Можно ли обойтись без наказаний?
Ругать, наказывать и даже просто ограничивать ребенка считается сегодня чем-то неприличным. Но насколько оправдан такой подход в воспитании? Ведь по сути, наказание — просто инструмент. Такой же, как все остальные инструменты в воспитании. Мы не стесняемся хвалить и мотивировать, но боимся ругать и наказывать.
Однако наказания, если мы правильно и вовремя используем его, могут решать несколько важных задач:
Выстроить границы. Если ребенок дерется, специально портит вещи или травит других детей, наказание помогает ему, где заканчиваются его права и начинаются права других. Если мы не наказываем за нежелательное поведение, ребенок может принять его за норму. Он не понимает, где проходит граница дозволенного, что хорошо, а что плохо. Без наказания ребенку будет сложно понять, почему никто не хочет с ним дружить, когда он дерется и обзывается. Отсутствие друзей — тоже наказание для ребенка.
Понять, что поступок имеет последствия. Если мы спустим на тормозах нежелательное поведение ребенка, он не сможет понять, к каким последствиям приводят его поступки. Если вместо уроков он смотрел ролики на ютубе, он должен получить двойку, чтобы понять, что его поступки имеют последствия. Если он разбил или потерял ценную вещь, потому что недостаточно серьезно относился к ее сохранности, он либо не получает новую, либо покупает ее на свои сбережения. Когда его поступок имеет реальные последствия, он десять раз подумает, поступить ли так же в следующий раз.
Вопрос не в том, что нельзя наказывать или отчитывать. Вопрос в том, как наказывать так, чтобы это было эффективно.
За что нельзя наказывать ребёнка?
Специалисты рекомендуют взрослым выстраивать своеобразную градацию проступков и дисциплинарных мер. Это поможет понять, за что не следует наказывать детей, а когда введение «санкций» обоснованно и, более того, обязательно.
Наказание допустимо, если ребёнок преднамеренно совершает запрещённый поступок. Степень дисциплинарного воздействия будет зависеть от тяжести совершённого «злодеяния». Например, кража денег, избиение брата или сестры, своевольный уход из дома.
Не рекомендуется наказывать ребёнка:
- за стремление к познанию: прыжки в лужах (чтобы проверить их глубину), разборка предметов (пусть даже дорогих) на части, исследование собственных половых органов;
- за особенности возраста и физиологии: неумение ходить в горшок, за гиперактивность, низкий уровень внимания, слабая память, проблемы с засыпанием;
- за поведение, обусловленное болезнью: неврозами, психиатрическими заболеваниями;
- за естественные эмоции: бунт трёхлеток, зависть к чужим вещам, ревностные проявления к брату или сестрёнке;
- за неосторожные поступки: испачкался на улице, разлил молоко на кухне.
Рассмотрим распространённую ситуацию: ребёнок разбил чайник из дорогого сервиза. Однако при изучении этого случая выяснилось, что малыш собирался заварить чай и налить кружечку этого напитка любимой маме. Оправдано ли наказание в подобной ситуации?
Нет, ведь поступок изначально был положительным, а ребёнок исходил из самых добрых побуждений. Наоборот, малышу необходимо посочувствовать, поддержать и помочь, подсказав, как избежать подобных промашек в дальнейшем.
Когда ребенок не заслуживает наказания
Мы уже обсуждали с вами, что нервной системе крохи очень легко нанести вред. Детки – они добрые, открытые и уязвимые.
Поэтому давайте отметим для себя ряд случаев, при которых этих малюток наказывать нельзя:
- Не установив границы, наказывать нельзя.
- Когда ребенок еще не осознает, к чему могли привести его действия (Необходимо проводить пояснительные беседы, но не наказывать).
- Когда фантазируют (Практически все малыши фантазируют, а для взрослых эта фантазия близка к вранью. Обязательно проводите разъяснительные беседы).
- Когда ребенок выявляет сильную привязанность к вам либо другим членам семьи (Наказание убивает доверие).
- При проявлении естественных эмоций (Зависть, гнев, ревность. Ребенок не должен таить свои чувства. Ваша задача помочь ему быть открытым, быть собой).
- За неуклюжесть (Это физиология развития, этот период времени необходимо просто пережить).
- Когда ребенок хочет большего (Дети не должны стесняться просить. А родители в свою очередь должны научиться отказывать. Так как просьба не гарантирует получение желаемого).
- Не наказывайте из-за того, что у вас плохое настроение.
Насколько необходимо наказание
Если родители постоянно награждают шлепками ребёнка за каждую провинность, рассказывают про страшного волка в качестве наказания или оставляют надолго в тёмном углу, то такого малыша можно смело назвать несчастным. Такие воспитательные приёмы приведут к тому, что у него в будущем будет низкая самооценка и недоверие ко всему окружающему. И также не все дисциплинарные методы можно посчитать воспитательным процессом, скорее банальной жестокостью.
Но и вседозволенность приносит только вред. Если малыш будет думать, что ему ничего не будет за плохое поведение, то у него сотрутся границы хороших поступков и плохих. Получается, что наказание является обязательным, но мама и папа все равно совершают ошибки. И дитя, взрослея, припоминает родителям, что его иногда несправедливо наказывали. Если порицание возымело должный эффект, то ребенок поймёт, в чём он ошибся, и в будущем не будет так поступать.
Психологи считают, что правильное наказание детей имеет несколько важных задач:
- Корректировка нежелательного поведения ребёнка.
- Контроль над дозволенными границами.
- Возмещение вреда, причинённого малышом.
- Предотвращение подобных проступков в будущем.
Ситуации, в которых наказывают
В каждой семье есть определенные правила поведения для ребенка. Они помогают родителям обезопасить малыша, привить ему социальные нормы поведения, а также воспитать в нем определенные личностные качества. Для ребенка эти правила поведения ― как ориентиры в столь непростом мире взрослых взаимоотношений. Их нарушение обычно карается теми же родителями.
Итак, как показывает опыт работы психологом и общение с родителями, чаще они наказывают своего ребенка в таких случаях:
- не слушается: игнорирует просьбу, указание родителя;
- вредничает: совершает запрещенные действия (разбрасывает вещи, рвет или обрисовывает обои, книги, ломает игрушки, лезет к розетке, проливает жидкости);
- проявляет агрессию: дерется (агрессия в действии), дразнится, переговаривается, обзывается (словесная агрессия).
Родители наказывают, думая, что этим они «научат» своего малыша правильно себя вести. Это, на самом деле, миф… Разберемся… Прежде чем наказывать ребенка, нужно понять причины такого его поведения.
Игнорирует просьбу, указание. Это два разных понятия. Для ребенка они не могут означать одно и то же, в то время как взрослые их смешивают. Малыш, придя в этот мир, пытается отвоевать свою независимость и самостоятельность. И любые ПРИКАЗЫ (указания) ― это посягательство на его свободу. А вот просьба о помощи — это для него самоутверждение. Впрочем, так это и для родителей, когда вопрос заходит о них лично. Но в отношении ребенка они почему-то об этом не помнят.
Итак, как указывает Ю. Б. Геппернейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?», правильно формируйте свое обращение к малышу (будь ему год или пятнадцать): «Помоги мне, пожалуйста, убрать в комнате. Собери свои игрушки. Это мне очень поможет» — вместо: «Собери свои игрушки. И быстренько!». Отражайте свои чувства, связанные с поведением ребенка, а не отношение к происходящему: «Я переживаю за тебя, когда ты выбегаешь на дорогу. Это небезопасно», вместо: «Мне не нравится, что ты выбегаешь на дорогу».
Вредничает. Почему? В этом случае может быть одна из двух причин непослушания: малыш познает мир и изучает его и его свойства: разбрасывает вещи ― проверяет, что там есть в шкафчике? Проливает жидкости ― узнает их способность течь, впитываться; а как это интересно открыть для себя, что карандаш прекрасно оставляет линии на обоях! Во втором же случае ребенок точно знает, какие действия запрещены, и что расстроит или разозлит маму, папу. Так действует ребенок, который требует внимания. Когда малыш раз-второй обратился к взрослому, а его проигнорировали, или делают это постоянно, ничего не остается, как демонстративно разбросать игрушки, демонстративно пролить компот на ковер, демонстративно «расписать» обои. В таком случае ребенок делает это и смотрит на вас, на вашу реакцию. И она не заставит его долго ждать!!!
Проявляет агрессию ребенок в том случае, если он боится, ему обидно, больно. Это своего рода защитная реакция, способ выжить в столь опасном, сложном мире.
Что необходимо знать родителям о воспитании детей без наказания — как научиться этому искусству?
Фото Pexels
- Упрямство и капризы – способ самовыражения ребенка, когда ему не хватает свободы. Часто они возникают в кризисные периоды жизни — кризис 3 лет, переходный период. С каждым годом добавляйте ребенку свободы и личного пространства, а не обязанностей. Ведь свобода — это принятие решений.
- Допускать естественные последствия – истинные наказания.
- Прочувствовать вместе выход из проблемы. Например, ребенок взял без спроса чужую вещь. Нужно пояснить, что хозяин вещи расстроится, если не найдет ее на месте. Ведь она ему так дорога. Надо вернуть ее хозяину!
- Взрослый должен задавать интерес у ребенка к нужному поведению, а не зацикливаться на нежелательных действиях. Т.е. родитель не предупреждает, если тронешь цветок, выпорю. А говорит, сиди, играй с куклой, пока я не приду.
- А как же быть с маленькими детьми? Они не понимают неправильности своих действий, и объяснить им это практически невозможно. Тогда нужно просто физически удалить малыша из опасной обстановки и создать для него безопасную среду. Если лезет к дворовой собаке, то надо унести кроху в другой двор и отвлечь игрушкой.
- Много разговаривать с ребенком. Объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Моделировать ситуации на куклах и решать проблемы в игре.
- Не накладывать запреты на необходимые действия. Ребенок не может сидеть тихо на стуле около 40 минут в очереди. Детям полезно бегать, играть, прыгать и резвится. На то они и дети, а желание иметь удобного ребенка – это требование родительского эгоизма.
Воспитание без наказаний не приводит к эгоизму. Ведь эгоисты — это недолюбленные дети, которые во взрослом состоянии пытаются наверстать упущенное.
Комментарий психолога Екатерины Пластеевой
Как воспитывать ребенка, не наказывая его?
Я считаю, что самое главное в воспитании ребенка — понимание и принятие его чувств. И, если при этом родитель что-то делает по своему, может возникать конфликт. И это здорово. Потребности могут сталкиваться. И на следующих этапах вступают в силу договоренности, взаимные уступки.
Зачастую родители не верят в такую схему отношений. Они видят детей отрицательными, не способными к договорённостям. Скажу вам по секрету, как специалист с 30-летним стажем работы. Это родители не умеют договариваться, а дети могут. Физическое наказание в корне ломает психику ребенка. Да, солдата можно таким способом воспитать хорошего. Но дать возможность своему ребенку быть счастливым, вряд ли.
За что и как наказывали детей в старину
Правила наказаний были прописаны в «Домострое», но не стоит полагать, что их применяли только в крестьянских семьях: для «вразумления» императорских детей применяли почти те же каноны — к примеру, детей Павла I хлестали розгами и били головой об стену.
Сегодня это кажется дикостью, а вот до начала XIX века детей принято было жестко наказывать не только в семье, но даже в школе. Позже «официальные» наказания отменили, а домашние розги заменили ремнем. Единственным учебным заведением, где устав запрещал телесные наказания, был Царскосельский лицей: здесь изолировали шалуна в отдельном помещении и позволяли ему входить в трапезную последним.
За что же наказывали детей в старину? Как правильно наказывать ребёнка? За непослушание и игнорирование домашних обязанностей полагалось несколько часов стояния на коленях на горохе. Порка розгами считалась «профилактической» мерой, так что даже идеальный ребенок в субботу должен был готовиться к «полезному» рукоприкладству. Если ребенок не делал уроки и плохо вел себя в школе, учитель наряжал его в специальный костюм или вешал ему на грудь табличку с оскорбительной фразой. Неправильное поведение за столом было чревато ударом ложкой по лбу. Три дня на хлебе и воде мог провести ребенок, который «слишком заигрался» — смеялся до слез во время игр или слишком активно себя вел. Плюс 25 земных поклонов к ежедневной молитве получало чадо, недовольное погодой или собственной жизнью. С 7-летнего возраста у ребенка наступала уголовная ответственность («за упорное неповиновение» или за «развратную жизнь»), в соответствии с которой его могли отправить в смирительный дом. Лишение сладостей, пощечину или другие «мелочи жизни» можно было получать постоянно — просто «по велению родителя».
Запрещенные приемы
Правильное наказание детей — наука. Этому посвящены целые книги и труды многочисленных специалистов. Есть несколько важных моментов, которые нужно запомнить родителям.
Приведем самые распространенные ошибки:
- отсутствие договоренности. В семье должна вестись единая наказательная политика. То есть, если мама поставила провинившегося в угол, а папа пришел и отменил ее решение, это — неправильно. Юный член семьи быстро и легко научится пользоваться подобными лазейками;
- несоблюдение шкалы строгости. Нельзя наказывать слишком жестко, если проступок был незначительным. Во-первых, это несправедливо. Во-вторых, непонятно для самого провинившегося;
- нельзя лишать базовых потребностей. Если ребенка за проступок ограничивают в еде, прогулках на свежем воздухе или чем-то подобном, то это уже жестокое обращение (не дать любимый десерт — можно вполне);
- отсутствие длительности наказания. Если у ребенка забирают, например, планшет или другой гаджет, должно быть четко указано: на сколько часов или дней. Отсрочка также недопустима (то есть: сегодня нашкодил — наказали завтра);
- оскорбления. В порыве гнева родители могут всячески обзывать ребенка и пророчить ему недостойное будущее (работу дворником или что-то подобное). Такое поведение взрослых психологи считают неприемлемым, ведь плох не сам ребенок, а его поступок;
- сравнение. Нельзя рассказывать, что соседняя девочка, мама в далеком детстве или кто-то еще так себя не ведут. Это унижает достоинство маленького человека и заставляет его усомниться, что родители его любят и ценят;
- злопамятность. Если неделю или месяц назад был разбит папин ноутбук, а ребенок понес за это наказание, не стоит вспоминать и попрекать этим всю жизнь;
- отсутствие объяснений. Иногда дети просто не понимают, за что их наказывают. Родителям нужно всеми способами донести: почему этот поступок плох, какие он последствия имел или мог иметь и т.д.;
- шлепки, удары и другие меры физического воздействия;
- унижение прилюдно, особенно при посторонних;
- отсутствие желания исправить ситуацию. Если ребенок нахамил соседке, можно пойти вместе с ним к ней, предварительно купив что-то вкусненькое, и постоять рядом, пока будут приноситься извинения. А чтобы убрать пятна с разрисованного дивана, стоит предложить юному художнику губку, воду и моющее средство.
Важно, чтобы в семье был свой ритуал применения. Когда штраф «отбыт», стоит поговорить с ребенком, попить вместе чай, крепко обняться, сходить на прогулку или прочее
Причины непослушания ребенка
Малыш может не знать, что делает что-то не так. Например, если ему пять, и он достал из кошелька у взрослого купюру – это совсем не означает воровство. Ребенок просто повторяет действия окружающих людей.
Мама и папа первые устанавливают правила в жизни малыша. Очень часто ребенок хочет проверить границы дозволенного: что случится, если я сделаю по-другому? Такое часто происходит в семьях, где родители не постоянны в свои требованиях. Вчера ребенку можно было полдня смотреть телевизор, сегодня ему не разрешают уделить 10 минут любимому мультику.
Ребенок хочет любым способом привлечь внимание родителей: «Лучше мама ругает, чем ведет себя так, будто меня не существует»
Зачем это, и что будет если все позволять
Уже давно ведется спор среди педагогов и психологов, часть из которых считает наказания допустимыми в определенных ситуациях и даже необходимыми, и сторонниками «счастливого безоблачного детства».
В первом случае считается, что, не построив в нужное время систему наказаний и поощрений, родители столкнутся с неуправляемостью. Ведь у них нет рычагов влияния на своего ребенка.
Второе мнение основано на том, что родители обязаны создать ребенку условия для безопасного и счастливого детства.
Поэтому предлагается спокойно и доброжелательно относится ко всем поступкам ребенка, решать его проблемы, не ругать его и не наказывать.
Дети вырастут и сами поймут все нормы поведения принятые в обществе. Это направление руководствуется теорией американского детского врача Б. Спока.
Его принципами было отрицание любых наказаний.
Однако отказ от наказаний может сделать ваше чадо эгоистичным и неорганизованным. Он может так и не научиться уважать окружающих.
Да и реально ли много лет переносить все «шалости» своего чада и ни разу не сорваться? Нет. Накопленное раздражение рано или поздно вырывается наружу.
Это станет шоком для ребенка, который привык к вседозволенности. Он подумает, что родители его разлюбили.
Поэтому отказ от применения наказаний и потакание капризам не избавят от конфликтов. В таких детях еще чаще проявляется агрессия, особенно, когда они выходят из круга семьи и сталкиваются с реальным миром.
Чтобы правильно сформировать личность ребенка, должны быть установлены правила поведения и запреты. И если вашему ребенку 2 или 4 года нужно действовать совершенно по-разному.
Заменить страх на любовь
Наверняка вы знаете пирамиду потребностей Маслоу.
Маслоу говорил, что человеческие потребности имеют определенную приоритетность. Пока не удовлетворишь базовые потребности, ничем другим не можешь заняться. Он говорил, что самое главное для человека — физические потребности (еда, вода, кров, сон). Последние научные исследования доказывают другое. Оказывается, самая главная потребность — надежная привязанность. То есть связь с другими людьми.
Ребенок полностью зависит от родителя. Если связь с родителем крепкая и надежная, значит, все его нужды будут удовлетворены, а именно:
- Физиологические потребности.
- Защита и безопасность.
- Здоровье и лечение.
- Социальное взаимодействие.
- Оценка и создание образа «какой я есть».
- Помощь в развитии и обучении.
Во всех этих ситуациях ребенок нуждается в принятии и заботе
→ Двухлетка истерит на площадке.
→ 5-летний ребенок не может выключить мультик.
→ 10-летний не справляется с уроками.
→ Старший 4-летний брат бьет младшую сестру.
→ Подросток обманывает и грубит.
→ Трехлетка кричит маме: «Я тебя ненавижу».
→ Шестилетний старший требует, чтобы мама его одела.
Дети нуждаются в принятии, заботе, крепких отношениях с вами. Решение ЛЮБОЙ проблемы в поведении начинается с укрепления отношений.
Как мы пытаемся исправить поведение
Если ребенок плохой, нам нужно стараться изменить не ребенка, а отношение с ребенком. Но очень часто традиционное воспитание, когда мы стыдим, наказываем, запрещаем эмоции, угрожаем, что оставим ребенка — все это разрушает связь с нашими детьми.
Если мы используем любовь, то приходит понимание: ребенок ведет себя плохо, потому что ему плохо внутри. Мы ему сочувствуем, заботимся, пытаемся помочь. Когда ребенок внутри себя ощущает заботу и безопасность, он может доверять родителю. Он хочет следовать за нами, хочет нас радовать, хочет быть похожим на нас.
Мы должны понять еще одну вещь. Ребенок больше всего нуждается в любви тогда, когда меньше всего ее заслуживает. Это касается и взрослых тоже.
Что происходит, когда от незрелого ребенка мы требуем зрелости:
→ Это делает вашу любовь условной.
→ Это травмирует его.
→ Это заставляет ребенка защищаться от вас: «Мне все равно, что ты думаешь или хочешь от меня»
→ Это усиливает бунт: «У меня все равно ничего не получится. Зачем пытаться?»
→ Лучше быть успешным хулиганом, чем неуспешным обычным ребенком.
Очень важно опуститься до уровня детей, а не требовать: «Ты — ребенок. Должен стать таким, как я хочу!» Мы должны приблизиться к нашим детям, а не требовать, чтобы они поднялись до наших высот
Мы должны понять, как им донести нашу дисциплину, как у них все устроено, чтобы мы могли им помочь.
Нам нужно снизить ожидания от детей и повысить от себя.
Как можно проявить любовь
Если вы замените страх на любовь, ребенок расслабится в вашей любви и заботе. Вам станет проще влиять на него, вы будете видеть, что ребенок хочет вас слушаться.
Вот как можно проявлять любовь и заботу в сложных ситуациях.
- Ребенок долго не засыпает и выходит из своей комнаты → снизить общую тревожность, быть рядом, вечерний ритуал, полежать с ребенком.
- Ребенок не может оторваться от гаджетов → наполнить жизнь ребенка своим присутствием, заботой и принятием. Уделять ребенку время. Создать для него жизнь офлайн.
- Ребенок обманывает или крадет → сделать дом и себя для ребенка тылом, а не фронтом. Укреплять доверие с помощью принятия. Отказаться от запугивания и наказаний.
- Ребенок бьёт маму и обзывается → сострадать ребенку, останавливать агрессию, признавать чувства, переключать, быть рядом, учить правильному поведению.
- Ребенок не хочет учить уроки → найти причину такого нежелания и позаботиться о ребенке. Помочь ребенку.
- Ребенок отказывается поступать так, как вы говорите → укрепить отношения, чтобы ребенок ХОТЕЛ слушаться вас. Растить привязанность.
Еще пример: ребенок бьется в истерике, потому что ему не купили игрушку. Как в этой ситуации проявить любовь? Смотрите, очень просто. Я понимаю, что ребенок незрелый, с собой не справляется. Это не назло, и мне нужно позаботиться о ребенке. Первое — я извиняюсь перед окружающими: «Вы простите, пожалуйста, что тут такой крик и шум, ну вот у нас пока по-другому не получается». Сесть рядом с ребенком, либо унести его, посочувствовать, помочь ему выплакаться: «Такая хорошая игрушка, ты так ее хотел, но мы ее не купили, поплачь, я с тобой». При этом не надо менять «нет» на «да», иначе это только ухудшит поведение ребенка и не сделает вас сильным родителем.
Курс «Воспитание сердцем» за пять недель поможет пройти извилистый путь — от родительского выгорания и непонимания к принятию и безусловной любви.
Обложка поста: unsplash.com
С какого возраста можно наказывать детей
Психологи не рекомендуют наказывать ребенка до 2,5 лет. До этого возраста малышу сложно соотносить поступки с собственным Я. Проще говоря, причинно-следственные связи еще не для них. И только ближе к 3 годам чадо начинает соотносить что хорошо, а что плохо, где опасно, а где более или менее безопасно.
На детских площадках встречаются мамы, которые учат уму-разуму своего годовалого малыша. Поймет ли что-то кроха, вопрос спорный
Вместо порицания психологи рекомендуют переключать внимание мальчика или девочки на что-то другое
Если ребенок подбегает близко к дороге – перейдите с ним на дальнюю площадку. Кусает или забирает лопатку у другого малыша – остановите его и отведите туда, где мало детей. Задача не легкая для родителей. Но наказывать годовалого ребенка, который не слушается, бессмысленно.
Примерно до 5 лет практические все хорошие и плохие действия детей скопированы. С родителей, старших братьев или сестер, малышей из детского садика или секции. Так что не пугайтесь, если ваше чадо стащило из магазина Чупа-чупс. Возможно, он видел, как кто-то делал то же самое.
Зачем наказывать ребенка
Наказание ребенка существует для того, чтобы направить его на правильные действия, указать ему на дозволенные границы. Как правило, все мы хотим вырастить достойных, правильных, воспитанных и счастливых детей. Именно поэтому наказания помогут детям не совершить непоправимых ошибок, понять, что хорошо, что плохо.
А ведь чаще всего бывает, что ребенок просто не делает «этот самый проступок» на ваших глазах не потому что это плохо, а потому что вы накажите. Чувствуете разницу, родители?
Как наказать ребенка за плохое поведение? Стоит ли наказывать ребенка ремнем? Моя глубокая убежденность, что от физического наказания вы не получите ничего, кроме физической боли ребенка и его затравленности. Бить ребенка – признак слабости взрослого. А вот показать ребенку, что слова имеют ту же силу что и действия, это дорогого стоит.
Ни в коем случае не бейте детей по лицу и голове. По лицу – оскорбительно и унизительно для ребенка. По голове – у маленьких детей от «обычного» подзатыльника может быть сотрясение мозга.
С детками дошкольного возраста и начальных классов нужно много и детально разговаривать. Проговаривайте как можно и как нельзя делать. Объясняйте, какие последствия повлекут за собой те или иные действия. Указывайте детям не только на их, но и на свои ошибки. Так ребенок будет чувствовать справедливое отношение. Пакостит не только он, но и вы.
В каком возрасте можно вводить «санкции»?
Психологи утверждают, что до двух лет мозг ребенка просто не способен понять причинно-следственную связь между совершенным проступком и последовавшим за ним наказанием.
Такое осознание приходит ближе к 3 годам. Это значит, что до достижения указанного возраста строгие меры дисциплинарного воздействия практически не работают.
Однако, правила поведения должны существовать: если ребенок бьет маму или сильно стучит по зеркалу, это недопустимо, поэтому взрослые могут строгим (но не злым) голосом объяснить, что подобные действия запрещены. По мере взросления малышу нужно запоминать, что находится под запретом, например, попытки отнять игрушки у других детей или засунуть что-нибудь в розетку.
Если после многократного объяснения недопустимых действий ребенок продолжает шалить в этом же направлении, например, каждый день дергает кота за хвост, значит, можно переходить к наказаниям.
Отсутствие решительности со стороны взрослых — будет не верной позицией родителей в процессе воспитания. Если за баловством не следует никаких дисциплинарных мер, оно будет расти и шириться.