Навыки ребёнка в 5 месяцев
То, что умеет ребёнок в 5 месяцев, немногим отличается от умений месяц назад. Отличие навыков в том, что делает ребёнок всё более уверенно и совершенно:
- малыш уверенно переворачивается со спины на бочок, живот и обратно. Причем некоторые дети достигают таких успехов, что мгновенно могут скатиться с дивана или кровати на пол. Поэтому оставлять их наедине с самими собой не стоит;
- захватывает погремушку. Может переложить ее из одной руки в другую;
- при потягивании за ручки поднимается и присаживается.
5-месячный мальчик уже вполне может и сесть самостоятельно. В случае с девочкой – раньше шести месяцев садить не рекомендуется.
Если малыш уже сидит сам, не забывайте класть позади него подушку. Мышцы спины ещё не привыкли к такой нагрузке и быстро устают. Ребёнок в любой момент может откинуться назад.
- при кормлении удерживает бутылочку со смесью. Если кормится грудью, поддерживает её, регулирует положение для своего удобства;
- улучшается координация мышц тела. Малыш учится раскачиваться, может подтянуть ноги к голове, засунуть в рот пальчики;
- большинство транзиторных рефлексов новорождённого к этому возрасту угасают;
- при поддержке под мышки ребёнок становится на твёрдую опору, почти полностью выпрямив ноги.
Полезная и всегда актуальная информация в статье детского доктора, описывающей, что умеет ребёнок в 1 месяц и как обеспечить полноценное развитие малыша.
Узнайте от врача-педиатра, что умеет ребёнок в 3 месяца и как стимулировать его развитие с помощью простых упражнений и занятий.
Информативная статья детского врача, из которой родители смогут узнать, что умеет ребёнок в 4 месяца и когда нужно беспокоиться по поводу задержанного развития.
Ребёнок в 6 месяцев проходит своеобразный рубеж. Узнайте, какие навыки малыш приобретает в этом возрасте из статьи детского доктора.
Гимнастика и массаж
В 5 месяцев внимание родителей должно быть направлено на развитие опорно-двигательной системы младенца, мышечного корсета спины, закрепление умения переворачиваться со спины на живот и обратно. Все перечисленное необходимо для подготовки к переходу тела малыша из горизонтального положения в вертикальное.
Верными помощниками в этом деле станут ежедневная гимнастика и массаж! При их проведении не забывайте о пестушках и потешках
С ними будет интереснее и веселее… Проводя занятия, вы также можете способствовать развитию речи ребенка, рассказывая ему о том, что он делает, что видит и слышит, что происходит в данный момент или будет происходить позже… Используйте время массажа для изучения с ребенком частей его тела..
Верными помощниками в этом деле станут ежедневная гимнастика и массаж! При их проведении не забывайте о пестушках и потешках. С ними будет интереснее и веселее… Проводя занятия, вы также можете способствовать развитию речи ребенка, рассказывая ему о том, что он делает, что видит и слышит, что происходит в данный момент или будет происходить позже… Используйте время массажа для изучения с ребенком частей его тела…
К поглаживанию и растиранию при массаже добавьте легкие поколачивания кончиками пальцев, элементы пощипывания и разминания.
Сопровождая свои действия во время зарядки и массажа ласковыми словами и улыбкой, вы формируете у малыша положительную реакцию на процедуры.
Если какое-то упражнение малышу не нравится, лучше убрать его из комплекса и вернуться к нему позже. Отложите процедуры, если ребенок плохо себя чувствует или устал.
https://youtube.com/watch?v=g1xBVP-VPlk%3F
Предлагаю вам два упражнения, которые очень любят дети:
- «Самолетик». Возьмите малыша на руки так, чтобы он лежал на животике. Поддерживайте его под грудью. Рефлекторно, в положении на животе, ребенок раскинет руки, как крылья самолета, напряжет мышцы живота и спины. Для тренировки его вестибулярного аппарата, покружитесь с ним в разные стороны, приподнимайте и опускайте его в этом же положении. Изображайте звуки самолета, проговаривайте фразу «самолет, самолет, забери меня в полет»…
- «Смелый летчик». Положите ребенка на ноги, согнутые в коленях под прямым углом, как показано на картинке. Затем начинайте качать пресс, что полезно после родов, а малыш в это время будет кататься вверх и вниз и развивать вестибулярный аппарат, мышцы рук, живота и спины.
Продолжайте занятия на фитболе.
Большую пользу для развития младенца принесет грудничковое плавание, которое можно проводить в бассейне или большой ванне дома. Такие занятия не только укрепят дыхательную систему и мышцы малютки, но и будут способствовать хорошему сну.
Не забывайте о закаливании. Между кормлениями и сном организуйте ему воздушные ванны: оставьте ребенка голеньким на несколько минут. Находясь без одежды, он будет не только закаляться, укрепляя иммунную систему и улучшая механизм терморегуляции, но и лучше чувствовать свое тело, наблюдая как его ручки и ножки ведут себя в пространстве. Сделайте такое лежание ежедневным ритуалом.
Игры для физического развития
Малыш крепчает с каждым днем, и чтобы его физическая форма только лишь улучшалась нужно проводить игры, направленные на силовые качества ребенка. Развивающие игры для детей 5 месяцев должны прежде всего основываться на привитие здорового физического развития.
Игра «Лови-лови». Понадобится фитбол и любимая игрушка. Укладывайте ребенка на живот на мяч, при этом фиксируйте ножки и спинку. Делайте раскачивающие движения вперед и назад, чтобы ребенок тянулся за игрушкой, расположенной перед мячом. После нескольких таких попыток опустите ребенка на мяче так. Чтобы он смог схватить игрушку.
Игра «Самолетик». Укладывайтесь сами на спину, далее согните ноги в коленях, возьмите свое чадо в руки и уложите его животик на ваши ноги. Ребенок выступает в роли самолета. Выполняйте покачивания и повороты при этом имитируйте звуки полета на самолете. Данное упражнение улучшает координацию малыша.
Нормы прибавки веса и роста к пяти месяцам
Педиатры оценивают темпы физического развития ребенка до года в том числе по приросту веса и росту. В этот период кроха уже может весить от 6 700 до 8 400 граммов, рост составляет от 64 до 68 сантиметров. Ребенок весит уже два раза больше, чем при рождении, а в росте прибавил 14-16 см. Оптимальная ежемесячная прибавка составляет около 600 граммов, но прирост может быть неравномерным по месяцам. Это зависит от питания, индивидуального темпа развития крохи и других факторов (во время болезни или в период прорезывания зубов многие отказываются от пищи и медленнее набирают вес). После 5-6 месяцев темпы снижаются, если ребенок уже «создал запас», прибавляя по килограмму в месяц. В таком случае ежемесячный набор около 300-400 граммов считается нормальным.
Какие упражнения нужны для малышей с 9 месяцев до года?
За предыдущие месяцы ребенок научился садиться и ползать по-пластунски. Сейчас он осваивает ползание на четвереньках и уверенно поднимается на ножки, держась за опору. Совсем скоро кроха выйдет на принципиально новый этап развития — начнет ходить, поэтому комплекс упражнений для малышей данного возраста по большей части направлен на развитие навыков вставания и хождения. Также в этот период ребенок начинает понимать речь5, поэтому сопровождайте упражнения простыми командами и хвалите маленького спортсмена за достигнутые успехи.
Упражнение для тренировки навыков балансирования
Поставьте ребенка лицом к себе и подхватите его руками под локти. Медленно опускайте руки вниз — опираясь на них, малыш немного присядет, затем начните поднимать руки в исходное положение, чтобы он снова встал, повторите несколько раз. Такие упражнения полезны для спины, живота и ног, а также помогают малышу научиться более уверенно садиться и вставать.
Упражнение для улучшения координации движений
Поставьте ребенка спиной к себе. Нежно, но уверенно обнимите его на уровне коленей и бедер — так, чтобы он не мог подогнуть колени и встать на четвереньки. Чтобы заинтересовать малыша, положите перед ним игрушку: когда он наклонится и возьмет ее, заберите и верните обратно, повторите несколько раз. Это упражнение направлено на развитие координации движений, а также укрепляет мышцы живота и спины.
Упражнение, помогающее малышу сделать первые шаги
Поставьте ребенка лицом к себе и возьмите за кисти рук. Чуть притяните его к себе, чтобы он начал терять равновесие. Если малыш еще не готов к хождению, он опустится на коленки, если готов — сделает шажок вперед. Продолжите тянуть на себя, чтобы за первым шажком последовали другие, повторите проход пару раз. Это занятие — одно их важных развивающих упражнений для малыша, подготавливающих его к самостоятельному хождению и способствующих укреплению многих групп мышц.
Упражнение для развития навыков хождения
У вас есть детская каталка? Поставьте ребенка на ножки и дайте ему ухватиться за ручку каталки. Чуть толкните ее вперед, чтобы он сделал первый шажок, немного подтолкнул каталку вперед и пошел за ней. Страхуя кроху, дайте пройти некоторое расстояние за движущейся тележкой. Это упражнение развивает навыки хождения и готовит ребенка к первым шагам без опоры.
Что может делать ребенок к концу 5 месяца?
Предыдущие развивающие занятия с мамой не прошли даром – теперь «хватание» стало целенаправленным действием малыша. К концу 5 месяца ребенок может схватить, притянуть к себе, удерживать, толкать, качать, вертеть, опускать интересующие его предметы. Понаблюдайте за ним, давая ему новую игрушку. Он обязательно ее пощупает, покрутит и попробует на вкус. Действия быстро следуют одно за другим – ребенок видит игрушку, хватает ее и кладет в рот. Через некоторое время к этому четкому порядку добавится подробный осмотр. Прежде чем положить предмет к себе в рот, малыш будет долго изучать «ценную вещь».
Более того, его уже интересуют такие свойства предметов, как температура, особенности поверхности. Удовлетворите его интерес в игре! Например, дайте крохе подержать и пощупать холодную и горячую бутылочку, кусочек льда. Ничего страшного, если кроха сунет пальчики в теплую кашу или кисель. Это будет еще одной ступенью познания окружающего мира.
Ваше чадо учится сознательно разжимать ручку, и выпускать из нее предмет, который держал. Вот он выбрасывает из кроватки игрушки. Радуйтесь первому опыту активного взаимодействия с малышом: он бросает, а Вы подбираете и снова даете ему в ручки. Это повториться много и много раз, возможно, Вам это надоест
Настройте себя на понимание – что все это нужно для развития ребенка, и смиритесь! Если вы действительно устали, просто переключите внимание сына или дочки на другую игру
В процессе общения на пятом месяце жизни новым можно считать появление яркой эмоциональной реакции на знакомого взрослого (родителя, близких родственников), которого ребенок уже узнает, находясь на расстоянии 2-3 метра в вертикальном положении (на руках другого взрослого). Близкого человека малыш узнает даже по голосу, при том, что последний не попадает в поле его зрения.
Ребенок начинает по-разному реагировать на положительную и отрицательную интонацию голоса взрослого. Так, например, если взрослый его «отчитывает», т.е. им недоволен, это может вызывать плач. Вместе с тем, при ласковом и достаточном общении со взрослым малютка имеет необыкновенно доброжелательный вид и преимущественно пребывает в хорошем расположении духа, длительно, певуче и громко гулит, слышится устойчивое, яркое «а-а-а», «ау-ау», «у-ва, у-у-ва» и т.п.
Психоэмоциональное развитие
- В гулении можно заметить осознанные парные звуки: «ба», «ма», «да». Скорее всего, он будет услаждать ваш слух, мелодично распевая их: «да-да-да», «ба-ба-ба» и т. п.
- Интересуется эмоциями окружающих людей, замечает, в каком они настроении. Запоминая образ, проводит аналитические связи между прической, глазами. Любит рассматривать людей на картинках, причем улыбчивым отдает свое предпочтение.
- По интонации понимает, ругают его или хвалят, реагирует соответственно: улыбкой или плачем. Когда взрослый обращается непосредственно к нему, замолкает и внимательно слушает, наблюдая за артикуляцией и движением рта говорящего.
- Рядом с близкими чувствует себя раскрепощенно, щебечет без умолку, а в присутствии чужих умолкает, занимая наблюдательную позицию.
- Отыскивает игрушку, которая спрятана наполовину, то есть прикрыта так, чтобы часть ее была видна.
- Может в течение 15 минут развлечь сам себя, рассматривая изучаемый предмет или разговаривая с собой.
- К завершению 5-месячного периода кроха не просто удерживает игрушку, но и может самостоятельно ее отнять.
Речевые навыки карапуза тесно связаны с тем, насколько часто вы общаетесь с ним. Поэтому в период бодрствования почаще общайтесь с малышом, особенно в форме вопросов и ответов, например: «Где цветочек? – «Вот цветочек». И покажите пальцем на цветок. Рассматривая с ним фотографии, показывайте пальцем родственников, называя их имена.
Как позаботиться о безопасности ребёнка
У малыша появляются новые навыки, а у родителей, кроме повода для радости, заботы, связанные с безопасностью маленького первооткрывателя. Когда ребёнку исполнится 5 месяцев, позаботьтесь чтобы:
- Малыш не оставался один на диване или кровати без бортиков. Даже если перевороты ему пока не удаются или удаются, но с трудом, умение может прийти неожиданно, и младенец окажется на полу.
- Игрушки ребёнка были чистыми, крупными, без мелких элементов. Малыш активно познает мир через осязание, поэтому всё, до чего он дотягивается, непременно попадает в рот.
- Опасные предметы находились подальше от младенца. Любопытство сейчас так велико, что до понравившейся вещи малыш может добраться в считанные секунды: доползет или применит метод переворотов. А ещё будьте внимательны в ванной, когда подмываете младенца. Если рядом окажется, например, баночка со стиральным порошком, малыш может схватить её и перевернуть себе на лицо. Такие случаи уже были.
Сон ребенка в 5 месяцев
Сон ребенка в 5 месяцев сокращается до 14-16 часов, из которых примерно 8-9 часов он спит ночью. Не все детки в 5 месяцев спят всю ночь. Поэтому, чтобы процесс засыпания был крепким и продолжительным можно прибегнуть к следующим простым действиям:
- В момент бодрствования занимайте малыша играми.
- В вечернее время перед сном начните с теплой ванны.
- После водных процедур спойте малышу любимую песенку, слегка покачивая его
- Малышу желательно не давать спать днем больше чем 2 часа за 1 раз (особенно это касается последнего дневного сна).
- Укладывайте спать ребенка при первых признаках усталости: малыш часто зевает, трет глазки, мало подвижен.
Что нужно развивать?
Обычно к 5-месячному возрасту в арсенале любого малыша – множество самых разных игрушек. Какие из них для карапуза сейчас самые актуальные?
- Прорезыватели для зубов.
- Игрушки с зеркальными поверхностями.
- Музыкальные игрушки или инструменты (барабан, бубен, дудочка, ксилофон, панели с кнопками, проигрывающими мелодии).
- Прозрачные тубы с сыпучим содержимым.
- Мячи разных размеров.
- Неваляшки.
- Погремушки в виде животных, фруктов, ягод.
- Игрушки с нанизанными на основу мелкими предметами, колечками, шариками.
- Развивающие коврики.
Но сами по себе игрушки не дадут ребенку необходимых навыков. Для этого с ним должны играть взрослые. Развивающие игры для детей 5 месяцев должны быть разносторонними – дающими стимул для развития и физических навыков, и речи, и органов чувств, и эмоций.
Что касается последних, то сейчас наиболее актуально развивать у ребенка чувство юмора. Не наше, взрослое, основанное на понимании сложных законов жизни, а то наивное детское, которое заставляет кроху реагировать смехом. Как можно это сделать? Довольно просто:
- подбрасывать ребенка и ловить, если ему это нравится,
- щекотать или дуть на животик,
- строить смешные рожицы,
- издавать забавные звуки (например, фыркать),
- играть с мыльными пузырями, которые всегда вызывают у деток этого возраста бурный восторг,
- трогать ручками малыша губы взрослого, когда он произносит разные слоги,
- играть в прятки – ребенок будет визжать от восторга, когда мама, спрятав лицо руками, начнет искать свое чадо (а если спрятать под салфеткой его собственное личико, то совсем скоро он поймет, что маму можно найти, стянув салфетку),
- иногда бывает достаточно просто бросать и поднимать какую-то игрушку (особенно мячик).
Весьма полезно сейчас знакомить ребенка с разными запахами. Это могут быть, например, фрукты, ягоды, молоко, выпечка, специи, кофе, даже мамины духи, если их нанести на ватку и дать время немного «выдохнуться».
Общий и музыкальный слух, а также чувство ритма прекрасно развивают различные мелодии (а это пригодится для последующего речевого развития). Они могут быть бодрыми или медленными, тихими или громкими. При этом мама обязательно рассказывает ребенку, какой темп и какая громкость у каждой мелодии. А если при этом еще и потанцевать с малышом в такт музыке, то такие занятия с ребенком будут способствовать стимуляции вестибулярного аппарата, который нужно развивать для освоения ходьбы.
Упражнения для развития
Упражнения для развития малыша в пятимесячном возрасте направлены в большей мере на работу мышц рук и ног, укрепление спины, живота, шеи. Поэтому разработано множество упражнений, которые помогают учить младенца управлять своим телом.
Начинаться гимнастика должна с разминки рук.
Осуществить это можно с помощью следующих манипуляций:
- Держа младенца за руки или же поместив в его ладошку большой палец, осуществляется поочередное поднимание рук вверх, затем разведение их по сторонам.
- Разведение рук с дальнейшим скрещиванием в области груди, при этом поочередно меняется положение рук – сначала правая рука нахлестывает левую, затем наоборот.
- С помощью следующего упражнения учить младенца можно боксированию. Сделать это достаточно просто, необходимо зафиксировать кулачки маленького боксера в своих руках и совершать импровизированные удары, напоминающие боксерские.
Повторять, приведенные в качестве примера манипуляции, направленные на тренировку рук, необходимо от 5 до 10 раз.
Упражнения для развития ног 5 месячного ребенка выглядят следующим образом:
Младенца нужно положить на ровную поверхность, на спину. Ноги находятся в согнутом положении, при котором стопа соприкасается с поверхностью.
Далее потребуется плавными, напоминающими скольжение движениями, разогнуть ногу таким образом, чтобы пятка не отрывалась от поверхности.
Таких сгибаний и разгибаний необходимо повторить по 7 раз на левую и правую ногу.
- Не меняя положения младенца нужно согнуть его ножки и подвести к животу. Затем поочередно выпрямлять каждую ногу и возвращать в исходное положение. Выполнять упражнения, напоминающие велосипед, можно и в другой способ, не поочередно сгибать и разгибать ноги, а вместе. Повторять не менее 7 раз на каждую ногу.
- Следующее упражнение нужно выполнять на ровной поверхности. Для этого ножки ребенка должны соприкасаться с поверхностью.
Со стороны родителей оказывается поддержка в виде фиксации под мышками. Кроха отталкивается ножками от поверхности. При выполнении необходимо следить за тем, чтобы задействована была вся стопа полностью, а не только носки.
Развивающая гимнастика для пятимесячного ребенка предусматривает и комплекс упражнений на тренировку спины, живота, шеи, благодаря чему укрепляется мышечный корсет.
Для проведения занятия подходят следующие упражнения:
Исходное положение – лежа на спине. Целью этого занятия является создание условий для того, дабы младенец перевернулся на живот. Для этого понадобится помощь родителей и вспомогательные предметы, которые заинтересуют чадо и поспособствуют изменению положения тела.
Вспомогательный предмет, например, красочную игрушку, необходимо положить немного выше головы ребенка. Затем помочь ему перевернуться на бок, с которого он должен научиться переворачиваться на живот. Для начала достаточно 2 – 3 таких переворотов.
Здесь тоже может понадобиться игрушка, или подвесной предмет, который привлечет внимание крохи и заставит его поднять голову вверх, активизируя работу мышц спины и шеи. Для этого ребенка нужно взять обеими руками под живот, таким образом, дабы верхняя часть тела была несколько приподнятой
Это основные гимнастические упражнения, которые можно использовать для развития ребенка в возрасте 5 месяцев. Для того чтобы получить максимальную пользу от таких занятий необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- В завершении каждого упражнения необходимо проводить манипуляции в виде поглаживания или растирания кожи младенца. В такой способ мышцы расслабляются, успокаиваются.
- Во время гимнастики рекомендуется придерживаться определенного ритма, под который и будут выполняться все манипуляции, способствующие развитию. Задать необходимый ритм можно с помощью счета или же благодаря веселой музыке, детской песне, которая дополнительно обеспечит малышу хорошее настроение.
Развитию детей необходимо уделять надлежащее внимание. Физическое развитие не должно уступать интеллектуальному, ведь по мере взросления дети, которые в свое время не получили этого, сталкиваются со многими трудностями
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Чтобы кроха крепким рос
Конечно, все знают, как важно для полноценного развития ребенка много гулять, правильно кушать, своевременно спать, закаляться. Большинство родителей 5-месячных карапузов уже знают, как делать все это правильно: проветривать комнату, устраивать воздушные ванны и обтирания, следить за гигиеной, делать гимнастику, массаж, соблюдать режим… Но есть несколько важных аспектов, на первый взгляд не касающихся непосредственно укрепления физического здоровья и правильного развития ребенка, которые, тем не менее, играют в этом немаловажную роль
Окружающая среда.
Если она вокруг ребенка сильно ограничена (кроваткой или манежем), это создает у него впечатление замкнутого пространства и притупляет желание исследовать все вокруг себя. Если же кроха большую часть бодрствования находится «на воле» (на полу), то физические навыки формируются быстрее и естественнее.
Лежание на животике.
Чем чаще малыш будет находиться в таком положении, тем быстрее укрепятся его ручки, спинка, пресс. Он будет приподниматься, чтобы рассматривать все вокруг, тянуться за игрушками, пытаться «доползти» до интересных предметов. А значит, быстрее освоит ползание, сидение, вставание, ходьбу.
Чтобы было интересно.
Любой навык осваивается быстрее, если у карапуза есть к этому стимул. Например, яркая игрушка. А если она еще и звуковая – это полезнее вдвойне, поскольку кроме природного любопытства тренирует восприятие предмета несколькими чувствами сразу (зрение, слух, моторика, тактильное восприятие).
Никакого одиночества!
Малышу в пять месяцев можно какое-то время играть самостоятельно, бесспорно. Но это не должно быть нормой. Большую часть своего времени он должен проводить в общении с мамой, в тесном контакте с ней (находясь на руках, обнимая, трогая, поглаживая, слушая, реагируя на ее действия, общаясь). Так не просто крепнет связь маленького человека с матерью, но и удовлетворяется одна из главнейших его потребностей – в чувстве спокойствия, стабильности, комфорта, защищенности. Находясь в такой атмосфере, карапуз развивается намного быстрее, чем «одиночки», которых мамам вечно некогда взять на ручки или «потискать» лишний раз.
Плацдарм для исследований.
Сейчас особенно важно, чтобы у грудничка была возможность полного освоения доступной территории. Все, что он видит или слышит, что просит у взрослых или к чему тянется сам – все это должно быть доступно ребенку
Пусть теребит яркие книжки с выпуклыми картинками (даже обслюнявит немного – не страшно), хватает мамину расческу или папин галстук, тискает полиэтиленовый пакет — это все его жизненный опыт.
Поэтому все, что потенциально опасно, нужно убрать из поля зрения ребенка еще до того, как он это увидел (бытовая химия, хрупкая стеклянная посуда, лекарства, режущие или очень мелкие предметы, электрические провода и т. д.). При этом малышу можно наглядно объяснить, что трогать, к примеру, горячий утюг — опасно, потому что будет «ай!». Это тоже первый важный жизненный опыт крохи. Невозможно вырастить полноценную личность, если растить ее в «тепличных» условиях, когда ничего не разрешается, потому что маме везде мерещится опасность.
Да, полноценное развитие ребенка – понятие куда более обширное, и процесс куда более сложный, чем просто «растить». Но ведь и результат будет совершенно другим. Если мы не дадим своему чаду всего, что нужно для его психоэмоционального, физического, речевого развития, для его дальнейшей адаптации в социуме – мы его вырастим. А если он получит все необходимое (а не только одежду и еду) – мы воспитаем полноценную личность. И работа эта начинается уже в раннем возрасте.
Физиологические изменения
- Мышцы младенца в 5 месяцев значительно укрепляется, он становится более пропорциональным.
- Зрение у крохи продолжает развиваться, ему уже нравится рассматривать картинки, движущиеся и статичные предметы.
- Так как в 5 месяцев малыш практически всё тянет в рот, у него начинает обильно выделяется слюна.
- Стул ребенка на грудном вскармливании происходит 5-6 раз в сутки. При ИВ стул обычно гораздо реже, до 1-2 раза в день, при этом его плотность больше, а запах резче.
- Норма мочеиспускания(количество пописов) в 5-месячном возрасте до 15 раз в сутки.
- Полностью проходит гипертонус.
Частые проблемы, с которыми вам предстоит столкнуться в этом возрасте
- Падения. Подвижность пятимесячного малыша возрастает, поэтому оставлять его без присмотра нельзя ни на минуту, так как в любой момент ребенок может подползти к краю или перевернуться и оказаться на полу. Если малютка упал, понаблюдайте за его поведением и при необходимости немедленно обратитесь к врачу.
- Капризничает, потому что прорезаются зубки. Это доставляет крохе немалый дискомфорт, дайте ему грызть прорезыватели и пользуйтесь гелями с охлаждающим и обезболивающим эффектом.
- Первый прикорм сопровождается проблемами со стулом. Чаще всего это запор, к нему приводит недостаток жидкости и ранний ввод в прикорм белковых и молочных продуктов. Подробнее об этом читайте в статье про запор при введении прикорма.
- Недостаток веса. Если вес малютки за 5-й месяц изменился меньше, чем на 500 грамм, можно начинать вводить прикорм.
- Если в 5-месячном возрасте остались признаки гипертонуса, то это указывает на неврологическую патологию и нужна консультация невролога.
Психоэмоциональное развитие ребёнка
Дети развиваются не только физически, но и психологически. Конечно, каждый ребёнок индивидуален, но в большинстве случаев, малыш в возрасте пяти месяцев:
пытается произносить отдельные звуки, когда видит маму, папу или любимую игрушку, младенческий лепет сменяется некоторыми слогами;
все чаще разговаривает наедине с собой, когда изучает, как выглядят его ручки или ножки, тянется за игрушкой или другим предметом;
внимательно слушает разговор, когда речь обращена именно к нему
Старается привлечь внимание взрослых, фокусирует взгляд на родителе или интересующем предмете;
различает знакомых и незнакомых людей. При виде родителей чаще улыбается, проявляя свою радость
А вот посторонние вызывают на лице крохи настороженное выражение: карапуз как будто опасается незнакомцев;
играет самостоятельно в течение недолгого времени (в среднем 15 минут);
различает интонацию голоса: радуется, когда его хвалят, и прислушивается, настораживается, слыша повышенные тона голосов родителей;
часто и громко смеётся;
любит рассматривать картинки, особенно яркие и красочные.
Ребёнок в 5 мес. умеет управлять ручками и ноками и проявляет интерес к ярким игрушкам
Врачи обращают внимание, что дети пяти месяцев уже многое осознают и понимают. Но если родители заметили, что в этом возрасте ребёнок не реагирует на их голос, не проявляет никаких эмоций или интереса к чему-либо, это повод обратиться к неврологу
Возможно, это симптомы поражения нервной системы, поэтому своевременное определение диагноза и начало лечения — самое важное для крохи
Советы родителям
Помните, начавшему ползать малышу, ни в коем случае нельзя искусственно ограничивать свободу передвижения – манежики и кроватка должны быть предметами крайней необходимости. Обязательно позволяйте малышу ползать по полу. Приспособьте определенную зону для проведения игр – здесь можно поставить корзину с любимыми игрушками или постелить мягкое одеяло, но запрещать выходить за пределы игровой зоны не стоит – гораздо правильнее будет обезопасить дом или некоторую его часть, доступную для ребенка, и пусть малыш развивается в удовольствие!
Reклaма
Не переусердствуйте с играми! Все должно быть в разумных пределах, перенапряжение для такого крохи одинаково плохо, как и отсутствие внимания и развития вовсе
Разбейте «плейтайм» на несколько сеансов в период бодрствования по 15-20 минут каждый.Ничего хорошего из игр и занятий не получится, если младенец утомлен, голоден или чувствует себя неважно. Поиграться можно и нужно после сытного обеда, хорошего дневного сна и в полном здравии!«Какой ты молодец!», «Умничка!» — эти фразы ваш малыш должен слышать постоянно, ни в коем случае не забывайте об этом! Маленькие дети очень хорошо улавливают вашу интонацию, мимику, поэтому похвала для вашего сына или дочки что-то вроде хорошей мотивации. Ведь радовать маму своими успехами так здорово!«Делу время, а потехе час» – таков должен быть ваш девиз. Правильно планируйте время занятий, отдавая предпочтение активным играм и веселью в утреннее или дневное время, а на вечер оставьте спокойные занятия и чтение сказок.Добившись полного и точного выполнения задачи, например, малыш без труда снимает и нанизывает колечки на ось пирамидки, можно с уверенностью сказать, что ребенок освоил навык. Теперь ему нужно предложить что-нибудьпоинтереснее и немножко посложнее
К примеру с пирамидкой: попросите чадо нанизывать только красные или только синие колечки.Учиться, учиться и учиться! Крылатая фраза дедушки Ленина справедлива и для карапузов первого года жизни. Им тоже нужно учиться осваиваться в этом мире, владеть своим телом и изучать свойства предметов. А их успех очень во многом зависит от вас, дорогие родители. Приложив некоторые усилия и проводя регулярные занятия с малышом, вы обязательно будете радоваться его успехам!
Теперь ему нужно предложить что-нибудьпоинтереснее и немножко посложнее. К примеру с пирамидкой: попросите чадо нанизывать только красные или только синие колечки.Учиться, учиться и учиться! Крылатая фраза дедушки Ленина справедлива и для карапузов первого года жизни. Им тоже нужно учиться осваиваться в этом мире, владеть своим телом и изучать свойства предметов. А их успех очень во многом зависит от вас, дорогие родители. Приложив некоторые усилия и проводя регулярные занятия с малышом, вы обязательно будете радоваться его успехам!
Уход за ребенком в 5 месяцев
Из-за повышенной активности на коже в этот период могут появиться раздражения. Потница — обычное явление. Она проявляется появлением красных пятен на голове, спине или ногах. Особой тревоги они не должны вызывать, но чтобы избавиться или вообще избежать этого надо следить за:
- одеждой, избегая жестких швов;
- менять подгузники желательно каждые 3 часа;
- не надевать много одежды, если позволяет температура, лучше раздевать наголо почаще, чтобы «дышала» кожа малыша;
- подмывать ребенка надо каждый раз при смене подгузника со специальным детским мылом.
Купать с мылом не реже чем 2 раза в неделю, но водные процедуры надо проводить ежедневно перед сном. Гигиенические процедуры, которые проводились ранее остаются, например, надо очищать глазки, подстригать ноготки и прочее.
Результаты развивающих занятий для детей 5 месяцев
Всё, чем упорно занимается 5-месячный ребёнок, обязательно даёт положительные результаты, но не стоит дотошно сравнивать его новые умения с нормами развития. Помните о том, что все дети разные и у каждого свой собственный график. Всё, что перечислено ниже – всё лишь ориентиры.
- Физическое развитие 5-месячного ребёнка некоторым позволяет уже самостоятельно сидеть, но если ребёнок не готов – не настаивайте. Того, что он уверенно сидит с опорой, уже вполне достаточно. Зато у малыша уже вполне крепкие руки – он не только держит на них вес верней половины туловища, лёжа на животе, но и подтягивается, если, конечно, взрослые надёжно придерживают его ножки.
- Самостоятельность ребёнка – его главное психоэмоциональное достижение. В этом возрасте возможность самостоятельно выбрать игрушку, отправить почти без промаха в рот хоть одну ложку с овощным пюре, в течение 10 минут мутузить неваляшку или заставлять говорящую игрушку раз за разом рассказывать весь свой репертуар – огромный успех. Признайтесь, вы ждали этого несколько долгих месяцев!
- Важный момент развития 5-месячного ребёнка – занятия по развитию речи. Конечно, до первых слов ещё очень далеко, но зато лепет, гуление и рулады ребёнка уже вполне понятны тем, кто умеет слушать своего ребёнка. В этом возрасте дети проявляют огромный интерес к ритмичным потешкам. Старайтесь рассказывать их так, чтобы у малыша была возможность «подсказывать» вам – делайте паузы, выделяйте важные места интонациями, сопровождайте характерными движениями – и вы увидите понимание!
Не стоит ждать от своего ребёнка слишком многого. Развивающие занятия для детей 5 месяцев – это обучение в игровой форме, нацеленное на плавное, не слишком форсированное развитие ребёнка.
Питание
Режим кормлений остается неизменным: малыша кормят по требованию грудным молоком или по часам детской адаптированной молочной смесью. Часто по достижении крохой пяти месяцев родители задают педиатру вопрос: «Не пора ли вводить прикорм?» Многие переживают, думая, что ребенок недоедает.
Однако такие беспокойства, как правило, безосновательны. Врачи не советуют вводить прикорм раньше 6 месяцев, поскольку пищеварительная система малыша еще не до конца готова к принятию нового вида пищи, да и с материнским молоком (детской смесью) он получает абсолютно все необходимое для полноценного развития. Единственное, для деток на искусственном вскармливании стоит подобрать смесь с повышенным содержанием железа. О необходимости введения прикорма в 5 месяцев педиатры говорят в таких случаях:
- у мамы дефицит молока;
- кроха медленно набирает вес, при этом постоянно «висит на груди», капризный, по всему видно, что он не наедается;
- частые срыгивания после кормлений;
- стул редкий, ребенок страдает запорами, кишечными коликами.
О том, с чего начинать прикорм, вам расскажут на приеме у доктора.
Какой у малыша вес и рост
Чтобы сохранять спокойствие и точно знать, что с ребёнком все хорошо: он нормально растёт и набирает в весе, — необходимо каждый месяц приходить на прием к педиатру. Весь первый год его жизни. А чтобы «для себя» представлять, какими в среднем должны быть вес и рост ребёнка в 5 месяцев, можно заглянуть в перцентильные графики, составленные ВОЗ. Они отличаются в зависимости от пола малыша: розовые для девочек и голубые для мальчиков.
Среднестатистический рост мальчика в 5 месяцев 66 см. Нормой также считаются показатели от 64 до 68 см. Хороший рост девочки 64 см. Пределы нормы составляют от 62 до 66 см.