Как развить навыки переговорщика в общении с ребенком

Игры для детей «Учимся договариваться»

  • Игра «Мне не нравится» поможет детям лучше разбираться в своих ощущениях и правильно формулировать причину своего недовольства. Детям предлагается продолжить предложение «Мне не нравится, когда …».
  • Игра «Скажи конкретней» способствует развитию умения конкретизировать свои требования. Учитель просит школьников дать развернутый ответ «Я говорю «Отстань!», если …».
  • Игра «Я поступлю как …» поможет выбрать правильную модель поведения. Эту игру нужно проводить после просмотра мультфильма или прочтения литературного поведения.
  • Игра «Сделай по-другому» заключается в моделировании детьми правильного поведения в конфликтной ситуации. Для этого им нужно показать фрагмент какого-либо мультфильма, где продемонстрирована ссора, и попросить предложить вариант ее решения или предотвращения.

Главный результат, который должен быть достигнут в ходе таких занятий, состоит в том, что дети овладеют навыками решения конфликтов, которыми смогут пользоваться при отсутствии взрослых.

Однако уже с средины первого года обучения в школе следует отказаться от проведения четко структурированных занятий, поскольку это будет приучать детей к тому, что любые конфликтные ситуации должны решать взрослые. При этом сам ребенок будет ощущать себя объектом конфликта, и не будет стремиться самостоятельно его решать.

На второй стадии развития умений школьников договариваться между собой рекомендуется предлагать им свободные игры. Именно такие занятия часто служат источником появления различных проблем, которые ребята должны будут решить самостоятельно. Поскольку задание игры не будет напрямую связано с поиском путей решения конфликта, а направлено на достижение другой игровой цели, то ученики будут принимать спонтанные решения, что послужит бесценным опытом для развития умений договариваться между собой.

Важно давать детям максимальную свободу, допустимую в ходе игры. Не нужно организовывать детей, указывать им последовательность выполнения, условия для достижения результата. Наоборот, смысл таких занятий заключается именно в том, чтобы при появлении проблемных ситуаций у детей подтолкнуть к их решению

Учитель в таком случае должен занимать исключительно посредническую позицию и вмешиваться только в том случае, если ссора переходит в острую стадию. 

Наоборот, смысл таких занятий заключается именно в том, чтобы при появлении проблемных ситуаций у детей подтолкнуть к их решению. Учитель в таком случае должен занимать исключительно посредническую позицию и вмешиваться только в том случае, если ссора переходит в острую стадию. 

Можно предложить такие игры.

  • Игра «Рисуем вдвоем» —  на одном листе и одним набором фломастеров нарисовать общий рисунок и придумать ему название. Есть и другие виды такой игры, в которую нужно играть вдвоем или небольшими группами  — «Собери паззл», «Построй замок» и т.д. Для усложнения задания можно запретить разговаривать между собой при его выполнении. Таким образом включается и невербальное общение
  • Игра «Остров Конфликтов» — дети попали на остров, где люди постоянно ссорятся друг с другом. Нужно предложить варианты решения их проблем.
  • Игра «Ковер мира» — ребята, которые не могут договориться между собой, садятся на ковер, где должны выразить негативные эмоции (без перехода на личности)  и помириться.
  • Игра «Рассказ от первого лица» — каждой конфликтующей стороне предлагается рассказать о сложившейся ситуации от лица его обидчика.
  • Игра «Трагикомедия без слов» — школьники должны рассказать о ссоре не используя слова, а только жесты.
  • Игра «Растительные обзывалки» — можно выразить негативные эмоции путем озвучивания ассоциаций с растениями.
  • И другие.

Хорошим способом развивать у детей умение договариваться является предложение придумать сказки о дружбе, о способах поиска друзей, о конфликтах внеземных цивилизаций.

Как развить умение договариваться

Работа учителя над развитием у детей умения договариваться должна быть систематической и постоянной.

Основные направления работы

Такую деятельность необходимо направить на обучение школьников:

  • этически ценным нормам и способам поведения в отношениях с другими людьми;
  • умениям устанавливать и поддерживать контакты;
  • принципам построения дружеских отношений;
  • правилам сотрудничества;
  • пониманию, как легко может возникнуть ссора или драка;
  • умению оценивать свое поведение;
  • умению определять причину ссоры;
  • умению избегать конфликтных ситуаций;
  • способам и приемам самостоятельного решения конфликта.

Одних советов и объяснений взрослых, как следует правильно себя вести, недостаточно, необходима практика. Поэтому нельзя пытаться ограждать детей от конфликтов, а нужно ознакомить школьников с моделью поведения в проблемных ситуациях. Для этого можно проводить:

  • групповую дискуссию;
  • создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
  • драматизацию;
  • ролевые игры;
  • элементы социально-психологического тренинга;
  • элементы исследования, наблюдения, самонаблюдения, эксперимента, опыты;
  • анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов;
  • слушание и анализ драматических произведений.

Лучшим способом приобретения социального опыта младшими школьниками является игра.

Как развить коммуникабельность у ребенка: 10 полезных советов

Взрослые должны моделировать навыки общения

Важно не столько то, что говорят родители своим чадам, сколько то, как поступают они сами
Взрослые — пример для подражания, первые учителя для своих детей, поэтому нужно показывать правильные модели общения и взаимодействия с окружающими.
Обращайте внимание на первые эмоции и попытки общения ребенка. Дети должны получать позитивный опыт коммуникации с раннего возраста
Чем активнее взрослые будут поощрять общение малыша, тем лучше

Важно забыть фразы: «Я занят», «Ты не поймешь», «Я не знаю».
Практикуйте совместные обучающие игры. Чтобы привить малышу навыки общения, проигрывайте различные ситуации и модели поведения дома.
Приучите ребенка быть внимательным к другим людям. Если малыш испытывает дискомфорт при общении с детьми, не вините других: мол, «это плохие дети». Научите находить решение ситуации, например, предложить поиграть в другую игру, спросить мнение других.
Предоставьте ребенку возможность быть в группе детей. Межличностные отношения выстраиваются только опытным путем. Для того чтобы малыш умел общаться и контактировать с другими, мало примеров и домашних игр: должен быть частый контакт со сверстниками.
Необходимо, чтобы ребенок мог легко играть не только со своими друзьями и подружками, но и с незнакомыми детьми. Современные беби-клубы, развивающие и игровые центры способствует этому навыку.
Научите свое чадо правильным манерам и вежливости: «Спасибо», «Дай, пожалуйста», «Извини».
Не навязывайте малышу дружбу и не выбирайте ему друзей. Пусть он сам формирует круг общения из тех, с кем ему интересно.
Практикуйте детские праздники и домашние игры. Если на улице дождь и холодно, это не повод отказать малышу в общении с друзьями: соберите детишек дома, вовлеките в коллективную игру.
Заведите домашнего питомца. Общение с животным может помочь ребенку развить контактность, умение заботиться о ближнем.

Компромисс

Споры и конфликтные ситуации возникают везде: в школе, на работе, в семье, на улице, в институте и в разных общественных местах. И насколько эффективно разрешится спор, настолько повысится авторитет в глазах окружающих. Что значит «эффективное искусство договариваться»? По определению, это успешный результат переговоров двух-трех сторон, в процессе которого найден компромисс. В свою очередь, компромисс – это добровольные и взаимные уступки всех участников конфликта на доброжелательной ноте. Фраза «договориться» подразумевает взаимовыгодное решение. И если оно найдено, значит, люди пришли к взаимовыгодному варианту, то есть договорились.

Дошкольники и взрослые…:

     Развитие малыша в любом возрасте начинается именно с освоения навыков общения. Контакт дошкольника и взрослого на уровне общения оказывает огромное влияние на психическое и физическое развитие ребенка. Общаясь, ваш ребенок будет приобретать и осваивать разнообразные навыки поведения в обществе. Дошкольники никогда не смогут найти даже в самых лучших книгах ответы на волнующие их вопросы. В это время именно общение со старшими открывает безграничный и разнообразный мир человечества с его лучшими, а также негативными моментами. Ребенок никогда не станет гармоничной личностью без искренней любви, чуткости, искренности и понимания со стороны родных людей. Все это он сможет получить только дома, в семье. Именно здесь формируются основы поведения и общения малыша.
     
     Некоторые взрослые ошибочно думают, что психическое развитие малышей осуществляется само по себе. И это очень серьезное и распространенное заблуждение. Родители, а также другие взрослые не только создают качественные условия жизни своего малыша, но и являются источником развития психики. Близкие люди знакомят ребенка с богатым миром эмоций, отношений между людьми, разнообразием речи.
     В период младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет) малыши ощущают огромную потребность в уважении, внимании и сотрудничестве со взрослыми, которое будет основано на взаимном уважении. Взрослые для детей – это полноценный источник знаний и умений, а также важных навыков. Сигналом любознательности вашего малыша являются задаваемые им многочисленные вопросы. Поэтому именно этот период развития детей называют «возрастом почемучек».
     В более старшем дошкольном возрасте каждый малыш испытывает потребность в искреннем сопереживании и взаимопомощи от взрослых

Теперь особое внимание ваших детей будут привлекать отношения между людьми. Но по-прежнему взрослые продолжают быть основным объектом для дошкольников

Для таких детей во время общения очень важную роль играет оценка его как личности

Для старшего дошкольника очень важно, чтобы его собственная самооценка и то, как его оценивают взрослые, совпадали между собой.
     Основной критерий развитости общения детей в дошкольном возрасте – это умение общаться на разные темы с разными людьми и в разнообразных ситуациях.
     
     У детей дошкольного возраста родители уже могут увидеть плоды личного примера в формировании его коммуникативных навыков

Важность навыков общения и особенности их развития

Несмотря на то, что разговор о важности умения общаться может показаться банальным, мы все же хотим уделить ему некоторое внимание. Это поспособствует наилучшему пониманию необходимости грамотно взаимодействовать с другими людьми в реальном мире и поможет лучше понять, что влияет на развитие способностей к общению

Коммуникативные навыки крайне важны для формирования круга общения, знакомства, обретения друзей и ведения переговоров, покупки товаров и услуг, заключения контрактов и ведения бизнеса, выстраивания продуктивных взаимоотношений, разрешения конфликтов и поиска взаимопонимания с окружающими. И если человек не умеет общаться, на своем пути он встретит немало проблем и трудностей, как в личной жизни, так и в профессиональной сфере.

Говоря проще, коммуникативные навыки составляют особый поведенческий комплекс, позволяющий каждому из нас:

  • устанавливать контакты;
  • заинтересовывать собеседника;
  • поддерживать общение;
  • сохранять отношения;
  • аргументировать свои мысли;
  • отстаивать свои интересы;
  • разрешать конфликты;
  • пользоваться невербальными средствами общения;
  • защищаться от манипуляций;
  • понимать окружающих, мотивы их действий и реакции.

Больше практических рекомендаций ждут вас ниже по тексту, а пока давайте продолжим разговор. Как известно, коммуникативные способности существуют нескольких видов:

  • информационно-коммуникативная способность, отвечающая за начало, поддержание и завершение беседы, а также привлечение внимания собеседника и применение вербальных и невербальных средств общения;
  • аффективно-коммуникативная способность, помогающая замечать эмоциональное состояние собеседника и грамотно на него реагировать, а также проявлять по отношению к партнеру отзывчивость и уважение;
  • регуляционно-коммуникативная способность, позволяющая помогать собеседнику в ходе общения и использовать оптимальные способы разрешения конфликтных ситуаций; эта же способность позволяет человеку принимать помощь со стороны окружающих.

Что же касается структуры коммуникативных способностей, то она включает в себя множество компонентов, среди которых:

  • социальная перцепция (связана с восприятием, пониманием и оценкой самого себя, других людей и социальных групп);
  • гностические умения и рефлексия (связаны с осознанием, систематизацией и переносом информации);
  • познавательные умения (связаны с особенностями памяти, мышления и внимания);
  • интеракционные умения (связаны с «подачей себя» и умением «настраиваться» на собеседника);
  • волевые качества;
  • восприятие и интерпретация вербальных и невербальных сигналов;
  • способность к пониманию подтекста и контекста;
  • способность к применению знаковых систем для решения разных коммуникативных задач и т.д.

Определить, насколько развиты социально-коммуникативные навыки у человека, можно по тому, как активно, интенсивно и продолжительно он поддерживает контакт с другими людьми, насколько широк круг его общения, насколько эффективно он решает коммуникативные задачи и некоторым другим показателям.

Развитие коммуникативных умений и навыков начинается еще в детском возрасте и на это влияет множество факторов, таких как особенности воспитания, микроклимат в семье, образ жизни и другие немаловажные вещи. В случае когда человек не получает определенного коммуникативного опыта, во взрослом возрасте он может быть замкнутым и неуверенным.

Но даже для людей с проблемами в общении всегда есть выход из ситуации, ведь развитие социально-коммуникативных навыков доступно в любом возрасте. И здесь самое время поговорить о том, какие же есть средства развития коммуникативных навыков.

Ниже мы предложим несколько методов развития умения общаться. По большей части они относятся, конечно, к уже взрослым людям, но и о том, что нужно для развития коммуникативных навыков у детей (дошкольников, школьников и т.д.) мы тоже обязательно скажем.

Упражнения для развития навыков общения у детей дошкольного возраста

Знаменитый российский психолог, доктор педагогических наук Букатов Вячеслав Михайлович считает социо-игровую методику1 наиболее эффективной для повышения коммуникативной компетентности детей.

«Волшебная палочка»

Дети встают в круг и передают из рук в руки палочку. Передающий атрибут обозначает всем известную сказку, тот, кто берет палочку, называет персонажа из озвученного произведения. Таким образом, каждый участник выступает в двух ролях: передающего и принимающего. Игровое упражнение учит взаимодействию и вызывает интерес друг к другу. 

«Слухачи»

Прежде всего необходимо объединить детей в малые группы, например, по цвету волос, обуви или другим признакам. Лидеры объединений покидают помещение, взрослый определяет для детей слово из трех открытых слогов, например, «бумага». Затем воспитатель определяет каждой группе слог и вместе с детьми выбирает песню. Как только лидеры возвращаются, объединения поют одновременно на мотив музыкальной композиции свой слог. Задача уходивших капитанов – угадать слово. Игра пробуждает энтузиазм у детей и развивает командный дух.

«Живая буква»

Взрослый называет главе группы букву. Капитан совместно с командой строят букву. Другие группы угадывают ее. Игровое упражнение развивает толерантность, умение кооперироваться у детей.

«Руки-ноги» 

Взрослый объявляет: «Руки». Дети совершают движения руками, после команды «Ноги» двигают ногами

Важно не оценивать активность участников. Движения могут быть танцевальными, хаотичными, пресловутыми физическими упражнениями. Каждый участник выбирает самостоятельно

Творческая активность раскрепощает детей, помогает преодолеть стеснительность, страх осуждения, вырабатывает доверие к окружающим и развивает чувство эстетики

Каждый участник выбирает самостоятельно. Творческая активность раскрепощает детей, помогает преодолеть стеснительность, страх осуждения, вырабатывает доверие к окружающим и развивает чувство эстетики.

Всемирно известный психолог Филип Зимбардо, автор книги «Застенчивый ребенок», разработал упражнения для развития сотрудничества, взаимовыручки и дружбы среди детей.

«Интеллектуальная мозаика»

Сказку, историческое событие разделить между детьми. Каждому ребенку достается свой кластер целостного рассказа. Затем участник доводить полученные знания до соратников. В результате у каждого ребенка формируется полная картина. Затем вся группа принимает участие в тестировании на знание деталей рассказанного события. Так выявляется успех «преподавания», иными словами, способность межличностной коммуникации участников. 

«Рычи, лев, рычи – стучи, поезд, стучи»

Игровое упражнение для группы детей и всей семьи. По сути, это соревнование,  кто громче рычит. Участники представляют себя львами и начинают в один голос рычать. Условный лидер мотивирует всех: «Рычи, лев, рычи! Пусть раздастся самое громкое рычание. А кто может рычать еще громче? Хорошо, рычите, львы… И это львиный рык? Это писк котенка. Нужен громогласный рев». Затем все строятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего и двигаются с пыхтением, свистом, имитируя паровоз. Обойдя помещение по периметру, «голова состава» становится в конец. И так, пока каждый не побывает руководителем состава. Отличное завершение – крушение, все падают на пол. Игра отлично раскрепощает, снимает эмоциональное напряжение и объединяет участников.

«Покажи себя с неожиданной стороны»

Предоставить возможность детям нарядиться любым персонажем. С помощью маскарадного костюма, маски, грима и, главное, поведения приобрести новую роль. Базовое упражнение для ликвидации болезненной замкнутости. Игра позволяет освободиться от чувств и эмоций, которые ребенок держал в себе, выразить себя, обретая внутреннюю свободу.

Знаковый детский психолог нашего времени Людмила Владимировна Петрановская считает, что дети старше 3 лет должны играть со сверстниками, а не родителями. Хорошо, если во взрослом жив внутренний ребенок, и он с удовольствием играет с детьми. Большая ошибка родителей – выдавливать из себя массовика-затейника. Дети остро чувствуют неискренность и теряют доверие к окружающим. Вместо насилия над собой взрослым следует обеспечить ребенка общением с другими детьми: пригласить в гости его друзей, записать в кружки, посетить игровую комнату. 

1Социо-игровой подход предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей.

Игры

Хорошим способом добиться высоких коммуникативных навыков являются тренировки в игровой форме. Они помогают каждому участнику открыться для других людей, почувствовать себя свободно и полностью расслабиться. В таких условиях развивать коммуникабельность проще всего. Некоторые игры можно применять даже в домашних условиях для совместных тренировок родителей с детьми.

Как играть:

  1. Повторения. В игре участвуют от 5 человек. Один из них становится ведущим и показывает остальным определенные движения (хлопки ладонями, движения руками и т.п.), озвучивая каждое из них. Все должны повторять. Для усложнения ведущий может называть не то действие, что выполняет, а участники должны правильно сориентироваться и повторить именно сказанное.
  2. Угадывание эмоций. Для игры нужно разделиться на 2 команды. Все участники первой группы поочередно показывают разные эмоции, которые нужно вытянуть из колоды специальных карточек, а вторая должна их угадывать. Затем команды меняются ролями.
  3. Театральные сценки. Играть можно вдвоем, а целью станет разыгрывание какой-либо ситуации. Можно придумать абсолютно любые события, но они должны устраивать обоих участников. Желательно разыгрывать сцены различных конфликтов, пока они не будут полностью решены.
  4. Оригами. В игре нужно присутствие нескольких участников. Все они закрывают глаза, взяв в руки лист A4. Ведущий дает инструкции, как именно складывать лист, при этом ему следует несколько раз попросить разорвать его. В конце нужно сравнить результат у всех присутствующих.

Такие простые игры отлично помогут в достижении цели. Однако не стоит рассчитывать, что только их применения будет достаточно. Использовать их лучше всего в качестве дополнительной меры или первой ступени развития навыков.

Диагностика коммуникативных навыков

Оценка способности к эффективной коммуникации взрослых осуществляется прежде всего при подборе персонала в сферу деятельности, важным инструментом которой является общение. Предполагаемым кадрам предъявляется ряд психологических тестов для определения коммуникативных умений, общительности, организаторских способностей, отдельных компонентов коммуникативной компетентности.

Кроме того, диагностика коммуникативных навыков взрослых может осуществляться психологом при соответствующем запросе в условиях личных консультаций для решения различных проблем, при обследовании для выявления профессиональной ориентации и др.

Коммуникативные навыки детей диагностируются специалистом с целью выявить соответствие развития ребенка нормативному развитию и, при необходимости, составить программу психологической коррекции. Помимо этого, диагностика проводится для определения наиболее эффективного метода формирования коммуникативных умений у конкретного ребенка. Например, доказано, что коммуникативные навыки дошкольников лучше развиваются в сюжетно-ролевой игре, чем в ситуации, например, учебной деятельности или личностного общения, поскольку именно игра является ведущим видом деятельности дошкольника, а значит, именно в игре происходит эффективное научение и познание ребенком окружающего мира. Но некоторым детям эффективней будет использовать арт-терапию или сказкотерапию.

Диагностика способности эффективного общения детей осуществляется также при наличии у них нарушений в развитии с целью выявления особенностей коммуницирования. На основе этого возможно составить план адаптации ребенка в обществе, дать рекомендации родителям, выстроить коррекционный маршрут.

Как договариваться с человеком

  • Всегда избегайте крайностей. Если вы попали в конфликтную ситуацию, знайте, что любой человек может повести себя по-разному. Кто-то может проявить агрессию, таким образом, отстаивая собственное мнение, и убеждая оппонента, согласится с его словами. Другие же наоборот, могут согласиться с оппонентом, чтобы избежать конфликта. Искусство компромиссов поможет вам найти ту самую «золотую середину», собственно в любой ситуации.
  • Пользуйтесь перерывами. Если ваше напряжение зашкаливает, вы нервничаете и к обсуждению дел абсолютно не готовы, лучше перенести переговоры и отдохнуть. Даже каких-то 10 минут помогут расслабиться, посмотреть на вопрос с другой стороны, и понять как договариваться с человеком в данной ситуации. Кроме этого, у вас появится возможность более четко зарекомендовать свою позицию. Вы должны подумать, чем вы можете поступиться, и какие моменты для вас существенны. Если вы расставите приоритеты, вы сможете сконцентрироваться и спокойно вести разговор.
  • Будьте гибкими. Внимательно выслушайте варианты собеседника и будьте на чеку, возможно, вам предстоит выдвинуть аргументы в защиту противоположного мнения. Всегда пытайтесь найти реальный вариант, и знайте, только в споре рождается истина. Если появится возможность уступить, но отказаться от второстепенных интересов, сделайте это. Плохая тактика – упрямо стоять на своем.

Теперь вы знаете, как можно договориться с человеком, как договориться о встрече, или просто договориться с любым человеком о чем-либо. Данные приемы не только заставят остальных людей ладить с вами, это поможет вызвать у них доверие к вам.

Как этому научиться?

Все мы прекрасно знаем, что учиться говорить и общаться нас учат уже с малых лет. Сначала это делают родители, а затем школьные учителя и другие люди, с которыми нам приходится взаимодействовать. Изначально нам могут прививать такие качества как вежливость и тактичность, объяснять манеры приличия и правила хорошего тона. Но тому, как вести переговоры, налаживать контакты с людьми, находить обоюдовыгодные решения нам приходится самостоятельно. И кому-то это даётся сравнительно просто, что может зависеть от характера, темперамента, среды воспитания и круга общения, а кто-то может испытывать довольно серьёзные затруднения, к примеру, из-за своей психологической мягкости, застенчивости или неумения отстаивать точку зрения. Но, если честно, особого значения это не имеет – если вы умеете слушать и говорить, то и вести переговоры можете научиться. Отметить хочется только то, что учиться вести переговоры не только можно, но и необходимо, и в особенности это касается именно тех, кто в межличностном взаимодействии испытывает какие-либо проблемы.

Если вы размышляете о том, как же вы можете овладеть навыками ведения переговоров, то сразу примите тот факт, что для этого вам не нужно обладать незаурядным умом, какими-то специфическими качествами или получать дополнительное образование. Всё, что вам нужно – это найти того, кто сможет вас научить и обладает всей необходимой для этого информацией. Но, учитывая то, что научиться всему вы вполне можете сами, вам остаётся только найти знания, а такими знаниями обеспечим вас мы посредством данного курса. И если у вас есть желание учиться, вы можете начать это делать прямо сейчас.

Но перед тем как вы начнёте проходить этот курс по ведению переговоров, мы хотим вкратце рассказать вам о его особенностях, и для начала скажем, что представлен он двумя составляющими – теоретической и практической:

  • Теоретическая составляющая – это информационная база, на основе которой и составлен весь курс. Информация эта взята из достоверных источников (книг, статей и интервью профессиональных специалистов, имеющих многолетний опыт в ведении переговоров), должным образом изучена и адаптирована
  • Практическая составляющая – это тот материал, который рассчитан на применение вами в вашей повседневной жизни и деятельности. Помните: наибольшее значение имеет именно эта часть, т.к. она представляет собой тот фундамент, на котором будет строиться ваш успех, независимо от области применения навыка

Хотим, помимо прочего, обратить ваше внимание на то, что, невзирая на тот факт, что практически каждый вполне понимает, что все результаты зависят от практики, многие люди стремятся как можно лучше освоить и запомнить теорию, тем самым превращая себя в «безрезультатных всезнаек». Такие люди могут ответить на любой вопрос по заданной теме, но ничто, из того, что они знают, ни разу не было применено ими в жизни

И именно здесь вы должны раз и навсегда уяснить, что и теория и практика являются неотъемлемым дополнением друг друга, ведь без знаний мы никогда не знали бы, что делать (если, конечно, не хотим действовать методом проб и ошибок), а без действий всё, что мы знаем, собственно говоря, не имеет никакого смысла.

Именно с учётом всех этих нюансов мы стремились составить такой обучающий курс, который будет гармонично сочетать в себе и теорию и практику, а также не позволит вам потерять мотивацию к окончательному прохождению курса. Материал, с которым вы уже совсем скоро начнёте знакомиться, сопровождается примерами, рекомендациями, советами, описаниями различных случаев и ситуаций, и вся эта информация может быть легко применена вами уже после первого урока.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Cтатистика На весь экран

Вместе пойте песни

Если вас попросят исполнить песню при всех, вы сможете это сделать? Нет, потому что эта одна из активностей, которая смущает человека любого возраста и пола. Когда дети находятся в дошкольном возрасте, они также смущаются петь перед аудиторией. Но песни прекрасно раскрепощают. Поэтому пойте вместе с ребенком, когда вас никто не слышит. Петь вдвоем не так страшно. Ребенок почувствует ритм и силу собственного голоса. Если для ребенка петь еще страшнее, чем говорить, тогда разговор со сверстниками покажется ему настоящим пустяком. Увеличивая уровень трудностей, мы с каждым шагом развиваемся все больше.

Что важно учесть в процессе?

Сторона, которая является инициатором переговоров, должна заинтересовать оппонентов своими идеями, предложениями, уверить, что при необходимости будут найдены компромиссные решения для урегулирования спорных вопросов. Также возможны ситуации, когда следует отступить от своих убеждений с целью получения желаемого результата в переговорах.

Важно запомнить следующее: прежде чем вступать в какие-либо переговоры, вам следует адекватно оценить собственные выгоды и потери, а затем попробовать найти другие пути для решения поставленной задачи

Обратите внимание, что если вы являетесь представителем своей фирмы, то должны обладать всеми полномочиями, в частности, вам должно быть предоставлено право принятия решений в процессе переговоров

Рекомендации учителю при конфликтной ситуации между детьми

  • Не вмешиваться в ситуацию сразу, дав возможность детям самим разобраться.
  • В случае решения любого конфликта в классе не выдвигать ребенку конкретное требование, а предоставить ему несколько вариантов на выбор. Например, не «Отдай игрушки», а «Какую из своих игрушек ты можешь дать своему другу поиграть?».
  • Менять привычные правила, обстановку в классе. Например, если дети ссорятся из-за очередности дежурства, можно не назначить кого-то, а предложить кинуть жребий или использовать считалку.
  • Создавать иллюзию принятия самостоятельного решения. Например, если дети поссорились и один из них отказывается дружить со своим товарищем, можно сказать: «Хорошо, раз вы поссорились, ты можешь не разговаривать со своим другом. Но вы должны сейчас вместе оформить заметку для стенгазеты». 
  • Не принимать сторону только одной конфликтующей стороны.   
  • Приучать детей к мысли, что ответственность за конфликт всегда несут двое.
  • «Культура поведения и такт»;
  • «Речевой этикет. Школьный этикет»;
  • «Поступки человека и его характер»;
  • «Как решить конфликт»;
  • «Как повлиять на поведение другого человека»;
  • «Что делать с обидой».

Очень хорошие результаты можно достигнуть, привлекая детей к совместной деятельности в ходе реализации коллективно-творческой работы «Давай договоримся» или проекта «Я умею договариваться».

Можно воспользоваться разработанной программой курса «Учимся договариваться», которая условно поделена на блоки «Я» — «Ты» — «Мы».

Также учителю необходимо постоянно работать над повышением психолого-педагогической компетентности родителей. Необходимо учить их отказываться от авторитарного способа общения с ребенком и служить примером того, как можно принять решение, которое устроит всех.

Получив опыт улаживания конфликтов, дети становятся более независимыми. Ребенок, который научится договариваться с другими, вырастет общительным, добрым и терпимым к людям

И это очень важно, поскольку жизненный успех человека в жизни во многом зависит от того, как он сумеет построить отношения с окружающими. 

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года. 

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Заключение

Подводя итог нашей статье, хочется сказать, что развитие и совершенствование навыков общения происходит на протяжении всей жизни человека, и чем лучше он их освоит, тем большие жизненные перспективы будут перед ним открываться.

Коммуникабельным людям больше доверяют, их с большей охотой принимают в обществе; они более уверены в себе и имеют намного больше шансов добиться в жизни успеха, нежели те, кто не умеет общаться.

Умение общаться можно смело назвать талантом и даже некой формой творчества. Так что если вам хочется научиться лучше взаимодействовать с окружающими или научить этому своих детей, знайте, что это достойная цель, достижение которой способно полностью изменить качество вашей жизни и жизни дорогих вам людей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий