Разговоры по душам
С детьми нужно разговаривать. Именно разговаривать, как со взрослыми. Не кричать, не упрекать, не приказывать. Подумайте, если бы вам в вашем доме постоянно что-то приказывали делать, не вызвало бы это у вас реакцию сопротивляться?
Вместо того, чтобы кричать за неубранные игрушки или брошенную кое-как школьную форму, попросите его по-человечески убрать.
Расскажите, что мама устает на работе, и ей нужно еще делать свои дела по дому, предложите помочь навести порядок у него в комнате, раз уж ему так тяжело.
Вы увидите, что он охотно сделает все сам, да еще и вам поможет с домашними делами.
Спрашивайте, интересуйтесь мотивами, которые вынуждают ваших детей поступать плохо.
Возможно, если вы спросите своего сына, почему он плюет на соседскую девочку, то получите вразумительное объяснение, и вам будет проще ему внушить, почему так делать некрасиво.
Выясните, может, маленький человечек не нашел другого способа защитить себя от агрессивной девочки, и кричать совершенно нет причин.
Избежать истерик в магазинах с надрывными криками «хочу!» и катаниями по полу тоже можно. Рассказывайте малышу, что не все игрушки вы должны покупать, помимо этого, существуют и другие расходы – продукты, одежда.
Установите дома правило: покупки игрушек заранее обговариваются. Скажите, что сегодня (или завтра, послезавтра) идете с ним выбирать игрушку.
Пусть готовится, придумывает, что ему хотелось бы получить, и привыкает к тому, что такая покупка – это осознанное, не спонтанное решение, и устраивать истерику, если не купили очередной самолетик или куклу, выбежав за хлебом, не станет.
Однако в жизни встречаются не только моцарты в воспитании, но и сальери
Наверняка Вам приходилось наблюдать, как мама «тащит» за руку маленького сынишку или дочку в садик, ребёнок плачет, а она орёт на него, потому что опаздывает на работу.
Или другая ситуация. Один малыш случайно толкнул второго и тот заплакал. Что делает мама? Она начинает ругать своего сына: «Ты ПЛОХОЙ мальчик! Зачем ты обидел этого ХОРОШЕГО мальчика?!»
Когда ребёнок начинает ходить в школу, ничего не меняется. Вечером после работы «уставшая» мама продолжает «орать» на ребёнка за замечание в дневнике или за не сделанные уроки.
Если это повторяется постоянно – у ребёнка неизбежно вырабатывается заниженная самооценка.
Решаем проблемы без наказаний
Если вас в детстве часто, и может необоснованно наказывали, а еще хуже били – спрячьте эти воспоминания в самый дальний ящик своей памяти. Начните все сначала, руководствуясь другими педагогическими принципами, что станет залогом решения задачи, как воспитать ребенка без криков и наказаний.
- Признайте, что сын или дочь – личность. Поэтому его решения, желания и потребности должны уважаться. Отсутствие внимания или игнорирование этого, может привести к бунтарским проявлениям или сделать ребенка безынициативным.
- Максимум внимания, которое даст ребенку ощущение защищенности.
- Следите за собой и своим поведением, а также никаких «двойных стандартов». Предъявляя ребенку требования, спросите себя, соответствуете ли им? Не хотите потерять авторитет, не поступайте иначе оттого, что требуете от малыша.
- Перестаньте «давить» на ребенка приказами и запретами. В атмосфере благожелательности и доброжелательности ваш сын или дочь научаться слышать конструктивный смысл, в родительских требованиях.
- Никакого ремня. Если сила побеждается силой, а не умом, то догадайтесь сами, как ваш ребенок будет решать проблемы.
- Будьте последовательны и спокойны, дружелюбно объясняя, почему это правильно или неправильно. Крик – непродуктивные эмоции, негативно влияющие на ребенка.
- Держите родительский авторитет на высоте, и, дав распоряжение, проконтролируйте его. Отказ от распоряжения без мотивации – подрыв авторитета.
- Всегда выполняйте обещания. Детские просьбы лишены прагматизма, поэтому выполняя их, вы воспитываете у детей чувство ответственности и справедливости.
- Старайтесь не проявлять свои негативные эмоции при ребенке. Если малыш набедокурил, не ведите себя истерично. А выяснение отношений между супругами, оставьте до отсутствия малыша.
Эта простая мудрость, но она приносит свои плоды. Ваш ребенок вырастет хорошим и умным человеком без криков и порки.
Не пугайте
Все родители изредка или часто говорят фразу: «Если ты сейчас же не прекратишь (сделаешь, выучишь и др.), то…», дальше следует угроза. У всех она разная, но у всех одинаково неприятная.
Задумайтесь, почему вы позволяете себе управлять с помощью устрашения? Потому, что он маленький, не может напугать вас? Или потому, что не в силах объяснить простыми, доступными словами, что хорошо, а что плохо?
В любом случае такая тактика ни к чему хорошему не приведет.
Маленькая личность будет сопротивляться и, если поначалу будет выполнять приказы, страшась наказания, то потом такая тактика действовать перестанет. Как только вы будете отворачиваться, чадо будет делать свое.
К неблаговидным относится метод, выбранный одним из родителей: «Если не будешь слушаться (не сделаешь то-то), я все расскажу папе/маме».
Эта тактика приводит к тому, что один из родителей становится «страшилкой». Дети должны любить родителей, а не бояться.
Вместо того, чтобы запугивать, поговорите с ребенком, расскажите сказку о мальчике или девочке, которые плохо себя ведут, попросите проанализировать их поступки: почему мальчик Вася рисует на обоях, а почти взрослая девочка Лена не хочет ходить писать на унитаз.
Вероятнее всего, ваше чадо расскажет вам о себе.
Как воспитать ребенка без криков и наказаний
Если взрослый поощряет активность ребенка, то неминуема ситуация, когда инициатива приведет к погрешностям и неправильным поступкам
Важно разъяснить, в чем заключается ошибка и как правильно следует поступить. Важно, чтобы ребенку стал понять алгоритм правильных действий и последствия ошибочных поступков. Отец, воспитывающий сына ремнем, должен ожидать агрессии от него в любой сложной жизненной ситуации
Если же нервная система слабая, то комплексы и страхи будут преследовать ребенка не только в детстве и на протяжении периода взросления, но и во взрослой жизни
Отец, воспитывающий сына ремнем, должен ожидать агрессии от него в любой сложной жизненной ситуации. Если же нервная система слабая, то комплексы и страхи будут преследовать ребенка не только в детстве и на протяжении периода взросления, но и во взрослой жизни.
Воспитание с раннего детского возраста чувства ответственности за свои поступки помогает вырастить самостоятельную личность, которая понимает четкую связь между своим поведением и возникшими проблемами из-за неправильных действий.
Как объяснить, что ребенок поступает неправильно
Важно, чтобы малыш осознал пагубность своих неразумных поступков. Если он сломал или испортил дорогую игрушку, родители должны объяснить ему, что теперь ему придется обходиться без нее. И замены не будет, так как семейный бюджет исчерпан
Чтобы в следующий раз получить новую, придется подождать знаменательного события вроде дня рождения или новогоднего праздника
И замены не будет, так как семейный бюджет исчерпан. Чтобы в следующий раз получить новую, придется подождать знаменательного события вроде дня рождения или новогоднего праздника.
Агрессивное поведение со сверстниками должно подвергаться тщательному анализу. Хороший результат можно получить, если прочитать малышу сказку или рассказ о том, что грубые и злые люди обычно остаются без друзей и не пользуются уважением.
Приучить к уборке своей комнаты сложно с помощью нотаций и каждодневных напоминаний. Гораздо эффективнее будет провоцирование ситуации, когда ребенок не сможет отыскать нужной вещи или любимой игрушки. Повторение такого сценария пробудит желание навести порядок.
Для психики ребенка будет полезно, если он самостоятельно осознает, что его плохое поведение вызывает огорчение родителей и привносит в его жизнь немало проблем. Личность в этом случае приобретает необходимый опыт без психологического давления и травм.
Когда нельзя наказывать и ругать детей
Родители должны знать, что есть определенные моменты, когда нельзя наказать ребенка без ущерба для его психики. Следующие ситуации требуют особого внимания:
- получение психологической или психической травмы;
- состояние после перенесенного заболевания, когда нарушение поведения связано с ослаблением организма;
- возраст до двух лет.
На родителях лежит ответственность определить, связаны ли капризы с болезнью или обусловлены нежеланием подчиняться правилам.
Основные принципы воспитания детей без наказаний
Чтобы воспитание дало положительный результат, нужно придерживаться таких правил:
- показывать своему чаду пример правильного поведения;
- избегать оскорблений и унижения достоинства маленького человека;
- отказаться от крика и спокойно реагировать на любые шалости;
- не сравнивать своего ребенка с более успешными детьми;
- не применять силу и физическое воздействие, также ограничение свободы.
Ошибки в воспитании можно свести к минимуму, если периодически получается примерить на себя поведение ребенка и попытаться осознать мотивы его плохих поступков.
Как воспитать ребенка без криков и наказаний
Если взрослый поощряет активность ребенка, то неминуема ситуация, когда инициатива приведет к погрешностям и неправильным поступкам
Важно разъяснить, в чем заключается ошибка и как правильно следует поступить. Важно, чтобы ребенку стал понять алгоритм правильных действий и последствия ошибочных поступков
Отец, воспитывающий сына ремнем, должен ожидать агрессии от него в любой сложной жизненной ситуации. Если же нервная система слабая, то комплексы и страхи будут преследовать ребенка не только в детстве и на протяжении периода взросления, но и во взрослой жизни.
Воспитание с раннего детского возраста чувства ответственности за свои поступки помогает вырастить самостоятельную личность, которая понимает четкую связь между своим поведением и возникшими проблемами из-за неправильных действий.
Как объяснить, что ребенок поступает неправильно
Важно, чтобы малыш осознал пагубность своих неразумных поступков. Если он сломал или испортил дорогую игрушку, родители должны объяснить ему, что теперь ему придется обходиться без нее
И замены не будет, так как семейный бюджет исчерпан. Чтобы в следующий раз получить новую, придется подождать знаменательного события вроде дня рождения или новогоднего праздника.
Агрессивное поведение со сверстниками должно подвергаться тщательному анализу. Хороший результат можно получить, если прочитать малышу сказку или рассказ о том, что грубые и злые люди обычно остаются без друзей и не пользуются уважением.
Приучить к уборке своей комнаты сложно с помощью нотаций и каждодневных напоминаний. Гораздо эффективнее будет провоцирование ситуации, когда ребенок не сможет отыскать нужной вещи или любимой игрушки. Повторение такого сценария пробудит желание навести порядок.
Для психики ребенка будет полезно, если он самостоятельно осознает, что его плохое поведение вызывает огорчение родителей и привносит в его жизнь немало проблем. Личность в этом случае приобретает необходимый опыт без психологического давления и травм.
Когда нельзя наказывать и ругать детей
Родители должны знать, что есть определенные моменты, когда нельзя наказать ребенка без ущерба для его психики. Следующие ситуации требуют особого внимания:
- получение психологической или психической травмы;
- состояние после перенесенного заболевания, когда нарушение поведения связано с ослаблением организма;
- возраст до двух лет.
На родителях лежит ответственность определить, связаны ли капризы с болезнью или обусловлены нежеланием подчиняться правилам.
Основные принципы воспитания детей без наказаний
Чтобы воспитание дало положительный результат, нужно придерживаться таких правил:
- показывать своему чаду пример правильного поведения;
- избегать оскорблений и унижения достоинства маленького человека;
- отказаться от крика и спокойно реагировать на любые шалости;
- не сравнивать своего ребенка с более успешными детьми;
- не применять силу и физическое воздействие, также ограничение свободы.
Ошибки в воспитании можно свести к минимуму, если периодически получается примерить на себя поведение ребенка и попытаться осознать мотивы его плохих поступков.
Возможные причины плохого поведения детей дошкольного возраста
Прежде чем возмущаться выходкой дошкольника, взрослым необходимо вспомнить одну важную закономерность.
Взрослые знают много разных способов, как повести себя в определенной ситуации. Но часто поступают эгоистично, отчетливо понимая, что их действия или слова негативно воздействуют на окружающих. А дети поступают, КАК МОГУТ, потому что других вариантов еще не знают.
К тому же, существует ряд объективных факторов и внешних обстоятельств, влияющих на детскую личность и определяющих стиль поведения и деятельности. К объективным условиям относят физиологические возрастные особенности — темперамент, формирующийся характер малыша. Внешними обстоятельствами можно считать семейную ситуацию, отношения со сверстниками.
Влияние физиологических особенностей и характера
Ребенок рождается с дарованным ему природой темпераментом. А это различный уровень возбудимости и заторможенности психических процессов, энергичности и спокойствия.
¤ Определить темперамент дошкольника в наблюдении ¤
Что терпеливо выдерживают флегматичные дети (долгое одевание, неподдающиеся шнурки и пр.), то физически невыносимо для холериков. Конечно, дети с холерическим темпераментом устраивают бурю, где от них требуют усердия и терпеливости.
Аналогично, торопя флегматичных и меланхоличных детей, родители получают в ответ плач, панические страхи.
Ко всему прочему дошкольники могут быстро уставать. Одни — от монотонного занятия, другие — от быстрой смены обстановки. Физиологический дискомфорт оборачивается капризами, непослушанием, слезами и даже истерикой.
Поведение детей под влиянием обиды или соперничества
В семье, где есть несколько детей, старшему из них часто навешивается ответственность, как будто он сам уже не является ребенком. «Смотри за братом», «Отдай игрушку сестренке», – распоряжаются родители.
Безусловно, необходимо воспитывать потребность в заботе о близких. Но следует прививать полезные привычки так, чтобы проявление заботы не становилось обузой
Мало того, что некоторые дети воспринимают появившегося в семье малыша как соперника, отбирающего родительское внимание. Так, оказывается, теперь еще вместо игры нужно присматривать за ним! Капризное, а то и агрессивное, поведение старшего ребенка может быть вызвано подобной глубинной причиной, а не сиюминутной ситуацией
Ранимого ребенка легко обидеть. К примеру, родители пообещали в воскресенье пойти в зоопарк. Но неожиданно в выходной пожаловали гости, и планы изменились. Дошкольнику сложно принять эти перемены. Проводить время с гостями ему не интересно. Он всю неделю мечтал о зоопарке. Непослушание и капризы в этот день обеспечены.
Воспитание ребенка: самые популярные методы
Методик, которые рассказывают, как воспитывать детей правильно, множество
Заострить внимание хочется на нескольких популярных и действенных вариантах
Игра – одна из основных форм обучения, потому что в ней стабильно воспроизводятся разные модели поведения или хотя бы их элементы. С маленькими детьми нужно постоянно играть в сюжетно-ролевые игры. Некоторые психологи даже используют игровую терапию, что помогает разобраться в запутанных мыслях и чувствах малышей.
Воспитание маленьких детей предполагает регулярное переключение между такими видами игр:
- Исследовательская. По сути – это любые развивающие игры, которые помогают малышу узнавать новую информацию.
- Креативная. Это усложненная форма исследовательской игры. Она направлена не просто на изучение нового, а на познание и проявление нового в себе.
- Миметическая. Структурированная, символическая игра, которая повторяется с определенной периодичностью. Цель игр этого вида – развить определенные навыки, достичь мастерства в чем-либо.
- Катартическая. Относится к группе терапевтических игр. Форма проявления может быть любой. Цель – снизить возбуждение и восстановить спокойное эмоциональное состояние.
- Развлекающая. Самый распространенный тип, направленный на то, чтобы справиться со скукой. При правильном подходе ребенок должен взаимодействовать с окружающей средой, чтобы игра не проходила бесцельно.
Вовлечение предполагает оказание эмоционального влияния. При этом у человека, а в нашем случае у ребенка, восприятие происходящего меняется незаметно для него самого.
В начале статьи мы уже говорили, что психология ребенка и воспитание детей – вещь крайне тонкая. Не нужно упорствовать. Если не получается объяснить малышу какие-то нормы поведения, внедряйте их в жизнь постепенно. Например, дети часто отказываются есть. Не настаивайте. Вовлекайте ребенка в готовку и сервировку стола, чтобы ему было интересно попробовать приготовленное «собственноручно».
Проблема, с которой сталкиваются многие родители ребят дошкольного или младшего школьного возраста – рассеянное внимание. Чтобы понять, как воспитывать ребенка в 5 лет, нужно научиться методике отвлечения или переключения внимания
Когда малыша что-то неожиданно отвлекает, позвольте ему сосредоточиться на новом предмете. При этом аккуратно выясните, почему новое заинтересовало его, и он бросил старое. Это подходящий момент, чтобы услышать то, что беспокоит ребенка на бессознательном уровне.
Разговор – лучший путь для решения 99% проблем. Говорите с ребенком на равных, но при этом подбирайте понятные слова или внятно объясняйте смысл непонятных. Психология воспитания детей обязательно предполагает двусторонний разговор, то есть диалог. Высказывайте свое мнение по поводу определенных вещей и слушайте взгляды ребенка. Помните, что объяснение должно быть объективным. Не навязывайте свое восприятие ситуации, говорите как есть и позволяйте малышу делать выводы о сказанном.
Тут все просто: окружение – это пример. Дети видят модели общения между взрослыми, копируют и проецируют их в своей жизни. От того, как вы общаетесь с супругой или супругом, друзьями и коллегами, зависит будущее поведение малыша. Советы психолога родителям по воспитанию детей всегда сводятся к тому, что они сами должны обладать привычками, которые хотят развить у малышей. Банально: если вы всю жизнь курите, крайне сложно будет донести ребенку, что никотин негативно влияет на здоровье.
Применяйте попеременно каждую из методик. Ориентируйтесь на состояние, настроение и поведение ребенка, выбирая метод воспитания. Экспериментируйте и комбинируйте самые интересные для вас модели.
Как можно наказывать без крика и ругани в целях воспитания — что говорит закон и опытные родители
Как утверждают некоторые детские психологи, хорошее воспитание – это устойчивая система наказаний и поощрений.
И если в сторону одного из этих направлений пошел перегиб, то ждите криков и истерик от своего чада.
Чрезмерные поощрения развивают у ребенка эгоцентризм и чувство того, что он – избранный, любое желание которого будет исполнено. И наоборот, частые наказания сковывают развитие личности, а все воспитание будет зиждиться на страхе.
Что говорит закон РФ?
По закону РФ насильственные действия в сторону детей запрещены. Избиение классифицируют по трем группам: истязание, умышленное причинение вреда здоровью и побои. Так же, как отягчающий фактор, в меру наказания виновного ставится психологическая травма, полученная ребенком в ходе этих противоправных действий. В Семейном кодексе сказано, что жестокость в отношении родителя к малышу выступает веским основанием для лишения родительских прав.
Конечно, никто из соседей не побежит в органы опеки жаловаться, увидев, как вы отвешиваете мягкий подзатыльник своему чаду или бьете его по попе, а вот регулярные крики в квартире и синяки на детском теле дадут зеленый свет бдительным соседям.
Личный опыт многих педагогов, взрастивших целые поколения, говорит о необходимости придерживаться системы воспитания, в основе которой должны лежать устойчивые отношения поощрение-наказание. Выдвигаются множество теорий о том, как наказывать ребенка, когда он перегибает палку в своем поведении, но все они сходятся в едином мнении – наказание должно проходить без криков и ругани.
Известные методики в воспитании
Родители многих малышей задумываются, какую методику воспитания выбрать основной для гармоничного развития личности. Практика доказала, что есть с десяток эффективных методик, которые дали позитивные результаты в воспитании.
Г. Доман – воспитывать с рождения. Основной акцент – развивать малыша с рождения, как интеллектуально, так и физически. Это насыщение мозга ребенка информацией плюс свобода движений. Правда, Г. Доман, никак не указывает, что делать с детьми после семи лет, полагая, что в школе он всему научится.
Вальдорфская школа – воспитывать на подражании. Это, как раз и есть тот личный пример, воспитывающий через игру. Основной акцент данной методики развивать индивидуальность и творческий потенциал ребенка, и на основе этого осуществлять нравственное воспитание. «Напрягает» в этой методике – позднее интеллектуальное развитие и полное отрицание современных электронных технологий.
Монтесори – воспитывать всесторонне. Это методика работает несколько десятилетий, и родители детей позитивно отзываются об ее эффективности. Через игру ребенок овладевает всеми навыками: писать, считать, творить, говорить, получать трудовые навыки
Роль взрослого в данной методике сводится в наблюдении и помощи материалами и игрушками, а также наблюдении за отношениями между детьми, воспитывая уважение и внимание к ним
С. Лупан – научиться понимать ребенка. В основе методики – Г. Доман, но с учетом интересов малыша. Многие рекомендации методики направлены на улучшение восприятия происходящего малышом, через призму чувств. При этом следить за малышом, стараясь понять его стремления и желания. В методике много музыки, иностранных языков, чтение и даже плавание.
Ж. Ледлофф – воспитывать естественно. Суть методики – помочь ребенку пока он не может ни ходить, ни говорить, а дальше просто не мешать. Он сам вырастет и сформируется, на основе родительского примера. Несколько спорная концепция, хотя может для индейцев Амазонки она работает.
Н. Зайцев – читаем, а потом говорим. Кубики – основа методики. С ними малыш осваивает чтение, развивая речь. Но что-то в его методике ничего не говорится об остальных аспектах воспитания и развития. А моральное воспитание подразумевается, как само собой происходящее.
Есть еще ни один десяток методик, в том числе и советская школа. Но родители должны уяснить, что только воспитание ребенка в комплексе даст позитивные результаты в формировании личности.
Основные принципы воспитания без давления на психику
Прислушайтесь к рекомендациям психологов, запомните основные правила воспитания деток. Помните: родительский труд – ежедневное, тяжёлое занятие, но при правильном подходе награда, отдача за любовь, доверие непременно будет.
Основные принципы воспитания счастливого ребёнка:
последовательность действий;
терпение, настойчивость, желание научить;
искренний интерес к делам маленького человечка/дошкольника/подростка;
воспитание на личном примере;
признание личности в любом возрасте;
уважение к мыслям, чувствам детей;
нельзя пилить, напоминать по сто раз, чтобы малыш что-то сделал
Такие действия провоцируют истерики, капризы, активное сопротивление;
поощрение за выполненные поручения;
нельзя поддаваться на провокации, грубость, истерики;
не откликайтесь на эмоциональные взрывы маленького капризули, пусть успокоится, тогда и поговорите;
откажитесь от физического, психологического насилия по отношению к деткам, но не позволяйте унижать, бить вас и близких;
для родителей важно самообразование, постоянное развитие, чтение книг по психологии, статей в научно-популярных журналах;
в сложных ситуациях обращайтесь за советом к психологу, выполняйте рекомендации специалиста.. Не создавайте ситуации, провоцирующие конфликты на ровном месте. Самый простой, но, к сожалению, распространённый пример
Самый простой, но, к сожалению, распространённый пример.
Не создавайте ситуации, провоцирующие конфликты на ровном месте. Самый простой, но, к сожалению, распространённый пример.
Узнаёте ситуацию:
- мама с дочкой пришли играть в песочницу. На девочке вместо простенького, удобного комбинезона нарядное платье и милые туфельки;
- зачем мама так одела малышку? Чтобы девочка увлечённо лепила пасочки или смотрела со стороны, как играют другие детки? Непонятно, не продуманно, но повод для конфликта интересов уже есть;
- последствия ошибки: постоянные окрики: «Не лезь», «Ты испачкаешься», капризы в ответ. Кроме того, есть желание малышки поиграть, непонимание, зачем сюда пришли, раз нельзя возиться в песке, крики, нервы, испорченное настроение;
- вывод: в песочницу, для активных игр на улице надевайте одежду, которую не жалко испачкать, легко стирать. Конфликт просто не возникнет, потому что нет надуманного повода.