Не сравнивайте ни с кем подростка
Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.
У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми. И если «сын вашей подруги» уже в первом классе самостоятельно добирался до школы и делал уроки, то вовсе не обязательно, что ваш ребёнок тоже к этому готов.
Не стоит сравнивать подростка и с собой в прошлом: «Вот я в твои годы!». Это всё равно, что чемпиону по прыжкам с парашютом успокаивать того, кто впервые поднялся в небо. У вас есть опыт разрешения той или иной ситуации, а у подростка — нет.
Задачи родителей
В это время родители должны всячески поддерживать ребёнка, хвалить за успехи, отмечать его достижения.
Передавать опыт по следующей схеме: показываем – делаем вместе с ребёнком – контролируем – передаём ответственность. В случае сбоя следует вернуться на шаг назад.
При каждом нарушении заведённых в доме правил указываем на ошибку. (Беспорядок в вещах, нежелание брать посильную ответственность за что-то – обычно результат незнания правила или его отсутствия.)
Статья по теме
Когда детей видно, но не слышно. Правила французского воспитания Регулярно проводите с ребёнком «разбор полётов»: что у него получилось, что – нет и почему. Завершение каждого этапа обучения может стать маленьким «праздником взросления». Например, в день рождения, в Новый год или в конце учебного года можно отметить, чему ребёнок научился за этот год, что он теперь умеет и что родители ему отныне могут доверить.
Чаще беседуйте с ребёнком о том, как человек становится взрослым, чем взрослые отличаются от детей, как получается, что человек сначала чего-то не умеет, а потом уже может это сделать…
Читая вместе книжки и смотря фильмы, обсуждайте ситуации, где герои развиваются, растут, чему-то учатся.
Объясняйте ребёнку, что «взрослость» – это возможность выбора своих действий и несение ответственности за свой выбор.
Первый читатель Олег Рой:
– Когда ребёнок на примере мамы и папы видит, что самостоятельному человеку жить лучше, чем тому, кто боится ответственности, когда он с детства знает, что нужно самому принимать решения и отвечать за них, без страха и оглядки на кого-то со стороны, вряд ли он вырастет несамостоятельным
Очень важно, какой пример вы подаёте детям
Как воспитать в ребенке самостоятельность и ответственность?
Итак, переходим к действиям. Как научить ребенка самостоятельности?
Следите за тем, чтобы ваш ребенок видел возможные последствия невыполнения своих обещаний, а именно, привычной лени. Хорошим примером могут стать обычные незакрытые фломастеры. Не спешите делать это вместо малыша или покупать новую упаковку после того, как кроха обнаружит засохшие цвета. В первую очередь поспешите объяснить, что это результат его поведения.
Объясняйте разумно. Не нужно ворчать, поправляя малыша. Он не может воспринять всерьез просьбу о том, что игрушки надо собрать с пола, чтобы бабушка не надрывала спину. Слово «надорвать» непонятно малышу, тем более, что бабуля уже неделю резво помогает в этом деле крохе. Лучше расскажите, что если вы убираете за него, то завтра у вас не будет сил испечь на завтрак блинчики, и семейству придется согласиться на обычную кашу.
Не забывайте конкретизировать задачи. Убираться до обеда, съесть кашу до прихода бабушки из ванной и так далее.
Не делайте за ребенка то, что он уже научился делать сам. Например, обуваться, собирать игрушки, одеваться на улицу. Не нужно торопить его, просто дайте ему спокойно сделать то, что он стремиться сделать лично
Пусть и в своем ритме, но он осуществит дело самостоятельно – а это важно для его эмоционального настроя. В следующий раз малыш будет делать все быстрее – как говорится, опыт и сноровка.
Если у крохи не сразу все получается, не торопитесь помогать ему
Возможно, в чем кроется причина неудачи,он догадается уже через минуту, а может и через 10 минут. Но если ребенок не просит о помощи, значит, ему интересно самому найти решение – а это большой шаг к самостоятельности.
Если малыш проявляет инициативу сделать что-то новое, не отказывайтесь. Услышав фразу “мама, я сам” – радуйтесь. Хочет помыть посуду, поставьте стульчик и дайте ему яркую губку. Не переживайте за пролившуюся воду, вы вытрите ее за 5 минут, а малыш станет более уверенным в себе.
Дорогие родители, помните, что гиперопека – главный враг самостоятельности. Не спешите ограждать ребенка от мелких неудач, и тогда он будет лучше оценивать свои поступки со стороны, а значит, активнее стремиться к успеху в том или ином маленьком деле. Для детей равноценно важны в первый раз завязанные шнурки и первая пятерка в школе. Главное, не забывайте о поощрении – каждый ребенок в душе будет рад похвале от мамы и папы, каким бы он самостоятельным не был.
Психологические особенности детей в 8-9 лет
- В этом возрасте у ребёнка укрепляется самосознание, формируется своя точка зрения на окружающие предметы и явления. Он может высказывать свои соображения относительно того, кем хочет стать в будущем.
- Младший школьник способен критически относиться к поведению взрослых, в том числе своих родителей. Он начинает сравнивать информацию, полученную из разных источников (от родителей, учителей, сверстников, из СМИ), может сомневаться в истинности позиции взрослых, делает собственные выводы.
- В возрасте 8-9 лет ребёнок уже меньше тянется к родителям и больше стремится общаться со сверстниками. Усиливается его потребность в дружбе и коллективной деятельности.
- Для него по-прежнему значимы одобрение и похвала со стороны взрослых. При этом важны конкретика и оценка индивидуальных способностей ребёнка.
- Чаще всего в этом возрасте у детей уже есть хобби: они ходят в кружки, спортивные секции, музыкальную школу или танцевальные студии.
- Большинство учеников в возрасте 8 лет уже успели адаптироваться к школе, но утомляемость пока ещё наступает довольно быстро, и сохраняется высокая потребность в отдыхе.
- Дети уже хорошо усвоили многие социальные нормы, соблюдают правила вежливости, могут контролировать своё поведение на уроке, в общественных местах.
Почему дети должны выполнять домашние обязанности?
Даже если вашему ребенку всего несколько лет, у него все равно должны быть незначительные домашние задачи. Таким образом, вы предоставляете ему возможность стать ответственным за какое-либо дело
Когда вы начинаете уделять этому вопросу внимание еще с раннего возраста, ребенок знакомится с тем, что такое чувство выполненного долга. А подобный опыт полезен во многих отношениях
Дети также смогут привыкнуть к выполнению обязательной рутины, что очень пригодится им в дальнейшем.
Работа по дому подготовит ребенка к взрослой жизни, когда ему придется заботиться уже о самом себе или собственной семье. Гораздо лучше, если он будет учиться домашним обязанностям постепенно по мере его взросления, чем пытаться впихнуть в себя все эти знания непосредственно в момент, когда покинет родительский дом и начнет самостоятельную жизнь.
Использование позитивного подкрепления
Награждать ребенка за проделанную работу можно различными способами. Малыши обычно радуются даже обычной похвале. А вот старшие дети уже могут попросить что-то более весомое взамен приложенных ими усилий. Возраст вашего ребенка будет играть большую роль в том, какую форму положительного подкрепления вам стоит выбрать. Например, дети в возрасте от трех до шести будут рады каждую неделю получать небольшую игрушку или какие-либо материалы для творчества. По мере взросления ребенка эта система вознаграждения может трансформироваться в выплату денег на карманные расходы. Причем сумма может быть фиксированной или основанной на тех обязанностях, которые ребенок выполнял за тот или иной период.
Легко ли воспитать ответственность?
Быть в ответе за кого-то – значит, стараться исполнить долг перед ним, со всеми взваленными обязанностями. Это проще делать, когда малыш переступит порог хотя бы в 7 – 8 лет. Каждый родитель должен понять, что ответственность связана с самосознанием. Рационально оценивать, что сын или дочь должны, они могут только повзрослев.
Отлично стимулируют это качество простые упражнения, подготовленные взрослыми:
Родителям придется самим выполнять все данные обещания
«Сказал – сделал» – первый принцип важной черты.
Читать добрые сказки, где герои не проходят стороной персонажей, нуждающихся в их помощи. Так воспитывается ответственность перед семьей, государством, перед своей совестью
Поучительными станут сказки «Все о Муми-троллях» Туве Янссон, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Муха, Полботинка и Моховая Борода» Эно Рауда.
Напоминать и контролировать.
Перед тем как воспитать ответственность у ребенка, родители четко решают для себя брать под контроль порученные обязанности наследника, а в случае забывчивости – просто напоминать. Хорошо, если важные дела выписаны на магнитную доску, поставлены напоминания в телефоне или список дел крепится на магнит к холодильнику. Перед сном проделанное можно анализировать.
Психологи считают, что наступление самостоятельности и начало ответственности берут свои истоки от финансов. Как только ребенок научился зарабатывать – он уже повзрослел. Подростки получают деньги за работу курьерами, наборщиками текстов, пионервожатыми в лагерях. Могут помогать родителям в их бизнесе, выращивать с мамой и папой овощи для сезонных продаж и так далее.
Но некоторые педагоги считают, что разумное применение карманных денег – тоже начало пути во взрослую жизнь. Здесь крохе понадобится и рациональное мышление, и умение считать, думать, сопоставлять, терпеть, чтобы не растратить накопленное.
Но если взрослые все же переживают, удалось ли воспитание ответственности у детей, можно поиграть в «больного». Пусть мама или папа притворятся больным с назначением постельного режима. Автоматически роль старшего возьмет на себя ребенок.
Если он безоговорочно выполняет просьбы временно «недееспособного», старается ухаживать за ним, сам себя развлекает и выполняет обязанности взрослого, то воспитание было правильным. Будущим если не полководцем, то порядочным взрослым человеком на Земле станет больше. А это и есть миссия родителей.
Поможем своим крохам, научив их ответственности?
Наглядный пример нам поможет поставить себя на место карапуза. Представьте, вы пришли на новую работу. Вы полны идеями и энергией. Но руководство не пользуется вашим потенциалом. Почему? Они еще не знают, насколько вам можно доверить серьезные задания. Возможно, пройдет время, они изучат вас, поручат решить пару-тройку малозначимых вопросов и таким образом узнают, насколько вы надежный. Ведь для руководителя важен не ваш запал, а ваше умение справляться с возложенным на вас доверием.
Пока маленький растет, родители наблюдают за ним. Возможно, видя его старательность в 5 лет, они поручат ему хоть небольшое, но задание. Например, выносить мусор, выгуливать пса, ухаживать за своей одеждой и обувью. Мало? Нет, достаточно для его возраста.
А если возникает недовольство в девочке или в мальчике, ему хочется больше делать? Это нормально! Это говорит о том, что он взрослеет и хочет делать больше. И, если он справляется с тем, что ему было поручено, тогда найдите более серьезные занятия. Например, если кроха правильно расходует свои карманные средства, почему бы ему не поручить в 8 лет покупать некоторые продукты для семьи? Он умеет уже считать и писать, справится и с тем, чтобы прочитать срок годности и хватит ли ему денег на покупки.
А что, если он не справляется? Как быть родителям? Каждый раз, когда просит кроха о самостоятельности отказывать? Или плюнуть, и разрешить ему все абсолютно? Не люблю советовать, но тут откровенно скажу! НЕ ВПАДАЙТЕ В КРАЙНОСТИ! Найдите ту серединку, которая позволила бы развиваться ответственности у вашего карапуза.
Когда ребенок достаточно взрослый, например, если ему 10 лет, но при этом халатно относится ко всем вашим поручениям, стоит поговорить с малышом
Возможно дело не в безответственности или в лени, и у него есть причины не хотеть или не мочь сделать то дело, которое важно для вас
Цель такого разговора:
Выяснить, почему нет сдвигов, или они незначительны, в выполнении задания
Показать, как для вас важно, чтобы карапуз сделал все, что от него ожидают. Вместе найти выход из положения
Подобрать те дела, за которые кроха с удовольствием возьмется. Уверить в своей поддержке и желании помочь.
Что еще вы можете сделать, чтобы у школьника взрастить уверенность в своих силах и решительность в действиях? Самим быть примером и образцом. Поступать так, чтобы ваши слова не расходились с делами!
Знаете, я уверена, что каждая тема, о которой мы с вами говорим, это – шаг навстречу к детям, к семейному счастью и к чувству гармонии внутри себя! Если вы желаете это себе и своим близким, то подписывайтесь сами на новые статьи, и приглашайте друзей оформить подписку и участвовать в обсуждении актуальных для них вопросов.
Прощаюсь! И до новых встреч!
Изменение системы по мере взросления ребенка
Чем старше дети, тем сложнее должны становиться их обязанности, так как теперь они могут брать на себя большую ответственность. Вместо того чтобы выполнять несколько домашних дел в неделю, ребенок может справляться с несколькими обязанностями каждый день. Так как задачи становятся сложнее, многие родители именно поэтому начинают вознаграждать ребенка карманными деньгами. Для многих детей домашние дела становятся их первой «работой». Она учит их тому, что вознаграждение (денежное или любое другое) является результатом приложенных усилий. Кроме того, ребенок должен обязательно понимать, что главная награда за выполнение домашних дел — это чистота в доме и чувство выполненного долга.
Готовьте подростка к трудностям
Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.
Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства. Так, вполне нормально поделиться с сыном или дочкой тем, что вам не нравится ваша работа, но вы не можете её сменить, так как нужно оплачивать коммунальные услуги. Эта информация даст тинейджеру представление о семейной ответственности и он вполне в силах её «переварить». Но не стоит излишне перегружать подростка подробностями. Пусть он поймёт всю неидеальность мира чуть позже.
<<Форма курс 5-11>>
Три принципа формирования ответственности
Личный пример родителей. Наши слабости дети копируют чаще, чем сильные стороны. Если родители не выполняют свои обещания (пусть даже по уважительной причине), ребенок учится делать то же самое и свои причины считает важными.
Родители, которые говорят, что им не везет на работе, потому что нет влиятельных знакомых, в один прекрасный день могут услышать от сына-подростка, что ему не повезло, потому что никто не договорился с учителями.
Право на свободный выбор. Чтобы нести ответственность за поступок, ребенок должен сам этот поступок выбрать и понимать, почему он делает так, а не иначе.
Бывает, что за подростка делают выбор другие — например, мама мечтает, чтобы он стал экономистом, в то время как сам ребенок хочет быть художником, киберспортсменом или музыкантом. Можно сколько угодно говорить о перспективности профессий, но пока школьник сам не выберет экономику, он не будет стараться.
Терпение и осознанный подход. Нельзя воспитать самостоятельного и ответственного ребенка за один день, сказав ему: «Дальше ты сам делаешь уроки и собираешь портфель в школу». Это долгий путь, который начинается с небольших шагов.
Вначале придется напоминать, искать стимулы («Сделаешь домашку, а потом мы пойдем в кино»), поручать мелкие задачи («Собери тетрадки на завтра, погладь школьную рубашку»), и лишь спустя время он станет ответственным.
Также важно не ругать ребенка за ошибочный выбор, если у него что-то не получилось, и тем более не исправлять ошибки вместо него. Это может полностью отбить желание проявлять самостоятельность
Если за каждый промах ребенок получает выговор, он либо начинает врать родителям, либо принимает решение ничего не делать без прямых указаний. Лучше вместо этого обсудите, как исправить ошибку, и наметьте конкретные шаги.
Советы родителям
Подводя итоги, поразмышляем, как помочь младшему члену семьи стать самостоятельной, самодостаточной и ответственной личностью, как научить ребенка ответственности.
- Договоритесь о правилах жизни маленького человека и будьте последовательны. Есть законы, которые не подлежат обсуждению.
- Поручайте ребенку посильные домашние дела. Позвольте ему быть ответственным за них.
- Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Лучше побуждайте его к выполнению обязанностей.
- Заведите маленькие семейные традиции. Они послужат отличной мотивацией к выполнению домашних дел. Например, обсуждать общие семейные дела, в которых ребенок может принять посильное участие: вместе с мамой посадить цветы, вместе с папой помыть машину, пойти с родителями за покупками в магазин, помочь в генеральной уборке.
- Читайте с детьми поучительные книги, где герои берут ответственность за других на себя:
А. Сент-Экзюпери, «Маленький принц»;
А. Гайдар, «Тимур и его команда»;
Л. Толстой, «Рассказы о детях»;
А. Волков «Волшебник изумрудного города».
- Разговаривайте с ребенком и объясняйте последствия безответственного поведения.
- Не бойтесь сами делать ошибки и позволяйте ошибаться своему ребенку.
- Все вышеперечисленные рекомендации будут работать, если в семье созданы условия для формирования ответственности: уважение к друг другу, умение выслушивать младших, спокойно относиться к желаниям другого и подобное.
- Родители любят ребенка безусловно, не сравнивают его с другими детьми и не оценивают его поведение.
- Старшие служат примером для подражания. Они держат слово и выполняют договоренности.
- Все взрослые члены семьи придерживаются одной линии воспитания. Если папа говорит, что этого делать нельзя, то мама, бабушка и дедушка с ним солидарны.
Бернард Шоу сказал: «Свобода означает ответственность. Вот почему люди так боятся ее». Не бойтесь быть свободными в выборе методов воспитания, раскрывайте свой творческий потенциал и прислушивайтесь к своим детям! Тогда положительные результаты воспитания не заставят себя долго ждать.
Что такое ответственность
Заглянув в любой толковый словарь, можно узнать, что ответственность — это способность понимать последствия своих поступков и отвечать за них, исполнять взятые обязательства. Но словари не говорят, как появляется такая способность. Зато говорят психологи.
В психологии под ответственностью понимают социальный навык, который не дается при рождении и не возникает после «серьезного разговора». Он формируется с раннего детства.
Многие родители мечтают воспитать ответственного, собранного, пунктуального ребенка, но в то же время спешат все делать за малыша и быстро исправлять любые его промахи. Как же тогда он узнает, что у поступков есть последствия? Как научится делать что-то самостоятельно?
Ответственность тесно связана с самостоятельностью, хотя это не одно и то же. Вначале возникает самостоятельность — ребенок учится сам одеваться, относить грязные вещи в корзину, помогать маме на кухне. Постепенно он понимает, что у него есть обязанности.
Но отвественность — это не самостоятельность. Трехлетка с удовольствием кричит: «Я сам!» и рвется налить воду в чашку, не думая о том, что чашка разобьется. Умение соизмерять свои силы и доводить начатое до конца придет намного позже.
Отвественность — это не исполнительность. Пытаясь воспитать ответственного ребенка, родители иногда воспитывают послушного. Но исполнительный человек не всегда готов принимать решения. Он может ожидать, что ему укажут правильный вариант, а если что-то пойдет не так — виноват будет указавший.
Подарите ребенку красивый и удобный ОБРАЗЕЦ
В когнитивной психологии существует наглядный расклад: чтобы ребенок научился самоконтролю, ему просто необходим эталон. Такой образец желательного и поощряемого поведения, на который он будет равняться. Ребенок будет сверяться с этим образцом и постепенно разовьет свой самоконтроль: научится планировать свою работу для достижения образца, а потом проверять самого себя, хорошо ли он воспроизвел образец и как в следующий раз сделать лучше. И мы, родители, вместе с учителями должны этот эталон ребенку предоставить, потому что иначе он возьмет образец на улице, в телевизоре или Вконтакте. Как же это сделать?
* Родители сами должны быть достаточно организованными людьми
Важно, чтобы ребенок видел и знал, что в родительской жизни есть место порядку и дисциплине: мама-папа умеют делать над собой усилие и выполнять свою работу и другие обязанности (готовить ужины семье, содержать дом в чистоте – все это тоже плюсы в пользу самоконтроля)
* У ребенка должно быть упорядоченное пространство для учебных маневров: стол или парта для уроков, полки и ящики для книжек и тетрадок, место в шкафу для школьной одежды, будильник, телефон, продукты к завтраку и обед в холодильнике.
* Родителям вслед за учителями нужно регулярно подсказывать ребенку: что, когда и как удобно делать, чтобы с учебой у него все было хорошо .
* И нужно не просто рассказывать и подсказывать, «что такое хорошо и что такое плохо», но и помогать ребенку придерживаться «хорошей» линии, напоминать о необходимых действиях, стимулировать и подбадривать. И, конечно, хвалить.
* И даже не только помогать, напоминать и хвалить, а еще и обращать внимание на последствия хороших действий: «Смотри, ты выучил уроки пораньше – весь вечер был свободен, здорово? Ты хорошо подготовился по английскому – и на уроке тебе было все понятно, приятно же? Ты перестал забывать пенал – и больше не приходится просить ручки и карандаши у ребят, удобно, да?»
Как научить ребенка ответственности в учебе
Конечно, было бы здорово, если учёба является личным делом и ответственностью ребёнка. Однако существует риск того, что пущенный на самотёк образовательный процесс приведёт к тому, что школьник перестанет учиться / будет получать одни неуды / станет постоянно забывать портфель, учебники / начнёт опаздывать на первые уроки…
Чтобы этого не произошло, необходимо здраво оценивать возможности ребёнка и найти для него золотую середину ответственного поведения в учёбе. То есть не нужно впадать в крайности. Во-первых, переоценивать возможности школьника, думая, что в 10 лет он уже способен отслеживать свои успехи и планировать свою деятельность. Во-вторых, предъявлять излишние требования к подростку, когда полный контроль сводит на нет все усилия по воспитанию ответственности.
Чтобы результаты вас не разочаровали, следует помнить о нескольких важных аспектах.
- Возрастные особенности. Возраст – не просто цифры и количество отмеченных дней рождения, а объективный фактор. К примеру, некоторые участки коры больших полушарий мозга окончательно формируются к 13 годам. Это относится к лобным долям, которые отвечают за составление планов, прогнозов, контролирование своей деятельности.
- Пошаговый процесс. Любой навык развивается поэтапно. Сначала за ребёнка всё делает родитель, затем ребёнок делает что-то вместе с родителем, а только потом – выполняет самостоятельно. Это относится и к учёбе, когда на определённых этапах нужен родительский контроль.
- Организация процесса. Взрослый опытнее ребёнка, а значит, именно он должен помочь в освоении навыка школьнику. Чтобы воспитать ответственность к учёбе, нужно правильно организовать весь процесс. Например, составить перечень вещей, которые нужны к каждому уроку, распределить время на домашние задания и т.д.
Любую задачу, проблему нужно решать, исходя из детского опыта. Если ребёнок сам может решать уроки, мириться с одноклассниками, не стоит вмешиваться. Если же опыта решения проблемы нет, нужно помочь школьнику на первых этапах, а потом – отступить в сторону и позволить сделать всё самому.
Вводите санкции за безответственное поведение
В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.
Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.
Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то…», сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.
Особенности развития мальчиков и девочек в 8 лет
Дети в этом возрасте хорошо понимают разницу между полами: во внешности, в некоторых чертах характера, в обязанностях, в социальных ролях. У них прослеживаются разные тенденции в поведении: девочки проявляют большую склонность к сдержанности, усидчивости, отзывчивости и послушанию.
Они начинают уделять внимание своей внешности, высказывают свои предпочтения к одежде, нередко примеряют мамины вещи. Девочки хорошо откликаются на помощь, заботятся о младших сёстрах и братьях, ответственно выполняют поручения
Обычно в этом возрасте они увлекаются творческими занятиями: рукоделием, музыкой, танцами.
Мальчики в 8-9 лет чаще всего менее сдержанны в проявлении эмоций и более импульсивны, чем девочки. Они демонстрируют большую активность и долго не могут усидеть на месте. Обычно в этом возрасте мальчики предпочитают занятия спортом и подвижные игры.
Посещение секции создаст хорошие условия для выплеска энергии, которая бьёт ключом. Мальчик может быть вполне успешным в учёбе, если дисциплины ему интересны и хорошо даются.
Для девочки в этот период важна похвала её как личности (просто как девочки), а для мальчика важна положительная оценка результатов его деятельности.