередь с возросшими нагрузками
Если пренебречь советами детского невролога, то у ребенка могут возникнуть трудности с усвоением необходимого объема информации
И дело не в том, что ребенок глуп, а просто у детей с неврологическими проблемами быстро истощается внимание, они не успевают за общим темпом работы в классе, из-за чего иногда становятся агрессивными, вспыльчивыми, плохо спят. Такие дети требуют уже педагогической коррекции, а иногда коррекции детского психолога
Поэтому вовремя начатое лечение может позволить ребенку избежать травмирующих ситуаций в школьном коллективе, зачастую приводящих к смене школы или надомному обучению.
Внимательное отношение к развитию ребенка, его жалобам, поведению, сну, особенностям речи и своевременное посещение детского невролога дадут возможность максимально эффективно выявить и решить проблемы, возникающие на жизненном пути маленького человека.
Нервная система ребенка очень пластична, поэтому вовремя проведенное лечение всегда дает хорошие результаты.
Методы лечения
На основе всех полученных сведений устанавливается заключительный диагноз и назначается определенная терапия. На сегодня успешно и широко применяют медикаментозное и физиотерапевтическое лечение. Первое – это таблетки, уколы, микстуры и прочие средства, второе –массаж, магнитотерапия, диадинамические токи, электрофорез и т. д. Постоянно появляются новейшие методики терапии реабилитационного направления.
Популярность набирают компьютеризированные речевые способы, совершенствование координации движений – так называемая мозжечковая стимуляция.
Лучшие материалы месяца
- Коронавирусы: SARS-CoV-2 (COVID-19)
- Антибиотики для профилактики и лечения COVID-19: на сколько эффективны
- Самые распространенные «офисные» болезни
- Убивает ли водка коронавирус
- Как остаться живым на наших дорогах?
В обязанности данного специалиста входит обязательный контроль эффективности терапии, ответа на лечебные процедуры. Ежедневные осмотры позволяют видеть динамику, своевременно назначать коррекцию либо кардинальную перемену терапии.
Доктор проводит консервативное лечение. В случае показаний к хирургическим вмешательствам, больной направляется к нейрохирургу.
Консультация детского невролога – важный этап, помогающий определить насколько правильно развивается ребенок. Ею не стоит пренебрегать в любом возрасте.
С момента появления на свет происходит развитие и созревание структур мозга. Чем раньше выявлена патология нервной системы, тем больше шансов на ее устранение. Затягивание с врачебной консультацией способно существенно усугубить процесс. Не нужно ждать, пока проблема разрешится сама. Категорически не допускается самолечение
При первых сомнительных признаках важно срочно показать ребенка специалисту. Детский невролог объективно оценит состояние, назначит терапию
Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru
Автор статьи:
Дружикина Виктория Юрьевна
Специальность: терапевт, невролог.
Общий стаж: 5 лет.
Место работы: БУЗ ОО «Корсаковская ЦРБ».
Образование: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева.
Другие статьи автора
Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками:
Что лечит детский невролог
Детский невролог специализируется на заболеваниях периферической и центральной нервной системы. Врач проводит профилактические и лечебные меры отклонений и патологий в сфере.
Нервная система ребенка формируется еще в утробе матери. На патологическое развитие могут повлиять многие процессы:
- токсикоз;
- курение и употребление алкоголя матерью;
- инфекции в период беременности;
- прием препаратов.
Нередки случаи заболеваний нервной системы вследствие непрофессиональных действий врача акушера во время родов. Часто из-за неправильного положения ребенка или осложнений во время родов происходит гипоксия и асфиксия плода, что негативно сказывается на нервной системе младенца.
После рождения осмотр ребенка проводит врач педиатр. Манипуляция поверхностная и недостаточная для обнаружения специфических проблем
Очень важно после рождения ребенка проходить плановые осмотры у всех специалистов
Детский невролог занимается лечением специфических симптомов, наследственных и посттравматических заболеваний, таких как:
- ДЦП;
- проблемы развития;
- невралгии;
- заикания и проблемы речи;
- травмы позвоночника и черепа;
- нарушение координации;
- проблемы сна;
- невропатии;
- гиперактивность и др.
При обнаружении специфических симптомов не стоит ждать очереди в государственную клинику. Среди специалистов частных медицинский учреждений множество узких специалистов.
Причинами для внепланового посещения специалиста являются:
- Обильное и частое срыгивание (подобное явление распространено, но если объем отторгнутого молока велик, лучше обратиться к врачу);
- травмы головы;
- беспокойный сон и частые плачи;
- судороги с повышением температуры;
- дрожащие конечности или подбородок во время плача.
Каждый период взросления ребенка может выявить специфические проблемы нервной системы
Стоит обращать внимание на гиперактивность, тревожность и задержку развития
Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ?
«Гиперактивность» – это неусидчивость, невнимательность и импульсивность, частые ночные пробуждения, встречается чаще всего в детском возрасте и влияет на общую атмосферу в Вашей семье и на социальное будущее Вашего ребенка. Этот синдром – “сборная солянка” самых различных болезней, их причину необходимо выяснить.
Раннее органическое поражение головного мозга в перинатальном периоде (например, осложнения во время беременности, родовая травма, гипоксия в родах), а также генетические и социально-психологические факторы (семейные конфликты, дефекты в воспитании, острые и хронические стрессы, снижающие устойчивость нервной системы к внешним и внутренним воздействиям).
«Дети-катастрофы», «трудные дети» – так называют детей с СДВГ. Действительно, они доставляют столько хлопот родителям, постоянно попадают в какие-то неприятные ситуации, так как у них часто не развито чувство самосохранения и контроль за поведением. В школе они не могут усвоить учебный материал, находиться за партой в течение всего урока. При этом такие дети чаще всего не обнаруживают задержку психического развития или выраженных неврологических нарушений, хотя повышенная возбудимость может проявляться и при различных ранних поражениях нервной системы (травмы головы, нейроинфекции и т.д.). Такие дети требуют индивидуального подхода в учебном процессе, поэтому важны рекомендации педагога. Не стоит считать таких детей агрессивными и опасными для других детей. С возрастом в процессе социального взаимодействия явления гиперактивности становятся менее выражены. Иногда такие люди становятся лидерами, обладают повышенной работоспособностью.
При СДВГ может помочь невролог, психоневролог, психиатр, медицинский психолог (клинический психолог), а еще лучше – все вместе, ведь тогда у врачей будет возможность обсудить схему комплексного лечения, что будет наиболее эффективным.
Так, нужно обязательно выяснить, каково состояние физического здоровья, не являются ли особенности поведения ребенка следствием органических нарушений в головном мозгу ультразвуковые исследования (УЗИ), ЭЭГ (электроэнцефалография), МРТ (магнитно-резонансная томография), консультация невролога.
Важно оценить состояние сердечно-сосудистой системы (проконсультироваться у терапевта, кардиолога), определить уровень гормонов и получить консультацию эндокринолога.
Лечение – комплексное – биологическое, психологическое и социальное. Медикаментозное лечение (психофармакотерапия) направлено на уменьшение двигательного беспокойства, улучшение функций познания окружающего мира, нормализацию сна.
Виды диагностики, которые назначает невролог
По результатам осмотра и тестов врач может направить пациента на некоторые обследования из этого списка:
- МРТ – обычная или с контрастом, во втором случае точность визуализации нервных структур выше;
- КТ головы;
- эхоэнцефалография;
- ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография);
- церебральная ангиография;
- люмбальная пункция;
- УЗ доплеровское сканирование;
- миелография;
- УЗИ позвоночника;
- электронейромиография;
- гаммаэнцефалография;
- лабораторные анализы – клинический и биохимический анализы крови, общий анализ мочи и др.
Как проходит лечение у невролога, какие методы применяются?
Выбор метода лечения зависит от заболевания, его стадии, возраста и общего состояния здоровья больного. Основные методики:
- мануальная терапия;
- разные виды лечебного массажа;
- физиотерапия;
- иглорефлексотерапия;
- БОС-терапия;
- тракционная терапия (вытяжение позвоночника кольцами, блоками, поясами);
- кинезитерапия;
- остеопатия;
- медикаментозная терапия;
- блокады.
Чтобы купировать мышечно-тонические синдромы и боль, назначаются периартикулярные и суставные блокады.
При лечении неврозов, нарушений сна назначаются специальные препараты и психотерапия. К лечению в этом случае подключается психоневролог или психотерапевт.
При сосудистых нарушениях, эпилепсии, сотрясении мозга, последствиях операции и др. применяется медикаментозный метод лечения, то есть основанный на приеме больным прописанных неврологом препаратов.
Лечение всегда индивидуально, при разработке его плана в расчет принимается много факторов. И только при таком подходе пациенты могут рассчитывать на эффективность терапии и ее минимальную продолжительность.
Наиболее часто применяемые методики из вышеперечисленных:
- Мануальная терапия – методы лечения, основанные на воздействии руками. Применяется в основном для терапии внутренних органов и опорно-двигательного аппарата.
- Физиотерапия – индивидуальный подбор физиотерапевтических методик для каждого пациента – температурное, ультразвуковое, электромагнитное, электротоковое, вибрационное воздействие и другие виды.
- Остеопатия – мягкое воздействие на тело пациента, чтобы восстановить биомеханику. В неврологии используется краниосакральная и структуральная остеопатия, которые регулируют соотношение костей и влияют на опорно-двигательный аппарат.
- Иглорефлексотерапия – воздействие сверхтонкими иглами на биологически активные точки тела человека. Также может применяться просто рефлексотерапия – точечный массаж, лазерные методики, холодовое лечение и др.
- Кинезитерапия – пациент работает на специальных декомпрессионных тренажерах, которые снижают нагрузку на суставы и позволяют делать упражнения без боли.
Влияние компьютера и просмотра ТВ
U-mama: Окулист и невролог ограничивают просмотр телевизора, а муж (профессиональный компьютерщик со всех сторон – собирает и ремонтирует компьютеры, т.е. знает все изнутри и что как работает, занимается системным администрированием и т.п.) утверждает, что современные мониторы никакой опасности здоровью не несут (понятно, что мы сейчас не говорим об 24- часовом просиживании за компьютером). Говорит, что эти запреты оправданы только по отношению к старым телевизорам, которые были устроены совершенно по-другому, чем современные. А врачи по-старинке и по- накатанной выдают эти рекомендации, совершенно не задумываясь о том, что мир не стоит на месте. Кто прав?
А.М.: В данной ситуации речь идет не об излучении, исходящем от монитора как таковом, а о зрительной нагрузке: как правило, шрифт на компьютере и в телефоне – небольшой, и после длительного просмотра текста или картинок на небольших экранах глаза быстро устают.
К тому же, длительный просмотр ТВ в раннем детском возрасте препятствует речевому развитию.
В раннем возрасте очень важна способность ребенка к активным игровым занятиям без компьютеров. И если у взрослого человека уже сформированы навыки письма, чтения, счета, то в детском возрасте – в ряде случаев письмо – не самая сильная сторона. Во время нажатия клавиш на клавиатуре навык письма самостоятельно не тренируется, а вот излишнее перевозбуждение во время просмотра мультфильмов может усиливать многие детские расстройства: нарушение сна, неусидчивость, эмоциональную лабильность и др.
U-mama: Ребенок 8 лет получил сотрясение мозга легкой степени. Невролог наложила запрет на просмотр ТВ, компьютерных игр, мобильные телефоны на 6 месяцев. Насколько строго нужно выполнять это предписание? Ребенок ходит в школу, друзья все с телефонами, на переменках там зависают вместе. 100% изоляцию от гаджетов обеспечить не могу и потому волнуюсь.
А.М.: Даже само по себе проведение длительного времени за просмотром ТВ и компьютером для любого ребенка не идет во благо. Если же есть обозначенные выше проблемы, то, по возможности, необходимо соблюдать общие в таких случаях рекомендации – ограничить просмотр ТВ, компьютера и использование различных гаджетов до 40 минут в день.
Специалисты, которые помогут ребенку с задержкой развития речи
Невролог
Важно выбрать хорошего врача, который имеет представление обо всех указанных выше методах диагностики и может аргументировать все свои назначения. Например, часто неврологи назначают такие препараты, как пантогам, энцефабол, янтарная кислота, глицин и отправляют «гулять» до 3 лет
Нужно помнить, что сам по себе диагноз «ЗРР» — просто «умное» название того, что ребенок не говорит в соответствии с нормой и никак не описывает структуру нарушения. Поэтому не бойтесь задавать вопросы доктору и при малейших сомнениях ищите «своего» врача. Также лучше просить при наличии альтернативы назначать препараты не в уколах, а те, которые можно принимать перорально (через рот), т.к. уколы могут нанести дополнительную психотравму ребенку, что скажется на общей динамике развития речи. Насилие может усугубить ситуацию.
Логопед-дефектолог. Специалист должен иметь опыт работы с маленькими детьми. К сожалению, многие не умеют или не знают, как работать с неговорящими детками до 4 лет. А в 4 года отсутствие речи уже дает необратимые изменения в интеллектуальном развитии. Важно начать коррекцию как можно раньше. В нашем центре логопед берет на занятия деток с самого раннего возраста, когда уже заметно, что есть проблемы с речью (пока самые маленькие наши клиенты — ребенок 1 г. 10 мес.).
Нейропсихолог. Кроме речи необходимо обследовать поведение, коммуникацию, моторику (праксис), восприятие (гнозис), сенсорные системы
Например, часто неговорящие дети имеют неустойчивое внимание, полевое поведение, не воспринимают плоские изображения (например, картинки в книгах). Все эти характеристики говорят об определенных дисфункциях в структурах головного мозга
В нашем центре для составления общей картины развития используется комплексная консультация нейропсихолога и логопеда (то есть специалисты дополняют друг друга и пишут общее заключение).
Детский психолог. При задержке речи довольно часто в качестве причин выступают психогенные факторы. Поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что придется менять тип воспитания и стиль взаимодействия с ребенком. Например, в моей практике часто встречаются неговорящие 3-летки, которые не ходят на горшок, спят вместе с мамой и иногда сосут грудь. Для некоторых родителей сложно принять, что данные вещи в воспитании могут влиять на развитие речи, однако это действительно так.
После комплексного обследования коррекция ЗРР будет наиболее эффективной и быстрой, а драгоценное время не будет упущено.