Эффект Зейгарник
Психологический «Эффект Зейгарник» получил имя основательницы отечественной патопсихологии Блюмы Вульфовны Зейграрник. Благодаря исследованиям Зейгарник и Курта Левина в середине XX века было доказано, что
незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.
В их экспериментах творческую деятельность детей прерывали и предлагали им другое занятие. В случае нереализованности остатка потенциала дети при первой возможности стремились завершить неоконченное дело. В среднем незавершённые действия у здоровых детей вспоминались на 90 % лучше, чем завершённые.
Можно легко провести параллели с прохождением бесчисленных уровней — во всех видеоиграх происходит манипуляция с принципом незавершенности.
Похожим образом влечение к видеоиграм можно объяснить »законом незавершенного гештальта». Гештальт-терапия — направление психотерапии, оформившееся в середине прошлого века. Если не вдаваться в дебри теоретической психологии, можно сказать, что гештальт — целостный образ какой-либо ситуации.
Близкое к академическому определение гештальта в переводе с научного на русский звучит примерно так: «Гештальт — это целостная структура на поле взаимодействия среды и человека, охватывающая промежуток между возникновением потребности и ее удовлетворением». У человека есть природная внутренняя потребность «завершить гештальт», то есть охватить целостный образ.
Никогда не завершающийся гештальт в виде нереализуемой эфемерной цели стать эльфом 80-го уровня крайне разрушительно влияет на психику ребенка, его способность ставить перед собой цели и достигать их в реальной жизни.
Катерина Ясько, психолог, эдуколог
Чем заменить компьютер?
Многие родители только рады появлению компьютеров. Ведь это ещё один способ увлечь чадо и заняться своими делами. Но для тех, кто знает о вреде компьютера и хочет побольше проводить времени с детьми, эта информация будет полезна.
Как разнообразить досуг?
- использовать развивающие и настольные игры;
- проявить фантазию и придумать игры с безопасными предметами, которые есть дома;
- прогулки на свежем воздухе. Лучше позвать на прогулку других детишек или познакомиться с ними на улице;
- посещать развивающие кружки и спортивные секции;
- совместное чтение книг, разучивание стихов и песен, прослушивание музыки;
- занятие рукоделием или другим творчеством.
И это далеко не весь список. С ребёнком можно заняться чем угодно. Главное – найти время и желание.
Мы живем в эпоху развитых информационных технологий. Без знания компьютера современному человеку будет сложно. Стоит относиться спокойно к тому, что наши дети рано или поздно освоят эту «чудо-машину». Это поможет им в обучении и в поисках хорошей работы.
Главное – помнить о вреде, который может принести компьютер, если не соблюдать элементарные правила пользования.
Мир по придуманным алгоритмам
Компьютер не является аналогом человека по интеллекту. И программное обеспечение, несмотря на красивые, почти реальные картинки, близкие к реальности действия – это все виртуальный мир, живущий по придуманным алгоритмам. Эти алгоритмы не есть аналог человеческого мышления.
Нет таких механизмов или программ, которые могут стоять на одной ступени с человеком. Несмотря на все усилия кибернетики как науки и прикладных дисциплин, позволяющих создавать компьютерное «железо» и «софт».
А что такое победить неживую материю, мыслящую примитивнее человека? Разве в этом предназначение каждого из нас?! Да, компьютер намного примитивнее самого простого человека, ибо он мыслит в категориях команд для процессоров. А мышление человека до сих пор остается загадкой. Но совершенно очевидно, что наш мозг намного сложнее и эффективнее любой современной «железки».
Поэтому людям должно быть интереснее жить среди людей и общаться с людьми, используя компьютеры и гаджеты лишь как удобное и часто незаменимое в наше непростое и бурное время средство передачи информации.
Ну, а компьютерные игры имеют право на существование, как и многое другое, что нас окружает. Как когда-то дети и взрослые любили обычные, привычные игрушки, так и в наше время никто им не запрещает играть в компьютерные игры. Главное, чтобы это не заслонило им реальную жизнь.
Рекомендую посмотреть:
1. Реал или виртуал в жизни ребенка
2. Детский браузер Гогуль на базе Mozilla Firefox
3. Должен ли ноутбук соответствовать требованиям игры или программы
4. Влияние компьютера на здоровье человека
Распечатать статью
Получайте актуальные статьи по компьютерной грамотности прямо на ваш почтовый ящик. Уже более 3.000 подписчиков
Важно: необходимо подтвердить свою подписку! В своей почте откройте письмо для активации и кликните по указанной там ссылке. Если письма нет, проверьте папку Спам
Рекомендации по избавлению от игровой зависимости
Важно найти причину зависимости.
Многие психологи лечат следствие проблемы, не понимая что это бесполезно. Необходимо понять ребенка, что именно заставило его отказаться от общения со сверстниками и переключиться в виртуальный мир.
Нельзя бороться с зависимостью от игр полным запретом компьютера. Это не даст желаемого результата, а только ухудшит ситуацию. Ребенок станет замкнутым, будет искать другие способы поиграть (например в компьютерном клубе, у друзей и т. д.).
Очень часто страдают от игр те дети кому не уделяется внимания со стороны близких
Психологи и психотерапевты советуют проводить так называемую семейную терапию, для того чтобы “переключить” внимание ребенка на другое
Рекомендуется организовать совместный отдых на природе, разные турпоходы, разработать физические упражнения, экскурсии , совместное чтение и обсуждение интересной литературы.
При таком подходе значительно повысится самооценка ребенка, произойдет его социальная адаптация.
Групповые психокоррекционные занятия.
Специалисты советуют проводить специальные встречи детей страдающих такими же проблемами, создавая при этом гармонию и уют
Важно создать атмосферу, при которой ребенку захочется поделиться с окружающими своими проблемами и переживаниями. Эта задача стоит перед психологом, который проводит занятия
Использование специальных программ.
Было разработано специальное программное обеспечение, которое не дает возможности игроку играть в игру большой промежуток времени. После того, как лимит времени заканчивается – происходит автоматическое выключение компьютера или запрет на продолжение игры, уменьшение скорости интернета и так далее (например программа Nighttime Shutdown).
К сожалению, этот метод не сможет решить проблему зависимости. Его можно рассматривать как один из инструментов борьбы с игроманией.
Ограничить время игры.
Этот совет можно использовать для младшей возрастной группы детей, так как подростки все равно будут находить способ поиграть.
Идеальный вариант: время игры для детей 7 – ми лет до 10 минут/день, 11 лет – 20 минут/день, старшекласники – 30 минут/день. Максимум разрешается 1 час в день.
Контролировать расстояние.
Для персональных компьютеров рекомендуется расстояние от монитора до уровня глаз 40 сантиметров.
Должен поступать свежий воздух.
Важно в детской комнате проводить влажную уборку, постоянно проветривать. Рекомендуется размещать комнатные растения
Свежий воздух способствует улучшению кровообращения головного мозга, что очень важно при долгой игре за компьютером
Фильтровать содержание игр.
Важно детально изучить описание компьютерной игры прежде чем разрешать играть в нее ребенку. Следует отменить жестокие, азартные, игры с насилием или распущенностью
Не нарушать биоритмы.
Очень важно, чтобы ребенок не нарушал биоритмы. Нельзя играть перед тем как ложиться спать, после приема пищи или ночью
Выводы
Именно родители должны помочь ребенку в поиске и устранению причины компьютерной зависимости
Важно понять внутренний мир ребенка, узнать что именно заставило его проводить больше времени за компьютером
Бонус
Вашему вниманию предлагаю интересное интервью с психотерапевтом Кульгавчуком Е.А. . Он расскажет о интернет зависимости, какие есть симптомы, как определить ее. Приятного просмотра.
Успокаивающая музыка – Kokin Gumi ( Zen Garden)
Релакс видео сильный ветер зимней ночью
Возвращение в семью
Для того чтобы победить зависимость, придется много работать всем членам семьи. Сотрудничество и уважение должны быть инструментами этого процесса выбора. Лучший способ отучить детей от интернет-зависимости состоит в том, чтобы они сами прочувствовали преимущества реальной жизни против виртуальной.
Вот несколько советов, придерживаясь которых родители справились с интернет-зависимостью своих детей, их можно учитывать, перед тем как отвлечь ребенка от компьютера и телефона:
- Проведение совместных видеосеансов игры, пусть ребенок научит родственников одной из своих любимых видеоигр. Они могут признать игру поучительной, сложной или плохой. Этим будет показано ребенку, что они открыты и готовы попробовать что-то новое вместе с ним. Существует большая вероятность того, что ребенок прислушается к мнению близких.
- Предлагают ребенку вести учет времени, проведенного на играх в течение недели. Показывают ему наглядное представление о том, сколько свободного времени уходит на онлайн. Вполне вероятно, что ребенок не учел этого и будет удивлен результатами. Можно предложить список полезных и интересных дел и возможностей, которые он мог выполнить за то же время.
- Организовывают активные совместные занятия в помещении или на свежем воздухе для детей и их друзей.
- Начинают долгосрочный проект по реализации желанных целей ребенка, которые кажутся ему недостижимыми. Если родители смогут реализовать то, чем увлекается ребенок, то можно помочь ему реализовать свою страсть. Большинство детей не предполагают о процессе долгосрочных проектов, нужно показать им, как планировать и финансировать их. Это будет долгое время занимать сознание малыша. Например, построить доску для серфинга, отремонтировать старую машину, сшить платье, сделать домик на дереве, выполнить путешествие на велосипедах. Такой долгосрочный проект с ребенком будет вознаграждением для всей семьи.
- Признать усилия ребенка в офлайн-занятиях. Исследование, проведенное стэнфордским психологом Кэрол Дуэк, показало, что способ, которым родители предлагают одобрение, влияет на поведение детей и их отношение к себе. Двек провел исследования, в которых подростках давали ряд сложных проблем из теста IQ. Дети, которых похвалили за их интеллект, готовы отказаться от возможности выполнить новую задачу, которая может выявить их недостатки и поставить под сомнение их талант.
- Участие в видеоигре, часто является уединенной деятельностью. Совместный обед или ужин в кругу семьи предоставляет ценную возможность для общения. Запланированная совместная трапеза помогает вытащить детей из «изолированного пузыря» на игровых приставках и вовлечь в обмен идеями. Семейные обеды должны быть местом для открытой дискуссии, где дети могут обсудить свои игровые достижения, если они захотят, и где они также могут узнать мнение всех членов семьи, что помогает оценить время, проведенное за игрой.
Для того чтобы побудить ребенка тратить меньше времени на игры, требуется больше времени от родителей. Это не всегда легко, учитывая плотные графики, но оно того стоит, особенно для семьи, в которой главным приоритетом является здоровье. Только так можно снизить негативное влияние компьютера на детей.
Краткий исторический очерк
Игра Kane на Zx-Spectrum
Можно упомянуть первые игровые автоматы с первыми играми такими, как морской бой, где надо было уничтожить вражеские корабли. Первая моя игрушка, в которой так или иначе присутствовало насилие была игра KANE на Zx-Spectrum. В ней нужно было убить как можно больше летящих уточек, чтобы попасть в следующий уровень, следующим уровнем (как это показано на картинке) была городская площадь, и в разных местах появлялись люди (откуда мы знаем, может они были ни в чём не виноваты) и их нужно было точно так же расстрелять, чтобы попасть в следующий уровень. Тогда это казалось забавой, а сейчас осознаёшь, что это всё неправильно и преподносится, как нормальное явление.
Можно привести много игр тех лет, где подобные ценнгсти предлагаются детям. Можно отметить игру IKARI, где управляешь вооружённым военным, преступником или ещё кем и мочишь всё подряд, что попадается на пути. Все бандиты, все плохие люди и все подлежат уничтожению. Чем дальше и больше играешь, тем круче вооружаешься и тем больше убиваешь … больше крови, ещё больше крови. Какое мировоззрение складывается у ребёнка при этом, одному Богу известно. Таких игр такого уровня можно перечислить великое множество.
Индустрия компьютерных игр набирала обороты и развивались новые технологии, а вместе с этим и сами игры базирующийся на убийствах, жестокости и насилии. Можно привести пример игр приставок DANDY и SEGA.
Все мы помним такие игры как Mario, управляешь маленьким героем, чтобы спасти ее от злого дракона. По пути к главному врагу убиваешь безобидных улиток и всяких разных существ. Mario – это ещё «цветочки» в пропаганде насилия, а вот Mortal Combat на приставе SEGA ярко продемонстрировал жестокость, море крови и то, как надо убивать. Особенно красочно разработчики придумали так называемые Fatality, когда соперника нужно прикончить последним ударом, так там и головы отсекали, отламывали руки и ноги всякими изощренными методами, помнятся компьютерные залы, которые были арендованы в школе. Окло 20 телевизоров и соответственно 20 приставок SEGA и школьники возрастом от 7 до 16 лет «резали», «убивали», «расстреливали» друг друга при помощи вышеупомянутой игры. От этого и страшно становится за наше будущее.
Тяжело поверить в то, что люди после такого влияния могут вырастать добрыми, порядочными. И Вы хотите, что был мир на Земле? Если индустрия разработки подобных игр в мире не будет регламентироваться более жестче, то на мир во всём мире не придётся рассчитывать.
Вред или польза?
Вы удивляетесь – может ли быть польза? Вполне, может. У каждого явления есть по крайней мере две стороны. И если чётко фиксировать и контролировать время, проведённое за компьютером и тщательно отбирать разрешённые для вашего ребёнка игры, то вполне можно помочь развитию памяти, скорости реакции, натренировать мелкую моторику, изучить информацию о животных, растениях, других странах и космосе. Любому здравомыслящему и любящему ребёнка взрослому под силу сделать из компьютера доброго помощника и свести к минимуму вред.
Родителям важно знать и помнить, что игры, в которых есть сцены насилия, убийства, жестокости по отношению к монстрам и особенно людям, способны значительно увеличить агрессивность ребёнка. Часто родители не знают и не интересуются во что играют их дети
Многие также не ограничивают время для копьютерных игр. А ведь агрессивность, вспыльчивость или замкнутость и тревожность ребёнка прямо пропорциональна тому времени, потраченному на игры в различные стрелялки, страшилки. Такие дети и подростки чаще вступают в споры и конфликты с учителями, родителями и одноклассниками, дерутся, у них ухудшаются оценки, падает интерес к учёбе в целом
Часто родители не знают и не интересуются во что играют их дети. Многие также не ограничивают время для копьютерных игр. А ведь агрессивность, вспыльчивость или замкнутость и тревожность ребёнка прямо пропорциональна тому времени, потраченному на игры в различные стрелялки, страшилки. Такие дети и подростки чаще вступают в споры и конфликты с учителями, родителями и одноклассниками, дерутся, у них ухудшаются оценки, падает интерес к учёбе в целом.
Также сильно влияют вроде вполне безобидные, игры, в которых, например, при вождении автомобиля не возбраняется сбить несколько прохожих и они вполне красочно разлетаются на куски с брызгами крови. Иногда за это даже добавляются очки. И ребёнок привыкает не ценить человеческую жизнь, для него на подсознательном уровне может стать нормой убийство ради победы, выполнения миссии игры или даже для забавы – ведь они тут же возникают снова, никакой беды и трагедии нет!
По данным проведённых исследований девочки-подростки играют в компьютерные игры в 2–3 раза меньше мальчиков. И именно мальчики гораздо чаще попадают в зависимость от интерактивных игр.
Психология компьютерных игр
Компьютерные игры – это попытка человека подчинить себе реальность. Манипулируя виртуальным пространством, игрок чувствует себя не просто зрителем, а настоящим соучастником или даже творцом. В виртуальном мире, в отличии от мира реального, все происходит мгновенно. Нажимая на кнопку, сразу же получаешь определенный результат. Не надо ничего ждать, прикладывать усилия.
Игра – это упрощенная имитация реальности. Такой реальностью очень легко научиться управлять. Психологи утверждают, выигрывая, проходя очередной уровень, человек получает ощущение, что добился результата, что он умный, сообразительный. Его самооценка соответственно повышается, а это очень приятное чувство. Даже для взрослого игра может стать основным способом самореализации. Что уже говорить про ребенка.
Влияние компьютерных игр на несформированную детскую психику
Яркость и динамизм виртуальных образов привлекают ребенка. Он получает возможность манипулировать новой интересной реальностью. В мире компьютерной игры он не ощущает себя беспомощным, он сам все решает, сам всего добивается и чувствует себя при этом сильным, умным и взрослым. Игра предоставляет неограниченные возможности. Большой риск попасть в зависимость от игромании имеют дети, родители которых не дают им возможность реализоваться в повседневной жизни. Если ребенок не может реализоваться в реальном мире, на помощь приходит виртуальный.
Признаки, которые являются сигналом формирования зависимости от виртуальных игр:
- Во время игры ребенок абсолютно перестает реагировать на просьбы, проявляет агрессию при попытке отвлечь его.
- Он постоянно говорит о компьютерных играх, с нетерпением ждет возвращения к монитору.
- Если запретить игры за компьютером или ограничить их время, у ребенка портиться настроение, возникает подавленное состояние.
- Оторванный от игры ребенок не может найти себе развлечения в реальном мире.
- Возникает острая потребность в иге.
Какие опасности скрываются за невинной игрой?
Первое, на что обращают внимание специалисты – это значительное повышение агрессивности у детей, которые играют в жестокие игры. Постоянное повторение «боевых действий» формирует установку на то, чтобы добиться результата, нужно быть максимально агрессивным
Уничтожая героев игры, ребенок чувствует наслаждение. Это провоцирует возникновение фиксации на агрессии. Она, в свою очередь, переноситься на взаимоотношения в реальном мире.
Дети, которые с раннего возраста увлекаются виртуальными играми, часто имеют значительные проблемы в сфере общения. Результаты исследований показывают, что они просто не заинтересованы в установлении контактов с окружающими. Они плохо понимают чувства и эмоции других людей, не учитывают их потребности, а значит, неспособны наладить продуктивное общение.
Дошкольники, которые много времени проводили за компьютерными играми, воспринимают визуальные образы, но плохо реагируют на звуковые сигналы. Это становится причиной плохой обучаемости в школе. Они не способы адекватно реагировать на звуковые инструкции, что значительно понижает их успеваемость.
Игры, особенно в вечернее время, приводят к нарушению сна. Они сокращают глубокую фазу сна, во время которой отдыхает нервная система, перерабатывается и систематизируется полученная за день информация, что негативно влияет на развитие ребенка.
Разрешать или нет ПК ребенку – ведь влияние компьютера на детей не всегда положительное
Сейчас мнения родителей расходятся с тем что стоит ли включать вообще персональный компьютер в жизнь своего чада или же строго-настрого запретить.
Кто-то наоборот, старается купить самый навороченный компьютер или ноутбук ребенку, в целях образования и просвещения.
Другие родители наоборот, заставляют своих детей ходить в библиотеки, к друзьям, делать что угодно только не сидеть за компьютером, так как влияние компьютера на детей огромно.
Посмотрите простенький компьютер для ребенка, чтобы обучался на Яндекс.Маркете:
Мне кажется и то и то неверно. Во-первых, хотим мы того или нет, ПК в нашей жизни есть, и никуда от этого не деться.
Поэтому компьютер нужно давать ребенку – дозировано! Например, в виде поощрения за хорошую отметку в школе: получил “5” по математике – заслужил 30 минут поиграть. Принес “двойку” по английскому – 2 дня без компьютера.
Это лучше, чем если Ваш малыш будет сидеть сутками у монитора и портить глаза. Контроль нужен обязательно, баловать нельзя, разрешая ему часами играть и сидеть в соцсетях.
Плюсы и минусы компьютера для детей
Влияние компьютера на детей
Плюсы компьютера для ребенка:
- Техническая грамотность. Дети становятся технически грамотными, обучаются пользоваться техникой, работать с принтером, сканером – это поможет ему в будущем в повседневной жизни.
- Образованность. Подросток может найти нужную ему информацию в интернете, выполнять домашнее задание, смотреть обучающие видео ролики, осваивать интересные полезные программы.
- Просвещенность. Ведь можно искать ответы в интернете на интересующие ребенка вопросы, ведь ответ есть практически на любой вопрос!
- ПК способствует развития у детей воображения, фантазии, творческих способностей.
- Возможность онлайн обучения, не выходя из дома (очень актуально было в 2021 году в период пандемии коронавируса COVID-19).
- Благодаря современным гаджетам, родители могут контролировать местонахождения их чада.
- Коммуникабельность, но это спорно. Дети могут переписываться с друзьями, одноклассниками, обмениваться информацией, пересылать друг другу домашнее задание и прочее.
- Компьютер расширяет кругозор детей.
- И особым пунктом я бы хотел отметить душевный комфорт. Вот представьте, у всех детей в школе есть дома компьютеры, родители разрешают им играть в игры, а у вашего ребенка такой возможности нет. Обида? Зависть? Подавленное настроение? Поэтому давать детям компьютер можно и нужно, но дозировано и под контролем взрослого.
Минусы компьютера для детей:
- Развитие игровой зависимости. Сознанием детишек полностью овладевает виртуальная реальность.
- Появляется тревожность, страх, неуверенность из-за стремления добиваться желаемого результата
- Появление агрессивности к окружающим людям, вследствие игры в жестокие игры, где убивают.
- Негативное влияние на физическое развитие детей – малоподвижность, искривления позвоночника.
- Замкнутость. Отпрыски все реже начинают выходить на улицу. В 90-е года, когда не было даже сотовых телефонов, мы всегда играли на улице до самого вечера! А сейчас? Допоздна за компьютером……
Что же делать?
- Детвора от 3 до 6 лет должны быть за монитором ПК до 15 – 30 мин. в день.
- Дошкольникам 6 лет разрешается сидеть чуть дольше – до часу.
- Разрешать играть в игры только в первой половине дня, не на ночь.
- Позволяйте сидеть за компьютером своим детям не чаще чем 3 раза в неделю.
- Позаботьтесь о том, чтобы в комнате, где находится ПК была удобная мебель, подберите кресло под спину ребенка, чтобы ему было удобно сидеть, чтобы было хорошее освещение.
- Следите за тем чтобы расстояние от глаз до экрана было не меньше 50 – 60 см.
- Заставляйте детей каждые 15 минут нахождения за монитором делать небольшую разминку с полным выходом из-за стола.
Теперь, зная что влияние компьютера на детей очень большое, следите за своими чадами, не позволяйте им сутками напролет сидеть за компьютером.
Как возникает зависимость
Часто взрослые помогают прямо или косвенно сформировать неадекватный интерес ребёнка к гаджетам. И это влечение, тяга становится настолько сильна, что дети «забывают» о прогулках, об общении со сверстниками, чтении и даже других играх. Как же мы, родители, можем это сделать?
Например, мама или папа, могут играть сами на глазах маленького ребёнка. Помните, что дети подражают нам и часто почти младенец уже может нажимать нужные кнопки, удивляя и восхищая своим «развитым интеллектом» своих родителей. Или родителям нужно на время отвлечь, успокоить ребёнка и они сажают его перед компьютером. Если это повторяется часто, то может привести к зависимости.
Многие родители понимают вред от «стрелялок» и стремятся заинтересовать ребёнка логическими, графическими, развивающими играми, где можно порисовать, сделать открытку-поздравление, изменить по своему вкусу фото или даже видео. Однако, если при этом предоставить ребёнка самому себе за компьютером и позволять играть ему столько, сколько ему хочется, то зависимость всё равно может сформироваться.
Некоторые родители разрешают поиграть своему чаду в качестве мотивации, некоего вознаграждения за хорошие оценки, за убранные игрушки, за то, что хорошо себя вёл в гостях. И такие параллели тоже наносят большой вред и могут сформировать зависимость.
Придумать семейное хобби
Необязательно отправлять ребёнка подальше от дома, чтобы он забыл про компьютерные игры. Вы можете подобрать такое хобби, в котором тоже будете активно участвовать.
Первый вариант — домашние увлечения. Что-то связанное с рукоделием или моделированием: вязать, валять из шерсти, плести из резинок или бисера, складывать оригами, клеить модели, паять схемы — интересных занятий очень много.
Второй вариант — совместные поездки и посещения музеев, парков развлечений, экскурсий. Поручите ребёнку поискать в интернете интересные места, а на себя возьмите организацию семейного мероприятия. Новые впечатления обеспечены.
Что делать? Несколько советов
Что же нужно предпринять, чтобы избежать негативных последствий общения ребенка со своей компьютерной «игрушкой»? В первую очередь — ограничить время его пребывания за компьютером и установить ряд жестких правил. Вот они…
- Ребенок от 3 до 6 лет может находиться за компьютером не более 15 — 30 минут в день.
- Дошкольник 6 лет — до часу.
- В компьютерные игры лучше играть в первой половине дня.
- Позволяйте ребенку работать с компьютером не чаще трех раз в неделю.
- Обеспечьте в комнате, где установлен компьютер, хорошее освещение и мебель, соответствующую росту вашего малыша.
- Строго следите за расстоянием от монитора до глаз ребенка — оно должно быть не меньше 60 см!
- Не менее внимательно следите и за его осанкой, когда малыш за компьютером.
- Приучите его после компьютерных игр или занятий регулярно делать небольшую зарядку для глаз.
- После компьютерной игры ребенку рекомендуется позаниматься физическими упражнениями и играми.
Эти нехитрые правила позволят избежать всех тех неприятностей, которые перечислены выше. При правильном подходе общение вашего чада с компьютером принесет только пользу. Во-первых, он хорошо овладеет навыками работы с этой техникой, что, конечно, пригодится ему в будущем. Во-вторых, современные обучающие программки, которые можно купить или скачать из интернета, позволят ему в игровой форме постичь азы самых разных знаний и наук, от геометрии до иностранных языков, еще больше разовьют моторику рук при рисовании (например, в известной программе Paint), пойдут на пользу и образному, и логическому мышлению.
Подытоживая, скажем: компьютер может стать хорошим другом и помощником вашего малыша, но только при вашем контроле и внимании!
Что говорят исследования ученых
Нет ни одного серьезного исследования, доказывающего вред компьютерных игр. Все мифы проистекают из частных случаев появления зависимости или досужих вымыслов старшего поколения.
Китайские ученые провели эксперимент (), целью которого было понять влияние видеоигр на психику детей. Для исследования выбрали пять 13-летних учеников школы. Они играли в гонки и кровавые шутеры.
Ребят предварительно протестировали на эмоциональное состояние, реакцию, способность действовать в критических ситуациях. Затем в течение месяца школьники играли по два часа в день, периодически меняя видеоигры. Спустя месяц тестирование повторили. У геймеров улучшилось тактическое мышление, ускорилась реакция, они стали более внимательными. У детей, кроме одного, не обнаружили никакой агрессии.
Не менее интересны другие исследования. Многие эксперименты показывают, что любители видеоигр часто находятся в лучшей физической форме, чем их сверстники, не страдают ожирением, достаточно общаются с друзьями, социально активны (). Работа, проведенная Pew Research Center, обнаружила, что видеоигры облегчают общение подростков между собой и обществом в целом ().
Отлучение от социальных сетей
Постоянные селфи, нескончаемый процесс проверки ответов пользователей создают зависимость от социальной сети, заставляют мозг работать сверхурочно, чтобы сделать следующий ход. Такие дети не воспринимают любые ограничения, если нет своего телефона, найдут выход в сети через аппарат друга или другие альтернативные способы для удовлетворения своих желаний.
Для надежности потребуется отключить возможность телефона загружать приложения без родительского разрешения. На iPhone потребуется отключить возможность загрузки приложений в настройках родительских ограничений. iPhone поставляется с предустановленным Facebook и Twitter, которые тоже рекомендуется заблокировать в разделе конфиденциальности родительских ограничений.
«Плюсы» компьютера
Развивает творческие способности, логическое и образное мышление.
Развивает быстроту реакции, тренирует память и внимание, способность действовать в заданном игрой темпе.
Вызывает положительный интерес к новой технике и, напротив, устраняет страх перед ней.
Развивает воображение, активность и целеустремленность, предлагая ребенку в игре новые и самые неожиданные ситуации.
Усиливает мотивацию к обучению — позволяет ребенку проявить оригинальность, испробовать свои умственные силы, принять решения, а в случае неудачного результата — не получив негативной оценки, попытаться сделать все заново.