Как узнать одаренного ребенка

15 признаков одаренности ребенка

Возможно вы задаетесь вопросом, как определить одаренного ребенка

Если да, то вот 15 отличительных признаков, на которые вам стоит обратить внимание:

1. Они говорят, как профессора

Одаренные дети усваивают знания гораздо быстрее, чем среднестатистические дети. Осваивать языковые навыки им также проще. У одаренных детей обширный словарный запас, и они могут использовать в речи сложные предложения.

2. Они определяют паттерны

Навык определения паттернов (например, паззлы или время, когда мама приходит домой) довольно редко развит у маленьких детей. Если, конечно, ваш ребенок не является одаренным.

3. Они много читают

Как было сказано ранее, одаренные дети невероятно любопытны. Чтобы удовлетворить свое любопытство им нужно прочитать каждую книгу, которая попадает им в руки. Эта особенность наиболее ярко проявляется, если ребенок что-то сильно заинтересует.

4. Они невероятно талантливы в чем-либо

Одаренность – еще одно слово для выдающегося таланта. Некоторые дети от природы талантливы в спорте, науке или искусствах. Выдающийся талант – это явный признак одаренности ребенка.

5. Им нравится общество взрослых и детей постарше

Одаренным детям, в силу их высоко развитых умственных способностей, неинтересно общаться со сверстниками. Они их не понимают, либо же одаренным детям с ними просто скучно. Поэтому они будут пытаться общаться с детьми постарше, учителями и взрослыми для стимуляции.

6. Они невероятно сфокусированы

Тут стоит кое-что добавить: большинство одаренных детей обладает выдающейся способностью сосредотачиваться на том, что их интересует. На скучном уроке одаренный ребенок утратит эту способность. Из-за этого ошибочно можно решить, что у ребенка плохо получается сосредотачиваться.

7. Они зрелые

Одаренный ребенок может также обладать высокоразвитым эмоциональным интеллектом. Если ваш ребенок одаренный, то вы можете заметить, что он с неодобрением относится к шалостям сверстников. Одаренные дети обычно не склонны к проделкам и озорству.

8. Они оригинальны

Одаренные дети также обладают навыками решения проблем. Такие дети не только по-другому подходят к повседневным проблемам, но и могут придумать способ улучшить что-либо.

9. Они лидеры

Благодаря своей зрелости, а также умению решать проблемы и мыслить нестандартно, из одаренных детей получаются хорошие лидеры. Конечно, эти лидерские качества наиболее ярко проявятся, когда ребенок будет находиться в подходящей обстановке.

10. Им не нужно указывать правильное направление

В то время как остальным детям нужно, чтобы родители или учителя говорили им, как правильно что-либо делать, одаренные дети сразу же берутся за дело и уже потом задают вопросы. Либо же вообще их не задают, если им удается самим во всем разобраться.

11. Они наполнены энергией

Одаренные дети всегда находятся в движении, вероятнее всего потому, что их мозг постоянно работает

Обратите внимание, что умные и одаренные дети зачастую очень быстро разговаривают. Так происходит потому, что они пытаются (безуспешно!) сделать так, чтобы их слова успевали за их мыслями

12. Им нужно проводить время наедине с самими собой

Как и большинство детей, одаренным детям нравится проводить время с другими людьми. Тем не менее, одиночество позволяет им остаться наедине со своими мыслями и развивать свою креативность. Одаренным детям нравится в одиночестве читать, писать и рисовать.

13. Им нравится природа

Некоторые одаренные дети, особенно те, у кого высоко развиты творческие способности, любят красивые виды и звуки природы. Их любопытство больше всего проявляются на природе.

14. Им иногда не удается реализовать свой потенциал

Да, вы все правильно прочитали. Умные и одаренные дети тратят почти всю свою ментальную энергию на те вещи, которые их интересуют. Нередко случается такое, что они преуспевают в одной области и терпят неудачу в другой. Одаренные дети иногда не могут реализовать все свои возможности из-за плохой концентрации внимания, небрежности, фрустрации и, чаще всего, обычной скуки.

15. Они считают, что учиться это весело

Одаренным детям настолько нравится учиться, что это становится их хобби. Благодаря своим умственным способностям и тяге к знаниям, ребенок может даже разделить несколько интересов со своими сверстниками.

Ирина Полякова

Россиянка Ирина Полякова в свои 5 лет прочитала 26 томов сочинений Жюля Верна. Девочка рано научилась читать и любила книги. Мама Ирины – специалист по раннему развитию детей – с малого возраста занималась обучением дочери.

В первый класс Ира пошла не в 7 лет, как ее сверстники, а на 2 года раньше. Она быстро осваивала школьную программу и «перепрыгивала» из класса в класс.

Закончив школу в 13 лет, девушка с легкостью поступила в МГУ. После окончания университета она стремительно шла по карьерной лестнице, став самым молодым членом совета директоров в крупной компании.

Сегодня Ирина – любимая мама и жена, но для своего ребенка она не желает повторения своей судьбы. Ирина отмечает, что она, как многие дети вундеркинды, рано проявившие свои способности, испытывала огромные трудности в социальной сфере. Когда ее одноклассники и одногруппники на первых курсах института гуляли в шумных компаниях, «маленькая Ира» сидела дома с родителями.

Девушке было очень сложно найти контакт с ребятами из своего окружения. В институтский период она старательно скрывала свой возраст, чтобы не чувствовать себя «белой вороной», но по-прежнему не могла позволить себе многое из того, что было разрешено ее одногруппникам.

План работы с одаренными детьми в школе

Повремените с выводами

Проследите за его постоянным поведением, обсудите с другими педагогами, пообщайтесь лучше с учеником, его родителями.

Только тогда, совместно с педагогом, психологом, сделайте вывод со своих наблюдений и полученной информации.

Составьте план работы с одаренными детьми в школе и организации внешкольной занятости.

Избегайте ярлыков

Когда Вы поняли, что ученик одарен гениальностью, не следует сразу говорить всем, что он «одаренный», а остальные «не одаренные». Это осознание явно никому не принесет пользы.

Уделяйте внимание всем ученикам

Будет несправедливо забывать о других учениках, только потому что в их классе есть более талантливый.

Поверьте, все нуждаются в Вашей педагогической помощи ничуть не меньше

Только представьте: обычный класс с одаренным ребенком, — он понимает весь материал, а иные чего-то недопонимают, но учитель обращает внимание только на него (вместо того, чтобы лучше объяснить тему всем)

Поддержка способностей одаренности и интереса

Пятая по пирамиде А. Маслоу потребность (потребность в самоактуализации) у талантливых детей может проявляться раньше, чем у остальных, — не подавляйте ее.

Например, если хвалите одаренного ребенка, то не забывайте хвалить достижений в том же остальных (в этот момент делайте акцент не на неудачах, а на успехах).

Не провоцируйте в одаренности перфекционизм

Одаренные дети склонны к чрезмерному перфекционизму, но это может привести к серьезным психическим проблемам (повышенный уровень тревожности, неврозы).

Поэтому постарайтесь избегать таких поступков и слов, которые провоцируют такое поведение в детях.

Привыкайте к протестному поведению

Обычная школьная программа может вызывать недовольство и скуку у талантливых детей, поэтому придумайте какие-то особенные задания, которые заменят им однотипные.

Сдерживайте эгоцентризм ребенка

Нередко одарённые дети демонстрируют некоторый эгоизм, высокомерие к своим сверстникам (а порой к учителям).

Воспитайте в каждом ученике доброжелательное отношение друг к другу, терпимость, объясните, что те или иные способности не должны быть поводом для оскорблений, неприязни, высокомерия.

Определение одаренности и ее особенности

Каждый детский возрастной этап отличается определенными условиями для формирования способностей. Но также с возрастом дети теряют одаренность, если они не стали начинать ее развитие. Поэтому если не увидеть особенного ребенка своевременно, то так можно и не успеть помочь ему в развитии той способности, которую дала природа.

Многие могут путать 2 совершенно разных термина — одаренность и обученность. Это является довольно грубой ошибкой, поскольку одаренный ребенок, если своевременно начнет развитие собственных способностей, сможет достичь намного больше, чем дети, которые просто отлично обучены.

Креативность в структуре одарённости

Таким образом, если мы говорим о способностях человека и одарённости, как высоком уровне способностей, то креативность – это ключевой признак.

В психологии принято делить способности на общие и специальные

Педагоги-предметники (а это все педагоги, включая воспитателей детских садов) обращают внимание на специальные способности, которые прямо соответствуют предмету: языковые, математические, музыкальные и всякие другие. Это способности к выполнению частных, локальных видов деятельности

Креативность относится к общим способностям, необходимым для выполнения абсолютно любого вида деятельности. Таким образом, креативность включена в структуру способностей или одарённости абсолютно любого способного или одарённого ребёнка.

Заблуждения

По жизни слова «способности, одарённость» применяются со знаком плюс. Здорово быть одарённым. Как-то неудобно сказать родителям: ваш ребёнок бездарен. Так происходит потому, что в быту слова “способности, одарённость” применяются как оценка человека. Оценка положительная. Но исследования показывают: не все так безоблачно.

Относительно креативности как признака одарённости существует ряд заблуждений.

1. Креативность проявляется в неком продукте: например, отличной успеваемости.

Опасное заблуждение, когда ценностью становится пятёрка, а не ученик. Наш ученик становится инструментом, которым мы добиваемся результата. Я хочу быть учителем, ученики которого побеждают на олимпиадах. Если ты способен это обеспечить, ты способен, ты одарён. Если не способен, ты мне неинтересен как педагогу. Такой однобокий подход приводит не к стимуляции, а к благополучному затуханию креативности, поскольку ученик когда-то приходит к субъективному выводу, что школа им пользуется.

2. Креативность надо всеми силами развивать, а то она затухнет.

Тут есть одна большая неприятность. Мы начинаем развивать какую-то специализированную креативность – изобразительную, математическую, любую другую. А человек – существо многостороннее. Помимо способности решать математические задачи в нём есть много чего ещё. Развивая только определённую креативность, мы подкладываем ребёнку большую свинью, нарушая гармоничность его развития.

Покажем на образе. Самая гармоничная фигура – круг, мяч. Он катится по любой поверхности, выскакивая из ямок, преодолевая горки. Так и гармоничная личность – это нечто целостное, законченное. Она всегда найдёт внутренний ресурс для выхода из любой критической ситуации.

Что получается при однобоком развитии? У мячика вырастают рожки (есть такие мячи), тормозящие свободное движение, цепляющиеся за всё на пути. Вытягивая у ребёнка какие-то стороны и оставляя без развития все остальные, мы формируем человека, что будет спотыкаться на каждом шагу.

Психолог Микляева А. В. приводит пример из практики. На приём пришла дама с сыном 8 лет, весьма одарённым математически и музыкально, закончившим музыкальную школу (в свои-то годы), имеющим сумасшедшие знания по физике и математике. За время разговора взрослых мальчик вёл себя отвратительно: бил мать ногой в спину, переворачивал горшки с цветами и разбрасывал землю просто потому, что ему стало скучно.

Мама обратилась с тем, что при всей своей одарённости, во всё остальном мальчик ноль или даже минус в сравнении со сверстниками: не умеет налаживать контакты, адекватно вести себя…. Даже писать он не научился, «царапает» печатными буквами. В первом классе мальчик не смог освоить программу по окружающему миру.

Это крайний случай, конечно. Но как такая страшилка выросла? На каком-то этапе мама заметила выдающиеся способности сына, стала создавать условия и приглашать учителей для развития только их, полностью игнорируя все остальные качества. Результат – неуправляемое существо, которое кроме физики, математики и скрипки ничего больше не хочет знать.

Одарённые дети это тоже, как видите, группа риска. Однако специальных коррекционно-развивающих программ для них не существует. Логика их должна заключаться во всестороннем развитии. Категорически неправильно развивать креативность на материале только своего предмета, не видя ничего шире. Возможно мы достигнем высокой продуктивности. Но надо помнить – любая одарённость несёт в себе риск дезадаптации.

Развитие креативности в отдельном виде деятельности – не самоцель. Развитие креативности в детском и подростковом возрасте – это работа по представлению ребёнку возможности быть разным во всём, а не только в том, где как нам кажется у него есть способности.

Признаки одаренности

В педагогике принято говорить не «одаренный ребенок», а «ребенок с признаками одаренности». Дело в том, что детская одаренность отличается от взрослой одаренности непостоянством, динамичностью признаков. Неожиданно все признаки могут пропасть, а ребенок, которого считали одаренным, становится среднестатистическим.

Признаки одаренности ребенка:

  • высокий уровень выполнения деятельности;
  • специфические стратегии деятельности (обеспечивают особую продуктивность и высокое качество);
  • склонность все делать по-своему, поиск инновационных способов решения задач;
  • выход за рамки первичных целей и особенностей деятельности при помощи инноваций;
  • высокий уровень саморегуляции и самоорганизации;
  • склонность тщательно анализировать задачу перед принятием решения, заниматься рефлексией;
  • системное мышление (способность видеть предмет, проблему в условиях разных связей);
  • способность структурировать деятельность, сворачивать и разворачивать узкие сферы знаний для поиска решений в нужный момент;
  • легкость перехода к обобщению и интерпретации единичных предметов, явлений;
  • способность быстро осваивать любой вид информации в той сфере, которая интересна ребенку;
  • выдающиеся способности в чем-либо, например, феноменальная память, наблюдательность, способность в уме производить сложные вычисления и прочее.

Особого внимания требует мотивационная сфера ребенка. С раннего возраста одаренные дети отличаются склонностью к самообучению. Задача родителей, педагогов – создать условия, в которых ребенок сможет заниматься тем, что ему интересно.

Признаки выдающихся способностей в мотивационной сфере:

  • повышенный интерес и восприимчивость к отдельным видам деятельности (физическая, познавательная, художественная и прочее) или к отдельным предметам и их свойствам (звуки, цвета, растения и т.д.);
  • повышенная любознательность, добровольный выход за рамки установленных заданий;
  • выраженная заинтересованность, одержимость каким-либо видом деятельности, предметом или каким-либо делом (упорство, трудолюбие, поиск проблем и их нестандартного решения);
  • склонность к перфекционизму, совершенству;
  • склонность ставить сложные цели, упорно добиваться их своим трудом;
  • высокая самотребовательность.

Сами по себе названные признаки не являются строгими критериями одаренности детей. Более того, они часто встречаются не все или отличаются противоречивостью

Однако наличие хотя бы одного из названных признаков – это повод понаблюдать за ребенком, обратить на него особое внимание

Педагог А.И. Доровской определил развитие признаков одаренности по возрастам:

Заметить признаки можно в ходе наблюдения за ребенком в какой-либо деятельности. Для более точного определения способностей, которые заподозрили в ходе наблюдения, используют психологические опросники и другие методики.

Несколько рекомендаций родителям одаренных детей

Поведение детей с признаками одаренности заметно отличается от деятельности обычных, поэтому к ним нужен другой подход.

Советы родителям по воспитанию и общению:

  • попробовать талант ребенка в разных сферах и направлениях, чтобы помочь найти себя;
  • принимать нестандартное поведение как есть, не навязывать свое мнение и не пытаться переделать ребенка «под всех»;
  • постараться найти близких по интеллектуальному и эмоциональному уровню детей, с которыми детсадовец или школьник будет чувствовать себя комфортно.

Одаренным детям трудно в обществе сверстников. Они часто замкнуты, стеснительны, витают в облаках, редко участвуют в забавах одноклассников. Все это может вызывать непонимание и насмешки других ребят. Задача взрослых – помочь ребенку адаптироваться в коллективе.

Поддержка и понимание – важная часть процесса воспитания одаренного ребенка. Талант, подаренный природой, нужно ценить, лелеять и развивать. Без помощи родителей гениальность может стать непосильным грузом для малыша. В одном случае признаки неординарности просто исчезнут, в другом — станут источником непомерных амбиций и приведут к краху.

Кто такие одаренные дети

Одаренных детей (гениев) еще называют индиго. Впервые о них написала американка Нэнси Энн Тэпп. Ее книга Understanding Your Life Through Color вышла в 1982 году. Автор рассказала о способности видеть человеческую ауру. Согласно Нэнси, начиная с конца 1970-х годов непрерывно растет число малышей с оболочкой яркого темного-синего цвета.

Спустя 17 лет вышла книга The Indigo Children: The New Kids Have Arrived медиумов Ли Кэррола и Джен Тоубер. Авторы сообщили о приближении количества новорожденных индиго к 100%. Однако это не доказанные предположения. Нет достоверной статистики и признанной методологии идентификации или классификации.

По словам Кэрролла и Тоубер, люди с синей аурой обладают необычными психическими особенностями. Они демонстрируют новые, неизвестные ранее модели поведения.

Да, есть
20%

Не встречал(а)
80%

Проголосовало: 5

Так ли хорошо быть вундеркиндом?

К сожалению, у гениальности есть своя цена. Немногие готовы принять и понять чрезвычайно одаренных детей, их считают странными, им завидуют. Вундеркинд бросает тень на всех детей, которые оказались вокруг. Дети это чувствуют, и зачастую маленькие гении оказываются изолированы от сверстников: с ними попросту не хотят общаться. Изоляции маленькие гении могут подвергаться еще и потому, что у них зачастую нет общих интересов со сверстниками.

Еще один фактор, который может отравить жизнь ребенка вундеркинда – высокая самооценка. Они не готовы быть на втором месте, они хотят во всем и всегда быть самыми лучшими. Не всегда им удается справиться с действительностью, а горькие разочарования в некоторых случаях становятся причиной суицида.

Часто люди вундеркинды подвергаются стрессам, расстройствам, депрессиям. Это вредит здоровью гениев, и суровая статистика такова: люди вундеркинды живут в среднем на 15 лет меньше, чем обычные люди.

Какие дети одаренные

13. Они очень любят природу

Некоторые одаренные дети, особенно с высоким художественным интеллектом, любят виды природы и ее звуки. 

В эти моменты проявляются их любознательность и эмоциональность, приходит вдохновение.

14. Нереализованный потенциал 

Да, Вы прочитали правильно. Это может быть другой стороной монеты. В то время как одаренные дети, как правило, посвящают большую часть умственной энергии своим интересам, им становится очень сложно преуспевать еще в чем-то. 

Они не смогут реализовать абсолютно все свои возможности из-за вполне обоснованной невнимательности, небрежности, и, конечно же, скуки.

15. Они счастливы учиться

Одаренные дети так любят учиться, что в последствии это занятие превращается в хобби. Из-за своего продвинутого интеллекта и любви к обучению, ребенок может не разделять все интересы со своими сверстниками.

В заключении: зачем определять одаренного ребенка?

«Точная характеристика, четкое объяснение и постоянное понимание того, что именно значит быть одаренным, помогут этим детям адаптироваться», – профессор и доктор Гаил Пост.

Несмотря на все проблемы, связанные с выявлением интеллекта, это жизненно важно для развития ребенка. Выяснение направления его развития, может означать разницу между успехом и провалом

Это касается и одаренного ребенка.

Одаренные дети, которые остаются неопознанными, часто становятся мишенями для ярлыков и порой насмешек. Наша задача – не позволить этому случиться. Фактически, у одаренного ребенка есть потенциал стать лидером в этом сложном глобальном обществе. Прежде всего, дети с уникальными способностями должны попадать в правильные обстоятельства и окружение, и всегда иметь возможность добиться успеха – на своих условиях.

Различие между “одаренным” и “способным”

Необходимо понимать, что одаренные дети являются не просто умными. Это послужит для вас первым шагом в понимании того, какая именно помощь нужна ребенку, чтобы стать успешным. Кристофер Тайбби, специалист в области образования одаренных детей, рассказывает о четырех принципиальных различиях между одаренными и способными детьми:

Умные дети упорно трудятся, а вот одаренным детям быстро становится скучно

Умные дети – мечта любого учителя. Они никогда не опаздывают, хорошо себя ведут и упорно трудятся. Как результат – они получают хорошие оценки. Более того, умный, но не одаренный ребенок с бо̀льшей вероятностью преуспеет в традиционной школьной обстановке, поскольку в основном их мотивируют хорошие оценки и признание. В этом и заключается большая проблема для одаренных детей: ни оценки, ни признание учителей обычно не мотивируют их.

Одаренные дети зачастую уже знают правильные ответы без особых усилий. В традиционной обстановке в классе это может стать причиной проблем. Без внутренних стимулов и внешней стимуляции одаренные дети чаще всего погрузятся в свой богатый внутренний мир.

Умные дети знают ответы на вопросы, а одаренные дети задают вопросы

У умных детей хорошо получается обрабатывать и сохранять информацию. Эта способность в сочетании с упорным трудом приводит к выдающимся успехам в учебе. Одаренным же детям требуется гораздо меньше времени, чтобы запомнить материал. Как результат – им становится скучно сидеть на уроке, когда они могут запросто “сдать тест” и двигаться дальше.

Поскольку любопытство одаренных детей никогда не угасает, они будут копать глубже и захотят узнать абсолютно все, что только возможно. Они будут задавать сами себе вопросы, а также использовать Гугл или книги чтобы найти ответы. Полученные знания они запоминают без особых усилий, поэтому уже в начале урока ребенок будет знать гораздо больше, чем ему сможет рассказать учитель.

Умным детям нравятся уроки, а вот одаренным детям – нет (зачастую)

Как было сказано ранее, классная комната – это идеальная среда для достижения умным ребенком успеха. С одаренными детьми все по-другому: их несовместимость с традиционной классной обстановкой приводит к недостатку стимуляции.

Благодаря двум крайностям -чрезмерное любопытство и сильная скука – одаренные дети зачастую становятся самоучками и берут на себя ответственность за свое образование. В отличии от школы, самообразование позволяет удовлетворять потребность ребенка в эффективном обучении.

Способные дети умны, в то время как одаренные дети оригинальны

Вспомните величайших новаторов в истории – да Винчи, Тесла, Грейам Белл, Эдисон, Гейтс, Джобс. Эти люди были (пожалуй) теми, кого мы сейчас называем “одаренными”. Стоит отметить, что не все из них могли похвастаться хорошими оценками в школе.

Многие одаренные дети живут для того, чтобы воплотить свои идеи в жизнь

Когда что-то (например, школьный предмет) привлекает их внимание, одаренные дети хотят не только учиться, но и применять полученные знания на практике. Нестандартное мышление и тяга к инновациям – причины, по которым альтернативная образовательная среда чаще оптимальна для одаренных детей

Характер одаренного ребенка

Они быстрее развиваются по сравнению с представителями предыдущего поколения;
считаются нестандартно мыслящими, испытывают проблемы с учёбой;
отказываются выполнять непонятные или кажущиеся им бессмысленными действия;
чрезвычайно чувствительны ко лжи;
реагируют аллергией на химические вещества, например синтетические добавки в составе пищевых продуктов;
крайне чувствительны к запахам, шуму, свету, прикосновениям, вкусам;
совершают непонятные взрослым поступки;
ставят перед собой высокие цели, имеют свое видение будущего;
знают, кто они, и обладают ярко выраженным чувством собственного достоинства;
требуют нового восприятия реальности, бережного отношения к природе и взаимного уважения;
не реагируют на попытки взрослых дисциплинировать их через внушение чувства вины;
отгораживаются от окружающих, чувствуя себя непонятыми

Становятся необщительными, проявляют бунтарский дух и агрессивность;
смирившись с ситуацией, с трудом сосредотачиваются или удерживают внимание;
придумывают невидимых друзей;
мечтают проявить индивидуальность, достичь поставленных целей;
ожидают поддержки своих навыков и талантов;
демонстрируют признаки синдрома дефицита внимания (СДВ), часто с гиперактивностью (СДВГ). Ведут себя беспокойно, впадают в депрессию, жуют ногти, скрежещут зубами, вырывают на голове волосы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий