Развитие ребенка в 4 месяца: что должен уметь младенец

Что умеет ребенок в 6 месяцев

Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.

Физическое развитие:

  • Садится из положения на четвереньках;
  • Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
  • Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
  • Долго следит за перемещением игрушки;
  • Может прорезаться первый зуб.

Психоэмоциональное развитие:

  • Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
  • Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
  • Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
  • Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Навыки месяца

В возрасте 3 месяцев малыш уже может продемонстрировать немного больше навыков, чем месяцем ранее, а те, что уже были, сейчас совершенствуются.

Что малыш умеет в этом возрасте?

  • Он уже уверенно держит голову, находясь вертикально, и поворачивает ее из стороны в сторону. А лежа на животике, может приподнимать и удерживать ее до минуты, при этом опираясь на предплечья.
  • Мышцы ребенка уже достаточно окрепли, чтобы переворачиваться на животик из положения на спине. Многие детки в этом возрасте учатся даже передвигаться перекатами.
  • Если малыша поддерживать под мышки, он будет упираться ножками в горизонтальную опору.
  • Гипертонус новорожденных постепенно угасает, поэтому кроха учится осознанно управлять ручками: он может попадать по игрушкам, висящим перед ним, толкать их. Может схватить игрушку, потянуть ее в ротик, чтобы как следует изучить, ведь слизистая полости рта у него сейчас намного чувствительнее, чем пальчики рук.
  • С интересом изучает свои кулачки, которые уже могут раскрываться, и даже пяточки – рассматривает их, облизывает, сосет.
  • Комплекс оживления проходит активную стадию развития. Кроха узнает маму и папу, живо реагируя на их появление призывным гулением, улыбкой, движениями ручек-ножек.
  • Зрение совершенствуется. Теперь кроха не только следит за предметами перед глазами, даже если их передвигать достаточно быстро, но и всматривается в них, фокусирует взгляд, разглядывает – появляется предметное восприятие.
  • Безошибочно находит источник звука, поворачивая в его сторону головку.
  • Эмоции 3-месячного ребенка становятся все ярче. Общаясь со взрослыми, он может улыбаться и даже заливисто смеяться, уже умеет выражать протест, капризничать, хныкать, требовать, радоваться, пугаться.
  • Что касается речевых навыков, то стадия гуления входит в активную фазу. Ребенок пробует разные интонации, пытается подключать к своим «изречениям» мимику, подражая родителям, в его «лексиконе» появляется все больше звуковых комбинаций.

Что должен уметь

В 4 месяца ребенок начинает меняться. Причем изменения касаются всех сфер: внешности, физического и психоэмоционального развития.

У малыша появляется много новых умений. Вот что должен уметь делать кроха в этом возрасте:

При появлении мамы начинает улыбаться, радоваться, гулить. Если мама отходит, проявляет недовольство, ищет ее взглядом.

Например, папа пришел с работы, малыш его услышал и радостно пищит.

Он активно лепечет на своем языке. Может произносить отдельные буквы или даже слоги;

Рассматривает ее, удерживает некоторое время.

Ребенок все старается тянуть в рот.

А также поднимать корпус из положения «лежа на животе», опираясь на предплечья, а позже и на кисти.

Если в начале месяца этого умения еще нет, то к концу месяца оно, как правило, появляется.

  • Если четырехмесячного малыша поддерживая под мышки поставить на поверхность, то он хорошо упирается ножками, присаживается, пританцовывает;
  • Ребенок узнает свое имя, реагирует, когда к нему обращаются;
  • Узнает грудь или бутылочку, ждет кормления при их виде, поддерживает во время кормления.

Внешность четырехмесячного малыша также претерпевает изменения. Волосики, с которыми ребенок родился, меняются на новые, часто другого оттенка. Глазки малыша также могут изменить свой цвет, часто становятся темнее. Если при рождении у крохи были голубые глазки, они могут стать зелеными, серыми и даже карими, в зависимости от наследственности.

Не все детки развиваются одинаково. У каждого свой темп развития: одни детки более быстрые и в 4 месяца умеют гораздо больше, другие – наоборот, только начинаю приобретать необходимые навыки.

Эмоции

  1. Комплекс оживления, появившийся на третьем месяце жизни, сейчас проявляется все ярче. При вашем появлении в комнате или разговоре с младенцем, он начинает улыбаться, лепетать и двигать всеми конечностями. Четырехмесячные дети осмысленно радуются появлению знакомых взрослых, а также новым игрушкам.
  2. Спектр эмоций, которые испытывает четырехмесячный малыш, значительно расширяется, он может испытывать любопытство, страх, радость и обиду, — и все это будет очень ярко проявляться на его лице.
  3. Между младенцем и родителями возникает тесная эмоциональная связь, дети чувствуют настроение взрослых и, подобно зеркалу, отражают его на своем лице. Малыши начинают капризничать и расстраиваться, когда близкие люди куда-то уходят. Психология четырехмесячного ребенка заставляет их требовать постоянного общения со взрослыми.

Игровая деятельность

Малыши стремятся реализовать себя в разнообразных играх. Возрастающее число участников обуславливает совместное времяпрепровождение, в рамках которого ребятней реализуется ролевой характер взаимодействия. Отличительными особенностями последнего являются усложнение содержания, увеличение количества ролей и расширение диалогов, составляющих основу общения.

Действия, совершаемые в рамках игрового процесса, отныне совершаются ради определенного смысла, в то время как ранее их выполнение было обусловлено исключительно самими играми. На этом этапе многие дети безошибочно различают две разновидности взаимодействия: реальную и игровую. Возложенная на ребенка роль побуждает его к выполнению действий, соответствующих тем или иным представлениям об этой роли.

В детских ролевых играх четко прослеживаются моменты, знакомые малышам среднего дошкольного возраста по личному жизненному опыту. Детей в возрасте 4-5 лет интересует сфера людских отношений, имеющая отношение к конкретным действиям предметного характера. В процессе игры дети учатся разбираться в нюансах человеческих взаимоотношений.

Преобладающая часть игрового общения может быть охарактеризована как однополая. Девчонкам близки игры в «принцесс» и игры семейно-бытовой тематики, в то время как мальчишки проявляют интерес к военному, морскому и строительному направлениям.

В ходе игрового процесса недостающие атрибуты могут заменяться условными предметами, в результате чего игра приобретает символический смысл. В разных играх один и тот же шарик может ассоциироваться с разнообразными предметами. Данная особенность обусловлена тематикой игры.

Действия, осуществляемые в рамках игровой деятельности, последовательно сменяют друг друга. Повторы отсутствуют либо их количество сведено к минимуму

В этом возрасте малыши начинают осознавать важность соблюдения установленных правил и знакомятся с новым для них понятием «лидерство»

Символический статус присваивается и изобразительной деятельности, рассматриваемой в качестве одной из разновидностей игровой индивидуальной деятельности, осуществляемой дошкольниками. В рисовании все четче прослеживаются признаки активизации таких важных процессов, как мышление и представление. На смену воспроизведению на бумаге видимых в текущий момент времени объектов приходит изображение тех предметов и событий, которые знакомы ребенку и хранятся в его памяти. Некоторые дети продвигаются еще дальше и предпочитают сосредотачиваться на придуманных персонажах, наделяемых теми или чертами характера. Героев рисунков может окружать придуманная малышом среда, в пределах которой осуществляется взаимодействие с другими персонажами. Отныне в рисунках большинства дошкольников прослеживается предметность и детализация. В графически изображенном человеке с легкостью распознаются отдельные части тела: туловище, руки, ноги, глаза, нос, рот, волосы и т.д. Нередко присутствует одежда с узнаваемыми с первого взгляда элементами.

Позитивные сдвиги фиксируются и в технической сфере изобразительной деятельности. Крохи не испытывают затруднений с воспроизведением на бумаге основных фигур. Они ловко орудуют ножницами и способны правильно наклеить изображения.

Разнообразие в игровую деятельность вносят и игры соревновательного характера, стимулирующие малышей к выполнению определенных действий посредством успеха либо выигрыша. Подобные игры способствуют формированию и закреплению мотивации достижения успеха.

Заметные невооруженным взглядом положительные изменения затрагивают в первую очередь двигательную сферу. Наибольший прогресс наблюдается в сфере крупной и мелкой моторики. Этот период благоприятен для развития ловкости и усовершенствования координации движений. Дети в возрасте 4-5 лет опережают младших дошкольников в части перешагивания через небольшие препятствия и удержания равновесия. Игры с мячом становятся более сложными.

Развивающие занятия в 3 месяца

Есть целый ряд занятий, которые помогают развивать физические и психомоторные навыки. Регулярные занятия помогают укрепить мышцы, формировать навыки, улучшить настроение. Сюда относятся:

Родительский массаж. Любые прикосновения приятны и полезны, они стимулируют развитие. Можно посмотреть несколько полезных видео по технике массажа или попросить помощи у педиатра.
Гимнастика для ручек и ножек. Можно ежедневно выполнять легкие упражнения с разведением ножек и ручек. Полезно класть кроху на фитбол (большой надувной мяч) животиком или спинкой, покачивать из стороны в сторону, вперед-назад, пружинить.
Полезны разговоры и разные звуки

Важно произносить звуки и слова, четко артикулируя, чтобы малыш пытался их повторять. Полезно петь песни, читать стишки
Можно использовать погремушки или колокольчики, чтобы привлекать внимание крохи

Нужно издавать звуки вне поля зрения ребенка, чтобы он поворачивал головку на звук.
Предметы и их свойства
Найдите безопасные для ребенка предметы, чтобы класть их ему в ручки, рассказывать об их свойствах. Например, можно использовать деревянные кубики, клубки с нитками, различные пластиковые емкости.

Можно подбирать любые виды деятельности, которые интересны именно вашему малышу и занимают его внимание

Какие игрушки предложить крохе?

  • удобные для хватания;
  • подходящие для грызения;
  • достаточно крупные и имеющие разную форму;
  • яркие, желательно присутствие всех цветов радуги;
  • с аудио-эффектами (погремушки, шуршалки, бубенцы, пищалки и т.д.).

Игрушки для малыша в 4 месяца должны быть подходящими по размеру к его ручке, удобными для хватания и удержания, то есть с кольцами, относительно небольшого диаметра, погремушки. К этому возрасту у ребенка начинают активно резаться в зубы, поэтому все, что вы дадите крохе, будет во рту (рекомендуем прочитать: во сколько месяцев в среднем у ребенка начинают резаться зубы?). Соответственно, на игрушках не должно быть бумажных наклеек или снимаемого лака, который он сгрызет, размер должен быть таким, чтобы малютка не мог их проглотить. Хотя бы часть игрушки должна легко входить в рот малыша. Далеко не все дети активно грызут прорезыватели, многие используют для «чесания» десен совершенно неподходящие для этого предметы: детские ложечки, пластиковые крышки от банок с водой и т.п.

В 4 месяца игрушки можно давать в ручку малыша или подвешивать над кроваткой так, чтобы он мог дотянуться до них рукой – это могут быть резиновые, пластиковые игрушки (зверушки, которые можно называть малышу) или детали от крупного конструктора (параллелограмм, куб, шар и т.д).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: каким должно быть развитие ребенка-девочки в 4 месяца?

Особенности возраста

Возможно, к 4 месяцам, вы заметите некоторые из нижеперечисленных особенностей возраста у вашего малыша.

Ребенок в 4 месяца может захватывать руками и сосать большие пальчики на ногах.

Стул в этом возрасте обычно выглядит, как сметанообразная масса. Все еще может сохраняться стул до 5 раз в день. Но более редкий стул — 1-2 раза в день, также относится к норме.

Примерно в этом возрасте кроха начинает при кормлении сжимать вашу грудь деснами. Психологи отмечают, что эти действия направлены на отделение собственного «Я» ребенка от вашего «Я». Неприятные ощущения мамы во время таких действия малыша дают ему понять, что они с мамой не одно целое, и что они могут испытывать разные эмоции и ощущения в одно и то же время5.

  1. Министерство здравоохранения РК. Физическое и психосоциальное развитие детей раннего возраста (0-5 лет). Астана, 2014. С. 6.
  2. Е. П. Меркулова, А. М. Левая-Смоляк, К. Н. Устинович. Характеристика слуховой функции у детей раннего возраста. С. 13, 15, 16.
  3. О. В. Шапатина, Е. А. Павлова. Психология развития и возрастная психология. С. 83.
  4. Ж. В. Цареградская. Ребенок от зачатия до года. С. 170.
  5. Ж. В. Цареградская. Ребенок от зачатия до года. С. 171.

Общие правила проведения развивающих игр

Общие правила для проведения любой игры с ребенком в 4 месяца сводятся к готовности малыша к ним. Он должен быть:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: в какие игры начинать играть с ребенком с 6 месяцев?

  • здоровым;
  • сытым;
  • бодрым, а не сонным;
  • удобно одетым и в чистом подгузнике.

Доктор Комаровский подчеркивает, что дети 4-5 месяцев голод терпеть не могут, поэтому отвлечь малыша интересным занятием на долгое время не получится – голодный ребенок играть не захочет (рекомендуем прочитать: развивающие занятия с ребенком в 1 год и 1 месяц). Не стоит также развлекать младенца, который хочет спать – это принесет больше вреда, чем пользы.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: что должен уметь 4-х месячный ребенок?

Что можно развить с помощью игры у 4-х месячного малыша?

  • хватательные движения;
  • тактильные ощущения;
  • мышечный корсет и, как следствие, умение держать голову, а в будущим садиться, вставать, ходить;
  • органы осязания и соответствующие им мозговые центры;
  • эмоциональную сферу.

В 4 месяца ребенку очень нужны игрушки, ведь время бодрствования увеличивается – уже можно с пользой развлечь малыша, поиграть с ним дома, предложив занятия для развития тела и ума. К четырем месяцам кроха должен научиться брать то, что вкладывают ему в руку, хватать предметы в поле его зрения (если он может до них дотянуться), способен различать неодинаковые поверхности. Кисти рук должны быть задействованы как можно больше и чаще, тогда занятия легко проводить в домашних условиях, они позволяют «убить не двух, а трех зайцев»:

  • совершенствуют тактильные возможности;
  • стимулируют центры в мозге, связанные с ладонной поверхностью руки, а это большая часть мозга;
  • задействуют биологически активные точки, которые нормализуют работу внутренних органов.

Разрешайте малышу трогать самые разные предметы, грызть их, перебирать, тогда он будет расти смышленым. В возрасте 4 месяцев малыш нуждается в массаже и упражнениях, которые позволят ему держать голову – для этих целей ребенка надо выкладывать на животик.

Игровые занятия

Вопрос как развивать ребенка в 4 месяца крутится в мыслях у каждых родителей. Чтобы было легче справиться с данной задачей, следует почаще прибегать к играм:

  • Игра «Прятки». Малышовская интерпретация всем знакомой игры. Закрывайте свое лицо ладошками и внезапно раскрывайте руки и корчите смешные рожицы, или говорите: «А я тут!».
  • Игра «Щекотушки». При намерении пощекотать малыша весело произносите «Защекочу, защекочу». Ребенок чувствует при этом сильную психоэмоциональную связь.
  • Мыльные пузыри. Ребенку будет крайне интересно наблюдать за парящими пузырьками.
  • Игра «Поймай игрушку». Следует показать ребенку любимую игрушку, а затем положить ее немного поодаль от малыша. Ребенку, для того, чтобы ее достать необходимо будет немного подползти. Развивает физическую выносливость.
  • Игра «Веселый зоопарк». Следует изображать различных зверей и при этом произносить их характерные звуки: «Гав», «Кар-кар», «Мяу» и другие. Обеспечит ребенку умственное развитие, а также отличное настроение.
  • Мячики с крупами. Сделайте из носочков небольшие шарики с различными по форме наполнителями, например, с различными крупами. Ребенку будет очень любопытно трогать мячики. Развивает мелкую моторику.
  • Качайтесь на фитболе с ребенком на руках. Ребенку очень нравятся такие качания, придают успокоение. В это время можно сделать вид. Что вы покачиваетесь на волнах.

«В движенье, мельник, жизнь идет, в движенье!»

Развитие двигательной активности для малыша трудно переоценить. Тем более, сейчас он стал гораздо живее и энергичнее, чем в первые три месяца. Ведь у него уже исчезает физиологический гипертонус, а его жесты становятся все более свободными и точными.

Когда ребенок лежит на животе, следите за тем, чтобы он опирался не на кулачки, а на раскрытые ладони.

Если малыш еще не научился переворачиваться, помогите ему это сделать с помощью очень приятной игры – положите ребенка на полотенце или сложенный вчетверо плед, двое взрослых берутся за углы пледа и качают малыша из стороны в сторону, чтобы он поворачивался с одного бока на другой. При этом можно напевать такую песенку: “Рано утром, вечерком, Поздно на рассвете Баба ехала пешком В ситцевой карете.”

Замечено, что дети вообще любят покачивания во всех их вариантах. Видимо, это напоминает им внутриутробные ощущения, когда они так же мягко качались в мамином животе. Покачивание тоже прекрасно тренирует вестибулярный аппарат. Качаться можно:

– на большом резиновом мяче (прикрыв его чистой пеленкой). Качаем малыша из стороны в сторону, а потом по кругу (по часовой стрелке и против). При этом поем или приговариваем: “Кач-кач-качи-кач, Привезет отец калач, Матери – саечку, дочери – китаечку. Стану, стану я качать, в балалаечку играть.”

– на собственной ноге. Сядьте нога на ногу, посадите малыша верхом на лодыжку, придерживая его за туловище (а когда он научится сам сидеть, то за ручки). Качаем и поем: “Поехали, поехали за сладкими орехами, По кочкам, по кочкам, по гладеньким дорожкам, По оврагам, по оврагам, По ухабам, по ухабам, В ямку – бух!”

В этот патетический момент осторожно «падаем» на кровать или на диван. Скоро малыш привыкнет к этим нехитрым стишкам, и перед словом «бух!» будет замирать в радостном ожидании, а потом – весело хохотать

Возможные проблемы. Советы родителям

В 4 месяца у ребенка могут начать прорезываться зубы. При этом воспаляются десны, и малыш может стать капризным и беспокойным. Иногда на фоне прорезывания зубов может возникать повышение температуры, понос, насморк. В этом случае лучше обратиться к врачу.

Родителям четырехмесячных малышей рекомендуется:

Помогать его развитию играми, рассказами, упражнениями;

    • Можно приобрести ребенку развивающий коврик со множеством специальных развлечений на это возраст;
    • Начинать закаливать малыша.

Для начала подойдут воздушные ванны до 10 минут и прогулки на свежем воздухе;

  • Мыть и кипятить игрушки, так ка в этом возрасте дети очень любят все пробовать на язык;
  • Обязательно выполнять водные процедуры ежедневно, можно добавить легкий массаж;
  • Развивать двигательные способности ребенка с помощью специальной гимнастики.

Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?

Обязательно ознакомьтесь с информацией врача-педиатра, которая отвечает на очень важный вопрос, что умеет ребёнок в 1 месяц.

Ещё родителям будет полезно узнать, как развивается ребёнок в 2 месяца и что должен уметь двухмесячный малыш.

Узнайте из содержательной и познавательной статьи врача-педиатра о том, как происходит развитие ребёнка в 3 месяца.

Подробная информация от опытного детского доктора, рассказывающая о том, что умеет ребёнок в 5 месяцев и как с ним заниматься.

  • малыш обязательно должен уверенно держать голову и крутить шеей, смотря по сторонам;
  • приподнимается на предплечьях, удерживая верхнюю часть тела;
  • определяет источник звука, поворачивая к нему голову;
  • в 4 месяца ребёнок должен переворачиваться со спины на бок и дальше на живот. Учится переворачиваться с живота на спинку;
  • захватывает погремушку и удерживает её;
  • при потягивании за ручки пытается садиться.

Четвёртый месяц жизни – очень раннее время для целенаправленных присаживаний. Позвоночник малыша ещё не окреп для таких нагрузок. Эти навыки лучше осваивать после 5 месяца при условии, что ребёнок сам пытается сесть

Особенно важно это для девочки. Ранее присаживание может спровоцировать неправильное формирование расположения матки. В будущем это грозит проблемами с зачатием и родами

У мальчика всё не так строго;

В будущем это грозит проблемами с зачатием и родами. У мальчика всё не так строго;

  • всё тянет в рот. Таким образом младенец познает мир. Задача родителей – максимально обезопасить пространство вокруг малыша;
  • учится хлопать в ладоши;
  • при кормлении придерживает руками материнскую грудь или бутылочку со смесью.

Следите, чтобы возле ребёнка не оказалось мелких предметов или вещей, от которых можно легко отломать или откусить кусочек. Хоть зубов ещё и нет, дёсны у младенца достаточно крепкие, чтобы откусить кусок чего-нибудь мягкого или хрупкого.

Развитие зрения и слуха

На четвертом месяце жизни малютка способен вертеть головкой в разные стороны и смотреть на то, что ему интересно. Благодаря такой активности, у младенцев появляются новые возможности. Что умеет ребенок в 4-х месячном возрасте?

  • Отличает чужих людей от родных;
  • Грудничок узнает знакомые предметы и с любопытством присматривается к новым вещам.

Прогрессирует и звуковое восприятие. 4-х месячный ребенок узнает голос мамы от остальных, понимает интонацию речи, активно ищет источник звука. Такое развитие младенца не осуществляется изолированно – только заботливые родители и полноценный уход помогают крохе успешно осваивать подобные навыки.

Что могут делать мама и папа, у которых подрастает четырёхмесячный мальчик или девочка?

Отклонения от норм

Если ребенок не овладевает теми навыками и умениями, которые должны у него присутствовать в 4 месяца, родителям стоит насторожиться. Возможно, у малыша имеются проблемы со здоровьем

При наличии отклонений важно срочно обращаться к доктору.
Следует беспокоиться в таких случаях:

  • ребенок постоянно спит и не проявляет двигательной активности;
  • кроха не выражает эмоции, апатичный;
  • малыш не произносит никаких звуков;
  • грудничок не может держать головку;
  • младенец не узнает маму с папой, не реагирует на появление в доме незнакомых людей;
  • эмоции ребенок проявляет неосознанно либо не выражает свои чувства совсем;
  • малыш не реагирует на свое имя, различные звуки;
  • кроха не пытается самостоятельно переворачиваться со спины набок;
  • у грудничка отсутствует интерес к окружающему миру, игрушкам.

Игры с малышом в 4 месяца

С детьми этого возраста можно весело проводить время и играть в интересные игры.

Пальчиковые игры

Взрослый складывает пальцы, имитируя утенка, и приговаривает:

Ты, утенок, не пищи, Лучше маму поищи. Кря-кря-кря, кря-кря-кря! (весь стишок пропевается 2 раза).

Со временем малыш тоже станет делать этот жест пальчиками.

А теперь прилетела муха — ж-ж-ж-ж (показываем кистями рук, как летит муха). Прогоняем муху:

Кышшш муха, улетай! Кышшш муха, улетай! Кышшш муха, улетай! Сидеть спокойно не мешай! (рукой показываем, как мы отмахиваемся от мухи).

Стишок пропевается несколько раз.

Игра на координацию движений

Подвесьте на цепочку соску или небольшую игрушку и поболтайте перед малышом. Он будет тянуть ручонки и пытаться схватить предмет. Пусть цепочка немного раскачивается из стороны в сторону, чтобы кроха мог «побороться» перед тем, как схватить ее. Но обязательно сделайте так, чтобы у него получилось заполучить вожделенную игрушку, наградите малыша поцелуем и похвалой: «Умница ты моя!».

Исследуем собственное тело

Детеныша можно занять, надев на него яркие предметы одежды, например, носки. Он обязательно заинтересуется ими и начнет играть с ножками. Понравится ему и игрушка-браслетик на ручку.

Игры со звуками

Игры со звуками — любимая забава деток этого возраста. Ваша задача — издавать разные звуки: вот вы лев, и рычите, теперь вы паровозик, и пыхтите. А сейчас вы кошечка. Мурлычьте. Скоро ребенок запомнит эти звуки и начнет их повторять за вами.

Эти занятия обязательно принесут много удовольствия и радости вашему сорванцу.

Четвертый месяц жизни ребенка: питание

Некоторые педиатры не рекомендуют кормить ребенка твердой пищей до шести месяцев. Но в зависимости от интенсивности роста и веса вашего ребенка – большие дети не могут наесться только молоком или молочной смесью. Ваш врач может порекомендовать прикармливать такого ребенка раньше шести месяцев. До этого убедитесь, что у вашего ребенка хорошие мышцы шеи и он может сидеть прямо с поддержкой.

Первая пища ребенка должна обогащаться железом – для этого хороши рисовая сечка или гречневая. Они используются с молочной смесью. Не перекармливайте ребенка дополнительной пищей, пока он не привыкнет к ней, иначе можно нарушить работу желудочно-кишечного тракта. Затем посмотрите, как ваш ребенок реагирует кормление из ложки. Дети в этом возрасте все еще могут иметь сильный сосательный рефлекс. Если вы положите ложку хлопьев в рот ребенка, и он выталкивает ее обратно, вам, возможно, придется ждать неделю или две, прежде чем попытаться снова дать ему твердую пищу.

Зрение

Зрение младенца в этом возрасте уже связано с осмысленным восприятием предметов. Он различает своих близких, узнает себя в отражении зеркала. Малыш не только видит предметы, а и старается их запомнить. В 4 месяца ребенок уже умеет различать цвета. Он способен отдавать предпочтение определенному цвету игрушки.

Поэтому рекомендуется выбирать игрушки ярких, но однотонных цветов.

Показывать ребенку игрушку лучше располагая ее на расстоянии 25 см. Так малыш способен ее рассмотреть.Если игрушку передвигать, то кроха уже будет следить за ее перемещением.

Можно заметить, что движения глаз ребенка хорошо скоординированы и синхронны.

Этапы развития в 5 месяцев

Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.  

Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.

Физическое развитие в пять месяцев:

  • Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
  • Уверенно переворачивается со спины на живот;
  • Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
  • Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
  • Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.

Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:

  • Узнает голос матери;
  • Отличает лица близких от чужих;
  • По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
  • Долго и певуче гулит;
  • Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.

Основные навыки ребенка в 4 месяца

Ваш 3-х месячный малыш повзрослел на месяц. Младенческие колики к четвертому месяцу жизни остаются позади, и грудничок большую часть времени пребывает в хорошем настроении. Самостоятельно передвигаться еще не может, поэтому в моменты бодрствования рассматривает всё вокруг и пытается дотянуться ручками до близлежащих предметов. Очень радуется общению со взрослыми, начинает гулить, радостно шевелить ручками и ножками, заметив, что к нему обращается мама или папа.

Настало время ближе знакомиться с чадом, ведь теперь он выражает множество эмоций. Именно в этом возрасте кроха начинает забавно смеяться, а не только одаривать окружающих своей улыбкой. Чем активнее происходит общение грудничка с окружающими, тем больше с каждым днем в его речи появляются различные звуки лепета.

Что умеет четырехмесячный ребенок

Вот перечень основных навыков:

  • лежа на животике голова держится вполне уверенно несколько минут, и в этот момент крошка старается рассмотреть все вокруг. Более того, он уже способен кратковременно приподнимать свою верхнюю часть тела вместе с головой и опираться на локти;
  • перевороты на животик уже вполне освоены с положения «лежа на спине». Некоторые непоседы делают первые попытки ползания на животе, помогая себе при этом ножками. Еще немного, и ваше чадо действительно поползет! Оставлять его одного сейчас можно лишь в кроватке с бортами или манеже, но ни в коем случае не на диване или кровати – переворачиваясь, маленький уже вполне может свалиться с него;
  • в положении лежа на спине учится приподнимать вверх голову вместе с лопатками — так выглядят первые попытки садиться. Этот момент можно стимулировать, предлагая крошке взять игрушку из ваших рук. Он будет тянуться к ней вверх, приподнимая весь плечевой пояс;
  • к этому возрасту вполне уверенно управляет своими маленькими ручками, тренируя будущий навык – пинцетный захват. Карапузу нравится ко всему прикасаться, он начинает познавать мир через кончики пальцев. Это заметно в моменты кормлений – чадо может обхватывать мамину грудь или бутылочку, удерживая её. Лежа в кроватке, младенец уже не просто рассматривает предметы, а пытается ухватить их, если позволяет расстояние до них (игрушки с подвесной мобильной карусели и т.д.);
  • в периоды игр и общения строит гримасы, выражая удивление, радость или тревогу, при этом озвучивая все свои чувства разными интонациями. В возрасте 4 — 4,5 месяцев грудничок становится эмоциональным, он может испытывать весь спектр эмоций — от заливистого смеха до слёз;
  • гуление, имитирование звуков в моменты бодрствования могут длиться долго. Иногда своеобразные «беседы» он может вести сам с собой и ночью, внезапно проснувшись. Часто можно услышать ясный звук «а-а-а», «о-о-о», «е-е-е», при этом кроха будет сам прислушиваться к ним. Некоторые детки могут произносить даже цепочки ритмичных слогов «да-да-да», «гу-гу», но никакой смысловой нагрузки они пока, конечно же, не несут.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Сравнивая развитие в четыре месяца малышей мужского и женского пола, можно утверждать, что мальчики зачастую опережают своих сверстниц по физическим параметрам. Так, рост маленьких карапузов в этот период может входить в диапазон 61 – 66 см, тогда как у девочек длина увеличилась в пределах 60 – 65 см. С весом подобная ситуация – у мальчиков он может достигать в пределах нормы 7700 г, а у девочек в четыре месяца вес редко доходит до отметки в 7100 г.

В остальном, различия между здоровыми детьми обоих полов носят незначительный характер и зависят от особенностей вскармливания, конституции родителей, национальной принадлежности и даже места проживания. Поэтому приведенные выше данные различий между мальчиками и девочками грудного возраста можно считать весьма условными.

Гимнастика для ребенка в 4 месяца и видео, какой делать комплекс упражнений

Начините зарядку с разминки. Для этого положите малыша на спину. Вложите свои большие пальцы ему в ладони.

Гимнастика для детей в 4 месяца включает следующие упражнения:

  • разогните руку в локтевом суставе и затем согните, повторите 3-5 раз;
  • отведите выпрямленную руку в сторону, затем приведите ее к туловищу;
  • поднимите вверх выпрямленную руку, затем опустите ее вдоль туловища, повторите 3-5 раз;
  • повторите эти движения разнонаправленно. Одна рука сгибается, другая в это время разгибается. Одна рука поднимается вверх, другая в это время опускается.
  • Выполняя комплекс упражнений с ребенком 4-х месяцев, скрестите руки малыша над грудной клеткой и разведите их в стороны, повторите 3-5 раз;
  • проведите круговые движения в плечевых суставах с небольшой амплитудой. Руки ребенка во время движения должны быть выпрямлены в локтевых суставах. Повторите 3-5 раз по количеству кругов.

На видео «Упражнения ребенка 4-х месяцев» показано, как делать разминку:

Далее с ребенком в возрасте 4-х месяцев выполняются упражнениям для ног. Малыш лежит на спине ногами к вам:

  • согните и разогните ножку в коленном и тазобедренном суставах, т. е. приведите ее к животу малыша, затем выпрямите полностью, прижав к поверхности стола. Повторите движение 3-5 раз;
  • занимаясь гимнастикой с ребенком в 4 месяца, сначала согните ножку малыша, приведя ее к животу, и, не разгибая, отведите бедро в сторону кнаружи, затем приведите, но не выпрямляйте ножку. Повторите движение 3-5 раз;
  • произведите круговые движения бедра в тазобедренном суставе с небольшой амплитудой. Повторите 2— 3 раза по количеству кругов.

Эти движения проведите со второй ногой. Если движения получились без трудностей, их можно повторить синхронно, т. е. для обеих ног одновременно.

Видео «Гимнастика для ребенка в 4 месяца» поможет вам лучше понять, как выполняются упражнения:

Игра для развития тактильных ощущений

Развивающая игра в узелки, скорее всего, заинтересует малыша и поможет развитию его тактильных навыков, а также простимулирует хватательные движения. Для ее проведения понадобится тесьма или ленточка с завязанными на ней узелками. Общая длина ленты 0,4 м, узелки завязывают каждые 0,1 м.

Подготовленную ленту дают в руку ребенку, затем ее потихоньку тянут, давая малышу почувствовать узелок. Движения должны быть плавными, чтобы не поранить кожный покров малютки

Важно добиться понимания малыша и его реакции на наличие узелков. В четыре месяца он вполне способен осознать происходящее

Если упражнение не приносит видимой пользы сразу, не бросайте его – со временем эффект будет.

Развивающая игра с ребенком 4-х месяцев вполне может быть интересной и полезной для укрепления отношений и налаживания взаимного понимания.

Некоторые советы

Безопасность дома. Чтобы обеспечить крохе идеальные условия для развития нужно привыкать думать заранее. Малыш еще не ползает, а в доме уже должны стоять заглушки и блокираторы. Кроха учится переворачиваться – ни в коем случае не оставляйте одного на высоте

Здоровье и безопасность ребенка в первую очередь зависят от того, насколько вы сможете предугадать возможное развитие событий

Внимание. Хотя малыш еще не разговаривает и много спит, не нужно думать, что ему не нужно ваше общение

Дети делают то, что видят. Чем чаще и больше вы будете общаться непосредственно с крохой, тем раньше он освоит речь. Он уже нуждается не только в заботе, но и в достаточном внимании. Приучение к самостоятельности и горшку. На пятом месяце стоит сделать первый шаг к взрослению. Покажите крохе, как хорошо самому заниматься, как различаются влажные и мокрые штанишки. Все эти действия не приучат малышу сразу, но станут базой для дальнейшего освоения навыков. Время на себя. Малыш подрос и маме стоит подумать о дополнительных занятиях для себя. Старайтесь выстраивать свою жизнь так, чтобыона была полна событий, связанных не только с ребенком. Не увлекайтесь соцсетями и форумами, больше гуляйте. Насыщенность вашей жизни эмоциями сделает вас счастливее. А рядом с радостной мамой карапуз будет чувствовать себя увереннее.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий