Начните с фразы «Я хочу с вами посоветоваться!»
Особенно это полезно, когда на самом деле у вас есть претензии. К примеру, ребенок жалуется на несправедливое отношение или грубый тон. Мама идет в школу и говорит: «Я хочу с вами посоветоваться. Маша приходит домой очень расстроенной, когда получает «тройки». Ей не всегда понятно, почему ее работу оценили низко. Что мне делать в этих ситуациях?»
Тут есть шансы, что: а) учитель поймет, что ребенок и родитель заинтересованы в учебе; б) даст полезную информацию — ведь не исключено, что оценки на деле заслуженные и школьнику нужна помощь; в) про себя проанализирует, всегда ли он прав.
А вот если мама с порога заявляет: «Почему вы все время занижаете оценки?», то учитель будет защищаться. Поэтому мы никого не обвиняем в некомпетентности, а приглашаем помочь общему делу — поддержать страдающего ученика. Нормальный человек откликнется.
Чувствуйте внутреннюю уверенность
Давно известно, что «Когда есть сила приказывать, повиновение последует». Ребенок хорошо слышит слово «Нет», если оно произнесено уверено и твердо, но при этом спокойно и вежливо
А вот сомнения в голосе мамы заставят задуматься, так ли уж важно слушаться? Если взрослые срываются на крик, они тоже показывают свою слабость, а слабым можно и не подчиняться
Нельзя думать, что осознанно запрещая что-то, вы непременно сделаете детей несчастными. На самом деле, ребенку нужна не только свобода, но и сильный человек рядом, который будет направлять, защищать, а порой и что-то запрещать. Когда вы верите в свое право устанавливать границы дозволенного, детям значительно легче их соблюдать.
Задача родителей — сделать так, чтобы такие короткие и такие долгожданные летние месяцы не стали чередой унылых дней перед телевизором или компьютером, а принесли детям новые знания, удивительные открытия и волшебные воспоминания. Как же сделать летний отдых насыщенным и полезным? |
8. Не требуйте невозможного
Очень часто дети не слышат слово «Нет», потому что, устанавливая запреты, родители не учитывают их возрастные особенности. Не идите наперекор природе, которая заставляет трехлетку кричать «Я сам!». Это все равно, что бороться с ветряными мельницами. Нельзя требовать от дошкольника то, до чего он в принципе еще не дорос. Например, сидеть и 40 минут заниматься одним делом, смирно стоять, никуда не лезть, не баловаться и т. д., потому что здоровые дети должны быть активными и любопытными, а еще потому, что до семи лет у них не сформирована произвольность.
9. Предлагайте альтернативу
Обидно, когда что-то нельзя. Но ведь всегда есть что-то, что можно! Напоминайте ребенку об этом. Запрещая одну игру, тут же предлагайте другую, более безопасную. Научите правильно и аккуратно пользоваться запретными предметами (например, нельзя бегать с ножницами по комнате, но можно резать ими бумагу сидя за столом). Если малыша так и тянет рисовать на обоях, закрепите на удобной высоте большой рулон бумаги или выделите одну стенку на балконе, где можно рисовать мелками. Нельзя сейчас купить игрушку в магазине, но можно выбрать вкусное печенье на ужин или (для более взрослых детей) начать присматривать подарок к ближайшему празднику. Когда у ребенка есть альтернатива, он не будет устраивать истерику из-за того, что ему в чем-то отказали.
Откуда берутся силы? Что делать, если каждый вечер валишься с ног? Вопросы не праздные — особенно для мам с маленькими детьми. Малыши дают много энергии, но и требуют массу сил. В этой статье мы расскажем, как все время быть в форме. |
10. Любите, а не устраивайте войну
Ребенок плохо слышит слово «Нет», когда его отношения с родителями оставляют желать лучшего, когда взрослые грубы или ведут себя отстраненно
Ребенок не научится адекватно воспринимать запреты до тех пор, пока истерики и протесты — это единственный способ привлечь к себе внимание или добиться, чтобы его услышали
Очень важно не устраивать бесконечную борьбу за власть с собственными детьми, а еще не провоцировать их на запретное поведение. С малышами это довольно просто сделать
Порой достаточно вовремя отвлекать внимание, убирать подальше опасные предметы и вызывающие аллергию сладости, не ходить на прогулку в тот двор, где глубокая лужа и сломанная горка и т. д
Чем старше становится ребенок, тем чаще категорическое «Нет» можно заменять правом решать самому. При этом достаточно объяснить ребенку все последствия того или иного поступка и дать понять, что за них неизбежно придется нести ответственность.
И, конечно, в любом возрасте, запрещая что-то, важно оставаться любящим родителем
Шаг 4.Дождаться места в детском саду
Еще одна проблема с детскими садами — бесконечная очередь, которая не двигается или только удлиняется. В этом случае тоже можно судиться.
Решение Верховного суда
Анна не могла получить место в детском саду, потому что мест не было, и обратилась в суд с требованием признать бездействие чиновников незаконным и организовать места в саду для ее сына.
Районный суд ей отказал, потому что отсутствие мест в саду — законная причина не принимать ребенка. Но Анна не сдалась и дошла до Верховного. Тот рассмотрел дело и решил, что районный суд был не прав, а бездействие администрации района незаконно, потому что задача администрации — сделать так, чтобы мест в саду хватало на всех.
Еще можно попробовать жаловаться в Департамент образования через электронную приемную. Чиновники обязаны рассмотреть каждое такое обращение и прислать ответ. Чем больше повторных жалоб, тем выше шансы, что проблему решат.
Любите, а не устраивайте войну
Ребенок плохо слышит слово «Нет», когда его отношения с родителями оставляют желать лучшего, когда взрослые грубы или ведут себя отстраненно
Ребенок не научится адекватно воспринимать запреты до тех пор, пока истерики и протесты — это единственный способ привлечь к себе внимание или добиться, чтобы его услышали
Очень важно не устраивать бесконечную борьбу за власть с собственными детьми, а еще не провоцировать их на запретное поведение. С малышами это довольно просто сделать
Порой достаточно вовремя отвлекать внимание, убирать подальше опасные предметы и вызывающие аллергию сладости, не ходить на прогулку в тот двор, где глубокая лужа и сломанная горка и т. д
Чем старше становится ребенок, тем чаще категорическое «Нет» можно заменять правом решать самому. При этом достаточно объяснить ребенку все последствия того или иного поступка и дать понять, что за них неизбежно придется нести ответственность.
И, конечно, в любом возрасте, запрещая что-то, важно оставаться любящим родителем. Фото: http://globallookpress.com, https://www.pexels.com
Фото: http://globallookpress.com, https://www.pexels.com
Для чего нужны запреты
Правила играют важную роль в развитии ребёнка, так как он постоянно сталкивается с чем-то новым в окружающем
мире и нуждается в структурировании информации.
Ограничения вносят в мир ребёнка надёжность и стабильность. И родителям необходимо запрещать детям делать
некоторые вещи, чтобы со временем они могли запрещать их себе сами, научились отвечать за свои поступки и
привыкли к самоконтролю.
Существует мнение, что запреты ограничивают свободу. Но вряд ли кому-то понравился бы мир, в котором
повсеместная вседозволенность — это норма. Люди свободны как раз благодаря тому, что знакомы с правилами, по
которым строится жизнь в обществе. Ведь запреты помогают регулировать отношения между людьми в обществе,
помогают мирно существовать и общаться.
Несколько практических советов
Иногда для «запуска» речи достаточно немного изменить условия, в которых находиться ребенок.
Для этого не обязательно использовать дорогостоящие игрушки или наборы для развития речи.
Создаем трудности
Неврологи и психологи советуют, чтобы разговорить ребенка, как можно меньше откликаться на его жесты и просьбы в виде мычания. Стоит заметить, что это актуально для детей от полутора, двух лет и старше.
Но когда он сталкивался с трудностями, речевые центры мозга начинают работать активнее. Поэтому многие «не говорящие» дети начинают, активно разговаривать, посещая садик.
Активно читаем и слушаем сказки
Малыши любят яркие картинки. Поэтому чтение книг их увлекает. Пока ребенок рассматривает картинку и слушает стишки или мини-сказки он запоминает новые слова.
Если читать книги с малышом часами вы не можете, включайте ему аудиосказки. Постоянно звучащая речь, будет стимулом для развития речевых центров ребенка.
Музыка – еще один помощник
Включайте малышу классическую музыку, она стимулирует развитие мозга. Многие специалисты рекомендуют Моцарта. Его произведения детьми воспринимаются легче.
Когда ребенок начинает говорить первые слова, можно включать самые простые детские песенки и пытаться петь их вместе с ним. Это не только стимулирует музыкальный слух, но и речь.
Не поощряйте лепет и автономную речь
Ошибочно сюсюкать с ребенком и общаться с ним на его «птичьем» языке
Малышам важно видеть нормальную артикуляцию и слышать обычную взрослую речь
Часть психологов считает, что сюсюканье и подражание детскому лепету уместны до шести, восьми месяцев.
Расширяйте активный и пассивный словарный запас
Для нормального развития речи важно не только стимулировать ребенка к произношению новых слов. Но и пополнять его пассивный словарь. То есть слова значения, которых он знает, но пока не может выговаривать
То есть слова значения, которых он знает, но пока не может выговаривать.
Для этого старайтесь как можно чаще называть малышу окружающие его вещи. А для занятий использовать не только книжки с картинками, но и предметы быта. Он лучше запомнит увиденное вживую.
Научить ребенка говорить в 1.5 года можно расширяя его активный словарь. Просите малыша повторять за вами простые слова (кот, дом и прочее). Помните, что повторение и регулярность занятий – залог успеха.
Обсуждайте и задавайте вопросы
Это правило больше подходит для детей в возрасте 1 год 9 месяцев и старше. Необходимость ответить на вопрос стимулирует речевые центры.
С детьми от года необходимо рассматривая картинки обсуждать, то, что на них изображено. Рассказывайте малышу, что именно нарисовано, побуждайте его показать какой-либо предмет.
Активно играйте
Для детишек от года можно устраивать мини-спектакли.
Можно придумывать истории самостоятельно или разыгрывать сценки из мультфильмов или сказок. Всплеск положительных эмоций, речь взрослого стимулирует в малыше желание говорить.
Стимулируйте мелкую моторику
Давайте ребенку играть с крупами (гречка, рис, пшено). Пусть у него под рукой будут предметы с разной текстурой – дерево, пластик, шерсть, хлопок.
А если сделать для малыша развивающую доску с различными щеколдами, крючками, выключателями, вы получите кроме развития речи, от 15 до 30 минут свободного времени.
Как правильно отказать человеку
11. Напоминайте себе, чего вам это будет стоить.
Что вы потеряете, согласившись? Время, деньги, здоровье? Ничего не дается просто так.
12. Доверяйтесвоейинтуиции.
Вашаинтуицияредкоподводитвас. Если вы чувствуете, что что-то не так, прислушайтесь к своим инстинктам и скажите “Нет”.
13. Предложите альтернативу.
Это особенно полезно на работе, когда вы не хотите, чтобы вас считали человеком, который все время отказывает.
Если вы слишком заняты, чтобы взяться за какую-то задачу, которую хотели бы выполнить в будущем, то можете сказать: “Я не смогу вам помочь с этим проектом прямо сейчас, но я был бы рад посмотреть на него в следующем месяце, когда буду более свободен“.
14. Перепоручите кому-то.
Если вы хотите отказать кому-то в чем-то, но знаете человека, который бы согласился, поделитесь этой информацией. “Боюсь, что я не смогу помочь вам с организацией праздника, но я знаю, что Анна занимается выпечкой тортов, может быть спросите у нее?”
Однако не стоит использовать это в качестве предлога, чтобы подставить людей, которые вам не нравятся, иначе вы прослывете сволочью.
15. Договаривайтесь.
Если вы готовы пойти навстречу, можете попробовать договориться. Это позволит вам принять просьбу, не отказывая напрямую. Мы можете попросить уменьшить количество поручений, попросить больший срок для выполнения работы или разделить работу с кем-то другим.
Как ответить на грубость, оскорбление и неудобные вопросы
Зачем нужны запреты?
Дети сталкиваются с миллионом различных соблазнов. Яркие упаковки игрушек и сладостей манят ребят, призывая детей уговорить родителей купить. Ребенку очень сложно справится с такими соблазнами, часто дети хотят что-то, сами не понимая, зачем им это нужно. Ведь малыши отдаются полностью власти эмоций и не могут рационально определить степень необходимости вещей. Задача родителей – научить искусству грамотного выбора необходимых предметов из огромного количества вариантов.
С раннего возраста, детям необходимы границы, которые позволяют чувствовать себя в безопасности. Конечно, ребенок может протестовать и противится правилам. Но этот период пройдет, если родители будут четко стоять на своем. Все мамы и папы должны усвоить: границы и запреты необходимы для нормального развития психики малыша.
Как научиться говорить нет — советы профессионала
Фото: LEGION-MEDIA
1
Прежде чем выстраивать отношения с другими
людьми, стоит понять, что для вас действительно важно, а что нет. Для этого
напишите список людей, дел и событий, которым вы хотите посвящать свое время и
силы. Ведь пока вы не расставите приоритеты, вам будет сложно понять, на что
действительно стоит тратить свое время
Иначе вас могут мучить сомнения,
правильно ли вы сделали, сказав «нет»
Ведь пока вы не расставите приоритеты, вам будет сложно понять, на что
действительно стоит тратить свое время. Иначе вас могут мучить сомнения,
правильно ли вы сделали, сказав «нет»
2. Отклонив
просьбу человека, предложите ему
альтернативу, «утешительный приз».
К примеру, если вы не сможете сегодня вечером встретиться с подругой, с которой
не виделись уже несколько месяцев, пообещайте сделать это через неделю. Главное
в таком случае — постараться быть действительно полезным обратившемуся к вам, а
не действовать из желания избавиться от чувства вины.
3. Если вы не можете помочь человеку, покажите ему,что вы его услышали и поняли то, в чем он нуждается. Скажите ему о том, что он
имеет дело со сложной задачей или что он прилагает все усилия для ее решения,
подбодрите его. Это поможет собеседнику почувствовать себя лучше и легче
пережить отказ.
4. Не переживайте, что ваш отказ серьезно обидит собеседника, ведь к нему вы
не имеете претензий, не отвергаете его и не портите с ним отношения. Ваш
отказ выполнить его просьбу говорит лишь о том, что сейчас у вас нет
возможности помочь ему
Конечно же, важно быть вежливым и доброжелательным,
можно похвалить человека или его работу, но все равно сохраните твердость,
сказав «нет». Такое поведение даст понять другому, что вы не
отвергаете его самого. 5
Вот еще один способ, как научиться говорить «нет» и
чувствовать себя комфортно. Не каждый из нас способен ответить отказом без
объяснений причины. Да и человек, обратившийся к нам с просьбой, часто ждет
хотя бы минимума слов. В длинные пространные объяснения пускаться не стоит,
лучше кратко озвучить обстоятельства, которые послужили поводом для отказа.
Возможно, вы спешите к врачу, или слишком устали и нуждаетесь в отдыхе, или не
хотите браться за дело из моральных соображений. Скажите собеседнику честно о
своих мотивах
5. Вот еще один способ, как научиться говорить «нет» и
чувствовать себя комфортно. Не каждый из нас способен ответить отказом без
объяснений причины. Да и человек, обратившийся к нам с просьбой, часто ждет
хотя бы минимума слов. В длинные пространные объяснения пускаться не стоит,
лучше кратко озвучить обстоятельства, которые послужили поводом для отказа.
Возможно, вы спешите к врачу, или слишком устали и нуждаетесь в отдыхе, или не
хотите браться за дело из моральных соображений. Скажите собеседнику честно о
своих мотивах.
Как научиться говорить нет: главные причины неумения отказывать
Чтобы понять, как научиться говорить нет, необходимо разобраться в причинах, которые мешают человеку отказывать другим людям. Каждый читатель знает не понаслышке, что отказ близкому другу или родственнику способен испортить отношения с ним. Исходя из этого, людям приходится идти на поводу у других и при этом чаще всего вопреки своим желаниям.
Некоторые боятся показаться невежливыми, но при этом приносят огромный ущерб не только собственным интересам, но и физическому и моральному состоянию. Нужно понимать, что чем чаще человек идёт на поводу у других тем быстрее он теряет уверенность в себе, а также падает его самооценка. Вскоре может произойти упадок жизненного тонуса и появится ощущение потребительского отношения, а это не очень хорошо.
Как ни странно, но главной причиной неумения отказывать является обычный страх и его следует поделить на четыре основных типа:
- страх обидеть, а также подвести человека;
- люди боятся отказывать другим, ведь если им придётся самим о чём-то просить, существует вероятность, что и им откажут;
- потеря уважения является одним из разновидностей страха при отказе;
- страх показаться дерзким, весьма грубым, а также не воспитанным человеком.
Из перечисленного выше можно сказать лишь одно, что всё это стереотипы, которые были сформированы в глубоком детстве. С каждым годом жизни у человека все типы страхов укрепляются, а потому и возникает вопрос, как научиться говорить нет. Следует себе уяснить, что адекватный друг или родственник всегда с пониманием воспримет любой отказ. Дальнейшее общение не ухудшится, а отношения останутся на том же уровне. Вот только отказывать нужно правильно и для этого необходимо соблюдать некоторые правила, о которых поговорим позже.
Как красиво и грамотно отказать
25. Дело не в тебе, а во мне.
Используйте эту фразу, если чувствуете, что идея/человек/мероприятие больше подходит кому-то другому, но этот кто-то — не вы. Также вы можете сказать, что вам это не подходит.
26. Дело не во мне, а в тебе.
Переверните эту фразу и не бойтесь сказать твердое «Нет», если вы уверены в этом. Например, если вы вегетарианка и не хотите «чуть-чуть» попробовать мясо, приготовленное вашей тетей, скажите: «Спасибо, но ты знаешь, что я вегетарианка и никогда не попробую это». Проведите границу, когда нужно, и люди будут уважать ваш выбор.
27. Проявите сочувствие.
Иногда все, что нужно, это сопереживание другому человеку. Например, «Я знаю, что это неприятно, но я не могу, извини».
Документы для отказа от родительских прав
Требуется предоставить полный пакет документов для лишения родителей их прав по отношению к несовершеннолетнему.
Таблица 2. Документы для лишения родительских прав
Добровольная процедура | Принудительная процедура |
---|---|
· свидетельство о браке/разводе; | · решение суда; |
· заявление; | · исполнительный лист, свидетельствующий об открытии исполнительного производства для взыскания денег в пользу несовершеннолетнего. |
· соглашение о содержании ребенка; | |
· характеристика из школы или детского сада, чтобы оценить психическое и эмоциональное состояние ребенка; | |
· место регистрации малыша; | |
· акт о проверке состояния жилищных условий; | |
· характеристика родителей от соседей и с места работы. |
Стоит отметить, что при добровольной процедуре перечень документов может существенно меняться. Все зависит от конкретно взятого случая. Выше указаны только основные бумаги, которые требуются сотрудникам опеки для принятия решения.
Сегодня возможно отказаться от своих прав в пользу другого человека. Например, когда другой хочет сразу усыновить малыша. Тогда дополнительно потребуется информация об усыновителе. Поэтому, чтоб сразу все сдать с первого раза рекомендуется проконсультироваться у сотрудников опеки. Они рассмотрят дело и скажут, что нужно предоставить в конкретно взятом случае.
Сложности развода
У разведённых родителей возникают сложности с определением дохода из-за алиментов.
Для начала акцентируем внимание на двух вещах:
- Подать заявление может любой из родителей, указанных в свидетельстве о рождении. Если у мамы двое детей от разных отцов, то она подаёт заявление на обоих своих детей, но папы только на одного ребёнка: каждый на своего.
- Разведённые родители не считаются членами одной семьи, поэтому в расчёте среднедушевого дохода не участвуют. Алименты включаются в доходы семьи.
Итак, рассмотрим несколько ситуаций.
Полюбовная
Если мама и папа расстались, но поддерживают хорошие отношения, то можно посчитать, кому выгоднее подавать заявление.
Например, у папы официальная зарплата 25 000 рублей, на него записаны двое детей. Доход считается на троих. 25 000/3 = 8 333. В большинстве регионов это ниже прожиточного минимума. Заметим, что алименты из дохода не вычитаются.
В этой же ситуации считаем маму. Допустим, её доход тоже 25 000 рублей, но она получает ещё алименты от бывшего мужа — 33%, что составляет 8 250. Итого совокупный доход на троих — 33 250. Вычислим среднедушевой доход. 33 250/3 = 11 083. Например, в Кировской области прожиточный минимум 10 330. Мама уже не подходит под условия назначения.
Адрес прописки не имеет значения, но если ведомство будет придираться, то можно сделать временную. В этой ситуации проще подавать заявление от лица папы, а он уже будет передавать деньги детям.
Но это пример идеального развода без финансовых и личных претензий.
Конфликтная
Чаще встречается ситуация, когда бывшие супруги не общаются. В таком случае все сложности с получением пособия лежат на родителе, с которым живут дети и пространства для манёвра нет.
Если родителе в разводе, то должны быть оформлены алименты. Либо добровольные через нотариальное соглашение, либо принудительные по решению суда.
Любой из этих документов придётся предоставить ведомству, назначающему выплаты. Если документа нет, то в пособии могут отказать, поскольку по Семейному кодексу обязанность по воспитанию ребёнка лежит на обоих родителях. Если супруги договорились устно, то это не считается. Перечисления на карту доказательством не будет.
Допустим, второй родитель не платит алименты. В таком случае должно быть заведено производство и передано приставам для взыскания. Для ведомства, назначающего выплаты, придётся предоставить справку из ФССП о долге по алиментам.
Обращаем внимание, что пособие получит тот родитель, кто первый подал заявление. Так случилось с пособием в 10 000 рублей
Если один из родителей уже оформил заявление, то второму придёт отказ.
Почему сложно научиться говорить «нет»?
Причины могут быть разными. Часто это связано с убеждениями, которые сформировались в детстве: родители не учили ребёнка чувствовать и отстаивать свои границы.
2. Из-за необходимости объясняться
Если не продумали причину отказа заранее, придётся импровизировать или врать. Представьте, что вы фотограф и получаете неожиданный звонок от знакомого, который просит поснимать юбилей его бабушки. Сориентироваться и отказать сразу будет сложно.
3. Из-за обязательств
Кажется, если не пойти с друзьями на пятничную вечеринку, придётся обязательно встречаться с ними на следующей неделе.
4. Из-за негативных эмоций
«Нет» – вызывает неприятную реакцию: родитель отказывает ребёнку в покупке игрушки, и тот устраивает часовую истерику на улице. Не каждый готов с этим столкнуться.
5. Из-за эффекта бумеранга
Человек боится, что «нет» обязательно вернётся в виде чужого отказа. Сегодня вы не дадите другу в долг, а завтра он не захочет помогать вам.
Установите гибкие, но обязательные правила
Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо понимал слово «Нет», расскажите ему, что правила поведения похожи на светофор.
Красный свет — это то, что нельзя делать никогда; то, что опасно или может причинить боль окружающим. Например, совать спицы в розетку и мучить кота запрещено всегда, вне зависимости от настроения мамы и погоды на улице, даже по праздникам и даже когда болеешь. Точка.
Желтый свет — обозначает то, что можно делать, но осторожно, или под присмотром взрослых, или очень редко. Например, можно смотреть телевизор поздно вечером, но только в выходной
Можно лезть в лужу, но надо надеть резиновые сапожки. Можно играть в телефоне в длинной очереди в поликлинике, а вот дома лучше найти другие занятия и т. д.
Зеленый свет — все остальные развлечения и забавы. У мудрых родителей сюда попадут многие игры, которые могут раздражать взрослых, но в целом безопасны и полезны для развития ребенка.
Развитие речи детей раннего возраста
Развитие речи детей раннего возраста происходит поэтапно. Каждому этапу соответствуют определенные активный (проговариваемый) и пассивный (понимаемый) словари, звукопроизношение.
Ребенок 2-3 лет
Раннее речевое развитие ребенка
К 3-м годам у малыша формируется некая «база» речи, на основе которой строится все дальнейшее ее развитие
Поэтому с самого рождения нужно обращать особенное внимание на развитие речевых навыков ребенка
Среднестатистические нормы
Если с первых месяцев жизни с ребенком активно занимались в домашних условиях, общались и комментировали свои и его действия, то к возрасту 2-3-х лет у него происходит формирование достаточно большого пассивного словаря. Говорить при этом он может невнятно, непонятно, отрывистыми словами и короткими фразами.
Обратите внимание. В данный период понимание речи развито сильнее, чем ее произношение
Основные нормы развития речи малыша к третьему году жизни:
- Большая часть употребительных слов – существительные и глаголы. Начинает использовать прилагательные, предлоги и союзы, местоимения и наречия.
- Используются простые фразы из 2-3 слов. Способен поддержать простой диалог.
- Знает характеристики предмета (большой, маленький), основные цвета и формы.
- Понимает обращение к нему взрослого.
- Форма активного познания языка – изобретение новых слов. Например, лопатке может дать название – копатка.
- Звукопроизношение к 3-м годам далеко от идеала. Трудности возникают при произнесении свистящих и шипящих звуков, «Л» и «Р». Часто происходит замена твердых на мягкие. Это считается нормой для данного возраста, развивается чистое звукопроизношение к 5-и годам.
Основные причины задержки развития речи у детей
Иногда процесс речевой деятельности развивается не по общепринятому сценарию. По возрасту малышу давно пора заговорить, но он упорно молчит, общается посредством мимики и жестов или крайне неразборчиво. Причины задержки речевого развития (ЗРР) могут быть следующими:
- Болезни матери во время беременности;
- Родовые травмы;
- Перенесенные болезни и травмы головы ребенка до трех лет;
- Нарушение слуха;
- Отсутствие интенсивного общения со взрослым.
Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика
Дыхательные упражнения выполняются при нескольких условиях: ребенок сидит с прямой спиной, глядит прямо перед собой, при выдохе не надувает щеки. Заниматься дыхательной и артикуляционной гимнастикой можно и дома, а материалы для упражнений выполнить в процессе совместного с ребенком творчества.
Обратите внимание. Артикуляционная гимнастика в этом возрасте происходит по подражанию взрослому, по большей части перед зеркалом
В чем может крыться причина молчания малыша?
Причинами молчания малыша могут быть:
малое внимание со стороны взрослых;
травмы в перинатальный период и в раннем детстве;
нарушения слуха.
Многие родители ссылаются на то, что «родственник заговорил в 4, и все с ним хорошо». Однако стоит помнить, что развивать речь малыша стоит с малых лет, т.к. наследственность не играет главенствующей роли в ее становлении, а последствия могут быть очень плачевными. Моторная и сенсорная алалия, ЗРР и другие нарушения речи требуют постоянной логопедической коррекции.
Что влияет на развитие речи у двухлетки
В первую очередь влияет наследственность и наличие травм во время беременности, родов и в период раннего развития малыша.
Вторая причина – это окружение
Важно, чтобы с ребенком общались часто и правильно (без сюсюканий). Детские слова и фразы в этом возрасте – точное отражение речи взрослых
Поэтому, чтобы правильно развить и обогатить словарь малыша, нужно тщательно следить за тем, в какой речевой среде он находится.
Домашнее занятие с ребенком
Как правильно отказать в просьбе
Недостаточно просто научиться говорить “нет”. Гораздо важнее, чтобы вы при этом оставались уверенным и спокойным. Отказ не должен вызывать у вас внутреннего дискомфорта. Это ваше право – согласиться или отказаться выполнять просьбу.
Чтобы вежливо отказать, придерживайтесь следующих правил.
- Не торопиться с ответом. Возьмите небольшую паузу, чтобы обдумать решение, взвесить все “за” и “против”. Таким образом вы не отказываете сразу, однако настраиваете человека на возможный отказ. Вполне возможно, что за это время он успеет найти альтернативные варианты.
- Выразить свое отношение к просьбе. Это может быть сожаление, недовольство, досада, равнодушие. Ваша реакция заранее подготовит собеседника к отказу.
- Четко озвучить отказ, в котором должно быть слово “нет”.
- Обрисовать причины отказа. Сама причина не так важна. Можете сослаться на необходимость выполнения личных дел или отсутствие нужной компетенции.
- Предложить альтернативный вариант. Чтобы избавиться чувства вины, которое может возникнуть после отказа, самый хороший вариант – предложить альтернативу. Коллега по работе просит одолжить денег до зарплаты? Предложите ему оформить овердрафт или кредитную карту с грейс-периодом.
- Проявлять настойчивость. Если в ответ на ваш отказ человек продолжает настаивать на своем, пытается вас уговорить и даже манипулировать вами, спокойно выслушайте его и повторите еще раз, почему вы не выполните его просьбу. В особо запущенных случаях придется повторить несколько раз.
Учимся говорить «нет»: с чего начать?
Первый шаг, который вам необходимо сделать, чтобы научиться говорить «нет» без чувства вины – это определить и чувствовать свои границы.
Что для этого нужно сделать?
- Быть осознанным
Вам важно научиться отслеживать свои чувства (эмоции) и ощущения в теле. Как только вы понимаете, что просьба человека рождает в вас ощущение тяжести, отсутствия энергии или как-то неприятно отдаётся в теле – это верный знак, что вам следует позаботиться, в первую очередь о себе, а не об этом человеке
Кроме того, осознанно отнеситесь к своему намерению помочь. Если вы понимаете, что в вас сработала «привычка быть хорошим», а не искреннее желание помочь – не стоит соглашаться это делать. Удовольствие вы от этого не получите, да и человек особой радости не испытает, глядя на ваше кислое лицо, с которым вы согласились съездить с ним на дачу посадить картошку. Осадок и скрытое неудовольствие останутся у каждого, как бы вы друг другу ни улыбались. Не обманывайте себя и других. Будьте честными в своих истинных желаниях.
- Поймите свои истинные цели, потребности и желания
Если у вас нет собственных целей – у вас нет своего пути. Это значит, что вас шатает в разные стороны и любой человек может легко увлечь вас в выполнение собственных задач. Напишите список своих желаний, потребностей и целей. Они будут вашим ориентиром. Проранжируйте, что для вас является самым важным в текущий момент вашей жизни. Если вы понимаете, что сейчас очень хотите укрепить свои отношения с семьёй и проводить больше времени с детьми, то едва ли «срочная задача», которую вам подкинули на работе в конце рабочего дня, заставит вас задержаться до 9 вечера. Скорее всего вы предпочтёте вернуться к этому вопросу рано утром.
- Проявляйте любовь к себе
Чаще вспоминайте о том, что внутри вас живёт малыш. Тот самый, который однажды поверил, что, чтобы его любили – нужно быть уступчивым и послушным. Дайте ему свою любовь, позаботьтесь о нём сами. Дайте ему то, что он действительно хочет (вспомните о своих потребностях). Неужели бы вы заставили его делать то, что он вовсе не хочет, от чего плачет и становится несчастным? Защищайте его, его интересы и границы. Будьте ему заботливым и любящим родителем. Никто, кроме вас этого сделать не сможет.
- Не обещайте то, чего заведомо не можете выполнить
Привычка говорить «да» может сыграть с нами злую шутку. Показавшись «хорошим» в моменте, ты оказываешься «плохим» в перспективе. Говоря «да» на автомате, мы нередко попадаем в неприятные ситуации, когда можем подвести партнёра, не сдержав обещания. Чувство вины и разочарование с обоих сторон гарантированы.
А не лучше ли было не обнадёживать человека, а дать ему возможность решить вопрос другим способом? Незаменимых людей нет и безвыходных ситуаций тоже.
Поэтому, отвечая на просьбу, подумай не о себе (каким плохим я буду, если откажу), а о партнёре (кто-то сможет ему помочь действительно лучше и с удовольствием).