Основные рефлексы, навыки и умения ребёнка
Что должен уметь делать кроха
Любознательность и активность – основные характеристики этого возраста. Малыш активно познаёт мир, появляется осознанная связь между моторикой и мышлением.
Особенности физического развития ребёнка:
- Одни дети в этом возрасте ползают, другие — ходят;
- Пытается делать первые шаги при помощи взрослых либо держась за опору. При этом ставит ноги на ширине плеч;
- Самостоятельно садится с лежачего положения, при этом спинку держит ровно. Может достаточно долго просидеть без чьей-либо помощи;
- Встаёт на ножки, используя в качестве опоры предметы мебели (стулья, бортики кроватки);
- Сознательно сжимает и разжимает пальчики рук. Может удержать сразу два предмета в одной руке;
- Больше интересуется маленькими предметами. Захватывает их большим и указательным пальцем руки (в психологии — пинцетный захват);
- Умеет пользоваться ложкой и пить из кружки;
- Показывает части лица на игрушке и человеке;
- Самостоятельно заползает на диван, кровать;
- Снимает и обратно надевает кольца на пирамидку. Открывает и закрывает шкафчики. Катает машинку, мяч, неваляшку. При помощи одного предмета толкает другой, вставляет стаканчик в стаканчик, складывает игрушки в коробку;
- Переворачивает страницы книг, журналов. Рвёт бумагу;
- Танцует, присядает у опоры;
- Обнимает, тянет ручки.
В 10 месяцев наблюдается доминирование одной ручки над другой. С этого возраста можно определить будет малыш «левшой» или «правшой».
Особенности психического развития в десять месяцев
- Знает около 20 предметов. По просьбе взрослых может указать на них;
- Узнаёт голоса знакомых людей;
- Неосознанно произносит первые слова «па-па», «ма-ма», «ля-ля», «дай», «ба-ба», активно лепечет на своём детском языке;
- Повторяет мимику, звуки, жесты;
- Улавливает настроение и тон разговора. Поэтому может расплакаться, когда ругаешься, и наоборот, улыбнуться при поощрении, похвале;
- Знает как его зовут и реагирует на своё имя;
- Проявляет интерес к детям;
- Подражает взрослым: разговаривает по телефону, пьёт из кружки, качает куклу;
- Машет ручкой «пока» на прощание, качает головкой «нет» или «да»;
- Играет в «ку-ку» и делает «ладушки».
Основания для беспокойства в 10 месяцев
Каждое дитя индивидуально и его развитие зависит от многочисленных факторов. Но не стоит быть таким беспечным и лучше заметить нарушение в развитии малыша на ранней стадии, чем затянуть с диагностикой и лечением.
Основные причины для беспокойства
- Ребёнок не реагирует на просьбы родителей подать предмет, указать на него, помахать ручкой на прощание;
- Не подражает взрослым;
- Не реагирует на собственное имя и не узнаёт близких людей;
- Не кивает головой «да», «нет»;
- Не хватает предметы «пинцетным методом» и не бросает их.
Возможно, перечисленные отклонения — результат особенностей темперамента. Но есть смысл перестраховаться и обратиться за консультацией к невропатологу.
Физическое развитие ребенка 10 месяц жизни
Малыш настолько активен, что прибавка в весе начинает уменьшаться по сравнению с предыдущими периодами в его жизни. За десятый месяц кроха прибавляет в весе до 300 – 450 г, а в росте около 1 – 1,5 см. В 10 месяцев ребенок имеет массу тела 8,5 – 10 кг и рост 71 – 74 см.
Моторные умения и навыки
Ребенок 10 месяцев стоит без поддержки, выполняет первые шаги без опоры, переходит от одного предмета к другому (чаще с опорой), быстро ползает по прямой. Малыш усложняет стояние приседанием – стоит без опоры, приседает и поднимается, пытаясь держать равновесие
Может пройти осторожно небольшое расстояние от одной опоры к другой
Пищевое поведение
Малыш прикладывается к груди матери не менее 3-4 раз в сутки
Важное значение для поддержания лактации имеют ночные кормления. Малыш самостоятельно ищет и вытаскивает материнскую грудь, поднимает с этой целью рубашку или засовывает руки в вырез и платье, вынимает грудь изо рта и вставляет обратно, под грудью многократно меняет позы, можно сосать грудь в любом положении, дергает вторую грудь, стоя на коленях, раскачивается т.д
Это поведение свидетельствует, что ребенок вполне освоил навыки грудного вскармливания. Во время бодрствования постоянно что-то жует, охотно участвует в трапезе вместе со взрослыми.
Гигиенические навыки
Ребенок не только наблюдает, как мать готовится к проведению гигиенических и закаливательных процедур, но и стремится принять в этом приготовлении посильное участие. Узнает, чем сейчас они с мамой будут заниматься, радуется, когда впереди умывание или купание, менее охотно ждет подрезания ногтей, чистки ушей и носа. Знает назначение платка, может показать другим, для чего он нужен.
Малыш продолжает знакомиться с продуктами своей жизнедеятельности. Чаще, чем это было раньше, наблюдает за процессами мочеиспускания и дефекации. Действия малыша свидетельствуют о том, что он занят установлением зрительного контроля за этими функциями.
Задача развития: –
содействовать развитию движений и действий малыша;
–
стимулировать его моторную активность, совершенствовать умение стоять, приседать, подниматься, делать первые шаги;
–
поддерживать желание ребенка с помощью взрослого знакомиться с пространством родного дома, целенаправленно достигать желаемого, преодолевать без опоры небольшое расстояние;
–
использовать массаж, гимнастику;
–
развивать моторные навыки, связанные с изменением положения тела и передвижением;
–
не форсировать развитие движений, ориентироваться на индивидуальные возможности ребенка;
–
формировать навыки его пищевого поведения и культурно-гигиенические навыки.
Организация жизнедеятельности
Родители всячески способствуют желанию малыша научиться стоять без поддержки, усложняют эти упражнения: предлагают ему стоять без опоры и при этом приседать и подниматься
В 10 месяцев важно упражнять ребенка в умении держать равновесие, координировать свои движения. Удачные попытки поддерживать, в случае неудачных – подбадривать ребенка, показывать несколько раз, как следует поступать, выражать доверие к его возможностям
Поскольку десятимесячный ребенок настойчиво стремится сделать самостоятельные шаги, следует поощрять его старания, помочь добиться успеха. Вместе с тем не следует искусственно ускорять развитие моторных умений и навыков ребенка, соотносить его желание и возможности.
Родителей может беспокоить большая подвижность ребенка, однако ее не следует сдерживать присаживаниями, упреками
Лучше переключить внимание малыша на другое действие, которое требует меньшего количества движений
Учитывая, что ребенок радуется возможности принять участие в совместной с родителями трапезе, можно предложить ему самому сесть на стул, слезть с него, продемонстрировать свое умение держать чашку, самостоятельно пить из нее, держать ложку за ручку, доносить до рта твердую пищу с помощью руки.
Целесообразно совершенствовать умение ребенка сообщать о своих физиологических потребностях, одобрять его за это, с пониманием относиться к исследовательским действиям, связанным с продуктами жизнедеятельности и ознакомлением с человеческим телом – родителей и своим собственным.
Показатели физического развития ребенка 10 месяцев:
–
стоит без поддержки;
– делает первые шаги без опоры;
– самостоятельно садится, поднимается;
– преодолевает небольшое расстояние;
– во время грудного кормления варьирует позы, ведет себя по собственному усмотрению;
– охотно жует твердую пищу, глотает ее;
–
радуется участию в совместной со взрослыми трапезе;
– знает назначение носового платка, салфетки, горшка, расчески;
– контролирует процессы мочеиспускания и дефекации.
Полезные занятия
В этом возрасте малыши активно интересуются бытовыми предметами. Занимательными игрушками для детей сейчас могут стать кастрюли, банки, пластиковые бутылки, поварешки, мамины бигуди или папины пассатижи
Важно следить, чтобы манипуляции с ними не закончились неприятностями
В любой обстановке можно придумать занятие, которое не только увлечет малыша, но и будет развивать какой-либо полезный навык.
Можно рассыпать перед ребенком ворох разных предметов, а затем показать, как их собирают в таз или большую коробку
Привыкнув к таким занятиям, ребенок в будущем легче освоится с уборкой.
Находясь на прогулке, важно не препятствовать крохе в изучении мира. Пусть собирает понравившиеся ему камешки, ракушки, веточки, шишки
Придя домой, мама расскажет ему, что это, какого цвета, размера, для чего нужно. Так развивается и кругозор, и речь.
Пусть малыш повторяет за родителями бытовые действия: смешивает что-то в кастрюле, когда мама готовит, елозит тряпочкой, когда она протирает пыль. Это поможет освоить бытовые навыки, а также понять, что существует определенный перечень домашних дел, которые необходимо делать всегда.
Когда мама разбирает вещи после стирки, можно предложить крохе носочки, перчатки или другие парные предметы по одному. Пусть подбирает им пару из общей кучи вещей.
Во время готовки можно отстукивать ритм песенки, которую поет мама, ложкой по миске или сковородке. Пусть малыш пробует повторить. Так он будет развивать чувство ритма, необходимое для формирования его речевых навыков.
Во время купания можно взять с собой куклу или резиновую игрушку. Пусть малыш помоет ей спинку, ручки, носик, животик. Кроме удовольствия такое занятие способствует развитию моторики и дает знания о частях тела.
Для того чтобы ребенок усваивал сюжетно-ролевое взаимодействие, необходимое для дальнейшей социализации, полезно показывать ему простые ролевые игры. Например, научить его кормить зайку, переодевать куклу, укладывать их спать, катать на машинке, лечить, когда они «заболели». Пусть куколка поет, плачет, танцует, падает…
После таких занятий малыш с удовольствием воспримет небольшие представления, показанные мамой с помощью пальчиковых игрушек или самодельного кукольного театра. Проигрывать можно простые бытовые сценки или сюжеты знакомых крохе сказок.
Занятия с грудничком
Десятимесячный малыш может уже подолгу играть самостоятельно, но важной составляющей его динамичного развития все еще являются игры с родителями
Развивающие игры
1. «Башня»
Сядьте с ребенком на пол с детскими строительными блоками. Сначала постройте башню самостоятельно, покажите малышу, как вы складываете блоки. Позвольте ребенку построить следующую башню, и как только она будет в три блока и выше, позвольте ему опрокинуть ее.
2. «Переливание воды»
Заполните большую пластиковую емкость примерно наполовину водой и положите рядом с ней несколько емкостей поменьше. Научите ребенка набирать воду и вливать ее обратно и переносить воду из большей чашки, используя меньшую в качестве инструмента. Малышу также будет интересно лить воду через воронку.
3.«Учимся ходить»
Поставьте ряд стульев к стене (желательно в ковровой комнате). Помогите ребенку встать и покажите ему, как можно двигаться, держась за стулья. Возьмите любимую игрушку крохи и положите ее на самый дальний стул, и когда ребенок доберется до игрушки, помогите ему ее достать и похвалите ребенка. Положите другую игрушку на противоположный конец и отправьте малыша в обратную сторону.
Игрушки
В возрасте 10 месяцев ребенку нужны следующие игрушки:
- Игрушки для песочницы.
- Пирамидки разнообразных форм и размеров.
- Звучащие игрушки с изображениями животных, способные имитировать их голоса.
- Шкатулки, которые малыш сможет самостоятельно заводить.
- Пальчиковые краски.
- Крупные конструкторы.
- Куклы с крупными чертами лица и частями тела, чтобы можно было их называть и показывать.
Гимнастика – комплекс упражнений
Начните гимнастику с рук. Скрещивайте руки ребенка в разных положениях: лежа, сидя и стоя. По окончании помассируйте ручки малыша.
Дальше ребенок должен повернуться на живот и выполнять повороты со спины на живот (слегка повернуть его ягодицы и таз в ту сторону, в которую он поворачивается). Немного помассируйте живот и спинку малыша.
Для выполнения следующего упражнения возьмите ребенка за голени и сначала вместе, а затем по очереди сгибайте и разгибайте их в коленях. Помассируйте ножки ребенка.
Еще одно полезное действие – это умение рвать бумагу и отщипывать от кусочка пластилина маленькие кусочки.
Чтение книг
На самом деле, увлечь ребенка чтением проще, чем это может показаться. Особенно если в семье заведена полезная привычка читать детям вслух перед сном. При этом нужно не бубнить монотонно, а читать «с чувством, с толком, с расстановкой». Словно ты актёр в большом спектакле, который играет все роли одновременно. Слова ребёнка есть смысл произнести наивным и забавным детским голосом, слова бабушки – старческим, а речь какого-нибудь злодея – разбавить устрашающими нотками. Если в книге написано, что герой прокричал, – кричите, если он прошептал – сделайте то же самое!
Дочитали до самого интересного места – остановитесь. Если же применить этот метод к десятилетней девочке, которая уже давно умеет читать, то на следующее утро вы увидите, как она разыскивает книжку и читает её сама.
Предоставьте ей возможность выбрать интересную книжку самой
В наше время издатели делают настолько красивые обложки для детских книг, настолько привлекательно их оформляют, что книги обязательно притягивают внимание даже самого придирчивого ребёнка. Наша задача состоит в том, чтобы приучать ребёнка к тому, что её повсюду окружают книги. Зайдём с нею в книжный магазин и дадим ей вдоволь побродить по рядам книг, изучить все полки
Обязательно пойдём в детскую библиотеку (в 2000-х годах в большинстве этих городских учреждений культуры «навели красоту», и там очень уютно и свежо)
Зайдём с нею в книжный магазин и дадим ей вдоволь побродить по рядам книг, изучить все полки. Обязательно пойдём в детскую библиотеку (в 2000-х годах в большинстве этих городских учреждений культуры «навели красоту», и там очень уютно и свежо).
Нужно, конечно, и пример показать: пусть ребёнок хотя бы иногда видит, что родители проводят свободное время с книжками, а не за отупляющим просмотром телепередач. Хорошо, если у вас найдётся время обсудить с девочкой прочитанное ею. Искренне поинтересоваться её мнением о главных героях истории, их поступках, перипетиях сюжета. Чтобы она почувствовала, что её мнением интересуются.
Сопоставление предметов их изображениям и звукам
Показывая малышу различных игрушечных животных или картинки с их изображением, расскажите, что кошка говорит «мяу», собака «гав», свинья «хрю», корова «му». Потом попросите повторить, как говорит кошка, как корова, а как собака – это будет развивать навыки речи. При помощи слов «мяу, гав, му» ребенок будет обозначать определенное животное. Такие игры помогут развить и мышление.
Проведите с ребенком 10 месяцев урок элементарной анатомии. Купая или одевая ребенка, покажите ему, где руки, где ноги, где живот. Покажите на себе, где глаза, где нос, где уши, где рот – таким образом малыш будет постигать азы анатомии.
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: 10 месяцев ребенку: особенности питания и ухода
Разницу между предметами малышу можно объяснить следующими действиями: покажите ребенку большой кубик и маленький, твердую игрушку и мягкую, колючего ежика и гладкий мячик – пусть малыш вдоволь поиграет с этими предметами, ощупает их.
Польза сказок для развивающих упражнений неоспорима. Читая малышу книжку – к примеру, «Репку», покажите ему, где баба, где дед, где кошка, где мышка, затем попросите его найти кошку или мышку. Ваш младенец начнет сопоставлять изображение с наименованием.
Обязательно пойте 10-месячному малышу детские песенки, а для облегчения восприятия текста сопровождайте куплеты жестами и мимикой соответствующего героя. Научите младенца играть на барабане и ксилофоне, покажите ему, как можно пританцовывать и хлопать в ладоши под музыку. Музыкальное воспитание должно начинаться с самого малого возраста – пусть у ребенка сызмальства развивается музыкальный слух.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: составляем меню для 10-месячного ребенка
Проводя с малышом достаточно много времени, вы получите желаемый результат. Человечек будет умнеть на глазах, поскольку все его существо стремится к познанию. Он познает мир во много раз быстрее взрослого, только помогите ему в этом.
Физическое развитие: умения и навыки
- ребенок должен уметь садиться без помощи взрослых, подниматься на ноги и передвигаться, держась за опору в десять месяцев;
- вставая на ноги, десятимесячный ребенок должен полностью опираться на стопу;
- дети пытаются самостоятельно залезть на родительскую кровать или взобраться на лестницу;
- координация и логическое мышление малыша в десять месяцев достигает уровня, позволяющего ребенку успешно вставлять один предмет в другой, собирать пирамидку и строить башни;
- развиваются мышцы кисти, и теперь малыш не только умеет хватать, но и осознанно разжимает пальцы;
- десятимесячный грудничок любит разглядывать и трогать других детей; также он должен уметь отличать себя от других малышей на фото или видео;
- развитие мелкой моторики позволяет малышу в десять месяцев играть с некрупными игрушками;
- десятимесячный младенец стремится делать все самостоятельно и подражает взрослым, копируя их действия и разговоры;
- ребенок в десять месяцев должен уметь осмысленно действовать обеими руками, одной он может держать игрушку, а другой рукой трясти погремушку;
- малышу нравится получать результат своих действий, поэтому он с удовольствием бросает предметы, «играет» на музыкальных инструментах и нажимает кнопки игрушек, проигрывающих мелодии;
- поскольку в среднем у ребенка десяти месяцев во рту должно быть три пары зубов, он может пережевывать твердую пищу. Питание малыша теперь перестает представлять из себя пюре, грудничок должен уметь кушать цельнозлаковые каши и овощные рагу;
- в возрасте десяти месяцев жизни у ребенка определяется ведущая рука. Протяните малышу игрушку, он может взять ее правой рукой, если он правша, или левой, если он левша. Не нужно насильно вкладывать ребенку предметы именно в правую руку, поскольку это может оказать негативное влияние на функции его мозга.
Но не все дети одинаково развиваются, одни полны исследовательского интереса и неустанно ползают по дому, другие будут спокойно катать машинку или играть в своем «развивающем центре», а третьи будут лениться и висеть на маминых руках. Ваша задача на этом этапе – постараться мягко направить малыша в нужную сторону и способствовать освоению навыков – как двигательных, так и игровых.
Учимся правильно играть
Десятимесячный ребенок начинает понимать, что с каждой игрушкой можно и нужно обращаться по-разному.
Задача родителей – закрепить этот важный навык, показав первые сюжетные игры.
Покатаем машину.
Покажите юному исследователю, что машинкой можно не только стучать, но и катать, толкая ее рукой. В дальнейшем разнообразьте занятие – привяжите к машинке веревку и пусть ваш испытатель тянет ее за собой.
Сюжетные игры с машинкой
Играем в «дочки-матери».
Такое развлечение полезно и мальчикам, и девочкам. На примере куклы легко показать простейшие бытовые действия со знакомыми предметами – «лялю» одевают, раздевают, кормят и укладывают спать. Это помогает проще усваивать основные режимные моменты и навыки самообслуживания.
Музыкальные занятия.
Познакомьтесь с первыми музыкальными инструментами. Покажите юному композитору, как правильно их использовать. Научите вашего музыканта звонить в колокольчик и стучать палочкой по ксилофону. А вдруг в вашем доме растет Моцарт!
Будем строить дом.
Шалун уже точно знает, как весело разбрасывать кубики. А теперь пришла пора из них строить. Покажите непоседе, какие высокие башни получаются из кубиков. И как интересно их потом снова разрушать!
Игра с кубиками
Особенно любопытным строителям можно показать, как быстро разлетается башня, если попасть в нее мячом!
Тренировка внимания
Умение подмечать мелочи и концентрироваться на определенном задании – это навыки, развивающие детей не по дням, а по часам. Успешное овладение ими поможет малышам в дальнейшем обучении.
Включите в ежедневную активность такие занятия:
Поиск. Эта игра не нуждается в дополнительных атрибутах, поэтому интересна всегда и везде
Она позволяет развивать внимание ребенка от 1 года. Попросите свое сокровище отыскать белую игрушку в корзине, показать белочку на картинке или подать его любимую пластмассовую чашку.
Подбор предметов. Разложите на столе различные предметы и попросите малыша выбрать объекты определенного цвета или с одним узором
Например, пусть ваше чадо подаст желтые прищепки. Если вы постоянно играете с ребенком 1-3 лет, кроха с каждым разом будет справляться с заданием быстрее.
Строительство башни или домика. Помогите малышу возвести замок из груды крупных деталей. Перед покупкой «стройматериалов» обязательно посмотрите рекомендацию производителя. Далеко не во все игры можно играть с ребенком от 1 до 3 лет.
Поиск предметов с одинаковым признаком. Попросите кроху показать белые игрушки или выбрать круглые предметы среди тех, что разложены на столе. Вообще мудрый родитель может придумать 1000 и 1 вариант развивающих игр, связанных с поиском каких-то предметов. Можно связывать в одну цепочку два свойства предмета. Например, мягкий и белый.
Разложите на столе различные предметы и попросите малыша выбрать объекты определенного цвета или с одним узором. Например, пусть ваше чадо подаст желтые прищепки. Если вы постоянно играете с ребенком 1-3 лет, кроха с каждым разом будет справляться с заданием быстрее.
Строительство башни или домика. Помогите малышу возвести замок из груды крупных деталей. Перед покупкой «стройматериалов» обязательно посмотрите рекомендацию производителя. Далеко не во все игры можно играть с ребенком от 1 до 3 лет.
Поиск предметов с одинаковым признаком. Попросите кроху показать белые игрушки или выбрать круглые предметы среди тех, что разложены на столе. Вообще мудрый родитель может придумать 1000 и 1 вариант развивающих игр, связанных с поиском каких-то предметов. Можно связывать в одну цепочку два свойства предмета. Например, мягкий и белый.
Зависимость от родителей
На этом этапе развития ребенок чрезвычайно зависим от своих родителей и других близких взрослых. Они являются его основным источником заботы, поддержки и безопасности.
Ребенок в этом возрасте часто бывает пассивным и требует постоянного внимания. Он может проявлять тревогу и беспокойство, когда оставляется один на некоторое время
Важно помнить, что родители — главные опоры ребенка в этот период его жизни
Постепенно, взаимодействие с родителями помогает малышу развивать свою самостоятельность и уверенность в себе. Взрослые стимулируют его познавательные способности, принимают участие в его играх и эмоциональных переживаниях. Благодаря этому ребенок начинает постигать окружающий мир и учиться справляться с небольшими повседневными задачами.
Показывая ребенку заботу и любовь, родители помогают ему формировать эмоциональную стабильность. Они становятся для него моделью эмоционального регулирования. Когда дети чувствуют, что родители всегда рядом и готовы поддержать их, они чувствуют себя защищенными и уверенными.
Важно понимать, что зависимость ребенка от родителей в этом возрасте — это нормальное и естественное явление. Стремление к самостоятельности происходит постепенно и будет развиваться с каждым годом
Поддержка и ласка со стороны родителей — это необходимые условия для формирования здоровой и счастливой личности.
Развитие ребенка в 10 месяцев
Малыш в 10 месяцев уже многое умеет и понимает. Он сильно вырос в физическом плане: научился координировать свои движения и продолжает развивать мелкую моторику, быстро ползает, а некоторые детки начинают ходить самостоятельно. В эмоциональном плане такой ребенок – уже личность. Дети становятся участниками общения с родителями, понимают сказанные им фразы, с радостью выполняют просьбы и негативно реагируют на неприятные им действия (например, подстригание ногтей). Этими навыками должен обладать малыш 10 месяцев, развитие мальчиков и девочек может отличаться:
- Девочки охотнее занимаются монотонными занятиями и опережают своих сверстников противоположного пола: быстрее осваивают горшок, пользование ложкой, первые слова.
- Мальчики проявляют упрямство, стремятся с самостоятельности, поэтому могут рано начать ходить. Усидчивости им часто не хватает.
Что умеет ребенок в 10 месяцев?
Нередко мамы и папы задаются вопросом: что должен уметь малыш в 10 месяцев? Главные навыки, которые осваиваются к этому времени, касаются физического развития. Координация движения развита, если нет отклонений.
Дети должны уметь:
- брать предметы обеими руками;
- подцеплять вещи двумя пальцами;
- переступать, держась за каталку или руку;
- ползать;
- слезать с возвышенности и забираться на нее;
- открывать дверцы и крышки;
- находить нужные вещи среди других;
- делать подражательные жесты руками;
- повторять за взрослыми их поведение и звуки.
Как развивать ребенка в 10 месяцев?
Эмоциональное и физическое развитие детей полностью ложиться на плечи родителей. Они должны знать, как развивать малыша в 10 месяцев, чтобы привить ему необходимые умения и знания.
Соблюдение простых правил поможет малышу взрослеть гармонично:
Необходимо оборудовать для ребенка простор для движения, позволять безопасно передвигаться по квартире, исследовать мир. Нужно вводить нормы поведения в доме и разумные запреты. В комнате ребенка должно быть место, куда он смог бы складывать свои игрушки. Гимнастические упражнения помогают крохе быстрее научиться ходить
Во время прогулки стоит выпускать его из коляски, удерживая за руки помогать переступать ножками
Очень важно общение на любые темы для закрепления лексики малыша. Чтению стоит уделять хотя бы немного времени ежедневно. Полезны музыка и танцы, игры для развития мелкой моторики, совместные занятия и другие мероприятия
Полезны музыка и танцы, игры для развития мелкой моторики, совместные занятия и другие мероприятия
Полезны музыка и танцы, игры для развития мелкой моторики, совместные занятия и другие мероприятия.
Игрушки для детей в 10 месяцев
Подрастающему малышу интересно узнавать окружающий мир. Делать это он может с помощью предметов, которые всегда под рукой. Полезно позволять ребенку:
- переливать воду из емкости в емкость;
- перебирать крупу на подносе;
- пересыпать песок;
- играть со шнурками;
- рвать бумагу;
- лепить из теста и глины.
Хорошо, когда дома есть интересные развивающие игрушки. С радостью десятимесячный ребенок занимается с такими предметами, как:
- кубики;
- пирамидки;
- машинки-каталки;
- сортеры;
- пупсы;
- матрешки;
- лейки;
- посуда для кукол и другие игрушки.
Игры для детей в 10 месяцев
В возрасте 10 месяцев малыш в состоянии занять себя сам, его ненадолго увлекают игрушки, погремушки. Полезно оставлять кроху одного (но под присмотром). Однако для целенаправленного развития ребенку необходимы игры с родителями. При поддержке взрослого дети в состоянии собрать пирамидку, справиться с сортером, уложить куклу спать, укрыв одеялом. Развивающие игры для малышей 10 месяцев подразделяются на двигательные, речевые, направленные на сенсорное развитие и взаимодействие. Например, это такие занятия, как:
- «марафон», преодоление полосы препятствий;
- игры с мячом;
- сортировка предметов;
- распаковка (игрушки из бумаги, пакета);
- пальчиковый театр;
- занятия с прищепками – найти и снять;
- соотношение предмета с картинками.
10 месяцев ребенку – прекрасный возраст, когда родители ощущают радость от общения с подросшим малышом
Это трудный, но интересный период, в который важно заложить навыки взаимодействия с окружающим миром. Совсем скоро малыш научится ходить, и необходимо подготовить его к этому, развивая координацию движений, занимаясь гимнастическими упражнениями
Правильные действия родителей – залог успеха и здоровья ребенка
Правильные действия родителей – залог успеха и здоровья ребенка
Правильные действия родителей – залог успеха и здоровья ребенка.
В какие игры можно играть с ребенком?
Родители часто интересуются, как развивать ребенка при помощи игр? Есть масса способов для этого. Вот самые простые из них:
- «Хоровод». Взять ребенка за ручки и выполнять круговые движения, имитируя хоровод. Можно напевать смешные песенки или читать стихотворения. Эта игра развивает координацию тела и учит ребенка выполнять простейшие движения.
- «Бросание игрушек». Нужно поставить на пол пустую коробку и бросать в нее вместе с ребенком игрушки с определенного расстояния. Так развивается манипулирование предмета.
- «Проход через тоннель».Нужно сконструировать из пустых коробок туннель и позвать малыша с другой стороны. Проползая через него, он увидит как меняется расстояние и предметы.
Особенности ухода за десятимесячным грудничком
Основное требование по уходу за малышом — правильный режим дня. Соблюдение режима дня и сна — одно из условий успешного развития крохи, а также залог его хорошего настроения.
Основы гигиены малыша
Правильно начинать день с утреннего туалета лица, ручек, носика и зубов с тёплой водой. Весь процесс умывания можно превратить в игру с забавными песенками и потешками.
Стихи-потешки для проведения утреннего туалета грудничка
Зайка начал умываться, Видно в гости он собрался,Вымыл ротик,Вымыл носик,Вымыл ухо,Вот и сухо!
Л. Луканина
Мы проснулись-потянулись,Маме нежно улыбнулись,Сели на горшок с утра.Умываться нам пора!
Неизвестный автор
В десятимесячном возрасте ребёнок реже справляет нужду, поэтому памперс необходимо менять по мере его наполнения и перед длительными прогулками в город, поликлинику и т. д. Подмывать его следует после смены памперса тёплой водой, если малыш сходил в туалет по большой нужде, подмывать его необходимо тёплой водой с детским мылом. Нет необходимости купать его полностью каждый день, достаточно 3–4 раза в неделю. Исключение составляют жаркие дни, когда малыш сильно потеет, чтобы избежать покраснений кожи и опрелостей.
Стихи-потешки для весёлого купания малыша
Моем, моем малыша,Потихоньку, не спеша,Носит воду черпачок,Льёт на спинку, на бочок,На живот, головоньку…Расти, малыш, здоровеньким!
О. Конаев
Кто тут будет куп-куп, По водичке хлюп-хлюп? В ванну быстро прыг-прыг, прыг, в ванне ножкой дрыг-дрыг, дрыг!Будет мыло пениться,И грязь куда-то денется.
Неизвестный автор
В этом возрасте можно начинать знакомить ребёнка с горшком. Периодически присаживая его в одно и то же время, но не более чем на 10 минут. Если малыш противится и со слезами на глазах садится на горшок, лучше на некоторое время прекратить приучение.
Утренняя гимнастика и массаж. Прогулки на свежем воздухе
Утренняя зарядка и массаж важны для полноценного развития. Но комплекс упражнений нужно согласовать со специалистом в комнате здорового ребёнка.
Зарядку и массаж стоит делать через час после приёма пищи в хорошо проветренном помещении. Ещё одно условие эффективного проведения процедур — позитивно настроенный малыш.
Прогулки на свежем воздухе — залог здорового ребёнка и крепкого сна. Гулять необходимо не менее двух раз по 2–3 часа в день. Во время прогулок чадо активно изучает окружающий мир, общается со сверстниками на игровых площадках и в песочницах.
Возможно совмещать прогулки и дневной сон.
Особенности питания грудничка в 10 месяцев: что можно кушать
Материнское молоко (при грудном кормлении) всё ещё важный источник витаминов и полезных веществ для крохи, поэтому его необходимо включать в рацион утром после пробуждения и вечером перед сном.
Существенных изменений в приёме пищи не наблюдается в этом возрасте. Ребёнок может есть практически всю пищу со взрослого стола, за исключением жирного, солёного, острого, жареного. Для детей, у которых прорезались первые зубы, не рекомендуется больше перемалывать пищу блендером, лучше резать на мелкие кусочки, чтобы в итоге малыш учился жевать самостоятельно.
Шестиразовый приём пищи должен включать в себя: злаки, мясо, овощи, фрукты, рыбу, молочные продукты, изделия из пшеничной муки, питьё, сливочное и растительное масло.
Частые проблемы
- Травмы и испуг после падения. Крохи, совершающие первые шаги, часто падают, что опасно не только появлением травм, но и прекращением попыток ходить из-за страха. Будьте рядом с ребенком и никогда не оставляйте малыша в комнате одного, а упавшего карапуза успокойте и отвлеките. Если ребенок травмировался при падении, обязательно наблюдайте за состоянием малютки и при серьезных проявлениях покажите малыша врачу.
- Отказ от пищи кусочками. Многие малыши настолько привыкли к перетертой и измельченной еде, что буквально давятся любой негомогенной пищей. На некоторое время откажитесь от продуктов кусочками и измельчайте для ребенка всю еду, а затем постепенно начните предлагать крохе твердую пищу, например, сушку, очищенную морковку, вареную картофелину, кусочек яблока, детское печенье. Не переживайте, если малыш по-прежнему будет отказываться от кусочков, ведь он только учится жевать. Возможно, отказ крохи связан с режущимися зубками или другими проблемами со здоровьем, поэтому, если употребление малышом лишь измельченных продуктов вас беспокоит, стоит проконсультироваться с врачом.
- Отказ от каких-либо продуктов. В 11 месяцев у ребенка уже сформировались собственные предпочтения в пище, поэтому не следует настаивать, если какой-то продукт крохе не нравится. Лучшим выходом будет исключить такой продукт из меню на время, а затем предложить его ребенку еще раз.
Рост и вес 10-месячного малыша
Не удивляйтесь, если одежда, которую вы буквально недавно купили ребёнку, сейчас окажется ему мала. Малыш активно растёт. Обновлять детский «гардероб» до 1,5 лет придётся часто.
По данным ВОЗ, ребенок в 10 месяцев может весить около 7,5-10,2 кг. Его рост составляет примерно 69-76 см. У российских педиатров немного другие критерии оценки физического развития грудничков в этом возрасте — верхние и нижние границы более сжаты. Не стоит паниковать, если ребёнок чуть-чуть не добирает до положенных «норм» роста и веса. При условии, что он хорошо ест и совершенно здоров, возможно, это физиологическая особенность, а не отклонение
Педиатр на осмотре непременно обратит внимание на «недовес» или «перевес»