С чего начать?
- Сначала необходимо обучить ребёнка гласным: Е, Ё, У, А, Э и т.д.
- Затем, учим звонкие твёрдые согласные: Р, З.
СОВЕТ: произносить буквы надо именно звуками — не эр, не Рэ, а просто «Р» и все.
Под конец выучим остальные звуки, такие как Щ, С , Б и другие.
СОВЕТ: На каждом уроке задавайте вопросы ребёнку по темам, уже изученных на предыдущих уроках, это поможет закреплению знаний.
2. Учим слоги.
- Начальные слоги должны быть лёгкими: БА, ЛО, МО, ПО. Ребёнок должен понять как образуются слоги.
- Затем можно будет выучить посложнее слоги, участие принимают шипящие звуки: ЖУ, ЩУ, ЩА.
3. Учимся читать первые слова.
На данном этапе можно обучить ребёнка читать лёгкие тексты, но обязательно по слогам: Ка-те да-ли мы-ЛО , О-на мы-ла ру-ки, ли-цо и ше-ю.
4. Последние уроки.
После тренировок чтения отдельных слов по слогам рекомендуется читать по слогам словосочетания и предложения. После ежедневных тренировок ребёнок сможет достаточно приспособиться, чтобы читать цельные слова, не требуя помощи у слогов.
При соблюдении данных советов ребёнок научится читать всего за 1-1,5 месяца. Родители, не ругайте ребёнка, если у него что-то не получается, не заставляйте ребёнка учиться, если у него в какой-то день не будет настроение делать это – будьте терпеливы и сдержанны, тогда всё получится!
Звуко-буквенный метод научения чтению
В основе звуко-буквенного метода лежит простой тезис: если в самом начале ребенок начинает воспринимать не буквы, а звуки, то вполне логично именно с них и начинать обучение чтению. Именно в этом и заключается преимущество звуко-буквенного метода над слоговым чтением. Кроме того, заучивая слоги, либо слова целиком, ребенок едва ли задумывается над из значением, что зачастую сводит обучение к механическому запоминанию.
Слоговое чтение имеет еще один существенный, по мнению сторонников звуко-буквенного метода недостаток. Чтение по слогам не позволяет ребенку воспринимать текст целиком, а значит – уловить смысл его содержания. Принцип «от простого к сложному» также соблюдается далеко не всегда, поскольку система символов довольно сложна.
Изучать игрушечные буквы намного интереснее
Первый этап обучения предполагает развитие у ребенка мотивации к обучению. Это достигается благодаря включению в процесс занятия материалов об истории возникновения букв, различных системах письменности, принятых в странах мира.
Затем ребенок начинает приучаться к осознанному восприятию звуков. Он внимательно вслушивается в каждый звук, стараясь запомнить его. В памяти формируется первичная база звуков, которую ребенок впоследствии начинает классифицировать, выделяя гласные и согласные звуки, запоминая, чем именно они отличаются друг от друга.
Следующий этап обучения – буквенный. Для того, чтобы ребенок максимально эффективно усваивал предложенный ему материал, для занятий можно использовать яркие плакаты с буквами и картинками
Однако использовать этот метод нужно с осторожностью и чередовать изображения так, чтобы ребенок не ассоциировал с буквой один конкретно взятый образ
Игра: найди слова на букву О
7 правил изучения цветов и оттенков
Теперь, когда вы знаете, как формируется цветовое восприятие у детей первого года жизни, необходимо перейти к основным правилам обучения малыша узнаванию и называнию главных тонов и оттенков.
- Приступайте к обучению с самого раннего возраста. Не нужно думать, что маленький ребёнок не может чего-то запомнить, если пока не умеет разговаривать. Чтобы информация надёжно отложилась в его головке, общайтесь с малышом во время игры, объясняя и называя цвет его любимой погремушки, паровозика или мяча.
- «Очеловечивайте» занятия. Если человеческое восприятие беспристрастно, то память гораздо лучше запоминает и удерживает те образы, представления и факты, которые щедро «приправлены» эмоциями. Почему бы вам не использовать эту особенность запоминания? Начните изучать оттенки с любимых детских игрушек, фруктов и овощей.
- Применяйте на практике. Полученные знания ребёнок может (и должен) применять в реальной жизни. Если вы изучали жёлтый цвет, предложите малышу взять из корзины жёлтое яблоко. Собираясь на прогулку, попросите его принести жёлтые штанишки. На улице же можно рассмотреть жёлтые цветочки или жёлтые листья.
- Делитесь знаниями с окружающими. Малыша необходимо побуждать рассказывать близким людям о полученных знаниях и новой информации. Допустим, вы изучали красный цвет. Предложите крохе позвонить бабушке и рассказать о своих успехах. Или при личной встрече пусть гордый «ученик» принесёт ей красное полотенце.
- Разграничивайте слова. Не нужно каждый раз произносить одно и то же – «синий мячик». Для малыша, в силу конкретики мышления, эти два слова сливаются и становятся одним «синиймячик». Его восприятие не позволяет ещё разделять предметы и их свойства. Поэтому лучше будет сказать так: «Это мяч. Он синего цвета. А это – машинка. Она тоже синяя».
- Не «ласкайте» слова. Малыш пока не может правильно оценивать правильность фраз и понятий, поэтому не нужно вводить его в заблуждение, употребляя в речи уменьшительно-ласкательные эпитеты. Для изучения цветов синенькие, жёлтенькие и зелёненькие оттенки абсолютно не подходят.
- Не искажайте названия оттенков. Не следует путать детское восприятие, называя голубой тон синим, а бордовый или малиновый – красным. Ребёнок старше года уже может различать цвета почти так же, как и взрослые люди. И он совершенно не понимает, почему мама применяет одно и то же слово к разным оттенкам. А чтобы не возникло путаницы, в начале образовательного процесса подбирайте игровые принадлежности, которых безо всяких обиняков можно было назвать красными или синими.
Если вы задаётесь вопросом, как научить ребенка различать цвета, то не забудьте припомнить и особенности раннего возраста. Занятия с ребёнком должны быть регулярными, но одновременно проводить их необходимо в ненавязчивой манере.
Важно обойтись без нравоучений и превратить обучение в увлекательную игру.
Как научить ребенка говорить букву Ш
Еще один «проблемный» среди детей звук «Ш»
Важно начать обучение как можно раньше, что бы не упустить момент и вовремя скорректировать произношение. Начинаем с артикуляционной гимнастики
- «У стоматолога». Ребенок максимально широко открывает ротик, и фиксирует положение на 15 секунд. Повторяем 10 раз. Упражнение укрепляет нижнюю челюсть.
- «Забор». Улыбаемся, верхнюю челюсть ставим на нижнюю. Фиксируем на 20 секунд, мышцы лица стараемся расслабить.
- «Улыбка». Сомкнув зубы, пытаемся растянуть губы в улыбке на 5-10 секунд, повторяем 10 раз.
- «Хоботок». Губы вытягиваем в трубочку как можно дальше. Повторяем 10-15 раз
После разминки приступаем к языковому изучению:
- «Лошадка». Язык прижимаем к небу и клацаем, имитируя лошадь.
- «Часы».Поворачиваясь влево – вправо, повторяем «Тик-Так»
- «Жабка» Делаем движения языком вперед – назад.
- Придумайте свою словесную игру с шипящими звуками.
- С малышом общайтесь без «сюсюкань» с грамотным произношением.
Отдельные правила касательно заучивания букв
Важно поощрять ребенка вслушиваться в слова и искать в них нужные звуки. Если заучивается буква «о», можно назвать ребенку начинающиеся на нее слова: облако, олень, ослик
Чтобы проверить, насколько усвоен урок, вперемежку со словами на «о» правильно предлагать ребенку и слова, начинающиеся на другие буквы. Аналогичным способом ребёнка можно быстро научить находить нужную букву в конце и средине слова.
Важно знать: ребенку проще всего выделить в слове начальную гласную (особенно, если она ударная). Относительно просто указать на конечный согласный
При этом выделить начальный согласный и последний гласный малышу очень трудно.
Лепка букв помогает их быстрее запомнить
Полезно писать с ребенком буквы красками, фломастерами
Важно, чтобы в своем воображении при идентификации звука и буквы он не ограничивался определенным размером или цветом. Можно показывать разные шрифты в газетах, на таре и упаковке, на вывесках и т
п.
Тем более, не стоит учить дошкольника писать прописью дома. Полученные в домашних условиях навыки могут не соответствовать представлениям учителя относительно наклона, слитного или раздельного написания, способа соединения и подобного.
Когда лучше всего начать обучение ребенка азам чтения?
Некоторые методики предполагают начало обучения с 1-го года
Прежде всего, нужно выбрать идеальный возрастной период для этого.
Большинство современных педагогов считает, что оптимальный возраст для научения ребенка чтению – 5 лет.
Однако, учитывая индивидуальные отличия, присущие каждому ребенку, необходимо обращать внимание на целый ряд критериев, выдающих готовность ребенка воспринимать эти уроки. В первую очередь, к ним относятся:
- Развитый фонематический слух. Об уровне сформированности этого свойства говорит умение ребенка различать и распознавать первый, последний и некоторые другие звуки в словах.
- Достаточный уровень развития речи. Ребенок должен обладать хорошим словарным запасом; его речь должна состоять из распространенных предложений. Он также должен уметь составлять связные рассказы.
- Наличие навыков пространственно-временной ориентации. Наличие четкого понимания понятий «верх», «низ», «право», «лево».
- Отсутствие у детей логопедических проблем. Правильное произношение звуков, грамотный ритм, мелодика и темп речи. Ребенок должен легко произносить слова и целые фразы, не сталкиваясь с трудностями в произношении.
Чем лучше развит ребенок, тем скорее он научится читать
Если ребенок демонстрирует наличие всех этих качеств и сформированность навыков, можно говорить о том, что он готов учиться читать. На сегодняшний день педагогами всего мира разрабатываются и используются на практике все новые и новые методики развития навыков чтения. Рассмотрим лишь некоторые из них.
Лучший возраст
Итак, специалисты уверены, что приступать к обучению науке чтения следует в дошкольном возрасте. В школе ребенок столкнется с множеством нововведений, прежде всего – изменится его основной вид деятельности, от игры он неожиданно для себя перейдет к обучению. Это непросто. Приходится длительное время сидеть за партой, концентрироваться на том, о чем рассказывает учитель, учиться общаться с ранее незнакомыми ровесниками, искать свое место в социуме. Ученик становится более самостоятельным, ему теперь необходимо дисциплинированно себя вести, знакомиться с арифметическими действиями, учиться рисовать, мастерить и прочее. Поэтому получение еще одного нового навыка – чтения – будет стоить больших усилий. И те родители, которые жалеют ребенка, не хотят заниматься с ним чтением, стремятся хотя бы на год продлить детство, на самом деле оказывают ему медвежью услугу – время потеряно, в школе их малышу предстоит усиленно и напряженно заниматься.
Начинать лучше в 4,5-5 лет
В это время ребенок способен концентрировать внимание около 10 минут, этого для обучения вполне достаточно. Изучать буквы можно и раньше – в 3 — 4 года малыш обладает всеми резервами для знакомства с алфавитом и постепенного запоминания букв. Полезным будет давать ребенку в 3-4 годика играть с кубиками, на гранях которых написаны буквы и нарисован предмет, название которого начинается с каждой из них (например, К и котик)
Ребенок, выстраивая крепость из кубиков, будет в процессе игры постепенно запоминать, как выглядят буквы и что они обозначают
Полезным будет давать ребенку в 3-4 годика играть с кубиками, на гранях которых написаны буквы и нарисован предмет, название которого начинается с каждой из них (например, К и котик). Ребенок, выстраивая крепость из кубиков, будет в процессе игры постепенно запоминать, как выглядят буквы и что они обозначают.
Не менее важно формировать устойчивый интерес к книге. На родителей дошкольников возлагается большая ответственность: если они будут заставлять ребенка читать, кричать на него, нервничать, то велик риск, что малыш навсегда разочаруется в чтении и даже во взрослой жизни будет крайне неохотно открывать книгу. Этого можно избежать, если регулярно хвалить его, а сам процесс, при всей его серьезности, преобразовать в увлекательную игру
Этого можно избежать, если регулярно хвалить его, а сам процесс, при всей его серьезности, преобразовать в увлекательную игру.
Наиболее популярные вопросы
Что делать, если ребенок категорически не хочет учиться читать дома, при этом на улице может по слогам прочитать вывеску или рекламу?
Не стоит давить на ребенка, вполне вероятно, что он еще не уверен в своих силах и отсюда неприятие. Стоит попробовать давать ему задания на чтение как бы мимоходом, короткие и не навязчивые, читать вместе с ним.
Когда можно давать читать целые книги?
Небольшие книжки с короткими сказками, в которых на одной странице размещено 1-2 фразы, можно предложить ребенку, уже хорошо умеющему читать по слогам.
Современные родители могут выбрать и применить любую методику для того, чтобы выучить буквы, научить читать по слогам и целыми словами своего ребенка. Конечно же, для этого потребуется время и силы, но результат того стоит
Важно не зацикливаться на занятиях – при наличии протеста отложить их на время, а затем снова попытаться заинтересовать малыша новой игрой
Тест на готовность к обучению
Необучаемых детей в природе не существует. Просто к каждому ребенку нужен свой подход и для каждого урока – свое время. Согласитесь, даже кушать и одеваться самостоятельно все малыши начинаю не в одном и том же возрасте. Кому-то навыки самостоятельности даются легко и в 1,5-2 года, а кто-то с трудом осваивает их и в три. Так же дело обстоит и с мышлением. Сегодня никого уже не удивляют дети, которые бодро читают в 3 года, наизусть рассказывают стихи Пушкина в 2 или которые легко справляются с математическими примерами для первого-второго класса в 4-5 лет.
Но как узнать, когда ребенок уже готов к обучению и с ним уже стоит начать заниматься? Чтобы ответить на этот вопрос, совсем необязательно ходить к детскому психологу. Родители могут узнать это, ответив сами себе на некоторые вопросы.
- Что ребенку нравится больше – слушать, как ему читают сказки или играть самостоятельно?
- Что его интересует в книжках: текст или картинки?
- Заглядывает ли он в книжки и журналы, когда их читают родители и интересуется ли их содержанием?
- Любит ли малыш фантазировать и сочинять разные истории?
- Хорошо ли он говорит и умеет ли правильно строить предложения?
- Может ли ребенок повторить прочитанный родителями текст?
- Много ли времени кроха проводит за рассматриванием картинок в книге и не пытается ли по ним «прочитать» знакомую ему сказку?
- Есть ли у него желание изучать буквы, и если он их уже знает, то пытается ли соединить их в слоги?
- Если малышу предложить посмотреть мультфильм или почитать новую книгу, выберет ли он книгу?
- Как относится ребенок к книге – бережно и с любопытством или равнодушно?
- Понимает ли ребенок, что, к примеру, слова «гриб» и «грипп» или «кот» и «код» не просто имеют разное значение, но и звучат по-разному?
Ответив положительно на 8 из 11 вопросов, приступайте к обучению ребенка
И неважно, сколько ему исполнилось лет – 2 или 5. Правда, единственной преградой между чтением и малышом может стать плохое и нечеткое произношение звуков некоторых букв, и тогда родителям необходимо будет обратиться к логопеду
Но учиться читать по слогам вполне возможно и одновременно с занятиями у специалиста. Просто начните с тех букв, произношение которых легко даются ребенку.
Учимся читать по слогам
Слоговой период обучения является важнейшим этапом формирования навыков. От того, насколько успешно он пройдет и закрепится, во многом будет зависеть грамотность ученика, а именно умение переносить слово на следующую строку и отсутствие самой частой ошибки школьников – пропуска буквы из-за невнимательности. Именно поэтому подходить к слоговому чтению нужно обстоятельно.
Сегодня у родителей есть масса помощников, но самыми полезными остаются букварь и кубики, в которых буквы уже объединены в слоги. Сначала лучше изучать открытые слоги: ма-ма, ру-ка, но-га, до-ма. Позже можно перейти к закрытым слогам, но начинать стоит с простых слов: дом, сон, лук, кот. Не нужно заставлять малыша читать стразу слова с большим количеством букв, пусть он сначала освоит и закрепит свои навыки на простейших примерах.
Когда слоговое чтение будет освоено, можно приступать к воспроизведению слов целиком. Этот этап чаще всего вызывает трудности у родителей. От детей, которые привыкли разбивать слово на слоги, требуется читать его целиком, без запинок и пауз. Научиться этому помогает только практика. Предлагайте знакомиться с небольшим текстом несколько раз подряд, и тогда дети начнут более бегло читать уже знакомые им слова, и постепенно их навыки улучшатся.
Нужно обязательно уделять внимание тому, как хорошо сыну или дочке удается запоминать и понимать прочитанное. Объясните им, что целью знакомства с любым текстовым материалом, является усвоение новых знаний, а не просто бездумное воспроизведение прочитанного
Только тогда, когда ребенок быстро читает и хорошо понимает текст, можно говорить о достаточном уровне развития его навыков
Важно проследить за этим, если родители предпочитают заниматься со своим чадом дома
Что еще нужно знать и как учить
Исходя из информации выше, делаем вывод, что с полугодовалого возраста уже можно начинать учить ребенка чистым базовым цветам без переходов и полутонов.
Неумение ребенка говорить никак не мешает запоминанию. В доречевой период дети запоминают цвета на ассоциативном ряде слово-цвет-предмет. Трава — зеленая, небо — синее, яблоко — красное и тд. После того, как ребенок научится говорить, он будет не только показывать цвета, но и называть их.
Педагоги склонны считать, что обучение нужно начинать с красного или желтого цветов. С ними не согласны родители тех детей, которых красный цвет пугает. Опытные родители начинают обучение с тех цветов, которые соответствуют любимым фруктам их детей. Например, ребенок любит зеленые яблоки. С большой вероятностью, он запомнит этот цвет раньше любого другого.
Обучение в 1-2 года
Основная задача в период до двух лет как можно чаще акцентировать внимание ребенка на цветах, называя его. На прогулке или дома нужно проговаривать цвета предметов. На прогулке или дома нужно проговаривать цвета предметов
На прогулке или дома нужно проговаривать цвета предметов.
Для изучения отличными помощниками станут различные пирамидки, кубики, формочки.
Можно предлагать разноцветные фломастеры во время рисования.
Играть с цветным тестом или пластилином.
Когда ребенок запомнит какие-то предметы и их цвета. Можно начинать сравнивать знакомые предметы с новыми: “У девочки платье красное, как твоя шапочка.”
С двух лет можно активно предлагать ребенку контурные раскраски.
Постепенно вводятся новые цвета и оттенки.
Обучение после 3 лет
К этому возрасту большинство детей знают достаточно много слов. Могут не только показывать, но и называть цвета.
Для развития навыков подойдут различные вариации “цветовых игр”:
- сортировка по цветам;
- сборка конструктора по цветам;
- день цвета (например, целый день одевать только красные вещи и играть в красные игрушки).
Некоторые игры могут быть одновременно направлены на изучение цветов и на развитие логики. Например, найти лишний предмет.
Если ребенку разрешается смотреть мультфильмы, то в интернете можно найти достаточно развивающих видео на тему цветов, а также идей “цветовых игр”.
Для запоминания цветов и развития памяти полезно разучивать стихи и присказки, связанные с цветами.
Расширяйте познания ребенка о цветах: небо бывает не только синее, но и серое, алое и даже черное.
Помните, что если ребенок не может долго запомнить какой-то определенный цвет, называет неправильно, возможно, глаза еще не воспринимают его.
Для многих детей книжки-раскраски остаются актуальными до самой школы. Разрисовывание картинок позволяет ребенку получить не только положительные эмоции, но и определить для себя любимые цвета.
Самостоятельное рисование ни чуть не хуже. Для изучения оттенков лучше всего подойдет акварель.
Дополнительные рекомендации
Изучение цветов, как правило, должно проходить в ненавязчивой форме, “между делом”. Одеваетесь, что-то рассматриваете, выбираете новую игрушку и тд.
При этом не нужно постоянно экзаменовать ребенка. И тем более ругать, если он путает цвета.
Также не стоит учить ребенка тем цветам, которые родители сами не различают. Если для них случайно увиденный лиловый — это фиолетовый, то ни к чему и ребенку забивать голову. Постепенно, по необходимости, ребенок освоит сложные оттенки.
Трудно встретить человека, который не знает хотя бы базовых цветов. Постепенно, в процессе развития, ребенок рано или поздно запоминает и распознает, как минимум, основные из них (при отсутствии заболеваний, связанных с нарушением цветовосприятия). Зато при наличии у ребенка заинтересованности можно совместить изучение цветов с развитием памяти, логики и фантазии.
Читаем предложения
Когда дошкольник легко воспроизводит простые слова, переходите к предложениям. На начальном этапе используйте знакомые сочетания: МАМА, ЛЕС, ВОДА, КОТ. Подберите материал с короткими текстами из 2–3 предложений. Чтобы ученик получил удовольствие от чтения, не хотел лениться от скуки, используйте стихотворения, прибаутки со смысловой нагрузкой. Например:
Следующий этап — выразительное чтение текстов из 5–10 простых предложений. Используйте занимательные задания, картинки, загадки, упражнения, чтобы не превратить процесс обучения в нудное занятие. Помните, лучше всего дети учатся в игре.
Упражнения, чтобы научить ребенка читать по слогам
Педагоги дошкольного образования определили такую истину: «Чтобы запомнить текст, его нужно прочитать 5 раз». Но маленького ребенка сложно заставить читать много раз одни и те же слова — это для него неинтересно.
Поэтому стоит использовать специальные упражнения, чтобы научить ребенка читать по слогам:
- Чтение слова задом наперед. Малышу будет смешно читать слова с конца. Цель этого упражнения — научить сливать буквы в слоги. Скажите ребенку, что к нему пришла Вреднючка, которая написала слово наоборот, а ему надо это слово прочитать
- Читаем вверх ногами. Положите книжку перед ребенком вверх ногами и вместе с ним прочитайте слово. Повторите упражнение, но только с прочтением не слева направо, а справа налево
- Читалка «Половинки». Закройте линейкой нижние половинки букв (они должны быть крупные), а ребенок пусть по верхним половинкам прочитает слово. Сначала ему будет трудно. Поэтому один раз читайте слово целиком, а потом по половинкам. Это упражнение развивает антиципацию — умение предугадывать. Это пригодится малышу в дальнейшем для быстрого чтения
Алгоритм обучения
Обучить ребенка связному чтению не так просто, как может показаться на первый взгляд. Это довольно серьезное дело, которое требует терпения, усидчивости и некоторой подготовки самих родителей. Процесс выработки навыков чтения складывается из трех шагов:
заучивание букв и обозначающих их звуков;
складывание букв в слоги и практическая тренировка их чтения;
складывание слогов в слова и отработка слитного чтения.
Общие принципы обучения
Если вы не знаете, как правильно научить ребенка читать, руководствуйтесь в процессе обучения следующими основными принципами, разработанными детскими психологами:
Сначала нужно научить ребенка твердым открытым гласным, таким как А, О, Ы, Э, У, а затем звонким твердым согласным: Л, М. При этом согласные можно произносить только звуками (не ЭМ, а просто «М»). После чего можно переходить к изучению шипящих и глухих звуков: Ш, Ж, Д, Т, К и других.
На каждом занятии необходимо в обязательном порядке повторять материал, пройденный на предыдущем уроке, то есть те звуки, которые были изучены ранее. Подобная техника закрепления материала называется «повторение – мать учения» и поможет ребенку гораздо быстрее сформировать правильную технику чтения.
К чтению по слогам можно переходить только после досконального изучения части звуков. При чем начинать нужно с несложных слогов, таких как ЛА, МА, ПА.
После изучения слогов можно переходить к первым простым словам: МА-МА, МО-ЛО-КО.
Чтобы научить ребенка читать правильно, необходимо обязательно следить за произношением слогов: между словами, а тем более, между различными предложениями и фразами, обязательно должны быть паузы.
Складываем слоги
Сочетать две гласные ваш малыш научился, легко читает АУ, ИА. Переходите к слиянию гласных и согласных. Сначала научите читать открытые слоги, затем закрытые. Из одинаковых сочетаний составляйте первые слова: МА-МА, БА-БА. Используйте обратные варианты: АХ, УМ, АМ, ОН.
Покажите, как пропевать слоги
Заострите внимание на том, что звуки бегут друг за другом. Это хорошо показано в азбуке Надежды Жуковой
После этого можно соединять несколько слогов вместе и ставить между ними еще один согласный: ЖУ-Ч-КА.
Самый легкий способ автоматизировать чтение по слогам — слоговые таблицы. Это карточки со столбиками слогов. Если читать их ежедневно, постепенно ускоряя темп, ребенок легко будет узнавать их в словах. Советуем распечатать слоги для обучения детей чтению на листах бумаги и давать по одному варианту на урок.
Чем помогут слоговые таблицы, и как их использовать
Слоговые таблицы являются отменным способом обучения. Это специальные наборы, которые состоят из слогов, повторяющихся несколько раз подряд. Ярким примером является следующая табличка:
Плюс данной методики заключается в том, что проговаривание слогов отлично тренирует артикуляционный аппарат ребенка. Для начала все слоги проговариваются в медленном темпе, затем он постепенно ускоряется. В итоге получается своеобразная скороговорка, которая выговаривается «на одном дыхании».
Благодаря таким занятиям значительно улучшается речевая моторика, развиваются ораторские способности. Конечно, ребенку поначалу будет трудно, поэтому не стоит ожидать молниеносных результатов.
Важно!Все занятия должны происходить по принципу игры – так изучение нового будет происходить легче, интереснее, веселее
За один урок можно проговаривать не более 3 строк. Если ребенку тяжело, то нужно остановиться на 1 строке, но изучить ее основательно. В противном случае, эффекта от проводимых занятий не будет.
Открытые слоги могут читаться в двух направлениях – по диагонали или по вертикали. Согласный звук необходимо «тянуть» таким образом, чтобы он медленно и плавно перетекал в гласный. Такой принцип характерен для чтения по диагонали. Если же читать по вертикали, то гласный будет оставаться прежним, а вот согласные будут меняться.
Игры на умение складывать слоги
- Собери слово. Перед дошкольником разложены слоги на карточках. Задача: собрать слова, одно или несколько.
- Отгадай загадку. Перед малышом лежит дорожка из слов, среди них нужно найти загаданное.
- Слово в слове. Ребенку предлагается длинное слово, из 12-15 букв. Из него нужно составить слова поменьше.
- Игры ходилки. Приготовьте игровой поле сами. В пустые клетки впишите буквы. При хождении фишки ребенок почитывает звуки, складывая их в слоги.
Самолетики
Из бумаги делаются простейшие самолеты. На каждом из них пишется слог (КА, ТУ, МИ), далее родитель на время превращается в диспетчера и начинает давать указание, какому именно самолетику следует сесть или взлететь, или же направиться в заранее придуманный ангар. Ребенок должен разобраться со слогами и выполнить задание.
Как быстро научить ребенка читать по слогам?
Игра «Читаем по слогам»:
- Возьмите кубики с согласными буквами и поставьте их один на другой
- Теперь возьмите кубик с буквой «а», и поочередно подставляя её к кубикам с согласными буквами, проговаривайте вместе с малышом получившиеся слоги
- Дойдите до верха и опускайте букву «а» вниз, снова повторяя слоги
Так получится быстро научить ребенка читать по слогам, не прилагая усилий, и не заставляя малыша делать то, что он не хочет.
Вывод
Итак, вопрос, с какого года следует начинать учить малыша чтению, не совсем корректен. Есть методики, требующие, чтобы ему уже исполнилось пять лет, а есть и такие, которые рассчитаны на первые четыре месяца жизни. С какого метода в таком случае начинать – решать родителям.
Желательно, чтобы для учёбы у вас был под рукой какой-нибудь вспомогательный материал: карточки с изображением букв или отдельных слогов, магнитная азбука или же красочный «Букварик».
Стоит лишний раз пояснить, почему нельзя давить на детей – этим вы превращаете интересное занятие в «обязаловку», вырабатывая у ребёнка устойчивое отвращение к книге и чтению.
Дела пойдут куда лучше, если вы сами любите читать книги и «заразите» своего ребёнка.
Занятия должны быть краткими, если они предполагают обучение сложным вещам. Если же урок идёт в интересной игровой форме, то дети сами будут хотеть его продолжить или пожелают, чтобы вы проводили такие занятия почаще.