«Выгрызание» грыжи
Правда, в некоторых районах Русского Севера и северного Приуралья практика перевязывания отсутствовала, так как, по поверью, это препятствовало развитию у ребенка грыжи, которая могла образоваться еще в утробе. Вместо этого пуповину обрабатывали ногтем, что, по-видимому, вело к сдавливанию сосудов и предотвращало кровотечение.
«Иногда повитуха перегрызает её зубами, чтобы предотвратить появление у младенца грыжи, – сообщает Зеленин. – Место отреза смазывается свежим коровьим или растительным маслом».
«Обрезание пуповины включало всегда и элемент магии, – констатируют авторы пособия “Русский Север”. – Одним из достоинств деревенских повитух и одновременно одной из причин предпочтения их услуг профессиональным акушерским было умение заговаривать – “загрызать” грыжу новорожденному сразу же при обработке пуповины».
Иногда повивальная бабка клала на перевязанный пупок тряпочку и давала роженице его погрызть. В этом случае она спрашивала: «Что грызешь?» Следовало ответить: «Грыжу».
Почему она должна отпульсировать?
Баз договоренностей с матерью перерезание канатика выполняют сразу после рождения младенца. Аргументами выступает отсутствие времени у доктора, риск желтухи и повышенной вязкости крови у новорожденного. Неподтвержденным остается предположение, что быстрое пересечение пуповины снижает вероятность проникновения антител (провокаторов гемолиза) при резус-конфликте мамы и плода.
Аргумент в пользу пересечения пуповины после того, как она отпульсировала – в организм ребенка через нее поступает около 300 мл его крови, необходимой для заполнения легочного круга кровообращения
Позднее пересечение предотвращает риск инфицирования организма ребенка, что особенно важно при родах вне клиники. Нет сомнений, что в древности роженицы выжидали, пока кровь отпульсирует
Правила обрезания пуповины
Отрезать пуповину следовало строго на определенном расстоянии от живота. Например, в некоторых регионах России это расстояние определяли в три пальца
Особенно важно это было для девочек: считалось, что если обрезать пуповину ближе к животу, то девушка вырастет чересчур ветреной
Для обрезания использовали специально освященный на Пасху нож, острый топор или камень (если рождался мальчик). Если девочка, брали для этой же цели серп или ножницы. Сам процесс обрезания пуповины необходимо было осуществлять на каком-нибудь твердом предмете, обычно орудии труда.
Вот как пишет об этом этнограф Зеленин в работе «Восточнославянская этнография»: «У новорожденной девочки пуповину почти всегда перерезают на прялке или веретене, чтобы она стала искусной пряхой; у мальчика перерезают пуповину на топоре; русские делают это на колодке для плетения лаптей, а иногда на книге, дабы новорожденный вырос мастером своего дела или грамотным человеком».
Хорошему плотнику в старину говорили: «Видно, тебе пуповину на топоре резали». В процессе обрезания родители или повитуха приговаривали: «Чтобы такое-то дело делал хорошо, здоровье было крепким, жизнь долгой, а душа – чистой».
Особое значение
Пуповина в понимании наших предков не просто физически связывала новорожденного с матерью. Люди считали, что только что родившийся младенец все ещё принадлежит потустороннему миру, откуда явился на этот свет. И чтобы окончательно «перетащить» его в этот мир, необходимо было провести ряд манипуляций, которые начинались с обрезания пуповины, магической нити, связывавшей человека с матерью, домом, родной землей.
В пособии «Русский север. Этническая история и народная культура. XII-XX Века», выпущенном Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, говорится: «Одной из главных обязанностей повитухи было совершение необходимых действий с последом и пуповиной. Эти действия – яркий пример типичного для родовспоможения сочетания эмпирических знаний и иррациональных представлений, в данном же случае убеждения в существовании… между последом и пуповиной и новорожденным и роженицей не только реальной, но и магической связи».
Магический обряд
Сотрудники Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН во время многочисленных экспедиций собрали и обобщили сведения о большом количестве ритуалов, проводившихся на Руси в связи с наиболее важными событиями в жизни человека: рождением, свадьбой, смертью. Материалы этих экспедиций были систематизированы в научном издании «Русский Север. Этническая история и народная культура XII-XX века».
Как пишут этнографы, в понимании жителей Руси пуповина связывала новорожденного ребенка с потусторонним, иным миром. Малыш уже появился на свет, но все еще принадлежит другому измерению, и только после перерезания пуповины его считали родившимся. Эту манипуляцию обычно производила бабка-повитуха. Она совершала настоящий магический обряд у постели матери.
Одной из причин, почему русские крестьяне вплоть до ХХ века предпочитали профессиональным акушерам деревенских повивальных бабок, было знание этими женщинами различных заговоров, которые должны обеспечить младенцу счастливую и безбедную жизнь на долгие годы. Например, чтобы девочка не выросла ветреной особой, пуповину перерезали на расстоянии трех пальцев от живота. А для защиты от возможного появления грыжи бабка-повитуха давала матери завернутый в тряпочку обрезок плоти, ранее соединявший ее с ребенком, и роженица должна была его немного погрызть.
Если мать и отец хотели, чтобы младенец вырос красивым и пригожим (а кто от этого откажется?), то повивальная бабка шептала соответствующий заговор, одновременно касаясь щек новорожденного пуповиной. А обрызгав ее материнским молоком крест-накрест, можно было защитить ребенка от сглаза и порчи. Многие крестьяне являлись суеверными людьми, они опасались, что недобрые соседи и знакомые серьезно навредят малышу с помощью черной магии.
На Руси, вообще, верили в мистическую силу пуповины. Ее считали мощным талисманом, способным уберечь человека от любой опасности на войне или в дальнем путешествии.
В возрасте 6-7 лет ребенку давали его высушенную, завязанную пуповину и предлагали самостоятельно развязать ее. Люди считали, что так символически освобождаются ум и память ребенка, и он будет хорошо учиться грамоте. В случае с девочкой бытовало и другое поверье: ловко развязавшая пуповину малышка должна была вырасти искусной швеей, настоящей мастерицей-рукодельницей.
Меры предосторожности
Отсечение пуповины в период 30–180 секунд после родов в большинстве родильных домов выбрано не случайно. После родов происходит постепенное отделение плаценты от стенки матки и ее рождение после потуги. После этого становится мишенью для инфекционных агентов. Если малыш соединен с ней пуповиной, возникает риск его инфицирования.
Опасно состояние, когда плацента отделилась от матки, но находится в ней. Матка в этот период начинает сильно сокращаться, что может привести к ущемлению последа, и извлечь его можно будет только под наркозом.
Существует много причин, по которым доктору следует позволить отпульсировать пупочному канатику. Вопрос о том, когда перерезать пуповину в родах, желательно обсудить с акушером. Грамотный специалист определит подходящее время и проведет манипуляции, которые помогут крохе расти здоровым.
Дочери мастериц
Можно с уверенностью утверждать, что на прялке пуповину перерезали крестьянским девочкам или дочерям мещан-ремесленников, зарабатывающих ручной работой. Это были дети, родившиеся в семьях мастериц, которые хотели, чтобы малышки пошли по стопам своих трудолюбивых и искусных матерей.
Впрочем, прясть на Руси умели практически все женщины из низких социальных слоев общества
Это было важное и необходимое занятие, ведь для простых людей в ту пору прядение и ткачество, по сути, являлись единственной возможностью обзавестись хоть какой-то одеждой. Не было ни фабрик, ни магазинов
Поэтому отличные пряхи, ткачихи и портные пользовались уважением в обществе. К ним шли с заказами, платили хорошие деньги.
Примечательно, что народное сознание наделило магической силой и обычную прялку. Считалось, что это исключительно женский предмет домашнего обихода. Многие люди верили, что случайно коснувшись приспособления для прядения, представитель сильного пола может напрочь лишиться своей мужественности.
«Чтобы тонко пряла, часто ткала, рукодельничала» – такие слова традиционно произносили люди, впервые увидевшие новорожденную девочку, наряду с обычными пожеланиями здоровья, счастья, материального достатка и благополучия.
Вернувшись из церкви после наречения имени, крестная мать садилась прясть в доме малышки, чтобы та стала искусной рукодельницей, когда вырастет.
Если учесть, что деревенскую девочку начинали учить данному мастерству с 5-6 лет, то к замужеству она была уже отличной пряхой, что могло принести ей и личное счастье. Ведь это умение – одно из обязательных требований, предъявлявшихся к невесте крестьянского происхождения семьей жениха.
Как это делали
Известный исследователь русских народных традиций и обычаев Дмитрий Зеленин (1878-1954 гг.) в своей знаменитой научной работе «Восточнославянская этнография», на которую не раз ссылались многие ученые в нашей стране и за рубежом, подробно описал процедуру перерезания пуповины, принятую на Руси. Причем, основные элементы этого ритуала зависели от пола новорожденного малыша.
Если на свет появился мальчик, то его символически отделяли от потустороннего мира острым камнем, заточенным топором или ножом, специально освященным во время Пасхи. При этом требовался небольшой плоский предмет, на котором отрезали пуповину. Для данной цели могли хорошо послужить: колодка для плетения лаптей, деревянное топорище или даже книга. Считалось, что таким образом можно магически передать ребенку необходимые таланты. И когда вырастет, он обязательно станет или искусным плотником, или мастером-обувщиком, или даже ученым человеком.
Если в семье родилась девочка, то для магического ритуала требовались совсем другие предметы домашнего обихода и орудия труда. Пуповину малышке перерезали серпом или ножницами, а делали это обычно на прялке или веретене, чтобы кроха стала искусной мастерицей.
Русские женщины часто работали на поле даже на поздних сроках беременности. Случались преждевременные роды, когда рядом нет ни бабки-повитухи, ни опытных родственниц. В таких случаях крестьянка просто перекусывала пуповину новорожденного ребенка зубами и перевязывала ее волосами, вырванными из собственной косы. Некоторые повивальные бабки, вообще, предпочитали волокнам льна материнские и отцовские волосы. Считалось, что таким образом родители передают своему дитю жизненные силы.
Правила обрезания пуповины
Отрезать пуповину следовало строго на определенном расстоянии от живота. Например, в некоторых регионах России это расстояние определяли в три пальца
Особенно важно это было для девочек: считалось, что если обрезать пуповину ближе к животу, то девушка вырастет чересчур ветреной
Для обрезания использовали специально освященный на Пасху нож, острый топор или камень (если рождался мальчик). Если девочка, брали для этой же цели серп или ножницы. Сам процесс обрезания пуповины необходимо было осуществлять на каком-нибудь твердом предмете, обычно орудии труда.
Вот как пишет об этом этнограф Зеленин в работе «Восточнославянская этнография»: «У новорожденной девочки пуповину почти всегда перерезают на прялке или веретене, чтобы она стала искусной пряхой; у мальчика перерезают пуповину на топоре; русские делают это на колодке для плетения лаптей, а иногда на книге, дабы новорожденный вырос мастером своего дела или грамотным человеком».
Хорошему плотнику в старину говорили: «Видно, тебе пуповину на топоре резали». В процессе обрезания родители или повитуха приговаривали: «Чтобы такое-то дело делал хорошо, здоровье было крепким, жизнь долгой, а душа – чистой».
Предостерегающая примета
Уже много веков из уст в уста передается народное поверье: во время беременности нельзя заниматься никаким видом рукоделия, связанного с нитками. Это приводит к тому, что может произойти обвитие пуповины вокруг шеи ребеночка или же на пуповине появятся узлы.
Это одна из немногих примет, которая имеет под собой обоснование. Корни этого поверья тянутся из далекого прошлого, когда родильных домов не было и роды принимали повивальные бабки, а не акушерки. У многих женщин рождались детки с обвитием пуповины. Из-за неопытности бабок-повитух ребеночек умирал. Чтобы оправдать свои ошибки, повивальные бабки говорили, что женщина во время беременности много занималась рукоделием: плела кружева, вязала, шила, вышивала. Вот так и накликала на ребеночка такую беду.
«Выгрызание» грыжи
Правда, в некоторых районах Русского Севера и северного Приуралья практика перевязывания отсутствовала, так как, по поверью, это препятствовало развитию у ребенка грыжи, которая могла образоваться еще в утробе. Вместо этого пуповину обрабатывали ногтем, что, по-видимому, вело к сдавливанию сосудов и предотвращало кровотечение.
«Иногда повитуха перегрызает её зубами, чтобы предотвратить появление у младенца грыжи, – сообщает Зеленин. – Место отреза смазывается свежим коровьим или растительным маслом».
«Обрезание пуповины включало всегда и элемент магии, – констатируют авторы пособия “Русский Север”. – Одним из достоинств деревенских повитух и одновременно одной из причин предпочтения их услуг профессиональным акушерским было умение заговаривать – “загрызать” грыжу новорожденному сразу же при обработке пуповины».
Иногда повивальная бабка клала на перевязанный пупок тряпочку и давала роженице его погрызть. В этом случае она спрашивала: «Что грызешь?» Следовало ответить: «Грыжу».
Магический обряд
Сотрудники Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН во время многочисленных экспедиций собрали и обобщили сведения о большом количестве ритуалов, проводившихся на Руси в связи с наиболее важными событиями в жизни человека: рождением, свадьбой, смертью. Материалы этих экспедиций были систематизированы в научном издании «Русский Север. Этническая история и народная культура XII-XX века».
Как пишут этнографы, в понимании жителей Руси пуповина связывала новорожденного ребенка с потусторонним, иным миром. Малыш уже появился на свет, но все еще принадлежит другому измерению, и только после перерезания пуповины его считали родившимся. Эту манипуляцию обычно производила бабка-повитуха. Она совершала настоящий магический обряд у постели матери.
Одной из причин, почему русские крестьяне вплоть до ХХ века предпочитали профессиональным акушерам деревенских повивальных бабок, было знание этими женщинами различных заговоров, которые должны обеспечить младенцу счастливую и безбедную жизнь на долгие годы. Например, чтобы девочка не выросла ветреной особой, пуповину перерезали на расстоянии трех пальцев от живота. А для защиты от возможного появления грыжи бабка-повитуха давала матери завернутый в тряпочку обрезок плоти, ранее соединявший ее с ребенком, и роженица должна была его немного погрызть.
Если мать и отец хотели, чтобы младенец вырос красивым и пригожим (а кто от этого откажется?), то повивальная бабка шептала соответствующий заговор, одновременно касаясь щек новорожденного пуповиной. А обрызгав ее материнским молоком крест-накрест, можно было защитить ребенка от сглаза и порчи. Многие крестьяне являлись суеверными людьми, они опасались, что недобрые соседи и знакомые серьезно навредят малышу с помощью черной магии.
На Руси, вообще, верили в мистическую силу пуповины. Ее считали мощным талисманом, способным уберечь человека от любой опасности на войне или в дальнем путешествии.
В возрасте 6-7 лет ребенку давали его высушенную, завязанную пуповину и предлагали самостоятельно развязать ее. Люди считали, что так символически освобождаются ум и память ребенка, и он будет хорошо учиться грамоте. В случае с девочкой бытовало и другое поверье: ловко развязавшая пуповину малышка должна была вырасти искусной швеей, настоящей мастерицей-рукодельницей.
Персональное защитное оборудование и меры предосторожности
SARS-CoV-2 — респираторный вирус, передаваемый от человека к человеку в основном с каплями жидкости из дыхательных путей. Развитие инфекции опосредовано нахождением вируса в секрете дыхательных путей зараженного человека и контактом со слизистыми оболочками. Центр по контролю и профилактике заболеваний США заявляет, что высокий риск заражения COVID-19 подразумевает непосредственный физической контакт с зараженным или близкий (на расстоянии более двух метров), но длительный контакт. В настоящее время не доказано, что SARS-CoV-2 передается через инфицированные аэрозоли, но эксперименты с использованием аэрозольных конструкций показывают, что вирус может оставаться в воздухе до трех часов .
Ниже представлены меры предосторожности при работе с зараженными. Для предотвращения капельного и контактного путей передачи: халат, перчатки, стандартная медицинская маска и защита глаз (защитный экран или очки) должны быть использованы в большинстве случаев при взаимодействии с новорожденными от матерей с COVID-19
Обычные очки не являются полноценным средством защиты
Для предотвращения капельного и контактного путей передачи: халат, перчатки, стандартная медицинская маска и защита глаз (защитный экран или очки) должны быть использованы в большинстве случаев при взаимодействии с новорожденными от матерей с COVID-19. Обычные очки не являются полноценным средством защиты.
Для предотвращения воздушного, капельного и контактного путей передачи: халат, перчатки, дыхательная маска N95 с защитой глаз или респиратор с воздухоочистителем (системы PAPR — респиратор с силовым воздухоочищением — или CAPR — респиратор с контролируемым воздухоочищением) должны быть использованы, когда пациентам требуется временная искусственная вентиляция легких (ИВЛ) с использованием мешка Амбу, интубация, санация трахеи, оксигенация через назальную канюлю со скоростью потока более 2 л/мин на кг массы тела или ИВЛ любого типа с положительным давлением, т. к. эти виды респираторной поддержки могут приводить к образованию инфицированных аэрозолей.
Многие больницы в настоящее время испытывают недостаток СИЗ, и клиницисты должны принимать решения касательно целесообразности их использования в клинических обстоятельствах с учетом возможного риска.
Чем обработать пуповину щенка?
Если самка все сделала самостоятельно, перегрызла пуповину, обрабатывать ее антисептиками не нужно. Это абсолютно природное явление и подсоединение бактериальной инфекции не произойдет.
Чем обработать пуповину щенка:
- Однако если собака забыла о своих малышах, вы самостоятельно перерезали и перевязывали пуповину, необходимо провести обработку при помощи перекиси водорода. В некоторых источниках рекомендуют это делать при помощи йода и зеленки. Но эти растворы сильно сушат кожу, поэтому щенок может беспокоиться.
- Первые несколько дней необходимо очень внимательно следить за щенками. При присоединении бактериальной инфекции и появлении поноса, дополнительно инфицируется пуповина. Самка постоянно вылизывает своих малышей, распространяя инфекцию.
- Пролечите животных, а пупочки щенков заклейте пластырем и обрабатывайте самостоятельно.
Что такое лотосовое рождение?
Рождение лотоса (также называемое пуповинным неразделением)-это когда пуповину вообще не перерезают. Вместо этого эта “тенденция” заключается в том, что женщины рожают, а затем оставляют ребенка прикрепленным к вашей родившейся плаценте на столько времени, сколько требуется для естественного отделения.
Это может занять около 10 дней и, по словам мам, которые делают это, позволяет младенцам получить все преимущества плаценты, даже если она отделена от матки.
Однако специалисты не рекомендуют лотосовые роды, так как есть риск заражения, а также недостаток исследований относительно безопасности этого метода.
Если оставить его на некоторое время после родов, существует риск заражения плаценты, которое впоследствии может распространиться на ребенка. Плацента особенно подвержена инфекции, так как содержит кровь. В течение короткого времени после рождения, как только пуповина перестает пульсировать, плацента не имеет циркуляции и по существу является мертвой тканью. Если женщины все-таки решат не разрывать пуповину, RCOG настоятельно рекомендует тщательно следить за их детьми на предмет любых признаков инфекции.
Послеродовой уход
Пребывание в родильном стационаре в США ограничивают до 2 дней после влагалищных родов и 4 дней — после кесарева сечения, хотя многие лечебные учреждения сокращают этот срок до 1 и 3 дней соответственно. После влагалищных родов с пациенткой обсуждают вопрос ухода за промежностью, молочными железами и методы контрацепции. Врач должен осуществить психологическую поддержку и дать рекомендации по помощи пациентке и новорожденному в домашних условиях.
Пациенткам после кесаревого сечения дают рекомендации по уходу за раной и физической активности. Пациенткам рекомендуют не поднимать тяжелых предметов («ничего тяжелее, чем ребенок») и запрещают чрезмерную активность, включая управление автомобилем.
Уход за роженицами после влагалищных родов
Рутинный уход за роженицами после влагалищных родов заключается в контроле температуры тела, инволюции матки и характера послеродовых выделений (лохий), уходе по состоянию промежности, поддержке грудного вскармливания при отсутствии противопоказаний, уменьшении болевого синдрома. С целью аналгезии обычно применяют нестероидные противовоспалительные препараты. Обезболивание может потребоваться роженицы с разрывами промежности III-IV степеней.
Проводится уход за раной после эпизиотомии, контролируется наличие отека или гематомы (прикладывание льда с целью обезболивания и уменьшения отека, сидячие ванны, обработка швов дезинфицирующими растворами). Туалет наружных половых органов и швов промежности проводят после каждого акта мочеиспускания и дефекации, теплой водой с мылом или антисептическими растворами (бледно-розовый раствор марганцовокислого калия) движениями спереди назад, от лобка к промежности. При наличии швов на промежности рекомендуют регуляцию функции кишечника с помощью мягких слабительных средств, уменьшения нагрузки на мышцы тазового дна. При наличии сильного болевого синдрома следует исключить возможность гематомы вульвы, влагалища и ретроперитонеального пространства.
У пациенток, страдающих геморроем, применяют прикладывание льда, диету с достаточным содержанием пищевых волокон, мягкие слабительные средства, геморроидальные суппозитории.
При повышении температуры тела > 38 ° С при двух или более измерениях в течение первых 10 дней после родов, за исключением первых 24 ч (послеродовая лихорадка) пациентку дополнительно обследуют (анализы крови, мочи, ультразвуковое исследование) с целью выявления возможных причин инфекционных осложнений.
Уход за больными после кесарева сечения
Ведение пациенток после кесарева сечения включает адекватное обезболивание, уход за раной, предупреждение раневой инфекции, контроль инволюции матки и вагинальных выделений. С целью обезболивания используют анальгетики, что может способствовать развитию послеоперационного пареза кишечника. Назначают слабительные средства. Для уменьшения болевого синдрома в результате послеродовых сокращений матки применяют нестероидные противовоспалительные средства. Антибиотикопрофилактика включает назначение цефалоспоринов I-II поколения течение периоперационного периода (интраоперационно 2 г, затем по 1 г дважды в сутки).
Уход за молочными железами
Уход за молочными железами проводят всем роженицам независимо от их желания кормить грудью. Подготовку сосков следует проводить во время беременности (массаж, обработка дубильными веществами — настойкой коры дуба, коньяком). Начало лактации сопровождается двусторонним увеличением, болезненностью, огрубением молочных желез, повышением их локальной температуры и выделением молозива примерно через 24-72 ч после родов. Может наблюдаться повышение температуры тела до 37,8-39 ° («молочная лихорадка»)
При повышении температуры тела важно исключить другие причины лихорадки (мастит, эндометрит, тромбофлебит). Для уменьшения болевого синдрома, связанного с нагрубанием молочных желез, применяют прикладывание льда к молочным железам, поддерживающий бюстгальтер, анальгетики и противовоспалительные средства
У рожениц, которые кормят грудью, могут возникнуть проблемы, связанные с болезненностью и эрозиями сосков. Остатки молока в протоках желез является питательной средой для условно-патогенных бактерий и способствуют эрозии сосков. Пациенткам рекомендуют до и после кормления грудью мыть руки с мылом, проводить туалет молочных желез (обмывание сосков с мылом, вытирание чистым сухим полотенцем).
Приметы и обычаи других стран
За рубежом также существовали самые разные поверья и обычаи, связанные с пуповиной новорождённого. Какие-то из них дошли и до наших дней:
Япония. Пуповину в родильном доме обязательно отдают родителям. Те бережно хранят её в деревянном ящичке, иногда рядом укладывают куколку в кимоно — символизирует связь между ребёнком и матерью.
- Германия. Пуповину было принято помещать в холщовую ткань. Если она принадлежала девочке, то свёрток протыкали — вырастет искусная швея. Если же родился мальчик — мешочек разрезали на части, чтобы в семье вырос хороший работник. Был и другой обычай: высушенную плоть должен был беречь отец, чтобы его чадо прожило как можно дольше.
- Франция. Пуповинный остаток строго запрещено бросать в воду или огонь. Таким образом, ребёнок в будущем не погибнет соответствующей смертью.
- Мексика. Пуповину новорождённого мальчика закапывали на поле битвы, чтобы он стал хорошим воином. Для девочки же выбиралось место вблизи дома, ведь она будущая хранительница домашнего очага.
Индейские племена. Пуповину мальчика вешали на дерево, чтобы он стал ловким охотником, а девочки — прятали под чащу с зерном (станет хорошей кухаркой). Инки В племени инков пупочек давали пососать заболевшему ребёнку.
- Австралия. Аборигены западной части континента опускают пуповину в воду — ребёнок станет хорошим пловцом.
- Сербия. Пуповину, помещённая в ткань, хранилась в сундуке. До этого она высушивалась обязательно на фруктовом дереве.
- Словения. Мама хранила в одном месте пупки всех своих детей, чтобы они были дружны. Если же всё же случалась ссора, то пуповины связывались между собой.
- Каролинские острова. Пуповину отпраляли в сосуд с золой. Его помещали среди ветвей дерева для отслеживания судьбы новорождённого.
- Прибалтийские страны. Пуповина вместе с последом закапывалась в дубовой роще на заранее выкупленном месте — у ребёнка было своё дерево.
- Казахстан. Повитуха, которая перерезала малышу пуповину, становилась ему второй матерью. Поэтому она должна была обладать положительными чертами характера. Если в семье долго не было детей, пуповину перерезал мужчина. Она становилась оберегом (прикрепляли к колыбельке, клали в воду, чтобы вылечить домашний скот), а вот послед обязательно закапывали подальше от дома.
Заговор на пуповину
Неважно, верят молодые родители в приметы или не верят, отпавший пупок лучше тщательно обработать, высушить, завернуть в чистую ткань и убрать в укромное место. Сейчас ни у кого не возникает с этим проблем – кусочек пуповины можно попросить у акушерки и она отдаст его родителям в целости и сохранности. Есть редкий заговор, которым можно воспользоваться, чтобы младенец вырос крепким и послушным
Для ритуала понадобятся три церковные свечи, мед и пуповина. Когда ребенок поест и крепко уснет, нужно слегка обмазать свечи медом и зажечь их. Держа в руках кусочек кожи, произнести:
Есть редкий заговор, которым можно воспользоваться, чтобы младенец вырос крепким и послушным. Для ритуала понадобятся три церковные свечи, мед и пуповина. Когда ребенок поест и крепко уснет, нужно слегка обмазать свечи медом и зажечь их. Держа в руках кусочек кожи, произнести:
Дождаться когда свечи догорят, все за собой убрать.
Многие молодые матери используют древнюю примету по «отливанию» болезней через пуповину. Для этого, сразу после роддома, во время купания, на ребенка льют воду через трубочку. Большинство молодых матерей утверждают, что после такой процедуры от новорожденного отступает любая болезнь.
Зная, что делать с пуповиной младенца, можно не просто сохранить ее, но и попробовать воспользоваться одним из древних поверий. Возможно, это, действительно, окажет благоприятное воздействие на физическое здоровье ребенка и сохранит астральную связь с матерью.
Что делали потом
На следующем этапе пуповину «зачерчивали» от сглаза. Для этого брызгали на нее крест-накрест материнским молоком. Затем прикладывали её к щекам новорожденного, чтобы вырос красавцем (или красавицей). Далее пуповину высушивали и клали к младенцу в колыбель либо вешали в мешочке ему на шею.
Нередко пуповину использовали в различных магических обрядах. Так, если женщина не хотела больше иметь детей, она брала пуповину и послед от своего первенца и закапывала безлунной ночью под засохшим деревом или кустом, произнося определенный заговор.
«Иногда кусочек пуповины высушивают и хранят его тщательно завернутым, – рассказывает Зеленин, – если дать взрослой дочери развязать ее, она станет искусной швеей (Полтава), а бездетная женщина, съев пуповину, исцелится от бесплодия».
Когда ребенок начинал ходить, пуповину прятали в укромное место где-нибудь в доме или во дворе. Если детишек в семье было несколько, обычно все их пуповины хранили в одном месте. В 6-7-летнем возрасте ребенку давали спрятанную пуповину и предлагали самому ее развязать. Для этого требовались ловкость рук и сообразительность. Люди считали, что так «развязывались» ум и память ребёнка. Если развязать пуповину не удавалось, его считали глуповатым.
Порой пуповину использовали в качестве талисмана или амулета. Ее брали с собой, если отправлялись в суд, путешествие, военный поход и в прочих важных случаях. Когда же человек умирал, полагалось класть ее в гроб.
Правила обрезания пуповины
Отрезать пуповину следовало строго на определенном расстоянии от живота. Например, в некоторых регионах России это расстояние определяли в три пальца
Особенно важно это было для девочек: считалось, что если обрезать пуповину ближе к животу, то девушка вырастет чересчур ветреной
Для обрезания использовали специально освященный на Пасху нож, острый топор или камень (если рождался мальчик). Если девочка, брали для этой же цели серп или ножницы. Сам процесс обрезания пуповины необходимо было осуществлять на каком-нибудь твердом предмете, обычно орудии труда.
Вот как пишет об этом этнограф Зеленин в работе «Восточнославянская этнография»: «У новорожденной девочки пуповину почти всегда перерезают на прялке или веретене, чтобы она стала искусной пряхой; у мальчика перерезают пуповину на топоре; русские делают это на колодке для плетения лаптей, а иногда на книге, дабы новорожденный вырос мастером своего дела или грамотным человеком».
Хорошему плотнику в старину говорили: «Видно, тебе пуповину на топоре резали». В процессе обрезания родители или повитуха приговаривали: «Чтобы такое-то дело делал хорошо, здоровье было крепким, жизнь долгой, а душа – чистой».