Говорим на равных
Необходимо давать детям возможность участвовать в домашних хлопотах и принимать их помощь. Дети хотят быть похожими на своих родителей, берут с них пример. Видя, как мама убирает, они тоже стремятся убрать где-то. От таких помощников только грязи больше. К домашней работе детей нужно приучать в форме игры. Если же ребенка отстранили от помощи, в его голове будут мысли, что он непригоден для домашних дел. И через какой-то период времени, когда ребенок станет подростком, он не будет помогать семье. Надо идти ребенку на встречу, пусть убирает с вами, чтобы он почувствовал, что он полезен своей семье. И в будущем вырастет хороший помощник.
Играем и развиваемся
Играйте с ребенком в сюжетные и ролевые игры: например, возьмите любимые игрушки и придумайте сюжет, в котором они будут участвовать. Разговаривайте за них, пойте песенки, разыгрывайте диалоги со стихами и считалочками. Даже если ваш малыш пока говорит только несколько слов, он уже может участвовать в игре, а значит будет видеть необходимость общения. Детям легче “разговаривать” в знакомых и привычных ситуациях, так что не упускайте возможность пообщаться с ребёнком в играх.
Отметим, что если вас что-то беспокоит в речевом развитии малыша, не бойтесь обращаться за консультацией к специалистам — логопедам и дефектологам. Советы в духе “Да заговорит ещё!”, “Все мальчики поздно начинают”, “А у моей знакомой…” вредны тем, что вы можете упустить драгоценное время для стимулирования речи.
Развитие речи — это сложный процесс, в котором важен каждый этап. Если вы задаётесь вопросами “Почему ребенок не разговаривает в 2 года?” или “Как научить говорить ребенка в 3 года?”, то это уже повод обратиться к специалистам.
Ольга Шадрина,практикующий педагог-дефектолог, автор упражнений и обучающих материалов IQsha.ru
Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме
Начните заниматься прямо сейчас
Начать заниматься
Как разговаривать с ребенком с 3 лет
Трехлетние дети могут впадать в истерики, рыдать без повода, проказничать. В таких ситуациях нет резона ругать или поучать, нужно просто уйти, объяснив, что разговор начнется, когда малыш успокоится. Ну а, если дитя нельзя оставить одного, например, на улице, в магазине или поликлинике, тогда просто берите его под мышку и уносите с людного места. Чем больше ему внимания, тем сильнее он будет истерить и капризничать.
Дети должны уяснить правила, касающиеся безопасности и здоровья, в более простых случаях давайте им право выбирать, самим как поступать.
Что-то, запрещая, всегда объясняйте, а что можно сделать взамен запрета.
Например, бить соседского мальчика нельзя, а боксерскую грушу можно, бить палкой по дереву нельзя, а палочками по барабану можно, кидать камни в машины и людей нельзя, а в безлюдное море можно.
Как говорить с ребенком дошкольного возраста
Дошкольный возраст тоже имеет свои нюансы общения. Дети постепенно становятся старше, они дублируют поведение родных и близких
Если ваш ребенок огрызается, не слышит ваших просьб, значит, обратите внимание на себя. Скорее всего, и вы не всегда слышите своего ребенка, занимаетесь своими делами, резко отвечая на его вопросы
Или вообще не обращая внимания.
Чтобы вы не делали, отвлекитесь и уделите минутку своему любопытному чаду. Эта минутка принесет огромный вклад в ваши дальнейшие отношения и взаимопонимание. Поступайте так, как хотите, чтобы поступали с вами. И помните, что дети чаще всего дублируют характер и привычки своих родителей, а также их манеру общения, поэтому исправление ребенка, лучше начать с самого себя.
Маленькие хитрости. Как и о чем говорить с детьми?
Ответ на вопрос, о чем и как разговаривать с маленькими детьми, помогает найти дорожку к сознанию ребенка и к созданию дружеских отношений между отцами и детьми
Сыновья и дочери слышат не только сами слова, но и обращают внимание на их тональность. Даже если вы говорите о любви, но не вкладываете в эти слова душу, ребенок вам не поверит
При любом общении с детьми, даже если она не ваши собственные, старайтесь быть очень близко к ребенку, не смотреть свысока, а держать его за ручку, обнимать, находиться на уровне его глаз.
Никогда не говорите научными формулировками и непонятными эпитетами. Дети прекрасно реагируют на четкость, ясность и просьбы, а не приказы.
Что означают слезы
Новорожденный имеет только один способ выразить то, чего хочет: он кричит и плачет. Это его язык. Таким образом, это вполне нормально: ребенок плачет, когда голоден или хочет пить, когда ему слишком жарко или слишком холодно, или потому, что у него болит животик.
Не торопитесь… Чтобы диалог между вами и малышом состоялся и был гармоничным, вам нужно много времени проводить со своим ребенком. Его нужно изучать. Что он хочет показать? Что пытается выразить теми средствами, которые ему пока доступны: плачем, мимикой или криком? Познакомьтесь с ним. Следуйте своим ощущениям и опирайтесь на опыт, который вы набираете с каждым днем.
Многодетная мама знает, что не существует общего правила в воспитании, так как каждый ребенок реагирует по-своему, у каждого свой «темперамент».
Мало-помалу вы научитесь узнавать разные крики вашего малыша, даже если иногда они останутся тайной для других людей, вы будете понимать, что на этот раз хочет ребенок. Было бы наивно хотеть понимать все, что чувствует ребенок.
А вы никогда не бываете напряженной, нервной, уставшей, несчастной? У него тоже есть свои печали, утолить которые вы можете только своим присутствием и любовью. Иногда он более раздражен, и его сложнее успокоить.
Мама и ребенок не всегда совпадают в своих желаниях, даже наоборот. И это правильно, потому что все эмоциональные отношения включают напряженные моменты, которые тоже являются частью познания друг друга и которые ценятся больше всего по прошествии многих лет, помните об этом и наслаждайтесь каждой минутой общения с ребенком.
Именно когда ребенок спокоен, он внимателен к окружающему мир и больше всего расположен к общению с вами.
С точки зрения ребенка
Если бы ты знала, как мне хорошо со всей твоей нежностью. Мне нравится блеск твоих глаз, я слежу за твоим ртом, из которого я слышу красивую мелодию, она меня убаюкивает, успокаивает и очаровывает. Мне это так интересно, что я хочу делать так же! И вот я пою по-своему, а ты смеешься. Ты качаешь головой, двигаешь глазами, создаешь новую музыку из слов, и это меня удивляет. Все повторяется, и это приятно. В конце концов, насытившись молоком и радостью, я засыпаю в твоих руках.
Разговор с младенцем – это не только слова, но и взгляды, интонация
А истоки и начало общения у детей начинаются еще в утробе матери. Ребенок не только слышит, обращенные к нему, слова, музыкальные композиции, песни, спетые мамой или папой, но даже мысли. Думайте о будущем малютке с любовью, подтверждайте словами, что он долгожданный, что он радость и счастье.
Разговоры с младенцем
Как же разговаривать с совсем маленьким ребенком — младенцем, чтобы он понимал и реагировал? Этот вопрос интересует многих хороших родителей. Младенец, после рождения, почти ничего не умеет, но он с огромной скоростью постигает все новые и новые навыки.
Говорите на своем обычном языке, привыкайте к тому, что малыш вас просто слушает, пусть даже неосознанно, на подсознательном уровне. Но он чувствует вашу близость, ваш спокойный тон, вашу умиротворенную интонацию.
Не стоит молчать, считая, что вас не понимают. Разговаривайте, как с другом и равноправным собеседником, который просто не отвечает.
К шестимесячному возрасту ребенок научиться гулить и произносить согласные звуки. Цель родителей – усиливать речевую активность и разговорчивость малютки, подражая его небольшому звуковому словарику.
К девяти месяцам ребенок обычно уже будет способен по-своему отвечать на вопросы и запросы родителей. Дети уже начинают играть в ладошки, махать ручонкой, говоря до свидания, дают игрушки, показывают на то, что они хотят.
Задача взрослых – при разговоре с ребенком до года — наблюдение за пополнением словарного запаса ребенка, пусть даже и пока в пассивной форме. Чадо должно не просто играться игрушками, а слышать, как они называются.
В этот период дети уже учатся говорить новые слоги, и даже слова.
Годовалое дитя способно повторять за родителями простенькие словечки из двух повторяющихся слогов. Например, мама, папа, ляля, баба, дядя.
Для чего нужна привязанность к маме
Малыш откликается не просто на ухаживание за ним, а на эмоциональный контакт, игру, разговор в процессе этого ухаживания
Мама, дарящая заботу, внимание, улыбки, теплоту голоса и рук, дарит не просто себя и свое время, но и свою любовь. Если мама и ребенок обоюдно получают удовольствие от общения и если мама открыто это демонстрирует, малыш учится принимать самого себя как объект, достойный любви
- Обращение мамы с малышом, в котором проявляются ее чувства к нему, таким образом, является базой для закладки не только их взаимоотношений, но и восприятия ребенком самого себя и окружающего мира.
- По некоторым данным, существует зависимость между тем, сколько времени ребенок проводит в контакте с мамой, и частотой его плача в последующие два года, а также некоторыми проблемами психологического порядка в подростковом и старшем возрасте.
- Дети с глубокой привязанностью к маме (если это чувство взаимно) успешнее социализируются в будущем, демонстрируют более высокие показатели по сравнению со своими сверстниками, если сравнить такие аспекты, как успеваемость в школе, познавательная активность в раннем детстве, интеллектуальное развитие в подростковом возрасте.
Дети мам, не внимательных к потребностям своего ребенка, склонных к эмоциональной холодности, в школьный период бросают все свои силы на восполнение дефицита внимания и привязанности через установление более тесного контакта с учителем. Бывает и обратная реакция: дети, отвергаемые своими матерями, не уверены в себе, теряют познавательный интерес к окружающему миру, игнорируют учителей и других взрослых.
Совместить приятное с полезным
– Я не могу говорить со своим сыном, – признается молодая женщина. – Я знаю, что должна, что это полезно. Но по сути ограничиваюсь только уходом за ним.
Такое тоже происходит часто. Обычно с теми людьми, которые сами недополучили общения с родителями после рождения. Но у мамы есть замечательные помощники – это песни, стихи, потешки и колыбельные.
Если женщина не может заставить себя говорить с ребёнком просто так, то с чтением стихов она справится. Потешки прекрасно помогают развивать речь ребёнка. Малышам нравится их ритмичность. Если сопровождать чтение самой простой пальчиковой гимнастикой, то это станет очень хорошим вкладом в формирование разнообразных навыков.
От рождения до полугода: как понять друг друга без слов?
Впервые взяв на руки новорожденного сына или дочку, молодые родители испытывают восторг, нежность и… замешательство. Ясно, что малыша нужно купать, переодевать, укладывать спать, — но как с ним разговаривать? И способен ли он хоть что-то понять? Часто мама и папа решают отложить общение на несколько месяцев и дождаться, пока поведение ребенка станет чуть более осознанным.
На самом деле даже совсем маленький ребенок может взаимодействовать с родными — более того, это необходимо для его гармоничного развития. Но средств для выражения своих чувств у малыша пока немного: он может только плакать, слушать и смотреть на собеседника.
Вот как можно помочь крохе наладить контакт с вами:
Улыбайтесь ребенку, особенно когда он агукает или гулит;
Смотрите в глаза малышу, когда держите его на руках, не отворачивайтесь от него;
Старайтесь освоить «детский язык» — меняя выражение лица и издавая различные звуки, даже месячный ребенок может выражать радость, раздражение, страх, усталость;
Выделяйте время, чтобы «поболтать» с малышом
Особенно это важно для вечно занятых молодых отцов
Не важно, о чем вы говорите, для ребенка главное — звук вашей речи и внимание к нему;
Помните, что плач — основной способ для новорожденного сообщить что-то окружающим. Никогда не оставляйте ребенка плакать в одиночестве, обязательно реагируйте на его сигналы;
Пытайтесь вести диалог с малышом, не оставляйте без внимания ни одно его «слово»;
Повторяйте звуки, которые издает ребенок, отвечайте на его лепет и агуканье;
Обращайте внимание на то, что привлекает малыша
Называйте предметы, на которые он смотрит или реагирует разными звуками;подкрепляйте свои слова улыбкой, приветливым выражением лица;повторяйте жесты ребенка.
Слово и будущий успех
Американские психологи Бэтти Хард и Тодд Рисли установили интересную взаимосвязь. Оказывается, на успешность человека в будущем влияет количество слов, которые он услышал в первые годы жизни. Это главное преимущество богатой языковой среды в семье. Об этом же рассказывают в своей книге “Тридцать миллионов слов” Дана Саскинд, Бет Саскинд, Лесли Левинтер-Саскинд. Есть конкретные рекомендации для родителей, желающих общаться с младенцами правильно:
Настройка на ребёнка
Нужно обращать внимание на всё, чем он интересуется и стараться обсуждать именно это. Хорошо бы при этом максимально включаться в его деятельность и комментировать действия простыми фразами
Использование попутных комментариев
Описывая свои действия и окружающий мир, можно всё это дополнительно комментировать. Например, вот так:
– Смотри, малыш, вот собака. Она разговаривает “гав-гав”. Обижать собаку нельзя.
Лучше избегать местоимений, которые ребёнку ещё не вполне понятны. Но дополнительная детализация повлияет в дальнейшем на словарный запас.
Обмен репликами
Когда ребёнок начинает понемногу говорит, родителям часто бывает трудно ждать, пока он подберёт нужное слово в диалоге. Они пытаются додумать и сказать за него. Но лучше дать малышу время. А если есть необходимость, можно задать ему наводящие вопросы.
Интересно: 2-летняя Майя из Бразилии прославилась на весь мир из-за уникальной особенности – частичного альбинизма
Хотелось бы сделать комплимент российским матерям, которые чаще всего интуитивно общаются с детьми так, как рекомендуют специалисты.
К книге “Тридцать миллионов слов. Развиваем мозг малыша, просто беседуя с ним” Дана Саскинд, Бет Саскинд, Лесли Левинтер-Саскинд в англоязычном мире отзывы в основном положительные. Но, судя по рецензии, большинство российских матерей после чтения пришли к выводу, что ничего нового они не узнали. Всё же именно в нашем обществе в течение многих поколений речевое общение с ребёнком находится в приоритете.
Как разговаривать с ребенком по-старому или по-новому?
Конечно, вы можете возразить, что отцы и деды воспитывали нас по-другому. Почему я должен учитывать эти особенности общения родителей с детьми? А все очень просто. Если вы хотите, чтобы ваши дети вас превзошли, стали лучше вас, тогда вам необходимо в общении научится удовлетворять основные психологические потребности вашего ребенка.
А это потребность в любви, принятии, безопасности, уважении, потребность быть услышанным и понятым, а также желание искренности и правдивости.
Итак, сегодня мы рассмотрели 7 основных правил как разговаривать с ребенком. Надеюсь они помогут вам находить эффективные способы общения. А также вывести общение с детьми в семье на качественно новый уровень.
Подсказки маме
Последние результаты, полученные при анализе речи, показывают, что каждая мать заслуживает почетного звания учителя словесности (для своего ребенка) благодаря своим способностям, заложенным природой. Есть некоторые приемы, помогающие быстрее наладить общение с младенцем.
Смотрите на слушателя
Начиная разговаривать с ребенком, постарайтесь поймать его взгляд и удерживать внимание малыша, глядя ему в глаза. Так вы скорее ощутите ответную реакцию
Обращайтесь к ребенку по имени. В первые месяцы малыш может не ассоциировать собственное имя с самим собой, но чем чаще он будет его слышать, тем быстрее наладится эта ассоциативная связь — всегда сначала именно эти звуки, а уж потом другие, более разнообразные. В результате ребенок, совсем как взрослый, научится поворачивать голову, слыша свое имя. Старайтесь говорить просто. Используйте предложения, состоящие из 2-3 слов, растягивая гласные: «Хоо-ро-шенький ма-а-а-льчик». Старайтесь избегать служебных слов (как в тексте телеграммы). Не прибегайте к местоимениям «я» и «мне» — они не имеют никакого смысла для ребенка. Говоря ему о себе, используйте слова «мама» и «папа». Сопровождайте речь жестами. Скажите: «Помаши киске ручкой: «бай-бай» и сделайте такой жест, повернувшись к кошке. Младенцы лучше запоминают слова, если они сопровождаются жестами. Ставьте главное слово в конец фразы и делайте на нем акцент, растягивая гласные звуки. Обратите внимание на то, какие звуки ему больше нравятся, и постепенно добавляйте новые. Дети легко могут заскучать, если набор звуков не меняется. Задавайте вопросы. «Мэтью хочет на ручки?», «Пойдем спать?» Беседа в форме вопросов естественно предполагает ответ на вопрос. Поясняйте ваши действия. Когда вы переодеваете или купаете ребенка, рассказывайте ему, что вы делаете — приблизительно так, как это делают комментаторы спортивных соревнований: «Сейчас папа снимет пеленку… а теперь мы положим другую…» Не думайте о том, что со стороны это, возможно, выглядит странно, — помните, что вы разговариваете не с каменной стеной. У маленького человечка всегда «ушки на макушке», он воспринимает каждый издаваемый вами звук и хранит его в неисчерпаемых глубинах своей памяти. Наблюдайте, как начинаются и как прекращаются сигналы. Время от времени ребенок подает вам какой-нибудь знак, привлекая ваше внимание. Он может улыбнуться, посмотреть вам в глаза, протянуть к вам руки, как бы говоря: «Мне нравится, давай, говори». Но не забывайте о признаках, показывающих отсутствие внимания: взгляд в пространство, малыш не смотрит на вас или отворачивает голову в сторону. Это означает: «Ну довольно, давай займемся чем-нибудь другим». Дайте ребенку возможность ответить вам. Задавая ребенку вопрос, дайте ему время «ответить». Ведь так же вы поступаете в разговоре с другими людьми. Делайте почаще паузы, и у малыша будет возможность покряхтеть или издать какойто другой ответный звук. Малыши стараются как-то отреагировать на обращенную к ним речь. Продолжайте вашу беседу. Если вы видите ответную реакцию ребенка или он первым начинает разговор улыбкой, радостными телодвижениями и приятным воркованием, постарайтесь ответить ему. Мимика добавит вашему ответу значимости и поощрит малыша продолжить общение. Читайте вслух. Детские стихи и поэмы отличаются особой музыкальной ритмикой. Если у вас в семье два малыша и вы читаете вслух старшему, уже начинающему ходить, не забывайте, что послушать вас полезно и грудничку; это развивает его внимание. Возможно, когда-нибудь вам потребуется нечто более содержательное, нежели «Гуси-гуси…» Что ж, почитайте вслух свой любимый журнал или взрослую книгу, сохраняя при чтении ритм, привычный для восприятия младенца. Говорите нараспев. Исследователи детской психологии считают, что пение оказывает большее воздействие на речевые центры мозга, чем простая, не оформленная музыкально речь. Не смущаясь тем, что вы вовсе не оперная звезда, начните вашу певческую карьеру с аудитории, состоящей из одного-единственного слушателя — вашего ребенка. Малыши любого возраста любят песенки — как собственного вашего сочинения, так и более известные публике. Выберите с десяток наиболее любимых им напевов и почаще повторяйте их. Робко выраженная 2-месячным малышом просьба повторить этот «эстрадный концерт» — предвестник последующего бурного вызова «на бис»: «Ну еще, еще, мама (или папа)».
Свой чужой ребенок
Отдельно хочется сказать несколько слов о том, как общаться с детьми из детского дома. Эта категория малышей требует к себе особого внимания. Большинству из них в своем возрасте уже пришлось пережить страшные события, потерять родителей, дом, оказаться в чужом и непонятном для них месте. Такие беды не проходят бесследно, поэтому неудивительно, что ребенок, находящийся в детском доме, может быть недоверчив или даже озлоблен. Налаживая с ним контакт, нужно быть максимально открытым и честным, при этом ни в коем случае нельзя заискивать перед ним, пытаться подкупить его действиями или словами. Только регулярное здоровое общение поможет наладить коммуникацию с ребенком.
На и дай
Как говорить с малышом? Вам нужно построить развивающую программу так, чтобы ребенок воспринимал ее как игру. Продумайте чему вы хотите научить свое чадо? Главная задача матери, ребенок которой недавно родился, научить свое чадо держать в руках погремушку. Как этому научить малыша? Каждый раз, когда вы будете давать малышу игрушку, говорите при этом «на». Когда вы будете забирать что-то из рук ребенка, говорите «дай». Эта простая игра может начинаться с того времени, когда в ручку малыша можно будет что-то вкладывать. Команды, которые вы даете при определенных своих действиях, которые повторяются изо дня в день, откладываются в голове ребенка и он начинает проводить параллели. Подобным методом дрессируют собак, которые должны подчиняться команде.
Не пытайтесь удовлетворить все требования, решения которых с помощью крика пытается добиться малыш. Понятно, что если ребенку неудобно вы поможете ему перевернуться, а если чадо замерзло, оденете его потеплее. Но подобным образом ребенок может манипулировать родителями даже в бессознательном возрасте. Поэтому прежде чем удовлетворять потребности малыша, поговорите с ним серьезным тоном. Пусть ребенок не сможет осознать всех сказанных вами слов, но он поймет интонацию и тот факт, что вы понимаете его игру, но играть в нее нужно на ваших правилах.
Контакт папы и новорожденного
Хорошо, если папа будущего ребенка присутствовал на родах, помогал жене, массировал ей спину, держал за руку, перерезал пуповину. Все это эмоционально вовлекало его в происходящее, заранее настраивало на встречу с малышом, готовило морально.
Отцы имеют свой собственный, уникальный подход к общению с ребенком. Установление контакта с малышом после рождения пробуждает в папе чувствительность. Она другая, чем у мам, равно как и чувство защищенности, которое отцы дарят своим детям, иное, нежели то, что дает ребенку мама
Заботливое участие отца в уходе за новорожденным, как и сама отцовская любовь, важно ребенку не меньше, чем материнская забота
Вот что можно посоветовать папам для налаживания контакта с новорожденным:
- Заботьтесь о малыше: кормите из бутылочки (если это актуально для вашей семьи), купайте, переодевайте, выходите на прогулку.
- Поддерживайте тактильный контакт, при каждом удобном случае гладьте малыша, берите его на руки, дайте поспать у вас на груди.
- Проводите время наедине с малышом, когда присутствие третьих лиц не мешает вам выражать открыто свои эмоции.
Любой папа может стать таким же заботливым, как и мама. Несмотря на то, что у отцов гормональная связь не такая крепкая, как у матерей, и они способны на установление сильной привязанности к своим детям в период новорожденности.
Как помочь ребёнку заговорить
Когда дети начинают говорить первые слова, им самим это очень нравится. Основной способ помочь ребёнку заговорить — общаться с ним как можно чаще. В младенчестве малыш понимает речь на эмоциональном уровне, поэтому говорить с ним нужно выразительно. Все действия, связанные с ним – купание, массаж, кормление и т.п. – сопровождать эмоционально окрашенными словами. Называть малыша по имени, проговаривать названия вещей, говорить о том, что делает сам ребёнок и как хорошо у него это получается, а также подхватывать и повторять все звуки, которые он произносит.
По мере взросления лучше использовать короткие и понятные предложения, чтобы ребёнок мог наблюдать за движением губ и применял знания в своей речи. Нужно поддерживать разговор с малышом, задавать ему вопросы и стараться вести продолжительную беседу.
Читать книги и петь песни. Можно читать ребёнку книгу и показывать персонажей на картинках
Они привлекут его внимание, а слуховое восприятие поможет запоминать новые слова. Совместное разучивание новых песенок и коротких стишков развивает речевой аппарат, а также укрепляет связь с малышом.
Развивать мелкую моторику. Мелкая моторика — это выполнение мелких движений кистями, пальцами рук и ног, например: перебирать крупу, играть с бусинками и пуговицами. Центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом друг с другом, поэтому при стимуляции моторики быстрее происходит развитие речи.
Мамам и папам на заметку:
ФрутоНяня выпускает пюре в паучах, которые закрываются фрутокрышками. Каждая фрутокрышка — это элемент развивающего конструктора, из которого можно собрать множество фигурок. И подкрепились, и поиграли! Попробуйте игры на развитие мелкой моторики с фрутокрышками, а также смотрите Видео: Развитие крупной и мелкой моторики
Развивать словарный запас. Можно показывать и называть ребёнку окружающие предметы: до́ма, в парке, в гостях. Значение предметов стоит объяснять простым языком. Так ребёнок расширит знания об окружающем мире, выучит новые слова и будет быстрее учиться говорить.
Отказаться от языка жестов и коверканья слов. Взрослым лучше отказаться от коверканья слов, потому что ребёнок учится разговаривать на основании той речи, которую слышит вокруг. Если малыш заменяет слова на жесты, можно сделать вид, что они непонятны. Это будет стимулировать его к произношению. Не следует доводить ребёнка до плача или истерики. Действовать стоит мягко — задавать наводящие вопросы, проговаривать слова друг за другом.
Общение с ребенком после развода: правовое регулирование, права и обязанности родителей
Семейное законодательство устанавливает, что мать и отец обладают равными родительскими правами и несут равные обязанности. При этом родительские права прекращаются по достижении ребенком возраста совершеннолетия или при приобретении им полной дееспособности до достижения возраста совершеннолетия.
Соответственно, законодатель не предусматривает расторжение брака как основание для прекращения родительских прав одного из родителей. Данный факт означает сохранение за родителем его прав и обязанностей по воспитанию и материальному обеспечению ребенка.
Живущий отдельно от ребенка родитель вправе:
- получать сведения о здоровье, воспитании, обучении, времяпрепровождении ребенка;
- участвовать в воспитании ребенка после развода;
- решать вопрос совместно со вторым родителем важных для ребенка вопросов;
- общаться с ребенком и проводить время вместе.
Кроме того, родитель, не проживающий совместно с ребенком, вправе получать сведения о ребенке из образовательных, медицинских и иных организаций. При этом организация может отказать в предоставлении таких сведений только в случае наличия реальной угрозы для жизни ребенка со стороны родителя.
В то же время родитель, проживающий отдельно, исполняет следующие обязанности:
- защищает права и интересы своего ребенка, в том числе выступает в качестве законного представителя в отношениях с физическими и юридическими лицами, в судах;
- заботится о физическом и психологическом здоровье, а также о
духовном и нравственном развитии детей;
- занимается воспитанием ребенка;
- обеспечивает получение детьми общего образования;
- материально обеспечивает своего ребенка путем выплаты алиментов или иным способом;
После расторжения брака общение между родителем и ребенком состоит из личных встреч, телефонных звонков, переписок посредством СМС-сообщений или видеосвязи. Кроме родителей, ребенок также вправе общаться с другими родственниками (бабушка, дедушка, сестра, брат, дядя, тетя и другие).
Важно знать: переезд родителя в другую страну не прекращает его прав на общение, участие в воспитании своего ребенка