Навыки ребенка в 1 месяц – видео
В этом видеоролике рассказывают об особенностях развития малыша в 1 месяц, о проблемах, которые могут возникнуть, и как их решать.
Каждый ребенок – отдельное царство. Кто-то развивается быстрее, и в месяц уже смеется и держит головку, лежа на животе, а кто-то только тренируется ее держать. Кто-то капризнее, кто-то спокойнее. Задача мамы – не сравнивать его со среднестатистическими шаблонами, а чувствовать, что сейчас он может это и скоро научится чему-нибудь еще.
Создайте спокойную атмосферу дома, уделяйте крохе побольше внимания. Тогда у вас вырастет чудный, здоровый малыш!
Развитие ребенка с помощью упражнений и игр
Разговаривайте с малышом. Даже если поначалу вам кажется, что ребенок слишком мал и не может вас понять, постоянно говорите с ним – во время кормления, переодевания, купания, отдыха
Наблюдение. Возьмите достаточно яркий предмет или игрушку, подержите ее перед ребенком на расстоянии 30-40 см
Когда малыш сосредоточит внимание, медленно перемещайте по кругу, из стороны в сторону, следя за тем, чтобы ребенок наблюдал за движением. После каждого вида движений оставляйте немного времени на отдых
Мамино лицо
Помогите малышу сфокусировать взгляд на вашем лице. Медленно перемещайтесь – ребенок будет поворачивать головку вслед за вами.
Мамин голос. Если вы перемещаетесь по комнате, в которой находится ребенок, назовите малыша по имени, чтобы прилечь его внимание. Переходя в другое место, снова подайте голос. Это развивает слух ребенка и помогает ориентации в пространстве
Массаж. Поскольку время для подвижных игр еще не настало, делайте массаж и гимнастику. Начинайте с поглаживания легкими движениями, разомните и ступни, разогните ручки и ножки. Чем больше тактильного контакта ощущает малыш, тем спокойнее и комфортнее он себя чувствует.
Можно попробовать поиграть в следующие развивающие игры в первый месяц жизни малыша:
- «Мордашки» – на кружках картона рисует лица с разными эмоциями – улыбающиеся, грустные, сердитые и т.д. прикрепляем каждую из них на палочку. По очереди показываем каждую из них крохе на расстоянии полуметра от глаз. Дождавшись, пока он сфокусирует свой взгляд на предмете, начинаем водить игрушкой из стороны в сторону;
- «Шумелка» – подбираем звучащие предметы – бубенчики, детские музыкальные инструменты, погремушки и демонстрируем ребенку. Задача игры – развить слуховую координация, чтобы малыш научился определят направление, откуда звук исходит;
- «Болталки» – эмоциональные беседы с малышом, в которых будут варьироваться интонации. В качестве текстов отлично подойдут народные потешки, вроде «Ладушки-ладушки».
Физическое и двигательное развитие
В первый месяц жизни заметны изменения в весе ребенка. В первые 2-3 дня после родов кроха теряет вес (максимум на 250 г), но затем, при хорошем питании, быстро набирает его. В среднем, за первый месяц жизни мальчики «наедают» около 1,2 кг, а девчонки – 1 кг.
Уже по этому показателю можно определить, достаточно ли ребенку вашего молока, хорошо ли оно усваивается. Кроме роста, у малыша активизируется двигательная функция, именуемая гипертонусом.
Малыш уже может:
- совершать хаотичные движения ручками и ножками;
- пытаться поднять головку, лежа на животе;
- поворачивать голову лежа на спине в направлении звука;
- некоторые движения совершаются осознанно (протягивание ручек маме, «потягуши»);
- отталкиваться от опоры пяточками, «ползти» таким образом.
Основное время малыш, конечно, проводит во сне. На период бодрствования приходится лишь 4-6 часов в сутки. В это время нужно понаблюдать за малышом, поиграть с ним. Записывайте ваши наблюдения, это поможет вам сориентироваться, насколько равномерно проходит развитие ребенка в его первые месяцы жизни. Можно даже составить календарь развития ребенка по месяцам.
Развивающие игры для ребёнка в 8 месяцев
Пластиковые бутылки с крупами или водой. Их можно крутить и трясти
Звук и вид перекатывающейся крупы или булькающей воды стимулируют развитие зрения и внимание
Музыкальные игрушки. Помогут развить мышление и слух. Ребёнок поймет связь между действием и полученным результатом: нажав на кнопку, выскакивает игрушка или играет музыка.
Кубики, посуда, пищащие игрушки. Все, что можно уронить на пол. Развивается способность к познанию и мелкая моторика. Немного позже, примерно в 9 месяцев, можно немного усложнить эту развивающую игру и учить кидать предметы специально (мяч в ведёрко, игрушку в коробку).
Свет. Если есть настольная лампа, позвольте малышу включать и выключать её, нажав на кнопку или потянув за шнурок торшера. Действия озвучивайте: «Свет загорелся!» «Выключили лампочку!»
Третий лишний. Дайте в руки малышу две игрушки. А затем предложите ещё одну. Заинтересованный ребёнок должен сообразить освободить одну руку, чтобы взять предложенную игрушку.
Что должен уметь делать ребенок в 1 месяц жизни?
Появляясь на свет, малыш начинает адаптироваться к новым условиям существования с помощью врожденных рефлексов. Одни из таких реакций исчезают уже спустя 1-2 месяца, вторые – преобразуются в условные, третьи – остаются на всю жизни.
Новорожденный активно развивается. Получая информацию от органов чувств, формируется нервная система малыша.
Головной мозг увеличивается в размере, обеспечивает появление моторных функций. Ребенок учится управлять движениями своего тела, взглядом. У младенца формируются условные рефлексы. Фиксация в определенной позе свидетельствует о правильном развитии статики. Малыш пытается удержать головку. Новорожденный начинает адекватно реагировать на раздражающие факторы.
Например, в период ощущения голода малыш плачет и кричит, высказывая свое недовольство. После кормления ребенок успокаивается. К концу первого месяца жизни ответные действия становятся более сложными. Малыш рассматривает лицо близкого человека и начинает улыбаться, когда видит рядом мать.
Вот что должен уметь ребенок в 1 месяц:
- следить за движущимися предметами;
- издавать новые звуки. Как правило, они гортанные, похожи на бульканье;
- различать интонации. Новорожденные успокаиваются, когда слышат голос матери, и пугаются, ели говорит незнакомый человек;
- осознанно реагировать на речь, на звуки окружающего мира;
- улыбаться при виде родных. Если раньше улыбку малыша можно было увидеть во время сна, то в месячном возрасте ребенок начинает выражать свои эмоции осознанно. Например, когда с ним играются, когда он видит отца или мать;
- реагировать на прикосновения. Если к ребенку прикасается мать, он успокаивается, а если незнакомец – высказывает недовольство;
- выстраивать режим дня. Многие малыши в 1 месяц уже ждут кормления в привычные часы, в определенное время спят и бодрствуют.
Поза месячного малыша изменяется. Если некоторое время после рождения тело находится в состоянии гипертонуса (руки сжаты в кулак, прижаты к груди, бедра разведены в стороны), то спустя 30-35 дней мышечное напряжение исчезает, поза ребенка становится боле расслабленной.
Неонатологи выделяют восемь рефлексов, по которым можно судить о развитии ребенка в 1 месяц:
- рефлекс Моро. Если положить ребенка на стол и в 25 см от него ударить по поверхности, то младенец разведет в стороны руки и разогнет пальцы. Спустя пару секунд вернется в исходное положение;
- хватательный. Если прикоснуться к ладони новорожденного, он крепко сожмет руку в кулак;
- рефлекс поиска. Если тронуть щечку малыша, то он сразу повернет голову в эту сторону. Это природный инстинкт, позволяющий отыскивать бутылочку с детским питанием, грудь матери;
- сосательный. Если обвести пальцем вокруг рта новорожденного, то он совершит сосательное движение. Данный рефлекс отвечает за поиск еды;
- ползание. Когда месячного ребенка кладут на живот и прикасаются к стопам, он начинает отталкиваться от руки взрослого;
- рефлекс Бабинского. Если погладить свод стопы с внешней части, то малыш расставит пальцы ног и отведет конечность в сторону;
- автоматическая ходьба. Если, поддерживая младенца под подмышки и опустить его так, чтобы ступни коснулись пола, то он начнет совершать движения, как при ходьбе;
- рефлекс Бабкина. Если надавить на бугор ладони под большим пальцем руки, то младенец повернет голову и откроет рот.
Полезные советы родителям
- Не игнорируйте патронаж новорожденного. Врач сумеет проверить все рефлексы и с уверенность сказать, действительно ли с малышом все в порядке.
- Делайте крохе массаж перед купанием. Это хорошо стимулирует развитие его мышечной системы.
- Почаще выкладывайте кроху на животик, в идеале – перед каждым кормлением и через час после него, если малыш не спит. В 1 месяц малыша лучше выкладывать спать на животик – так снижается риск колик.
- Если ваша кроха не умеет часть того, что должен уметь делать ребенок в 1 месяц, не спешите с выводами. Дайте малышу недельку-другую, он всему научится.
- —Когда ребенок начинает держать голову—, раскладывайте перед ним крупные игрушки ярких цветов, стимулируя желание их достать. Так вы улучшите физическое развитие малыша.
- Создайте малышу комфортную обстановку. Не ругайтесь при ребенке, беря его на руки, выключайте в себе все негативные эмоции – так ребенку будет комфортнее, он будет ощущать себя в безопасности, лучше расти и быстрее развиваться.
Таблица развития ребенка до года по месяцам
Первый год по праву считается самым важным в жизни любого человека — ведь такого скачка в развитии не наблюдается больше ни в каком другом возрасте.
Сводная таблица навыков по месяцам:
Возраст, мес. | Физическая активность | Зрение и слух | Психологический и эмоциональный аспекты, речь |
1 | Основана на рефлексах | Может на несколько секунд фокусировать взгляд на маме или предмете | Способен узнать запах мамы и отличить его от других |
2 | Может 10-15 секунд держать головку, лежа на животе, сжимает кулачки, совершает первые хватательные попытки | Фокусирует взгляд на предметах, рассматривает их | Улыбается близким |
3 | Удерживает голову в вертикальном положении, лежа на животе опирается на предплечья, хорошо сжимает и разжимает пальцы, хватает и удерживает игрушки | Легко распознает источник звука и света, поворачивается к нему | Активно проявляет радость при встрече с близкими, двигая ручками и ножками улыбаясь, издавая различные звуки. Гулит |
4 | С живота переворачивается на спинку, лежа старается приподнять верхнюю часть тела, поддерживает бутылочку при питье | Видит не только общую картину, но и детали. Фокусирует взгляд на движущихся предметах | Может проявлять настороженность при встрече с незнакомцами. Подолгу гулит, совершает попытки имитировать звуки |
5 | Пытается ползти, берет игрушку из рук взрослого | Видит удаленные на несколько метров предметы. Начинает интересоваться телевизором, компьютером (горящим экраном) | Понимает интонацию речи родителей, может возмущаться, если мама уходит |
6 | Перекладывает игрушку из рук в руки, может недолго сидеть сам, встает на четвереньки | Любит звучащие и яркие игрушки | Знает свое имя, активно лепечет. Перестает плакать, когда берут на ручки |
7 | Может встать у опоры, тянется к маме или желаемому предмету, сидит без поддержки, ползает | Пианино, барабан, труба и другие музыкальные игрушки — лучшие друзья малыша в 7 месяцев | Знает несколько привычных предметов в доме и может их показать, любит книжки с картинками и простые игры, осваивает звукоподражание |
8 | Ходит вдоль опоры | При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека | Произносит слоги «ма-ма», «ба-ба» и т.д. |
9 | Садится и встает на ножки, держась за опору. Ходит при поддержке за обе руки | Реагирует на запреты, активно подражает звукам, расширяет словарный запас. Узнает многие известные ему предметы | |
10 | Может сделать несколько шагов, уверенно стоит | Увлеченно играет, реагирует на других детей на площадке, любит разбрасывать игрушки, знает некоторые части тела | |
11 | Любит двигаться всеми доступными способами, начинает танцевать под музыку | Понимает одобрительную и строгую интонацию в голосе родителей | Показывает пальчиком на предмет, машет “привет”, ”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой |
12 | Ходит самостоятельно, поднимая предметы с пола наклоняется, а не садится | Активно выражает свои желания, проявляет требовательность, учится пить из кружки, держать ложечку, выполняет простые просьбы |
Рефлексы и прочие навыки
Природа не оставляет крох совсем уж беззащитными. Все детки рождаются с набором безусловных рефлексов, которые с возрастом перерастают в условные, а некоторые пропадают за ненадобностью. На первых месяцах жизни такие рефлексы – основа умений и способностей малыша. Проверив наличие таких рефлексов у месячного малыша, можно легко убедиться, что с крохой все хорошо:
- Хватательный. Если провести по ладони малыша пальцем, он крепко его сожмет.
- Поисковый. Если коснуться уголка рта крохи пальцем или соском, он начинает искать ртом источник еды – грудь или бутылочку.
- Сосательный. Если обвести кончиком пальца вокруг рта ребенка, он начинает выполнять сосательные движения.
- Рефлекс Моро. Если ударить по поверхности, на которой лежит ребенок (на спине) на расстоянии 30 см от его головки, малыш резко разведет в стороны ручки и расправит пальчики. А потом так же быстро вернет их в изначальное положение.
- Рефлексы ступни. Если надавить на подошву под пальчиками – малыш сжимает пальчики. Если надавить на пяточку – разжимает.
- Рефлекс Бабинского. Если погладить свод стопы по наружному краю, малыш разведет пальчики ноги и отведет стопу в сторону.
- Рефлекс Бабкина. Если надавить на бугорок ладони под большим пальцем, малыш повернет головку и откроет рот.
- Ползательный. Если выложить малыша на живот и прикоснуться к обеим стопам, он оттолкнет ваши руки.
- Ходьбы. Если взять малыша под ручки и слегка опереть о твердую поверхность, а затем немного наклонить корпус ребенка вперед, малыш будет совершать ножками движения, похожие на ходьбу.
- Рефлекс задержки дыхания. Если малышу полить воду с затылка на лицо во время купания, он будет задерживать дыхание.
- Плавательный. Если опустить ребенка в достаточное количество воды, он начнет совершать плавательные движения.
- Рефлекс самосохранения. Если выложить кроху на животик, он тут же повернет головку набок, предохраняясь от удушения.
То, что должен уметь маленький ребенок по месяцам, во многом регулируется этими безусловными рефлексами. Если периодически (пару раз в день) их стимулировать, дальнейшее развитие крохи несколько ускорится. Однако не забывайте, что все дети индивидуальны.
Игрушки для детей 1 месяца
Несомненно, вам уже надарили кучу огромных плюшевых слоников, собачек, красочных машинок и чудесных куколок. Но пусть они подождут пока малыш немного подрастет. Придет и к ним очередь, а в это время подойдут:
Погремушки, предпочтительно красного, зеленого, синего и желтого цвета. Развивающие коврики с дугой, на которую цепляйте самодельные поделки. Например: цветные бабочки или черно-белое изображение шахматной доски. Повесьте над кроваткой карусель с крупными, цветными игрушками и нежной приятной мелодией
Контрастные картинки в черно-белом цвете, где изображены линии, квадраты или спирали необычайно привлекают внимание детей. Набор мелодичных колокольчиков станет незаменимым атрибутом вашей коллекции игрушек
Вешайте их по очереди в кроватке на высоте до 15 см. Размещайте звоночки на уровне груди или ножек ребенка, чтобы он мог доставать их ручками или ударять по ним ножками. Также пришейте их к мягкой резинке для волос и наденьте на руку или ногу малыша.
Как видите выбор достаточно большой, и задача как развить ребенка в 1 месяц не доставит вам великих хлопот.
Всего доброго мои дорогие читатели. Буду вам благодарен если оставите свой небольшой отзыв о статье. Пишите какие темы интересны вам. Читайте мои статьи вместе с друзьями и находите ответы на ваши вопросы. Не забудьте подписаться на обновления блога. Успехов вам всяческих на ниве развития и воспитания ваших деток.
Упражнение №3. «Две бабочки». Развитие умения следить глазами за поочередным перемещением двух предметов у ребенка в 1 месяц
Что нужно приготовить:
Вариант 1. Бабочки из двусторонней цветной бумаги или яркой гофрированной бумаги. Размер бабочки 7-10 см. Сделайте бабочки разных ярких цветов. Наиболее привлекательны бабочки красного и оранжевого цвета, но малыш различает и другие цвета.
Чтобы сделать бабочку:
- Вырежите прямоугольник из бумаги.
- Сложите его гармошкой.
- К середине гармошки привяжите длинную прочную нитку (не ленточку), за которую Вы будете держать бабочку.
Вариант 2. Две яркие игрушки на ниточке.
Как заниматься с малышом:
Малыш лежит на спине в кроватке. Возьмите обе бабочки (или игрушки) и привлеките к ним взгляд малыша – покачайте ими, потрясите. Если малыш их упорно не замечает, то просто подставьте бабочки под взгляд ребенка.
Теперь начинайте плавно перемещать одну бабочку влево по горизонтали. Остановитесь. Проследите, чтобы малыш тоже остановил свой взгляд на неподвижной бабочке. И сразу начинайте двигать вторую бабочку в другую сторону – вправо по горизонтали. Остановитесь. Затем верните в центр сначала первую игрушку. Затем – вторую.
Полезные советы:
- Это упражнение для малыша очень сложное, поэтому его выполняют, когда малыш уже хорошо следит глазами за одной игрушкой по горизонтали и по вертикали.
- Если малыш теряет траекторию движения бабочки (это нормально для ребенка в 1 месяц), то просто подставьте под его взгляд ту игрушку, которую он «потерял».
Результат упражнения:
Ребенок непрерывно следит за поочередным движением по горизонтали двух бабочек (или игрушек).
Наблюдаем за крутящимся мобилем
Еще одна игрушка, которая является неотъемлемым элементом всех красивых фотографий c лежащим в кроватке малышом, – это мобиль (Ozon, My-shop). Приспособление действительно полезное, правда, используется оно, наверно, не так часто, как это нам представляется перед покупкой. Первые 2 месяца новорожденные, как правило, на мобиль не обращают никакого внимания, т.к. он не попадает в их поле зрения (в те самые 25-30 сантиметров, на которых малышам удобно фокусироваться).
Потом, месяца в 3, наконец, наступает то «золотое время», когда ребенок начинает интересоваться крутящимися фигурками. И действительно, в этот период, заводя чудесную карусельку, можно получить несколько минут свободного времени, попить заветный чай, например.
Через n-е количество просмотров мобиль малышу надоедает, и, в общем-то, можно сказать, что к 5 месяцам уже исчерпывает себя. С одной стороны, кажется, что это совсем недолгий срок службы, но если разобраться, то в этом возрасте вряд ли что-то интересует малыша дольше.
Кстати, для тех мобилей, которые не отличаются излишней хрупкостью, позже начинается еще и «вторая жизнь». Ведь когда ребенок учится вставать в кроватке, он начинает с удовольствием хватать все эти игрушки на карусельке и мотать их во все стороны У нас был самый простой мобиль, поэтому он легко пережил всю нагрузку.
Я бы сказала, что мобиль – это не столько развивающая игрушка, сколько возможность получить свободную минутку для мамы.
Как играть с грудным ребенком
Кажется, что с постоянно лежащим и не умеющим говорить ребенком сложно общаться. Но если сейчас инициатива будет исходить от вас, закладывается основа для доверительных отношений в будущем. Чем же занять малыша в один месяц?
- Над кроваткой установите мобиль с игрушками и приятной музыкой на уровне 60-70 см от лица.
- Пойте малютке колыбельные, вкладывая свои чувства.
- Гримасничайте (подмигивайте, покажите язык, складывайте губы трубочкой) — все это крохе очень скоро захочется повторить.
- Включайте негромко классическую музыку (Штрауса, Вивальди).
- Разговаривайте с малышом, рассказывая, как прошел день, что-то о папе, бабушке, дедушке и т. д. Тон голоса имеет значение: пусть он будет спокойным.
Поворачивание головы
Когда здоровый малыш лежит на животе он поворачивает голову вбок. Если источник света находится только с одной стороны, то преимущественно в его сторону. Он даже в состоянии приподнять на мгновение головку в таком положении. При сильном рывке голова может удерживаться на средней линии в течение 1—2 секунд. Угол между кроваткой и лицом при этом составляет приблизительно 20—30 градусов.
К концу первого месяца жизни ребенок уже в состоянии высоко держать голову, лежа на животе, как минимум три секунды.
В положении лежа на спине голова новорожденного в основном находится в среднем положении, ребенок поворачивает ее вправо или влево. При этом положение головы асимметрично. К концу первого месяца жизни голова больше не поворачивается из среднего положения в стороны и все чаще как минимум на десять секунд остается посередине.
Слушаем
Сейчас ни для кого не секрет, что слух развивается у малыша, когда тот находится еще в животе у мамы. Чтобы стимулировать дальнейшее развитие слуха, приучайте ребенка к различным звуковым контрастам. Например, можно сначала позвенеть маленьким бубенчиком, а потом колокольчиком побольше. На кухне покажите, какой звук получится, если постучать ложкой по хрустальному бокалу (только не очень сильно), по большой кастрюле, по столу и пр. (изобретательный родитель всегда найдет, по чему бы еще постучать). Попробуйте поиграть с разными звуками так, чтобы малыш не видел, откуда они исходят. Он прислушается и попытается найти источник звука.
Изображайте различные звуки голосом, пойте песни (и не только нежные колыбельные, но и громкие, веселые).
На улице можно обратить внимание малыша на голоса птиц, на глухое урчание машин или на пронзительный звук сирены – все это обогатит его багаж слуховых впечатлений. Прекрасно, если есть возможность послушать живые голоса животных или птиц
Между прочим, в былые времена няньки выносили плачущих младенцев в курятник. Куры при виде маленького орущего пришельца устраивали страшный переполох, и их квохтанье и хлопанье крыльев удивительным образом успокаивало самый безутешный плач. Если же вы по каким-то причинам не желаете кудахтать над своим чадом, можно попробовать послушать вместе с ним какой-нибудь не очень громкий монотонный звук (например, шум работающего пылесоса или стиральной машины).
Не стоит забывать и о музыке, и пусть она тоже будет достаточно разнообразной. Большинство младенцев любит классическую музыку (Моцарт, Бетховен, Верди, Вивальди, Чайковский). Можно послушать мужские и женские голоса в отрывках из опер (желательно, без накала страстей, чтобы малыш не испугался).
Удивительно, но ребенок в возрасте уже одного месяца по-разному реагирует на звуки веселой и грустной мелодии: при грустной он затихает, а при веселой оживляется, начиная радостно махать руками и ногами – «танцевать». Таким образом развивается слуховая и двигательная активность, малыш учится координировать движения своего тела.
Ребенок в первые три месяца жизни гораздо интенсивней воспринимает окружающую действительность, чем принято считать. И поэтому пусть его первые впечатления будут самыми разнообразными и интересными!
Инесса Смык
Полезные советы для развития новорожденного
Упражнения и игры помогают развивать новорожденного, способствуют формированию его нервной и мышечной системы. Все упражнения следует проводить с учетом возраста и физиологических особенностей ребенка. В первый месяц жизни основной акцент стоит делать на развитие моторики, координации движений и развитие зрения. Вот несколько полезных советов для развития новорожденного:
Легкие массажные движения и легкие упражнения помогут развивать мышцы рук и ног. Нежные потягивания ручек и пяточек, гнуть и разгибать их, помогут укрепить и развить моторику ребенка.
Зеркало стимулирует интерес ребенка к окружающему миру и помогает развивать зрительные функции. Удерживайте зеркало перед ребенком на расстоянии 20-30 см от его лица, чтобы он мог рассматривать свое отражение.
Такая позиция помогает развивать мышцы шеи и спины, а также координацию движений
Положите ребенка на живот на плоскую и мягкую поверхность на несколько минут каждый день, соблюдая меры предосторожности.
Поговорите с новорожденным, поиграйте в пальчиковые игры, показывайте яркие книжки с крупными рисунками. Это поможет стимулировать речевое развитие и создаст обстановку доверия и любви.
Легкий массаж спины, животика, ручек и ножек поможет укрепить мышцы, улучшить кровообращение и способствует общему развитию ребенка.
6
Подвешивайте игрушки над кроваткой
Подвешивание ярких игрушек над кроваткой в разных положениях поможет развивать зрение, координацию движений и моторику. Ребенок будет следить за игрушками, пытаться дотянуться до них.