Как развить в ребенке уверенность в себе: правила воспитания, упражнения

Как общаться с детьми

Чтобы не развить наглость и самовлюбленность, не хвалите ребенка, будто он бог и король. За какие действия можно хвалить детей: за уборку квартиры, завязывание шнурочков или за получения медали на олимпиаде, построения скворечника?

Не надо праздновать тот факт, что ребенок сам умывается. Это вполне нормальное явление, поскольку детей необходимо научить таким элементарным вещам. Желанию развиваться отбивает чрезмерная и безмерная похвала родителей. Хвалить малышей нужно за его личные достижения. Со стороны родителей всегда нужна поддержка и понимание.

Перед тем, как сказать какое у вас прелестное дитя, подумайте о том, так ли это? Нельзя путать уверенность с самоуверенностью и высокомерием.

Важным является научить детей самостоятельному решению вопросов. Поскольку только так ребята научатся быть ответственными. Взрослые должны доверять детям. Сначала, детки могут ошибаться и делать не то, что полагается. Но на ошибках же учатся и становятся самостоятельным.

На заметку родителям

Мама и папа должны научить малыша пользоваться своими ресурсами и не выполнять работу за него. Так детка сможет развить за себя ответственность

Важно детям знать, что все поступки (и хорошие, и плохие) приводят к соответствующим последствиям. Поэтому им необходимо объяснить, что нужно делать хорошие действия, а если что-то не получается, ободрите ребенка

Покажите им пример на практике. Ошибки необходимы для правильных выводов и нахождения лучших вариантов. Пример родителей является образцом для подражания. При неуверенности самих родителей, ребенок не может узнать ничего об уверенности. Поэтому необходимо взрослым следить за собой и совершенствоваться. Малыш должен гордиться родителями и стать похожими на них. Общение с ребенком, доверие к нему – обязательное условие для деток. Выслушайте его, станьте другом. При возникновении трудностей у малыша важна поддержка, а не критика родителей. Тогда дети станут уверенными. С ранних лет научите деткам верить в себя и в свою силу. Если малыш выражает инициативу и делает что-то самостоятельно, нужно радоваться, поскольку у вас будет расти уверенный малыш. Если же он задуманное не смог выполнить, посоветуйте, как сделать, чтобы в следующий раз было лучше.

Что такое заниженная самооценка?

Заниженная самооценка — это психологическая проблема, не обращать внимания, на которую никак нельзя. Впоследствии она негативно влияет на формирование личности ребенка, выражается во внешних и внутренних проявлениях. Родители, которые считают, что это часть характерологических особенностей, ошибаются.

Заниженная самооценка

Признаки низкой самооценки

Низкая самооценка проявляется в унылости, замкнутости, обидах. Существуют отличительные признаки, по которым можно определить наличие проблемы:

  • ребенок обижается даже по малейшему поводу;
  • не верит в собственные силы, использует отговорки: «я не смогу», «у меня не получится»;
  • избегает общения со сверстниками;
  • не хочет браться за новое дело.

Низкая самооценка

Симптомы «Комплекса неполноценности»

Этот комплекс формируется у детей еще с дошкольного возраста, и негативно влияет на формирование целостной личности

Очень важно вовремя выявить признаки «комплекса неполноценности» и искоренить

Обратите внимание! Нельзя говорить фразы по типу: «Из тебя ничего не выйдет», «Ты никогда это не сможешь» и подобные, все это надо перефразировать и давать ребенку положительную установку. Отличительные черты:

Отличительные черты:

  • Отсутствие собственного мнения — опирается на мнение родителей либо авторитетных окружающих (родственников, учителей, знакомых) и даже если он и решиться высказать свое мнение отказывается от слов, когда услышит противоречия.
  • Страх общения со сверстниками — наотрез отказывается гулять с ребятами на детской площадке, ему кажется, что он недостаточно хорош для них, чувствует себя уязвимым и неинтересным среди мальчиков и девочек.
  • Боится возражать взрослым — не может отстоять себя в разговорах со старшими, не дает отпор за обиды, оскорбления.
  • Задевают в школе и во дворе — другие дети не дают прохода, ребенка часто бьют и обижают.

Буллинг

Проявляется этот комплекс в ежедневном взаимодействии с окружающим миром и в определенных ситуациях. Родителям стоит наблюдать, способствовать дружеским семейным отношениям, поддерживать и хвалить хорошие поступки.

Как оценить уровень самооценки

Этот уровень — изменчивая величина, меняется от того, в какой среде пребывает и с кем общается ребенок. Родителям необходимо постоянно держать этот показатель на контроле. Определить этот признак не сложно в домашних условиях, под рукой всегда найдется то, что нужно.

Методы определения самооценки:

С помощью месторасположения рисунка на бумаге. Рисунок расскажет о многом, о страхах, переживаниях, психологическом состоянии, восприятии действительности. Определить состояние таким способом легко, нужно посмотреть на рисунок, в какой части листа он находится. Верхняя часть листа — завышенная, средняя — адекватная, внизу — заниженная, повод для тревоги есть. Цветовая гамма на рисунках говорит о психологическом состоянии. Преобладание темных цветов говорят о депрессивном, волнующем состоянии, тем более, если в сочетании с рваными, острыми линиями.

Методика «Лесенка»

  • Тест «Лесенка». Подходит для детей от трехлетнего возраста. На листе бумаги необходимо начертить лесенку из 10 ступеней. Показав ее сказать, что на самой нижней ступеньке стоят очень плохие дети, а на верхней самые хорошие, и попросить ребенка нарисовать на какой ступеньке он видит себя. Ключ к тесту: 1-3 ступенька — сильно занижена; 4-7 — адекватно оценивает себя, но переставать следить нельзя; 8-10 — свидетельствует о завышенном уровне. Впоследствии можно попросить нарисовать своих друзей, так выявляется его отношение к другим сверстникам, одноклассникам.
  • «Смешные человечки» — обычная игра, выявляющая уровень самосознания и оценки личности. Рисуется дерево, на ветках которого располагаются обычные зверьки. Далее рисуется новое дерево, и спрашивают ребенка, где он сидел бы, если попал на дерево. Где сидели бы его друзья? Недостаток теста лишь в том, что он показывает только самоощущения детей в знакомом коллективе.

Реальную картину можно узнать, когда в семье складываются доверительные отношения.

Доверие — залог успеха воспитания

Завышенные ожидания

Чего бы ребенок ни добился, родителям всегда мало, что бы ни сделал, все недостаточно хорошо. Вместо похвалы и поддержки, вечный разбор ошибок, упреки, что можно было бы и лучше, сравнение с теми, кто более успешен. Такой стиль воспитания свойственен мамам и папам с нарциссическим характером.

Радуйтесь даже маленьким достижениям своего ребенка, чтобы он смело шел вперед за большими успехами. Замечания по делу тоже важны, но аккуратно и только после заслуженной похвалы и слов поддержки. Это важный шаг к тому, чтобы воспитать уверенного в себе человека.

Старайтесь не ограничиваться привычными общими оценками: «умница!», «красиво», «здорово». Отмечайте конкретные действия: «как точно ты нарисовала на картине цветы, они будто настоящие», «отличный получился у тебя кораблик, а швы-то ты как аккуратно склеил!»

Визуализируйте успехи, чтобы малыш не забывал о них и чувствовал важность всего, что делает. Вешайте картины на стене в детской, отведите специальную полку для поделок, держите на видном месте грамоты и медали, создавайте вместе фотоальбом маленьких побед

Расскажите ребенку, что ошибки — это нормально

Сила воли предполагает борьбу с окружением, с самим собой. Ошибки тут неизбежны. Говоря ребенку, что ему не дано хорошо учиться на уроках литературы, ведь у него математический склад ума, или наоборот, вы отбиваете у него всякое желание развиваться и бороться с трудностями. Лучше объясните, что ошибки — это нормально, это показатель того, что нужно стремиться стать лучше. Написав сочинение на 3, появится возможность поработать над собой, над своими ошибками. Для постоянного развития должно быть сложно и некомфортно, а люди, которые всегда получают пятерки, возможно, никогда не выходили из зоны комфорта, и в дальнейшем им будет сложнее справиться с трудностями.

Причины неуверенности в себе

Есть несколько основных причин неуверенности в себе:

Установки, осознанно или неосознанно заложенные родителями или другими значимыми взрослыми в ребенка. Он копирует поведение значимых для него взрослых и впитывает любые их реакции, установки и суждения. Негативная реакция или вообще ее отсутствие на ребенка со стороны родителей — одна из основных причин формирования комплекса.
Окружающая среда. С возрастом на ребенка начинают влиять не только родители, но и сверстники, другие взрослые, окружающий мир в целом

Точно такая же ситуация: если реакция на действия и слова ребенка сугубо негативная или вообще никакая — развивается неуверенность.
Невнимание к своим потребностям, неумение слушать себя и свой внутренний мир. Человек неизбежно прислушивается к требованиям общества и старается соответствовать определенному набору социальных ролей

Но если жить только этим, чувство неуверенности в себе возникнет неизбежно.
Отсутствие цели в жизни и интересов.

Воспитать уверенность в себе можно только тогда, когда четко осознал и понял причины неуверенности. Все эти факторы могут как накладываться друг на друга, так и быть причиной совершенно отдельно.

Что делать родителям

Как воспитать ребенка уверенной в себе личностью? В этом важном процессе главное место отводится отношениям в семье. Если дети в семье не признаются равноправными ее членами, если к их мнению не прислушиваются, то это в первую очередь отражается на их самооценке

Еще более усугубляется положение, если их ошибки обсуждаются при всех и в категорическом тоне. Чтобы выработать у дошкольника чувство уверенности в своих силах, поднять его самооценку, его следует не ругать, а хвалить. Это не значит, что проступки не надо замечать. Но, для того, чтобы похвалить его, найдется гораздо больше поводов, чем сделать ему замечание.

Первое главное правило — давать право выбора и считаться с ним


Давайте чаще ребенку право выбора в том, что не критично для его здоровья, чтобы он учился принимать решение и чувствовал, что с его мнением считаются в семье. Если вы хотите все равно сделать по своему, то лучше не спрашивать, а поставить перед фактом. Например, если вам нужно отвезти на день ребенка к бабушке и его мнение не повлияет на исход, то лучше спросите, что он оденет к бабушке, а не:

— Хочешь к бабушке?

— Нет, не хочу, мне там не скучно

— Ничего, найдешь себе занятие.

Это выглядит даже как насмешка или пренебрежение, согласитесь?

Если все же нужно запретить какое-то действие, угрожающее здоровью, не вписывающееся в рамки культуры и т.п., то аргументируйте его и расскажите в чем выгода для ребенка в отказе от действия. Вывод: относитесь как ко взрослому человеку, как хотели бы, чтобы относились к вам самим.

Второе главное правило — шанс исправиться


Нужно ли наказывать будущего лидера? Конечно, наказание должно присутствовать. Но человек должен четко понимать за что его наказывают. И человеку нужно давать шанс. Что я имею в виду. Сначала оговорите правила, которых нужно придерживаться в вашей семье во благо каждого члена семьи и наказание в случае не выполнения. То есть ребенок должен понимать, почему то или иное действие не нужно и делать и в чем выгода для него — об этом я говорила выше. После первого и второго промаха давайте предупреждение, на 3 раз следует ранее оговоренное наказание. Справедливо? Я думаю да.

Но, по сути, до наказания дело доходить не должно. Если эти правила установлены для всех членов семьи (например, не сидеть ночью за компьютером или не кушать перед телевизором) и если это правило нельзя нарушать даже «один разок, ну чуть-чуть еще», то вряд ли ребенок будет это делать и будет оспаривать свое право на такое поведение с мыслью «вдруг прокатит». У мамы много дел и она не заметит или сделает вид, что не заметила.

Третье главное правило — критика и приказы


Не запрещайте все подряд, все, что вам мешает или не нравиться. Если постоянно пилить — убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать.

Отведите ребенку свое личное пространство, свой угол или комнату, где он может трогать и разбрасывать все, что угодно. И не вмешивайтесь в управление этой территорией творческого беспорядка.

Во-первых, ребенок должен сам понять зачем нужен порядок, как он влияет на человека.

Во-вторых, вы не будете вызывать ассоциаций : «Мама пришла(((( сейчас опять заставит убирать»

Прошу заметить, что не только у детей проблема с порядком, большая часть человечества мучается над вопросом как навести порядок в жизни, на рабочем столе, в голове. Придумывают целые системы мотивации, таймменеджмента, системы организации порядка. И это не потому, что их мама не заставляла складывать игрушки. А может даже наоборот, потому что они наводили порядок, только если их кто-то заставлял?

Мы иногда даже не замечаем, как общаемся с ребенком. Часто это не диалог, а набор команд, которые ребенок должен беспрекословно выполнить. Даже просьбу убрать со стола посуду в раковину можно выразить так, что она не оставит выбора. А если вы не оставите выбора, то откуда возьмется самостоятельность? Разговаривая так, вы даете понять детям, что для вас они значат меньше, чем другие люди.

Разбитая чашка, пятно на кофте, царапина на руке, книга упала в лужу — это не повод для скандала и укор в сторону ребенка, не нужно на него накладывать штампы: руки-крюки, дырявая голова и другое. Вы только представьте, если внушить человеку такое мнение о себе, кем он будет в жизни. А если по каждой мелочи говорить такие фразы, это не что иное, как закрепление за ребенком образа неудачника.

Многие родители ведут себя так, будто им разбили не посуду, а сердце. Вместо того чтобы успокоить ребенка, не могут удержаться от язвительных эпитетов.

Как развить в ребенке уверенность в себе и поднять самооценку

А как воспитать счастливого и уверенного в себе ребенка, не превратившись для малыша в строго цензора? Вам нужно выработать в общении с ребенком позицию общения на равных, а не с высоты своего возраста, и не заискивая, возвышая свое чадо и делая из него кумира семьи. При этом постарайтесь служить малышу образцом для подражания. Ведь не зря англичане говорят: «Не воспитывайте своих детей, все равно они вырастут похожими на вас». Есть и другой вариант этой пословицы: «Не воспитывайте ребенка — воспитывайте себя».

Чтобы развить в ребенке уверенность в себе как можно раньше, позволяйте ему решать свои проблемы самостоятельно, не бросайтесь встревать в детские разборки из-за игрушек, не спешите переводить его в другую школу, если не складываются отношения со сверстниками или с учителями. Иначе ребенок не только не научится видеть ситуацию и искать пути выхода, но и не будет добиваться достижения успеха, я тогда главным мотивом станет мотив избегания неудач, уход от проблем, и не их решение. Но если малыш просит помощи, обязательно помогите. Вместе разберитесь с проблемой, наметьте способы ее преодоления, а какой именно способ выбрать, пусть решит ребенок.

Чтобы ребенку стать уверенным в себе, как того желают все родители, никогда не сравнивайте своего малыша с другими детьми. Старайтесь делать акцент на личных качествах ребенка, учите его оценивать себя и свои поступки, пусть он чаще смотрит на себя со стороны, учится видеть и чувствовать эмоции других людей и адекватно оценивать ситуации. Потому что, если ребенок будет себя постоянно с кем-то сравнивать, он попадет в зависимость от оценки окружающих, а она, как правило, очень субъективна. Сравнивать можно «себя вчерашнего» с «собой сегодняшним» — вчера еще что-то не получалось, а сегодня смог. Да и «себя завтрашнего» можно увидеть: сегодня не смог решить задачу, но вечером потренируюсь и обязательно справлюсь.

Сделать ребенка уверенным в себе, как показывает практика, совсем не сложно, главное – любовь и терпение.

Причины неуверенности у детей

Как показывает практика, дети точно не становятся неуверенными в себе сразу после появления на свет. Прежде чем мать и отец заметят в детском характере скованность, напряженность и низкую самооценку, в психике ребенка происходят изменения, которые приводят к пассивному поведению и замкнутости. События и особенности воспитания, которые снижают веру в себя:

  • Дети подвергаются критике и несправедливому отношению. Так бывает, когда взрослые часто ругают ребенка и почти не хвалят его, негативно оценивают все, что он делает или говорит. Если для взрослых такая форма общения является привычной и долговременной, то вскоре ребенок перестанет опираться на свою личность и верить в себя.
  • Ребенок с малых лет видит родителей, которые не надеются на свои силы. Как это проявляется? Например, мать или отец привыкли быть жертвами обстоятельств, ругают всех вокруг за неприятности, которые случаются в их жизни — родственников и начальника, погоду и государство, своих родителей и друг друга. В этом случае дети перенимают такой способ общения с окружающим миром и растут, не зная, что значит верить в себя.
  • Переживание стресса и другие травмирующих ситуаций. Бывает так, что дети, участвуя в каких-либо серьезных мероприятиях, таких как олимпиады и конкурсы, публичные выступления и организаторские дела — сталкиваются с неудачей или не справляются с ролью, которая на них возложена.
  • Получив подобный стресс, ребенок может начать сильно переживать, ругать себя за то, что не выполнил дело качественно, не занял первое место, не стал гордостью родителей или был выставлен на посмешище. После этого его вера в себя может быть подорвана так сильно, что он больше не осмелится на решительные поступки, так как не считает себя способным.

Родители совершают серьезные ошибки во время воспитания. К ним относятся высмеивание, сравнение, оценивание детей и того, что они делают.

Чтобы сформировать у детей веру в собственные силы, следует начать с изменения эмоционального фона в семье. Что нужно перестать делать взрослым?

  • Считать ребенка неудачником и демонстрировать к нему такое отношение.
  • Говорить о детях плохо в их присутствии, ругать на глазах у других людей — родственников, педагогов, соседей.
  • Говорить такие фразы во время общения, как «Ты мое горе!», «Что ж ты у нас такой непутевый!», «Весь в отца — ничего не умеешь», «Тебе ничего нельзя поручить», «Я так и знал, что ты все испортишь».

Важные моменты, которые нужно учитывать в воспитании уверенного ребенка

Проводить через процесс принятия того, что нельзя изменить, через адаптацию.

Один из самых важных моментов в воспитании, влияющий на уверенность в себе- это умение ребенка проходить через тщетность получить желаемое. Родителям нужно всячески помогать детям на этом пути.

Потому что каждый раз, когда ребенок сталкивается с преградой: папа не дал планшет, мама не разрешила еще погулять, бабушка настояла сварить манку вместо овсянки- мозг ребенка тренируется принимать «удары судьбы»

Очень важно сталкивать мозг ребенка с пониманием, что небо не упало на голову, я прошел через боль и страдание, что не дали конфету и… выжил! Так тренируется жизнестойкость и такого ребенка жизнь не сметет. Он сможет, опираясь на предыдущий опыт своих неудач, собрать себя заново, опереться на свои силы и идти дальше жить.       

Взращивать чувство собственного достоинства ребенка.

Начинать нужно с того, чтобы минимизировать наказания в жизни ребенка. Учиться влиять на него без физической силы. Потому что наказания лишают чувство собственного достоинства, возможности проявится и окрепнуть

Чтобы глубже понять, почему это так важно, найдите ответ на вопрос: «Вы когда- нибудь встречали уверенного человека, в котором не чувствуется достоинства?»

Учите ребенка признавать ошибки. Делать выводы. Действовать иначе.

В этом случае пользуйтесь правилом «Ошибки делать не страшно. Страшно не признавать своих ошибок». Можно играть с ребенком в игру «Кто больше ошибок наделает в слове».

Разговаривайте с ребенком, объясняйте ему простую формулу «Сделал ошибку- сделал вывод- сделал иначе». И проводите ребенка через эту формулу на любой ошибке. Учите ребенка опираться на себя, исправляя, делая по- другому. Это важная тренировка поможет детям в будущем не застревать на каждом этапе, но знать, что ошибки исправляются и это делать не страшно и не стыдно.

Главная задача родителей в воспитании уверенного в себе ребенка- это поселить внутрь него одну простую мысль, которую никто никогда у него не отнимет: «У меня есть я. И я справлюсь!»

Автор статьи, Елена Садовниченко, психолог, мама двоих детей.

Какие качества нужно развивать у мальчиков

  1. Независимость. Мужчина должен уметь принимать правильные решения и рассчитывать на себя. В будущем сын научится налаживать контакты, брать на себя ответственность, отвечать за собственные поступки.
  2. Способность анализировать. Научите сына делать выводы из любой ситуации, правильно оценивать себя и окружающих, анализировать поведение людей и обстановку. Он должен понимать, на что способен, а также уметь различать добро и зло.
  3. Сочувствие. Неправильно думать, что мужчина не должен сопереживать и сочувствовать. Наоборот, развивайте это качество в сыне. Если он научится сочувствию, это поможет развить уверенность в себе.

Уверенность через самоценность

Еще одна важная составляющая, которая влияет на уверенность – это ощущение собственной ценности. Родителям предстоит подарить ребенку понимание, что в нем ценно все. И научить его это рассмотреть.

Ощущение ценности – это высшее благо. Логика такая: сначала родители показывают ценность ребенка для них. А потом ребенок, впитав это понимание, будет ощущать свою собственную ценность.

Как по- простому показать ребенку его ценность?

С самого начала неустанно говорите ребенку, что вам повезло с ним. Какой он классный. Какой умничка. Как много для вас значит. Что бы вы без него делали. Что вы не можете представить, кто мог бы вам его заменить. Что любовь к нему не закончится никогда, что бы ни случилось. Замечайте ребенка.

Ориентируйте ребенка в начале на себя, родителей, а не на сверстников и чужое мнение. Чтобы никто посторонний не смог поколебать уверенность ребенка, так тщательно вами взращиваемую. Говорите ребенку так: «Что бы тебе ни говорили чужие люди, всегда помни, что тебе говорят мама с папой. А мама с папой тебе считают, что ты умный, красивый, восхитительный ребенок, наша радость, наша честь, наша гордость»

Чуть позже, на основе ваших слов ребенка будет так думать о себе и никто у него это мнение не отберет.

Настраивайте ребенка на понимание важности его собственной жизни. Ведь для того, чтобы он появился на свет, много всего произошло, очень много случилось совпадений

Рассказывайте историю его появления как невероятно интересную сказку. Много чего могло не случится, но- о, чудо- случилось! Мама с папой встретились, соединились, ты родился, именно мальчиком, а не девочкой (или наоборот), тебе выбрали именно такое имя, хотя могли и другое, и т.д. Покажите на том примере, как благополучно для него складываются обстоятельства.

Ощущение собственной ценности– это гордость за свою жизнь. И тогда хочется что-то делать, пробовать, достигать, решать, добиваться, доводить до результата. Это энергия дерзновения, которая рождается у детей из изобилия в отношениях с родителями. Когда внимания, любви, ласки, понимания, принятия, заботы родителей о ребенке достаточно, чтобы о них не беспокоиться.

Что делать, если ребенок не уверен в себе

Чтобы вырастить самостоятельного мужчину, родители должны обратить внимание на следующие моменты:

  1. В первую очередь, нужно начинать с себя. Если мама с папой сами с большим количеством комплексов, не способны принять решение, вечно сомневаются в своих действиях, ребенок наверняка вырастет таким же, как его родители.
  2. Не формируйте у сына негативное отношение к себе. Не допускайте таких фраз: «Что ты за ребенок такой!», «Вечно с тобой что-то происходит» и т.д.
  3. Развивайте навыки самостоятельности, начиная с раннего возраста. Обязательно хвалите ребенка, когда он что-то сам сделает – это поднимает самооценку и даст повод сыну гордиться своими поступками.
  4. Дайте возможность ребенку развивать свои творческие способности. Не навязывайте свое мнение. «Ты же будущий мужчина, лучше играй в хоккей или футбол, а танцы для девочек» – подобными фразами вы добьетесь лишь того, что мальчик потеряет уверенность в себе и будет заниматься нелюбимым делом. Если сын хочет рисовать, пускай рисует. Главное, чтобы ему нравилось то, что он делает.
  5. Не сравнивайте сына с другими детьми, ведь он – индивидуальность, со своими привычками, характером, особенностями. Уважайте сына, как личность, и он вырастет достойным человеком.
  6. Будьте своему ребенку поддержкой и опорой. Больше времени проводите вместе, найдите интересное для всей семьи занятие. Мальчик должен видеть, что родители искренне интересуются его жизнью.

Воспитываем в ребенке уверенность в себе и лидерские качества

Родители должны полноценно подготовить малыша к взрослой жизни, для этого его нужно научить общаться с людьми и отстаивать собственное мнение

Воспитание смелости и решительности является необходимым воспитательным элементом, которому следует уделить особое внимание

Как понять уверен ли в себе ваш ребенок

Чтобы выяснить, насколько необходимо воспитание  у ребенка смелости, следует понаблюдать за поведением малыша с взрослыми людьми и сверстниками. Если его самооценка всегда занижена, он опасается вступать в контакт и отстаивать свои интересы, придется принимать меры, чтобы воспитать в ребенке уверенность.

Откуда появляется неуверенность

Каждый родитель должен уделять достаточно времени воспитанию уверенного в себе малыша. Для этого необходимо быть помощником в решении проблем, но не избавлять ребенка от них полностью. Если мама и папа лишают свое чадо возможности действовать самостоятельно, то это вызывает инфантильность  и не дает стать уверенным в своих силах. Ребенок, не умеющий ставить задачи и достигать своих целей, не сможет полноценно в будущем реализовать свои природные задатки.

Уверенность через привязанность

Уверенность ребенка в самом начале формируется через уверенность в тех, кто о нем заботится. Начинается с ощущения себя в полной безопасности, чтобы начать осваивать мир и понять, на что ты способен. Именно это ощущение может подарить ребенку надежная привязанность к родителям. Или к какому-то взрослому, который постоянно заботится о нем.

Вот что влияет на ощущение ребенком себя в безопасности:

  • Удовлетворяются все его физиологические потребности;

  • Удовлетворяется потребность в привязанности (Мама, ты где, ты нужна мне прямо сейчас?!).

  • Удовлетворяется его потребность в исследовании окружающего мира (Пустите меня, хочу познавать новое!)

  • Удовлетворяется потребность в эмоциональном, чувственном восприятии мира (Дайте мне, я хочу попробовать, увидеть, потрогать, услышать).

  • Удовлетворяется потребность переживать собственный уникальный опыт. Дается шанс увидеть, что ребенок способен что-то изменить (Я на многое способен!)

  • Удовлетворяется потребность и дается возможность избегать неприятностей, опираясь за поддержку. (Помогите мне справиться с бедой!)

Самое главное то, в какой мере эти потребности могут быть удовлетворены для ребенка в семье

Насколько родители осознают их важность и находят ресурсы для их воплощения.. Логика развития уверенности через привязанность такая:

Логика развития уверенности через привязанность такая:

  • Родители обеспечивают ребенку теплые отношения, свои мягкие сердца, опору, чувство защищенности.

  • Ребенок, уверяется, что он в любой момент сможет получить поддержку в виде теплых объятий и успокаивающих слов родителей, что бы ни случилось.

  • Он рискует пробовать новое, исследовать мир, дерзать, экспериментировать.

  • Ребенок накапливает позитивный и негативный собственный опыт, параллельно через обратную связь от родителей определяет себя, как «смог, справился» и «не смог, не справился».

  • Теперь он смотрит на себя глазами родителей, что определяет силу его уверенности в себе.

Чем больше у ребенка позитивного опыта или опыта, оцененного родителями хорошо, тем крепче его уверенность в своих способностях, вера в себя.

Часто бывает, что физиологические потребности ребенка удовлетворяются великолепно, но из-за чрезмерных страхов родителей, они перекрывают ребенку возможность смело исследовать мир, пробовать новое.

Это одна из самых больших проблем в теме развития уверенности в детях. Что, если родители переоценят возможности ребенка и он навредит себе? И что, если родители слишком зажмут ребенка из-за собственных опасений и не дадут ему прочувствовать свое мужество покорять мир?

Решение лежит в том, чтобы родитель смог напитать ребенка близостью с собой так, чтобы потом смочь отправить, отлепить его от себя. Сила привязанности в том, чтобы отпустить и сказать: «Я тебя отпускаю. Я в тебя верю. Ты справишься».

Да, очень страшно отпускать, позволять больше, ослабить контроль, но нельзя этот страх показывать ребенку (работать со своими страхами!), чтобы не подорвать его уверенность в себе.

Метафорой уверенности в себе через привязанность может быть представление, что ребенок находится возле мамы, которая тепло обнимает его. И в то же самое время, не перекрывает ребенку взгляд в небо, чтобы он смог отрастить свои собственные крылья и взлететь. И оттуда, с высоты своего полета сказать маме: «Мама, спасибо тебе, мне летать не страшно!»

Период созревания

Развитие нервной системы не останавливается после рождения. Головной мозг, отвечающий за регуляцию организма и поддержание когнитивных способностей, продолжает изменяться. Пропадают переходные рефлексы и закрепляются новые нейронные связи. Кора больших полушарий активно наращивает свой потенциал, помогая индивиду получать новые знания и навыки. Воспитание и социализация влияют на окончательные процессы формирования нервной системы. По этой причине ребенок 4-5 лет особенно подвержен действию хронического стресса и других негативных факторов.

Важную роль в формировании личностных черт играет механизм адаптации. Головной мозг должен защищать собственные структуры от неблагоприятных воздействий

Дети учатся справляться со сложностями и акцентировать внимание на положительных аспектах жизни. В это время семья должна оказывать всяческую поддержку для закрепления защитных рефлексов психики

Дом должен быть уголком спокойствия, а не новой зоной преодоления трудностей. Неблагоприятная семейная обстановка создает предпосылки для снижения социализации и нарушения адаптивных функций сознания.

10-12-летние дети встречаются с новым фактором созревания. Постепенно развивается половая система, оказывающая воздействие на головной мозг и другие органы. Повышается уровень половых гормонов. Тело начинает стремительно изменяться. Подростки часто растут непропорционально, из-за чего появляются комплексы. Кроме того, гормональный фон изменяет характер социальных потребностей.

10 рекомендаций, как развить уверенность мужчине

Пытайтесь реализовать свои мечты, работая в одной из отраслей. Допустим, в спорте. Сегодня в соцсетях есть много пабликов, где мужчины помещают свои фото ДО кардинальных перемен и ПОСЛЕ. Обычно это делают в спортивных группах. Наметьте себе цель – добиться конкретного результата, установите сроки и отправляйтесь в тренажерный зал. Затем упорно двигайтесь к финалу. Если вам вредны спортивные нагрузки, переключитесь на карьеру или хобби. Даже мелкие шаги вперед и получение новых знаний улучшат вашу самооценку.

Избегайте сравнений с более успешными людьми. Конечно же, всегда есть те, кто лучше и удачливее вас. Однако же встречаются и те, кто хуже. Так можно сравнивать бесконечно. Есть мудрые слова Зигмунда Фрейда, которые актуальны до сих пор: «Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, – это вы же в прошлом»

Вам важно постоянно прогрессировать и улучшаться. Это и будет показателем успеха. 

Не вините себя ни в чем

Чтобы узнать, как развить смелость и уверенность в себе, запомните простые вещи. Нельзя поднять самооценку, осуждая и критикуя собственные поступки. Тема может быть любой – карьера, внешность, интимные связи. Никогда не унижайте самого себя в глазах других!

Легко воспринимайте комплименты. Вам стоит научиться соглашаться с похвалой. Многие неуверенные люди лишены этого дара. Если на одобрительные отзывы вы отвечаете: «Ничего особенного я не сделал», – то ваше достижение сразу падает в цене. Не умаляйте свои плюсы, отклоняя комплимент. Тем самым вы показываете, что недостойны знаков уважения, и это убеждение фиксируется в подсознании.

Не забывайте читать книги, смотрите обучающие видео, слушайте аудиотренинги, цель которых – улучшение самооценки. Вся информация на эту тему принесет вам пользу. Она отложится в сознании и будет помогать в трудных случаях.

Не общайтесь с негативными людьми, которые вам неприятны. Выбирайте тех, кто излучает позитивные эмоции, успешен и всегда готов помочь. Если окружающие подавляют вас как личность, вы теряете авторитет. В такой компании вам будет очень сложно развить уверенность в себе.

Записывайте ваши достижения, то есть все важные моменты своей жизни. Составьте четкий список самых значимых моментов (получил права, впервые наклеил обои, научился вешать люстру, накачал мышцы, сделал ремонт и т. п.). Время от времени читайте эти записи и добавляйте новые. При этом каждый раз сомкните веки и ощутите гордость за свои успехи.

Обдумайте свои достоинства и выигрышные черты характера. Возьмите их на карандаш и сформируйте список: честность, благородство, трудолюбие и др. Найдите максимальное число подобных преимуществ и концентрируйтесь на них, не думая о минусах.

Уделите время хобби и занятиям, которые дают вам позитив. Трудно уважать свою персону, пропадая на скучной работе или маясь от безделья. Занимаясь интересным делом, вы поднимете свою самооценку и ощутите чувство удовлетворения жизнью. 

Живите своей жизнью и решайте так, как вы хотите. Оставьте предрассудки, не пляшите под чужую дудку, не спрашивайте мнения окружающих. Поступая по указке и желанию других, вы не станете свободной, сильной личностью.

Михаил Дашкиев о Сергее Азимове

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий