Памятка для родителей: воспитываем лидера
Заметив у своего малыша лидерские способности, родителям нужно научиться направлять его энергию в правильном направлении. Только в таком случае ребенок вырастет отличным лидером с хорошими организационными навыками и уверенностью в себе. В противном случае, малыш превратится в избалованного, инфальтильного и часто неуспешного человека.
Важно понимать, что далеко не все дети могут стать прирожденными «капитанами» команды, поэтому при отсутствии у своего ребенка лидерских задатков, не стоит навязывать чуждые ему стереотипы. Лучше поискать в глубине его личности скрытые таланты, и направить свои усилия на их раскрытие
Ребенок-лидер в семье
Если ваш малыш с раннего детства не воспринимает вашу критику, сам принимает решения и пытается везде и во всем быть первым, возможно, в вашей семье подрастает будущий лидер или же вы неправильно воспитываете своего ребенка. «Как отличить лидерские качества от капризов и неуправляемости ребенка?»- выясним прямо сейчас.
Родителям в таких ситуациях, в первую очередь, необходимо обзавестись терпением и научиться понимать своего «командира». Мама и папа должны понимать, в каких ситуациях то или иное изречение или поведение ребенка допустимо, а где нужно «обрубить на корню».
Врожденные качества лидера в ребенке могут проявляться уже в первые годы его жизни:
- самостоятельное распоряжение всеми игрушками
- командный голос за столом, на улице
- самостоятельная организация новых игр
- привлечение в свое общение и игры других детей
Родители достаточно часто полагают, что дети-лидеры обязательно будут отличниками в школе, но это не всегда так, потому что в них преобладает желание быть первыми не в учебе, а в «покорении» своей воле окружающих, поэтому родители должны контролировать процесс учебы, а не пускать все на самотек.
Родители должны знать некоторые правила обращения с ребенком-лидером в семье:
- Не стоит сразу ругать и наказывать ребенка за то, что он «командует» дома или в школе: это может пробудить в нем агрессию и ненависть ко всем. Нужно научиться лояльно относиться к своему чаду. Это совсем не значит, что ему нужно во всем потакать. Просто покажите свое уважение к нему и проявите интерес к его действиям, идеям, и тогда он сам пойдет на множество компромиссов, осознав, что его воспринимают таким, какой он есть.
- Разговаривайте с ребенком чаще, научите его делиться с вами всем. Покажите, что если в какой-то ситуации он не прав, вы не будете его ругать за это, а просто объясните, как нужно сделать правильно и почему, тогда ребенок начнет вам доверять и прислушиваться к вам. Таким образом, родители смогут контролировать ребенка и направлять его.
- Если в семье несколько лидеров, не нужно друг друга «съедать», лучше объединить свои усилия и распределить имеющиеся обязанности. Это придется по душе каждому лидеру.
Главное — понимать своего ребенка, и доносить до него правильными словами и поведением, что он может быть в каких-то ситуациях не прав, и что его не упрекают, а подсказывают, тогда лидерство ребенка будет в удовольствие для всех членов семьи.
Что необходимо делать для формирования лидерских качеств
Какими качествами должен обладать лидер для того, чтобы вести за собой других?
Лидер – это тот, кто может обозначить и удерживать во внимании конечную цель, сохраняет возможность вести к ней группу даже при самых неблагоприятных условиях, заражает других своей верой, энергией и страстью ее достичь.
Рождается ли человек таким или нужные лидерские качества развиваются в процессе жизни – вопрос, открытый для дискуссий. Но их формирование при целенаправленной работе и упорстве – возможно. Это постоянный труд, работа над собой человека, готового отвечать за других.
Видение цели
Определите цель, четко знайте, куда идти и что хотите получить в конце пути. Будьте способны построить стратегию для достижения желанной цели. Чтобы развить у себя такую черту, нужно изучать биографии исторических лидеров и успешных людей современности, знакомиться с классической литературой по стратегии построения бизнеса, наблюдайте за теми, у кого ярко выражены эти качества.
Планируйте каждый свой день, анализируйте вечером эффективность и правильность действий. Постепенно удлиняйте период планирования.
Способность быстро и точно принимать решения
Не страшитесь принимать сложные и ответственные решения. Чтобы научиться принимать решения, начинайте там, где ошибка не будет критической и не нарушит уверенности в своих силах. Даже если оно ошибочное – это отличный повод для извлечения урока о том, как не нужно это делать. Научитесь отстаивать свою точку зрения при уверенности в правоте решений.
Умение рисковать
Не бойтесь действовать в необозначенных ситуациях, будьте готовы к тому, что хороший результат, возможно, недостижим. Будьте азартны и готовы к риску. Чтобы правильно оценить решение, научитесь взвешивать ситуацию, четко обозначая плюсы и минусы всех возможных вариантов развития событий по пятибалльной шкале.
Потом следует оценить варианты, отдавая себе отчет в том, что все решения несовершенны и можно проиграть. Но каждая ошибка – это всегда повод научиться новому.
Умение вдохновить членов команды
Лидер способен создать команду, с которой намного легче достигает цели. Он объединяет людей для ее достижения, способен мотивировать их работать на таком уровне, который ранее был для них недостижимым.
Чтобы обучиться этому качеству, учитесь манипулировать людьми, изучите мотивы, которые ими двигают. Для этого научитесь слушать человека. Слушать и услышать – разные вещи. При беседе нужно полностью сконцентрироваться на собеседнике, давайте понять, что вы его слушаете: жестами, улыбкой, кивками. Если нужно – записывайте. Научитесь инициировать дискуссии членов команды, критически оценивайте все точки зрения и извлекайте из них здравое зерно
Такое внимание к каждому сплотит команду
Активная работа над собой
Будьте честны с собой и другими в оценке негативных и позитивных сторон себя, приготовьтесь меняться, если это нужно, ведь нет предела совершенству.
Обучитесь последовательности, умейте сдерживать припадки ярости и вспышки истерики – этим показывайте пример членам команды. Будьте готовы к критике. Для этого не бойтесь спрашивать о том, что улучшить в своем стиле руководства, вести дневник – это помогает критически оценить свои действия. Обеспечьте обратную связь с членами команды, что поможет скорректировать поведение.
Не старайтесь всем нравиться
Помните, что нет идей, которые бы устраивали всех. Не стремитесь нравиться. Развитие лидерских качеств состоит в том, чтобы не бояться конструктивной критики и опасаться несправедливой похвалы – она тормозит прогресс. Следует научиться находить позитивные стороны событий.
Укрепляйте здоровье
Работа над собой – тяжелый труд. Отличная физическая форма и здоровье – тоже лидерские качества. Чтобы выделяться в толпе:
- уделяйте не менее часа в день для физических упражнений и спорта. Ежедневная физическая активность должна стать потребностью;
- высыпайтесь – человек, спящий по четыре часа в сутки теряет ясность мышления, быстроту реакции. Соблюдение режима дня с обязательным полноценным сном позволит сохранить привлекательный внешний вид;
- питайтесь регулярно – изможденный внешний вид, мешки под глазами не украшают лидера;
- посоветуйтесь с диетологом и подберите правильный для себя рацион. Это обеспечит высокую работоспособность;
- обязательный выходной день, min один раз в неделю должны стать нормой.
Нарушение режима питания и рациона моментально отразится на внешнем облике и здоровье. Синдром постоянной усталости – ежедневный спутник нарушителей этих правил.
Ответственность за выбор
Чтобы ребенок научился нести ответственность — необходимо ему эту ответственность передавать. Ответственность всегда идет “в комплекте” с выбором. Что это означает? Требовать ответственности с ребенка можно только за те решения, которые он выбрал самостоятельно.
Алгоритм формирования подобной ответственности такой:
На первом шаге мы предоставляем ребенку варианты выбора: «Ты будешь мороженное прямо сейчас или вечером? Мы пойдем в парк или на детскую площадку?»
На втором шаге объясняем, что за каждым вариантом последует: «Ты можешь съесть своё мороженное сейчас — но тогда вечером, когда мы будем кушать все вместе, твоей порции там уже не будет.»
Нести ответственность за выбранное решение — означает справляться с последствиями своего выбора
(Здесь родителям важно быть последовательными и действовать по предложенному сценарию). На третьем шаге объясняем ребенку, как обходиться с последствиями того выбора, который он сделал: «Если тебе вечером будет обидно и грустно, пока другие едят мороженое — скажи друзьям ,что ты свою порцию съел днем и позови их поскорее играть с тобой». На третьем шаге объясняем ребенку, как обходиться с последствиями того выбора, который он сделал: «Если тебе вечером будет обидно и грустно, пока другие едят мороженое — скажи друзьям ,что ты свою порцию съел днем и позови их поскорее играть с тобой»
На третьем шаге объясняем ребенку, как обходиться с последствиями того выбора, который он сделал: «Если тебе вечером будет обидно и грустно, пока другие едят мороженое — скажи друзьям ,что ты свою порцию съел днем и позови их поскорее играть с тобой».
Какими навыками и умениями обладает лидер?
Вот несколько главных умений и навыков лидера:
Умение убеждать и вдохновлять. Оно является одним из ключевых качеств лидера. Лидер должен уметь воодушевить команду и убедить, что они могут достичь любой цели.
Способность принимать решения и нести за них ответственность. К слову, лидер несет ответственность не только за принятие правильности своего решения, но и ответственность за свою команду.
Навыки постановки и достижения цели
В бесконечной гонке за успехом очень важно разглядеть нужную цель, разработать стратегию и достигнуть результата.
Способность концентрироваться на самом важном. Сконцентрироваться на проблеме и ее решении, не «распыляться на другие задачи — важный навык лидера
Без этого об успехе во всех делах можно забыть.
Умение слушать. Также основа успеха — умение слушать, слышать и взаимодействовать с командой.
Ответственность
Многие люди, совершая неверные поступки, пытаются переложить ответственность на других людей.
И дети часто поступают точно так же. Настоящие лидеры же умеют брать на себя ответственность не только за свои поступки, но и за поступки своих последователей.
Научение ребенка ответственному поведению – достаточно сложный процесс, требующий от родителя большого количества времени и усилий.
Для этого родителю необходимо вместе с ребенком анализировать его поступки и всячески подкреплять появляющееся в ребенке чувство ответственности.
Для ребенка, особенно для маленького, самым главным примером ответственного поведения являются его родители. Поэтому не стоит ожидать от ребенка исполнения правил или своих обещаний, если сами взрослые часто про них забывают.
Для того чтобы научить ребенка ответственности, необходимо:
- Предоставить ему как можно больше возможностей для ответственного поведения.
- Четко проговаривать ребенку позитивные и негативные последствия его поведения.
- Придерживаться установленных в доме правил.
- Наглядно демонстрировать прогресс и хвалить его.
- Дать возможность ребенку понять, что он уже становится взрослым.
- Не спешить помогать, а, наоборот, предоставить ребенку возможность самому помогать взрослым.
А стоит ли игра свеч?
Черты лидера могут быть заложены и развиты в ребёнке с самого детства. Но ни в коем случае они не будут присущи совсем маленькому карапузу.
Так, например, коммуникабельность и высокая скорость реакции изначально заложены качественными особенностями центральной нервной системы. Но посредством воспитания родители должны направить развитие ребёнка в нужное русло.
По статистике лидерскими качествами обладают не больше 5% населения Земли. Это говорит о том, что если вы будете насильно и слишком активно навязывать малышу определённую модель поведения, при отсутствии у него к тому склонностей, то это вам не доставит никакого удовольствия, а ваше чадо станет более замкнутым.
Если вы предъявляете к ребёнку очень высокие требования, то это станет причиной развития у него неуверенности в себе, раздражённости, комплекса неполноценности.
Поэтому перед тем как начать воспитывать в своём крохе лидерские качества, посоветуйтесь с родными и компетентными специалистами — педагогами, детскими психологами.
Возможно, не стоит задаваться такой целью: «лепить» из малыша лидера и тем самым давить на ребёнка? Несомненно, определённые качества пригодятся ему в повседневной жизни, в большей или меньшей степени. Но! Если он прирождённый лидер, то он им обязательно станет. Если же вашему чаду не суждено стать руководителем огромного предприятия или занимать высокопоставленные посты, вы, конечно, тоже можете развивать в нём лидерские качества: неспеша и ненавязчиво. Только так он будет чувствовать себя нужным и счастливым. И обязательно станет в жизни тем, кем хочет….
Типы лидерства
Когда собирается более 2 человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые участники начинают играть более активную роль, чем другие, к ним прислушиваются — они занимают доминирующее положение. Остальные участники становятся ведомыми.
Лидерство может быть положительным — поддерживать дисциплину и производительность труда в коллективе. Отрицательное лидерство, наоборот, тормозит развитие, негативно влияет на производственные процессы и членов коллектива.
Лидера могут назначить официально. Также он может и не занимать никакого официального положения, но, в силу своих организаторских способностей, фактически руководить коллективом. Психологи выделяют формальное (влияние на людей с позиций занимаемой должности) и неформальное (влияние при помощи своих способностей, умения и других ресурсов) лидерство.
Лидер — зеркало группы, поэтому в другой группе с иными ценностями, ожиданиями, требованиями он может и не стать главным. Лидерские качества могут быть присущи человеку, который не занимает руководящую должность, но при этом имеет авторитет в коллективе.
Существуют разнообразные классификации лидерства, но социологи чаще пользуются типологией, предложенной известным немецким социологом М. Вебером. Ученый выделяет типы лидерства:
- Традиционное — основано на традициях, ритуалах, силе привычки. Право на первенство лидер приобретает в силу своего происхождения. В современных условиях традиционный тип лидерства существует в странах с монархической формой правления. В политике, искусстве, бизнесе встречается в трансформированном виде.
- Рационально-легальное — носителя власти избирают демократическим путем и передают ему властные полномочия. Действия лидера рациональные, отвечают закону и порядку, действующему в группе.
- Харизматическое — связано с личностью человека, его способностями, посредством которых он оказывает сильное влияние на окружающих. Востребован в обществе, где происходят кризисные процессы, отсутствует система общественного контроля. Такие люди испытывают сильную тягу к власти. Негативная сторона — опасность узурпации власти или фокус на себя.
Российский философ и психолог, основоположник научной социальной психологии — профессор Б. Парыгин классифицировал лидеров:
- По содержанию деятельности. Вдохновитель — предлагает программу поведения (генерирует идею, организует исполнение). Исполнитель — организует выполнение заданной программы.
- По стилю руководства. Авторитарный — единоличное управление. Демократический — вовлекает в управление членов группы, делегирует компетенции. Анархический — коллектив предоставлен сам себе.
- По характеру деятельности. Ситуативный — кризис-менеджер. Проявляется в критический момент, берет на себя управление и решает проблему. Универсальный — постоянно проявляет качества лидера.
Чтобы построить успешную карьеру, эффективно руководить компанией, недостаточно быть начальником, назначенным вышестоящим начальством. Современная реальность такова, что эффективное руководство и процветание фирмы возможно только, когда представители менеджмента обладают качествами лидеров.
Дети-лидеры в школе
Школа – это место, где лидерские качества у детей начинают проявляться наиболее активно. В это время человек начинает понимать, как выработать лидерские качества. Ошибочно думать, что если ваш ребенок выбился в лидеры среди одноклассников, то он пронесет эту роль на протяжении всей жизни. Иногда случается, что явный лидер – один человек, но им управляет другой, так называемая «тёмная лошадка».
Ваш школьник может стать лидером, если у него есть организационные способности, он не боится выражать своё мнение и идти против учителей. В этом случае к нему будут прислушиваться или даже бояться. Такой ребенок без особых усилий может повлиять на всех детей в классе.
Школьника-лидера должны поддерживать не только одноклассники, но и учителя с родителями. В этом случае его авторитет ещё больше вырастет и у него возникнет желание развиваться дальше.
Черты личности лидера
Врожденные лидерские качества не делают из ребенка лидера, а лишь помогают ему стать таковым в будущем. Но, эффективный руководитель должен обладать и многими другими качествами, которые позволят остальным людям потянуться к нему и следовать общей цели.
К основным чертам лидера относятся:
- Компетентность.
- Волевой характер.
- Целеустремленность.
- Вежливость и такт.
- Уверенность в себе.
- Самообладание и мужество.
- Ответственность.
- Самостоятельность, решительность, настойчивость.
- Инициативность, любознательность.
- Харизма.
- Способность к самообучению и самовоспитанию.
- Коммуникабельность.
- Умение организовать.
- Уметь нести ответственность за действия подчиненных.
- Вера и страсть.
- Позитивные установки.
- Исполнительность.
- Энергичность.
- Умение слушать.
- Справедливость и строгость.
- Умение наказывать и поощрять.
- Гибкость поведения.
- Щедрость.
- Чувство юмора.
- Красноречие. Дар убеждения.
- Умение ценить людей.
- Готовность к риску.
- Надежность и последовательность.
- Стремление к идеалу.
Формирование потенциала
С какого возраста следует воспитывать лидера в ребенке? – с того самого момента, как он начинает держать голову и делать первые попытки переворачиваться. Поворот с животика на спинку и со спинки на животик, между прочим, одна из первых попыток добиться желаемого результата своими силами. Особенно если в поле зрения ребенка находится, например, игрушка, которую он хочет достать. Младенец видит цель и хочет её достичь. И если родители в этот момент делают так: «Ой, мой хороший, хочешь достать игрушечку?
Возьми, маленький. Не тянись», — они тут же перечеркивают его попытки достигать поставленную цель. Лишают права на самостоятельные действия.
Это, кстати, одна из самых распространенных ошибок родителей – максимальное удовлетворение всех желаний маленького человека без всяческих усилий с его стороны. Жизнь чада должна быть комфортной, наполненной любовью, но не уподобляться теплице, где произрастает полностью зависимое от взрослого человека растение. Из теплолюбивого растения лидера воспитать невозможно.
А вот несколько простейших примеров, помогающих малышу развить первоначальные лидерские качества:
- собираясь гулять с малышом, обязательно доверяем ему нести свой мячик, игрушку, лопатку, ведерко со словами: «ты мой помощник» или «ты же позаботишься о ней/нем?» — кроха, осознает свою ответственность;
- выйдя с ребенком на прогулку, говорим не «пойдем на площадку», а, например, «веди нас на площадку» или «ты помнишь дорогу на площадку?» — малыш самостоятельно выбирает направление и сознательно ведет маму или папу по лично выбранному пути;
- если на площадке никого нет и вы лишь вдвоем лепите снеговика или куличики из песка, не спешите бросаться на помощь, слыша «мама, у меня не получается», а предложите «может, попробуешь сделать чем-то другим», «как-то по-другому». Покажите чем и как, но свой выбор ребенок должен сделать сам (как получится – обязательно похвалите!) – развитие самостоятельного принятия решения и нахождение пути в обход той горы, что не идет к Магомеду;
- если на площадке уже играют дети, предложите (!) ему с ними познакомиться, обязательно добавив слова «здравствуйте» или «привет» — вежливость обязательная составная часть лидера. Затем следуют и призыв к игре слова «давайте поиграем в…», не боясь делиться игрушкой — малыш, проявляя инициативу, утверждается. Кроме того, умение быстро войти в контакт, стать «своим», повести за собой – очень ценное приобретение для будущего лидера.
Кстати, для того, чтобы ребенок умел поддержать беседу или уверенно поддержать разговор (а без этого лидер – не лидер), его нужно научить говорить:
- разговаривайте с ним, четко проговаривая слова, называя вещи своими именами, а не «вот эта штучка», «дёрни за пимпочку». Если малыш сразу не может выговорить слово, сложить предложение, поправьте, подбодрите его, а не подымайте на смех, он только учиться — грамотная речь обязательна для лидера;
- обсуждайте совместно прочитанную книгу, просмотренный мультфильм – лидер умеет формулировать свои мысли и выражать мнение;
- задавайте вопросы с обязательной формулировкой «как ты думаешь?» и обязательно добавляйте, «а я вот так» — лидер не только говорит, он слушает и слышит собеседника или оппонента;
- советуйтесь, держа серьезное лицо, даже если малыш говорит забавные вещи, не бойтесь указать на ошибочное мнение, добавляя «это действительно интересно, но мне кажется» — настоящий лидер признает, что кроме его мнения есть и другие.
Еще одно обязательное условие при воспитании лидера: умение анализировать ситуацию. Если ему сделали замечание или кто-то в чем-то упрекнул, не спешите вставать на защиту своего чада, встав в позу «мой ребенок самый лучший». Разберите ситуацию по полочкам, найдите суть проблемы, просмотрите, какие варианты возможны для её решения и подтолкните его к этому решению (давая обязательно понять, что вы всегда рядом, но действовать придется самому). Действенный анализ, способность переступить свой страх при решении конфликтных ситуаций, выйдя из них с честью, очень пригодится лидеру в дальнейшем. Мало того, они ему необходимы.
Внимание, говорит лидер
Лидер должен приковывать к себе восхищенные взгляды, а без грамотной и четкой речи добиться этого эффекта просто невозможно. Многим политикам и телеведущим удалось обрести популярность только за счет умения правильно говорить и грамотно убеждать свою аудиторию. В современном мире важны не только поступки, а их подача. В самых запущенных случаях публика оценивает не внутренний мир оратора, а его внешнюю подачу. Однако, ребенка не стоит знакомить с такими случаями.
Чтобы объяснить ребенку важность поставленной речи, стоит еще раз упомянуть небезызвестный пример древнегреческого оратора Демосфена, которому пришлось радикально бороться со своей застенчивостью, слабым голосом и заиканием. Регулярные усиленные тренировки помогли ему оставить позади дефекты речи и в совершенстве овладеть ораторским искусством
Эта история учит правильно оценивать роль самоподачи: аккуратного внешнего вида, опрятной одежды и грамотной речи
Объектом пристального внимания может быть внешность и действия лидера
Эта история учит правильно оценивать роль самоподачи: аккуратного внешнего вида, опрятной одежды и грамотной речи. Объектом пристального внимания может быть внешность и действия лидера.
Поддерживайте и хвалите своего малыша
Ребенок, которого постоянно ругают, указывают на недостатки, обзывают, с самого детства становится замкнутым и неуверенным в себе, и он эту неуверенность может пронести через всю свою жизнь, так и не дав волю чувствам. К сожалению, такие родители не понимают, что они «растаптывают» и калечат волю своего ребенка.
Если поощрять малыша хотя бы словами (никто не говорит о дорогих подарках), то ему захочется повторять снова и снова, доведя действие до совершенства. Так, например, если ребенок застеснялся на утреннике и не захотел читать стих, его не нужно ругать, иначе он будет бояться публики еще больше. Самые правильные слова в этот момент: «Ничего страшного не случилось. Не получилось в этот раз — обязательно получится в следующий! Ты лучше подготовишься, и я буду гордиться тобой еще больше!». С такой мотивацией ребенок лидер захочет сделать вам приятно, переборет свой страх и в следующий раз все-таки сделает этот маленький шажок на сцену. А чем больше ребенок раскрепощается, тем лучше он общается со сверстниками, и тем больше шансов, что он будет вести за собой толпу.
Изначально ребенка нужно раскрепощать еще в кругу семьи, учить с ним стихи и ставить стульчик посреди комнаты, чтобы все родные слушали малыша. Таким образом, ребенок преодолевает страх перед публикой, и в будущем с удовольствием будет выступать перед целым залом.
Особенно важно разговаривать с ребенком, объяснять ему, что пока он не рискнет что-то сделать, он не получит результат. Ведь как же он может утверждать, что он этого не сделает или у него не получится, пока он не попробует? Поддерживайте ребенка во всех его начинаниях, подбадривайте
Успешным и активным детям подражают другие детки, так что, начиная лепить из песка красивый замок, ваш малыш заметит, как к нему присоединятся все остальные.
Лидерство раньше и сейчас
За последние несколько десятков лет коренным образом изменилось отношение к воспитанию подрастающего поколения. Наши мамы и папы воспитывались в скромности и строгости: выставление напоказ своих достижений считалось дурным тоном. В то же время детям прививались альтруизм, чувство такта, вежливость.
Но изменения, произошедшие в политике и социуме, перевернули все прежние представления о жизненных ценностях. Постепенно в нашу повседневность стали входить понятия карьера, рынок, конкуренция, адаптация к переменам, проявление инициативы, стрессоустойчивость.
Психологи и педагоги постоянно твердят о том, что детям нужно чуть ли не с пелёнок прививать чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах — это поможет им стать настоящими лидерами.
Все мы осознаём, что в современном мире подобные качества просто необходимы, поэтому и ставим перед собой такую воспитательную задачу. Нередко родители начинают понимать всю суть проблемы детского лидерства, когда ребёнок уже стал довольно взрослым. А ведь всё начинается ещё с самого детства.
Уже трёхгодовалый малыш довольно ярко проявляет лидерские качества. Именно к нему тянутся другие ребята, делятся самыми лучшими игрушками и сладостями с ним. Как правило, ребёнок-лидер решает, в какую игру будут играть все, распределяет роли, а сам выступает обычно ведущим.
Его любят не только сверстники, но и взрослые. В школе, и в детском саду таким детям дают самые ответственные поручения, их ставят в пример другим ребятам.
Отчего у ребёнка проявляются такие качества? Почему его все уважают, хотя он сам ещё мало что знает и умеет? Дело в том, что эгоцентризм заложен в каждом от рождения, а лидерские качества — одно из его здоровых проявлений.
Прислушивайтесь к желаниям ребенка
Мир не состоит из одних лидеров. Осмотритесь. Сколько вокруг вас людей, которые действительно могут вести за собой? Единицы. Помните, что не все дети хотят быть лидерами. А если вы насильно будете заставлять его, то ничего хорошего у вас не выйдет.
Не вы управляете его жизнью. Не делайте из ребенка раба, который должен поступать только по вашему усмотрению. Это будет очередной медвежьей услугой. Доверяйте своим детям.
Станет ли малыш лидером — это его выбор. Вы же должны подготовить его, дать все что можете, быть рядом и поддерживать его. Именно ваша поддержка и готовность помочь важны для детей.
Воспитывайте самостоятельного, уверенного человека. Не старайтесь сделать из него большого начальника, балерину, инженера или космонавта. Пусть ребенок сам решает, а вы направляйте, подсказывайте варианты, расширяйте границы его мировоззрения. И тогда вы пожнете такие плоды, на которые даже не рассчитывали.
Рекомендую ознакомиться с книгой Екатерины Истратовой «Ваш ребенок — лидер». В ней вы найдете много полезной информации, которую запросто сможете применить в жизни.
Каких принципов вы придерживаетесь в воспитании? Как вы помогаете своему ребенку? Доверяет ли он вам и прислушивается ли к советам?
Какими качествами должен обладать лидер?
Сильные стороны лидера заключаются в следующем:
- Уверенность. Лидер всегда уверен в собственных силах и в критических ситуациях он действует смело и решительно.
- Харизма. Харизматический лидер способен произвести на окружающих сильное впечатление, обаять и зарядить на успех.
- Хладнокровие. Умение оставаться хладнокровным в любой ситуации – одно из главных преимуществ лидера.
- Самообладание. Лидер должен выдерживать перепады настроения и уметь взять себя в руки.
- Настойчивость. В достижении целей плюсом для лидера является упорство и настойчивость.
- Решительность. Настоящий лидер должен быть решительным и способным на разумный риск. Сильные качества лидера помогают ему добиться больших успехов в жизни.
У каждого человека, даже лидера, есть свои слабые стороны. Например, излишняя самокритичность или «мания величия». Главное, вовремя признать свои слабости и начать работать над ними.
Помогаем малышу стать лидером
Как помочь ребенку развить ранние лидерские качества:
- во время прогулки доверьте ребенку самому нести свою игрушку, бутылку с водой или сумочку;
- идете на детскую площадку – предложите малышу вспомнить дорогу самому;
- если на площадке есть незнакомые дети, предложите вашему чаду самому подойти и познакомиться, не забывая о нормах вежливости;
- разговаривайте с малышом как со взрослым, употребляйте меньше уменьшительно-ласкательных слов, называйте все четко;
- часто спрашивайте у ребенка: «А как ты думаешь?», советуйтесь с ним;
- не смейтесь над детскими желаниями и наивными вопросами малыша.
Главное – вырастить гармоничную личность, научить ребенка уважать других и проявлять свои лучшие качества. Развивайте врожденные таланты человека, не стоит водить от природы отличного художника в музыкальную школу, а вокалиста – на уроки хореографии. Искренне доверяйте своему ребенку, любите его, соблюдайте во всем меру и разумность, помогайте стать тем, кем он хочет.
Как воспитывать ребёнка, чтобы помочь ему в жизни
Родителям важно как можно раньше озаботиться тем, как развить лидерские качества у ребёнка. Мамам и папам рекомендуется понаблюдать за малышом, как он ведёт себя со сверстниками, чтобы понять, есть ли у него лидерские качества. Считается, что те, кто с ранних лет проявляют дисциплинированность и усидчивость, в будущем способны нестандартно мыслить и принимать судьбоносные решения
Видя в малыше зачатки этих качеств, их необходимо развивать
Считается, что те, кто с ранних лет проявляют дисциплинированность и усидчивость, в будущем способны нестандартно мыслить и принимать судьбоносные решения. Видя в малыше зачатки этих качеств, их необходимо развивать.
Убедите ребёнка в осознании «Я смогу»
Не нужно акцентировать внимание на неудачах – не критикуйте его и не ругайте за ошибки. Учите из каждой неприятности извлекать полезный урок на будущее. Воспитанию лидерских качеств будет способствовать формирование соревновательного духа.
Воспитанию лидерских качеств будет способствовать формирование соревновательного духа.
Ребёнка не нужно излишне опекать. Приучайте его к самостоятельности, с первых лет жизни давая поручения по хозяйству. Со временем их должно становиться больше, а их сложность возрастать.
Финансовая грамотность – важное качество будущего лидера. Поэтому учите ребёнка рачительно обращаться с деньгами. Как только он осознает их ценность, начинайте играть в экономические игры
Нормально, если в 6 лет у малыша уже будут карманные деньги. Расскажите, как можно копить, чтобы он мог насобирать на реализацию какого-нибудь заветного желания
Как только он осознает их ценность, начинайте играть в экономические игры. Нормально, если в 6 лет у малыша уже будут карманные деньги. Расскажите, как можно копить, чтобы он мог насобирать на реализацию какого-нибудь заветного желания.
Всё перечисленное выше – способы, как воспитать в ребенке лидерские качества.