Как расширить круг интересов ребенка?

Расширяйте игру

Вы можете также расширять игру, добавляя новые «элементы» к ее сценарию или вводя новых персонажей. Например, если ребенку нравится смотреть, как животные катаются на поезде, то, возможно, пора остановить поезд и отвести их в зоопарк или на ферму, где они живут. Опирайтесь на поощряющее занятие и добавляйте новые шаги в последовательность, чтобы вам проще было учить ребенка новому. И снова, будьте осторожны и не предъявляйте слишком много новых требований, иначе ребенок потеряет интерес к игре или, как минимум, будет играть в нее лишь когда вас нет рядом!

Используйте «часть» игры, которая нравится ребенку, в качестве поощрения за другие элементы игры. Например, если ребенку нравится одевать куклу, переодевайте ее, чтобы пойти на пляж, на игровую площадку или в парк! Если ребенку нравится играть с животными, позвольте им (животным) решить, что они хотят что-то сделать по-другому.

Что такое хобби

В современном мире слово «хобби» уже утратило тот лёгкий и несерьёзный подтекст, который у него когда-то был. Всё дело в интересном происхождении слова. По основной версии, словом hobby раньше называли популярную детскую игрушку — лошадку на палочке. После так стали называть лошадей на карусели. А в XVIII веке писатель Лоренс Стерн впервые употребил слово «хобби» в значении «любимое дело, увлечение». Он назвал так то, что способно, как лошадь, унести человека из мира действительности в собственный радужный и летящий мир. Красивая метафора, не правда ли?

Получается, что хобби даже в собственной этимологии изначально связано с наслаждением. Ведь так называют не просто то, чем человек занимается на досуге. Хобби — это деятельность, которая по-настоящему увлекает, нравится и которой мы готовы с удовольствием заниматься в свободное время.

Следите за уровнем нервного возбуждения

Учтите, что некоторые дети слишком перевозбуждаются от некоторых игр, особенно если это игрушки для самостимуляции. Если кажется, что ребенок стал слишком активным и неспособен сосредоточиться на том, что вы делаете, то устройте перерыв и переключитесь на другое занятие, которое связано с другими стимулами. Например, если ребенок начал высоко подпрыгивать и хлопать в ладоши во время игры с волчком, то вы можете попросить его присесть и отдохнуть, предложив занятие, которое обычно успокаивает ребенка

Когда вы реагируете на поведение ребенка, очень важно проявлять осторожность и не подкрепить никакого негативного поведения

Как помочь ребенку наладить отношения с другими детьми?

Есть дети, которые с легкостью заводят новые знакомства, быстро находят общий язык со сверстниками и комфортно себя чувствуют в любой социальной группе. Есть те, для кого взаимодействие с другими детьми дается довольно непросто. И для каждого ребенка помощь родителей в установлении и поддержании дружбы будет разной. Но есть несколько универсальных советов, которые помогут родителям поддержать своего ребенка.

Слушайте ребенка. Будьте внимательны и участливы к тому, что говорит ваш ребенок. «Петя сказал, что не будет больше со мной играть!» — это может стать настоящей трагедией для пятилетнего малыша! Даже если вам кажется, что очередная ссора между ребенком и его друзьями пустяк, поймите: масштаб горя для незрелого ребенка совсем иной.

Наблюдайте и помогайте, только если просят. Глобальная задача родителя — не мешать ребенку учиться устанавливать социальные контакты. Даже если, наблюдая за своим ребенком, вы считаете, что ребенок ведет себя не так, как вам казалось бы правильно, не вмешивайтесь. Вы лишь сторонний наблюдатель. И лишь в случае прямой просьбы от ребенка помогайте ему.

Ищите решение вместе. Если ребенок стал участником конфликта, попробуйте вместе с ребенком прийти к пониманию того, что именно послужило причиной недопонимания и как лучше выйти из этой ситуации. Не навязывайте свое мнение, дайте ребенку учиться мыслить критически самому. Ненавязчиво направляйте его к правильному решению.

Приводите примеры. Детям трудно мыслить абстрактными понятиями и размышлять в долгосрочной перспективе. Да и опыта дружбы с другими детьми у ребенка тоже нет. Поэтому гораздо понятнее будет, если какие-то ситуации вы будете объяснять ребенку на примерах их собственной жизни, мультфильмов, книг.

Дайте понять ребенку, что вы всегда рядом. Взаимоотношения со сверстниками невозможно без конфликтов

И ребенку важно понимать, что у него есть любящий и принимающий его взрослый, к которому он всегда может обратиться за помощью и поддержкой

Как выбрать хобби — 5 практических советов

Пробуйте разное. Всё, что вы выписали себе на листок, необходимо попробовать. Невозможно полюбить то, чего вы не знаете. Пробуйте самые странные и неожиданные занятия, даже те, что кажутся бесперспективными. Главное, чтобы хобби приносило отклик в душе, радость и самоудовлетворение.

Присмотритесь к увлечениям друзей, знакомых и родителей. Попробовать заниматься чем-то за компанию — один из действенных способов найти хобби. Пусть друзья расскажут вам о своих интересах, тогда их живые эмоции и энтузиазм могут заразить и вас.

Определитесь с бюджетом, который вы готовы потратить на хобби. Это может сузить круг вариантов, ведь объективно существуют «дорогие» увлечения, такие как теннис, конный спорт или яхтинг. Но это не повод расстраиваться! Есть сотни других занятий, которые потребуют минимальных вложений.

Воспользуйтесь сервисами по подбору хобби:

  • сайт «Мир хобби»;
  • рандомайзеры увлечений, которые могут подкинуть совершенно неожиданные идеи: Generatormix,  Generatorslist,  Codebeautify.

Вспомните, что вам нравилось в детстве. Психологи часто советуют обращаться к детским воспоминаниям, чтобы понять, к чему у вас действительно лежит душа. Ещё один психологический лайфхак: попробуйте представить себя человеком, у которого уже есть всё, чего он желает. Чем будет заниматься этот человек? Сажать и поливать цветы? Вышивать бисером или гулять с собаками?

Игрушки «причина-следствие»

Другая разновидность игрушек и занятий, которым нужно уделить внимание, комбинирует «причину и следствие» с воображаемой игрой. Например, игрушечная мойка для машин, которая брызгает настоящей водой, игрушечная плита, из которой вылетают пузыри во время готовки, игрушечные раковины, в которых можно действительно спустить воду

Если ребенку нравится «причина и следствие» в работе игрушки, то, как правило, вы можете добиться взаимодействия от ребенка, если будете контролировать игрушку. Например, если ребенку хочется увидеть, как из плиты полетят пузыри, он скорее попросит вас «готовить», когда вы держите игрушечный половник.

Знакомство с науками

Многое зависит от того, насколько учителю удастся заинтересовать ребенка предметом. Но если у школьника уже будет база, он с интересом прочитает учебник, даже если учитель скучно рассказывает материал. Начинайте знакомить ребенка с науками как можно раньше, не ждите пока в школьном расписании появится тот или иной предмет.

Главное — найти книгу, в которой простым языком будут объясняться сложные вещи. Например, в серии энциклопедий с Чевостиком объяснения строятся в форме диалогов между мальчиком и дядей Кузей. Чевостик задает детские вопросы и получает понятные, но точные с позиции науки ответы. Энциклопедии подойдут даже дошкольникам — настолько легкий материал для усвоения. Например, новинка «Каменный век» познакомит ребенка с древнейшим периодом в развитии человечества и станет отличной подготовкой к урокам по истории.Каменный век

Не формируйте картину мира, полную опасностей

«На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.

Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.

Групповые занятия и кружки: расширение круга общения

Групповые занятия, такие как спортивные секции, художественные кружки или музыкальные группы, помогают ребенку обрести самостоятельность и уверенность в себе. В процессе совместных занятий дети учатся работать в команде, развивают навыки коммуникации и учатся решать конфликты. Они учатся быть терпимыми и уважать мнение других людей.

Групповые занятия также дают ребенку возможность развить свои творческие способности. Например, в художественном кружке ребенок может раскрыть свой потенциал в рисовании или лепке, а в музыкальной группе – научиться играть на инструменте и выступать перед публикой. Это помогает развить у ребенка уникальные таланты и уверенность в своих силах.

Кроме того, групповые занятия помогают детям находить общие интересы и узнавать новые вещи. В процессе общения с другими детьми они могут узнать о совершенно новых сферах деятельности и раскрыть для себя что-то новое. Групповые занятия также способствуют развитию социальных навыков и помогают ребенку учиться приспосабливаться к разным ситуациям.

В целом, групповые занятия и кружки играют важную роль в расширении круга общения ребенка. Они помогают ему обрести новых друзей, научиться работать в команде и развить свои таланты. Такие занятия помогают ребенку обрести уверенность в себе и стать социально активным.

Особенности интереса и направленности

Интерес является составляющей частью направленности личности и важнейшим элементом в ее структуре. Он выражает общую направленность личности и направляет все психические процессы как деятельность по определенному руслу. Таким образом, происходит активизация деятельности личности, соответствующей ее интересам.

Направленность состоит из двух моментов, тесно связанных между собой. Первый из них включает предметное содержание (направленность — это в любом случае направленность на что-то). Второй из них состоит в напряжении, которое при этом возникает.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

В расширяющемся контакте с окружающим миром люди сталкиваются с новыми предметами и сторонами действительности. Если при появлении тех или иных обстоятельств что-либо приобретет некоторую ценность, то оно взывает у человека интерес в виде специфической направленности личности.

Категория «интерес» многозначна. Можно чем-то интересоваться или быть заинтересованным в чем-нибудь. Это разные интересы, хотя они связаны между собой. Так же как потребности, включая общественные интересы, характеризуют «интерес» с психологической точки зрения. Они предопределяют направление и становятся источником.

Существенное свойство интереса связано с тем, что он в любом случае направлен на тот или иной предмет. Если о влечении и потребностях говорят как о внутренних импульсах, которые отражают внутреннее органическое состояние и первоначально сознательно не связаны с объектом, то интерес представляет собой интерес к тому или иному объекту.

Интерес является мотивом, действующим в силу осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом из них в определенной степени просматриваются оба момента, но соотношение между ними на различных уровнях сознательности может отличаться. Если общий уровень сознательности (осознанности) интереса невысок, то будет преобладать эмоциональная привлекательность.

Поощряйте самостоятельность

Когда в 4 года ребенка кормят с ложечки, в 10 лет — собирают портфель в школу, а в 12 — выбирают одежду и друзей, нет ничего удивительно в том, что он растет стеснительным, несамостоятельным и неуверенным. Так и будет продолжаться дальше — даже во взрослой жизни личность, выросшая в «тепличных условиях», не способна принимать важные решения и с высоко поднятой головой преодолевать трудности.

Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.

Развивайте гибкость

В жизни каждого ребенка наступает время, когда он уже не может играть так, как хочется, и «командовать» всеми вокруг. На раннем этапе обучения мы хотим, чтобы так и было, потому что мы учим ребенка принципу «я говорю — я получаю», а также развиваем новые схемы игр с помощью минимальных уговоров и вариаций со стороны взрослых «товарищей по играм».

Подобный вид игры иногда создает «монстров просьб», когда ребенок настаивает на том, чтобы все игры, от паззлов до железной дороги, определялись только им самим.

Тем не менее, если мы хотим, чтобы ребенок научился играть с другими детьми, то мы должны помочь ему понять, что он не всегда может «управлять» игрой. Сначала мы учим этому, когда настаиваем на игре по очереди, а потом мы можем расширить это обучение, когда во время своей очереди мы предлагаем новые «идеи» для последующей игры. Например, когда вы стоите башню из кубиков, предлагайте новые «идеи» о том, какие кубики можно использовать. Если «идея» принимается, то ребенка можно научить делать комплимент «товарищу по играм». Если же нет, «ну, что же», в другой раз идея может быть принята с большим энтузиазмом.

Расширяйте виды поощрений ребенка

Невозможно переоценить важность обучения ребенка игре как виду развлечения. Конечно, можно научить ребенка показывать на картинки, имитировать действия и повторять слова в искусственных и ограниченных ситуациях, но тогда вероятность использования этих навыков функциональным образом будет низка, если только мы не будем специально обучать его в «настоящем мире» (обобщение)

Кроме того, если «настоящий мир» (игрушки, игры, другие люди) не связан для ребенка с поощрениями, то мы научили ребенка говорить только в искусственной среде (за столом) в ответ на искусственные стимулы (изображения) и при искусственном поощрении (видео, конфеты, угощения). Поэтому неизменной «целью» любой программы должно стать объединение уже существующих поощрений (сладостей, прикосновений, запахов и так далее) с новыми предметами и занятиями, чтобы у ребенка появились новые источники удовольствия (обусловленные поощрения). Объединяйте первичные поощрения с новыми, чтобы создать обусловленные поощрения и расширить виды поощрений ребенка.

Разнообразные хобби для расширения социальных связей

Помимо активного общения с друзьями и участия в различных кружках и клубах, дети могут также найти новых друзей и расширить круг общения через увлечения и хобби. Вот несколько идей, которые помогут ребенку наладить новые социальные связи:

1. Спортивные занятия

Участие в спортивных секциях или командных играх, таких как футбол, баскетбол или волейбол, позволит ребенку встретиться с другими детьми, разделяющими его интерес к спорту. Он сможет общаться с командой, налаживать взаимодействие и находить общие цели.

2. Художественные занятия

Посещение художественных кружков, мастер-классов или уроков рисования поможет ребенку не только развить творческие способности, но и познакомиться с другими детьми, разделяющими его интерес к искусству. В процессе работы вместе над творческим проектом дети смогут обсуждать и делиться идеями, что способствует развитию коммуникативных навыков.

3. Музыкальные занятия

Посещение музыкальной школы, изучение игры на инструменте или пение в хоре откроет ребенку возможность общаться с другими детьми, разделяющими его интерес к музыке. Вместе они будут учиться новым мелодиям, исполнять музыкальные композиции и выступать на концертах, что поможет развить уверенность в себе и навыки взаимодействия с другими.

4. Творческие занятия

Участие в театральных студиях, киношколах, литературных клубах или писательских группах даст ребенку возможность общаться с другими творческими людьми. Вместе они будут создавать идеи для представлений, писать сценарии, читать произведения друг друга и выполнять разные роли. Такое общение способствует развитию социокультурных компетенций и позволяет ребенку раскрыть свой творческий потенциал в коллективе.

Выбрав любое из перечисленных хобби, ребенок получит возможность не только расширить свой круг общения, но и развить различные навыки, такие как коммуникация, сотрудничество и лидерство. Быть активным и участвовать в различных занятиях поможет ребенку находить новых друзей и создавать качественные социальные связи, которые будут способствовать его личностному и социальному развитию.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравится сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Возможно, у ваших друзей ребенок, действительно, достигает больших высот в учебе и спорте. Но фраза мамы «а твой одноклассник получил пятерку за контрольную, а ты — тройку» точно не подстегнет ребенка прилежнее учиться.

Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.

Елена Владимировна дает важные рекомендации: «Родителям очень важно, не зацикливаться на проблеме застенчивости ребенка. Не нужно вообще говорить об этом при малыше! Не заставляйте его знакомиться и играть с другими детьми, если ребенок сам не проявит желание наладить общение со сверстниками

Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе. Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей».

Эксперты:

Инна Александровна Мальцева

Любовь Быкова

Елена Владимировна Ушачёва

Роль познавательных и учебных интересов в подростковом возрасте

В подростковом периоде происходит важнейшая перестройка учебной деятельности школьника. В это время наблюдается общий рост сознательного отношения к действительности, когда у ребенка заметно растет осознанное отношение к учению. Оно связано с позитивным отношением к настоящим и глубоким знаниям.

В процессе овладения основой наук, наряду с обогащением жизненного опыта и расширением кругозора, развиваются интересы подростка. В первую очередь, это интересы, имеющие познавательный характер. Заметно и развитие общественно-политических интересов.

Интересы в отрочестве, как правило, начинают приобретать форму серьезных увлечений. Это настоящая страсть, которая буквально захватывает человека, часто с вредом для всех других занятий. Такие показатели как активная любознательность и любопытство, жадное стремление к познанию, характерные для подростков, приводят к нестойкости их интересов.

Изменившийся характер, формы учебной деятельности и любознательность ума требуют от подростков высшей и более организованной умственной деятельности. Они становятся способными к более сложному аналитически-синтетическому восприятию предметов и явлений. Их восприятие постепенно становится плановым, последовательным и разносторонним.

В подростковом возрасте значительно меняется и умственная деятельность. Для этого периода характерно:

  • Изменение содержания предметов;
  • Изменение логики построения учебных курсов;
  • Потребность в новом характере усвоения знаний;
  • Сопротивление к самостоятельному мышлению;
  • Появление способности абстрагировать и обобщать и др.

У подростков под воздействием учебно-воспитательной работы школы и внешкольных учреждений происходит формирование склонности к определенному виду деятельности. Это связано с тем, что именно в этот период начинают возникать глубокие, действенные и стойкие интересы.

Объединяйте новые занятия с поощрением

Очень важно помнить, что каждый раз, когда вы знакомите ребенка с новой игрушкой или занятием, то вы должны «объединять» его с уже существующим поощрением. Другими словами, попробуйте что-то, что может понравиться ребенку, комбинируя это с тем, что ему точно нравится

Любое поощрение можно использовать для такого объединения. Например, если ребенку нравится, чтобы его очень крепко обнимали, объедините это с чтением книги. Если ему нравится смотреть на верчение предметов, то выбирайте игрушки и игры, где есть вертящиеся детали. Если ему нравится, когда вы говорите «смешными» голосами, то используйте это во время игры. Если ему нравится музыка, то пойте или говорите нараспев, когда взаимодействуете с ребенком.

«Быть ему хоккеистом, я сказал!»

Ну, а что делать, если родитель спит и видит свое чадо балериной, шахматистом, хоккеистом и т. д. Прямо вот никак не может отказаться от мечты сделать из своего ребенка профи в определенной сфере.

В этом случае, я считаю, очень мудро поступил мой муж. Он когда-то был мотогонщиком и фанатеет от этого спорта до сих пор. Конечно, он мечтает, чтобы кто-то из его детей тоже обожал гонки. То же самое и с хоккеем. Он посадил дочку на мотоцикл, когда ей было 5 лет, и постепенно прививает любовь к гонкам и хоккею нашему двухлетнему сыну. Я сначала была против такой непонятной необходимости, тем более, зачем мотоцикл девочке?

Тогда он ответил мне: «Я очень хочу научить детей всему, что умею хорошо сам. А они потом сами выберут и примут решение, чем будут заниматься и где совершенствоваться».

Так что если вам очень хочется, чтобы ребенок стал хоккеистом или танцором, научите его этому, пусть он умеет играть в хоккей или хорошо танцевать, но дальнейший выбор он должен сделать сам: будет он профессионалом в этой сфере или займется чем-то другим.

Бывает еще такое мнение у родителей: а вдруг он ошибется с выбором института и профессии? В данном случае подросток уже вполне в состоянии сделать свой выбор осознанно. Я против подобных родительских беспочвенных страхов и навязывания профессии.

Если ребенок ошибется — это только его ошибка, ничего страшного, ведь он сам сделал выбор. Поэтому даже если в процессе учебы он поймет, что ему хочется стать экономистом, а не юристом, он перейдет на другой факультет или поступит в другой институт. Сам! Он сам принял решение поступить, и у него хватит храбрости признать свою ошибку и поменять курс.

Ваша программа-максимум в случае выбора института: спросить у ребенка, что ему нравится и почему, далее — какие результаты это могло бы ему принести в будущем. Поговорить с людьми «в теме», чтобы подробнее узнать о перспективах в выбранной ребенком профессии, и снабдить его всей информацией. А потом посмотреть, в каком институте он мог бы получить необходимые знания. Всё. Нужно помочь и поддержать, но не принимать решение за него.

Дети, которым родители разрешают пользоваться свободой выбора, вырастают более счастливыми, уверенными в себе, готовыми брать и нести ответственность за свои решения, менять выбранный курс без страха, если вдруг осознали свою ошибку. Будучи взрослыми, они на работу ходят как на праздник, с удовольствием и почти всегда получают большую зарплату.

И самое главное: они имеют право на ошибку. А это — свобода!

Способ три. Социальные сети.

Алгоритмы искусственного интеллекта сегодня преуспели. По ленте или предложениям Youtube, можно четко увидеть интересы и увлечения любого человека. Остается вопрос, как посмотреть ленту ребенка?

Можно открыто попросить ребенка, вместе посмотреть рекомендации. Сказать, что хотите лучше его понимать.

Если есть риск, что ребенок не захочет открывать свое личное пространство, можно пойти несколькими путями:

  1. Игра. «У кого больше увлечений«. Каждый листает свои рекомендации и ленту. И называет свои увлечения и кумиров.
  2. Просто попросите назвать блогеров и каналы, на которые подписан ваш ребенок.
  3. Соревнование «У кого популярнее пост в ленте». Вместе смотрите свои социальные сети и ребенка. Ищете самый популярный пост/ролик.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение”сочини рассказ”. Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Помогите ребенку расширить круг общения

У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.

«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».

«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».

Постоянное обучение

Наука сопровождает нас ежедневно, нужно лишь это замечать. Расскажите ребенку, откуда появляется ветер. Или почему лед скользкий. Или почему яблоко чернеет, если его вовремя не съесть. Не всем родителям легко и просто объяснить ребенку эти и другие явления простым языком, но по-научному. Энциклопедии с Чевостиком помогут найти решение: дайте ребенку почитать главу на нужную тему или прочитайте сами, а потом перескажите.

Можно начать с энциклопедии «Планета Земля». Под обложкой — много занимательных фактов об окружающем мире. Эти сведения обязательно пригодятся как минимум на уроках географии, да и вообще в жизни. Чевостик и дядя Кузя пролетят вокруг нашей прекрасной планеты, поднимутся к вершинам гор и спустятся в глубины океанов, рассмотрят вблизи океаны, озера и реки, материки и острова, вулканы и гейзеры. Во время путешествия дядя Кузя расскажет о наиболее важных природных явлениях и объяснит причины их возникновения.Планета Земля

Разворот книги «Планета Земля»

Книги «Каменный век» еще нет в продаже, и чтобы узнать, когда она выйдет в свет, подписывайтесь на уведомление: как только энциклопедия придет из типографии, мы сразу сообщим вам об этом. Первые читатели смогут приобрести ее со скидкой!

Обложка поста: иллюстрация из книги «Увлекательная химия»

Медленная речь

Будьте осторожны! Когда вы пытаетесь учить во время игры, то может возникнуть соблазн говорить в быстром темпе и задавать множество разных вопросов, как это происходит во время сессий интенсивного обучения. Этого следует избегать любой ценой. Вместо этого моделируйте называние, обучайте действиям по инструкциям и сосредоточьтесь на просьбах. Предоставьте ребенку возможность самому определять ход развития игры. Например, если вы играете с мишкой, и он вдруг «заболел», вы его поведете к доктору или в парк? Если кран не может поднять большую трубу, то ему поможет экскаватор или надо ее опустить? Предоставляйте ребенку варианты, которые будут расширять игру, но при этом у ребенка будет возможность обращаться к вам с просьбой.

Варьируйте игровой сценарий

Не забывайте, что некоторые дети сильно «застревают» на том, чтобы играть одним и тем же образом или слушать одну и ту же историю. По этой причине, ребенок может обожать играть с этой игрушкой с мамой, но ему совсем не интересно играть в нее с папой! Если похоже, что это относится к ребенку, наблюдайте за тем человеком, с которым он играет, чтобы определить, что ему больше всего нравится в игре. Может быть, это смешной голос или то, как произносится определенное слово. Хотя мы и не хотим поощрять эту потребность в «однообразии», мы можем использовать эту информацию, чтобы определить, как мы можем изменить игру, но оставить ее такой же веселой (потенциальное поощрение).

Когда ребенок начинает нуждаться в общении со сверстниками?

Когда взрослые видят своего полуторогодовалого малыша в песочнице рядом с таким же карапузом, пытающихся поделить между собой игрушки, им может показаться, что именно так завязывается первая дружба. Однако, родители глубоко ошибаются.

Потребность в социальных контактах с ровесниками возникает ближе к трем годам. До этого момента дети могут просто находить рядом в ограниченном пространстве, но необходимости в общении друг с другом они не испытывают.

Первые дружеские отношения, основанные, как правило, на физическом (одного возраста и пола) и географическом (живет рядом) сходстве. До 7 лет, друг — это товарищ по играм, с которым у ребенка похожие интересы

Чувства и точка зрения других ребят пока для ребенка не берутся во внимание

Лишь позднее, ближе к 7-9 годам зарождается идея взаимности и осознания чувств другого ребенка. На этом этапе начинается «восприятие перспективы», или осознание того, что может чувствовать другой ребенок, учитывая наши действия. Следует отметить, что восприятие перспективы более доминирует у девочек, чем у мальчиков, на этом этапе и на всех последующих этапах развития.

Как НЕ стать изгоем в классе

Есть такое мнение, что изгоями становятся дети, отличные от остального коллектива:

  • с неблагозвучной фамилией, которую легко превратить в обидную кличку,
  • с существенным дефектом внешности или здоровья,
  • бедные среди богатых,
  • дети из неблагополучных семей
  • и т.д.

На самом деле в большинстве случаев все эти «фишки» — всего лишь «крючки», УЖЕ «больные» темы для данного ребенка (то есть он их мучительно стесняется сам). И они становятся ФОРМАЛЬНЫМ поводом для задеваний ребенка другими детьми.

Как появляется в классе «козел отпущения»

Первая, и самая распространенная «причина» — это легкий способ поднять свою самооценку, свой рейтинг в классе за счет опускания другого.

Вторая причина — возможность «слить» негатив, накопленное раздражение на «легально одобряемого» «козла отпущения».

И если «очаг» конфликта не погасить оперативно, обе причины сливаются в единое целое и начинают активно использоваться детьми, стремящимися выбиться в лидеры или примкнуть к лидерам.

Идеальные «мишени» для такого отношения и «группа риска» — это:

  • дети другой национальности (плохо знающие язык и совершающие ошибки даже там, где их не делают двоечники),
  • и гиперактивные дети, очень эмоционально реагирующие на задевания и не способные себя контролировать (это развлекает обидчиков на скучных уроках и вообще).

Так что делать?

Мой опыт и ответ: поднимать ребенку самооценку.

В первую очередь — между кнутом и пряником почаще выбирать пряник, и учиться хвалить его сперва даже за малые успехи (сменку не забыл сам, если часто забывает). И вдохновлять. И поддерживать, когда у него трудности (а двойки — это трудности тоже!) То есть не ругать, а сочувствовать и выражать УВЕРЕННОСТЬ, что он сможет осилить эту трудную тему, и что вы готовы помочь ему разобраться с ней, если что.

Еще — конечно же, искать снова и снова области, где он может раскрыться как человек творческий и успешный, где у него что-то будет отлично получаться. Это кружки и секции в первую очередь. Умения компьютерные и любые иные современные навыки. Это буквально всё, на что его сверстники скажут ему: «Ух ты!»

Кроме, конечно же, купленных родителями вещей и гаджетов, которые дают лишь иллюзию самооценки в глазах детей — но оставляющих пустоту в душе самого ребенка. А ведь к нас уважают и ценят в итоге ровно настолько, насколько мы сами уважаем и ценим себя…

Что еще можно сделать? Конечно же, отвести в театральную секцию (которая отлично развивает коммуникабельность и умение выражать себя смело). Так же влияет на самооценку ребенка занятие любым видом спорта, и не обязательно в ДЮСШ.

Любые молодежные тренинги коммуникабельности и лидерства, коих сейчас всё больше появляется в Домах Молодежи (для подростков) тоже отлично…

Так что — ищите. Это то, чем мы с вилах помочь нашим детям — и то, что зачастую они не способны найти для себя сами.

Ищите, пока не найдете то, что придется по сердцу вашим детям.

И пусть они растут у вас счастливыми!

Екатерина Морозова

Время на чтение: 10 минут

А
А

Ребёнок по своей природе стремится изучать окружающий мир, знакомиться с новыми вещами и людьми вокруг себя. Но бывает и так, что ребенок плохо уживается с ровесниками, и почти ни с кем не дружит в детском саду или на детской площадке. Нормально ли это, и что предпринять для успешной социализации малыша?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий