Как преодолеть формализм?

Раздел 2. Как формализм влияет на нашу жизнь

Формализм – термин, относящийся к использованию строгих правил и процедур, чтобы достичь цели. Он пронизывает нашу жизнь везде: от работы до образования, от законодательства до отношений в семье. Несмотря на то, что формализм может иногда ограничивать нашу свободу, он также может быть полезным и даже спасительным.

Формализм может помочь нам в достижении наших целей, давая нам ясный план и структуру для наших действий

Он позволяет нам работать более эффективно и быстро, что особенно важно в мире бизнеса и промышленности. Кроме того, формализм может помочь в соблюдении законов и правил, обеспечивая порядок и безопасность в обществе

Однако, когда формализм становится чересчур, он может создавать проблемы. Он может привести к ограничению свободы ради сохранения порядка. Он может привести к безразличию к человеческим потребностям и желаниям. Иногда формализм даже может привести к искажению реальности, поскольку часто не учитывает индивидуальные отклонения от правил и процедур.

  • Ключевые вопросы о формализме и его роли в нашей жизни:
  • — Как формализм помогает нам добиваться успеха в карьере и бизнесе?
  • — Какие негативные последствия может иметь чересчур жесткий формализм в обществе?
  • — Как сбалансировать преимущества и недостатки формализма в нашей жизни?

Формы проявления

  • Формальная проверка оборудования перед работой, транспорта перед выездом (Главное, чтобы пропустили, или чтобы начать работать).
  • Внешнее, показное соблюдение правил техники безопасности: проезжаем возле ГАИ — накидываем ремень («Раз так положено, для вида»).
  • Обучение или выполнение каких-либо заданий без понимания сути, лишь бы получить документ о прохождении обучения (например, учеба ради диплома).
  • Формализм в работе: работать ради того, чтобы не уволили, выполнять задания или писать материалы только ради того, чтобы пройти по конкурсу на должность и т. д.
  • В общении — формальные ответы на вопросы, только бы отстали. Например, «Как дела?» — «Нормально».
  • Поддакивание — часто проявляется с близкими, когда человек говорит «да, да», даже не вслушиваясь в то, что ему говорят. Вариант: человек для вида как бы слушает другого, а сам одним глазом в это время косится в телевизор или компьютер.
  • Формальное выполнение обязанностей в семье: приготовить еду, принести зарплату, выстирать вещи — без тепла друг к другу. «Я свое дело делаю, что от меня ещё нужно?»
  • В отношениях взрослых детей к пожилым родителям: «дежурные» визиты или звонки, чтобы только не обижались.
  • Формализм в воспитании детей: накормили, одели, в школу (садик) отвели — «А зачем вообще с ребенком заниматься (общаться)?» Проверка дневников один раз в неделю («Только бы хорошие оценки приносил, да в школу не вызывали»).
  • Показное соблюдение правил поведения (дома или при посторонних людях) только лишь потому, что «так положено», чтобы выглядеть «культурным человеком», чтобы не вызвать осуждения и т. д. Например:
  • Формальное, только из вежливости, приглашение людей в гости («Ну, заходите к нам, как будет время») или вопрос о здоровье, делах («Надо же спросить для порядка.»)
  • Уступать место пожилым людям в транспорте не из заботы о них, а, только внешне соблюдая приличие, (при этом про себя ворчать, что пришлось встать)
  • Произнесение вежливых слов («Спасибо», «Доброе утро», «Спокойной ночи») просто потому, что так положено («мимоходом бросить»).
  • Накрывать обеденный стол из нескольких блюд «по всем правилам», независимо от потребностей людей (нужно ли им все это съесть) — потому что «так принято вести себя хорошей хозяйке».
  • Навязывание гостям угощения (ну съешьте ещё вот это, пожалуйста) или ещё чего-то (например, вовсе не нужных им тапочек) — потому что «так принято принимать гостей».
  • Формальное присутствие на собрании коллектива, чтобы не показаться хуже других («все равно от меня ничего не зависит, решения пусть принимают другие, просто посижу»).
  • Формальное проведение деловых встреч с людьми («Это же не мое личное, главное — провести «как надо»).
  • Выполнение любой работы, не вдумываясь в нее («Так проще», «Сказали — делаю», «Надо делать — будем делать»).
  • Формальный подход к организации своей жизни вообще: у человека есть установка на определенную внешнюю форму существования — что должно быть «только так» (например, «машина, квартира, двое детей»), и он старается построить свой образ жизни именно так, иначе «жизнь не состоялась» и другие.

Раздел 1. Что такое формализм

Формализм — это приверженность формальным процедурам и правилам, придерживание рамок стандартов и норм, часто за счет потери индивидуальности и свободы. Формализм проявляется в различных сферах жизни, начиная от школы и заканчивая работой и культурой общения.

Формализм позволяет облегчить сложные задачи благодаря четким правилам, которые способствуют единообразию управления и решению проблемы. Однако, не всегда известные способы закрепления и выполнения процедуры очевидны простому человеку. Объединение многих правил может привести к бюрократии и порой приводить к глобальным проблемам.

Этот подход к жизни и работе имеет свои плюсы, но также может ограничивать творческий подход и свободу выражения личности. Формализм не всегда может учитывать человеческий фактор и индивидуальность, что по своей сути отрицает необходимость работать с людьми.

Жизнь в рамках формализма не всегда является приемлемой или же естественной, поэтому многие люди начинают постепенно отказываться от стандартов и предпочитают свободу действий, чтобы проявить свои таланты и нежелание лишаться своей индивидуальности.

Принятие себя и раскрытие своих возможностей

Чтобы изменить эту ситуацию, первым шагом является принятие себя такими, какие мы есть, с нашими достоинствами и недостатками. Каждый человек уникален и имеет свои сильные стороны, которые необходимо найти и развивать. Раскрытие своих возможностей начинается с осознания и принятия того, что мы способны достичь большего, чем мы думаем.

Для этого необходимо оценить свои способности и определить цели, которые хотим достичь. Разработать детальный план действий и последовательно двигаться к их реализации

Важно понимать, что успех не приходит мгновенно, и что каждый шаг вперед, даже самый маленький, приближает нас к нашим целям. Необходимо быть готовым к трудностям и неуспехам, но не отказываться и продолжать двигаться вперед

Тайм-менеджмент и планирование

Важность тайм-менеджмента особенно ощущается в современном информационном обществе, где так много отвлекающих факторов и задач, требующих нашего внимания. Чтобы быть успешными и справляться с высокой нагрузкой, необходимо уметь правильно планировать свое время

Определить приоритеты: Важно понимать, какие задачи нужно выполнить в первую очередь. Это поможет избежать ситуации, когда много времени уходит на важные, но менее срочные задачи, а сроки по срочным делам поджимают

Разделите задачи по важности и установите приоритеты.

Рационализировать рабочий процесс: Наши рабочие процессы должны быть осмысленными и эффективными. Использование техники «помидора», когда задачи разбиваются на небольшие интервалы и выполняются с фокусом на каждом, помогает повысить продуктивность и сосредоточение.

Также важно помнить о необходимости отдыха и перерывов в работе. Без них мы быстро теряем концентрацию и энергию

Уделите время для отдыха и восстановления сил.

Преимущества планирования:Преимущества тайм-менеджмента:
  • Более эффективное использование времени
  • Повышение продуктивности
  • Уменьшение стресса и чувства беспорядка
  • Успешное достижение поставленных целей
  • Более эффективное управление задачами
  • Установление приоритетов
  • Повышение организации и структурированности работы
  • Улучшение планирования

Медицинский Вестник №20-21 (705-706) / 2015

Оглавление номера

Формализм — путь в никуда

27 июля 2015

Как известно, центральная нервная система исполняет координирующую роль в течении патофизиологических процессов, соответственно недооценка влияния психического состояния пациента на результаты терапевтической деятельности врача недопустима. Врач любой специальности обязан помнить, что проявления болезней у всех пациентов сопряжены со скрытыми психогенными компонентами.

Внимание к личности пациента

При любом заболевании, особенно в случае длительного течения болезни, у пациента могут наблюдаться нарушения психики различной степени

Вследствие этого у него сужается круг интересов, ограничиваются контакты с окружающими, проявляется эмоциональная лабильность с преобладанием сниженного настроения, его внимание акцентируется на собственном состоянии нездоровья

При изложении анамнестических данных больной нередко скрывает свои истинные переживания, преувеличивает или преуменьшает симптоматику заболевания. Может ли врач после беседы с пациентом быть полностью уверен, что полученные сведения достоверны? Чтобы иметь полное представление о заболевании, врач должен максимально точно изучить историю жизни своего пациента

При этом следует обратить внимание на особенности мышления пациента и его интеллектуально-мнестический уровень. При сборе анамнеза эти сведения помогут выяснить не только качество физического развития, условия жизни и труда пациента, но и условия развития его личности с учетом характерологических особенностей

Невнимательное отношение врача к личностным особенностям своего пациента может привести к нежелательным последствиям. Чаще всего конфликтные ситуации возникают по вине врача, который, не обладая достаточными сведениями об особенностях психики своего пациента, не может наладить сотрудничество с ним. Важную роль в подобных конфликтах играет проявление пациентом негативных эмоций, которые можно рассматривать как защитные реакции. Поскольку негативные эмоции являют собой серьезное препятствие при получении анамнестических сведений, врачу необходимо отвлечь пациента, создать условия для появления позитивных эмоций.

Ему следует помнить, что внимательное отношение к личности пациента, целенаправленное воздействие на его психику, как и правильно подобранная терапия, значительно улучшают результаты лечения. А формальное, небрежное отношение к пациенту может создать серьезное препятствие в организации лечебного процесса, иногда и ухудшить течение заболевания.

От неприятия к сотрудничеству

Однажды ко мне на прием в сопровождении своей супруги пришел худощавый, опрятно одетый мужчина лет сорока. Внешность выдавала в нем интеллигентного человека, …

Мария Ватолина

Раздел 5. Как изменить свою жизнь, отказавшись от формализма

Формализм часто становится преградой на пути к изменению своей жизни. Он дает ощущение защитной оболочки и стабильности, но зачастую не позволяет развиваться и пробовать что-то новое. Если вы хотите изменить свою жизнь, то отказ от формализма – первый шаг на этом пути.

Как же можно отказаться от формализма? Важно начать с того, чтобы не ставить рамок для себя и не бояться изменений. Попробуйте новые вещи, новые места, новые знакомства

Не ограничивайте себя стереотипами и предрассудками.

Еще один способ изменить свою жизнь без формализма – это научиться слушать себя и свой внутренний голос. Часто наши решения и поступки определяются внешними факторами, которые находятся за пределами нашего контроля. Если вы начнете доверять своим инстинктам и слушать свое сердце, то сможете сделать правильный выбор для себя и изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Кроме того, для того чтобы отказаться от формализма и изменить свою жизнь, нужно научиться стремиться к постоянному развитию и самосовершенствованию. Используйте каждую возможность для того, чтобы узнать что-то новое, развить новые навыки, посетить новые места. Никогда не останавливайтесь на достигнутом и не бойтесь пробовать что-то новое.

Выводя итоги, можно сказать, что отказ от формализма – это не просто изменение поведения, это полноценный стиль жизни. Если вы хотите изменить свою жизнь, то не страшитесь бросить вызов стереотипам и избавиться от формальных рамок. Живите на полную, становитесь свободными и откройте для себя новые возможности!

Комплексное применение экспериментальных задач различного типа как средство преодоления формализма в знаниях студентов

Для выяснения влияния применения экспериментальных задач на качество знаний студентов был проведен предварительный прогнозирующий эксперимент.

Исследование проводилось в педагогическом институте г. Лесоси-бирска.

В эксперименте участвовало 2 группы студентов: в первой преподаватель вуза использовал общепринятые методы, приемы и средства обучения (контрольная группа); во второй группе проводился спецкурс по решению экспериментальных задач (экспериментальная группа).

Эксперимент проводился в следующих условиях:

– контрольные и самостоятельные работы составлялись преподавателем обычным образом без учета эксперимента;

– обработка результатов проводилась на основе пятибалльной шкалы оценок, обычно используемой преподавателем;

– для сравнения результатов экспериментального обучения были использованы взвешенные средние арифметические текущих оценок и оценок за контрольные и самостоятельные работы, которые подсчитывались

Для выяснения влияния применения экспериментальных задач на качество знаний студентов был проведен предварительный прогнозирующий эксперимент.

Исследование проводилось в педагогическом институте г. Лесоси-бирска.

В эксперименте участвовало 2 группы студентов: в первой преподаватель вуза использовал общепринятые методы, приемы и средства обучения (контрольная группа); во второй группе проводился спецкурс по решению экспериментальных задач (экспериментальная группа).

Эксперимент проводился в следующих условиях:

– контрольные и самостоятельные работы составлялись преподавателем обычным образом без учета эксперимента;

– обработка результатов проводилась на основе пятибалльной шкалы оценок, обычно используемой преподавателем;

– для сравнения результатов экспериментального обучения были использованы взвешенные средние арифметические текущих оценок и оценок за контрольные и самостоятельные работы, которые подсчитывались

Раздел 4. Основные примеры применения без формализма в жизни

Без формализма может быть полезен в различных сферах жизни. Он помогает нам увидеть вещи с другой стороны и найти нестандартные решения.

1. Без формализма в работе. Когда мы избавляемся от строгих рамок и правил в работе, мы может найти более творческие и эффективные способы решения задач. Например, если ты фрилансер и работаешь над проектом, то не стоит зацикливаться на одном методе работы, можно попробовать новый и нестандартный подход, который может привести к лучшим результатам.

2. Без формализма в общении. Строгие правила могут иногда создать преграды в общении. Когда мы находимся в неформальной обстановке и позволяем себе разговаривать без скованности и стеснения, мы легче находим общий язык с людьми и более комфортно проводим время.

3. Без формализма в творчестве. Если ты занимаешься творческой деятельностью, то без формализма может помочь тебе раскрыть свой потенциал. Не стесняйся экспериментировать с новыми и необычными идеями, ведь именно они могут стать источником твоего творческого вдохновения.

Заключение:

Без формализма — это искусство мышления, которое помогает нам думать вне стандартных рамок и находить творческие решения. Применение этого принципа в жизни не только помогает нашему развитию, но и позволяет нам смотреть на мир и окружающую нас реальность по-новому.

Поиск позитивных моментов

Жизнь полна различных событий и обстоятельств, и не всегда все идет так, как мы планируем. Однако, вместо сосредоточения на негативных моментах и формализме, полезно научиться искать позитивные стороны во всем, что происходит.

Вместо сожалений по поводу неудач или препятствий, можно изменить свое отношение и найти положительные моменты в любой ситуации. Например, если вас задержали в пробке и вы опоздали на важную встречу, можно посмотреть на это как на возможность провести больше времени со своими мыслями или послушать интересный аудиокнигу.

  • Изменение мышления: Пересмотрите свое отношение и найдите положительные стороны в любой ситуации.
  • Развитие гибкости: Умение адаптироваться к новым обстоятельствам и искать в них позитивные моменты поможет вам быть более гибким и эффективным.
  • Благодарность: Благодарность за маленькие позитивные моменты помогает создавать позитивное настроение и притягивать больше благополучия в жизнь.

Таким образом, научившись искать позитивные моменты в жизни, мы можем изменить свое отношение к неудачам и препятствиям. Это поможет нам справляться с трудностями лучше и эффективнее, а также создавать позитивное настроение и притягивать больше благополучия.

Гармонизация профессиональных и личных целей

Совмещение работы и личной жизни является постоянным вызовом для многих людей

С одной стороны, карьерный рост и достижение профессиональных целей требуют время и усилий, с другой стороны, важно уделять внимание личным интересам и отношениям. Гармония между работой и личной жизнью имеет решающее значение для общего благополучия и эффективности в обоих сферах

Нахождение баланса

Один из способов достижения гармонии между профессиональными и личными целями — установление приоритетов и учет индивидуальных потребностей и ценностей. Это может включать в себя создание ясного плана работы и времени, чтобы избежать конфликтов и стресса.

Важно также уделять достаточно времени семье, друзьям и своим хобби. Это поможет сохранить эмоциональное состояние и предотвратить выгорание

Отдых и здоровье также играют важную роль в достижении гармонии, поэтому необходимо уделять время физической активности, регулярному отдыху и заботе о себе.

Преимущества гармонии

Начало параграфа, который описывает преимущества гармонии между профессиональными и личными целями.

  • Увеличение продуктивности и результативности в работе;
  • Улучшение физического и эмоционального здоровья;
  • Укрепление отношений с близкими людьми и друзьями;
  • Повышение уровня счастья и удовлетворенности жизнью.

Создание гармонии между профессиональными и личными целями требует постоянного сознательного внимания. Но достижение баланса позволит не только успешно реализовывать свои профессиональные амбиции, но и наслаждаться более полной и удовлетворительной жизнью в целом.

Мотивы и альтернатива

Мотивы (заблуждения, установки)Альтернатива
«Надо говорить и делать, как написано, вникать — время терять».Если вникнуть в изучаемое дело, появится интерес, а затем желание и видение, как сделать так, чтобы быть максимально полезным себе и другим, затратив при этом меньше времени и сил.
«Если во все вдумываться — с ума сойдешь, надо просто делать и не думать».Понимание смысла дела помогает сделать его быстрее, эффективнее, с интересом, понять, надо делать или нет, увидеть другие варианты. Обдумав, человек получает качественнее результат во всем.
«Не стоит это того, чтобы вникать -можно просто формально отделаться».Любой обретенный навык, любое понятое и освоенное дело или процесс может пригодиться в будущем, расширяет возможности человека и дает большую уверенность в своих силах. Чем больше мы понимаем и умеем, тем проще решать последующие жизненные задачи.
«Главное соблюдать все традиции, праздники, потому что так принято, чтобы не отличаться от других, чтобы быть хорошими».Человека и его жизнь определяет не форма, а содержание; не то, как он провел праздник и следовал всем традициям, а то каким смыслом наполнил время — в чем стал лучше.

Вред

  • Когда в общении люди поддакивают лишь для «поддержания разговора», общение становится неинтересным (ни самому человеку, ни его собеседникам).
  • Формальное отношение членов семьи друг к другу приводит к тому, что люди начинают искать интересы только вне семьи. Например, подростки, видя формализм родителей по отношению к ним и друг к другу, уходят искать «более теплую компанию». Дети в такой семье вырастают нечуткими, незаботливыми, не умеют «вкладывать душу в дело». Супруги, формально выполняя семейные обязанности, устают друг от друга и начинают жаловаться друзьям на «неудачную семейную жизнь».
  • Формализм при работе с техникой приводит к травмам, несчастным случаям, катастрофам. Формальная проверка оборудования или транспорта приводит к гибели людей из-за вовремя не обнаруженной неисправности (по бумажке -— все в порядке, а на деле — автобус неисправен).
  • Имитируя деятельность, человек потом сталкивается с результатом своего некачественного труда. Например, человек построил печку на даче по просьбе близких — лишь бы внешне выглядело, что она стоит. Когда понадобилось её протопить и погреться, оказалось, что она не работает (неправильно собрана), пришлось мерзнуть.
  • Имитация трудовой деятельности, причастности к делу формирует в человеке равнодушие, безразличие, безответственность, небрежность, отсутствие старания, радения. Такой человек не дорожит отношениями, делом, которым занимается.
  • Когда делаешь дела формально, жизнь кажется скучной и унылой.
  • Выстраивая свою жизнь согласно традициям, стереотипам, принятым в обществе, отмечая все праздники («Потому что все так делают, так принято»), человек тратит драгоценное время своей жизни на искусственный сценарий.
  • В погоне за формой человек забывает о содержании, поэтому на первый взгляд хорошие начинания не приносят никаких плодов. Например, мужчина решил улучшить отношения в семье — больше проводить время с семьей. Жена и дети ему остаются неинтересны. Он для галочки ведет их в кафе, на прогулку, в зоопарк, а сам продолжает «жить в своем мирке».

Близкие по значению слова

Обрядность — соблюдение установленных внешних правил, действий (в том числе воплощающих религиозные (мистические) представления) и упование на них.

Фарисейство — проявление чрезмерного внимания к букве закона в ущерб сути.

Волокитство — проволочка; намеренно медленное, сопровождающееся излишними формальностями исполнение дела.

Крючкотворство — намеренное использование мелочей и различных формальностей для затягивания и запутывания дела, придирки.

Педантизм — строгий в выполнении всех требований, чрезмерно точный, аккуратный.

Бюрократизм. Канцелярщина — излишний формализм в ведении дел в ущерб сути дела.

Преодоление формализма в знаниях студентов педвуза как психолого-ш:дагогическая проблема

Исторический анализ школьного обучения показывает, что в средние века имело место ярко выраженное авторитарное обучение. Оно всецело покоилось на слепом подчинении авторитету священного писания и его толкователя – учителя. В обучении не допускались никакие искажения и творчество ученика.

Усвоение «знаний» сводилось к механическому повторению слов и текстов священного писания без всякого понимания.

“Преподавание состояло из списывания и заучивания наизусть того, что предлагалось учителем” – так характеризует содержание средневекового образования профессор Е.Н.Медынский (86, с.23).

В своем бессмертном произведении “Гаргантюа и Пантагрюэль” Рабле дал блестящую сатиру на схоластику того времени: “Обучение Гаргантюа сводилось к бессмысленной механической зубрежке схоластических книг. Он выучил их так хорошо, что при испытании мог пересказать все это не только наизусть, но даже наоборот. Отец его заметил, что от этого сын его становится все бестолковее, задумчивее и страннее и в результате чего лишь отупел» (112, с.81-89).

Истинное достоинство «усвоения» заключалось в том, чтобы ответ школьника полностью совпадал со словами книги, навыки чтения и письма достигались путем бесконечных упражнений в бессмысленном букво-сослогательстве и произношении слов, о которых учащиеся получали крайне смутное представление. Наблюдения учащихся совершенно не применялись, знания не были связаны с окружающей действительностью, непосредственное чувственное восприятие предметов действительности было исключено из обучения , но, «…оторвавшись от мира чувственных вещей, оно потеряло в сознании детей свое реальное значение, свое конкретное содержание и превратилось в пустую форму.» (133, с. 14). Формализм знаний – это и есть отрыв словесной формы выражения от содержания знаний, отсутствие понимания истинного значения слов. Запоминаемые и произносимые детьми словесные формулировки не вызывали в их сознании соответствующих образов, понятий, которые отражали бы действительность.

Против схоластической науки средневековья, тратившей все свои силы на комментирование небольшого числа признанных церковью сочинений выступал Мишель Монтень, выдающийся французский мыслитель эпохи Возрождения. Он был сторонником развивающего образования, которое не загружает память механически заученными сведениями, а способствует выработке самостоятельности мышления, приучает к критическому анализу.

…”Кто же спрашивает ученика о его мнении относительно риторики и грамматики, о том или ином изречении Цицерона? Их вколачивают в нашу память в совершенно готовом виде, как некие оракулы, в которых буквы и слоги заменяют сущность вещей. Но знать наизусть еще вовсе не значит знать; это только держать в памяти то, что ей дали на хранение. … ученость чисто книжного происхождения – жалкая ученость!” (94, с. 191).

“Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но смысл и самую суть его, и судит о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это.” (94,с.192). На известной ступени развития общества формализм в знаниях является выгодным для господствующих классов.

Однако дальнейшее развитие производительных сил общество выдвинуло новые требования к подготовке подрастающих поколений. Люди, получавшие формальные знания, были мало пригодны для полезной деятельности в изменявшейся обстановке. То, что было полезным для господствующих классов на предшествующей ступени развития, становится теперь вредным.

Механизм формирования ошибки

Формализм возникает всегда там, где нет интереса к делу, вдумчивости, творчества. В его основе лежит ошибочное мнение: «Нужно делать все, как принято, как говорят, чтобы быть хорошим, тогда не будет проблем». Человек стремится соблюсти все правила, нормы, инструкции, говорить так, как заведено, чтобы внешне соответствовать существующим порядкам, традициям, при этом не вникая в суть дела. Например, человек проводит выходные, отпуск, отмечает праздники «как принято» — «Если все так делают, то значит это хорошо, нормально. Будем отмечать как все, мы что хуже».

К формализму обычно приводит лень: человеку неохота вникать в смысл дела или ситуации, поэтому он выполняет положенное «просто так» («Есть дело, вот и делаю»). Человек недооценивает ситуацию, ему кажется, что она настолько не важна, что в ней достаточно формального поведения, и ничего особо ценного (для чего бы требовался творческий подход) в ней нет. Например, мужчина оценивает время, проведенное с ребенком, как «потерянное зря» («ведь столько можно было за это время на работе сделать!») Студент «учится» (зубрит перед зачетами, лишь бы сдать) и думает, что только зря просиживает часы в ВУЗе, а лучше бы погулял.

В этих случаях человек не видит смысл происходящего: во многих делах, выполняемых формально, ему предоставляется уникальная возможность для приобретения нового опыта, друзей, умений.

Также легкомысленно, не задумываясь о последствиях своих действий и не предусматривая, человек совершает ответственные действия формально: «Кому какая разница, что написано в документах — это же просто отписка»

Например, при составлении важного договора или заявления человек не вдумывается в особенности ситуации и пишет по образцу (который к реальной ситуации не совсем подходит)

Из-за непредусмотрительности человек формально следует правилам техники безопасности — «Зачем пристегивать ремень, это же совершенно лишнее? Пусть так лежит для вида».

Когда человек безразличен к смыслу, он не стремится различать хорошее или плохое, верное и неверное действие, решение

Для него главное — делать, остальное не важно, ведь существует надзор начальника, есть определенные правила («Мое дело — исполнять», «Мне за это платят»), а остальное не важно

Безразличие к близким, к их мнению, состоянию, проблемам (лень вникать в их дела и настроение — «проще ничего не знать») — причина формализма в семье, когда человек говорит близким (особенно, детям) «да, да, конечно», потому что что-то нужно ответить или только для того, чтобы поддержать разговор.

Корысть приводит к тому, что человек выполняет все только потому, чтобы быть замеченным и улучшить свое положение. Большое значение придается форме, а не содержанию дела.

Таким образом, выполняя работу «для галочки» или имитируя участие в делах, человек привыкает к формализму и использует этот подход во многих сферах жизни.

Поиск поддержки и сотрудничество

В современном мире успех в работе требует не только индивидуальных усилий, но и умения находить поддержку и устанавливать сотрудничество с другими людьми

В любой сфере деятельности важно уметь найти положительные контакты и создать команду единомышленников, которые будут поддерживать вас и помогать достигать поставленных целей

Одним из первых шагов в поиске поддержки и сотрудничества является активное общение с коллегами в рабочей среде

Важно наладить доверительные отношения с другими людьми, проявлять интерес и участие в их делах, а также быть готовым помочь им в трудные моменты. Такой подход поможет создать положительный климат и стимулировать вас и ваших коллег к взаимопомощи и сотрудничеству

Кроме того, стоит активно использовать различные ресурсы и площадки для поиска поддержки и сотрудничества. Это могут быть специализированные сайты, где можно найти партнеров и единомышленников по интересующей вас теме, а также профессиональные сообщества, где можно обсуждать актуальные вопросы и находить решения вместе с опытными специалистами. Также стоит обращаться к менторам, которые могут поделиться своим опытом и помочь вам в достижении желаемых результатов.

Психосолого-педагогический анализ причин появления формализма в знаниях студентов педвуза

Для того, чтобы преодолеть формализм в знаниях студентов, необходимо знать причины, его породившие и пути его преодоления.

Главными причинами формализма в знаниях учащихся являются, как отмечает Скаткин М.Н., “абстрактность в преподавании, изложение учебного материала вне связи с жизнью, с практикой, недостаточное использование в обучении дидактических принципов наглядности, сознательности и активности” (177, с. 535) .

Однако было бы неверным считать эти причины единственными, существующими в обучении. Мы считаем, что формализм связан не только педагогическими явлениями, но и социальными. Более того, формализм распространялся и закреплялся в силу причин профессионального и нравственного характера. Рассмотрим эти причины более подробно.

Одной из причин, на наш взгляд, является такая система образования, когда знания преподносятся чаще всего без их глубокого обоснования, без рассмотрения альтернативных положений. Это наблюдается и в литературе, и в истории, и в естественных науках.

С другой стороны педагогу гораздо легче дать, а ученику получить формальные знания, при условии, если ни первый, ни второй по-настоящему не заинтересован в овладении прочными знаниями.

Причиной формализма может стать отношение студента к вузу. Вуз с его жесткой регламентацией, с отсутствием дифференциации в обучении, со слабым учетом интереса и потребности личности студента может оказаться чужим для обучаемого, предстать перед ним лишь как учреждение, обеспечивающее для него определенный социальный статус, чуждый его сегодняшним запросам.

Эти формализованные внешние стороны вузовской жизни усугубляются и рядом чисто дидактических трудностей, закрепляющих и порождающих формализм в обучении:

1) большой объем учебного материала не дает возможности преподавателю организовать тщательное его изучение. Отдельные его курсы предлагаются лишь для поверхностного ознакомления с ним, без организации разнообразной и более длительной его проработки студентами, поэтому изучение этих курсов может быть только поверхностным.

2) слабость материальной базы школы, вуза, а без систематического привлечения эксперимента изучение физики и химии как в школе, так и в вузе, может быть только формальным, так как знания, не опирающиеся на наблюдения опытов, становятся книжными, оторванными от жизни. За словами и формулировками, которые заучивают обучаемые, в этом случае не стоят конкретные жизненные представления. Чтобы избежать этого, необходимо изложение этих предметов на экспериментальной основе.

Причиной может служить недостаточно продуманная программа прохождения некоторых курсов физики, химии и т.д. Как отмечают ряд исследователей (3, 39, 48, 90, 118, 156, 180, 181) программы составляются без учета специфики школы и вуза, без учета фактического знания материала студентами, без учета закономерностей развития личности, без учета профессионально-педагогической направленности, не обеспечивающих школьнику (студенту) возможности овладеть знаниями с учетом индивидуальной избирательности к содержанию, виду и форме программного материала, поэтому некоторые разделы не могут усваиваться учащимися (студентами) и воспринимаются формально.

И.С.Якиманская считает, что “в основу учебных программ должны быть заложены все необходимые условия для овладения теми видами деятельности, которые дают ученику широкую ориентацию в системе субъектно-объектных отношений, где ученик выступает как активный творец этих отношений ,а не только их созерцатель” (180, с.73).

Раздел 3. Принципы действия без формализма

Принцип 1. Решайте проблемы сами.

Одним из главных принципов действия без формализма является решение проблем самостоятельно. Не ждите, пока кто-то решит вашу проблему, не стойте в очереди за помощью. Попробуйте разобраться в ситуации самостоятельно, используйте свой опыт и знания.

Принцип 2. Не ждите должного.

Чтобы жить без формализма, не ждите, пока должное придет само собой. Не ожидайте, что все будет работать отлично. Если вы не понимаете, что надо делать в сложной ситуации, не бойтесь остановиться и подумать, что нужно сделать.

Принцип 3. Будьте смелыми и рискуйте.

Для достижения целей при действии без формализма необходимо быть смелее и рисковать. Не бойтесь принимать решения, которые могут казаться смелыми, но при этом могут привести к успеху. Ничего не бывает хорошего, если вы не рискуете.

Принцип 4. Доверьтесь себе.

Действуйте в соответствии со своими убеждениями и потенциалом. Доверяйте себе, своим силам и возможностям. Никто не знает ваших целей и задач лучше, чем вы сами. Рассматривайте ситуацию с разных сторон и выбирайте самый оптимальный путь для достижения цели.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий