Синтаксическая роль
В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.
Бабочка летает, сестра читает — настоящее время, сказуемое-глагол согласуется с существительным в числе (единственное число).
Бабочки летают, сестры читают — настоящее время, сказуемое-глагол согласуется с подлежащим в числе (множественное число).
Бабочка летала, сестра читала — прошедшее время, сказуемое-глагол согласуется с существительным в роде (женский род) и числе (единственное число).
Бабочки летали, сестры читали — прошедшее время, сказуемое-глагол согласуется с существительным в числе (множественное число).
{"questions":,"explanations":,"answer":}}}]}
Как определить вид глагола
Первый способ — вопрос
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали? и т. д.
Примеры
летать, рисует, выбирали
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д.
Примеры
вернуться, напишет, пришли
Второй способ — слово «буду»
- К глаголам несовершенного вида можно подставить слово «буду», например: «петь» — «буду петь» (несовершенный вид).
- К глаголам совершенного вида слово «буду» подставить нельзя, например: «спеть» — нельзя сказать «буду спеть» (совершенный вид).
Вид
На вопрос “что делать?” отвечают глаголы несовершенного вида, которые обозначают действие в его течении, не указывая на границу (окончание действия).
Настя сидела за столом и вырезала снежинки. (Что делала? — действие не окончено.)
На вопрос “что сделать?” отвечают глаголы совершенного вида. Они указывают на законченные действия, которые привели к результату (уже свершились или будут совершены).
Вид и время глагола
Настя вырезала снежинку. (Что сделала? — действие завершено.)
Примеры
Аккомпанировать, агитировать, аплодировать, благословлять, боронить.
Зал дружно аплодирует маленьким артистам (что делает?).
Наташа заварила чай с травами (что сделала?).
Михаил ходил из комнаты в комнату, переставлял машинально предметы, все мысли его были заняты недавним звонком (что делал?).
Тренировочные упражнения
Какой вопрос поставить: «что делать?» или «что сделать?» Правило русского языка поможет правильно задать вопросы и отработать навыки определения категория в тренировочных упражнениях. Цель таких заданий — понять алгоритм и научиться определять видовую принадлежность слов, обозначающих действие.
Задание. Поставить вопрос к выделенному слову и определить его вид.
- Солнце светит очень ярко (что делает? — НВ).
- Ласточки низко летают — к дождю (что делают? — НВ).
- Мальчики прыгнули в огромную лужу (что сделали? — СВ).
- Кошка испуганно отпрыгнула в сторону (что сделала? — СВ).
- Мама всё отлично слышит (что делает? — НВ).
- Брат останется ночевать в городе (что делать? — НВ).
- Необходимо поймать этого опасного преступника (что сделать? — СВ).
- Мы сыграли в футбол очень хорошо (что сделали? — СВ).
Изучив эту постоянную грамматическую категорию, можно научиться без труда определять вид, законченность или незавершённость действия, а также овладеть навыками словообразовательного разбора.
Интересные факты о совах
Перуанский карликовый сычик
- Вид совы можно определить не только по внешнему виду, а и по характеру издаваемых звуков. Так, филин кричит громко и прерывисто, будто хохочет, неясыти «кашляют», большинство видов сов издают односложное уханье. Самый тихий голос у совок и мелких сычей: их крики похожи на свист.
- Совиные яйца всегда окрашены в белый цвет и имеют почти правильную круглую форму.
- Совы имеют хорошее ночное зрение, однако основную роль при ориентации в темноте играет слух. К особенностям слуховой системы ночных хищников можно отнести наличие образованных оперением наружных ушей, расширенные слуховые проходы, выгнутую наружу барабанную перепонку. Уши совы, которые представляют собой большие отверстия, расположены несимметрично: левое ухо обычно выше правого.
- Совы являются главными героями известной во всем мире серии книг писательницы Кэтрин Ласки «Ночные стражи». Несмотря на жанр фэнтези, в книгах изложена достоверная информация об образе жизни птиц и их повадках. Действие происходит в далеком будущем после исчезновения людей. Совы представлены разумными существами: они общаются между собой, читают и пишут, создают произведения искусства, имеют парламент и воюют со злом на планете.
- Самая маленькая сова в мире — перуанский карликовый сычик. Принадлежит он к роду воробьиных сычей и весит всего 30 гр при длине тела в 15 см.
Наклонение
Читателю уже известно, что такое совершенный и несовершенный вид глагола как определить — тоже. Рассмотрим не менее интересную вещь — наклонение. Для этого обратимся к таблице, которая подскажет некоторые секреты русского языка.
Инфинитив | Изъявительное | Условное | Повелительное |
Бегать | Бегаю | Бегал бы | Бегай |
Копать | Копаю | Копал бы | Копай |
Возмущаться | Возмущаюсь | Возмущался бы | Возмущайся |
Не стоит путать изъявительное наклонение с настоящим временем. Данные глагольные формы описывают действие, которое будет происходить на самом деле.
Рассмотрим, например, такую форму глагола как «видел». Это слово сообщает читателю о том, что действие было на самом деле. Человек действительно что-то видел и об этом сообщает. Но если добавить к этому слову частичку «бы», слово сразу приобретает иное лексическое значение.
Возьмем теперь слово «увидел бы», это будет совершенный глагол, сослагательного наклонения. Такое наклонение сообщают о действиях, которые могут быть только при определенных условиях. В устной или письменной речи, обычно такие условия сразу же перечисляются. Например, «если бы я был орлом, увидел бы каждую песчинку пляжа с огромной высоты». Сослагательное наклонение без перечисления условий вряд ли имеет смысл.
Мы уже выяснили какие бывают виды глаголов в русском языке. Познакомимся теперь с повелительным наклонением. Как изменяется глагол в этом случае? В самом слове «повелительное» уже содержится ответ на этот вопрос. Глагол предстает перед нами в форме приказа, просьбы, повеления в иной форме.
Повелительные глаголы примеры которых читатель может увидеть в таблице могут звучать грубовато, но это не обязательно так. Ведь, просьба это тоже повеление. Сравним два предложения.
Сравните «нарисуй быстро или будешь наказан» с «нарисуй, пожалуйста, и тогда получишь награду».
Одно и то же слово приобретает совершенно разное, даже прямо противоположный смысл в зависимости от контекста.
§2. Виды глагола
Вид — это постоянный морфологический признак глагола. Все глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду. Общепринятым является обозначение:
- СВ — для глаголов совершенного вида,
- НСВ — для глаголов несовершенного вида.
Вопросы к глаголу как к части речи: что делать? что сделать? — отражают деление глаголов по видам.
Образование видов
Большинство непроизводных русских глаголов — это глаголы НСВ, например: есть, жить, любить, прыгать, кричать. От них с помощью приставок и суффиксов образуются глаголы СВ, например:
есть → поесть, доесть, переесть, жить → пожить, дожить, пережить, любить → полюбить, прыгать → прыгнуть, кричать → крикнуть.
Также в русском языке распространено образование глаголов НСВ от глаголов СВ. При этом используются суффиксы НСВ: -ыва-, -ва-, -а-, например:
переписать → переписывать, сбить → сбивать, решить → решать.
Некоторые глаголы СВ и НСВ составляют видовые пары, например:
делать — сделать, писать — написать,
прыгать — прыгнуть, расписывать — расписать.
Значение у глаголов, составляющих видовую пару, различается только одним компонентом: процесс — результат, многократное — однократное действие. Многие глаголы СВ и НСВ видовой парой не считаются, т.к. кроме значения вида различаются еще каким-либо дополнительным значением, например:
- писать (НСВ)
- дописать (СВ, дополнительное значение: доведение действия до конца),
- переписать (СВ, дополнительное значение: совершение действия заново),
- списать (СВ, дополнительное значение: совершение действия по образцу, копирование),
- исписать (СВ, дополнительное значение: написать много, покрыть письмом какую-то поверхность) и т.д.
Глаголы СВ И НСВ имеют разные формы:
- у глаголов НСВ в изъявительном наклонении три формы времени,например:
- настоящее время: люблю, любишь, любит, любим, любите, любят,
- будущее время: буду любить, будешь любить, будет любить, будем любить, будете любить, будут любить(форма будущего времени, образованная с помощью глагола быть, называется составной формой),
- прошедшее время: любил, любила, любило, любили.
- у глаголов СВ в изъявительном наклонении только две формы: будущего и прошедшего времени. Настоящее время у глаголов СВ невозможно, т.к. это противоречит их видовому значению. Форма будущего времени у глаголов СВ не составная, как у глаголов НСВ, а простая: полюбит, посмотрит, узнаети т.д.
- будущее время: полюблю, полюбишь, полюбит, полюбим, полюбите, полюбят,
- прошедшее время: полюбил, полюбила, полюбило, полюбили.
Внимание:
В русском языке есть двувидовые глаголы. Это глаголы, у которых значение вида можно определить только в контексте. В одних контекстах они выступают как глаголы СВ, а в других как НСВ, например:
В конце концов преступников казнили (СВ).Преступников казнили целый месяц (НСВ).Вчера он обещал (СВ), что заедет к нам сегодня.Каждый день он обещал (НСВ) заехать, но всякий раз откладывал свой визит.
Не удивляйся:
Если у глагола разные лексические значения, то и видовые пары могут быть разные.
Например:
Учить (НСВ) — выучить (СВ) что? (слова, стихотворение, песню), т.е. учить что-то самому(-ой). Учить (НСВ) — научить (СВ) кого? (сына, детей, старшеклассников, спортсменов), т.е. учить кого-то чему-то.
Примеры глаголов несовершенного и совершенного вида
Как оказалось, НСВ и СВ достаточно легко найти по вопросу, однако чаще всего ученики начинают понимать тему только после того, как учитель разберет ее на примерах.
Несовершенный вид: кипит, берет, заботиться, будут играть, стригла, искали, пилил, мешала, буду спать и т. п.
Совершенный вид: полью, забить, уберу, купил, исчезло, сместили, открыла, сяду и т. п.
Это лишь некоторые примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.
Глагол — часть речи, которая встречается нам едва ли не чаще всех остальных. Он обладает рядом постоянных и изменяющихся признаков, к числу которых относится вид. С этой категорией каждый из нас сталкивался еще в школьные времена. Нередко она ставила в тупик и вызывала вопросы.
Эта статья поможет вам вспомнить, что такое и научиться его определять. Примеры заданий, с которыми вы столкнетесь, помогут отработать приобретенные знания.
Вид — один из постоянных признаков, принадлежащих глаголу. Он отражает то, как говорящий видит течение действия во времени: закончившимся, длящимся, повторяющимся, разовым.
Вид можно расценивать и как категорию, изменяющую слова, и как ту, что их классифицирует. В современном русском языке эта группа включает всего две опции.
Ответим на вопрос: «Какие бывают виды глаголов?» Ответ современных лингвистов на этот вопрос состоит из двух позиций: совершенный и несовершенный.
Что такое переходный глагол
Сам глагол никуда не переходит, но обозначает действие, направленное на предмет, переходящее на него. Объект действия выражается в этом случае именем существительным или заменяющим его местоимением, употреблённым без предлога в винительном падеже:
- собирать ракушки – собирать их;
- разгадать загадку – разгадать её;
- подозвать щенка – подозвать его.
Либо в родительном, когда он заменяет винительный. Замена происходит в двух случаях:
- при отрицании
получить (что?) письмо (в. п.) – не получить (чего?) письма (р. п.)
попробовать (что?) пирог (в. п.) – не попробовать (чего?) пирога (р. п.)
- при необходимости обозначить, что берётся часть от общего количества
допить молоко (в. п.) – купить молока (р. п.)
резать хлеб (в. п.) – отрезать хлеба (р. п.)
Переходность свойственна словам, имеющим следующие значения:
- воздействие на объект, в результате которого он может изменяться, возникать, уничтожаться или оставаться неизменным (колоть дрова, связать свитер, спилить дерево, похвалить ребёнка);
- восприятие с помощью органов чувств (видеть опасность, слушать музыку, почувствовать голод);
- отношение к предмету (отвергать насилие, жалеть больного, полюбить прогулки).
Переходными бывают глаголы как совершенного, так и несовершенного вида:
- навестить (сов. вид) родственников – навещать (несов. вид) знакомых;
- выкопать (сов. вид) канаву – копать (несов. вид) картошку;
- скопировать (сов. вид) походку – копировать (несов. вид) натюрморт.
Спряжение
Наклонения
Глаголы могут быть использованы в трех разных наклонениях: изъявительном, повелительном и условном. Например, глагол «рисовать» может быть использован в формах «рисуешь» (изъявительное наклонение), «рисуй» (повелительное наклонение) и «рисовал бы» (условное наклонение), а глагол «прочитать» — в формах «прочитаете» (изъявительное наклонение), «прочитай» (повелительное наклонение) и «прочитал бы» (условное наклонение).
Наклонения глагола
Изъявительное наклонение
Изъявительное наклонение глагола обозначает возможность выполнения действия в настоящем, будущем или прошлом времени. Глаголы, относящиеся к изъявительному наклонению, меняются в соответствии с временами:
- Настоящее время (что я делаю?) — я пишу, играю, слушаю.
- Будущее время (что я буду делать?) — я буду писать, играть, слушать; (что сделаю?) — я напишу, поиграю, послушаю.
- Прошедшее время (что я делал?) — я писал, играл, слушал; (что сделал?) — я написал, поиграл, послушал.
Изъявительное наклонение глагола
В настоящем и будущем времени глаголы в изъявительном наклонении изменяются по числам и лицам, такой процесс называется спряжением. Первое и второе спряжение глаголов отличаются друг от друга личными окончаниями.
Рассмотрим изменения глагола I спряжения «играть»:
- 1-е лицо: я играю — мы играем
- 2-е лицо: ты играешь — вы играете
- 3-е лицо: он играет — они играют.
Сравним личные окончания глагола II спряжения «налить»:
- 1 лицо я налью — мы нальем
- 2 лицо ты нальешь — вы нальете
- 3 лицо он нальет — они нальют.
При использовании глагола в прошедшем времени изъявительного наклонения следует учитывать его изменения по родам и числам. Например,
- певец напевал —, девочка напевала, дитя напевало, ученики напевали.
- мальчик рассмеялся — , мама рассмеялась, солнце рассмеялось, дети рассмеялись.
Глагол в прошедшем времени не имеет категории лица. Если у глагола есть лицо, то он не имеет рода, и наоборот. В прошедшем времени глаголы мужского рода имеют нулевое окончание, женского — окончание «-а», а среднего — окончание «-о». Окончание множественного числа прошедшего времени всегда одинаково — «-и».
Условное наклонение
Глагол этого наклонения легко узнать по частице «бы». В форме условного наклонения глаголы изменяются по родам и числам, а также зависят от конкретного контекста. Например, для глагола «говорить» форма условного наклонения выглядит так: «я бы говорил(а)», «мы бы говорили», «они бы говорили» и т.д. В зависимости от глагола и контекста форма условного наклонения может меняться по разному.
Стоит отметить, что формы условного наклонения и формы прошедшего времени изъявительного наклонения имеют схожие окончания. Однако, формы условного наклонения содержат частицу «бы», которая играет важную роль в образовании этой формы глагола.
Повелительное наклонение
В повелительном наклонении глагол обычно принимает форму второго лица единственного или множественного числа и изменяется по числу:
- ты напиши — вы напишите;
- ты приди — вы приходите.
Повелительное наклонение
Неопределенная форма глагола
Неопределенная форма () является исходной, начальной грамматической формой глагола и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы в неопределенной форме заканчиваются буквосочетаниями -ть, -ти и -чь:
Примеры
охранять, ползти, приберечь
Запомним неопределенную форму глагола «прийти» (ср. «зайти», «выйти», «отойти», «обойти» и пр.)
Начальная форма глагола не обозначает времени, не имеет непостоянных признаков лица или числа. Глагол в неопределенной форме имеет только постоянные грамматические признаки:
- совершенный или несовершенный вид,
- может быть переходным или непереходным,
- возвратным или невозвратным.
Синтаксическая функция неопределенной формы глагола шире, чем у других его форм. Инфинитив может выступать в роли всех членов предложения.
Глаголы выражают действие или состояние в грамматических формах вида, переходности, наклонения, времени, лица и числа и пр. Рассмотрим, какие постоянные признаки имеет глагол как самостоятельная часть речи.
Что такое совершенный и несовершенный вид глагола
Виды глаголов в русском языке представлены в двух крупных категориях — совершенном и несовершенном. Оба вида имеют свои особенности образования и правила написания.
Глагол совершенного вида
Совершенный вид глагола — всегда отвечает на вопросы (что сделать? что сделал?), очень часто имеет приставку и обладает следующими особенностями:
- Называют действие, ограниченное пределом в какой-либо момент его осуществления;
- Обозначают результат, законченность всего действия или его фазы.
Глаголы такого типа могут быть:
- В прошедшем времени;
- В будущем простом времени.
В отличие от глаголов несовершенного вида, этот вид глаголов, как правило, выражает завершенность действия или мыслительного процесса. Совершенный вид часто отличается от других наличием:
Суффиксов | Приставок | Наличием в вопросе приставки |
Пример
- Убрать;
- Постирать;
- Протереть;
- Простить;
- Заговорил.
Каждый из глаголов совершенного вида можно разделить на:
- Выражающие начало действия (заиграл на гитаре);
- Выражающие однократность законченного действия (с суффиксом -ну-) — крикнуть, толкнуть, стрельнуть.
Отсюда делаем вывод, что совершенный вид глагола — это такой вид глагола, который обозначает завершенное или ограниченное каким-либо промежутком времени действие, совершаемое объектом. Проще говоря, совершенный вид глагола относится к действиям, которые уже совершились (совершённый).
Несовершенный вид глагола
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? (что делал, что делают) и обозначают:
- Действие в протяженности, без указания на его предел;
- Незаконченность действия.
Глаголы такого вида могут быть в трёх временных рамках:
У глаголов несовершенного вида есть три временные формы:
Прошедшее время | Настоящее время | Будущее сложное время |
Подобный разброс позволяет наиболее полно выразить авторскую мысль и добавить в текст конкретику и разнообразие. Глаголы совершенного и несовершенного вида могут быть похожими друг на друга, поэтому для проверки желательно опираться не только на вопрос, но и на дополнительные признаки (наличие приставок или суффиксов).
Например, среди глаголов несовершенного вида выделяется группа глаголов с суффиксами -ыва-/-ива-. Они выражают такие действия, которые могут повторяться неоднократно или планироваться:
Подбрасывать | Покрикивать |
Прочитывать | Подглядывать |
Несовершенный вид глагола выглядит так:
Играл | Писал |
Вязать | Петь |
Дарят | Доверять |
Глаголы несовершенного вида никогда не выражают действие, которое является завершенным или имеет какой-либо предел в совершении. Подобная особенность позволяет указать или продемонстрировать выполняемое действие без конкретики и четких временных рамок.
Образование глаголов совершенного и несовершенного вида
От глаголов совершенного вида можно образовывать несовершенный вид (и наоборот). Для этого осуществляется:
- Добавление приставки (рисовать — нарисовать, петь — напеть, дарить — подарить);
- Отбрасывание суффиксов (нёсти — нёс);
- Замена суффиксов (прыгать — прыгнуть, рисовал — вырисовывать);
- Замена суффиксов и чередование букв в корне (засунуть — засовывать);
- Добавление приставки и суффикса (писал — прописывать).
Вид глагола может измениться и при замене ударения в слове.
Пример
УзнАю (сов., обозначает начало действия) — узнаЮ (несов., планирующееся).
Как определить вид глагола
Прошедшее время
Совершенный вид — действие выражает конкретный факт, оно началось и достигло какого-то финала или результата; оно ограничено временными рамками.
Примеры: Вчера я посмотрел интересный сюжет про пингвинов. (конкретный факт, действие имеет начало и конец)
Он пробежал уже два километра. Я пролистал двести страниц и до сих пор не нашёл ответ.
Действие имеет начало, оно ещё не закончилось, но уже достигло какой-то границы / временной рамки — (на данный момент) он пробежал уже два километра, я пролистал двести страниц.
Несовершенный вид — незавершённый и (возможно) повторяемый процесс/действие.
Примеры: Я смотрел на облака и представлял разные фигуры.
Они играли с мячом и разбили окно (их игра прервалась, но не закончилась). Сравните: Они поиграли с мячом и пошли домой (что сделали? Оба глагола совершенного вида).
Настоящее время
Совершенный вид глаголов не употребляется в настоящем времени.
Несовершенный вид — как правило, употребляется простая форма глагола без приставки.
Действие глагола не ограничено в своём процессе и повторяемости.
Примеры: Я читаю книгу и смотрю в окно. Она каждый год сажает цветы в саду. Они гуляют с собакой.
Будущее время
У глаголов совершенного вида в будущем времени простая форма. Глагол выражает единичность действия.
Примеры: Я поговорю с ним завтра. Он прочитает их доклад. Она приготовит на обед котлеты.
Глаголы несовершенного вида для обозначения будущего времени имеют составную форму (быть + инфинитив): буду делать, будет смотреть, будем гулять.
Глагол несовершенного вида в будущем времени имеет оттенок намерения.
Примеры: Я буду разговаривать с детьми о правилах. Мы будем есть котлеты на обед. Вы будете выходить на этой остановке?
Узнайте также, что такое Деепричастный оборот и Причастный оборот.
Лицо у глаголов
Грамматическая форма лица обозначает отнесенность действия к определенному производителю. У глаголов различают три формы лица единственного и множественного числа.
Форма 1 лица выражает, что действие совершает сам говорящий (я рисую, мы рисуем).
Форма 2 лица показывает, что действие производит собеседник (ты поешь, вы поете).
Форма 3 лица обозначает, что действует тот, о ком идет речь (он плавает, они плавают).
Значение лица выражается с помощью личных окончаний в настоящем и будущем времени глаголов изъявительного наклонения и личных местоимений:
- я пишу, напишу;
- ты смеёшься, рассмеёшься;
- он зовет, позовет и т. д.
Безличные глаголы
В русском языке существуют глаголы, которые обозначают действие или состояние человека и природы, протекающее само по себе, без непосредственного деятеля. Это безличные глаголы, которые по грамматической форме совпадают с глаголами третьего лица единственного настоящего и будущего времени или среднего рода в форме прошедшего времени.
Понаблюдаем:
- нездоровится, вечереет, смеркается;
- рассвело, подморозило, запахло.
Некоторые личные глаголы могут употребляться в роли безличных:
- дятел стучит — стучит в висках;
- лес темнеет вдали — темнеет в глазах.
Возвратные глаголы, образованные от переходных глаголов
Возвратные глаголы, которые образованы от основы переходных глаголов, делятся на пять основных групп:
В их морфемном составе постфикс -ся имеет значение, близкое к значению возвратного местоимения «себя»:
бриться — брить себя.
2. Взаимно-возвратные глаголы обозначают действие, которое совершается двумя или несколькими лицами, каждое из которых является одновременно субъектом и объектом действия:
Постфикс -ся синонимичен словосочетанию «друг друга».
3. Общевозвратные глаголы указывают на внутреннее состояние субъекта, изменение его состояния или положения, например:
Постфикс -ся в морфемном составе этой группы возвратных глаголов имеет значение, близкое к значению местоимения «сам»:
обрадовать маму — обрадуется сам.
4. Косвенно-возвратные глаголы обозначают действие, совершаемое субъектом для себя, в своих интересах, в свою пользу:
5. Безобъектно-возвратные глаголы обозначают действия, выступающие в роли постоянного и характерного свойства субъекта:
Глаголы в русской речи
Многие лингвисты считают, что глагол – самая сложная и самая емкая часть речи, которая обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении. А. Н. Толстой писал:
На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и языковеды. Например, Николай Греч писал:. Термин «глагол» восходит к старославянскому слову «глаголить», что по-русски значит «говорить»
В древнерусском языке одним из значений лексемы «глагол» было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк»:
Термин «глагол» восходит к старославянскому слову «глаголить», что по-русски значит «говорить». В древнерусском языке одним из значений лексемы «глагол» было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк»:
Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость.
Глагол как часть речи обозначает «процесс». С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.
Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что «глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены». И это действительно так.
С помощью имен существительных можно назвать предметы и явления, которые нас окружают. Имена прилагательные помогают уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут «оживить» и заставить двигаться и изменяться окружающий нас мир.
Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.
Чтобы понять, что такое глагол в русском языке, рассмотрим его общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. А начнем мы с определения:
Определение
Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы
что делать? что сделать?
Наклонение
Читателю уже известно, что такое совершенный и несовершенный вид глагола как определить — тоже. Рассмотрим не менее интересную вещь — наклонение. Для этого обратимся к таблице, которая подскажет некоторые секреты русского языка.
Инфинитив | Изъявительное | Условное | Повелительное |
Бегать | Бегаю | Бегал бы | Бегай |
Копать | Копаю | Копал бы | Копай |
Возмущаться | Возмущаюсь | Возмущался бы | Возмущайся |
Не стоит путать изъявительное наклонение с настоящим временем. Данные глагольные формы описывают действие, которое будет происходить на самом деле.
Рассмотрим, например, такую форму глагола как «видел». Это слово сообщает читателю о том, что действие было на самом деле. Человек действительно что-то видел и об этом сообщает. Но если добавить к этому слову частичку «бы», слово сразу приобретает иное лексическое значение.
Возьмем теперь слово «увидел бы», это будет совершенный глагол, сослагательного наклонения. Такое наклонение сообщают о действиях, которые могут быть только при определенных условиях. В устной или письменной речи, обычно такие условия сразу же перечисляются. Например, «если бы я был орлом, увидел бы каждую песчинку пляжа с огромной высоты». Сослагательное наклонение без перечисления условий вряд ли имеет смысл.
Мы уже выяснили какие бывают виды глаголов в русском языке. Познакомимся теперь с повелительным наклонением. Как изменяется глагол в этом случае? В самом слове «повелительное» уже содержится ответ на этот вопрос. Глагол предстает перед нами в форме приказа, просьбы, повеления в иной форме.
Повелительные глаголы примеры которых читатель может увидеть в таблице могут звучать грубовато, но это не обязательно так. Ведь, просьба это тоже повеление. Сравним два предложения.
Сравните «нарисуй быстро или будешь наказан» с «нарисуй, пожалуйста, и тогда получишь награду».
Одно и то же слово приобретает совершенно разное, даже прямо противоположный смысл в зависимости от контекста.
Спряжения
Хотя, мы уже знаем как определить вид глагола совершенный или несовершенный, но для настоящего мастера русской словесности этого явно недостаточно. Надо еще научиться правильно различать глагольные спряжения в русском языке.
Если не знать спряжения и говорить неграмотно, окружающие могут не понять вашу мысль или понять неправильно. Именно по этой причине чаще всего возникают недопонимания между людьми.
Чтобы такого не было, научимся спрягать. Всего существует два спряжения:
- Первое спряжение глагола. Поставим часть речи в третье лицо множественного числа. Например, «брезгуют». Здесь окончание «ют». Так выглядит глагол первого спряжения. Это верно и для глаголов с окончанием «ут».
- Второе спряжение глагола. Повторим действия первого пункта. Читатель увидит второе спряжение, если глагольное окончание будет «ат» или «ят».
Примеры глаголов двух видов
Совершенный вид | Несовершенный вид | |
Прошедшее время | Что сделал? Что сделала? Что сделали? | Что делал? Что делала? Что делали? |
Настоящее время | Не употребляется | Что делаю? Что делает? Что делаем? Что делаешь? |
Будущее время | Что сделаю? Что сделает? Что сделаем? Что сделают? | Что буду делать? Что будет делать? Что будем делать? |
Грамматическое значение глагола
Обобщенное значение, свойственное глаголу, — передача информации о действии субъекта. Принято выделять основные группы действий, обозначаемых глаголом:
- речевая деятельность объекта, звукоизвлечение (кричать, говорить, шептать, декламировать, шипеть, мяукать);
- трудовые и активные действия, производимые предметом речи (стрелять, лепить, шить, дергать);
- умственная работа (анализировать, доказывать, сопоставлять, констатировать);
- изменение положения объекта в пространстве (бежать, прыгать, ползти, плыть, распространяться);
- активное проявление эмоций (обожать, злить, веселить, скучать);
- описание окружающей среды или состояния человека (темнеет, рассветает, туманится, холодает, лихорадит, нездоровится).
Подведем итоги
Что мы узнали о возвратных глаголах:
Постфикс -ся входит в основу и сохраняется во всех глагольных формах, поэтому возвратность — это постоянный признак глагола.
● Возвратные глаголы: кружится, говорилось, находятся, отправились бы, решайся;● невозвратные глаголы: кружится, говорило, находят, отправили бы, решай;
С ПЕРЕХОДНОСТЬЮ / НЕПЕРЕХОДНОСТЬЮ СЛОЖНЕЕ: надо запоминать, что при переходном глаголе:● есть СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ИЛИ МЕСТОИМЕНИЕ В ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ БЕЗ ПРЕДЛОГА: пить сок, проиллюстрировать книгу, встретить его, полюбить себя;● или вместо существительного в винительном падеже без предлога МОЖЕТ БЫТЬ УПОТРЕБЛЕНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ БЕЗ ПРЕДЛОГА в таких случаях: – при отрицании: не купить масла, не положить сахара; – при указании на часть предмета: купить масла (какое-то количество, а не всё что есть в магазине); положить сахара – ложечку или две-три, а не весь сахар из сахарницы).
При непереходном глаголе существительное или местоимение могут стоять в любом косвенном падеже, включая винительный с предлогом, может вообще не быть зависимых существительных и местоимений.
НО ЕСТЬ ДОВОЛЬНО ПРОСТОЙ СПОСОБ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕХОДНОСТИ / НЕПЕРЕХОДНОСТИ ГЛАГОЛА.
Вот так:● РЕШАЮТ – надо прибавить слово, на вопрос КОГО? ЧТО? отвечающее? ДА, надо: РЕШАЮТ ЗАДАЧУ. Следовательно, глагол РЕШАЮТ переходный;● ПРИВЕСТИ, ПОЛОЖИЛ – нужно ли при этих глаголах слово, на вопрос КОГО? ЧТО? отвечающее? ДА, нужно: ПРИВЕСТИ РЕБЁНКА в школу, ПОЛОЖИЛ КНИГИ в портфель. Следовательно, глаголы ПРИВЕСТИ, ПОЛОЖИТЬ тоже переходные;● ЛЕЖИТ– нужно слово, на вопрос КОГО? ЧТО? отвечающее? НЕТ, не нужно: ЛЕЖИТ на диване, на полянке, долго (наречие, не существительное) лежит. Следовательно, глагол ЛЕЖИТ непереходный;● ЗАЛАЯЛИ – надо прибавить слово, на вопрос КОГО? ЧТО? отвечающее? НЕТ, не надо: залаяли на меня (на кого? на что? – падеж винительный, но с ПРЕДЛОГОМ), залаяли глубокой ночью, залаяли громко (наречие, не существительное). Следовательно, глагол ЗАЛАЯЛИ непереходный.
ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ НЕПЕРЕХОДНЫЕ..
Переходные глаголы управляют существительными и местоимениями в винительном или родительном падеже без предлога (водить машину, не пить воды);Непереходные глаголы при сочетании с существительными в винительном падеже требуют использования предлога (пересесть в машину, поссориться из-за спора).